Социально психологические особенности туризма

Социально-психологические особенности современного международного

туризма.

Первоначально туризм имел локальное, внутригосударственное значение и не играл существенной социальной роли в жизни общества. Однако начиная со второй половины XX в. туристский бизнес, достигший глобальных масштабов и вовлекший в процесс своего производства и потребления огромные людские ресурсы, затронул многие стороны общественной жизни, оказывая значительное влияние на ее социальные аспекты. Становлению массовою туризма как одного из наиболее динамично развивающихся феноменов современности способствовал целый ряд факторов, среди которых можно выделить демографические, этнокультурные, жономическис (развитие производственной и непроизводственной сфер), досуговые (увеличение объемов свободного времени населения и качественные изменения в условиях проведения досуга).

в XXI в. международный туризм — это сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс и один из основных секторов мировой экономики, функционирующий на базе экономического единства и культурного разнообразия государств и регионов мира, способствующий обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей. Будучи порождением массовой культуры в XX в., туризм в своей основе соответствует базовым характеристикам культурных форм данного феномена. При этом философско-этическую базу массовой культуры составляет мораль гедонизма, согласно которой удовольствие является высшим благом и целью в жизни. Опираясь на те же принципы функционирования, что и массовая культура, современная индустрия туризма ставит своей целью создание таких условий развлечения, которые удовлетворяли бы гедонистические потребностей человека. Воздействуя на подсознательные уровни психики индивида, находящегося в поиске развлечений и испытывающего по пому повод> тоску и беспокойство, индустрия туризма организует ему встречу с наслаждениями, переживания от которых формируют соответствующие эмоции успокоения. ‘Здесь производители туристских услуг задействуют стандартный механизм действия массовой культуры, согласно которому эффективность воздействия на потребителей с недостаточно развитым интеллектуальным началом значительно возрастает за счет использования такие пластов человеческой психики, как инстинкты и подсознание.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются ... легкомысленность); дистимный (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность); циклоидный (периодические смены настроения); педантичный ...

При этом туризм выполняет и сходные с массовой культурой функции удовлетворяет потребности людей в восстановлении физических сил, израсходованных в процессе труда, и снятия психического напряжения, накапливающегося в условиях постоянного стресса. Производители туристских услуг, используя этот механизм, постоянно расширяют сферу предложения, предоставляя потребителю непрерывно обновляемый набор туристических продуктов, и, оперируя базовыми мифами, придают своему продукту символическое значение.

Вместе с тем путешествия, являясь определенной моделью восприятия окружающей среды в современном обществе, помогают человеку получить максимум впечатлений за минимальный период времени. Что в значительной мере удовлетворяет потребности современного человека в ускорении темпов смены образов реального мира в его сознании. Однако при этом туристы, являясь не участниками, а, скорее, зрителями, должны испытывать готовность к постоянному проникновению в образы новой культуры и ее смысловую систему.

Так, став товаром, выраженным в услуге, массовый туризм, сыграв важную роль в процессе формирования «глобального мирового порядка»,

приобрел общемировую значимость. Туристические впечатления, отражаясь и сохраняясь в сознании людей в виде пластов различных культур, в определенном смысле закрепляют в индивидуальном опыте факт сосуществования различных культур. Однако наличие такого опыта означает лишь готовность человека к взаимодействию и его стремление к плюрализму, но не к единообразию. Гем не менее XX столетие, изменив фундаментальные ценностно-культурные стереотипы многих народов, явилось временем становления единой общечеловеческой культуры. 11ри этом взаимообогащение национальных форм общечеловеческой культуры происходило во многом благодаря обмену социокультурной информацией между путешественниками.

Таким образом, туризм сыграл важную роль в формировании социально- психоло! ической модели современной личности, которая, в отличие от замкнутой статичной модели личности человека индустриального общества, стала более мобильной и динамичной, характерной для человека эпохи потребления.