Введение. Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования 2

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВПО «ИСГЗ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Одобрено решением кафедры

Протокол №____ от «__»______20__г.

 

Зав. кафедрой __________ / Хабибрахманова Ольга Аркадьевна / к.и.н., доцент

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)

Разработчик ___________ / Галиуллина Ольга Юрьевна / _ст. преподаватель_

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)

Декан _______________ / Романчук Елена Сергеевна/ к.п.н.____________

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Направление подготовки: 37.03.01 «Психология»

 

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 

Казань – 2015 г.

Введение

Преддипломная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является заключительным этапом профессиональной подготовки специалиста и предназначена для выявления и оценки уровня сформированности основных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств выпускника.

Преддипломная практика предусмотрена учебным планом в 10-м семестре в течение 10-ти недель и проводится в рамках учебного процесса в свободное от аудиторных занятий время.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования данная практика является научно-исследовательской и квалификационной. Результатом практики выступает выпускная квалификационная (дипломная) работа.

Базой для преддипломной практики, как правило, являются предприятия, учреждения и организации различного типа, которые выступают заказчиками или заинтересованы в разрешении конкретных производственных задач психологическими методами и могут быть площадкой для проведения эмпирического исследования и сбора экспериментального материала. Целесообразно согласовывать место практики со специализацией и темой выпускной квалификационной работы. Студент может выбрать в качестве базы для практики будущее место работы, что будет способствовать успешному трудоустройству.

11 стр., 5388 слов

Отчет по практике в отделе дознания

... юстиции Марина Алексеевна Шубина удостоена звания «Лучший следователь УВД Тюменской области». Сейчас Марина Алексеевна работает в должности заместителя начальника следственного отдела. ... документами, организации делопроизводства, углубляет и систематизирует знания. Целью прохождения практики является конкретизация представления о специальности, закрепление и углубление теоретических ...

Целью практики, с одной стороны, является закрепление теоретических знаний и приобретение умений по организации и проведению научно-исследовательской работы, с другой – осознание будущим специалистом уровня развития профессионально значимых качеств и определение траектории профессионального роста и развития.

Задачи практики:

В ходе проведения преддипломной практики решаются следующие задачи:

· формирование навыков профессиональной коммуникации;

· создание условий для формирования профессионального сознания и мышления;

· закрепление специальных и теоретических знаний, полученных в процессе обучения и их рациональное сочетание с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;

· включение в реальный трудовой коллектив с определением в нем места, соответствующего профилю получаемой квалификации.

· готовность к активной профессиональной коммуникации: включенность в научную деятельность профессионального сообщества психологов;

· углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков проведения психологических исследований, разработки документов нормативно-методического обеспечения системы психологического консультирования, диагностики и коррекции;

· освоение навыков ведения консультативной беседы;

· развитие умений организовать и провести консультацию по результатам психодиагностического обследования, информационное консультирование по запросу, индивидуальную консультацию по проблеме клиента;

· развитие самостоятельности и ответственности при решении практических задач.

 

Содержание и организация преддипломной практики

Содержание преддипломной практики прямо связано с избранной студентом специализацией, темой дипломной работы и в каждом конкретном случае определяется совместным запросом студента и организации (учреждения, предприятия).

В соответствии с запросом составляется индивидуальный план-график практики. Обязательными компонентами являются:

– формирование конструктивных умений (определять задачи профессиональной деятельности в соответствии с запросом, психологической проблемой; планировать и анализировать рабочий процесс в организационных, психологических аспектах, обоснованно отбирать формы и методы работы, определять и анализировать результаты);

– развитие организаторских умений (управлять своим временем и временем клиента, включаться в работу организации, организовывать совместную деятельность с коллегами);

– совершенствование коммуникативных навыков (использовать разнообразные формы общения, строить деловые и личные отношения со всеми заинтересованными лицами);

– выполнение исследовательских действий (изучение опыта работы конкретного учреждения, организации, предприятия и его анализ на соответствие современным требованиям).

3 стр., 1303 слов

Место учебной практики по получению первичных профессиональных ...

... также способы и формы их организации, изменения, воздействия. В ходе прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, студенты получают общие представления о ... учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ОПП ВПО Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков является обязательным видом учебной работы бакалавра, ...

Программа практики предполагает осуществление всех видов профессиональной деятельности, при этом основной является научно-исследовательская деятельность, так как за время практики студент должен собрать материалы для написания дипломной работы. Для этого он должен конкретизировать тему дипломного исследования, провести поиск теоретических источников, определить методологическую базу исследования и отобрать методы и методики исследования, провести исследование и приступить к первоначальной обработке собранных материалов. Эффективность работы во время практики зависит от рациональной ее организации.

За 2–3 недели до начала практики студенты распределяются по конкретным объектам (организациям, предприятиям, учреждениям), совместно с руководством организации и руководителем практики определяется вид деятельности студента и соответственно конкретизируется содержание практики, уточняются сроки и оформляется листок-направление на практику.

Непосредственно перед началом практики проводится установочная конференция, в ходе которой студенты знакомятся с целями, задачами и направлениями практики, правами и обязанностями практикантов, составляются план-график работы каждого студента и расписание консультаций руководителей практики.

Во время практики руководитель обязан провести 1–2 консультации с целью оказания практической помощи и разрешения возникающих проблем

По окончании практики проводится итоговая конференция, в ходе которой заслушиваются отчеты студентов о ходе практики, обсуждаются замечания и предложения, анализируется представленная документация и обобщаются итоги практики, характеризуется и оценивается деятельность практикантов. Наиболее интересные материалы по итогам практики оформляются в сборник и сдаются в методический кабинет кафедры для дальнейшего использования в учебной работе.

Оформление Отчета по преддипломной практике

Отчет по преддипломной практике состоит из следующих разделов:

Титульный лист по образцу (приложение 1)

Введение:

— цель, место, дата начала и продолжительность практики;

— перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

Основная часть:

— теоретическая часть

— исследовательская или эмпирическая часть

— библиографический список

Заключение:

· необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

· дать предложения по совершенствованию организации работы предприятия;

· сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Составление отчета проводится студентом в ходе прохождения практики.

Для подготовки отчета по преддипломной практике следует, прежде всего, выбрать тему дипломного проекта или дипломного проекта.

8 стр., 3654 слов

Преддипломная производственная практика

... контроля промежуточных этапов прохождения практики; собрать практический материал, провести исследование, расчеты по теме дипломной работы; подготовить отчет о прохождении преддипломной практики по установленной форме (приложение 7). Отчет вместе с материалами по ...

Отчет по преддипломной практике состоит из двух частей – теоретической и эмпирическая в соответствии с частями дипломного проекта.

Введение. В данном разделе студент описывает предмет, объект, цели и задачи исследования. Объем этого раздела – минимум 1,5 -2 стр.

1. Теоретическая часть отчета по преддипломной практикедолжна давать ответы на вопросы: что представляет собой выбранная проблематика дипломного проекта, вариант ее исследования. При необходимости, возможный способ решения данной (или обнаруженной) проблемы.

Поскольку в данном разделе отчета по преддипломной практике особенно часто следует цитировать различных авторов, то необходимо постоянно указывать в квадратных скобках номер книги в списке литературы и цитируемые страницы

2. Исследовательская часть отчета по преддипломной практике выполняется в соответствии с «Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта по специальности «Психология», К. ЧОУ ВПО «ИСГЗ», 2015 г.». (сокращенно МР)

Особое внимание при подготовке отчета по преддипломной практике следует уделить двум пунктам эмпирической части – общая характеристика предприятия и анализ организационной структуры управления предприятием – обязательные пункты для всех тем диплома. Однак, при обосновании оценки за отчет по преддипломной практике прежде всего будет учитываться то, насколько раскрыта тема дипломного проекта, т.е. насколько полно выполнены последующие пункты эмпирической части отчета по преддипломной практике, в которых проводится анализ показателей, характеризующих тему дипломного проекта.

Также будет учитываться соответствие оформления отчета по преддипломной практике предъявляемым требованиям. Прежде всего, это касается оформления таблиц, рисунков, графиков, ссылок на источники информации.

Библиографический список.Библиографический список должен содержать минимум 10 учебников или учебных пособий, и минимум 5 специализированных сайта, в том числе сайт анализируемого предприятия. Вся литература должна быть не более пятилетней давности.

Порядок защиты и подведение итогов практики

Защита практики проводится перед специальной комиссией, председателем которой является заведующий кафедрой. В состав комиссии входят руководители практики от института и базы практики, ведущие преподаватели кафедры, специалисты-психологи. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и представившие в указанные сроки всю отчетную документацию.

Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 7–8 минут, ответы на вопросы членов комиссии, выступления членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику места практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

1) умение правильно применять методы исследования и психодиагностические методики;

5 стр., 2458 слов

Программа педагогической практики

... деятельность, так за время практики студент должен собрать материал для написания дипломной работы. Для этого он должен конкретизировать с научным руководителем тему дипломного исследования, четко определить его цели ...

2) умение выявлять психологическую проблему и планировать конкретные действия по ее исследованию;

3) умение общаться и располагать к общению в профессиональной деятельности;

4) умение психологически грамотно интерпретировать наблюдаемые факты и явления;

5) уровень развития рефлексии и самооценки своих личностных особенностей и качеств.

Оценка результатов вытекает из особенностей научно-исследовательской деятельности студентов и выявляет степень овладения научно-исследовательскими умениями, интерпретации полученных данных и др.

Во внимание принимается выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к работе, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки.

Разработана следующая система оценки в определенных уровнях:

ВЫСОКИЙ – “5” ДОСТАТОЧНЫЙ – “4”

СРЕДНИЙ – “3” НИЗКИЙ – “2” балла

«Отлично» ставится студенту, который в срок в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики. Материалы для дипломного исследования собраны в полном объеме, проведена обработка результатов. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв руководителя положительный.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, обнаружил психологические умения, но был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Материалы для дипломного исследования собраны в полном объеме, частично проведена обработка результатов. Документация оформлена в соответствии с требованиями, однако представлена с незначительным нарушением сроков. Отзыв руководителя положительный.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме, допускал просчеты и ошибки в работе, свидетельствующие о поверхностном знании психологической теории, обнаружил слабые способности к рефлексии. Материалы для дипломного исследования собраны не в полном объеме, обработка результатов не проведена. Отчетная документация представлена в срок, но не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Материалы для дипломного исследования не собраны. Отчетная документация не представлена. В отношении такого студента кафедрой принимается решение о нецелесообразности допуска к дипломному проектированию.

Презентация готовится с использованием программы PowerPoint. Все слайды должны иметь заголовок и номер.

Минимальное количество листов в презентации – 8. Максимальное – не ограничено

Учебно-методическое и информационное обеспечение. Преддипломной практики

Преддипломной практики

 

а) рекомендуемая литература:

· Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2-х томах (комплект) / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 816 с.

· Базаркина, И.Н., Сенкевич, Л.В., Донцов, Д.А. Психодиагностика. практикум по психодиагностике. – М.: Человек, 2014- — 224 с.

8 стр., 3646 слов

Тексты, знакомство с которыми обязательно в полном объеме

... (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г. Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство У.Уитмена и т.д.) и переходным эстетическим явлениям ...

· Большая энциклопедия психологических тестов / сост. – А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.

· Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.- 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 320 с.

· Бука, Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе / Сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.

· Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 668 с.

· Вараксин, В.Н., Казанцева, Е.В. психолого-педагогический практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 288 с.

· Веракса, А.Н., Гуторова, М.Ф. Практические психолог в детском саду /А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

· Веракса, Н.Е. Методологические основы психологии. Учебное пособие /Н.Е. Веракса. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

· Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология /В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.

· Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества /О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 496 с.

· Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие / ВИ. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2012.- 208 с.

· Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога в образовании. Учебное пособие / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. – 448 с.

· Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. М.К. Акимовой. – М. , 2005. – 304 с.

· Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры/ С.А. Черняева . — CПб.: Речь, 2007. — 176 с.

б) программное обеспечение:

· Компьютерные программы: Microsoft Excel, SPSS.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

· eLibrary.ru (Научная электронная библиотека).

· http://www.consultant.ru – Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс».

Психологическая периодика:

· Электронный журнал «Психологическая наука и образование PSYEDU.ru» − http://psyjournals.ru/psyedu_ru/index.shtml.

· Вестник практической психологии образования − http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/index.shtml.

· Психологическая газета − http://www.psy.su/.

· Журнал «Вопросы психологии» − http://www.voppsy.ru/.

· Московский психологический журнал − http://magazine.mospsy.ru/.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВПО «ИСГЗ»

ФАКУЛЬТЕТ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

ОТЧЕТ

 

о прохождении ___________________________практики

(указать вид практики)

студентом ____курса________________формы обучения

________________________________________________

(Ф.И.О.)

_________________________________________________________________

в _______________________________________________

(название учреждения)

________________________________________________________________

 

Подпись студента________________

3 стр., 1088 слов

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования ...

... Сознания и Психотерапии (Фрайбург, Германия), член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук и Балтийской Педагогической Академии, автор свыше 40 статей и раздела монографии по ... эту работу специалиста. Цель программы - усовершенствование этого инструмента, наработка психологических и профессиональных компетенций, развитие креативности, повышение успешности, интенсификация процессов ...

 

«____» ________________

 

 

Казань — 2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2