Учебно-методический комплекс 13

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

дисциплины (код и название по ГОС ВПО)-?

Методологические основы психологии

Специальность (направление подготовки) (код и название по ГОС ВПО)

Факультет: Психологии

Кафедра: Практической психологии

Москва-2008

Часть I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методологическое основы психологии»

Разработана: доктором психологических наук, профессором Ануфриевым А.Ф. и кандидатом психологических наук, доцентом Чернениловым В.И.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Практической психологии … марта 2008 г.. Протокол №…

Зав. кафедрой __________________(Ануфриев А.Ф.)

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

-предмет является обязательной дисциплиной;

-относится к дисциплинам ?…цикла.

требования к обязательному минимуму содержания программы подготовки выпускника по данной дисциплине:

Понятие методологии. Методология, метод, методики. Общая характеристика методов психологического ис­следования. Взаимосвязь предмета и метода. Клас­сификация методов Исследование и диагностика. Научное и практическое исследование. Исследова­тельские возможности различных методов. Требова­ния к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления дан­ных. Методы статистической обработки данных. Эксперимент и его виды. Характеристика экспери­ментальной процедуры и требования к ней. Психоло­гические тесты и их виды. Технология создания и адаптации тестовых методик. Требования к процеду­ре тестирования. Опрос как метод получения социо­логической и психологической информации. Специфи­ка анкетирования, интервью, беседы и группового опроса. Требования к процедуре опроса. Наблюде­ние и его исследовательские возможности. Меры по­вышения точности и надежности наблюдения. Разви­тие способностей к наблюдению. Психосемантичес­кие методики. Проективные методики. Метод экспер­тной оценки. Метод анализа результатов дея­тельности.

2 стр., 968 слов

Кейс №31 Методы психологии. Классификация методов психологии ...

... анализа; интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод 4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод. Основными методами психологии, как и большинства ... подготовленные вопросы, составляющие анкету. Тестирование– психодиагностический метод использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития ...

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследовании. Составление заключений и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

  • индекса и общего количества часов???

1.2. Цели и задачи дисциплины

Программа курса предназначена для психологических факультетов, готовящих специалистов по специальности 020400 «Психология». Она может использоваться так­же для аспирантов, выполняющих диссертационные исследования по психологии.

Предлагаемый курс знакомит студентов с особенностями реализация научного подхода при изучения психических явлений, соотношением академической и практи­ческой психологии, психологической теории и психологической практики. Характери­зуются нормативы научного мышления, аппарат научно-исследовательской работы, язык науки. Учитывая, что в процессе обучения помимо указанного курса студенты знакомятся также с курсами «Экспериментальная психология» и «Математические ме­тоды в психологии, в данной программе основное внимание уделено информационно­му и трансляционно-оформительскому этапам НИР.

Цель курса — познакомить студентов с основами научно-исследовательской ра­боты в психологии и подготовить их к написанию курсовых и дипломных работ, а так­же к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины студент должен:

  • знать: о роли и месте методологического знания в формировании концептуальных представлений о сущности психологической реальности, о системе методологических требований к процедурам проведения научно-психологических исследований;
  • уметь: вычленять методологический базис анализируемых концептуальных представлений с позиций его адекватности поставленным целям, корректно использовать и формировать методологический инструментарий для решения теоретических и прикладных задач;
  • владеть навыками: разработки и использования методического инструментария при проведении научно-психологических исследований.

1.4. Методическое обеспечение дисциплины

1.4.1. Методические рекомендации по организации изучения

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В отличие от других дисциплин учебного плана по данной специальности «Методологические основы психологии» требуют от студентов развитого рефлексивного мышления и достаточно продвинутого уровня владения основами психологического знания. Поэтому обучение этой дисциплине должно идти после того, как будут освоены, как минимум, «Общая психология» и «Социальная психология». Для более эффективного усвоения методологического знания необходимо включать его элементы при изложении основополагающих составляющих этих дисциплин.

1.4.2. Методические рекомендации по организации изучения

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Учитывая тот факт, что усвоение методологического знания представляет повышенные требования к владению базовым теоретико-психологическим содержанием (философия, социология, общая и социальная психология и др.) студенты должны обратить особое внимание на необходимость глубокого понимания связи психологии с целым рядом фундаментальных наук, задающих общенаучные принципы и технологии для отраслевого научного познания. Рефлексивный характер методологического знания требует от студентов развития рефлексивного мышления, что должно стать одним из наиболее значимых направлений их самостоятельной работы. Методологическая оценка усваиваемого психологического знания является важнейшей и постоянно действующей составляющей профессиональной культуры специалиста психолога.

1.5. Организация учебного процесса

1.5.1. Виды учебной деятельности студента по разделам дисциплины:

Основное содержание дисциплины отрабатывается в виде самостоятельной работы с теоретическим материалом. В целях более глубокого освоения материала преподаватель проводит регулярные консультации и промежуточное тестирование в ходе семинарских и практических занятий.

1.5.2. Требования для получения оценки по курсу:

  • квалифицированно ответить на вопросы в ходе семинарских занятий, выполнить индивидуальные задания, формулируемые преподавателем, исходя из индивидуальных особенностей (степени овладения материалом) студентов, проявленных в ходе этих занятий;
  • решить тестовые задания по данному курсу.

Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по очному и заочному обучению)

Факультет/

Специаль-ность

Название

дисциплины

Отде-ление

Вид учебной работы

Количество часов

Се-местр

Аудиторные

Самост. работа

Психологии

МОП

Лекции

12

Практические / Семинарские

6

Лабораторные

Консультации

Курсовые /рефераты

Контрольные работы

Итоговый контроль: зачет, экзамен

Зачет

Общий объем часов по дисциплине:

18

Раздел 3. Содержание дисциплины

3.1. Тематический план учебной дисциплины

Наименование темы

Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Лек­ции

Практ. и семнар занятия

Самост.

работа

Лаб. работы

(практи­кум)

Всего часов по теме

Лекции

Самост.

работа

Всего часов по теме

Общенаучныйиспециальный(психологический)уровень методологии

2

4

6

2

4

6

Методологическийбазисведущихпсихологических концепций

2

4

6

2

4

6

Проблема научного познаниявпсихологии

2

4

6

2

4

6

Элементы аппарата научного психологического иссле­дования

2

4

6

2

4

6

Этапынаучно-исследовательской работы(НИР).Информационный этап

2

2

4

8

2

4

6

Исследовательский этап НИР

2

2

4

8

2

4

6

Трансляционно-оформительский этап НИР

2

4

6

4

4

ИТОГО:

12

6

28

46

12

36

40

3.2. Содержание отдельных тем учебной дисциплины

Тема 1. Общенаучный и специальный (психологический) уровень методологии.

Наука, искусство, здравый смысл как виды познания.Теоретические, методологические и эмпирические аспекты познания. Теоретические конструкты (аксиоматика, аксиология, парадигмальные координаты, научные школы).Понятие методологии науки.Общенаучный и специальный уровни методологии. Общенаучные принципы познания — детерминизма, развития, системности. Научное и ненаучное психологическое знание. Частно-научная методология психологических исследований (принципы активности, деятельности, антропологический принцип).

Уровни научно-психологической методологии: эмпирицизм, герменевтика, критицизм. Парадигма классическая и постклассиче­ская парадигма науки.Модернизм и постмодернизм в психологии. Методологический либерализм. Проблема мультипарадигмальности и внепарадигмальности психологии.

Тема 2. Методологический базис ведущих психологических концепций.

Методологический базис ведущих психологических направлений (психоаналитическое, поведенческое, когнитивное, гуманистическое и др.).

Деятельностная, субъект-объектная и субъект-субъектная парадигмы отечественной психологии. Проблема объективности.Естественно-научная и феноменологическая, технократическая и гуманистическая ориентации психологических исследований. Фундаментальные, прикладные и практикоориентированные исследования. Категориальный строй современной психологии: методологическая функция понятийно-категориального аппарата. Основныекатегории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение. Психофизическая и психо­физиологическая проблемы. Проблема психологических закономерностей, механизмов и закономерностей.

Методологическая техника (методы организации исследования, методы сбора научных данных, методы обработки данных, методы интерпретации и оценки научных данных).

Методическая техника исследования (принципы разработки замысла, методического инструментария, методов и методик исследования).

Тема 3. Проблема научного познания в психологии

Научное исследова­ние как специфический вид познавательной деятельности. Психологическое исследо­вание и диагностическое обследование. Наблюдение и эксперимент как основные ме­тоды психологического исследования. Отличие научного наблюдения от житейски-эм­пирического. Особенности экспериментального метода. Типы экспериментов. Положи­тельные и отрицательные стороны эксперимента. Средства преодоления установочности в поведении испытуемого. Понятие точности научных данных. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании. Факторы, снижающие точ­ность экспериментальных данных.

Тема 4. Элементы аппарата научного психологического иссле­дования.

Элементы аппарата научного исследования в психологии. Актуальность, объект, предмет исследования. Понятие научной проблемы. Гипотеза как предполагаемое решение проблемы. Требования к формулировке гипотез. Фальси­фикация и верификация гипотез. Экспериментальные и статистические гипотезы. Зада­чи исследования как исследовательские шаги на пути проверки гипотез. Методика ис­следования. Понятие о научной новизне и практической значимости результатов иссле­дования.

Тема 5. Этапы научно-исследовательской работы (нир).

Информационный этап.

Этапы научного исследования. Информационный этап НИР. Выбор те­мы исследования. Приемы выбора темы. Анализ литературы по теме исследования. Библиографический поиск литературных источников. Понятие библиографической ин­формации. Библиографическая и научная информация. Виды научной информация. Понятие о релевантной, пертинентной и прототипной информации. Структура библио­графического описания научного документа. Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности ученого. Обработка и фиксация библиографической информации. Списки литературы по видам источников как средства фиксации результатов библиографического поиска. Просмотровое чтение. Предмет и продукт просмотрового чтения. Информационно-поисковая система как средство фиксации результатов просмотрового чтения. Изучающее чтение. Определе­ние границы между известным и неизвестным как цель информационно-поискового этапа НИР. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чте­ния. Лексические средства научного произведения.

Тема 6. Трансляционно-оформительский этап нир.

Исследовательский этап НИР. Планирование и организация эксперимента. Формулировка цели и выбор методов исследования. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Экспериментальные переменные и способы их контро­ля. Понятие о независимой, зависимой, внешних переменных. Обработка результатов исследования. Этические принципы проведения исследования на человеке.

Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины

3.1. Перечень вопросов для итогового контроля

Вопросы к зачету:

1) В чем основные различия научного знания от здравого смысла и познания в искусстве.

2) Раскройте сущность понятия «методология науки».

3) В чем отличие общенаучного и специального уровней методологии.

4) Что представляют собой общенаучные принципы познания.

5) Назовите основные уровни специально-психологической методологии.

6) Различие и сходство в постановке психофизической и психо­физиологической проблем.

7) Методологический смысл парадигм и парадигматики.

8) Субъект-объектная и субъект-субъектная парадигмы отечественной психологии.

9) Какой тип психологического знания отвечает критерию истинности?

10) Оцените место и роль естественно-научной парадигмы в психологических исследованиях.

11) В чем Вы видите различие технократической и гуманистической ориентации психологических исследований?

12) Как бы Вы определили основную методологическую тенденцию психологических исследований.

13) Раскройте методологическое значение понятийно-категориального аппарат психологической науки.

14) Какие категории психологии Вы бы отнесли к базовым? На каком основании?

15) Укажите главное отличие категории «деятельность» от «активности».

16) Что такое (сущность и различия) «психологический закон», «психологическая закономерность», «психологические механизмы»?

17) Что представляет собой методологическая технология и техника?

18) Каковы основные принципы разработки замысла, методического инструментария, методов и методик исследования?

19) Что характеризует психологическое исследова­ние как специфический вид познавательной деятельности?

20) Назовите основные ме­тоды психологических исследований.

21) Охарактеризуйте сущность, место и роль экспериментальных методов психологического исследования.

22) Перечислите основные типы экспериментов в психологических исследованиях, их положи­тельные и отрицательные стороны.

23) Что такое «научный факт» и «артефакт»?

24) Дайте характеристику и оценку наблюдению как методу психологического исследования. 25) В чем Вы видите отличие научного наблюдения от обыденно-житейского?

26) Назовите основные элементыаппарата научного исследования в психологии.

27) Что такое «научная проблема»?

28) Каким образом практическая задача может быть трансформирована в психологическую проблему?

29) Раскройте сущность, виды, достоинства и недостатки гипотез в научном исследовании.

30) Какие факторы определяют методический аппарат психологического ис­следования?

31) Каким требованиям должен отвечать анализ имеющейся информации по теме исследования?

32) Назовите основные виды научной информации, современные базы данных и средства доступа к ним.

33) Каковы современные средства информационно-аналитической деятельности?

34) Назовите основные требования к проведению непосредственно исследовательской составляющей научного исследования (практической реализации исследовательского замысла)

35) Какие требования предъявляются к представлению полученных в ходе исследования данных (научные отчеты, публикации и т.п.).

3.2. Промежуточный контроль

Осуществляется преподавателем в ходе семинарских занятий по базовым направлениям преподаваемой дисциплины.

3.3 Материально-техническое обеспечение реализации учебной прграммы дисциплины

Литература по темам:

Тема 1.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб, 2006.

Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. М., 2005.

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.

Юревич А.В. Психология и методология. М, 2005.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Климов Е.А. Общая психология. М., 1999.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.:Прогресс, 1988.

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. М., 1998.

Тема 2.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб, 2006.

Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. М., 2005.

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.

Юревич А.В. Психология и методология. М, 2005.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.

Климов Е.А. Общая психология. М., 1999.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М., 1999.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

Гусельцева М. С. : Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма. Вопросы психологии, 2002, №3.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития. Вопросы психологии, 1998, №6..

Кондратьев М.Ю., Кочеткова Т.Н. Практикоориентированная психология: преодолевая барьер между фундаментальной наукой и практикой. Вопросы психологии, 1997, № 6.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. -Спб., 1991.

Ильясов И.И., Орехов А. О теории и практике в психологии //Вопросы психологии.-1989, №4, с. 135

Тема 3.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.

Климов Е.А. Общая психология. М., 1999.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.

Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории//Московский психотерапевтический журнал. — 1991, № 1.

Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. — СПб., 1991.

Ильясов И.И., Орехов А. О теории и практике в психологии //Вопросы психологии.-1989, №4.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М., МГУ, 1997.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1997.

Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. — М., 1966.

Пряходько П.Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск, 1979.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная пси­хология.- М., 1986.

Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии //Вопросы психологии. — 1987, № 3.

Ракитов А.И. Историческое познание. — М, 1988.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. — М-, 1993.

Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. — М., 1993.

Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии. — 1987, № 6.

Тема 4

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб, 2001.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.

Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований //Педагогика. — 1994, № 3.

Гоголев В.Н. Дипломное исследование по психологии и его оформление. — Киров, 1994.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. -М., 1997.

Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. — М., 1966.

Орлов Ю.М. Основания научной риторики. — М., 1997.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск, 1979.

Тема 5.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1997, с. 19-57.

Методические рекомендации о реферировании. — М., 1976.

Методика подготовки обзоров по культуре и искусству (Методические рекомендации).-М., 1976.

Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. — М., 1966.

Образцова О.Н., Морозов А.В. Реферирование источников по общественным нау­кам (Методическое пособие).

— М., 1978.

Орлов Ю.М. Обзор литературы. 1975.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск, 1979.

Усачева И.В., Ильясов И,И. Методика поиска научной литературы, чтения и состав­ления обзора по теме исследования. — М., МГУ, 1980.

Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. — М., МГУ, 1986, с. 121.

Усачева И.В., Ильясов И.И. Самостоятельная работа студента с книгой. — М., 1990.

Тема 6.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.

Гоголев В.Н. Дипломное исследование по психологии и его оформление. — Киров, 1994.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М., МГУ, 1997.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. — Спб., 1994.

Методы исследования в психологии: квазиэкснеримент //Т.В. Корнилова. -М.,1998.

Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М., 1998.

Орлов Ю.М. Основания научной риторики. — М., 1997.

Роговин М.В. Психологическое исследование. -Ярославль, 1979.

Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретическое основы психологического и патопси­хологического исследования. — Томск, 1988.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.

Сочивко Д.В., Якунин В-А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. — Л., 1980, (Постановка проблемы. Предмет, объ­ект и задачи исследования; Общие сведения о планировании эксперимента).

Экспериментальная психология //П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 1-2. — М., 1966.

3.4. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2001.
  4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб, 2006.
  5. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. М., 2005.
  6. Юревич А.В. Психология и методология. М, 2005.

Дополнительная

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.:Прогресс, 1988.
  2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  4. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. — СПб., 1991.
  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  6. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М., 1999.
  7. Климов Е.А. Общая психология. М., 1999.
  8. Гоголев В.Н. Дипломное исследование по психологии и его оформление. — Киров, 1994.

Часть II. Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы

1. Календарно-тематическое планирование по дисциплине

(очная, очно-заочная, заочная формы)

Факультет: Психологии

Наименование дисциплины: Методологические основы психологии

Специальность

Отделение

Наименование разделов и тем

Всего аудиторных часов

В том числе

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Лекции

Практические

Лабораторные

Сущность общенаучного и специального (психологического) уровней методологии

2

2

4

?

Методологический базис ведущих психологических концепций

2

2

4

Проблема научного познания в психологии

2

2

4

Элементы аппарата научного психологического иссле­дования

2

2

4

Этапы научно-исследовательской работы (НИР).

Информационный этап

4

2

2

4

Исследовательский этап НИР

4

2

2

4

Трансляционно-оформительский этап НИР

2

2

4

Итого

18

12

6

28

2. Методические рекомендации:

2.1. По аудиторным занятиям:

Учитывая сложность курса и ограниченное количество времени на его изучение, следует внимательно просмотреть основное содержание лекционного занятия, чтобы стало возможным уточнить те разделы темы, которые были изложены в лекции и оставшиеся не рассмотренными. Последние должны стать предметом особого внимания при изучении данной темы и при подготовке к зачету по дисциплине.

2.2. По подготовке к семинарских занятиям:

Необходимо добиваться ясного представления о сущности базовых составляющих методологических основ психологии – категориально-понятийного аппарата (требуется серьезная работа со словарями и рекомендованной литературой), сравнительной эффективности (эвристичности и ограничений) различных методов проведения психологических исследований, методов получения, анализа и практического использования различных информационных баз данных, средств представления получаемых в ходе психологических исследований в установленных формах.

Гарантированным средством решения этой задачи является серьезная подготовка к семинарским занятиям и активное участие в обсуждении поставленных преподавателем вопросов в ходе их проведения.

3. Организация самостоятельной работы студентов

3.1. График организации самостоятельной работы студентов

Факультет: Психологии

Дисциплина: Методологические основы психологии

Специальность

Курс

Тема самостоятельной работы

Оотделение

Форма самост. работы

Планируемые сроки выполнения

Первое полугодие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Понятие методологии и ее основных функций в системе психологического знания

Парадигматика в науке: основные виды и их значения для психологических исследований

Категориальное пространство психологической науки: состояние и основные тенденции

Основные этапы научно-психологического исследования: виды, требования к качеству проведения и оформления в итоговых документах (рефераты, курсовые и выпускные работы и др.)

3.2. Дидактический материал по самостоятельной работе студентов

В качестве дидактического материала по данной (!) дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций и материалы консультаций по отдельным темам.