Визуальная социально-психологическая диагностика основана на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее содержание личности.
Любое социально-психологическое явление на любом уровне имеет
свою симптоматику, по которой можно судить о качестве, образе жизни, степени социальной напряженности, статусе, эмоциональном состоянии человека и т.д. Корреляция между симптомами-индикаторами и определенными социально-психологическими явлениями настолько четкая, что отпадает потребность в проведении каких-либо научных исследований.
Однако важно помнить, что познание человека посредством методов визуальной психодиагностики позволяет лишь составить наиболее общую его психологическую характеристику.
Визуальная социально-психологическая диагностика имеет дело с явлениями, лежащими как бы на поверхности. Но это кажущаяся простота. Чтобы идентифицировать симптом с социально-психологическим явлением, нужно обладать социально-психологической компетентностью, знаниями, научными картами мира об обществе, личности, группах, социальных организациях, институтах и пр. Можно легко и безошибочно определить, ведет ли человек честный или бесчестный образ жизни. Для этого достаточно сравнить его «заметное потребление» (недвижимость, автомобиль и т.д.) с декларацией о доходах.
Визуальная психодиагностика обладает действительно громадными возможностями. Не случайно в спецгруппах есть группы профессионалов, которые по внешним признакам судят о состоянии здоровья политического деятеля, его положении, т.е. занимаются портретированием и пр.
Визуальная социально-психологическая диагностика позволяет изучать социально-психологические характеристики личности: ее ценностно-смысловую сферу, статусно-ролевые параметры и др. В данном случае в качестве «единицы» анализа выступают система связей, невербальное общение.
Одним из эффективных средств диагностики личности является невербальное общение. К средствам невербального общения принадлежат жесты, мимика, интонация, пауза, поза и т.п. Приведем значения некоторых групп жестов.
Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
... инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая диагностика является необходимым элементом, предваряющим, ... психологических особенностей с условиями их организации, содержанием, структурными компонентами. Психолого-педагогическая диагностика в данном случае выступает в качестве объективизирующей основы, связывающей психические функции человека ...
Жесты открытости. Среди данных жестов можно выделить следующее: раскрытие руки ладонями вверх; расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в присутствии друзей).
Жесты защиты. К этой группе относятся жесты, с помощью которых происходит реагирование на угрозы, например, руки, скрещенные на груди.
Жесты оценки — жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечтательности: жесты «руки у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумья).
Жесты подозрения и скрытности: рука прикрывает рот; взгляд в сторону; потрагивание шеи, легкое потирание носа — знак сомнения.
Жесты доминантности/подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатии: человек крепко пожимает руку и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх.
Жесты готовности: руки на бедрах — это явный признак готовности.
Выделяют несколько типов походок, например:
— ходульная, деревянная походка — зажатость, недостаток контактности, робость, неспособность к свободному проявлению;
— постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) — стремление вверх, ведомое сильной потребностью, чувством превосходства.
Антон Штангль в книге «Язык тела» приводит описание различных мимических выражений и дает им интерпретацию. Например, прямая посадка головы указывает на уверенность личности. Движение мышц лба тесно связано с активностью глаз. Взгляд человека тесно связан с речью и часто является средством установления контакта. Взгляд сбоку свидетельствует о недоверии.