Предметом психологической диагностики является:

Тема 1: Психодиагностика как наука

Вопрос 1. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей и использующей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т. д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

1.  конструирование и апробация методик,

2.  разработка требований, которым они должны удовлетворять,

3.  выработка правил поведения обследования,

4.  выработка способов обработки и интерпретации результатов,

5.  обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Термин психодиагностика принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза. Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». В учебном пособии психологическая диагностика определена как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. В кратком психологическом словаре, 1985 г. дается следующее определение психодиагностики: психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их.

3 стр., 1451 слов

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОНЛАЙН-ГЕЙМЕРОВ ...

... Изучить феномены мотивации аффилиации, самоактуализации и индивидуально-психологических особенностей личности онлайн-геймеров. 2. Изучить особенности индивидуально-психологических свойств личности онлайн-геймеров в ... ............. 1. Мехрабиан А. Диагностика мотивов аффилиации [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых ...

Вопрос 2. Психодиагностика как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику; ее взаимодействие с другими отраслями психологической науки.

Психодиагностика как теоретическая дисциплинарассматривает закономерности (теорию, принципы и инструменты) измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Иными словами, она изучает закономерности вынесения валидных и надежныхдиагностических суждений, правила«диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляетсяпереход от признаковили индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса кконстатации наличияи выраженности этих психологических «переменных».

Психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально – психологических особенностей. При этом она имеет дело не только со стандартизированными методами (тестами), но также качественными настандартизованными оценками личности.

Психодиагностика как практическая деятельность- психологическое обследование личности с целью постановкипсихологического диагноза. Это — основа деятельности любого практического психологаПостановка психологического диагноза обеспечивает решение ряда практических задач, связанных с учетом психологических различий между людьми.

Психологический диагноз – конструирование теории отдельной, частной личности (по Выготскому).

Постановка диагноза обеспечит решение ряда практических задач, связанных с учетом психических различий между людьми (кадровые решения, спортивная психология, специальные способности к определенным видам деятельности, образование).

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Общая психология.Выделяемая для психодиагностики переменная, должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, — непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.

18 стр., 8577 слов

Психологическое исследование особенностей самоотношения у тревожных ...

... личность, на ее эмоциональную сферу, являющуюся определяющей в системе самоотношения и самосознания. Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей работы: «Психологическое исследование особенностей ... комплекса факторов отношения к себе у тревожных и нетревожных студентов. В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантилеев С.Р., Столин В.В., ...

Экспериментальная психология.Психодиагностика помогает проверить истинность теоретико-психологических построений, предоставляет измерительные инструменты для проведения тех или иных исследований.

Статистика, теория вероятности и психометрика. Обеспечивают и подводят естественно-научные математические принципы под психологические измерения.

Дифференциальная психология.Психодиагностика обеспечивает возможность выделения и дифференцирования различных психологических особенностей человека.

Вопрос 3. Основные направления исследований в области практического применения психодиагностики: оптимизация процессов обучения и воспитания, профотбор, профконсультирование, профессиональное обучение, судебно-психологическая экспертиза, индивидуально-психологическое консультирование.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

· контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

· оценка школьной зрелости;

· выявление причин неуспеваемости;

· отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;

· решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

· профессиональная ориентация.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии. Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссиму-ляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей.

Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики — психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).

6 стр., 2557 слов

Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам

... деятельности - вынесения приговора. Цель работы: анализ психологии судебного процесса по уголовным делам. Задачи работы: 1. Психологические особенности судебного допроса; 2. Психологические аспекты судебных прений; 3. Психология вынесения приговора. 1. Психологические особенности судебного ...

Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности.Это проблемы профессиональногоотбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения,оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз. Работа судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

Вопрос 4. Модель работы психодиагноста, получившего практический запрос.

Этапы работы психодиагноста:

1. Превращение психодиагностического запроса практики в психологическую проблему.

2. Сбор предварительной, необходимой для решения проблемы информации в отношении того лица или группы лиц, по поводу которых поступил практический запрос (анамнез, медицинские заключения, сведения о семье и ближайшем окружении, информация об успешности выполняемой учебной или трудовой деятельности.

3. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки.

4. Проведение психодиагностического обследования, обработка и анализ его результатов.

5. Формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, и прогноза на основе сделанных выводов.

6. Определение видов помощи, психологических воздействий, желательных в отношении продиагностированного индивида или группы.

6 стр., 2810 слов

Профессиональная деятельность психолога

... компенсации и восстановления нормы; 16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека; 17.знать основные сферы и виды деятельности психолога; 18.знать основы психодиагностики психологического консультирования; 19.знать основы психотерапии, коррекционной ...

2