Патохарактерологические особенности личностиу детей и подростков с отклонениями в развитии

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патохарактерологических особенностей развития личности детей и подростков с отклонениями в развитии……………………………………………………………….…………….5

1.1. Патологическое (патохарактерологическое) развитие личности….………5

1.2. Понятие дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского, место патохарактерологического развития в данной классификации…………………………………………………………………….6

1.3. Дисгармоническое психическое развитие……………………………….11

1.4. Типы психопатий по Ганнушкину. Основные диагностические критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.………………………………..14

1.5. Психопатические состояния……………………………………………….17

Глава 2. Основы психодиагностики и психокоррекции патохарактерологического развития у детей и подростков с отклонениями в развитии……………………………………………………………………..……20

2.1. Диагностика типов психопатий и акцентуаций характера………………29

2.2. Патохарактерологическое развитие детей и подростков с разными вариантами дизонтогенеза………………………………………………………26

2.2.1. Патохарактерологическое развитие личности при задержке психического развития……………………………………………………………….26

2.2.2. Патохарактерологическое развитие личности при нарушении слуха………………………………………………………………………………28

2.2.3. Патохарактерологическое развитие личности при нарушении зрения……………………………………………………………………………..30

2.3. Особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками, имеющими патохарактерологические особенности ………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………39

В настоящее время быстрыми темпами растет число детей с различными отклонениями в развитии личности, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, отличающихся повышенной тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью и другими неблагоприятными чертами характера. Наличие эмоционально-волевых нарушений является диагностическим признаком патологического развития личности ребенка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли В.В.Лебединский, П.Б. Ганнушкин, Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко, О.В. Кербиков.

Патохарактерологическим формированием личности у детей и подростков, исходя из взглядов О.В. Кербикова, мы называем психогенное патологическое формирование личности, связанное с хронической психотравмирующей ситуацией в микросреде и неправильным воспитанием.

Изучение патохарактерологических особенностей личности актуально, так как они являются результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психическое развитие ребенка, или затяжных психотравмирующих ситуаций.

Факторы, оказывающие на психику травмирующие действия могут послужить толчком в формировании врожденной психопатии, но также они играют вспомогательную роль, помогая выявлению психопатий. При патохарактерологическом развитии основным фактором является психогенный. Например, в условиях постоянного унижения, подавления и частых наказаний формируются такие черты, как нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Или же в ответ на постоянную грубость, черствость появляется возбудимость, взрывчатость и агрессивность. Следовательно, зная патохарактерологические особенности личности и причины их проявления, мы можем скорректировать или же предотвратить многие отклонения в характере личности. А помощниками в выявлении патохарактерологических особенностей личности служат различные методики.

Объект: пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков.

Предмет: психопатические состояния, включая патохарактерологические особенности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Цель исследования: проанализировать клинико-психологические исследования по проблеме психопатических, патохарактерологических расстройств развития.

Задачи:

1. Ознакомление и изучение классификации дизонтогенеза В.В.Лебединского и места патохарактерологического развития в этой классификации.

2. Изучение проблемы психопатических состояний и их основных диагностических критериев, клинических проявлений и форм по имеющимся литературным источникам.

3. Анализ диагностического инструментария для изучения патохарактерологических состояний.

4. Изучение патохарактерологических особенностей личности у детей и подростков с отклонениями развития.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патохарактерологических особенностей развития личности детей и подростков с отклонениями

в развитии

1.1. Патологическое (патохарактерологическое) развитие личности

Понятие «патологическое развитие личности» было предложено в 1910 году Карлом Ясперсом для отделения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых данная личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом (собственно заболеванием).

При патологическом развитии в условиях столкновения с чрезвычайными или длительными объективно или субъективно неразрешимыми ситуациями происходит усиление и закрепление черт личности, свойственных ей изначально, в результате чего возникает дезадаптация. Понятие патологического развития личности является сборным и включает в себя различные варианты психогенных патологических формирований личности. [8]

9 стр., 4044 слов

Личность.Развитие личности по З.Фрейду

... понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я ... Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, « исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение Некоторого ... З. Лекции по психоанализу. Л.№31). Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также ...

Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву. Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа — патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием. Каждый из названных типов подразделяется на ряд клинических вариантов в зависимости от преобладания тех или иных характерологических нарушений.

Понятие патохарактерологическое развитие использовали для обозначения разных вариантов динамики психопатий. В возникновении патологии личности большое внимание уделялось биологическим и социальным факторам, прежде всего условиям воспитания. В формировании краевых психопатий особое патогенетическое значение имеет эмоциональная депривация в раннем детском возрасте, а также неправильное воспитание. [1]

К «ядерным» (конституциональным) психопатиям относят типы, обусловленные, в основном, наследственной патологией. К «краевым» (О.В. Кербиков, 1960), которые обозначают как патохарактерологическое развитие, относят варианты психопатий, обусловленные в первую очередь неправильным воспитанием. [4]

Особое внимание уделяется невротическим развитиям личности. Данная форма психогенного развития характеризуется специфической динамикой, которая приводит к формированию патологии личности (краевой психопатии).

При длительном существовании психогенно-травматической ситуации возникает невротическое развитие. Его первый этап протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй — с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических, взрывных черт, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям.

1.2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского, место патохарактерологического развития в этой классификации

Термин «дизонтогения» впервые был употреблен в 1927 году Густваом Швальбе. Данное понятие обозначало отклонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития. Позднее термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не сформировались. [11]

Известно, что любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям психического развития. Проявления, которых будут различны в зависимости от этиологии, мостоположения, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основной статус психического дизонтогенеза, обусловленный тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера. В отечественной дефектологии к понятию «дизонтогения» употребим термин «аномалия развития».

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической ...

... психического развития ребенка и частные, специфические особенности, характерные для отдельных вариантов условно нормативного и отклоняющегося развития. Следует также отметить, что создание идеальной модели дизонтогенеза ... В реальной деятельности специалиста-практика, проводящего оценку особенностей психического развития ребенка, все время происходит сравнение, своеобразное «внутреннее сканирование» ...

В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. При этом в детской психиатрии основной упор делается на анализ нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).

[11]

В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

— Общее стойкое недоразвитие. Для данного варианта наиболее характерно раннее время поражения, где имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Этиология: генетические пороки развития, смешанные поражения не сформированного мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер.

Типичный пример – олигофрения, умственная отсталость.

— Задержанное развитие. Для него характерен замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, неблагоприятными условиями воспитания, церебрально-органической недостаточностью резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга).

При этом задержанное развитие эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституциональном, соматогенном, психогенном, церебрально-органическом).

Для данного варианта дизонтогенеза характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

………….

Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. М., «Медицина», 2013. – 159 c.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2010.

3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. — М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. ил. — (Серия «Учебник нового века»).

– 324 c.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2010. (серия «Мастера психологии).

– 321 c.

6. Буянов М.Е. Московский психологический журнал. №11 «Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков.» 2011. – 30 с.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... Наиболее известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что ... юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. ...

7. Елисеев A.B. Дети и подростки с психическими расстройствами: опыт оказания междисциплинарной помощи / А.В.Елисеев // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016.-№ 3. 412 c.

8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2009.

9. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие — 2е изд. — М.: Издательство «Фоллиум», 2008. – 132 c.

10. Карелина С.П. Психологические тесты В 2т. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. — Т.1. — 312с.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 2012.

12. Леонгард К., Акцентуированные личности — VEB: Издательство «VolkundGesundheit» 2014. — 90 c.

13. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. М.: «Фолиум», 2015, ., 2–е изд. – 64 c.

14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2008. — 400 с.

15. Мамайчук И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка// Психологические и этические проблемы детства. СПб., 2013. — 215 c.

16. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2010. – 314 c.

17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М. — Воронеж, 2006.

18. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2008. № 5. – 176 с.

19. Сафади X. Клинико-психологичсские особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития: Дис. канд. наук. СПб., 2009. – 398 с.

10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. Спб., 2013.

21. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности — М.: Гуматин. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. — 512с.