Требования к уровню сформированности навыка чтения

I класс.
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения — 45-50 слов в минуту.
II класс.
Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста — не меньше 70 слов в минуту.
III класс.
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения — 100 слов в минуту.
IV класс.
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Темп чтения не меньше 120 слов в минуту.

Техника чтения
Что понимают под техникой чтения?
Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения

предполагает понимание читающим:

— значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

— содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Выразительность чтения

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений).

Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
И наконец, самое важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах на 2014-2015 уч.год по ФГОС (Планета знаний)
1 класс
1 полугодие: 25 — 30 слов в минуту
2 полугодие: 35-45 слов в минуту,

в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения –

от 60 слов в минуту.
2 класс
1 полугодие: 45-55 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту.
2 полугодие: 55-65 слов в минуту,

в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
3 класс
1 полугодие: 70-80 сл./мин.
2 полугодие: 80 -90 сл./мин.
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 100 – 110 сл./мин. Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс
1 полугодие: 90-110 сл./мин
2 полугодие: 110-130 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

 

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов).

Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА

Прочитай сказку.

/ Про чудака лягушонка

Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном.

А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет…

И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце.

А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон.

9 стр., 4115 слов

Вступительное слово 7-10 минут

  Задание: 1) определить тип личности, охарактеризовать личные качества и поведение сокурсников используя экспресс-диагностику по методике А.А. Алексеева и Л.А. Громовой. 2) выявить коммуникативные и организаторские склонности студентов группы, используя диагностику (КОС-2); 3) исходя из выявленных личных качеств студентов сформировать команду менеджеров для реализации проекта по организации ...

Тут лягушонок обрадовался и закричал:

– А я большой слон!

Только большой слон очень обиделся.

– И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня./

(По Г. М. Цыферову)

 

После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы.

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 2 КЛАССА

Высотный теремок

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая бе­реза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, кото­рые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дя­тел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов.)

(По И. Сладкову.)

 

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубле­ных яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стре­коза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза са­дилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов.) (По Б. Житкову.)

 

Каникулы

«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Такое привычное земное слово родилось… на небе. Есть на не­бе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой.

Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жар­кое время года. Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так на­зывали только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами. (70 слов.)

(По Г. Ганейзер.)

Цыпленок

Птичница тетя Нюся вернулась с работы и плачет.

— Что с вами, тетя Нюся?

— Коршун утром цыпленка утащил. Только я отвернулась — хвать! — и понес. Бегу, кричу, а он так и не выпустил. До чего жалко!

Уже стемнело, ребятишки спать легли, а тетя Нюся сидит на крыльце и нет-нет да и всхлипнет.

Все жалеете? Жалею.

Да на ферме-то тысяч десять этих цыплят!

— Ну, так что? Если много, так одного и жалеть не стоит?
(71 слово.)

(Э. Шим.)

Дождинки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло.

Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны об­мылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели. (72 слова.)

(По В. Павлову.)

 

Муравьиная тропа

Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по не­му и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?

5 стр., 2142 слов

Создание ИП за пять дней, пошаговая инструкция — Глава третья, 3

Впрочем, некоторые из перечисленных документов могут и не понадобиться, конечный список требуемых документов определяется конкретным банком с учётом кредитной сделки: заявление на предоставление кредита; анкеты заёмщика и поручителей; копии паспортов (все страницы) заёмщика и поручителей; для зарегистрированных в браке заверенная копия брачного договора, копия - паспорта супруга (и) (все ...

Кто-то сделал очень просто: взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший че­ловек. (72 слова.)

 

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 3 КЛАССА

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились малень­кие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает.

(85 слов.) (По Г. Снегиреву.)

Помощник

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Але­шины руки папа называл деревянными. Почему? Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — поле­тели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

-Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, — сказал
отец. (87 слов.) (По Н. Елинсону.)

Ящик с пионами

Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.

Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут няни цветы!

Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыт!, ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.

Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.

Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов.) (По Н, Павловой.)

Улетают журавли

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружи­ли они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные ко­сяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом ле­су, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим жу­равли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной!

(90 слов.) (По И. Соколову-Микшпову.)

Первый снег

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов. Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

6 стр., 2853 слов

Работа со словарными словами как один из путей формирования орфографической ...

... он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ". Актуальность работы Умение грамотно писать и говорить на государственном ... и листья, и ветки, и воздух. "Рябые", – говорили в народе. По образному выражению наших древних сородичей, рябина ... правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Учителя начальной школы знают, как ...

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нави­сают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крыла­тые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопот­ливые синицы. (85 слов,)

(По Г. Скребицкому.)

Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет жу­равлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длин­ные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву жу­равлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

(95 слов.) (По С. Аксакову.)

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

О чем горевали птички

Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа пти­чек. Были тут воробушки — буйные головушки. Были тут чечетки — воробушкам тетки. Были тут синички — птички-мастерички. Были тут щеглята — веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.

Чуть жив, чуть жив,- говорит воробей.

Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! — смеется синичка.

Чего же поесть, чего же поесть? — спрашивает чечетка.

Постойте,- сказала синичка.- Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг

занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед си­ничкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.

Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.

С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше.

(150 слов.) (По М. Богданову.)

 

 

Пчелки на разведках

Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебель­ки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:

Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.

Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.

Полетели пчелки к вишне:

Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?

Наведайтесь завтра,- отвечает им вишня,- сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.

Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.

4 стр., 1758 слов

Тема. Слова-паронимы

... только начинающих входить в нашу жизнь. Новизна слова для говорящих, прежде всего подобозвучащего по отношению к другому слову: 1) нередко не разграничивают определения авторитарный ‘основанный ... называю), сущность которой заключается в употреблении слов, близких по звучанию, но разных по значению. Парономастические пары конструируются пишущим, говорящим сознательно, для создания яркой, броской, ...

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой весе­лешеньки.

(169 слов.) (К. Ушинский.)

Суд над Декабрём

Собрались на озере птицы и звери Декабрь судить. Уж очень от него натерпелись. Потер Ворон носище об лед и каркнул:

День Декабрь сократил, а ночь сделал длинной-длинной. За­ светло и червяка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Де­кабрь за такое самоуправство?

Все, все, все! — закричали все. А Филин говорит:

А я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длин­ нее, тем сытнее.

Почесал Ворон ноготком затылок. Судит дальше.

В Декабре скучища в лесу, ничего веселого не происходит. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?

Все, все, все! А из полыньи высовывается Налим и булькает:

— А я против! Какая уж тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение, и аппетит. Я не согласен!

Поморгал Ворон глазами, дальше судит:

Снега в Декабре плохие: сверху не держит и до земли не до­роешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вме­сте с плохими снегами из леса выставить?

Все, все, все! — закричали дружно. Только Тетерев и Глухарь против:

Нам в рыхлом снегу спится здорово: тепло, мягко. Пусть Де­кабрь остается.

Ворон только крыльями развел.

— Судим, рядим, — говорит, — а что сделать с ним, неизвестно.
Опять закричали все:

— А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Из года ме­сяц не выкинешь.

(199 слов.) (По Н. Сладкову.)

Лесная быль

Говорит бабушка внукам Пете, Алеше и Маринке:

— Завтра встанете на зорьке, пойдете в лес за грибами да ореха­ ми. Кто лучше всех поработает, тому будет моя награда.

Отправились внуки в лес. Разошлись в разные стороны, весело за дело принялись.

Раньше всех вернулась домой Маринка. Принесла лукошко с верхом.

Орехи — один в один, спелые, золотистые. Грибы отборные, без единой червоточинки.

Вскоре прибежали и мальчики. Принесли орехов и грибов по­меньше, чем Маринка.

Все наперебой хвалят Маринку. Так и обедать сели.

Внесла бабушка пирог с вишнями и подала его внучке в награду.

Все пирогом лакомятся — не нахвалятся, а Маринка к пирогу не притрагивается, глаз не поднимает.

Что с тобой, доченька? — встревожилась мама.

Может, в лесу тебя кто-нибудь обидел? — спросил отец.

Это я… обидела… — прошептала Маринка и горько расплака­лась. — Начала я ореховые кусты обшаривать, вижу — дупло, а в нем — орехи, грибы. Белкина кладовая! Я выбрала из нее все до капельки… Все сразу перестали есть.

Это что же получается?! — всплеснула руками бабушка. – Мы здесь веселимся да радуемся, а белка горюет, убивается Ведь по­гибнет она зимой с голоду вместе с бельчатами.

Возьмешь, дочка, все грибы и орехи, отнесешь в лес, отдашь белке, — сказал отец.

Тяжела корзинка, но не захотела Маринка, чтобы ей братья по­могли — стыдно было. Так одна и пошла к белке. (205 слов.) (По Е. Ерухимович.)

21 стр., 10013 слов

Краткое слово психолога о проблемах детей с ОВЗ.

... . В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ в их сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти ...