Учебно-исследовательская практика студента

Министерство образования и науки

Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Факультет социальной педагогики и психологии

1 курса

Тирикова Владислава

Направления подготовки

050700 Специальность (дефектологическое) образование

Профиль подготовки

Специальная психология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Иркутск 2013 год

Целью учебной практики является формирование информационной компетентности, приобретение и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, расширение, закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла у студентов специальности «логопедия».

Задачами учебной практики являются:

  • Овладение приемами, методами и способами работы с информацией и информационными ресурсами в области логопедии и смежных дисциплин;
  • Усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов исследования, проведенного в учебных целях;
  • Овладение умениями проектной и учебно — исследовательской работы по дисциплинам гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов;
  • Овладение коммуникативными навыками;
  • Содействие процессу развития интереса студентов к выбранному профилю обучения, повышение учебной мотивации.

Содержание практики

Подготовительный этап

1 День практики (6 часов)

Должностные обязанности логопеда:

  1. Комплектует группы для занятия с учетом психофизического состояния воспитанников.
  2. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
  3. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
  4. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
  5. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующих государственно-образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
  6. Систематически свою профессиональную квалификацию. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  7. Вызывать от лица школы родителей учащегося в необходимых случаях.

Инструкция по технике безопасности в работе с компьютером: Требования безопасности перед началом работы:

  • Убедитесь в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте.
  • Принять правильную рабочую позу.
  • Определить, включен ли компьютер.
  • Разместить учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на компьютере.

Правила работы за компьютером:

15 стр., 7416 слов

Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...

... в системе работы педагога дополнительного образования по хореографии. Задачи: - изучить систему деятельности педагога дополнительного образования; ... дополнительного образования детей в комплексе, можно провести их классификацию по реализуемым в системе образования образовательным и социально-педагогическим функциям. К образовательным функциям дополнительного образования детей относят учебные, ...

    • Расстояние от экрана до глаз 80 см.
    • Вертикально прямая спина.
    • Плечи расслаблены
    • Ноги на полу и не скрещены.
  • При пользовании компьютером следует носить чистую и сухую одежду и обувь или использовать бахилы.
  • При обнаружении не исправности ПЭВМ или появлении необычных звуков в процессе работы следует выключить компьютер.
  • Для устранения последствия скачков напряжения в сети, компьютер должен быть подключен к электросети через стабилизатор напряжения (бесперебойный источник питания).

Запрещается:

  • Включать и выключать компьютер без необходимости.
  • Трогать разъемы соединительных кабелей, проводов, вилки и разъемы.
  • Прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера.
  • Работать на ПЭВМ мокрыми руками.
  • Работать на ПЭВМ, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения, с признаками электрического напряжения на корпусе.
  • Класть на ПЭВМ посторонние предметы (кружки с жидкостями, жирные предметы, книги и предметы, излучающие электромагнитные поля).

Техника безопасности работы в школе:

Каждый учащийся средней общеобразовательной школы должен соблюдать:

  • Общие правила поведения:
    • Регулярно посещать уроки и обязательные внеурочные мероприятия (классные часы, предметные экскурсии и др.).
    • Приходить в школу заблаговременно; до звонка на урок пройти к кабинету, в котором будет проходить очередное занятия.
    • В обязательном порядке иметь при себе все необходимы данный день учебники, тетради, дневник, ручку и другие школьные принадлежности.
    • Регулярно готовить домашние задания.
    • Соблюдать в школе чистоту и порядок.
    • В осенне-весенний период, а также в ненастную погоду иметь при себе сменную обувь, переобуваться перед началом первого урока на 1 этаже школы.
    • Не курить в помещениях школы.
    • Беречь школьное имущество. Не рисовать на стенах и партах.
    • Не засорять туалеты посторонними предметами, а после пользования питьевой водой закрывать водопроводные краны.
    • Быть аккуратным, носить опрятную одежду.
    • Иметь спортивную форму для уроков физкультуры и спецодежду для уроков труда.
  • Правила поведения на уроке и перемене:
    • Соблюдать дисциплину как на уроках, так и на переменах.
    • По окончании уроков выходить из класса с целью проветривания кабинета.
    • Быть вежливым и предупредительным с другими учащими-I и учителями, уважительно относиться к товарищам.
    • Не допускать в помещении школы нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.
    • Не допускать случаев психического и физического насилия над учащимися,

все споры разрешать только мирным путем.

4 стр., 1671 слов

Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...

... дополнительного образования очень нуждается в методических разработках, в этом мы видим актуальность нашей работы. При прохождении педагогической практики ... образом, целью данной работы является разработка занятий с использованием игровых методов работы по теме « ... обновление среднего образования, за демократизацию и гуманизацию школы привело к личностно ориентированному образованию, обеспечивающему ...

  • Выполнять требования дежурных учителей и учащихся.
  • Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, трудового обучения.
  • Во время перемен не бегать, не толкаться, не создавать травмоопасных ситуаций.
  • Быть предельно внимательным на лестницах: не бегать по им, не прыгать через ступеньки, не кататься на перилах, не перетягивать и не перегибаться опасно через них. Останавливать нарушителей правил безопасности.
  • В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы.

График прохождения практики

Разделы (этапы)

практики

Трудоем-кость

1.подготовительный этап

1

Установочная конференция (ознакомление с программой практики)

2

2

Ознакомительная лекция (по разработке учебного проекта)

2

3

Инструктаж по ТБ и ДИ. Изучение должностных обязанностей логопеда. Изучение и анализ требований по технике безопасности при проведении занятий с детьми, имеющими ОВЗ.

2

4

Составление индивидуального плана практики

6

Всего:

12

2.основной этап

Раздел 2.1. Изучение информационных ресурсов по дисциплинам профессионального цикла

5

Изучение отчетной документации по педагогической практике студентов старших курсов (дневник практики)

6

6

Знакомство с сайтом кафедры, преподавателями, осуществляющими преподавание дисциплин профессионального цикла (ДПЦ), встреча с сотрудником библиотеки для получения информации по проведению библиографического поиска и оформлению библиографического списка.

6

7

Сбор и анализ информации по одной из дисциплин профессионального цикла (изучаемой или планируемой к изучению), аннотирование библиографии (10 источников)

6

8

Анализ тематики курсовых работ по логопедии, выполненных на кафедре КПОДиЛ, и содержания одной из них; посещение образовательного учреждения для детей с ОВЗ.

6

9

Изучение основных терминов и понятий специального и инклюзивного образования.

6

Всего:

30

Раздел 2.2. Формирование умений и навыков информационного проектирования

10

Консультации по выбору варианта выполнения проекта.

Планирование выбранного варианта проекта.

6

14

Изучение литературы, необходимой для выполнения проекта.

18

15

Формулировка темы в русле проблемы возможности социализации детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования, выбор способа её раскрытия.

2

16

Планирование деятельности по реализации проекта и консультирование с руководителем

4

Раздел 2.3. Работа над проектом

28

17

Создание (структурирование) портфолио проекта (план выполнения, промежуточные отчеты, вся собранная информация по теме, рабочие материалы и другие материалы, которые представляют информацию о ходе реализации проекта).

10

18

Оформление проекта

8

19

Редактирование. Подготовка к выступлению.

4

20

Подготовка доклада, выступления и презентации. Работа над речевой стороной выступления.

6

Всего:

58

3. Заключительный этап

21

Подготовка резюме проекта и перевод его на иностранный язык.

4

22

Оформление отчетной документации по итогам практики.

2

23

Защита проекта и итоговая конференция.

2

Всего:

8

Итого:

108

2 День практики (6 часов)

  1. перечень названий слайдов презентации:
  • Тема
  • Цель
  • Объект, предмет
  • Задачи
  • Плюсы и минусы специального и интегрированного образования
  • Заключение

Изучение информационных ресурсов

3 День практики(6 часов) мы прослушали лекцию и посмотрели презентацию по разработке учебно-информационного проекта.

Проектная деятельность- один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей о логического мышления, объединяющий знания полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным проблемам.

Виды проектной деятельности:

  1. Практико-ориентированный проект;
  2. Творческий проект;
  3. Информационный проект;
  4. Исследовательский проект;
  5. Игровой и ролевой проект;

Этапы работы над проектом:

  1. Этап планирования;
  2. Аналитический этап;
  3. Этап обобщения информации;
  4. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

4 День практики (6 часов)

www.igpu.ru →образование→ факультеты→ СПиП→ КПОДиЛ

На сайте кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии отражено:

  • История создания кафедры;
  • Преподаватели кафедры;
  • Учебная работа;
  • Научная работа;
  • Аспирантура. Выпускники аспирантуры;
  • Научные конференции;
  • Учебные издания и научные публикации;
  • Важные события в жизни кафедры;
  • Учебная лаборатория;
  • Расписание консультаций преподавателей.

Список преподавателей, ведущих дисциплин:

• Старшинова Елена Олеговна: заведующая лабораторией, доцент, кандидат медицинских наук.

• Инденбаум Елена Леонидовна: аучный руководитель, заведующая кафедрой КПОДиЛ, доктор психологических наук.

• Нодельман Валентина Ивановна: сотрудник кафедры, кандидат психологических наук.

• Заиграева Надежда Викторовна: сотрудник кафедры, доцент, кандидат психологических наук.

• Серебренникова Светлана Юрьевна: сотрудник кафедры, доцент, кандидат психологических наук.

• Соломина Наталья Игоревна: сотрудник кафедры, старший преподаватель.

• Самойлюк Людмила Александровна: сотрудник кафедры, старший преподаватель, кандидат психологических наук.

• Гостар Анна Аоексеевна: сотрудник кафедры, доцент, кандидат психологических наук.

• Соколова Ирина Олеговна: сотрудник кафедры, старший преподаватель, магистрант ВСГАО.

• Давыдова Надежда Степановна: сотрудник кафедры, доцент, кандидат медицинских наук.

• Климонтова Татьяна Анатольевна: сотрудник кафедры, доцент, кандидат психологических наук.

• Логунова Кристина Геннадьевна: сотрудник кафедры, старший лаборант.

• Шевченко Анастасия Юрьевна: сотрудник кафедры, старший лаборант.

Примеры оформления библиографии

  • книга одного автора:

Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Спб.: КАРО, 2006. — 144с.

  • книга двух авторов:

Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.

  • книга трех авторов:

Астрахан, Д.Х. Словарь медицинской терминологии в дефектологии / Д.Х. Астрахан, Л.Д. Красовская, Е.О. Старшинова. — Иркутск: Издательство «Вост.-Сиб. Госуд. Академия образования, 2012. — 73с.

  • книга под редакцией:

Нарушение психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики: Учебное пособие / Под ред. Е.Л. Инденбаум. — Иркутск: Изд-во ФГБО ВПО «Вост.-Сиб. Госуд. Академия образования», 2012. 148с. ISBN 5-85827-179-0

  • многотомное издание:
  • отдельный том многотомного издания:
  • статья из периодического издания (журнала):

Ким, М.А. Организация деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в ППМС-центре / М.А. Ким // Логопед. Говорим и развиваемся. — 2012. — №10. — С.18-21.

  • статья из сборника:

Иншакова, О.Б. Основные теоретические представления о природе дислексии [текст] / О.Б. Иншакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и паталогия. Монографический сборник. — М.: «Промитей» МПГУ, 2005. — С.264-271.

  • отдельное произведение из собрания сочинений:
  • глава из книги:
  • автореферат диссертации:
  • диссертация

5 День практики (6 часов) Аннотирование библиографии по темам проекта:

1.Омарова О.П. Характеристика социального развития детей с задержкой психического развития / П. О. Омарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. — № 125.

В данной статье дана характеристика социального развития детей с задержкой психического развития. Раскрываются взаимоотношения в семье, отношение к учителям и сверстникам. Автор описывает результаты проведенного исследования, подтверждая гипотезу, что дети с ЗПР нуждаются в психолого-педагогической поддержке в процессе формирования общения и межличностных отношений. Данная статья будет полезна педагогам, студентам и специалистам, работающим с детьми.

2.Шарудилова А.С. Педагогические условия социализации подростков в личностно ориентированной системе воспитания современной общеобразовательной школы/ А.С. Шарудилова.- .

В данной статье раскрываются проблемы социализации личности младшего школьника в современном общеобразовательном учреждении. Автор указывает необходимость создания в системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации младших школьников. Работа будет интересна педагогам и работникам педагогической сферы.

3.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

В данной работе описываются проблемы социализации ребенка. Указываются психолого-педагогические основы становления его социального опыта. Автор раскрывает возможности организации современного воспитания как социализирующего процесса на примере начальной школы. Книга адресована студентам психологических специальностей, работникам образования, воспитателям-практикам.

4. Дробинская а.о. К вопросу о детских капризах [http//almanah.ikprap.ru]//альманах института коррекционной педагогики.-2004.-N8 В данной статье отражена информация об анализе причин и механизмов отклоняющегося поведения детей с позиции теории привязанности. Представлены три типа «капризного» поведения детей третьего года жизни и их взаимосвязь с расстройством чувствительности и реактивности матери. Статья будет полезна специалистам а области психологии и дефектологии, а также родителям детей до трех лет.

  1. Гончарова е.л. Специальная психология [http//almanah.ikprap.ru]//альманах института коррекционной педагогики.-2004.-N10 В данной статье представлено определение специальной психологии и информация об истории развития теоретических основ специальной психологии. Отражено каким образом специальная психология становится самостоятельной практической дисциплиной. Статья будет полезна специалистам в области дефектологии.
  2. Л. М. Шипицына, Издательство: Речь, Год: 2009

В монографии представлены результаты комплексной психофизиологической, психологической, педагогической диагностики детей со слуховой патологией, на основе которых предлагается оригинальная классификация групп детей с учетом не только нарушений слуха, но и психологического состояния ребенка, что особенно важно для индивидуального подхода и сопровождения его в условиях интегрированного обучения. Показана специфика формирования межличностных отношений в семьях слышащих и неслышащих родителей, имеющих детей с нарушенным слухом. Излагаются современные проблемы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей в специальных (коррекционных) школах и в условиях интеграции в обычный класс массовой школы.  Книга может быть полезна педагогам и психологам специальных и массовых образовательных учреждений, логопедам, сурдопедагогам, студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, а также родителям, имеющим детей с нарушенным слухом.

  1. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

В пособии рассматривается актуальная проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, способствующих успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, освоению новой ведущей деятельности — учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоциоанльно-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, даются новые психолого-педагогические характеристики состояния личностного и интеллектуального развития слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей средних специальных и высших педагогических учреждений, сурдопедагогов специальных детских садов и школ, родителей детей с нарушениями слуха, поступающих в 1 класс.

9. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с. Книга написана на основе экспериментальных материалов, полученных в ходе тщательного изучения слуха и речи детей с нарушениями слуха, что позволило создать их типологию, охарактеризовать основные особенности развития их речевой и познавательной деятельности. Книга была впервые опубликована в 1963 году. Со временем она стала еще более актуальна. Книга предназначается для сурдопедагогов и психологов и может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов и психологических факультетов университетов.

10. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. Учебник для студентов; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г.Богдановой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005.  В учебнике рассматриваются проблемы современной теории и истории развития сурдопедагогики как области научного знания. Представлена обобщенная характеристика педагогических систем науки. На основе обобщения опыта раскрываются вопросы обучения и воспитания лиц с нарушенным слухом на различных ступенях жизненного цикла.

6 День практики (6 часов) Дайджест

Мною была рассмотрена выпускная квалификационная работа Анисимовой Оксаны Юрьевны, тема которой «Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием».

Данная работа состоит из таких разделов: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

В введении описывается актуальность данной темы, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, задачи, методы, практическая значимость исследования, база исследования и структура работы.

Первая глава состоит из трех параграфов. В первой главе рассматривается темпо-ритмическая сторона речи и ее развитие у детей дошкольного возраста. Во втором параграфе описывается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с заиканием. В третьем параграфе говорится об основных подходах к коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием. Вывод: заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения; одно из многочисленных нарушений, механизмы которого изучены не до конца. Подходы к формированию темпо-ритмической стороны речи заикающихся разнообразны, но единого пути нет. Для заикающихся упражнения должны быть разнообразны по форме, ритму и темпу.

Вторая глава состоит из двух параграфов. Первый параграф рассматривает организацию, методы и методику исследования. Второй параграф раскрывает анализ результатов изучения темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием. Вывод: результаты исследования показали, что темпо-ритмическая речи заикающихся дошкольников сформирована недостаточно. Это обуславливает необходимость коррекционной работы. Одним их эффективных приемов работы может являться поэтапная работа, состоящая из разнообразных упражнений.

Третья глава состоит из двух параграфов. Первый параграф рассматривает цель, задачи, и содержание коррекционной работы. Второй параграф раскрывает анализ результатов контрольного эксперимента. Вывод: Результаты: данный эксперимент имеет положительную динамику. Для результативного развития речи детей эффективным способом будет употребление музыкально-ритмических упражнений.

В заключении проводится анализ данной работы. Вывод: система музыкально-ритмических упражнений может быть рекомендована в качестве достаточно эффективного метода формирования темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с разными формами заикания.

Данная работа также содержит список литературы, состоящей из 50 источников и 3 приложения.

7 День практики (6 часов)

Нарушение развития —– отклонение в психическом, психофизическом развитии ребенка от его возрастных нормативов, обусловленное действием вредоносных факторов.

Лица с Ограниченными возможностями здоровья-люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды

Инвалидность – состояние, положение инвалида, нетрудоспособность. Первая группа присваивается лицам, имеющие стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма вследствие заболеваний, травм, дефектов развития, которые резко ограничивают способность к передвижению, ориентации в окружающем пространстве, общению, снижают контроль за своими действиями. Вторая группа присваивается лицам со стойкими, выраженными расстройствами функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития, которые ограничивают возможности жизнедеятельности. Третья группа присваивается при незначительных или умеренно выраженных расстройствах функций организма, приводящих лишь к частичному ограничению жизнедеятельности

Специальное образование –система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых и психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.

Специальное (Коррекционное) образовательное учреждение – учреждение, предназначенное для детей, подростков и взрослых с различными отклонениями психофизического развития.

Специальные образовательные условия – условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Дифференцированное обучение – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.

Сопровождение – система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Реабилитация – комплекс медицинских, социальных и педагогических мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных функций трудоспособности больных и инвалидов.

Адаптация – морфо-физиологическое приспособление организмов к конкретным условиям существования.

Социализация – интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Интеграция – процесс или действие, имеющий своим результатом, целостность, объединение, соединение, восстановление единства.

Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования.

Психокоррекция – целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами.

Коррекционно-развивающее обучение – обучение, исправляющее недостатки познавательной деятельности ребенка, вызванные нарушениями протекания основных познавательных процессов и формирования врожденных порогов развития.

Компенсирующее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Лечебная педагогика – совокупность методов воспитания и обучения психически неполноценных детей, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических учреждениях (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и др.).

Раздел 2.3. Формирование умений и навыков информационного проектирования

  1. День практики (6 часов).

1.выбор варианта проекта

Мною выбран творческий проект.

2.План проекта

  • теоретический анализ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
  • подбор методик исследования;
  • организация исследования;
  • процесс исследования;
  • анализ исследования;

3.Перечень источников по теме проекта.

Перечень источников представлен в списке использованной литературы в тексте проекта.

4. Ответить на вопросы

  • Какова цель проекта и какие задачи необходимы для ее достижения?

Цель: Изучить условия социализации детей школьного возраста имеющих нарушение слуха в разных системах обучения.

Задачи:

  1. Проанализировать литературные данные о социализации детей, имеющих нарушения слуха в условиях специального и инклюзивного образования.
  2. Изучить условия социализации детей, имеющих нарушения слуха в различных системах обучения.
  3. Сравнить условия обучения в специальном и инклюзивном образовании детей, имеющих нарушения слуха .
  • Каков ожидаемый результат?

Узнать особенности условий социализации детей школьного возраста имеющих нарушение слуха в разных системах обучения.

  • Каковы основные этапы проекта?
  • Каков вид графика проекта?

График индивидуальной работы:

1. Изучение литературы и электронных ресурсов по выбранной теме;

2. подобрать методики;

4. провести исследование;

3.проанализировать.

9,10,11 Дни практики (18 часов)

Проектная деятельность — один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п.

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным образом.

  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта — сбор информации о каком – либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

  • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.

Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).

При этом автор проекта выступает в какой – либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер – постановщик, судья, литературный персонаж).

Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Этапы работы над проектом

Работа над проектом включает четыре этапа:

  1. — планирование;
  2. — аналитический этап;
  3. — этап обобщения информации;
  4. — этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

— Выделяет наиболее удачные;

— Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

— Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

— Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.).

Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

— Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

— Ищет и собирает информацию, учитывая:

• Собственный опыт;

• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

— Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Последовательность работы:

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

— Личных наблюдений и экспериментирования;

— Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

— Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III. Этап обобщения информации

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

— Систематизируют полученные данные;

— Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

— Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.).

Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.).

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя»

полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.).

Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

12 День практики (6 часов)

Тема проекта: «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

План проекта:

  • Введение.
  • Глава I. Проблема социализации детей, имеющих нарушения слуха.

    • Психологическая характеристика детей, имеющих

нарушения слуха.

  • Характеристика специального и интегрированного

Образования.

Выводы по главе

  • Глава II. Социализация детей, имеющих нарушения слуха в

условиях специального и интегрированного образования.

Исследование социализации детей с нарушениями слуха в условиях специального и интегрированного образования.

Плюсы и минусы специального и интегрированного образования.

  • Выводы по главе
  • Заключение
  • Список литературы

13,14 Дни практики (10 часов)

  • Сбор информации по отдельным блокам:
  • история становления специального образования и его состояние в настоящее время.
  • Организация специального (коррекционного) обучения детей с нарушением слуха.
  • Характеристика особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.
  • Существующие виды образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом (I и II вид школ)
  • Преимущества и недостатки в осуществлении образования детей с нарушенным слухом в условиях этих учреждений (I и II).

15,16 Дни практики (10 часов)

Сопоставление всей информации полученной из литературных источников, с информацией полученной нами при посещении специального (коррекционного) образовательного учреждения.

17,18 Дни практики (12 часов)