ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Государственное образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

 

Кафедра управления и экономики таможенного дела

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Специальности:

«Таможенное дело»

«Экономика и управление на предприятии (таможне)»

«Мировая экономика»

 

 

Ростов-на-Дону

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

Кафедра управления и экономики таможенного дела

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим Советом

Ростовского филиала РТА

(протокол от 30 сентября 2011 г., №2)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

 

Ростов-на-Дону

 

Автор:

Ю.П. Тен, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор

 

 

Ответственный за выпуск:

Л.В. Маколова, доцент кафедры управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук.

 

Рецензенты:

Е.Е. Несмеянов – доктор философских наук, профессор, начальник отдела послевузовского образования, социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета

Л.В. Маколова, заведующий кафедрой управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент.

 

Программа одобрена на заседании кафедры

(протокол от «12» 2011 г., № 2)

 

 

© Российская таможенная академия Ростовский филиал, 2012

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов устойчивых теоретических знаний и практических навыков в сфере межкультурной коммуникации,

развитие межкультурной компетентности.

7 стр., 3108 слов

Управление качеством таможенных услуг

... к управлению качеством таможенных услуг, но всё же попытаемся это сделать. Таможенные услуги - это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики ...

Задачи изучения дисциплины:

– разъяснить студентам ту огромную роль, которую играет культура в жизни человека, в его общении с другими людьми;

– дать студентам представление о базовых понятиях, категориях, моделях и принципах межкультурной коммуникации;

– продемонстрировать возможные средства реализации личностной идентичности в ситуации межкультурного общения;

– раскрыть специфику вербального и невербального поведения в межкультуртной коммуникации;

– указать пути оптимизации межкультурного общения;

– дать представление о культурах разных народов, регионов и стран.

Программа курса разработана с целью повышения общегуманитарной образованности студентов. Дает знания из различных областей современной науки – культурологии, этнологии, социологии, истории, политологии, религиоведения, истории, искусствоведения, межкультурной коммуникации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа курса имеет мировоззренческую и практическую направленность. По окончании изучения курса студент должен:

а) знать:

основные понятия и термины теории межкультурной коммуникации;

особенности процесса инкультурации и социализации индивида;

социально-политические, религиозные и культурные особенности жизнедеятельности народов южно-российского региона;

специфику процесса адаптации российских народов в ситуации социальной трансформации российского общества;

основные социально-экономические и этно-культурные явления и процессы, происходящие в современном мире под влиянием глобализации.

б) уметь:

отличать признаки, универсальные для всех культур, от признаков, свойственных одной культуре;

вычленять атрибуты иной этнической культуры независимо от способа кодирования информации и канала ее передачи;

распознавать коммуникативные помехи, активизируемые коммуникантами при межкультурном общении;

понимать, какими соображениями руководствовался адресант, выстраивая коммуникацию при внутри- и межкультурном общении;

обнаруживать взаимосвязь между отдельными компонентами определенной культуры;

активно и успешно взаимодействовать с представителями иной культуры и в кооперативном, и в некооперативном общении;

объяснять представителям иной культуры особенности родной культуры;

быть способными модифицировать собственное поведение с учетом ситуации межкультурного общения;

определить причины коммуникативных помех и применить на практике способы их преодоления;

правильно выбирать коммуникативные стратегии при общении с представителями иной культуры;

в ходе межкультурного общения придерживаться принципов толерантности и этнокультурной этики, предполагающих уважительное отношение к иноязычной культуре.

в) владеть:

способами комплексного анализа взаимодействия вербальных и невербальных способов кодирования внеязыковой реальности;

навыками сопоставления различных культур чтобы осознанно строить конструктивное взаимодействие между их носителями;

применять полученные знания в межкультурных коммуникациях, в будущей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Гамидуллаев С.Н., Тен Ю.П., Фролов А.Ф. Культурная символика России. – Ростов-н/Д: РФ РТА, 2012.

Ерасов, Б. С. Социальная культурология: учебник. – М.: Аспект-пресс, 2007.

Тен, Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

 

Дополнительная литература

Арутюнян, Ю. В.Этносоциология : учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М. : Аспект Пресс, 1998.

Баронин, А. С.Этническая психология / А. С. Баронин. – Киев : Тандем, 2000.

Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособие / Н. М. Лебедева. – М. : Ключ-С, 1999.

Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 2003.

Лурье, С. В. Историческая этнология/ С. В. Лурье. – М.: Гаудеамус, 2004.

Розин, М. Д.Социально-этнические процессы в городской среде Северного Кавказа: история, современность, перспективы/ М. Д. Розин, С. Я. Сущий – Ростов н/Д: Ростиздат, 2003.

Садохин, А. П. Этнология : учебник / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская. – М. : Академия, 2001.

Стефаненко, Т. Этнопсихология : учебник / Т. Стефаненко. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999.

Сухарев, В. А.Психология народов и наций/ В. А. Сухарев, М. В. Сухарев. – Л.: Сталкер, 1997.

Сычев, А. В.Южный федеральный округ : культурологический обзор / А. В. Сычев, М. А. Сычева. – Ростов-н/Д : БАРО-ПРЕСС, 2008.

Тен, Ю. П. Межкультурные взаимодействия на Юге России. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.

Тен, Ю. П. Современные культуры и особенности межкультурных коммуникаций. – Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.

Худоянц, В. Южный федеральный округ : что в этом словосочетании? / В. Худоянц. – Краснодар : Кубань-Книга, 2009.

 

Перечень средств обучения:

1. Слайды, демонстративный материал.

2. Слайд-презентации.

3. Справочно-информационные поисковые системы.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

По окончании изучения дисциплины итоговая форма контроля – зачет в устной форме.

Для оценки знаний и умений студентов в процессе изучения дисциплины и по ее завершению проводится, как правило, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

При использовании балльно-рейтинговой системыв процессе изучения дисциплины качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 60 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 40 баллов.

 

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
  ИТОГО

 

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Ответ на теоретический вопрос 0 – 5
Доклад на семинаре 0 – 7
Конспектирование источника 0 – 10
Академическая активность 0–8
Подготовка и проведение слайд-презентаций по заданной теме 0-10

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Студенты, пропустившие контрольные мероприятия по уважительным причинам, имеют право на выполнение соответствующих заданий в установленные деканатом сроки.

Студент, набравший в процессе изучения дисциплины не менее 50 баллов, может быть освобожден от сдачи зачета. Студенты, получившие оценку «не зачтено», допускаются к пересдаче в установленном порядке.

Содержание дисциплины делится на 2 учебных модуля, по окончании изучения которых осуществляется рубежный контроль знаний студентов. Сроки проведения рубежного контроля устанавливаются УМО (деканатом, кафедрой) и доводятся до студентов не позднее чем за неделю до проведения соответствующего мероприятия.