Межличностные отношения. Понятие. Сущность.

Содержаниержание

1. Межличностные отношения. Понятие. Сущность…………..3-9

2. Процесс формирования межличностных отношений

в коллективе………………………………………………………10-16

3. Понятие, сущность и особенности социально-

психологической совместимости

участников одного коллектива…………………………………17-25

4. Взаимосвязь социально-психологической совместимости

и межличностного отношения в коллективе………………..25-31

Литература……………………………………………………………32-34

§ 1. Межличностные отношения. Понятие. Сущность.

Человек не просто живёт в обществе, он выполняет определённые социальные роли, соблюдает стандарты поступков, правила поведения. Скажем, родители воспитывают своих детей. Это обуславливает поступки взрослых (забота о здоровье, образовании, поведении детей).

Педагог учит детей. Это тоже обязывает учителя вести себя, соблюдая комплекс наставника. Начиная говорить о межличностных отношениях, нужно сказать о социальной роли.

Социальными ролями называются такие формы социального взаимодействия, при которых регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определённые трафареты поведения.1

В обществе люди взаимодействуют между собой. Социальные психологи по-разному стремились описать характер и структуру такого взаимодействия. «Так, например, наибольшее распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идеи обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и как следствие этого их изменения. Задача всегда формулировалась как поиски доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии»2.

В системе психологических наук психология личности занимает особое место. Вся система наших социальных знаний опирается на такие фундаментальные понятия, как «человек» и «личность». Понятием «личность» мы описываем социальную ипостась человека, его уникальность, отличие от других людей.

_______________________________________

1Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — М.:Проект, 2004, стр.171.

2Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001, стр. 102.

Понятие «человек» фиксирует его особую родовую сущность, исключительность положения во Вселенной: «Человек есть принципиальная новизна в природе….»3, — писал Н. А. Бердяев.

4 стр., 1981 слов

Понятие, сущность и особенности политической психологии

... в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в ... в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счет отношения, ... и особенность политической психологии, является сочетание в ней социальных и физиологических механизмов воспроизводства чувств и эмоций. В ...

Выдающийся психолог Б.Г.Ананьев, рассматривая вопросы, касающиеся главных характеристик человека и его развития, писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)»4

В связи с этим, цель данного психологического исследования — определение особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений в работе психолога-практика.

Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе… В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения).

Эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов, — таково представление о личности в «узком смысле».

_________________________________________

3Бердяев Н. А. О назначении человека//Мир философии:Книга для чтения. М.,1991.стр. 56.

4Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. стр. 7

Межличностные отношения — это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения.

Межличностные отношения включают в себя:

1) понимание и восприятие людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (симпатия и притяжение);

3) поведение и взаимодействие (в частности, ролевое).

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как возраст, пол, опыт общения с людьми, темперамент, национальность, профессия, самооценка, состояние здоровья, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) Этап знакомства. Возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга. Это во многом обусловливает характер взаимоотношений между людьми.

2) Этап приятельских отношений. Возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми недостатков и достоинств друг друга) и эмоциональном уровнях (появление эмоционального отклика, соответствующих переживаний и т.д.).

3) Этап товарищеских отношений. Сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием5.

Анализируя образ жизни различных высших животных и человека, можно заметить, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем организм с организмом, обменивающиеся информацией.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... свойств. Личность являет собой не только продуктом и объектом общественных отношений, но и высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения. Развитие личности ... Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные ...

_________________________________

5Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.стр.36.

Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.6

Всем высшим живым существам свойственно общение, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. Общение включает в себя цель, содержание, и средства. Содержание — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межиндивидуальных контактах. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем эмоциональном или мотивационном состоянии живого существа.

Один человек может передавать другому информацию о личных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного живого существа к другому передаются данные об их эмоциональных состояниях (радость, печаль, удовлетворенность, гнев, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Такую же информацию передают друг другу люди, что служит средством межличностной настройки. По отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к разгневанному или страдающему человеку.

Содержанием общения может стать информация о состоянии окружающей действительности, передаваемая от одного живого существа к другому, например, о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи или сигналы об опасности. Содержание общения у человека намного шире, чем у животных, общение самое разнообразное по своему внутреннему содержанию, оно многопредметно. Люди обмениваются между собой богатым, прижизненно приобретенным опытом (знаниями, способностями, умениями и навыками), информацией, представляющей знания об окружающем мире. Человеческое общение самое богатое по своему внутреннему содержанию, оно очень разнообразно.

____________________________________

6 Немов Р. С. Психология: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, т.1., стр. 512.

Общение имеет очень большое значение в формировании и развитии человеческой психики, становлении разумного, культурного поведения.

Благодаря большим возможностям к научению человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, через общение с психологически развитыми людьми.

Он превращается в личность, через активное общение с развитыми личностями.

Если бы с рождения у человека не было возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, был бы до конца жизни обречен оставаться на низшей ступени развития, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных.7

12 стр., 5554 слов

Контрольная работа: Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» ...

... науками. ели рассматривать социальную психологию как отрасль психологического знания, изучающую закономерности общения и деятельности людей, включенные в разные социальные группы.. Во втором вопросе будут подробно рассмотрены такие функции делового общения как гносеологическая, инструментально-трансляционная, ...

Благодаря общению у человека совершенствуется умение взаимодействовать с людьми, с помощью развития у себя необходимых для этого организаторских и деловых качеств.

Существует ряд видов общения, которые служат развитию различных сторон поведения и психологии людей:

— деловое общение необходимо, как средство приобретения знаний и навыков, формирует и развивает способности человека;

____________________________________

7Немов Р. С. Психология: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, т.1., стр. 512.

— личностное общение формирует человека как личность, помогает приобрести определенные черты характера, склонности, интересы, привычки, определять цели в жизни и выбирать средства их реализации, усвоить формы и нормы нравственного поведения.

Разнообразное по целям, содержанию и средствам общение выполняет также специфическую функцию в психическом развитии человека. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, выступающие в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение — фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение формулирует установки, необходимые для оптимизации других ……..

________________________________

23 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53

24 Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101

Литература

1. Коллектив и личность. М., 1975, с. 81-104; Методологические проблемы социальной психологии, 1975, с. 63-68.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. -376с.

4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение. 2009. -319с.

5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — С-Пб. : Изд-во ЛГУ. 2008. -241с.

6. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — С-Пб.: Изд-во ЛГУ. 2008. -204с.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: Изд-во МГУ. 2006. -168с.

8. Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР». 2009. -160с.

9. Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука. 2007. -109с.

10. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — М.: Флинта: МПСИ. 2008. -648с.

11. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс. 2009. -340с.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое ... органичным, взаимно обогащающим и развивающим. Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они являлись ...

12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, Изд-во БГУ. 2009. -284с.

13. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. — М.: Изд-во «Аспект-Пресс». 2007. -310с.

14. Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. -М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2006. -376с.

15. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. -Ростов н/Д.: Феникс. 2009. — 512с.

16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Издательство «Аспект-Пресс». 2009. -318с.

17. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2008. — 448с.

18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. -СПб.: Питер. 2006. -269с.

19. Машков В.Н. Психология управления. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС. 2008. -254с.

20. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. — М.: Академический Проект. 2005. -320с.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009. -688с.

22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -М.: ВЛАДОС. 2008. — 632с.

23. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. -М.: Изд-во Института Психотерапии. 2007. -344с.

24. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2007. -521с.

25. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Наука. 2006. -191с.

26. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во МГУ. 2008. -304с.

27. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. — М.: Просвещение. 2008. -339с.

28. Основы профессионального психофизиологического отбора / Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др. — Киев: Наука. 2007. -244с.

29. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — С-Пб.: Наука. 2009. -370с.

30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. -384с.

31. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М.: ВЛАДОС. 2009. -362с.

32. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб.: Питер. 2009. -468с

33. Психология конфликта /Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2007. -409с.

34. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. -543с.

35. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. — М.:Проект, 2004, стр.171.

36. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001, стр. 102.

37. Бердяев Н. А. О назначении человека//Мир философии:Книга для чтения. М.,1991.стр. 56.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом ... объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты Различают несколько видов ...

38. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.стр.36.