Курс 2018-2019 уч. г.
Исполнитель: студент 1(2) курса, _____ группы Фамилия И.О.____________________ Преподаватель: Медведева Т.В. |
Екатеринбург
2018 – 2019 уч.г.
· САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.
Ø ТЕМА: Психологические свойства личности
1. Личность. Характер. Темперамент. Способности.
2. Эмоционально-волевая сторона личности.
Содержание учебного материала:
Личность. Понятие личности в психологии. Общественно-историческая природа личности. Онтогенетическое время человека. Факторы, влияющие на развитие личности: врожденность, наследственность, социальная среда. Психологические характеристики личности: активность, направленность, самосознание.
Темперамент как комплекс индивидуально-динамических особенностей человека. Теории темперамента. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.
Характер. Понятие о характере. Характер и индивидуальность человека. Природные и социальные предпосылки характера. Черты характера.
Способности как психологические свойства, обеспечивающие успешность выполнения деятельности. Виды способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Общие и специальные способности. Уровни способностей: одаренность, талант, гениальность.
Эмоционально – волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Виды эмоций: аффекты, стрессы, страсти. Внешнее выражение эмоций и чувств, особенности их протекания – интенсивность, динамика, продолжительность, направленность и т.д. Чувства и личность. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Учебные пособия:
1. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие, 1 кн. — М., 1994.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
3. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко. — М., 1996.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.,2001.
5. Хрестоматии и сборники текстов по разделам психологии.
6. http://student.psi911.com/
7. http://www.pedlib.ru/
Дополнительную литературу по курсу «Общая психология» студенты подбирают самостоятельно.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. На основе анализа литературы структурно-логические схемы по темам:
Ø «Характер»
Ø «Темперамент»
Ø «Способности»
Ø «Эмоции и чувства».
Ø «Воля»
2. Ответить на вопросы письменной проверочной работы и теста.
Проверочная работа по теме: «Основные направления и отрасли психологии»
Уважаемые студенты! С целью проверки знаний в области психологии по темам «Направления психологии» и «Отрасли психологии» вам предлагаются несколько заданий.
1. Приведите в соответствие:
В таблице представлены основные направления психологии и предмет их изучения. Вам необходимо определить соответствующий предмет исследования каждого направления.
Направления психологии | Предмет их исследования |
1. Психология сознания | А. поведение |
2. Фрейдизм (психоанализ) | Б. сознание |
3. Когнитивная психология | В. самоактуализация личности |
4. Бихевиоризм | Г. целостные структуры психики |
5. Гуманистическая психология | Д. бессознательное |
6. Гештальтпсихология | Е. познание |
2. В основе любого научного определения психологии, как правило, заложено представление о человеке, происхождении его психики и её функционирования. Ниже приводятся некоторые определения того, что должна изучать психология.
Укажите, с каким научным направлением связано каждое определение.
1. Психология – это наука о функциях сознания. Её предметом должно быть то, что доступно прямому наблюдению. Метод состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
_____________________________________________________
2. Предметом психологии должно быть поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленных стимулами среды, к которой он адаптируется. Психология должна изучать исключительно поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и их связь с теми стимулами, которые их вызывают.
______________________________________________________
3. Предметом психологии являются скрытые глубинные слои психической активности личности. Поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных влечений.
_____________________________________________________
4. В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, он наделен силами, необходимыми для развития всех его возможностей. Психолог изучает человека как объективного субъекта, его восприятие и понимание самого себя, зависимость его поведения от того, как он воспринимает ситуацию в данный момент.
_____________________________________________________
3. Проблемы, которые решает психология, имеют непосредственное значение для различных областей народного хозяйства. Ниже приведены примеры проблемы, которые исследуются отдельными отраслями психологии. Назовите отрасль психологии, которая изучает в основном ту или иную проблему.
1. Какая ориентация учащегося (на процесс, результат, награду) характеризует устойчивость мотивации его учения?
_____________________________________________________
2. Какие требования к способностям, знаниям и умениям, мышлению и другим психическим процессам человека предъявляет та или иная деятельность?
_____________________________________________________
3. Что составляет важнейшее внутреннее основание («движущую силу») перехода ребенка к следующему возрастному этапу?
______________________________________________________
4. Какими способами можно предупредить и преодолеть конфликты, создать в группе благоприятный психологический климат?
_______________________________________________________
5. Какие супружеские отношения делаю брак счастливым, семью благополучной?
_________________________________________________________
6. Почему по мере развития учащихся у многих из них затухает интерес к учению?
______________________________________________________
7. Каковы причины нарушения юношами и девушками правовых норм общества?
_____________________________________________________
8. Чем отличаются психика и поведение больного человека от психики и поведения здорового?
_________________________________________________________
Тест по теме: «Психические познавательные процессы»
Вопрос 1. Дать определение (закончить формулировки)
· Воображение – это …
· … — это процесс, дающий отражение предмета в целом.
· Память, хранящая видовой опыт человека, называется …
· … воображение связано с созданием новых образов.
· …………………………………….. … определяет минимальную величину раздражителя, вызывающую первые, едва заметные ощущения.
· Внимание – это…
· … – это процесс, отражающий внутреннее состояние организма человека.
· Мышление, суть которого состоит в оперировании образами, называется …
· … воображение связано с воссозданием образов на основе текста, схемы.
· … определяет высокую чувствительность органов чувств, нервной системы.