Особенности индивидуальной арт-терапии

Этапы работы

Этап 1

Установление арт-терапевтического контакта — создание определенной атмосферы их совместной работы. Идет детальное обсуждение с клиентом целей, характера и условий работы. Арт-терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться их совместная работа, что клиент может и чего не может делать, принципы арт-терапии, в чем заключается спонтанное творчество.

Этап 2.

Это непосредственно арт-терапевтическая работа. Постепенно, по мере того как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера арт-терапевтического кабинета начинает восприниматься им как особенная, отличная от обычной. Клиент начинает работать все более естественно, смело и увлеченно. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. В большинстве случаев осмысление происходит в результате совместного обсуждения творческой продукции.

Этап 3.

Конфликты и переживания, отражаясь в творческой работе клиента и «проясняясь» через «диалогический дискурс» с арт-терапевтом, становятся все более осмысленными и понятными клиенту. Он приходит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию их в качестве закономерных и необходимых элементов своей личности, источников своей внутренней силы. Негативные свойства и переживания не подавляются и не предаются забвению, но трансформируются силой заключенного в них смысла, логикой глубокого внутреннего единства, раскрываемого в различных проявлениях психической жизни клиента. Клиент становится более свободным в использовании различных материалов и средств. Более емким и убедительным становится его творческий «язык». Образы приобретают «глубину» и «многомерность», выражая не то, что клиент «придумал» или «позаимствовал» среди стереотипных символических обо- значений конвенциональной культуры, а то, что он действительно переживает внутри себя.

Этап 4.

Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере творческой деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса. Клиент должен уметь самостоятельно справляться со своими переживаниями и проблемами (по крайней мере, в обозримом будущем).

11 стр., 5330 слов

Основные этапы выполнения курсовой работы. 1 этап — определяющий, здесь важно решить ряд задач:

1 этап – определяющий, здесь важно решить ряд задач: - определить направление исследования, выбрать или сформулировать тему курсовой работы; - определить цели, задачи и методы исследования, содержание практической части и выбрать технологию её исполнения; - выдвинуть предположение о результатах работы, её новизне и практической значимости, подготовить эскизы, раскрывающие замысел; - составить ...

В целом завершение работы обозначает некий личностный «рост» клиента за определенный промежуток времени.

Особенности индивидуальной арт-терапии

Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко не все клиенты способны сразу включиться в творческую работу. Иногда должно пройти несколько сессий, прежде чем клиент сможет преодолеть свою робость и сте- реотипы привычного поведения, которые зачастую заставляют воспринимать арт-терапевтическую работу как недостойную взрослого человека «детскую игру» либо, напротив, как нечто весьма напоминающее «художественную деятельность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции проявляются у клиентов довольно часто в начале работы.

Могут возникнуть сильные переживания, в том числе негативного характера" такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но надежные «границы» арт-терапевтического кабинета, глубина психотерапевтического контакта и полное доверие арт- терапевта ко всему, что чувствует и делает его клиент, являются теми факторами, которые «удерживают» переживания клиента от их «выплескивания» в самодеструктивном или агрессивном, направленном на других людей, поведении. Один из важных факторов «удерживания» — художественный, символический образ. Если клиент работает над одним и тем же образом в течение нескольких сессий или возвра- щается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его переживания. Постепенно выражаясь в творческой деятельности все более ярко (но не обязательно «высокохудожественно») и облекаясь в емкую, многозначительную форму символических образов, эти переживания начинают осмысляться клиентом.

6 стр., 2975 слов

Социально-педагогическая работа по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье в условиях обеспечения взаимодейст

Оглавление Введение 3 Глава 1. Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьей 8 1.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи 8 1.2. Проблемы воспитания детей младшего школьного возраста в разных видах неблагополучных семей 10 1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка младшего школьного возраста 21 1.4. Направления и формы работы социального ...

Арт-терапевт находится рядом с клиентом, старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный или самодеструктивный характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление. Арт-терапевт, время от времени задавая различные вопросы, стремится не объяснять, но «прояснять» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт и клиент устанавливают закономерную связь между характером творческой работы последнего, опытом его детства, актуальными взаимоотношениями с окружающими и проблемами на данном этапе жизни. Арт-терапевт «работает» и со своими реакциями контрпереноса. Пытаясь осмыслить происхождение чувств, возникающих в нем в ответ на произведения, действия или высказывания клиента, он всегда должен задавать себе вопрос: насколько они связаны с его собственными «проблемами»? Работа в целом имеет недирективный характер: арт- терапевт, ставя перед собой задачу помочь клиенту преодолеть болезнь или решить определенные психологические проблемы, не предлагает никаких готовых «рецептов». Он действует гибко, всякий раз настраиваясь на индивидуальный темп и стилевые особенности работы клиента, стараясь следовать за динамикой его состояний. По мере того как клиент переходит от (вначале) «защитной» позиции к более открытой позиции, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Динамика происходящих в клиенте изменений в процессе арт-терапевтической работы могла бы быть охарактеризована как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от неуверенности в себе — к самодостаточности. Данные измене- ния находят свое отражение в динамике творческой работы и в изменении характера образов, создаваемых клиентом. Он начинает ощущать определенное «родство» со своими работами, которые постепенно наполняются для него ценностью и смыслом. Клиент иногда испытывает чувство удовлетворенности, но не потому, что работы кажутся ему «красивыми» или могут кому-то понравиться, а потому, что ему удалось выразить в них что-то очень важное.

13 стр., 6441 слов

Пути повышения эффективности работы групп в организации

35 Курсовая работа Тема: Пути повышения эффективности работы групп в организации туристическая фирма Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы управления работой групп 1.1 Характеристика и понятие группы 1.2 Классификация и типы групп в организации 1.3 Факторы, влияющие на эффективность работы группы 1.4 Сотрудничество и конкуренция в группах Глава 2. Эффективность работы групп в ООО "АДМ" ...

Индивидуальная арт-терапевтическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях — несколько месяцев или даже лет. В то же время ее продолжительность определяется рядом внешних факторов. В любом случае внезапное прекращение работы, оставляющее клиента «незащищенным», один на один с ранее актуализированными проблемами является нежелательным.

Завершающий этап может сопровождаться оживлением сильных чувств (любви, гнева, печали и т. д.), нередко отражающих опыт «расставания», с которыми клиент уже способен справиться. На этапе завершения отношение клиентов к созданным ими работам, как уже говорилось, может быть различным.

Структура групповой арт-терапевтической сессии

Стадия разогрева — 10% общего времени. Стадия включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на свободную тему.

Собственно изобразительная деятельность — 30% общего времени.

9 стр., 4472 слов

Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии

Оглавление Введение . Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека .1 Понятие творчества .2 Творческая деятельность и творческий процесс . Творчество в хореографическом коллективе современного направления .1 Хореографический коллектив и его специфика .2 Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии Заключение Список литературы ...

Обсуждение или дискуссия — 50% общего времени.

Завершение работы — 10% общего времени (сюда включена уборка помещения, завершающий занятие ритуал).

Основная цель групповой арт-терапии заключается в определении изменений в состоянии и социальном поведении участников группы.

Существует несколько вариантов групповой арт-терапии, которые различаются между собой, главным образом, по степени группового взаимодействия и структурированности:
— студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная);
— аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности);
— тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности).
Участники неструктурированных арт-терапевтических групп хотя и встречаются в определенное время в общем помещении, работают совершенно самостоятельно, им не предлагается никаких общих тем и инструкций для выполнения работы. Структурированные группы предполагают наличие инструкций или правил, которые добавляют изобразительной работе участников определенную направленность.
Студийная открытая группа
Слово «открытая» в названии этой группы обозначает отсутствие постоянного состава. На любом этапе в группу могут присоединиться новые участники. «Студийной» эта группа называется потому, что условия ее работы напоминают художественную студию; как правило, предполагает использование недирективного подхода, что предоставляет максимум «свободы» каждому участнику и учет его индивидуальных особенностей. Занятия в таких группах проводятся от 1 до нескольких раз в неделю. Продолжительность сессий от 1,5 до 2,5 часов.
Аналитическая закрытая группа
Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. «Закрытая» — т. е. в течение всего времени состав группы остается постоянным.
Аналитическая группа является комплексным видом работы, сочетающим в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию. Групповые аналитические сессии очень динамичны и содержат в себе на различных стадиях глубокое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение. Участников такой группы отличает высокий уровень независимости и умение сохранять собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия, а иногда и ход групповой работы, самостоятельно решая, в какой форме и когда в нее включаться.
Группа рассчитана, главным образом, на работу с лицами, имеющими определенные психологические или социальные проблемы; с семьями, различными небольшими сообществами людей, объединенных по каким-либо признаку (расовому, этническому, половому, возрастному и т. п.), в работе с правонарушителями, в ряде случаев с лицами, которые проходят лечение от алкогольной или наркотической зависимости.

5 стр., 2281 слов

Психологическая поддержка участников боевых действий

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………… 3 Глава I. Психологические особенности процесса адаптации к условиям гражданской жизни участников боевых действий………………………….. 8 1.1. Психологические особенности состояния военнослужащих, участвовавших в боевых действиях………………………………….. 8 1.2. Факторы социально-психологической адаптации участников боевых действий………………………………………………………………. 19 Глава II. ...

Тематически ориентированная группа
Тематически ориентированная группа по сравнению со студийной и аналитической, как правило, предполагает большую степень структурированности (что достигается за счет использования тем, которые касаются общих интересов и проблем участников).

В большинстве случаев тематически ориентированные группы является полуоткрытыми: некоторые участники на определенном этапе могут покидать группу, в любой момент она может пополняться новыми членами.
Существуют различные причины предоставления преимущества тематически ориентированным группам, а именно:
 — клиенты имеют определенные трудности и растерянность, особенно в начале работы;
 — много клиентов вообще не имеют опыта арт-терапевтической работы, ориентируются на свои впечатления от школьных уроков рисования;
 — клиенты чувствуют себя слишком напряженно в группе;
 — имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы, которые заставляют более четко формулировать задачи и темы работы, отражающие специфические проблемы группы;
 — необходимо сплотить группу;
 — нужно предоставить группе выбор, для того, чтобы настроить ее на решение тех или иных проблем и задач работы;
 — нужно активизировать взаимодействие между участниками группы;
 — надо вывести людей из погружения в свои проблемы и побудить к более активной совместной работы.
Этап изобразительной деятельностипредполагает выбор темы и ее последующую разработку с помощью изобразительных приемов. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться характером группы. Так, арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, ориентируясь на состав группы.
Конечно темы распределяются по нескольким основным группам:
 — темы, связанные со знакомством с изобразительными материалами;
 — «общие» темы, исследующие широкий круг проблем и переживаний участников группы;
 — темы, связанные с исследованием системы отношений образа «Я»;
 — темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;
 — темы, которые предполагают совместную изобразительную деятельность участников группы.
В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участниками группы. После выбора темы участники приступают к ее «раскрытие» и «разработки» с помощью изобразительных средств, как правило, не разговаривая. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку могут вывести автора из состояния погруженности в творческий процесс и помешать искреннему выражению его чувств.
Этап обсуждения и завершения сессии.

8 стр., 3798 слов

В области социальной работы Подготовительный этап — выбор проблемы

Тема: Методы планирования и организации исследований Проблема исследования Каждое исследование начинается с выбора и определения проблемы. По своей характеристике это может быть социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая или социально-медицинская проблема. Но, какой бы не была по своему характеру проблема, исследователь должен знать главное – эта проблема осложняет жизнь ...

Обсуждение происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно представляет собой рассказ участников о своей работе или комментарии к ней. Клиенты не просто описывают нарисованое, они пытаются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изобразительным продуктом и его содержанием. При этом каждому предоставляется возможность высказаться, иногда внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Целесообразно устраивать ретроспективные обсуждения (при постоянных занятиях один раз в две недели) с показом и комментариями серии работ того или иного участника, выполненных за определенный период времени, что может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора — до глубокого осмысления своего опыта.
При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздерживаются от комментариев и оценок, но могут ставить вопрос автору. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более подробному обсуждению работ друг друга с выражением собственных впечатлений, чувств, мыслей.