В результате изучения дисциплины студент должен

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО

____________ А.Г.Ширин

«____»__________2012г.

Методические рекомендации для студентов заочно-ускоренной формы обучения.

Общеметодические аспекты обучения

В специальных образовательных учреждениях — 1

Дисциплина по направлению 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование.

Профиль «Логопедия».

 

Разработал

К.п.н., доцент КЛО НовГУ

__________ С.В. Федина

«____»___2012 г.

Содержание

1 Цели освоения дисциплины…………………………………………………………………..3

2 Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки………………………..4

3 Требования к уровню усвоения дисциплины……………………………………………..4

4 Трудоёмкость дисциплины и форма аттестации………………………………………….5

5 Общие рекомендации к выполнению самостоятельной работы………………………..6

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы

студентов заочного отделения………………………………………………………………..18

7 Содержание практических занятий…………………………………………………………26

8 Список рекомендованной литературы……………………………………………………..28

Цели освоения дисциплины.

· Цель дисциплины «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»: формирование у студентов профессиональных компетенций в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, овладение студентами теоретическими и практическими методами развития, обучения, воспитания и сопровождения лиц, имеющих нарушения слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, комплексные нарушения.

 

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

· формирование знаний об истории становления и современном состоянии развития отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики);

· формирование знаний об особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· знакомство студентов с функциональными обязанностями специалистов и сотрудников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений комбинированного вида;

· знакомство студентов с содержанием и организацией лечебно-восстановительной работы с детьми при различных нарушениях;

· знакомство студентов с содержанием и организацией коррекционно-педагогической работы в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

13 стр., 6140 слов

Правовой статус студентов, обучающихся в образовательных учреждениях ...

... Российской Федерации. Основной целью исследования является выявление характеристик правового статуса обучающихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования, проблем и перспектив развития данного статуса. В связи с этим требуется разрешение следующих ...

· знакомство с психолого-педагогическими методами изучения, обучения и развития лиц с ОВЗ;

· знакомство с формами и средствами оказания помощи родителям детей и подростков с ОВЗ;

· обучение применению методов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;

· обучение составлению психолого-педагогическую характеристики на ребенка с ОВЗ;

· учить практически реализовывать приемы и методы коррекционно-развивающей работы с лицами с ОВЗ;

· учить подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал с учетом структуры нарушения;

Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Дисциплина «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» относится к дисциплинам профессионального цикла базовой (общепрофессиональной части).

Изучение курса базируется на знаниях, умениях и навыках полученных студентами в результате изучения дисциплин «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика аномального развития ребёнка».

Базовые знания по использованию произведений детской литературы в специальном образовании, полученные при изучении данного курса, используются при освоении дисциплин: «Коррекционно-педагогическая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида», дисциплин модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», а также при прохождении практик и выполнении выпускной квалификационной работы.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

· цели и задачи обучения и воспитания в ДОУ и СОУ I — VIII вида;

· принципы построения программы в ДОУ и школах I — VIII вида;

· специальные принципы, методы и приемы обучения и воспитания;

· наглядные и технические средства;

· организационные формы обучения и воспитания;

уметь:

  • анализировать коррекционно-развивающие программы обучения и воспитания;
  • подбирать содержание, методы, приемы и средства обучения с учетом дифференцированного и индивидуального подхода;
  • изготавливать и использовать наглядные пособия;
  • использовать технические средства обучения;
  • использовать специальную методическую литературу при подготовке к внеурочным занятиям;

владеть:

Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 1

Учебная работа (УР)    
2 семестр 3 семестр  
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ), в т.ч.: экзамен  
Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):  
— лекции    
-практические занятия (семинары)      
СРС    
Аттестация:   зачёт  

 

Общие рекомендации к организации самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной)

 

В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской.

Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, предлагаем рекомендации, которые помогут быть успешным в этой деятельности.

 

Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.

Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

Структура аннотации

Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д.

В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.

Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения – все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

Характеристика научной и художественной ценностипроизведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.

Краткая характеристика содержанияпроизведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.

Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.

В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.

Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан – детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.

Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы.

Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательский адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.

Основные этапы аннотирования. Процесс аннотирования можно разделить на несколько этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации.

Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания).

Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала.

Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучается, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы.

При анализе отмечаются особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.

Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историко-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.

Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом – действующего лица, в третьем – отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.

Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность – отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте (событии) или подчеркивают значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.

Все процессы библиографирования органически взаимосвязаны, одни основываются на результатах других, а те, в свою очередь, являются базой для последующих операций. Так без процесса библиографического выявления и поиска невозможен библиографический анализ, а без него — отбор произведений печати; не составив библиографические описания и аннотации, нельзя осуществить библиографическую группировку, а без нее – разработать даже самую простейшую схему организации библиографической информации и т. д. К выполнению всех этих процессов библиограф должен подходить творчески.

КОНСПЕКТ (Л.И. Даргевичене)

Задание. Подготовка и написание конспекта (статьи, учебника, монографии по педагогической проблематике).

Пример задания. Подберите из любого педагогического журнала или газеты статью по вопросу «Использование новых форм обучения в школьной практике», подготовьте ее конспект.

Требования к выполнению

Конспект должен содержать исходные данные источника, конспект которого составлен.

В нём должны найти отражение основные положения текста.

Объём конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Текст может быть как научный, так и научно-популярный.

Сделайте в вашем конспекте широкие поля, чтобы в нём можно было записать незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы.

Соблюдайте основные правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

2. Выделите информативные центры прочитанного текста.

3. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.

4. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.

5. Используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить наиболее важные фрагменты текста.

Конспект – это сокращённая запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и, в то же время, краткими примерами.

Конспект может быть кратким или подробным. Он может содержать без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста, способствует формированию умений и навыков переработки любой информации. Конспект необходим, чтобы накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Виды конспектов: плановый, тематический, текстуальный, свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой информацию по определенной проблеме.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

РЕФЕРАТ (Л.И. Даргевичене)

Подготовка реферата по одной из предложенных тем (по выбору студента).

Данная форма самостоятельной работы студента может быть использована при изучении всех дисциплин педагогического цикла.

Требования к выполнению.

Содержание реферата должно соответствовать теме и ее плану.

Текст реферата должен отражать авторскую позицию по проблеме.

При подготовке реферата используйте не менее 7-10 источников (желательно, разных видов, в том числе Интернет-ресурс).

Текст реферата записывайте лаконичным литературным языком, понятным для слушателей (студентов).

Правильно используйте терминологию.

При первом применении новых терминов объясните их значение, избегая сложных конструкций, а также предложений, не имеющих прямого отношения к определению термина.

Правильно оформляйте используемые цитаты.

Реферат – это сжатое изложение основной информации на основе ее смысловой переработки.

По цели (назначению) рефераты могут быть: библиографические, для научно-популярных журналов, учебные.

Библиографические по полноте изложения содержания подразделяются на информативные и индикативные. Информативные рефераты содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативные содержат лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текст реферата состоит, по существу, из ключевых слов и словосочетаний и потому может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

Учебные рефераты – изложение основного содержания какого-либо вопроса на основе анализа, обобщения, систематизации нескольких информационных источников. В отличие от конспекта реферат является новым авторским текстом. Новизна подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении разных точек зрения.

 

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине

студентов заочного отделения «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях 1»

Модуль, раздел (тема), КП / КР Трудоёмкость по видам УР, АЧ Рекомен- дуемые источники
  лек ПЗ СРС Кол.часов  
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях 1      
1. Гносеологические основы процесса обучения в специальных образовательных учреждениях.       1.2,3,4,5.6
2. Общее понятие коррекционной дидактики         1.2,3,4,5,6
3. История становления отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики);       Задания к самостоятельной работе. Написать реферат и подготовить презентацию по одному из вопросов на выбор.   1. История становления отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии).

2. История становления отечественного специального (дефектологического) образования (тифлопедагогики).

3. История становления отечественного специального (дефектологического) образования (олигофренопедагогики); 4. История становления отечественного специального (дефектологического) образования (сурдопедагогики);  

1.2,3,4,5.6
4. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики);         Задания к самостоятельной работе. Подготовить опорные схемы-конспекты по каждому вопросу. 1. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии).

2. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (тифлопедагогика).

3. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (олигофренопедагогики).

4.Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (сурдопедагогики).

 

1.2,3,4,5.6, 7,25, 28, 31,
5. Особенности психофизического развития лиц с речевыми нарушениями.         Задания к самостоятельной работе.   Создать понятийно-категориальный словарь «Специальное (коррекционное) учреждение V вида» 2. Аннотации пяти статей об особенностях воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи.   1.2,3,4,5,6
6. Особенности психофизического развития лиц с нарушениями зрения.     Задания к самостоятельной работе.Подготовить реферат на тему «Методы психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями зрения»     1.2,3,4,5.6
7. Особенности психофизического развития лиц с проблемами интеллектуального становления.     Задания к самостоятельной работе. Написать реферат по одной из предложенных тем.   1. Причины и виды нарушений интеллектуального развития. 2. Подходы к диагностике и определению нарушений интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе. 3. Готовность ребенка к школьному обучению. Неготовность к школе как причина трудностей в обучении и школьной дезадаптации. 4. Умственная отсталость.Понятие »умственная отсталость» в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости. 5. Врожденная умственная отсталость – олигофрения. Классификация олигофрений по степени снижения интеллекта (идиоты, имбецилы, дебилы).

Характеристика отдельных групп детей – олигофренов (по М.С. Певзнер), особенности их психики и поведения. 6. Приобретенная умственная отсталость – деменция. Виды деменции. Психолого-педагогическая характеристика школьников с деменцией. Особенности проявления деменции в детском возрасте. 7. Отличие олигофрении от деменции. 8. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.    

1.2,3,4,5.6, 7, 27
8 Особенности психофизического развития лиц с нарушениями слуха.     Задания к самостоятельной работе. Подготовить опорные схемы-конспекты по каждому вопросу .     1. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (логопедии).

2. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (тифлопедагогика).

3. Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (олигофренопедагогики).

4.Современное состояние развития отечественного специального (дефектологического) образования (сурдопедагогики).

 

1.2,3,4,5.6, 29
9. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.     Задания к самостоятельной работе. Изучить нормативные документы, регулирующие содержание специального (коррекционного) образования (федеральный, региональный уровни).

Определить основные принципы, на которых эти документы базируются.   Быть готовым к обсуждению вопросов: · Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону РФ «Об образовании»).

Сущность содержания образования: система знаний о природе, обществе, человеке; общеинтеллектуальных и практических умений и навыков; система гуманитарных отношений человека к природе, обществу, предметному миру и самому себе. · Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, готовность к деятельности), и их функции. · Стандартизация в образовании – статьи 7 и 9 Закона РФ «Об образовании». Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной части стандарта. Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования. · Основные требования к содержанию образовательной программы. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов как структуры.   · Нормативно-правовая база функционирования и управления ОУ, внутришкольные нормативные документы: устав, должностные обязанности, правила трудового распорядка. · Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя. Конвенция о правах ребенка. Направления социальной работы школы с семьей.  

1.2,3,4,5.6, 16,
10. Нормативные документы, регулирующие содержание специального (коррекционного) образования     Задания к самостоятельной работе. Разработать презентацию, в которой будут отражены организационные структуры всех типов образовательных (коррекционных) учреждений.   1.Образовательные учреждения России их типы и организационная структура. 2.Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения. 3.Школьные образовательные (коррекционные) учреждения.   1.2,3,4,5.6, 7, 16, 21, 42, 50
11. Нормативные документы, регламентирующие содержание инклюзивного образования     Задания к самостоятельной работе. Написать реферат на тему «Становление инклюзивного образования в России». 1.2,3,4,5.6, 7, 16, 22. 39
12. Образовательные учреждения России их типы и организационная структура     Задания к самостоятельной работе. Разработать презентацию, в которой будут отражены организационные структуры всех типов образовательных (коррекционных) учреждений. 1.Образовательные учреждения России их типы и организационная структура. 2.Дошкольные образовательные (коррекционные ) учреждения. 3.Школьные образовательные (коррекционные ) учреждения.   1.2,3,4,5,6, 20, 32, 33, 47, 49
13. Функциональные обязанности специалистов и сотрудников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.       Задания к самостоятельной работе. Составить конспект «Требования к организации рабочего кабинета дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда».   1. Функциональные обязанности специалистов и сотрудников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 2. Должностная инструкция сурдопедагога. 3. Должностная инструкция тифлопедагога. 4. Должностная инструкция логопеда. 5. Должностная инструкция дефектолога.   1.2,3,4,5,6, 23, 32
14. Функциональные обязанностями специалистов и сотрудников учреждений комбинированного вида.     Задание к самостоятельной работе   1. Описать должностные обязанности специалистов ДОУ комбинированного вида. 2. Создать схему «Функциональные обязанностями специалистов и сотрудников учреждений комбинированного вида».     1.2,3,4,5.6, 11, 24, 32, 41
15. Содержание и организация коррекционно-развивающего обучения детей при нарушениях в развитии речи.   2 часа Практическое занятие №1     1.2,3,4,5.6, 15,41, 45
16. Содержание и организация коррекционно-развивающего обучения детей при нарушениях в развитии интеллекта.   2 часа Практическое занятие №2     1.2,3,4,5.6,8, 12, 13. 36, 37, 38, 41,50
17. Содержание и организация коррекционно-развивающего обучения детей при нарушениях в развитии слуха.   2 часа Практическое занятие №3     1.2,3,4,5,6, 46, 48
18. Содержание и организация коррекционно-развивающего обучения детей при нарушениях в развитии зрения.     Задания к самостоятельной работе. 1 Разработать требования к наглядным опорам обучения для детей с нарушениями в развитии зрения. 2.Разработать и создать 3 наглядных пособия для обучения детей с нарушениями зрения (русский язык, математика, ознакомление с окружающим миром)   1.2,3,4,5.6, 18, 35

Содержание практических занятий

(На каждом практическом занятии необходимо предъявить конспект ответа на каждый вопрос)

Практическое занятие 1.

Вопросы к обсуждению.

1.Содержание и организация коррекционно-развивающего обучения детей при нарушениях в развитии речи.

2.Содержание и организация лечебно-восстановительной работы с детьми при нарушениях в развитии речи.

3.Критерии и методики оценки эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

Список рекомендованной литературы.

 

основная:

  1. ГилленбрандКлеменс.
    Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников = DidaktikBeiUnterrichts-UndVerhaltens-Storungen : учеб. Пособие для вузов / Пер.с нем.Н.А.Горлова;Изд.прогр.»Спец.педагогика и спец.психология за рубежом». – 3-е изд.,стер. – М. : Академия, 2008. – 236,[2]с. 8
  2. Коррекционная педагогика : учеб. Пособие для вузов / Под ред.В.С.Кукушина. – 2-е изд.,перераб.и доп. – М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 351с. 6
  3. Основы специальной педагогики и психологии:учеб.пособие для вузов.-СПб.: Питер, 2006.- 304 с. 14
  4. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. Пособие для вузов / Под ред.:И.Ю.Левченко,С.Д.Забрамной. – 3-е изд.,стер. – М. : Академия, 2006. – 318,[2]с. – 8
  5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : Пособие для учителя-дефектолога / Под ред.Л.М.Шипицыной. – М. :Владос, 2003. – 527с. :

 

7.1.2 дополнительная:

  1. Акатов Л.И.
    Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья :Психолог.основы:Учеб.пособие для вузов. – М. :Владос, 2004. – 363,[2]с.
  2. Аксенова А.К.
    Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. Для вузов. – М. :Владос, 2004. – 315,[2]с.
  3. Борякова Н.Ю.
    Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии :Учеб.пособие для педвузов. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 222,[2]с. Сигла хранения
  4. Верещагина Н.В.
    «Особый ребенок» в детском саду : Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : Детство-Пресс, 2009. – 155,[2]с.
  5. Волковская Т.Н.
    Иллюстрированная методика логопедического обследования / Под общ.ред.Т.Н.Волковской. – М. : Коррекционная педагогика, 2004. – 103с
  6. Волосовец Т.В.
    Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида :Практ.пособие для педагогов и воспитателей. – М. :Владос, 2004. – 231с.
  7. Гонеев А.Д.
    Основы коррекционной педагогики :Учеб.пособие для пед.вузов / Под ред.В.А.Сластенина. – 4-е изд.,стер. – М. : Академия, 2007. – 271,[1]с.
  8. Гордеева А.В.
    Реабилитационная педагогика : учеб. Пособие для вузов. – М.;Королев : Академический проект : Парадигма, 2005. – 317,[2]с.
  9. Датешидзе Т.А.
    Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004. – 118,[1]с.
  10. Дефектологический словарь : В 2 т. Т.1 / Под ред.:В.Гудониса,Б.П.Пузанова;Рос.акад.образования,Моск.психол.-соц.ин-т. – М.;Воронеж : Московский психолого-социальный ин-т:МОДЭК, 2007
  11. Дефектология : Сл.-справочник / Авт.-сост.С.С.Степанов;Подред.Б.П.Пузанова. – М. : Сфера, 2007. – 207,[1]с. – (Учебное пособие).

    – Библиогр.:с.207-208.

  12. Екжанова Е.А.
    Основы интегрированного обучения : учеб. Пособие для вузов. – М. : Дрофа, 2008. – 285,[2]с. Гриф; Учебные пособия
  13. Ермаков В.П.
    Основы тифлопедагогики:Развитие,обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : Учеб.пособие для студ.вузов. – М. :Владос, 2000. – 238с.
  14. Забрамная С.Д.
    Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : Пособие для психол.-пед.комиссий. – М. : Владос, 2003. – 115 карт. : ил. + прил.(32 с.).
  15. Жигорева М.В.
    Дети с комплексными нарушениями в развитии:педагогическая помощь : учеб. Пособие для вузов. – М. : Академия, 2006. – 238,[2]с.
  16. Катаева А.А.
    Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. Для вузов. – М. :Владос, 2005. – 206,[2]с.
  17. Кожушко Н.Ю.
    Диагностика и коррекция снижения обучаемости у детей. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 121,[3]с
  18. Колесникова Г. И.
    Специальная психология и педагогика : учеб. Пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д : Феникс ; , 2010. – 250 c
  19. Краузе Матиас Пауль.
    Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям [Текст] = GesprachspsychotherapieundBeratungmitElternBehinderterKinder : учеб. Пособие для вузов / предисл. ЙоргаФенглера ; пер. с нем. К.А.Назаретян. – М. : Академия, 2006. – 199,[2]с. :
  20. Крыжановская Л.М.
    Психолого-педагогическая реабилитация подростков : Пособие для психологов и педагогов. – М. :Владос, 2008. – 123,[1]с.
  21. Маллер А.Р.
    Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. Пособие для вузов. – М. : Академия, 2003. – 202,[1]с. :
  22. Методика преподавания русского языка в школе глухих : учеб. Для вузов / Под ред.Л.М.Быковой. – М. :Владос, 2002. – 396,[2]с.
  23. Настольная книга педагога-дефектолога. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 564,[1]с. : ил. – (Сердце отдаю детям).

    – Библиогр.:с.557-560.

  24. Неретина Т.Г.
    Специальная педагогика и коррекционная психология : Учеб.-метод.комплекс / Рос.акад.образования,Моск.психол.-соц.ин-т. – 2-е изд. – М. : Флинта:Московский психолого-социальный ин-т, 2010. – 374,[2]с. – (Библиотека психолога).

    – Библиогр.:с.363-372. Гриф; Учебные пособия

  25. Нестерова Г.Ф.
    Психолого-социальная работа с инвалидами:абилитация при синдроме Дауна. – СПб. : Речь, 2006. – 117,[4]с.
  26. Никуленко Т.Г.
    Коррекционная педагогика. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 382с. – (Высшее образование).

    – Библиогр.:с.371-376.

  27. Общепедагогические методы и технологии в коррекционном образовании : Учеб.-метод.пособие / Авт.-сост.Н.П.Попова;Ком.образования Новгород.обл.,Новгород.регион.центр развития образования. – Великий Новгород : Бумеранг, 2007. – 83,[1]с.
  28. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений : Сб.док.:Учеб.пособие для вузов и сред.пед.учеб.заведений / Сост.икоммент.:Ф.Ф.Водоватова,Л.В.Бумагиной. – М. : Академия, 2000. – 180с. :
  29. Основы управления специальным образованием : учеб. Пособие для вузов / Под ред.Д.С.Шилова. – М. : Академия, 2001. – 335с.
  30. Основы специальной психологии :Учеб.пособие для сред.проф.образования / Под ред.Л.В.Кузнецовой. – 3-е изд.,стер. – М. : Академия, 2006. – 479,[1]с.
  31. Основы тифлопедагогики :Метод.рекомендации / Сост.Л.В.Федорова;Новгород.гос.ун-тим.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 40с. : ил. – Б. ц.
  32. Перова М. Н.
    Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. Для вузов. – 4-е изд.,перераб. – М. :Владос, 2001. – 406с. – (Коррекционная педагогика).

    – Библиогр.:с.404.

  33. Петрова Л.В.
    Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида :Учеб.пособие для вузов,обуч.поспец.»Олигофренопедагогика» / Фонд поддержки рос.учительства. – М. :Владос, 2003. – 207,[1]с.
  34. Поваляева М.А.
    Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349,[2]с. : ил. – (Познавайка).

    – Библиогр.:с.322-327.

  35. Проблемы интеграции в специальном образовании : Сб.ст.:Материалы регион.конф. / Под ред.:Н.И.Беляевой,А.Н.Колпаковой,С.В.Фединой;Новгород.гос.ун-тим.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 93,[1]с.
  36. Проблемы обучения,воспитания и развития в специальной школе / Под ред.Н.П.Спириной;Новгород.гос.ун-тим.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 88с. – 15.80.
  37. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под ред.:С.М.Безух,С.С.Лебедевой. – СПб. : Речь, 2006. – 110,[2]с.
  38. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии.Изучение и психокорреция : учеб. Пособие для вузов / Под ред.У.В.Ульенковой;Издат.прогр.»300 лучших учеб.длявысш.шк.в честь 300-летия С.-Петербурга». – СПб. : Питер, 2007. – 304с.
  39. Пятница Т.В.
    Логопедия в таблицах,схемах,цифрах. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 173,[2]с. : ил. – (Библиотека логопеда).

    – Библиогр.:с.167-168.

  40. Речицкая Е.Г.
    Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе : учеб. Пособие для вузов. – М. :Владос, 2003. – 191,[1]c
  41. Роготнева А.В.
    Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях : Пособие для педагогов. – М. :Владос, 2008. – 271,[1]с.
  42. Самощенко И.В.
    Глухой ребенок.Воспитание и обучение : Опыт матери и сурдопедагога. – М. : АСТ : Сталкер, 2003. – 171,[1]с
  43. Сидорова Л.К.
    Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей : Метод.пособие. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 99,[2]с.
  44. Сиротюк А.Л.
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью :Диагностика,коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М. : Сфера, 2005. – 123,[2]с. –
  45. Социально-педагогическая интеграция в России : Первые шаги / Под ред.А.А.Цыганюк;Ин-т «Открытое о-во»,Фонд «ActionMensch»,Центр лечеб.педагогики. – М. :Теревинф, 2001. – 139с.
  46. Специальная семейная педагогика.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. Пособие для вузов / Под ред.:В.И.Селиверстова и др. – М. : Владос, 2009. – 358,[1]с.
  47. Специальная педагогика : учеб. Пособие для вузов : в 3 т. Т. 1 : История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2007. – 351, [1] с
  48. Специальная педагогика : учеб. Пособие для вузов / Под ред.Н.М.Назаровой. – 9-е изд.,стер. – М. : Академия, 2009. – 394,[2]с.
  49. Специальная семейная педагогика.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. Пособие для вузов / Под ред.:В.И.Селиверстова и др. – М. : Владос, 2009. – 358,[1]с.
  50. Специальная школа.Психолого-педагогический вектор социализации : Материалы науч.-пед.конф. / Сост.:С.В.Федина,Н.И.Беляева;Новгород.гос.ун-тим.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 55,[1]с. – Б. ц.
    Специальная школа.Шаги в будущее : Материалы науч.конф.,2 апр.2008 г. / Сост.:Л.Ю.Александрова,С.В.Ваторопина;Новгород.гос.ун-тим.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 38,[1]с.
  51. Трошин О.В.
    Основы социальной реабилитации и профориентации: учеб. Пособие. – М. : Сфера, 2005. – 382,[2]с.