ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
и информационные материалы
ПО КУРСУ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
СТАЦИОНАР
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
Социальная работа (социально-психологическая деятельность)
1 семестр
Доцент В.Ю. МОСКАЛЮК
Практические занятия ведет:
преподаватель-стажер О.О. Чабурко
БРЕСТ – 2013
Практическое занятие № 1
Тема 1.1 Социальная психология в системе современных наук
Имеется СУР
- Предмет и задачи социальной психологии
- Отрасли и направления в социальной психологии
- Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний
Вопросы для изучения
- Определите круг проблем, изучаемых в социальной психологии.
- В чем специфика предмета социальной психологии? Каковы современные трактовки предмета социальной психологии?
- Что входит в понятие «социальная психика»? Какова ее структура
- Укажите задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.
- Какой смысл вкладывается учеными в понятие социального поведения? Приведите примеры культурной детерминации социального поведения, основываясь на своеобразии различных стран мира.
- В чем заключается прикладное значение социально-психологического знания?
- Какие направления современной социальной психологии обнаруживают сильное влияние общепсихологических идей?
- Какова роль социально-психологических знаний в политической психологии?
- Какие примеры использования проблематики социально-психологических исследований в системе средств массовой информации и рекламы вы можете привести?
- Обобщите информацию об основных отраслях и направлениях социальной психологии.
- Прокомментируйте связь социальной психологии с другими науками, в том числе с естественными и точными науками
- В чем состоит разница между психологической и социологической социальной психологией?
- Обоснуйте утверждение: социальная психология отражает историю общества.
Литература
2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...
... критериями истинности: житейская психология, научная психология, практическая психология, искусство, иррациональная психология. 1.2. Житейская психология Психологические знания, накопленные ... человека в обществе, в процессе его социального развития. Личность – важнейшая среди метапсихологических ... и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма ...
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
Управляемая самостоятельная работа студентов
Раздел 1.1.3. Основные теоретические концепции социальной психологии
Форма отчетности: реферат.
Задание: подготовить реферат по одной из представленных тем.
- Истоки социально-психологических идей в эпоху античности (Платон, Аристотель, Эпикур и др.).
- Истоки социально-психологических идей в трудах философов: Гоббс, Макиавелли, Спиноза, Локк, Гельвеций, Руссо.
- Истоки социально-психологических идей в философии ХІХв. (Фейербах, Гегель и др.).
- Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов (М. Лацарус, Р. Штейнталь, В.Вундт).
- Первые исторические формы социально-психологического знания: психология масс (Г. Лебон).
- Первые исторические формы социально-психологического знания: психология толпы и инстинктов социального поведения (Р. Тард, С. Сигеле, У. Мак-Дауголл).
- Оформление социальной психологии в экспериментальную науку. 20-е гг. ХХ в. (идеи В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США).
- Основные теоретические концепции социальной психологии на западе на современном этапе развития социальной психологии.
- Особенности исторического развития социальной психологии в России.
- Развитие социально-психологических идей в необихевиоризме (А.Бандура, Н.Миллер, Д. Доллард).
- Развитие социально-психологических идей в психоанализе (Э. Фромм, В. Байон, В. Щутц).
- Развитие социально-психологических идей в интеракционистских теориях (Г. Мид).
- Развитие социально-психологических идей в, когнитивных теориях (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, М. Розенберг).
Требования к реферату.
Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...
... исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. Методы языкознания: анализ знаковых систем. Французская психологическая школа (С. Московичи): анализ социальных ...
Текст реферата должен содержать аргументированное изложение одной из тем. Реферат содержит следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников. Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации. Список используемых источников оформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее величество страниц. Список должен содержать не менее трех публикаций. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в соответствии с ГОСТом. Объем реферата: 8–15 страниц набранного текста формата А-4 (шрифт TimesNewRoman,кегль 12, интервал полуторный, поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее, верхнее – 20 мм) или 10 – 20 страниц рукописного текста.
Практическое занятие № 2
Тема 2.1. Методологические основы социальной психологии
- Основные методы социально-психологического исследования
- Программа социально-психологического исследования
Вопросы для изучения
- В чем заключаются специфические особенности проведения социально-психологического исследования? Какие требования предъявляются к научному исследованию в социальной психологии?
- Что понимается под спецификой эмпирических данных в социально-психологическом исследовании? Как обеспечивается надежность и обоснованность данных?
- Поясните значение методологических принципов российской психологической школы для социально-психологических исследований (принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип детерминизма, единства диагностики и коррекции).
- Укажите методы социально-психологического исследования: общие для всех психологических наук и специальные (собственно социально-психологические).
- Обозначьте последовательность действий при проведении социально-психологического исследования. Какие задачи решаются на эмпирическом, теоретическом и методологическом уровнях социально-психологического исследования?
- Опишите условия применения метода наблюдения, его виды и их специфику.
- Укажите условия применения опросных методов, их виды и специфику.
- Что представляет собой метод анализ продуктов деятельности? Где он применяется в социальной психологии?
- Опишите условия применения тестов в социальной психологии, их виды и специфику. Какие тесты наиболее часто используется при изучении межличностных отношений?
- Обоснуйте возможности использования эксперимента в социальной психологии.
- Что изучает социометрия? Опишите процедуру социометрического исследования.
- Где используется метод групповой оценки личности, в чем его специфика?
- Какие методы в социальной психологии относятся к аппаратурным?
- Опишите методы социально-психологического воздействия.
- Дайте определение программы социально-психологического исследования.
- Программа социально-психологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования. Какова логика (этапность) этой программы? Как определяются объект и предмет исследования, формулируются задачи и гипотеза. Как осуществляется выбор стратегии исследования?
Литература
Социально-педагогические ресурсы социальных отношений
... как одной из сторон социума и личностью. Предмет исследования - социально-педагогические ресурсы социальных отношений в образовательном учреждении. Организация социально-педагогической деятельности по формированию здоровых взаимоотношений в ученическом коллективе. ...
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Дыгун, М.А. Опоры по социальной психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 108 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
Практическое занятие № 3
Тема3.1. Общение как центральное явление в социальной психологии
- Роль общения в развитии индивида и общества.
- Общение как видимая сторона взаимодействия
Вопросы для изучения
- Перечислите современные трактовки общения. Дайте характеристику общения: как межличностного взаимодействия, как вида деятельности.
- Почему совместная деятельность рассматривается как условие возникновения общения?
- Какие психологические силы побуждают людей к общению?
- Какую роль играет общение в развитии конкретного человека, общества в целом?
- Приведите примеры культурной детерминации общения в различных странах.
- Опишите специфику развития общения в онтогенезе. Как развивается общение у детей?
- Раскройте содержание функций общения.
- Перечислите формы общения. Что относится к механизмам общения?
- Дайте характеристику основных видов общения.
- Назовите основные компоненты в структуре общения.
- Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю стороны общения.
- Раскройте содержание потребностей, мотивов и целей общения. Какие средства общения вы знаете?
- Чем обмениваются люди в процессе общения?
- Что понимается под компетентностью в общении? Как воздействовать на партнера в процессе общения? Раскройте содержание понятия «психологическое понимание».
Задания для дискуссии.
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...
Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.
1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».
2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался – каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.
Литература
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – M. : Политиздат, 1990. – 494 с.
- Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
Практическое занятие № 4
Тема 4.1. Коммуникативная сторона общения
- Коммуникация и специфика коммуникативного процесса
- Невербальные средства коммуникации
- Коммуникативные барьеры и вспомогательные средства
Вопросы для изучения
- В чем заключается специфика человеческой коммуникации?
- Опишите модель коммуникативного процесса. Какие существуют виды и каналы передачи информации в коммуникативном процессе? Что представляет собой обратная связь в межличностной коммуникации? Какова ее роль в общении?
- От чего зависит эффективность вербальной коммуникации? Каковы основные психологические проблемы вербальной коммуникации?
- Назовите основные составляющие невербальной коммуникации. Раскройте специфику каждой из них.
- Какие личные физические качества могут оказать влияние на общение?
- Какова роль оптико-кинетической система в коммуникативном процессе?
- Обозначьте роль в коммуникативном процессе паралингвистической и экстралингвистической системы знаков.
- Какую роль играет визуальный контакт при взаимодействии? Приведите пример.
- Поясните значение проксемики как пространственно-временной системы организации коммуникативных процессов.
- Приведите примеры культурной и гендерной детерминации невербального поведения.
- Дайте определение коммуникативного барьера. Какие виды барьеров вы знаете? Как их преодолеть?
Задания для дискуссии.
Задание 1. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?
1. 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.
2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так… да-да…». В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».
3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать…» – «Ну что ты… заходи, конечно… Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» – «Для тебя у меня всегда найдется время…»
4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет… Казалось бы, все обыскал – книги нет как не было!
Задание 2. Прочитайте приведенные ниже правила убеждения собеседника:
- Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
- Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
- Не принижайте статус собеседника.
- К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.
Ответьте на вопросы.
- Почему статус так важен при убеждении?
- Приведите примеры необходимости учитывать каждое из указанных правил.
Литература
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
- Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов /сост. А.Л. Свенцицкий /СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
Практическое занятие № 5
Тема 5.1. Перцептивная сторона общения
- Понятие социальной перцепции
- Эффекты межличностного восприятия
- Эмоциональная сторона межличностного восприятия
Вопросы для изучения
- Что понимается под социальной перцепцией?
- Определите роль установки при формировании первого впечатления о человеке.
- От чего зависит точность межличностного оценивания?
- Покажите на примере, что социальное восприятие избирательно.
- Назовите механизмы социальной перцепции.
- Чем отличается эмпатия от идентификации? Определите роль эмпатии в процессах идентификации и рефлексии?
- Какие факторы способствуют возникновению и усилению аттракции? Какие факторы способствуют усилению аттракции?
- Раскройте содержание и значение процесса стереотипизации в межличностном восприятии.
- Приведите примеры эффектов общения.
- Опишите феномен социальной атрибуции. Перечислите основные ошибки каузальной атрибуции. Приведите примеры. Какие из них люди совершают особенно часто? От чего зависит мера и степень атрибуции?
- В чем психологический смысл процесса управления впечатлениями? Какими видами самопрезентации он реализуется?
- Какой человеческий тип ученые относят к категории социальных хамелеонов?
Задания для дискуссии.
Какие стереотипные механизмы воздействия людей друг на друга проявляются в повседневных ситуациях общения?
- Служащий узнает, что его начальник терпеть не может наполненную мусорную корзинку, и именно поэтому она всегда переполнена.
- Если завтра контрольная работа по математике, школьник, чьи успехи в ней весьма посредственны, жалуется на жар, тошноту и боли в животе.
- Если в нашей машине пустячная поломка, а вам срочно надо ехать в деревню за сыном перед I сентября, то автослесарь наверняка будет морщиться, удрученно качать головой, задумчиво тереть лоб и обязательно предложит вам оставить машину на ремонт недели на две.
- Когда на ужин приезжает теща, у Игоря всегда совещание, из-за которого он вынужден допоздна задержаться на работе.
- Если покупательница в магазине колеблется, купить или не купить дорогие и не очень-то нужные ей сейчас туфли, то продавщица по секрету говорит ей, что эта пара – последняя.
- Если у вас подтекает кран на кухне, у сантехника никогда нет нужной прокладки или гайки подходящего размера.
Литература
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
- Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
- Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – M. : Политиздат, 1990. – 494 с.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 1999. – 416 с.
Практическое занятие № 6
Тема 6.1. Интерактивная сторона общения
- Место интеракции в структуре общения
- Взаимодействие как организация совместной деятельности
Вопросы для изучения
- Определите место взаимодействия в структуре общения. В чем заключается психологическая суть воздействия в процессе общения?
- Опишите основные виды и стратегии межличностного взаимодействия.
- Приведите примеры стихийных и специально организованных форм заражения.
- Чем характеризуется внушение? Какие социально-психологические факторы его усиливают? На чем основываются различия в воздействии, осуществляемом посредством внушения и убеждения?
- Какова структура взаимодействия? Какие виды ситуаций взаимодействия вы знаете?
- Какие факторы необходимо учитывать при построении стратегии, тактики взаимодействия?
- Как рассматривается взаимодействие в западной и российской психологии?
- Приведите примеры эффективного психологического воздействия на людей посредством массовой коммуникации в общественной и политической жизни Республики Беларусь.
- В чем различия конкурентного и кооперативного типов взаимодействия?
Задания для дискуссии.«Этические дилеммы».Оцените поведение людей в указанных ситуациях как «совершенно правильное», «несколько сомнительное», «неправильное, но допустимое при некоторых обстоятельствах», «неправильное при любых обстоятельствах».
1. Ирина одна растит троих маленьких детей. Ей очень трудно с жильем, но большинство домовладельцев не хотят сдавать дома многодетным родителям. Она отправляется к агенту по недвижимости в другой район, заявляет, что у нее нет детей, и получает возможность снять двухкомнатную квартиру по разумной цене. Она оставляет детей у своей матери на несколько дней, переезжает, а после спокойно забирает их в новый дом.
2. Игорь Иванович не имеет официального заработка и регулярно получает пособие по безработице. Когда чиновник биржи труда направляет его на собеседования, Игорь Иванович нарочно одевается так бедно и преподносит себя в столь невыгодном свете, что вряд ли когда-либо получит работу. В то же время он, так как в прошлом работал в ЖЭУ, от случая к случаю «шабашит» в соседних домах слесарно-водопроводными работами. Ему платят наличными, и он нигде не показывает этот доход, чтобы не лишиться пособия.
3. Татьяна учится в университете и работает, так как весьма стеснена в средствах. Из-за этого она так устает, что не успевает написать курсовую работу. Преподаватель – человек очень строгий, поэтому Татьяна берет курсовую своего приятеля, написанную на похожую тему у другого научного руководителя, меняет титульный лист и сдает как свою.
Литература
- Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
- Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
Практическое занятие № 7
Тема 7.1. Психология конфликта
- Понятие конфликта в психологии
- Типы, виды и функции конфликта
- Стратегии поведения в конфликтах
- Методы разрешения конфликтов
Вопросы для изучения
- Как понимается конфликт в современной психологической науке?
- Перечислите причины и условия возникновения конфликта.
- По каким основаниям можно классифицировать конфликты? Укажите эти основания, приведите примеры конфликтов.
- Дайте характеристику межличностных конфликтов. Какие стратегии поведения в межличностном конфликте вы знаете?
- Как управлять конфликтом? Опишите структурные и косвенные методы управления конфликтом. Какие факторы необходимо учитывать при выборе оптимальной стратегии поведения в конфликте?
- Обозначьте роль посредника в конфликте.
- Что включает формула конфликта?
- Опишите стадии развития конфликта.
- К каким последствиям приводят конфликты?
Задания для дискуссии. Ситуационные задачи. Вашему вниманию представлены конфликтные ситуации. Рассмотрите каждую из конфликтных ситуаций и проанализируйте их. Анализ представьте в форме таблицы.
Конфликтная ситуация № 1
В организации объявлен субботник. Сотрудник, выполняющий значительный объем работ, высказал работодателю свое намерение не участвовать в нем, ссылаясь на занятость и необходимость выполнения своей работы.
В результате сотрудник оказался единственным не вышедшим на субботник работником, что вызвало недовольство, как со стороны руководителя организации, так и коллектива.
Пиком конфликтной ситуации стало предупреждение руководителя о наказании в виде лишения премии за определенный месяц, сотрудник возмущен.
Конфликтная ситуация № 2
Распоряжением администрации города «N» фирме-застройщику разрешено строительство нового многоэтажного жилого дома в существующем жилом квартале на территории парка. Общественных слушаний перед началом проектирования не проводилось, однако разрешительная документация имеется в полном объеме и вложены значительные финансовые средства в разработку проектно-сметной документации, изыскательские, подготовительные работы.
Жителям становится известно о застройке существующего парка лишь когда на территории стали устанавливать строительное ограждение и начала завозиться техника.
Жители микрорайона протестуют против начала строительства, а фирме-застройщику на существующем этапе уже невозможно и в первую очередь невыгодно переносить место строительства. К тому же по всем формальным и юридическим основаниям есть полное право начать строительство.
Таблица описания конфликтной ситуации
Структура описания |
Описание конфликтной ситуации |
Тип конфликта |
|
Причины конфликта
|
|
На какой стадии развития находится конфликт |
|
Пути выхода из конфликтной ситуации |
Литература
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
- Дыгун, М.А. Опоры по социальной психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 108 с.
- Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
- Крысько, В.Г. Социальная психология : словарь—справочник/ В.Г. Крысько. – Минск : АСТ, 2001. – 688 с.