Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра управления и экономики таможенного дела
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Специальности:
«Таможенное дело»
«Экономика и управление на предприятии (таможне)»
«Мировая экономика»
Ростов-на-Дону
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра управления и экономики таможенного дела
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим Советом
Ростовского филиала РТА
(протокол от 30 сентября 2011 г., №2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Ростов-на-Дону
Автор:
Ю.П. Тен, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор
Ответственный за выпуск:
Л.В. Маколова, доцент кафедры управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук.
Рецензенты:
Е.Е. Несмеянов – доктор философских наук, профессор, начальник отдела послевузовского образования, социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета
Л.В. Маколова, заведующий кафедрой управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент.
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «12» 2011 г., № 2)
© Российская таможенная академия Ростовский филиал, 2012
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов устойчивых теоретических знаний и практических навыков в сфере межкультурной коммуникации,
развитие межкультурной компетентности.
Управление качеством таможенных услуг
... к управлению качеством таможенных услуг, но всё же попытаемся это сделать. Таможенные услуги - это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики ...
Задачи изучения дисциплины:
– разъяснить студентам ту огромную роль, которую играет культура в жизни человека, в его общении с другими людьми;
– дать студентам представление о базовых понятиях, категориях, моделях и принципах межкультурной коммуникации;
– продемонстрировать возможные средства реализации личностной идентичности в ситуации межкультурного общения;
– раскрыть специфику вербального и невербального поведения в межкультуртной коммуникации;
– указать пути оптимизации межкультурного общения;
– дать представление о культурах разных народов, регионов и стран.
Программа курса разработана с целью повышения общегуманитарной образованности студентов. Дает знания из различных областей современной науки – культурологии, этнологии, социологии, истории, политологии, религиоведения, истории, искусствоведения, межкультурной коммуникации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса имеет мировоззренческую и практическую направленность. По окончании изучения курса студент должен:
а) знать:
основные понятия и термины теории межкультурной коммуникации;
особенности процесса инкультурации и социализации индивида;
социально-политические, религиозные и культурные особенности жизнедеятельности народов южно-российского региона;
специфику процесса адаптации российских народов в ситуации социальной трансформации российского общества;
основные социально-экономические и этно-культурные явления и процессы, происходящие в современном мире под влиянием глобализации.
б) уметь:
отличать признаки, универсальные для всех культур, от признаков, свойственных одной культуре;
вычленять атрибуты иной этнической культуры независимо от способа кодирования информации и канала ее передачи;
распознавать коммуникативные помехи, активизируемые коммуникантами при межкультурном общении;
понимать, какими соображениями руководствовался адресант, выстраивая коммуникацию при внутри- и межкультурном общении;
обнаруживать взаимосвязь между отдельными компонентами определенной культуры;
активно и успешно взаимодействовать с представителями иной культуры и в кооперативном, и в некооперативном общении;
объяснять представителям иной культуры особенности родной культуры;
быть способными модифицировать собственное поведение с учетом ситуации межкультурного общения;
определить причины коммуникативных помех и применить на практике способы их преодоления;
правильно выбирать коммуникативные стратегии при общении с представителями иной культуры;
в ходе межкультурного общения придерживаться принципов толерантности и этнокультурной этики, предполагающих уважительное отношение к иноязычной культуре.
в) владеть:
способами комплексного анализа взаимодействия вербальных и невербальных способов кодирования внеязыковой реальности;
навыками сопоставления различных культур чтобы осознанно строить конструктивное взаимодействие между их носителями;
применять полученные знания в межкультурных коммуникациях, в будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Гамидуллаев С.Н., Тен Ю.П., Фролов А.Ф. Культурная символика России. – Ростов-н/Д: РФ РТА, 2012.
Ерасов, Б. С. Социальная культурология: учебник. – М.: Аспект-пресс, 2007.
Тен, Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительная литература
Арутюнян, Ю. В.Этносоциология : учеб. пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М. : Аспект Пресс, 1998.
Баронин, А. С.Этническая психология / А. С. Баронин. – Киев : Тандем, 2000.
Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учеб. пособие / Н. М. Лебедева. – М. : Ключ-С, 1999.
Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 2003.
Лурье, С. В. Историческая этнология/ С. В. Лурье. – М.: Гаудеамус, 2004.
Розин, М. Д.Социально-этнические процессы в городской среде Северного Кавказа: история, современность, перспективы/ М. Д. Розин, С. Я. Сущий – Ростов н/Д: Ростиздат, 2003.
Садохин, А. П. Этнология : учебник / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская. – М. : Академия, 2001.
Стефаненко, Т. Этнопсихология : учебник / Т. Стефаненко. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999.
Сухарев, В. А.Психология народов и наций/ В. А. Сухарев, М. В. Сухарев. – Л.: Сталкер, 1997.
Сычев, А. В.Южный федеральный округ : культурологический обзор / А. В. Сычев, М. А. Сычева. – Ростов-н/Д : БАРО-ПРЕСС, 2008.
Тен, Ю. П. Межкультурные взаимодействия на Юге России. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
Тен, Ю. П. Современные культуры и особенности межкультурных коммуникаций. – Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.
Худоянц, В. Южный федеральный округ : что в этом словосочетании? / В. Худоянц. – Краснодар : Кубань-Книга, 2009.
Перечень средств обучения:
1. Слайды, демонстративный материал.
2. Слайд-презентации.
3. Справочно-информационные поисковые системы.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
По окончании изучения дисциплины итоговая форма контроля – зачет в устной форме.
Для оценки знаний и умений студентов в процессе изучения дисциплины и по ее завершению проводится, как правило, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
При использовании балльно-рейтинговой системыв процессе изучения дисциплины качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 60 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 40 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:
№ п/п | Учебный модуль | Максимальное количество баллов |
Модуль 1 | ||
Модуль 2 | ||
ИТОГО |
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:
№ п/п | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Ответ на теоретический вопрос | 0 – 5 | |
Доклад на семинаре | 0 – 7 | |
Конспектирование источника | 0 – 10 | |
Академическая активность | 0–8 | |
Подготовка и проведение слайд-презентаций по заданной теме | 0-10 |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Студенты, пропустившие контрольные мероприятия по уважительным причинам, имеют право на выполнение соответствующих заданий в установленные деканатом сроки.
Студент, набравший в процессе изучения дисциплины не менее 50 баллов, может быть освобожден от сдачи зачета. Студенты, получившие оценку «не зачтено», допускаются к пересдаче в установленном порядке.
Содержание дисциплины делится на 2 учебных модуля, по окончании изучения которых осуществляется рубежный контроль знаний студентов. Сроки проведения рубежного контроля устанавливаются УМО (деканатом, кафедрой) и доводятся до студентов не позднее чем за неделю до проведения соответствующего мероприятия.