Темы контрольных работ по дисциплине БЖД

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

УТВЕРЖДАЮ

На заседании УМК факультета

«___»_____________ 2011 г.

Протокол № _____________

Председатель УМК

Л.А. Жолковская_________

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Безопасность жизнедеятельности»

Направление подготовки

080100 «Экономика»

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Сыктывкар

2011

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности» являются:

— формирование у студентов мышления, основанного на приоритете безопасности при решении любых производственных и бытовых задач;

— создание у студентов навыков безопасной жизнедеятельности в различных условиях: на производстве, в ходе обучения, бытовых условиях, во время отдыха и т.д.;

— обучение студентов навыкам борьбы с утомлением и повышения работоспособности;

— знакомство обучающихся с современными средствами коллективной и индивидуальной защиты человека от опасных химических веществ, ионизирующего излучения и биологических факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— вырабатывание умений по использованию средств индивидуальной защиты человека (средств защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания) в случае возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

— отработка навыков по оказанию первой помощи при кровотечениях, переломах конечностей и позвоночника, ушибах, вывихах, растяжениях, термическом и химическом ожогах, обморожении, тепловом ударе, отравлении, при воздействии электрического тока, при утоплении, остановке дыхания;

— знакомство с правилами поведения граждан при террористических актах различного характера, при возникновении пожара в быту и на производстве, при выбросе или разливе опасных химических веществ, при радиационном загрязнении;

7 стр., 3309 слов

Методика индивидуального подхода и применения средств направленного ...

... физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм заня­тий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для ... решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более ...

— обучение навыкам здорового образа жизни;

— воспитание у студентов чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

2. Место дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в структуре ООП бакалавриата. Профессиональный цикл, базовая (обязательная) часть.

Содержательно-методическая взаимосвязь с другими дисциплинами:

— история (конфликты и войны, эпидемии и пандемии в истории человечества, применение отравляющих веществ во время ведения боевых действий);

социология (социальные опасности и их предупреждение – суицид и злоупотребление психоактивными веществами, терроризм, конфликты и войны);

— психология (психические состояния, паника, психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности);

— теория вероятностей и математическая статистика (расчет вероятности возникновения риска гибели человека от опасностей на производстве, расчет критериев безопасности и т.д.);

— физическая культура (основы здорового образа жизни);

— экология (факторы, влияющие на здоровье человека – химические, физические, биологические; загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека).

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: необходимо освоение понятий и терминов дисциплин экология, физическая культура, психология и социология.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»:

Общекультурные компетенции:

— владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

владетьосновными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности».

п/п

Наименование разделов

и тем дисциплины

Семестр

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Контрольная работа

1

Безопасность жизнедеятельности: методология, основные понятия, термины и определения

I

4

2

2

Опрос по карточкам

2

Управление безопасностью жизнедеятельности

I

4

2

1

Опрос по карточкам. Тестирование

3

Человек и среда обитания

I

8

2

2

Опрос по карточкам. Проверка выполнения заданий для самостоятельной работы

4

Безопасность труда и охрана здоровья работающих

I

4

2

2

Опрос по карточкам

5

Безопасность образовательного процесса

I

2

2

2

Опрос по карточкам

6

Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

I

4

2

2

Опрос по карточкам

7

Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

I

8

4

2

Опрос по карточкам. Проверка выполнения заданий для самостоятельной работы

8

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

I

4

2

2

Опрос по карточкам

ВСЕГО

38

18

15

1

72

5. Образовательные технологии:

При обучении безопасности жизнедеятельности основной упор делается на применение активных методов обучения, с целью повышения познавательной активности студентов.

Применяются такие активные и наглядные методы как:

— экскурсии на предприятия г. Сыктывкар (см. таблица 1),

— ролевые и деловые игры,

— метод ситуационного обучения (кейс-метод) (см. таблица 2).

Таблица 1

Предприятия и учреждения г. Сыктывкара для проведения экскурсий

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование темы

Предприятие или учреждение, на базе которого проводится экскурсия

Управление безопасностью жизнедеятельности

12 – СЧ по тушению крупных пожаров ГУ «1 отряд ФПС по РК»

Человек и среда обитания

ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», ООО «Эколайн», очистные сооружения МУП «Сыктывкарский Водоканал»

Безопасность труда и охрана здоровья работающих

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Комитекс»

Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Защитное сооружение МУП «Сыктывкарский Водоканал»

Таблица 2

Примеры тем практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

с ситуациями (сюжетами) для анализа

Тема

Ситуация (сюжет) для анализа

Форма материала

1

2

3

Социальные опасности и их предупреждение (суицид, злоупотребление психоактивными веществами — ПАВ)

Суициды и гибель от злоупотребления ПАВ известных людей

фильмы и видеоролики о воздействии факторов добровольного риска на организм человека, публикации в научных журналах, статистические данные о гибели людей от злоупотребления алкоголем и ПАВ

Чрезвычайные ситуации естественного происхождения

Извержения вулканов в Исландии (март 2010 г.) и на о. Ява (ноябрь 2010 г.)

телевизионные ролики, публикации в газетах и журналах, фотографии с места событий

Наводнения в Пакистане (2010 г.)

Торфяные и лесные пожары в России (лето 2010 г.).

1

2

3

Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения

Гидродинамическая авария на Саяно-Шушенской ГЭС

(17 августа 2009 г.)

телевизионные ролики, публикации в газетах, фотографии с места событий, список видов пострадавших животных

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizonв Мексиканском заливе (разлив нефти) (20 апреля 2010 г.)

Радиационно-опасные объекты

Авария на Чернобыльской АЭС

(26 апреля 1986 г.)

фильм, фотографии с места события, публикации в газетах

Химически опасные объекты

Авария на глиноземном предприятии в Венгрии (разрушение плотины с «красным шламом») (4 октября 2010 г.)

телевизионные ролики, фотографии с места событий, публикации в газетах, схема воздействия «красного шлама» на организм человека и окружающую среду

Пожары. Способы тушения пожаров

Пожар в помещении Приморского отделения Дальневосточного банка Сбербанка России

(г. Владивосток, 16 января 2006 г.)

телевизионные ролики, публикации в газетах, статьи, разбор рассказов очевидцев события

Пожар в ночном клубе

«Хромая лошадь»

(г. Пермь, 5 декабря 2009 г.)

Лесные пожары в России

(лето 2010 г.)

Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте

Крупное ДТП на автотрассе Ейск-Краснодар

(г. Краснодар, 11 сентября 2006 г.)

фотографии с места событий, статистические данные о гибели людей в ДТП в России и других странах мира

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Контрольные вопросы и задания для текущего контроля:

— опрос по карточкам с терминами и понятиями (карточки делаются из обычного плотного картона, на лицевой стороне карточки пишется термин или некое понятие, на обороте карточки его формулировка или объяснение), опрос проводится только по терминам и понятиям, изученным и разобранным на лекции и практическом занятии (список терминов и понятий составляется к каждому семинару – см. пример в Приложении 1).

— заполнение таблиц и схем.

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология, основные понятия, термины и определения

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: безопасность, ноксосфера, опасность, гомосфера, риск, угроза, авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, опасный фактор, вредный фактор, аксиома о потенциальной опасности.

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О радиационной безопасности», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О пожарной безопасности населения», ФЗ «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС», ФЗ «О гражданской обороне», ФЗ «О чрезвычайном положении», Совет по опеке, Совет безопасности (Контртеррористический комитет – КТК), Генеральная ассамблея ООН (Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ и Договор о нераспространении ядерного оружия – ДНЯО, Комиссия по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний – КДВЗЯИ, Организация по запрещению химического оружия – ОЗХО, Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП), ЭКОСОС (Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация – ИМО, Всемирная метеорологическая организация, Бюро по оказанию помощи в случае стихийных бедствий – ЮНДРО, Европейская экономическая комиссия), Международный суд, Секретариат (Управление по вопросам разоружения – УВР, Департамент по вопросам охраны и безопасности – ДОБ, Управление ООН по наркотикам и преступности – ЮНОДК); Международное общество медицины катастроф – МОМК.

Тема 3. Человек и среда обитания

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: химические факторы, канцерогены, ксенобиотикы, пестициды, гербициды, фунгициды, инсектициды, диоксины, фреоны, радионуклиды, тяжелые металлы; физические факторы, шум, вибрация, ионизирующее излучение, неионизирующее излучение; биологические факторы, СПИД, гепатит, туберкулез, клещевой энцефалит, иммунитет, прививка; нутрициология, контаминация, пищевая добавка, краситель, консервант, эмульгатор, стабилизатор, витамины.

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: работоспособность, формы труда, условия труда, профессиональная болезнь, фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит, арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга, шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь, пневмокониоз, антракоз, силикоз, бериллиоз, асбестоз.

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: образовательное учреждение, учебная нагрузка, гигиена, работоспособность, утомление, ФЗ «Об образовании».

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: терроризм, суицид, психоактивное вещество, паника, наркомания, курение, алкоголизм.

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, ЧС природного характера: землетрясение, цунами, наводнение, ветер, ураган, смерч, шквал, шторм, буря, лавина, обвал, оползень, сель, ЧС техногенного характера, пожар, ЧС военного времени, ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие, эвакуация, защитное сооружение, терроризм, средства индивидуальной защиты человека (СИЗ), средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средства защиты кожи (СЗК), противогаз, респиратор, камера защитная детская (КЗД).

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

— Опрос по карточкам с терминами и понятиями: травма, растяжение, перелом открытый, перелом закрытый, вывих, ушиб, термический ожог, химический ожог, обморожение, отравление.

6.2. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации:

— тестирование (закрытый тест);

— разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Закрытый тест № 1

(в предложенных вопросах выбурите один или несколько правильных ответов):

  1. К задачам, которые решает БЖД относятся:

А. защита от опасностей и предупреждение воздействия негативных факторов на человека

Б. создание новых средств защиты человека

В. создание комфортного состояния среды обитания человека

Г. ликвидация отрицательных последствий воздействия негативных факторов на человека

Д. распознавание и оценка негативного воздействия среды обитания на человека

  1. Величина возможностей организма, которая характеризуется количеством и качеством работы за определенное время – это:

А. труд Б. работоспособность В. потенциал возможностей

  1. Аксиома о потенциальной опасности гласит:

А. Деятельность во вредных условиях труда потенциально опасна

Б. Деятельность в опасных условиях потенциально опасна

В. Любая деятельность потенциально опасна

  1. К факторам риска для здоровья человека относятся:

А. химические факторы Б. психофизиологические

В. физико-химические Г. физические

Д. факторы добровольного риска Е. биологические

  1. Условия труда человека подразделяются на:

А. опасные и неопасные

Б. оптимальные и вредные

В. оптимальные, допустимые, вредные и опасные

  1. Факторы, которые становятся причиной заболеваний или уменьшения работоспособности, называются:

А. опасные Б. вредные В. допустимые

  1. Факторы, которые приводят к травмам и резким нарушениям здоровья, называются:

А. недопустимые Б. вредные В. опасные

  1. К уровням психологической защиты человека относятся:

А. индивидуально-личностный Б. глобальный

В. социальный Г. социально-групповой

  1. Психоактивное вещество (ПАВ) – это:

А. любое химическое вещество или смесь веществ естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование ЦНС и приводит к изменению психического состояния человека

Б. любое химическое вещество или смесь растительного, полусинтетического и синтетического происхождения используемое для производства наркотика

В. любое вещество природы, вызывающее отравление организма человека

  1. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

  1. К сильнейшим канцерогенам относят:

А. асбест Б. хром

В. этанол Г. никель Д. цемент

  1. Контаминация – это:

А. бактериальное загрязнение продуктов питания

Б. частичное загрязнение среды обитания

В. загрязнение пищевого сырья

  1. Сделайте сопоставление индекса пищевых добавок к их назначению:

А

Е100 – Е182

1

Антиокислители

Б

Е 200 и далее

2

Усилители вкуса и аромата

В

Е 300 и далее

3

Эмульгаторы

Г

Е 400 и далее

4

Противопенные вещества

Д

Е 500 и далее

5

Красители

Е

Е 600 и далее

6

Консерванты

Ж

Е 900 и далее

7

Подсластители и глазирующие вещества

З

Е 1000 и далее

8

Стабилизаторы

  1. Чужеродные для живых организмов химические вещества, не входящие в биотический круговорот, и как правило, порожденные хозяйственной деятельностью человека – это:

А. токсины Б. ксенобиотики В. психоактивные вещества

  1. К ксенобиотикам относятся:

А. пестициды Б. радионуклиды

В. пластмассы Г. фреоны Д. растительные красители

  1. Отравлению ртутью носит название:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. «болезнь шляпника»

  1. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

  1. К источникам диоксинов в природе относятся:

А. отбелка целлюлозы Б. мусоросжигающие заводы

В. хлорирование питьевой воды Г. производство инсектицидов

  1. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

  1. Фреоны используются:

А. в холодильных установках Б. при отбелке целлюлозы В. в аэрозолях

  1. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. фосген Б. пензапирен В. диоксин

  1. Сделайте сопоставление:

А

Естественный шумовой фон

1

75 – 80 дБ

Б

Громкие звуки

2

150 дБ и более

В

Болевые ощущения

3

20 – 30 дБ

Г

Гибель человека

4

120 – 130 дБ

  1. Профессиональные болезни (заболевания) возникают:

А. в результате длительной работы по одной и той же профессии

Б. в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды

В. в результате монотонности выполняемого труда

  1. Все профессиональные болезни делятся на несколько групп:

А. вызываемые химическими факторами

Б. вызываемые воздействием промышленной пыли

В. вызываемые воздействием психоэмоциональных факторов в коллективе

Г. вызываемые физическими факторами

Д. вызываемые перенапряжением

Е. вызываемые воздействием биологических факторов

  1. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные перенапряжением:

А. фонастения Б. антракоз

В. писчий спазм Г. лигаментит Д. сатурнизм

  1. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием промышленной пыли:

А. бурсит Б. плексит

В. пневмокониозы Г. антракозы Д. арсенизм

  1. Из предложенного списка выберите болезни, вызванные воздействием химических факторов:

А. арсенизм Б. силикозы

В. сатурнизм Г. бурсит Д. болезнь Минамата

  1. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и ее описанием:

А

Писчий спазм

1

Пылевая болезнь легких

Б

Бурсит

2

Нарушение акта письма

В

Пневмокониоз

3

Отравление мышьяком

Г

Сатурнизм

4

Отравление ртутью

Д

Арсенизм

5

Воспаление слизистых сумок в области суставов

Е

Болезнь Минамата

6

Отравлением свинцом

  1. Сделайте сопоставление между названием профессиональной болезни и профессиями, для которых они характерны:

А

Фонастения

1

Водолаз

Б

Антракоз

2

Архивариус

В

Писчий спазм

3

Каменщик

Г

Лигаментит

4

Педагог

Д

Декомпрессионная болезнь

5

Шахтер

  1. Воздействие радиации вызывает возникновение:

А. рака Б. лучевой болезни В. антракоза

  1. Ксенобиотики характеризуются следующими свойствами:

А. обладают мутагенным эффектом

Б. повышают иммунитет

В. накапливаются в организме человека

Г. вызывают возникновение аллергических реакций

Д. быстро выводятся из организма человека

  1. Асбест опасен тем, что:

А. накапливается в организме человека

Б. вызывает возникновение рака

В. снижает иммунитет

Г. активизирует другие канцерогены в организме человека

Закрытый тест № 2 (в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. Катастрофа – это:

А. крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

В. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

2. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

3. К отравляющим веществам удушающего действия относят:

А. табун Б. фосген В. синильная кислота

4. К отравляющим веществам нервнопаралитического действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. зарин В. синильная кислота

5. Высокое накопление диоксинов в печени – это:

А. болезнь Минамата Б. болезнь Юшо-Ю-Ченга В. арсенизм

6. При нагревании фреонов образуются ядовитые продукты горения:

А. пензапирен Б. фосген В. диоксины

7. Отравление свинцом носит название:

А. арсенизм Б. болезнь Минамата В. сатурнизм

8. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

9. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

10. При выбросе или разливе хлора на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

11. При заражении местности аммиаком следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

Закрытый тест № 3(в предложенных вопросах выберите один правильный ответ):

1. При заражении местности хлором следует:

А. смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды

Б. смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты

В. ватно-марлевую повязку ничем смачивать нельзя

2. К отравляющим веществам общеядовитого действия относят:

А. синильная кислота Б. табун В. иприт (горчичный газ)

3. При выбросе или разливе аммиака на ХОО граждане должны выполнить следующие действия:

А. спуститься в подвал или на нижние этажи зданий

Б. подняться на верхние этажи зданий

В. ничего опасного нет и можно не предпринимать какие-либо действия

4. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относят:

А. иприт (горчичный газ) Б. синильная кислота В. табун

5. При термическом ожоге следует:

А. охладить пораженный участок под струей холодной воды

Б. смазать ожог растительным маслом

В. смазать сметаной

6. Авария – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

7. ЧС – это:

А. крупная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы.

Б. повреждение станка, машины, системы энергообеспечения, транспорта, здания.

В. обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений.

8. Отравление мышьяком носит название:

А. Болезнь Минамата Б. Арсенизм В. Сатурнизм

9. Кратковременное состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью:

А. депрессия Б. паника В. невроз

10. Сильнейший канцероген:

А. асбест Б. этанол В. цемент

11. Защитная мощность противогаза – это:

А. Время максимальной защиты человека от ОВ.

Б. Время от начала использования противогаза до момента проскока ОВ.

В. Площадь лица и головы, которые закрывает противогаз.

— разгадывание кроссворда (№ 1), содержащего в себе изученные термины и понятия;

Кроссворд № 1

По вертикали:

1. Сильный атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению по направлению к поверхности суши или моря.

2. Отравление мышьяком.

3. Международная организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

4. Минерал, обладающей высокой огнестойкостью, сильнейший канцероген.

5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

7. При выбросе или разливе данного вещества следует спуститься на нижние этажи здания или в подвал и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 5 % раствором лимонной кислоты.

8. Единица измерения ионизирующего излучения.

9. При выбросе или разливе данного вещества следует необходимо подняться на верхние этажи здания и по возможности смочить ватно-марлевую повязку 2 % раствором питьевой соды.

10. Временное затопление значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях.

11. Профессиональная болезнь педагогов, актеров и певцов, вызванная перенапряжением голосовых связок.

12. Внезапно возникающий в горных реках поток воды с высоким уровнем содержания камней, грязи и песка.

13. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

14. Острое природно-очаговоеинфекционное заболеваниегруппыкарантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием,лихорадкой, поражениемлимфоузлов,лёгкихи других внутренних органов, часто с развитиемсепсиса.

15. Профессиональная болезнь шахтеров, «болезнь черного легкого» или «черная чахотка».

16. Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин, морских побережий.

17. Острая кишечная инфекция, характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмомжидкостииэлектролитовс развитием различной степени обезвоживания.

18. Вероятность реализации опасности.

19. Вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма и полиморфной клинической картиной, связанной с развитием вторичных инфекционных и опухолевых процессов.

По горизонтали:

1. Простейший одноразовый респиратор, эффективный против пыли и аэрозолей.

2. Металл, отравление которым называют «болезнь сумасшедшего шляпника».

3. Физический или химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду.

4. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

5. Преступление против общественной безопасности, которое выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.

6. Радиоактивный одноатомный газ без цвета и запаха.

7. Международная организация по запрещению химического оружия.

8. Отравляющее вещество нервно-паралитического действия.

9. Неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

10. Отравляющее вещество, примененное в Первую мировую войну на реке Ипр.

11. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю.

12. Необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

13. Химическое вещество с формулой COCl2, бесцветный газ с запахом прелого сена.

14. Металл, отравление которым называется «сатурнизм».

15. Психическое состояние человека, вызванное мнимой или действительной опасностью.

16. Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

17. Явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

18. Средство индивидуальной защиты органов дыхания.

Вопросы для промежуточной аттестации (зачета):

  1. Понятие и формы безопасности. Концепция приемлемого риска. Аксиомы БЖД. Основные термины (опасность, риск, угроза, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, авария, катастрофа).

  2. Управление безопасностью жизнедеятельности на территории РФ (федеральный, региональный и муниципальный уровни).
  3. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности. «Главные органы» ООН.

— Совет безопасности (КТК),

— Генеральная ассамблея ООН (МАГАТЭ, ДВЗЯИ, ОЗХО, ЮНЕП)

— ЭКОСОС (МОТ, ВОЗ, ИМО, ВМО, ЮНДРО, ЕЭК)

  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
  2. Коми республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧСРФ.
  3. Условия труда человека (оптимальные, допустимые, вредные и опасные).

    Бытовой и производственный травматизм.

  4. Профессиональные болезни человека:

— вызванные воздействием промышленной пыли (пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз)

— вызванные воздействием химических факторов – интоксикации (арсенизм, сатурнизм, болезнь Минамата, болезнь Юшо-Ю-Ченга)

— вызванные воздействие физических факторов (вибрационная болезнь, вегетативный полиневрит, шумовая болезнь, декомпрессионная болезнь)

— вызванные перенапряжением (фонастения, писчий спазм, бурсит, плексит, лигаментит, тендовагинит)

— вызванные воздействием биологических факторов (болезни, вызванные патогенными микроорганизмами).

  1. Основы физиологии труда (классификация основных форм трудовой деятельности, статическая и динамическая работа, работоспособность и ее динамика на протяжении рабочей смены, профилактика утомления).
  2. Факторы, влияющие на здоровье человека:

— химические (канцерогены, ксенобиотики, пищевые добавки)

— физические (шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, излучения, климат)

— психофизиологические (терроризм, паника, суицид, правила поведения при террористическим акте, правила поведения в толпе)

— факторы добровольного риска человека (алкоголизм, курение, злоупотребление ПАВ)

— биологические (патогенные заболевания, эпидемия, пандемия).

  1. Иммунитет человека. Основные опасные заболевания человека 21 века и их характеристика
  2. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Классификация взрывов по мощности. Тротиловый эквивалент.
  3. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при кровотечениях, при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах, при утоплении, при отравлении. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти человека.

Вопросы для проверки формирования необходимых компетенций (ОК-15):

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС техногенного и естественного происхождения с примерами.
  2. Стихийные бедствия, характерные для территории России и Республики Коми.
  3. Радиационно-опасные объекты (РОО).

    Основные опасности при авариях на РОО. Наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада. Действия граждан при радиационном загрязнении.

  4. Ядерное оружие и его поражающие факторы (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс).

    Последствия глобальной ядерной войны («ядерный день», «ядерное лето», «ядерная ночь», «ядерная зима»).

  5. Химически опасные объекты (ХОО).

    Основные способы хране­ния и транспортировки АХОВ, их характеристики. Действия граждан при выбросе (разливе) хлора и аммиака.

  6. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ. СДЯВ.
  7. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия «горение», «детонация», «взрыв». Классификация пожаров. Способы тушения пожаров. Действия граждан при пожаре.
  8. Биологическое оружие. Классификация и поражающие характеристики.
  9. Средства индивидуальной защиты человека (СИЗ).

    Классификация СИЗ. История создания противогаза. Классификация СИЗОД с примерами. Принцип работы фильтрующего и изолирующего противогазов. Защитная мощность противогаза. Классификация СЗК с примерами. СИЗ различных возрастных групп населения.

6.3. Задания и вопросы для контроля самостоятельной работы студентов:

Тема 1. Безопасность жизнедеятельности: методология, основные понятия, термины и определения

Задание 1.О чем гласит аксиома о потенциальной опасности? Какие два важных вывода из нее вытекают? Приведите примеры в доказательство данной аксиомы.

Задание 2.Пройдите проверочный тест к семинару по теме № 1:

  1. Ноксосфера – это:

А. область, зона, которая при пересечении с гомосферой формирует зону риска.

Б. область, зона, в которой проявляются опасности.

В. область, зона, в которой пребывает человек.

2. Подпишите рисунок «Схема формирования области действия опасности на человека»:

3.Угроза – это:

А. явное намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

Б. скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

В. явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

4. Основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности – аксиома о потенциальной опасности имеет два важных вывода, какие?

А. _________________________

Б. _________________________

5. Фактор среды и трудового процесса, который сможет быть причиной острого заболевания, травмы, внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти:

А. опасный Б. вредный В. явный

6. Заполните таблицу:

Термин

Определение

Стихийное бедствие

Авария

Чрезвычайная ситуация

Катастрофа

Тема № 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

Задание 1.Назовите основные органы ООН.

Задание 2.Перечислите постоянные страны-члены Совета безопасности ООН.

Задание 3.Заполните таблицу «Международные организации по обеспечению безопасности»:

Международная организация

Год создания (основания)

Направления деятельности

КТК

МАГАТЭ

ОЗХО

ЮНЕП

МОТ

ВОЗ

ИМО

ВМО

ЮНДРО

ЕЭК

УВР

ДОБ

ЮНОДК

МОМК

Задание 4.Ответьте на предлагаемые вопросы к семинару по теме № 2:

1. Какой Федеральный Закон регламентирует вопросы введения чрезвычайного положения (ЧП) в стране или отдельных ее регионах?

2.Председателем Совета безопасности РФ является —

3. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать — …

4. Срок действия ЧП, вводимого в отдельных местностях РФ, не может превышать — …

5. Пожар – это …

6. Дайте определение понятию «ионизирующее излучение» и опишите последствия его воздействия на организм человека.

7. Есть ли в г. Сыктывкаре радиационно-опасный объект, что это за объект и где он находится?

8. Заполните таблицу:

Термин

Определение

Пандемия

Эпидемия

9. С какой целью вводится карантин и что он собой представляет?

Тема 3. Человек и среда обитания

Задание 1.Заполните пустые ячейки в предложенной схеме «Классификация факторов, влияющих на здоровье человека»:

Тема 4. Безопасность труда и охрана здоровья работающих

Задание 1.Заполните таблицу «Профессиональные болезни человека»:

Болезнь

Краткая характеристика

Профессии, для которых характерно данное заболевание

Профессиональные болезни, вызванные перенапряжением

Фонастения

Бурсит

Плексит

Писчий спазм

Лигаментит

Профессиональные болезни, вызванные воздействием промышленной пыли

Пневмокониоз

Антракоз

Силикоз

Асбестоз

Бериллиоз

Профессиональные болезни, вызванные физическими факторами

Шумовая болезнь

Декомпрессионная болезнь

Вибрационная болезнь

Профессиональные болезни, вызванные воздействие химических факторов

Арсенизм

Сатурнизм

Болезнь Минамата

Болезнь Юшо-Ю-Ченга

Задание 2.Опишите фазы работоспособности (I,II,III,IV,V,VI,VII) на приведенной схеме «Смена производительности труда на протяжении рабочей смены»:

Тема 5. Безопасность образовательного процесса

Задание 1.Какие школьные предметы являются самыми трудными для учащихся младших классов, с чем это связано? Какие пути Вы можете предложить для решения данной проблемы в школе?

Задание 2.Для чего необходимо проводить общие и специальные закаливающие мероприятия?

Тема 6. Психологические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности

Задание 1.Заполните таблицу «Этапы процесса наркотизации»:

Этапы наркотизации

Характеристика этапов

I этап

II этап

III этап

IV этап

Задание 2.Перечислите правила поведения человека в панической давке.

Тема 7. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях

Задание 1.Заполните таблицу «Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу нанесенного ущерба»:

Характеристика

Границы

Пострадавшие

Ущерб

Локальная

территория объектов

менее 10 человек

менее 100 тыс. рублей

Муниципальная

Муниципалитетная

Региональная

Межрегиональная

Федеральная

Задание 2.Заполните пустые ячейки в предложенной схеме «Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения»:

Задание 3.Заполните пустые ячейки в предложенной схеме «Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера»:

Тема 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Задание 1.Заполните таблицу «Характеристика основных видов первой медицинской помощи»:

Виды первой медицинской помощи

Характеристика

Первая медицинская неквалифицированная помощь

Первая помощь медицинская доврачебная помощь

Первая врачебная помощь

Квалифицированная медицинская

Специализированная медицинская помощь

Задание 2.Найдите ошибки в приведенных утверждениях и приведите верное решение:

— при термическом ожоге поврежденное место следует сразу же обильно смазать маслом или жирным кремом;

— при носовом кровотечении следует запрокинуть голову, затампонировать ноздри чистой салфеткой или ваткой, смоченной в перекиси водорода;

— поперхнувшегося человека следует несколько раз похлопать по спине;

— в период эпидемии гриппа достаточно носить маску, не снимая и не меняя ее в течение дня.

6.4. Темы контрольных работ:

1. История создания противогаза(содержание: Первая мировая война, применение первых отравляющих веществ – фосген, иприт, синильная кислота, хлорпикрин; причины создания первого противогаза, вклад Н.Д. Зелинского и Э. Кумманта в создание противогаза; вещества, использовавшиеся для фильтрации отравленного воздуха (активированный уголь, натронная известь, химические поглотители; современные модели противогазов).

2. Физические факторы, влияющие на здоровье человека(содержание: шум, шумовая болезнь, вибрация, вибрационная болезнь, ионизирующее и неионизирующее излучение, лучевая болезнь, инфразвук, ультразвук, климат).

3. Химические факторы, влияющие на здоровье человека(содержание: канцерогены и их характеристика; пищевые добавки, их классификация и характеристика; ксенобиотики и их краткая характеристика (пестициды, фреоны, диоксины, радионуклиды, пластмассы, тяжелые металлы).

4. Профессиональные болезни(содержание: болезни вызванные воздействием физических факторов – шумовая болезнь, вибрационная болезнь, декомпрессионная болезнь; болезни вызванные воздействием химических факторов – болезнь Минамата, сатурнизм, арсенизм; болезни вызванные воздействием биологических факторов – туберкулез, кандидамикоз кожи, бруцеллез; болезни вызванные перенапряжением – фонастения, бурсит, плексит, писчий спазм, лигаментит, тендовагинит, болезнь «немой руки»; болезни вызванные воздействием промышленной пыли – пневмокониоз, антракоз, силикоз, асбестоз, бериллиоз).

5. Факторы добровольного риска человека(содержание: курение, алкоголизм и его стадии, понятия «психологическая зависимость» и «физическая зависимость», злоупотребление психоактивными веществами и стадии наркотизации; статистические данные по России о количестве курильщиков по возрастам и полу, о количестве больных алкоголизмом по возрастам и полу; меры профилактики и борьбы с курением и алкоголизмом в России).

6. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности(содержание: «главные органы ООН» по обеспечению безопасности и структуры которые функционируют в их рамках –Совет безопасности(Контртеррористический комитет, Международная организация гражданской обороны),Генеральная ассамблея ООН(Международное агентство по атомной энергии, Комиссия по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Организация по запрещению химического оружия, Программа ООН по международному контролю над наркотиками, Программа ООН по окружающей среде),Экономический и социальный совет(Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международное общество медицины катастроф, Международная морская организация, Всемирная метеорологическая организация, Организация ОН по вопросам образования, науки и культуры, Европейская экономическая комиссия),Секретариат (Управление по вопросам разоружения, Управление ООН по наркотикам и преступности).

7. Безопасность питания(содержание: законы и нормативные документы регулирующие вопросы безопасности пищевых продуктов, контаминация пищевого сырья, классификация пищевых добавок, понятие «генно-инженерно-модифицированные организмы», ГМО разрешенные для использования в питании в России, требования к рациональному питанию, болезни цивилизации, пищевые антиканцерогены, болезни вызванные недостатком в пищевом рационе микроэлементов).

8. Эпидемиологическая безопасность населения(содержание: понятия «эпидемия» и «пандемия», инфекционная (паразитарная, инвазионная) болезнь, классификация инфекционных заболеваний (инфекции передаваемые воздушно-капельным путем, инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, кровяные инфекционные болезни, инфекции наружного покрова), инфекционные и паразитарные болезни характерные для Республики Коми, понятие «карантин», иммунитет и его виды, иммунопрофилактика).

9. Обеспечение безопасности населения при террористических актах(содержание: терроризм, причины терроризма, сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом, законы и концепции по борьбе с терроризмом в России, примеры совершенных терактов в России и за рубежом, биологический терроризм, химический терроризм, террористический акт с использованием радиоактивных веществ, рекомендации населению по поведению при угрозе террористического акта).

10. Чрезвычайные ситуации военного времени(содержание: классификация ЧС военного времени: ЧС с применением ядерного оружия, ЧС с применением химического оружия, ЧС с применением бактериологического оружия, ЧС с применением обычного оружия; краткая характеристика ЧС военного времени, радиационно-опасные объекты – РОО, поражающие факторы ядерного оружия (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс); химически-опасные объекты – ХОО, классификация боевых отравляющих веществ; исторические примеры применения ядерного, химического и биологического оружия; правила поведения населения при радиационном загрязнении).

11. Чрезвычайные ситуации природного происхождения(содержание: классификация ЧС природного происхождения: геофизические опасные явления (вулканы, землетрясения), геологические опасные явления (оползни, обвалы, эрозия), метеорологические опасные явления (сильный ветер), морские опасные явления (цунами), гидрологические опасные явления (наводнение, ранний ледостав), природные пожары, массовые инфекционные заболевания (эпидемии); краткая характеристика ЧС природного происхождения; правила поведения при землетрясении, при пожаре на природе, при наводнении).

12. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения(содержание: классификация ЧС техногенного происхождения: аварии с выбросом АХОВ, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах, транспортные аварии, аварии на электроэнергетических объектах, аварии на промышленных очистительных сооружениях, аварии на гидрологических опасных объектах; краткая характеристика ЧС техногенного происхождения; примеры крупных ЧС техногенного происхождения в России за последние 5 лет; правила поведения населения при авариях с выбросом или разливом хлора и аммиака).

13. Средства индивидуальной защиты человека(содержание: классификация средств индивидуальной защиты человека – СИЗ; средства индивидуальной защиты органов дыхания – СИЗОД, их классификация и краткая характеристика, средства индивидуальной защиты кожи – СЗК и их краткая характеристика, современные гражданские противогазы).

14. Доврачебная помощь пострадавшим(содержание: оказание первой помощи при кровотечениях, закрытых и открытых переломах конечностей, переломе позвоночника, ушибах, вывихах, растяжениях, термическом и химическом ожогах, обморожении, тепловом ударе, отравлении, при ударе электротоком, при утоплении, остановке дыхания; ошибки при оказании первой помощи).

15. Химически опасные и пожаро-взрывоопасные объекты г. Сыктывкар(содержание: понятие «химически опасный объект», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», полигон твердых бытовых отходов МО ГО «Сыктывкар», ГУ «Республиканский стадион» и др., характеристика данных объектов и использование ими опасных химических веществ).

16. Защита населения от чрезвычайных ситуаций(содержание: мероприятия по защите населения от ЧС (оповещение населения об опасности, эвакуационные мероприятия, меры по инженерной защите населения, меры радиационной и химической защиты, медицинские мероприятия, подготовка населения в области защиты от ЧС); эвакуация и ее виды (по видам опасности, по способам эвакуации, по удаленности, по временным показателям); варианты эвакуации (упреждающая, экстренная, общая, частичная); защитные сооружения и их классификация (по типам, по классам защиты, по вместимости, по срокам строительства, по месту расположения); краткая характеристика защитного сооружения МУП «Сыктывкарский водоканал» на территории МО ГО «Сыктывкар»).

17. Ядерное оружие(содержание: применение ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки и его последствия, Международное агентство по атомной энергии и Договор о нераспространении ядерного оружия, поражающие факторы ядерного оружия (ударная волна, световая волна, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс), наиболее опасные радионуклиды и период их полураспада; правила поведения населения при радиоактивном заражении).

18. Классификация чрезвычайных ситуаций(содержание: классификация ЧС по причинам возникновения: ЧС природного характера (геофизические опасные явления, геологические опасные явления, метеорологические опасные явления, морские опасные явления, гидрологические опасные явления, природные пожары, массовые инфекционные заболевании), ЧС техногенного характера (аварии с выбросом АХОВ, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на пожарах и на пожароопасных объектах, транспортные аварии, аварии на электроэнергетических объектах, аварии на промышленных очистительных сооружениях), ЧС биологосоциального характера (ЧС связанные с изменением суши, ЧС связанные с изменением атмосферы, ЧС связанные с изменением гидросферы, ЧС связанные с изменением биосферы), ЧС связанные с социально-политическими конфликтами (религиозные, терроризм, забастовки, митинги, пикеты, информационные известия); классификация ЧС по масштабу нанесенного ущерба и количеству пострадавших; краткая характеристика ЧС).

19. История развития гражданской обороны в России(содержание: понятие «гражданская оборона», этапы становления гражданской обороны в России; МЧС России, Российская система предупреждения и действий в ЧС).

20. Информационная безопасность человека и общества(содержание: роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны; угрозы информационной безопасности государства и общества; правовые основы обеспечения информационной безопасности; информационные средства и технологии, негативно влияющие на здоровье; способы и системы защиты информации; средства обеспечения информационной безопасности при обработке информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну; последствия дезинформации и ее примеры).

21. Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в подростковой среде (содержание: виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации; факторы виктимизации человека: объективные (природно-климатические условия, общество и государство, специфические особенности поселения, семья, группы сверстников) и субъективные (индивидуальные особенности человека, особенности его самовосприятия и восприятия окружающей действительности); данные о количестве больных алкоголизмом подростков в России, меры по профилактике и борьбе с алкоголизмом в подростковой среде).

22. Биологическое оружие(содержание: понятие «биологическое оружие», виды и основные свойства боевых биологических средств, биологические средства (БС) – специально отобранные для боевого применения биологические агенты, способные вызывать у людей, животных, растений массовые тяжелые заболевания (поражения); биотерроризм; примеры применения биологических средств).

23. Ионизирующее излучение и его влияние на организм человека(содержание: понятие «ионизирующее излучение»; международные организации по вопросам радиационной защиты; виды ионизирующего излучения и их характеристики; дозы ионизирующего излучения и их последствия для живого организма; защита от ионизирующего излучения).

24. Курение в подростковой среде и его последствия(содержание: курение и его опасности для здоровья человека; причины курения у подростков; статистические данные о количестве курильщиков в России по возрастам; профилактика курения; меры, принимаемые государством по борьбе с курением).

25. Подростковая наркомания и ее преодоление(содержание: понятие «наркомания», причины употребления наркотиков подростками; стадии наркотизации, психологическая и физическая зависимость от наркотиков; меры по профилактике наркомании среди подростков).

26. Венерические болезни и их профилактика(содержание: венерология, СПИД, герпес половых органов, сифилис, трихомониаз, гонорея, хламидиоз; краткая характеристика венерических заболеваний; профилактика ВИЧ; половая культура человека).

27. Пивной алкоголизм(содержание: понятие «алкоголизм», статистические данные о количестве людей употребляющих пиво в России по возрастам и полу; последствия пивного алкоголизма для здоровья человека; меры, применяемые государством по профилактике и борьбе с пивным алкоголизмом).

Требования по оформлению к контрольной работе: объем 15 – 20 листов формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5.

Структура работы:

— введение,

— основная часть,

— заключение или выводы,

— список использованной литературы и интернет-ресурсы (не менее 5-и источников),

— приложения,

— словарь терминов и понятий, разобранных в контрольной работе.

Образец оформления титульного листа контрольной работы приведен ниже.

Образец оформления титульного листа контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра экологического образования и безопасности жизнедеятельности

Контрольная работа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» на тему «…………………….»

Выполнил(а):

студент(ка) ____ группы

факультета ___________

Проверил:

доцент Попова А.М.

Сыктывкар 2011

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»:

а) основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Рек. МО РФ / СыктГУ; под ред. Л. И. Глушковой ; И. В. Корабельникова .— 2-е изд., испр. — Сыктывкар: СыктГУ, 2009 .

  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Рек. НМС / под ред. Л. И. Глушковой; И. В. Корабельникова; СыктГУ.— Сыктывкар: СыктГУ, 2008 .— 288 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.; под ред. Л.А. Михайлова. М.: Академия, 2008. 272 с.

б) дополнительная литература:

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник/ под ред. проф. Э.А. Арустамова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом » Дашков и К», 2005. 496 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов. Рек. МО РФ, Рек. УМЦ / под ред. Л.А. Муравья. 2-е изд., перераб и доп. М., 2004. 431 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Доп. УМО / под ред. Л.А. Михайлова. М., 2006. 302 с.
  4. Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2003.
  5. Васильев П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда. М., 2004. 190 с.
  6. Емельянов В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для высш. школы. Рек. Мо РФ. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  7. Киршин Н.М., Свитнев И.В., Свитнев В.Е., Хмелев В.Е. Безопасность жизнедеятельности. Сб. документов. СПб: Издательство СпбГУ, 2004. 216 с.
  8. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под общ. ред. Р.И. Айзамана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. Новосибирск, 2005. 464 с.
  9. Сергеев В.С. Защита населения в чрезвычайных ситуациях: учеб. пос. для высш. школы. Рек. МОПО РФ. 4-е изд. М., 2004. 194 с.
  10. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Рек. МО РФ. изд. 5-е, перераб и доп. Ростов н/Д., 2005.
  11. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. Доп. МО РФ. М., 2006. 240 с.
  12. Журнал «Безопасность жизнедеятельности».

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Карта обеспеченности образовательными ресурсами

Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

По направлению подготовки «Экономика»

Факультет – финансово-экономический

Форма обучения – очная

Число студентов

Список основной литературы

Количество экз. (всего / свободных)

Количество экз. на 1 студента

50

Безопасность жизнедеятельности : учебник. Рек. МО РФ / СыктГУ ; под ред. Л. И. Глушковой ; И. В. Корабельникова .— 2-е изд., испр. — Сыктывкар : СыктГУ, 2009 .

50 / 33

0,7

Безопасность жизнедеятельности : учебник. Рек. НМС / под ред. Л. И. Глушковой ; И. В. Корабельникова ; СыктГУ .— Сыктывкар : СыктГУ, 2008 .— 288 с.

50 / 37

0,7

Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Доп. УМО / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др.; под ред. Л.А. Михайлова. М.: Академия, 2008. 272 с.

69 / 66

1,3

Составитель, к.б.н., доцент ________ А.М. Попова

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор ___________ И.В. Корабельников

Дата составления карты «__»____________ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________

«__»____________ 2011 г.

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

— демонстрационные таблицы,

— мультимедийный аппарат,

— фильмы о стихийных бедствиях, о правилах эвакуации населения при ЧС, об аварии на Чернобыльской АЭС и др.

— при изучении темы «Средства индивидуальной защиты человека» используется материальное оснащение кабинета ГО и ЧС СыктГУ (Iкорпус, 327 ауд.).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки080100 «Экономика».

Автор (ы): ______________ к.б.н., доцент Попова Анна Михайловна

Рецензент (ы):

Программа одобрена на заседании УМС факультета психологии, социальной работы и физической культуры СыктГУ от ___________ года, протокол № ________.

Приложение № 1

Список терминов и понятий к семинару № 1 по теме «Безопасность жизнедеятельности: методология, основные понятия, термины и определения»

БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

ноксосфера – область, зона, в которой проявляются опасности.

опасность – явления, процессы, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека и его сообществам, способные в определенных условиях причинить им ущерб. Опасности реализуются в форме травм и заболеваний, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера) (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема формирования области действия опасности на человека.

ГОМОСФЕРА – область, зона, в которой пребывает человек.

риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых мер и действия, связанные с такой опасностью.

угроза – явное или скрытое намерение либо демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

АВАРИЯ – неожиданный выход из строя, разрушение технических устройств, сооружений, системы энергообеспечения.

катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы.

чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей в результате аварии, опасных природных явлений, катастрофы, стихийного бедствия.

стихийное бедствие – опасные явления или процессы геофизического, геологического, атмосферного, гидрологического и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

ОПАСНЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, который сможет быть причиной острого заболевания, травмы, внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

ВРЕДНЫЙ ФАКТОР – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и пр.) сможет вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

АКСИОМА О ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ – основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности: невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику; ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

3