23.Понятие роли, основные коспоненты и характеристики

  1. Понятие роли, основные компоненты и характеристики; ролевое поведение.

Роль индивида в группе является одной из структурных характеристик группы.

Роль – набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых индивиду, который занимает определенную позицию в социальной группе.

Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.

От людей требуется играть целый набор ролей, часто чрезвычайно противоречивых, и одна из задач в понимании поведения людей состоит в определении той роли, которую человек играет в данный момент. Например, армейский офицер: роли на службе + роль отца, мужа, друга, члена спортивного клуба и т.д.

Многие из этих ролей вполне совместимы, другие создают конфликт. Например, забота о солдатах и семье вполне совместимы. Но если офицер в результате повышения должен с семьей переехать в отдаленный гарнизон, где жена вряд ли сможет найти работу, а детям не удастся получить хорошее образование, роль офицера вступает в конфликт с ролью заботливого отца, пекущегося о благополучии семьи.

Поведение человека во многом зависит от того, какую роль он играет.

Статус – относительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы.

10 стр., 4797 слов

Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка

... социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях В социальной психологии понятие социальной роли ... ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, ... к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п. Взаимная ...

Статус – это престиж, позиция или должность в рамках группы. Он м.б. формально утвержден группой посредством титулов, званий и привилегий. Чаще имеет место статус в неформальном смысле.

Статус м.б. приобретен посредством таких характеристик как образование, возраст, пол, квалификация или опыт. Любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность.

Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешность, возраст, престижная профессия, положение в организационной иерархии, з/п. Кроме того, статусом м.б. личностные характеристики, воспринимаемые организацией или группой как ценные. Это м.б. образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт или компетентность.

Функции статуса. Статусные символы служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим внутри организации, каков ее ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, как распределена ответственность и т.д.

Статус может служить и причиной искажения коммуникации, когда статусные критерии не совпадают. Например, американцы, сотрудничая с японцами, попадали впросак и даже оскорбляли потенциальных партнеров, ошибочно ориентируясь на привычный для американцев критерий статуса – фешенебельность офиса. Для японцев это не входит в число статусных характеристик.

Позиция – интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.

— Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

Функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную социальную роль. В этом значении понятие позиции синонимично понятию статуса.

Норма – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Ролевые ожидания. Важной характеристикой положения индивида является система групповых (ролевых) ожиданий. Каждый член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От человека, обладающего определенным статусом, ожидается определенное поведение, выполнение некоторого набора функций. Индивид следует заданному типу поведения, основываясь на интерпретации того, что от него ждут другие, и как ему надлежит себя вести. Через систему таких ожидаемых ролевых и поведенческих стандартов группа способна контролировать поведение своих членов.

3 стр., 1365 слов

17. Субъект, индивид, личность, индивидуальность: характеристика понятий

... входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ... личности. 3. Стадия интеграции. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: • сохранение своей ...

Групповые ожидания требуют от индивида не только исполнения определенных ролей, но и проявления соответствующих роли личностных характеристик. Роль председателя суда предполагает неподкупность, честность и принципиальность.

Мы можем удивиться, узнав, что воспитательница детского сада – большая любительница карате и уделяет тренировкам все свободное время. И это удивление во многом основано на диссонансе между тем, как мы видим роли воспитательницы и любителя восточных единоборств.

В тех случаях, когда ролевые ожидания формируются в общепринятые генерализованные представления, имеют место т.н. ролевые стереотипы.