Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы вопроса об учёте индивидуальных особенностей учащихся в процессе воспитания………………………………..6
1.1 Историографический обзор основных педагогических концепций индивидуального подхода в воспитании………………………………………..6
1.2 Индивидуальный подход как один из исходных положений организации воспитательного процесса………………………………………………………10
Выводы по Главе 1………………………………………………………………14
Глава 2. Изучение индивидуальных особенностей студентов колледжа……15
2.1 Возрастные и индивидуальные особенности студентов………………….15
2.2 Учёт индивидуальных особенностей студентов в процессе учебно-воспитательной работы колледжа……………………………..………………..20
Выводы по Главе 2………………………………………………………………27
Глава 3. Методика учёта индивидуальных особенностей студентов…………28
3.1 Диагностический инструментарий учёта индивидуальных особенностей……………………………………………………………………..28
3.2 Практическая реализация инструментов учёта индивидуальных особенностей студентов…………………………………………………………33
Выводы по Главе 3………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения………………………………………………………………………44
Введение
Человек как личность представляет огромную ценность для нашего общества. Его воспитание, всестороннее развитие и обучение, формирование его характера и мировоззрения являются первостепенными задачами современного общества.
Процесс воспитания — это общественное явление, воздействие общества на личность, с целью формирования у неё социально значимых качеств и навыков. Это процесс, направленный на передачу социального опыта, нравственных ценностей и традиций.
Несомненно, каждый человек является личностью, и каждой личности присущи свои индивидуальные особенности, т.е. те черты, которые выделяют его среди других.
Эффективный воспитательный процесс невозможен без изучения характера ребёнка, его индивидуальных качеств и способностей. Каждый человек отличается своими взглядами на мир, своими интеллектуальными, моральными и волевыми особенностями, своим мышлением, восприятием каких-либо ситуаций, памятью, воображением, интересами, наклонностями и потребностями.
Изучение индивидуальных особенностей у студентов с разным уровнем ...
... студентов. Объект исследования - индивидуальные особенности студентов с разным уровнем выгорания. Мы выдвинули теоретическую гипотезу о том, что: индивидуальные особенности студентов с феноменом эмоционального выгорания отличаются от индивидуальных особенностей студентов ... 2011г. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка (всего 34 наименования). В ...
Все эти качества в значительной мере влияют на процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков ребёнка, а также помогают ему адаптироваться в социальной среде и само реализоваться в ней, поэтому в процессе воспитания очень важен индивидуальный подход.
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов педагогики. Прежде всего, он направлен на формирование новых положительных качеств ребенка, упрочнение имеющихся качеств и на предотвращение развития отрицательных. При его правильном использовании и своевременном вмешательстве можно предотвратить нежелательное и тяжёлое перевоспитание в будущем.
Хоть он и носит в большей степени творческий характер, но самыми важными звеньями при его осуществлении всегда будут являться понимание детей, любовь к ним и уважение ко всем, без исключения, а также умения педагога размышлять и анализировать.
Для того, чтобы осуществить индивидуальный подход, педагогу необходимо правильно продиагностировать уникальные черты и способности ребёнка. Для этого существует множество методов, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они довольно широко используются на практике.
Индивидуальный подход необходимо осуществлять на всех этапах взросления детей, начиная с малышей в детском саду и заканчивая студентами ВУЗов.
Знание индивидуальных качеств ребёнка позволяет правильно подобрать необходимые методы и формы, с помощью которых педагог сможет правильно организовать воспитательный процесс.
Объектом моего исследования является учёт индивидуальных особенностей студентов колледжа.
Предметом исследования являются студенты колледжа.
Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование важности индивидуального подхода в процессе воспитания, развития и обучения студентов колледжа.
Задачи:
§ Рассмотреть основные педагогические концепции индивидуального подхода в воспитании;
§ Теоретически обосновать влияние индивидуального подхода на развитие и воспитание личности;
§ Изучить индивидуальные особенности студентов колледжа;
§ Рассмотреть типологии студентов в зависимости от особенностей их характера и темперамента, от их отношения к учебной деятельности и профессиональной мотивации;
§ Рассмотреть методы учёта индивидуальных особенностей студентов;
§ Дать подробную характеристику методу анкетирования, а также его практической реализации.
Теоретической основой написания данной курсовой работы являются учебная литература и периодические издания по педагогике.
Глава 1. Теоретические основы вопроса об учёте индивидуальных особенностей учащихся в процессе воспитания
1.1 Историографический обзор основных педагогических концепций индивидуального подхода в воспитании
Вопрос об индивидуальном подходе в воспитании остаётся актуальным на все времена, и многие великие педагоги, психологи и общественные деятели, как российские, так и зарубежные, уделяли внимание этой проблеме.
Величайший педагог-гуманист Я.А. Коменский считал, что, осуществляя процесс обучения и воспитания, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, выявляя их с помощью систематических наблюдений.[15]
Семинар № 1 Индивидуальные особенности личности и индивидуальный ...
... ка, №3, 1996, с.25-30. Семинар № 4 Воспитание детей в семье. Литература: Арутюнян М., Земнов М. Легко ... Спб., 2001. – С. 405 – 441. Маленкова Л.И. Педагоги. Родители. Дети. – М., 2000. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая ... В.П. Персонифицированное образование//Педагогика.-1998-№2.-с.12-. Бутузов И.И. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. – Новгород, 1972 ...
Русский педагог К.Д. Ушинский создал целую методику индивидуального подхода к детям. Параллельно, он говорил о том, что при индивидуальном подходе в воспитании и обучении не стоит давать какие-то конкретные рекомендации, отмечая, что индивидуальный подход в большей степени носит творческий характер.[2]
Известный русский писатель Л.Н. Толстой также пришёл к тому, что в ходе процесса обучения и воспитания необходим индивидуальный подход. Работая с детьми в Яснополянской школе, он наблюдал за поведением каждого ребёнка, за тем, как его слушают и как относятся к его словам и содержанию, а также что собой представляли творческие работы детей.
Н.К. Крупская считала, что во всестороннем развитии и воспитании личности ребёнка важным элементом является именно развитие его индивидуальных особенностей. Она говорила о том, что полностью раскрыть индивидуальные особенности ребёнка можно в том случае, если процесс воспитания будет осуществляться в коллективе. По её словам, коллектив не подавляет личность ребёнка, а оказывает влияние на структуру воспитания, его качество и содержание. [2]
Индивидуальные особенности детей, по мнению Н.К. Крупской, возможно познать, анализируя их рисунки, поделки из пластилина и других подручных материалов.
Также, Н.К. Крупская указывала на то, что наибольшее значение имеет индивидуальный подход в развитии интересов и способностей детей, т.е., прежде всего, необходимо развивать те способности, которые будут необходимы для социальной адаптации ребёнка, для осуществления им трудовой деятельности. К таким способностям она относила зрительную память, глазомер, умение координировать свои движения, и развивать их следует уже с раннего возраста.
Рекомендации Н.К. Крупской ориентируют педагогов на гуманное отношение к детям, на уважение их индивидуальности и понимание духовного мира.
Педагоги И.Т. Огородников и П.Н. Шимбирев в своём труде «Педагогика» отметили, что индивидуальный подход — это не единичный метод в учебно-воспитательной деятельности педагога, а стиль его работы.
Е.Н. Водовозова, русская детская писательница и педагог, считала, что, для того чтобы правильно понимать и анализировать поступки детей, родителям и педагогам необходимо знать основы психологии и физиологии ребёнка. Также, она считала, что самым эффективным воспитательным средством является труд. Как и многие другие педагоги, Е.Н. Водовозова считала, что нельзя разработать единые рекомендации для воспитания и развития детей, [2] т.к. все они по своим индивидуальным качествам очень разные.
Немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег считал индивидуальный подход важнейшим принципом воспитательного процесса. Он призывает педагогов к тому, что они должны более внимательно наблюдать за детьми, более углублённо знать законы развития. По его мнению, незнание этих законов является педагогической неграмотностью, неохота их изучить — педагогическим невежеством, а неготовность с ними считаться — педагогическим варварством. [15]
Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств дошкольников
... материалом. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят ...
Великий советский педагог и писатель А.С. Макаренко говорил о том, что индивидуальный подход к детям очень сложен, но в тоже время очень важен для решения таких педагогических задач, как организация детского коллектива, осуществление трудового и игрового воспитания. [2] А.С. Макаренко считал, что при осуществлении единой программы воспитания, необходимо вносить в неё необходимые поправки, которые будут соответствовать индивидуальным качествам ребёнка. По мнению А.С. Макаренко, каждый педагог, осуществляя воспитательный процесс, должен делать акцент на положительные качества ребёнка, на его хорошие поступки, и тем самым дать ребёнку почувствовать веру в себя, свои силы и возможности. Также он считал, что воспитание должно быть направлено с раннего возраста, в первую очередь, на развитие творческих способностей ребёнка, его активность и инициативность.
Также как и К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко не давал каких-то определённых рекомендаций при индивидуальном подходе в воспитании, т.к., по его мнению, один и тот же метод воспитания на всех детях будет отражаться по-разному. Воспитатель всегда должен выбирать только те формы и методы воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям ребёнка. Он считал, что главными целями индивидуального подхода в воспитании являются определение и развитие личных качеств воспитанников, и их направленность в сферу знаний и характера.
А.С. Макаренко и Н.К. Крупская в своих трудах раскрыли суть индивидуального подхода, установили его связь с жизнью и доказали, что методы индивидуального подхода во многом зависит от целей и задач воспитания и обучения, от возраста, индивидуальных особенностей и направления деятельности детей. В своей воспитательной работе они старались в большей степени концентрироваться только на положительных качествах детей, чем на перевоспитании и коррекции недостатков.
Русский педагог Н.И. Пирогов говорил о том, что, осуществляя педагогический процесс, нельзя всех детей приравнивать друг к другу, что нужно поступать мудро, обращая внимание на уровень развития учащихся и самих учителей. [2] Это, по его мнению, является главным смыслом педагогического искусства.
Вопрос об индивидуальном подходе получил многогранное развитие в трудах выдающегося советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского. Он был убеждён в том, что нужно педагогически просвещать родителей, что «педагогика должна стать наукой для всех», поэтому, изучая индивидуальные качества детей, он считал, что необходимо начинать с семей воспитанников. Также, В.А. Сухомлинский говорил о том, что работу с родителями нужно совмещать с индивидуальной работой, т.к. в каждой семье царит своя атмосфера, свои традиции, устои и взаимоотношения.
Осуществление индивидуального подхода педагогом не может быть успешным без знаний психологии. Многие советские психологи, такие как А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б Эльконин, занимались проблемой индивидуального подхода в воспитании в связи с поисками ответов на вопросы о формировании личности. В своем труде «Детская психология» А.А. Люблинская выделяет следующие признаки личности:
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая наука рассматривает процесс обучения как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка. ...
1. Личность — это индивидуальность, то есть совокупность уникальных физических и психологических черт;
2. Личность как ячейка общества;
3. Личность как активный общественный деятель, способный решать как крупные, так и мелкие задачи;
4. Личность — это человек, обладающий самосознанием, т.е. он не только воспринимает и познаёт мир вокруг себя и оценивает какие-либо действия, но также способен познать себя, оценить своё поведение, свои действия и поступки. [11]
По мнению психологов, на формирование личности в большей степени сказываются темперамент и характер ребёнка. Темперамент влияет на активность ребёнка, его трудоспособность и выносливость. Формированию характера ребёнка психологи уделяют наибольшее внимание, т.к. он не является врожденным, его становление происходит в процессе воспитания и обучения, в трудовой и игровой деятельности, а также под влиянием общества.
1.2 Индивидуальный подход как один из исходных положений организации воспитательного процесса
Каждый педагог в процессе учебно-воспитательной деятельности взаимодействует с конкретной развивающейся личностью, которой присущи свои уникальные особенности. Поэтому, методы воспитания, успешно применённые к одному ребёнку……..
Список литературы
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 158 c.;
2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. — Новосибирск: НГПУ, 2003, — 243 с.;
3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979, — 482 с.;
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2-е изд.-М.: Просвещение, 1994.-223 с;
5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема: Монография — К.: Издательство Казанского университета. — 1982. — 224 с.;
6. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1985 г. — 112 с.;
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, 352 с.;
8. Крутецкий В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. — 352 с.;
9. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.;
10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. — М.: Прометей, 1992 — 528 с.;
11. Люблинская А. А. «Детская психология»: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М., «Просвещение», 1971.- 416 с.;
12. Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. — 1994г.-№1.-с.2-10;
13. Михайленко О.И. Общая педагогика Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. — Нальчик. — 2008. — 487с.;
14. Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 2008. ;
Программы учебной и производственных практик Специальность050706- ...
... программы подготовки по специальности 031000 Педагогика и психология при очной форме обучения 5 лет. 1.3. Квалификационная характеристика ... психолога, методического и диагностического фондов, наглядных пособий, документации и основной литературы. Формирование ... студентов являются: школы, детские сады, оздоровительно-воспитательные центры, детские базы отдыха, учреждения дополнительного образования ( ...
15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. — М.: «КСП+», 2003. — 432 с.;
16. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн [Текст] / И.П. Подласый. — М., 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.;
17. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. — 1975. — 250 с.;
18. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 576 с.;
19. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.;
20. Туркот Т.И. Педагогика высшей школы. — К.: Издательский центр «Кондор», -301 с.;
21. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. — 1980.-№2.-с. 52-62.
22. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М.: Знание, 1978. — 45, [2] с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» ; № 3);
23. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. — М.:Знание, 1972.- 208 с.;
24. Фицула М.М. Педагогика. — К.: Издательский центр «Академия», 2007.- 599 с.;
25. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.;
26. Хуторский А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторский. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.;
27. Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие / М.И. Шилова. — 2-е изд. перераб. И доп. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.;
28. Чиркова Т. Учет индивидуально — психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.;
29. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986. -80.с — (Новое в жизни, науке, технике);
30. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. — М.: Сентябрь, 1996 — 96с.