Уровни методологического анализа:

1. Общенаучная методология. Это учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования. Общенаучный методологический анализ в целом включает в себя:

  • Анализ предпосылок и оснований научного познания
  • Анализ методов, способов организации познавательной деятельности.
  • Выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания.
  • Выявление структуры процесса познания.
  • Критическую оценку получаемых наукой знаний
  • Определение границ научного познания на данном этапе развития науки.

2. Конкретно-научная методология. Это учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих в конкретной науке, соотносящихся с предметом и объектом данной науки. Конкретно-научный методологический анализ включает :

  • Определение предмета науки
  • Описание основных методов данной науки
  • Описание концептуального аппарата науки
  • Анализ используемых в науке объяснительных принципов
  • Связь науки с другими науками
  • Критическую оценку получаемых результатов.
  • Общую оценку уровня и перспектив развития данной науки.
  • Ряд других параметров.

Методология науки находится в постоянном развитии. Методологические принципы не являются вечными категориями

Функции м

Не давая конкретных содержательных знаний, методология между тем выполняет ряд важный функций в научном познании:

  1. Катализирующая

Стимулирование научного познания. Осуществляется за счёт проблематизации и критического осмысления существующих в культуре идей, а также формирование творческой личности учёного за счёт расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

  1. Интегративная функция

Организация и структурировании научного знания как целого за счёт интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания (общенаучных понятий, категорий, методов, подходов), за счёт выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

10 стр., 4557 слов

Общелогический метод познания. Приемы познания; частно - научная ...

... способы дей­ствия, необходимые для достижения цели. Научная методология — учение о методах научного познания, познанияобъективных зависимостей и закономерностей в облас­ти ... этой науки, короче, из-за междисциплинарности наук. Методы научного познания сферы физической культуры. Возможности интегративного подхода к познанию двигательной активности человека (на модели). Методология научного познания ...

  1. Эвристическая функция.

Эвристика (искусство нахождения истины) – систем логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Она осуществляется за счёт того, что знания методов научного познания различных наук позволяет переносить их от одной науки на решение задач другой науки.

  1. Стратегическая функция.

Методология может играть важную роль в выработке стратегии развития науки, оценке перспективности того или иного научного направления. В этом случае методология выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указывать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат. Главное место в этом занимает характеристика методов и способов движения к цели, их соответствие общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе в данный отрезок времени.

  1. Мировоззренческая функция.

Состоит в мировоззренческой интерпретации результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

  1. Нормативная функция.

Заключается в рефлексии формально-организационной стороны исследовательской деятельности, посторенние предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы по содержанию и форме.

Научное знание

Научное познание необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. Кроме научного существуют и другие формы познания действительности: обыденное, художественное, религиозное. Между научным и житейским знанием есть существенные различия. Рассмотрим их на примере различий научных и житейских психологических знаний. Ю.Б.Гиппенрейтер выделяет 5 таких различий:

  1. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, используя для этого научные понятия.
  2. Житейские знания носят интуитивный характер.
  3. Житейские знания получаются путём практических проб. Научные психологические знания рациональны и осознанны.
  4. Передача житейских психологических знаний ограничена. Научные знания, выражающиеся в понятиях, законах, передаются легче.
  5. Методы получения житейских знаний в основном ограничены наблюдением и размышлением. В научной психологии добавляется эксперимент. С введением в психологию экспериментального метода она оформилась в самостоятельную науку.
  6. Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, не доступным во всём объёме ни одному носителю житейской психологии.

От художественного знания науку отличает то, что она стремится к максимально обезличенному знанию, а для искусства принципиальным является ориентация на уникальную личность творца, его видение мира. Однако эти различия во многих случаях достаточно условны. В науках о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, а наука открывала новые грани для художественного освоения мира.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, ... все теории, допускающие взаимное согласование. Классификации научного знания   Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, ...

От религии науку отличает возможность опровержения своих выводов и необходимости их доказывать. Религиозное знание направлено на утверждение и подтверждение религиозных догматов. Но в основе научных представлений лежат некоторые постулаты, принимаемые без доказательств. Учёные иногда отстаивают свои теории, как бесспорно верные. В науках о человеке религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционно-научный подход. Проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны для крупнейших психологов мира не только в плане их личного существования, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем. (К-ГЮнг, К.Роджерс, В.Франкл и др).

Т .о., наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. Специфические особенности научного познания:

  1. Ориентировано на выявление объективных, не зависящих от конкретного человека законов изменения и развития объектов окружающего мира;
  2. Нацелено не только на изучение объектов, включённых в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.
  3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.
  4. Использует особые методы, с помощью которых изучаются её объекты.
  5. Вырабатывает специальный язык, на котором описывают объекты науки.
  6. Используется специальная научная аппаратура.

Критерии отличия научного знания от ненаучного:

  1. Истинность научного знания.
  2. Интерсубъективность знания.
  3. Системность и обоснованность научного знания

Научное познание включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический.

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание» следующим образом:

Единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Основные формы научного знания: научный факт, научная проблема, классификация, научная идея, гипотеза, теория, закон

Проблема предмета и объекта психологии

Вопрос об объекте и предмете науки является исходным для её возникновения и развития. До 17-18 века проблема объекта науки не поднималась. Всё сводилось к предмету. Самая первая формулировка объекта в психологии – это человек. Однако, признаётся, что это не совсем точно. Психология изучает и животных. Человек является основным объектом психологии. При этом у каждой отрасли психологии есть вариации в понимании объекта. Ряд исследователей считает, что в качестве объекта психологии должен рассматриваться не человек, а психика. Гриншпун И.Б.: Объектом психологии как науки выступает психика.

7 стр., 3313 слов

Сознание и бессознательное в психике человека

... человека сознания [7].  Как и понятие психики, понятие сознания прошлосложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разныхфилософских системах и школах. В психологии вплоть ... pнауки проходят исследования в области даннойпроблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт,Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии ...

Объект фиксируется в названии науки. Наиболее распространённым и ненаучным (по В.Дружинину) является тавтологическое определение психологии как науки о душе. По его мнению, это определение, которого стыдятся. Однако в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Объектом науки может быть лишь объективно существующая реальность. Психика эмпирически неуловима. Мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и пр. Но это лишь проявления психики. Она ускользает от непосредственного исследования. Доказать её существование как самостоятельной реальности сложно. Дружинин считает, что реальность психики доказывают следующие факты:

  1. Психика как особая реальность периодически демонстрирует своё отличие от объективной реальности в неадекватности отражения, иллюзиях, галлюцинациях.
  2. Наблюдая за своим поведением, поведением других людей, живых существ, движениями неодушевлённых предметов, человек бессознательно выделяет свою одушевлённость.
  3. Обращает на себя внимание разнообразие особенностей и мотивов поведения людей, их характеров, привычек, особенностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах цнс, соматических болезнях, ведущих к изменению состояния сознания.

Другая проблема любой науки – проблема предмета. Вопрос о предмете психологической науки обсуждался длительное время, начиная с Аристотеля. Первые представления о предмете психологии, существовавшей в рамках философии, связаны с понятием «душа». Душа – самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, причина жизни. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Материалистически трактовали душу Демокрит, Аристотель. Идеалистически – Платон, Сократ. В 19 в. психология стала исходить из постулата о том, что первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. В качестве предмета психологии стало выступать сознание. Переход к новому пониманию предмета связан с именами Ф.Бэкона, Р.Декарта. Сознание – образ (картина) мира, отражение мира человеком. Сознание – чрезвычайно сложная реальность, включающая образы окружающего мира, образы память, ощущения себя. Возникла проблема явлений, процессов сознания. Ю.Б.Гиппенрейтер: психология отважилась изучать такую сложную реальность. Свойства сознания:

— необыкновенное разнообразие его содержания;

— существование центра и периферии;

— непрерывное движение содержания сознания (поток сознания)

-существование 2-х классов процессов сознания (произвольных и непроизвольных)

— существование объёма сознания.

В качестве основной задачи психологии рассматривалась задача подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На этом пути психология сознания не достигла успехов. К концу 20-х годов 20 века она перестала существовать. Причины:

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... Давыдова) Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на ... взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности 4) единства сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, "руководит" ею, а усложнения деятельности, освоение новых ...

1. ограниченность узким кругом явлений: содержание и состояние сознания.

2. идея разложения психики на простые элементы признана ложной.

3. ограничен основной метод – интроспекция.

При этом психология сознания описала многие важные свойства и феномены сознания, поставила многие актуальные проблемы.

Следующий крупный этап в развитии психологии – переход к новому предмету психологии, в качестве которого выступило поведение. Поведение – внешнее проявление психической деятельности человека. Это направление в психологии получило название «бихевиоризм». Поведение противопоставлялось сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Причины популярности поведенческого подхода к предмету психологии – здравый смысл и запросы практики. Психология сознания себя дискредитировала, т.к. по мнению представителей поведенческой психологии занималась никому не нужными проблемами. По их мнению, предметом науки может быть то, что доступно внешнему наблюдению. Психология попыталась стать естественной наукой. Это привело к редукционизму. Теории, которые создавались в новой психологии, перестали иметь психологическую специфику.

Но сознанию противостоит не только поведение, но и бессознательные психические процессы. Уже первые результаты изучения бессознательного нанесли смертельный удар психологии сознания. Появилось понятие «психика», включающее сознательную и бессознательную части. В 50-х годах 20 века возникла гуманистическая психология, которая также внесла свою лепту в изменение понимания предмета психологии. Т.о., поиск и уточнение предмета психологии сопровождался драматическими событиями. В ходе их происходит движение к более глубокому пониманию психического, обретение наукой своего подлинного предмета. В настоящее время существуют значительные разночтения в трактовке объекта и предмета психологии.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке сохранилось много слов и выражений, производных от слова «душа»: бездушный, душевный, одушевлённый, задушевный разговор, …. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — это одно и то же. Однако с развитием науки и культуры значения этих понятий стали различаться. Некоторые исследователи предлагают вернуться к понятию «душа», однако понимая его в научном смысле, как потребностно-эмоционально-информационную субстанцию (В.Д.Шадриков).

Проблема предмета имеет центральное значение для психологии. Ограниченное понимание предмета психологии препятствует эффективной разработке ряда важнейших проблем. Для преодоления кризиса психологии необходимо уточнение понимания предмета психологической науки. Предмет науки конструирует предмет исследования.

Функции предмета науки:

— функция конституирования соответствующей научной области (главная)

12 стр., 5763 слов

Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место ...

... некоторые из перечисленных феноменов повторяются. 2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его ... религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания. Тому ...

— функция оперативного стола, который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в различных подходах и научных школах.

Современное понимание предмета психологии нуждается в пересмотре, поскольку не выполняет функции и не позволяет психологии стать фундаментальной научной дисциплиной. По мнению В.Мазилова в настоящее время перспективным для создания новой трактовки предмета психологии являются взгляды К.Г.Юнга.

Понимание психического К.Г.Юнгом:

Все психические процессы совершенно реальны. Психика неосязаема, но непосредственно переживается, её проявления можно наблюдать. Это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения. Душа – не твёрдая и неизменная система, а подвижная и текучая деятельность. Необходимо работать с целостностями, изучать естественно происходящие и целостные психические явления. Юнг относился к психике как к самостоятельному феномену, не соотнося его с физиологическим и биологическим, хотя и признавал, что она зависит от деятельности мозга. В соответствии с такими взглядами психология обретает свой собственный предмет. Он может исследоваться с помощью рациональных методов, отличающихся от традиционных. Юнг трактовал психику как «целокупность всех психических процессов, сознательных и бессознательных».

Основные положения Юнговской «Общей психологии»:

  1. Психическое – это не гомогенное образование. Это кипящий котёл противоположных импульсов, запретов, аффектов,…

  2. Психическое – это чрезвычайно сложное явление. С этим связывают невозможность построения в настоящее время исчерпывающей теории психического.
  3. Психическое имеет свою структуру и динамику. Это позволяет описывать и изучать собственно психологические законы.
  4. Источник движения психики находится в самой психике.
  5. Можно говорить о психической энергии.
  6. Психическое представляет собой целостность.
  7. Объяснение психического не сводится лишь к причинному объяснению.
  8. Существуют особые методы познания психического
  9. Важную роль в исследовании психического играет построение типологий.
  10. Теория – это скорее инструмент анализа, чем формализованная система.

Проблемы изучения психики как предмета психологии

Проблемы понимания психического

Согласно современным представлениям психикаопределяется как форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Однако в настоящее время данная трактовка психического считается устаревшей и тормозящей развитие психологии как науки. Причины этого:

— предметом науки может быть только самостоятельно существующий феномен, а не свойство чего-либо;

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних ... задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей ...

— не устраивает трактовка психики как только отражения. Это не соответствует современному уровню психологических знаний, создаёт непреодолимые трудности в развитии психологии.

Необходимо новое, понимание предмета психологии, позволяющее включить в сферу исследования психическую реальность во всех её проявлениях. Многие учёные и философы критикуют сведение психических феноменов к биологическим, либо социальным, либо логическим.

В.И.Вернадский обосновывал возможность рассмотрения психики как космопланетарного феномена. К.Г.Юнг говорил о трансперсональности психического. И.Волков — о невещественной биополевой природе психики, о понимании её как высокоорганизованной энергии и информации. При этом не отрицается, что сознание – функция высокоорганизованного вещества мозга.

По мнению В.Мазилова психика напоминает зеркало: каждый видит в нём своё отражение. Современная психология по мнению ряда учёных зашла в тупик: психологи разных школ и направлений плохо понимают друг друга. Необходимо договориться и определить, что мы понимаем под психической реальностью и какова природа психики. Научные исследования по предмету психологии позволяют отстоять единство нашей науки и приблизиться к «Великой тайне человеческой души» (Мазилов).

Класс явлений, принадлежащих психике, не является единым и монолитным. Можно выделить несколько областей субъективной реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение, которые важны для психологов в качестве предметов изучения. Психика является предметом изучения не только психологии, но и других наук.

Функции психики

Б.Ф.Ломов выделил 3 основные функции психики: познавательную, регулятивную, коммуникативную.

Познавательная функция служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействие со средой. Это обеспечивается познавательными психическими процессами.

Регулятивная функция служит для регуляции индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения её с потребностями человека. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию разнообразны и разнородны. Это мотивационные процессы, процессы планирования и целеполагания, принятия решений, эмоциональные.

Коммуникативная функция обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Основные процессы, обеспечивающие коммуникацию – речь и невербальное общение.

Я.А.Пономарёв выделяет 2 функции психики: творчество (создание новой реальности) и адаптацию (приспособление к существующей реальности)

Основные признаки психики

Психика представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем. Её элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основными признаками психики по Б.Ф.Ломову являются системность, целостность, нерасчленённость.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль ... предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов ... не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические ...

Система – множество элементов, взаимодействующих на основе определённого отношения, делающего структуру данного множества необходимым и достаточным условием появления новой вещи (качества) как элемента иного множества.

Структура системы – совокупность устойчивых связей элементов системы, обеспечивающих её целостность и стабильность в пространстве и времени.

Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева, но и многомерна: у неё множество свойств и функций. Психика как система обладает определённой организацией. В ней условно выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства. Они образуют основной понятийный каркас, на котором строится здание современной психологии. Деление психических явлений на отдельные виды чрезвычайно условно. Психика не только целостна, но и нерасчленима.

Критерии наличия психики.

Проблема состоит в том, чтобы найти объективный критерий существования психики. Существует 2 группы теорий, делающих попытку определить критерии наличия психики:

  1. по внешним критериям – по принадлежности к определённому классу объектов. В этой группе подходов выделяют 3 направления:

— панпсихизм ( душой наделена вся природа)

— биопсихизм ( душой наделено всё живое, включая растения)

— антропопсихизм ( душой наделён только человек)

2. по внутренним критериям. Существовали различные попытки выделения внутренних критериев наличия психики: способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде, к индивидуальному научению, к проигрыванию действий во внутреннем плане. Наиболее распространение и признание в отечественной психологии получила точка зрения А.Н.Леонтьева. В качестве объективного критерия психики он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия, т.е. те виды энергии или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ. Отражение биологически нейтральных стимулов неразрывно связано с качественно иной формой активности живых существ – поведением. Это вставленная активность между актуальной ситуацией и биологическим витальным фактом – обменом веществ. Смысл поведения – обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться сразу.

В этой связи вводятся 2 понятия:

— раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия;

— чувствительность – способность организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идёт о чувствительности, отражение имеет два аспекта – объективный и субъективный. Объективный – двигательная реакция на объект. Субъективный – внутреннее переживание, ощущение данного объекта. Раздражимость субъективного аспекта не имеет. Субъективная форма отражения впервые появляется вместе с реакциями на абиотический раздражитель.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся:принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма;принцип ... н.э. – 16 в. Н.э. Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения Античная психология Гераклит, Гиппократ, Сократ, платон, ...

Ощущение как элементарная форма психического – необходимое условие условного приспособительного акта. Оно ориентирует организм относительно значимых условий среды.

Т.о., психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в живом мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которой закрепляется то, что биологически полезно.

Возникновение психики

По предположению А.Н.Леонтьева психика возникла при переходе организмов из гомогенной в дискретную, вещно оформленную среду.

Главные тенденции развития психики:

— усложнение форм поведения;

— совершенствование способности к индивидуальному научению;

— усложнение форм психического отражения.

Периодизация эволюционного развития психики:

  1. стадия элементарной сенсорной психики;
  2. стадия перцептивной психики;
  3. стадия интеллекта.

Вопросы к экзамену по курсу «Методологические основы психологии» для студентов озо

  1. Определение методологии науки. Предмет и назначение методологии науки.

3. Уровни методологического анализа.

4. Функции методологии.

5. История становления методологии науки.

6.Значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста.

7.Определение понятия «наука». Роль науки в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

  1. Классификация наук.
  2. Формы познания действительности: научное знание, обыденное знание, художественное знание, религиозное знание.
  3. Специфические особенности научного познания.
  4. Основные формы научного знания: факты, научные проблемы.
  5. Основные формы научного знания: научные идей, гипотезы.
  6. Основные формы научного знания: теории, законы.
  7. Определение психологии как науки. Специфика психологии как науки.
  8. Особенности психологического знания. Специфика методологии психологии.
  9. Объяснительные принципы психологии. Общая характеристика.
  10. Объяснительные принципы психологии: принцип взаимодействия и развития, принцип детерминизма.
  11. Объяснительные принципы психологии: принцип целостности, принцип активности, принцип субъектности.
  12. Объяснительные принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип реконструкции.
  13. Проблема объекта психологии.
  14. Проблема предмета психологии.
  15. Современные проблемы понимания психического.
  16. Понимание психического К.Г.Юнгом.
  17. Методологический анализ научной ситуации в психологии.
  18. Функции психики.
  19. Основные признаки психики.
  20. Критерии существования психики.
  21. Возникновение и развитие психики.