Уо «брестский государственный университет имени а.С. Пушкина»

ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

и информационные материалы

ПО КУРСУ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СТАЦИОНАР

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

Социальная работа (социально-психологическая деятельность)

1 семестр

Доцент В.Ю. МОСКАЛЮК

Практические занятия ведет:

преподаватель-стажер О.О. Чабурко

БРЕСТ – 2013

Практическое занятие № 1

Тема 1.1 Социальная психология в системе современных наук

Имеется СУР

  1. Предмет и задачи социальной психологии
  2. Отрасли и направления в социальной психологии
  3. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний

Вопросы для изучения

  1. Определите круг проблем, изучаемых в социальной психологии.
  2. В чем специфика предмета социальной психологии? Каковы современные трактовки предмета социальной психологии?
  3. Что входит в понятие «социальная психика»? Какова ее структура
  4. Укажите задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.
  5. Какой смысл вкладывается учеными в понятие социального поведения? Приведите примеры культурной детерминации социального поведения, основываясь на своеобразии различных стран мира.
  6. В чем заключается прикладное значение социально-психологического знания?
  7. Какие направления современной социальной психологии обнаруживают сильное влияние общепсихологических идей?
  8. Какова роль социально-психологических знаний в политической психологии?
  9. Какие примеры использования проблематики социально-психологических исследований в системе средств массовой информации и рекламы вы можете привести?
  10. Обобщите информацию об основных отраслях и направлениях социальной психологии.
  11. Прокомментируйте связь социальной психологии с другими науками, в том числе с естественными и точными науками
  12. В чем состоит разница между психологической и социологической социальной психологией?
  13. Обоснуйте утверждение: социальная психология отражает историю об­щества.

Литература

5 стр., 2468 слов

2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...

... критериями истинности: житейская психология, научная психология, практическая психология, искусство, иррациональная психология. 1.2. Житейская психология Психологические знания, накопленные ... человека в обществе, в процессе его социального развития. Личность – важнейшая среди метапсихологических ... и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма ...

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
  4. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  6. Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.

Управляемая самостоятельная работа студентов

Раздел 1.1.3. Основные теоретические концепции социальной психологии

Форма отчетности: реферат.

Задание: подготовить реферат по одной из представленных тем.

  1. Истоки социально-психологических идей в эпоху античности (Платон, Аристотель, Эпикур и др.).
  2. Истоки социально-психологических идей в трудах философов: Гоббс, Макиавелли, Спиноза, Локк, Гельвеций, Руссо.
  3. Истоки социально-психологических идей в философии ХІХв. (Фейербах, Гегель и др.).
  4. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов (М. Лацарус, Р. Штейнталь, В.Вундт).
  5. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология масс (Г. Лебон).
  6. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология толпы и инстинктов социального поведения (Р. Тард, С. Сигеле, У. Мак-Дауголл).
  7. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку. 20-е гг. ХХ в. (идеи В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США).
  8. Основные теоретические концепции социальной психологии на западе на современном этапе развития социальной психологии.
  9. Особенности исторического развития социальной психологии в России.
  10. Развитие социально-психологических идей в необихевиоризме (А.Бандура, Н.Миллер, Д. Доллард).
  11. Развитие социально-психологических идей в психоанализе (Э. Фромм, В. Байон, В. Щутц).
  12. Развитие социально-психологических идей в интеракционистских теориях (Г. Мид).
  13. Развитие социально-психологических идей в, когнитивных теориях (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, М. Розенберг).

Требования к реферату.

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...

... исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. Методы языкознания: анализ знаковых систем. Французская психологическая школа (С. Московичи): анализ социальных ...

Текст реферата должен содержать аргументированное изложение одной из тем. Реферат содержит следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников. Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации. Список используемых источников оформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее величество страниц. Список должен содержать не менее трех публикаций. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в соответствии с ГОСТом. Объем реферата: 8–15 страниц набранного текста формата А-4 (шрифт TimesNewRoman,кегль 12, интервал полуторный, поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее, верхнее – 20 мм) или 10 – 20 страниц рукописного текста.

Практическое занятие № 2

Тема 2.1. Методологические основы социальной психологии

  1. Основные методы социально-психологического исследования
  2. Программа социально-психологического исследования

Вопросы для изучения

  1. В чем заключаются специфические особенности проведения социально-психологического исследования? Какие требования предъявляются к научному исследованию в социальной психологии?
  2. Что понимается под спецификой эмпирических данных в социально-психологическом исследовании? Как обеспечивается надежность и обоснованность данных?
  3. Поясните значение методологических принципов российской психологической школы для социально-психологических исследований (принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип детерминизма, единства диагностики и коррекции).
  4. Укажите методы социально-психологического исследования: общие для всех психологических наук и специальные (собственно социально-психологические).
  5. Обозначьте последовательность действий при проведении социально-психологического исследования. Какие задачи решаются на эмпирическом, теоретическом и методологическом уровнях социально-психологического исследования?
  6. Опишите условия применения метода наблюдения, его виды и их специфику.
  7. Укажите условия применения опросных методов, их виды и специфику.
  8. Что представляет собой метод анализ продуктов деятельности? Где он применяется в социальной психологии?
  9. Опишите условия применения тестов в социальной психологии, их виды и специфику. Какие тесты наиболее часто используется при изучении межличност­ных отношений?
  10. Обоснуйте возможности использования эксперимента в социальной психологии.
  11. Что изучает социометрия? Опишите процедуру социометрического исследования.
  12. Где используется метод групповой оценки личности, в чем его специфика?
  13. Какие методы в социальной психологии относятся к аппаратурным?
  14. Опишите методы социально-психологического воздействия.
  15. Дайте определение программы социально-психологического исследования.
  16. Программа социально-психологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования. Какова логика (этапность) этой программы? Как определяются объект и предмет исследования, формулируются задачи и гипотеза. Как осуществляется выбор стратегии исследования?

Литература

12 стр., 5723 слов

Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

... как одной из сторон социума и личностью. Предмет исследования - социально-педагогические ресурсы социальных отношений в образовательном учреждении. Организация социально-педагогической деятельности по формированию здоровых взаимоотношений в ученическом коллективе. ...

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Дыгун, М.А. Опоры по социальной психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 108 с.
  5. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  7. Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.

Практическое занятие № 3

Тема3.1. Общение как центральное явление в социальной психологии

  1. Роль общения в развитии индивида и общества.
  2. Общение как видимая сторона взаимодействия

Вопросы для изучения

  1. Перечислите современные трактовки общения. Дайте характеристику общения: как межличностного взаимодействия, как вида деятельности.
  2. Почему совместная деятельность рассматривается как условие возникновения общения?
  3. Какие психологические силы побуждают людей к общению?
  4. Какую роль играет общение в развитии конкретного человека, общества в целом?
  5. Приведите примеры культурной детерминации общения в различных странах.
  6. Опишите специфику развития общения в онтогенезе. Как развивается общение у детей?
  7. Раскройте содержание функций общения.
  8. Перечислите формы общения. Что относится к механизмам общения?
  9. Дайте характеристику основных видов общения.
  10. Назовите основные компоненты в структуре общения.
  11. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю стороны общения.
  12. Раскройте содержание потребностей, мотивов и целей общения. Какие средства общения вы знаете?
  13. Чем обмениваются люди в процессе общения?
  14. Что понимается под компетентностью в общении? Как воздействовать на партнера в процессе общения? Раскройте содержание понятия «психологическое понимание».

Задания для дискуссии.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался – каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

Литература

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  6. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – M. : Политиздат, 1990. – 494 с.
  7. Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.

Практическое занятие № 4

Тема 4.1. Коммуникативная сторона общения

  1. Коммуникация и специфика коммуникативного процесса
  2. Невербальные средства коммуникации
  3. Коммуникативные барьеры и вспомогательные средства

Вопросы для изучения

  1. В чем заключается специфика человеческой коммуникации?
  2. Опишите модель коммуникативного процесса. Какие существуют виды и каналы передачи информации в коммуникативном процессе? Что представляет собой обратная связь в межличностной коммуникации? Какова ее роль в общении?
  3. От чего зависит эффективность вербальной коммуникации? Каковы основные психологические проблемы вербальной коммуникации?
  4. Назовите основные составляющие невербальной коммуникации. Раскройте специфику каждой из них.
  5. Какие личные физические качества могут оказать влияние на общение?
  6. Какова роль оптико-кинетической система в коммуникативном процессе?
  7. Обозначьте роль в коммуникативном процессе паралингвистической и экстралингвистической системы знаков.
  8. Какую роль играет визуальный контакт при взаимодействии? Приведите пример.
  9. Поясните значение проксемики как пространственно-временной системы организации коммуникативных процессов.
  10. Приведите примеры культурной и гендерной детерминации невербаль­ного поведения.
  11. Дайте определение коммуникативного барьера. Какие виды барьеров вы знаете? Как их преодолеть?

Задания для дискуссии.

Задание 1. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

1. 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так… да-да…». В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать…» – «Ну что ты… заходи, конечно… Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» – «Для тебя у меня всегда найдется время…»

4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет… Казалось бы, все обыскал – книги нет как не было!

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже правила убеждения собеседника:

  • Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
  • Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
  • Не принижайте статус собеседника.
  • К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.

Ответьте на вопросы.

  1. Почему статус так важен при убеждении?
  2. Приведите примеры необходимости учитывать каждое из указанных правил.

Литература

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
  5. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  7. Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
  8. Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
  9. Социальная психология в трудах отечественных психологов /сост. А.ЛСвенцицкий /СПб. : Питер, 2000. – 512 с.

Практическое занятие № 5

Тема 5.1. Перцептивная сторона общения

  1. Понятие социальной перцепции
  2. Эффекты межличностного восприятия
  3. Эмоциональная сторона межличностного восприятия

Вопросы для изучения

  1. Что понимается под социальной перцепцией?
  2. Определите роль установки при формировании первого впечатления о человеке.
  3. От чего зависит точность межличностного оценивания?
  4. Покажите на примере, что социальное восприятие избирательно.
  5. Назовите механизмы социальной перцепции.
  6. Чем отличается эмпатия от идентификации? Определите роль эмпатии в процессах идентификации и рефлексии?
  7. Какие факторы способствуют возникновению и усилению аттракции? Какие факторы способствуют усилению аттракции?
  8. Раскройте содержание и значение процесса стереотипизации в межличностном восприятии.
  9. Приведите примеры эффектов общения.
  10. Опишите феномен социальной атрибуции. Перечислите основные ошибки каузальной атрибуции. Приведите примеры. Какие из них люди совершают особенно часто? От чего зависит мера и степень атрибуции?
  11. В чем психологический смысл процесса управления впечатлениями? Ка­кими видами самопрезентации он реализуется?
  12. Какой человеческий тип уче­ные относят к категории социальных хамелеонов?

Задания для дискуссии.

Какие стереотипные механизмы воздействия людей друг на друга проявляются в повседневных ситуациях общения?

  1. Служащий узнает, что его начальник терпеть не может наполненную мусорную корзинку, и именно поэтому она всегда переполнена.
  2. Если завтра контрольная работа по математике, школьник, чьи успехи в ней весьма посредственны, жалуется на жар, тошноту и боли в животе.
  3. Если в нашей машине пустячная поломка, а вам срочно надо ехать в деревню за сыном перед I сентября, то автослесарь наверняка будет морщиться, удрученно качать головой, задумчиво тереть лоб и обязательно предложит вам оставить машину на ремонт недели на две.
  4. Когда на ужин приезжает теща, у Игоря всегда совещание, из-за которого он вынужден допоздна задержаться на работе.
  5. Если покупательница в магазине колеблется, купить или не купить дорогие и не очень-то нужные ей сейчас туфли, то продавщица по секрету говорит ей, что эта пара – последняя.
  6. Если у вас подтекает кран на кухне, у сантехника никогда нет нужной прокладки или гайки подходящего размера.

Литература

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
  5. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  7. Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
  8. Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.
  9. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – M. : Политиздат, 1990. – 494 с.
  10. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 1999. – 416 с.

Практическое занятие № 6

Тема 6.1. Интерактивная сторона общения

  1. Место интеракции в структуре общения
  2. Взаимодействие как организация совместной деятельности

Вопросы для изучения

  1. Определите место взаимодействия в структуре общения. В чем заключается психологическая суть воздействия в процессе общения?
  2. Опишите основные виды и стратегии межличностного взаимодействия.
  3. Приведите примеры стихийных и специально организованных форм за­ражения.
  4. Чем характеризуется внушение? Какие социально-психологические фак­торы его усиливают? На чем основываются различия в воздействии, осуществляемом по­средством внушения и убеждения?
  5. Какова структура взаимодействия? Какие виды ситуаций взаимодействия вы знаете?
  6. Какие факторы необходимо учитывать при построении стратегии, так­тики взаимодействия?
  7. Как рассматривается взаимодействие в западной и российской психологии?
  8. Приведите примеры эффективного психологического воздействия на людей посредством массовой коммуникации в общественной и политической жизни Республики Беларусь.
  9. В чем различия конкурентного и кооперативного типов взаимодействия?

Задания для дискуссии.«Этические дилеммы».Оцените поведение людей в указанных ситуациях как «совершенно правильное», «несколько сомнительное», «неправильное, но допустимое при некоторых обстоятельствах», «неправильное при любых обстоятельствах».

1. Ирина одна растит троих маленьких детей. Ей очень трудно с жильем, но большинство домовладельцев не хотят сдавать дома многодетным родителям. Она отправляется к агенту по недвижимости в другой район, заявляет, что у нее нет детей, и получает возможность снять двухкомнатную квартиру по разумной цене. Она оставляет детей у своей матери на несколько дней, переезжает, а после спокойно забирает их в новый дом.

2. Игорь Иванович не имеет официального заработка и регулярно получает пособие по безработице. Когда чиновник биржи труда направляет его на собеседования, Игорь Иванович нарочно одевается так бедно и преподносит себя в столь невыгодном свете, что вряд ли когда-либо получит работу. В то же время он, так как в прошлом работал в ЖЭУ, от случая к случаю «шабашит» в соседних домах слесарно-водопроводными работами. Ему платят наличными, и он нигде не показывает этот доход, чтобы не лишиться пособия.

3. Татьяна учится в университете и работает, так как весьма стеснена в средствах. Из-за этого она так устает, что не успевает написать курсовую работу. Преподаватель – человек очень строгий, поэтому Татьяна берет курсовую своего приятеля, написанную на похожую тему у другого научного руководителя, меняет титульный лист и сдает как свою.

Литература

  1. Андреева, Г.Н. Социальная психология / Г.Н. Андреева. – М. : Наука , 2001. – 345 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  3. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  4. Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жуков. – M. : Наука, 1999. – 255 с.
  5. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  6. Немов, Р.С. Социальная психология : учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
  7. Семечкин, Н.И. Социальная психология : Учебник для вузов. / – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.

Практическое занятие № 7

Тема 7.1. Психология конфликта

  1. Понятие конфликта в психологии
  2. Типы, виды и функции конфликта
  3. Стратегии поведения в конфликтах
  4. Методы разрешения конфликтов

Вопросы для изучения

  1. Как понимается конфликт в современной психологической науке?
  2. Перечислите причины и условия возникновения конфликта.
  3. По каким основаниям можно классифицировать конфликты? Укажите эти основания, приведите примеры конфликтов.
  4. Дайте характеристику межличностных конфликтов. Какие стратегии поведения в межличностном конфликте вы знаете?
  5. Как управлять конфликтом? Опишите структурные и косвенные методы управления конфликтом. Какие факторы необходимо учитывать при выборе оптимальной страте­гии поведения в конфликте?
  6. Обозначьте роль посредника в конфликте.
  7. Что включает формула конфликта?
  8. Опишите стадии развития конфликта.
  9. К каким последствиям приводят конфликты?

Задания для дискуссии. Ситуационные задачи. Вашему вниманию представлены конфликтные ситуации. Рассмотрите каждую из конфликтных ситуаций и проанализируйте их. Анализ представьте в форме таблицы.

Конфликтная ситуация № 1

В организации объявлен субботник. Сотрудник, выполняющий значительный объем работ, высказал работодателю свое намерение не участвовать в нем, ссылаясь на занятость и необходимость выполнения своей работы.

В результате сотрудник оказался единственным не вышедшим на субботник работником, что вызвало недовольство, как со стороны руководителя организации, так и коллектива.

Пиком конфликтной ситуации стало предупреждение руководителя о наказании в виде лишения премии за определенный месяц, сотрудник возмущен.

Конфликтная ситуация № 2

Распоряжением администрации города «N» фирме-застройщику разрешено строительство нового многоэтажного жилого дома в существующем жилом квартале на территории парка. Общественных слушаний перед началом проектирования не проводилось, однако разрешительная документация имеется в полном объеме и вложены значительные финансовые средства в разработку проектно-сметной документации, изыскательские, подготовительные работы.

Жителям становится известно о застройке существующего парка лишь когда на территории стали устанавливать строительное ограждение и начала завозиться техника.

Жители микрорайона протестуют против начала строительства, а фирме-застройщику на существующем этапе уже невозможно и в первую очередь невыгодно переносить место строительства. К тому же по всем формальным и юридическим основаниям есть полное право начать строительство.

Таблица описания конфликтной ситуации

Структура описания

Описание конфликтной ситуации

Тип конфликта

Причины конфликта

  • Объективные
  • Субъективные

На какой стадии развития находится конфликт

Пути выхода из конфликтной ситуации

Литература

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М. : Академия, 2000. – 264 с.
  2. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей / М. Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  3. Дыгун, М.А. Опоры по социальной психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун. – Мозырь : Белый Ветер, 2002. – 108 с.
  4. Киселев, И.Е. Основы социальной психологии / И.Е. Киселев. – Минск :Экоперспектива, 2000. – 214 с.
  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах : общ.и возраст. особенности : учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.
  6. Крысько, В.Г. Социальная психология : словарьсправочник/ В.Г. Крысько. – Минск : АСТ, 2001. – 688 с.