Межличностные отношения. Понятие. Сущность.

Содержаниержание

1. Межличностные отношения. Понятие. Сущность…………..3-9

2. Процесс формирования межличностных отношений

в коллективе………………………………………………………10-16

3. Понятие, сущность и особенности социально-

психологической совместимости

участников одного коллектива…………………………………17-25

4. Взаимосвязь социально-психологической совместимости

и межличностного отношения в коллективе………………..25-31

Литература……………………………………………………………32-34

§ 1. Межличностные отношения. Понятие. Сущность.

Человек не просто живёт в обществе, он выполняет определённые социальные роли, соблюдает стандарты поступков, правила поведения. Скажем, родители воспитывают своих детей. Это обуславливает поступки взрослых (забота о здоровье, образовании, поведении детей).

Педагог учит детей. Это тоже обязывает учителя вести себя, соблюдая комплекс наставника. Начиная говорить о межличностных отношениях, нужно сказать о социальной роли.

Социальными ролями называются такие формы социального взаимодействия, при которых регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определённые трафареты поведения.1

В обществе люди взаимодействуют между собой. Социальные психологи по-разному стремились описать характер и структуру такого взаимодействия. «Так, например, наибольшее распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идеи обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и как следствие этого их изменения. Задача всегда формулировалась как поиски доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии»2.

В системе психологических наук психология личности занимает особое место. Вся система наших социальных знаний опирается на такие фундаментальные понятия, как «человек» и «личность». Понятием «личность» мы описываем социальную ипостась человека, его уникальность, отличие от других людей.

_______________________________________

1Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — М.:Проект, 2004, стр.171.

2Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001, стр. 102.

Понятие «человек» фиксирует его особую родовую сущность, исключительность положения во Вселенной: «Человек есть принципиальная новизна в природе….»3, — писал Н. А. Бердяев.

4 стр., 1981 слов

Понятие, сущность и особенности политической психологии

... в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в ... в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счет отношения, ... и особенность политической психологии, является сочетание в ней социальных и физиологических механизмов воспроизводства чувств и эмоций. В ...

Выдающийся психолог Б.Г.Ананьев, рассматривая вопросы, касающиеся главных характеристик человека и его развития, писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)»4

В связи с этим, цель данного психологического исследования — определение особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений в работе психолога-практика.

Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе… В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения).

Эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов, — таково представление о личности в «узком смысле».

_________________________________________

3Бердяев Н. А. О назначении человека//Мир философии:Книга для чтения. М.,1991.стр. 56.

4Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. стр. 7

Межличностные отношения — это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения.

Межличностные отношения включают в себя:

1) понимание и восприятие людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (симпатия и притяжение);

3) поведение и взаимодействие (в частности, ролевое).

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как возраст, пол, опыт общения с людьми, темперамент, национальность, профессия, самооценка, состояние здоровья, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) Этап знакомства. Возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга. Это во многом обусловливает характер взаимоотношений между людьми.

2) Этап приятельских отношений. Возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми недостатков и достоинств друг друга) и эмоциональном уровнях (появление эмоционального отклика, соответствующих переживаний и т.д.).

3) Этап товарищеских отношений. Сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием5.

Анализируя образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем организм с организмом, обменивающиеся информацией.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... общественных отношений, но и высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения. Развитие личности обусловлено деятельностью, ее активностью - а также личность ... Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные ...

_________________________________

5Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.стр.36.

Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.6

Всем высшим живым существам свойственно общение, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. Общение включает в себя цель, содержание, и средства. Содержание — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межиндивидуальных контактах. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем эмоциональном или мотивационном состоянии живого существа.

Один человек может передавать другому информацию о личных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного живого существа к другому передаются данные об их эмоциональных состояниях (радость, печаль, удовлетворенность, гнев, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Такую же информацию передают друг другу люди, что служит средством межличностной настройки. По отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к разгневанному или страдающему человеку.

Содержанием общения может стать информация о состоянии окружающей действительности, передаваемая от одного живого существа к другому, например, о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи или сигналы об опасности. Содержание общения у человека намного шире, чем у животных, общение самое разнообразное по своему внутреннему содержанию, оно многопредметно. Люди обмениваются между собой богатым, прижизненно приобретенным опытом (знаниями, способностями, умениями и навыками), информацией, представляющей знания об окружающем мире. Человеческое общение самое богатое по своему внутреннему содержанию, оно очень разнообразно.

____________________________________

6 Немов Р. С. Психология: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, т.1., стр. 512.

Общение имеет очень большое значение в формировании и развитии человеческой психики, становлении разумного, культурного поведения.

Благодаря большим возможностям к научению человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, через общение с психологически развитыми людьми.

Он превращается в личность, через активное общение с развитыми личностями.

Если бы с рождения у человека не было возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, был бы до конца жизни обречен оставаться на низшей ступени развития, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных.7

6 стр., 2938 слов

Интернет в жизни старшеклассников новые виды общения и социальных связей

... «Образовательное влияние современной школы совершенно незначительно. Везде, где люди сметливы и образованны, они черпают это не из школы, ... время, большая часть преподавательского состава в школах – это люди старшего поколения, выросшие и воспитанные в другой культуре, почти ... возможностей и шансов для улучшения образования, самореализации школьников, общения. Но почему тогда он так слабо развит в ...

Благодаря общению у человека совершенствуется умение взаимодействовать с людьми, с помощью развития у себя необходимых для этого организаторских и деловых качеств.

Существует ряд видов общения, которые служат развитию различных сторон поведения и психологии людей:

— деловое общение необходимо, как средство приобретения знаний и навыков, формирует и развивает способности человека;

____________________________________

7Немов Р. С. Психология: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, т.1., стр. 512.

— личностное общение формирует человека как личность, помогает приобрести определенные черты характера, склонности, интересы, привычки, определять цели в жизни и выбирать средства их реализации, усвоить формы и нормы нравственного поведения.

Разнообразное по целям, содержанию и средствам общение выполняет также специфическую функцию в психическом развитии человека. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, выступающие в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение — фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение формулирует установки, необходимые для оптимизации других ……..

________________________________

23 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53

24 Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101

Литература

1. Коллектив и личность. М., 1975, с. 81-104; Методологические проблемы социальной психологии, 1975, с. 63-68.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. -376с.

4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение. 2009. -319с.

5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — С-Пб. : Изд-во ЛГУ. 2008. -241с.

6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — С-Пб.: Изд-во ЛГУ. 2008. -204с.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: Изд-во МГУ. 2006. -168с.

8. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР». 2009. -160с.

9. Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука. 2007. -109с.

10. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — М.: Флинта: МПСИ. 2008. -648с.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания

... психологики, как логики обыденного человека, познающего мир (см. Андреева, Богомолова, Петровская, 1978), становится прямой вехой для изучения социального познания.     Первые обзорные работы по психологии социального познания появились с ...

11. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс. 2009. -340с.

12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, Изд-во БГУ. 2009. -284с.

13. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. — М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2007. -310с.

14. Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2006. -376с.

15. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. -Ростов н/Д.: Феникс. 2009. — 512с.

16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Издательство «Аспект-Пресс». 2009. -318с.

17. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2008. — 448с.

18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. -СПб.: Питер. 2006. -269с.

19. Машков В.Н. Психология управления. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2008. -254с.

20. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. — М.: Академический Проект. 2005. -320с.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009. -688с.

22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -М.: ВЛАДОС. 2008. — 632с.

23. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2007. -344с.

24. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2007. -521с.

25. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Наука. 2006. -191с.

26. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ. 2008. -304с.

27. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. — М.: Просвещение. 2008. -339с.

28. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др. — Киев: Наука. 2007. -244с.

29. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — С-Пб.: Наука. 2009. -370с.

30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. -384с.

31. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М.: ВЛАДОС. 2009. -362с.

32. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб.: Питер. 2009. -468с

33. Психология конфликта /Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2007. -409с.

34. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. -543с.

35. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — М.:Проект, 2004, стр.171.

36. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001, стр. 102.

37. Бердяев Н. А. О назначении человека//Мир философии:Книга для чтения. М.,1991.стр. 56.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом ... объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты Различают несколько видов ...

38. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.стр.36.