ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ НА ЗАЧЕТЕ

Кафедра философии

Учебный год

ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов 3 курса ф-та ГиМУ ( заочное отделение)

Занятие №1 Семинар – 1 час

Тема: «Этика, мораль и культура, их взаимосвязь и взаимообусловленность»

Вопросы:

1. Этика, ее предмет и основные категории. Структура этики.

2. Сущность морали и ее общественные функции. Мораль и право. Моральный выбор личности

3. Социальные основы и природные предпосылки возникновения и развития морали.

4. Смысл моральной прогностики, ее роль в жизни общества.

5. Основные этапы развития культуры и отражение их в структуре нравственных ценностей:

а. культура и этика античности;

б. культура и этика средневековья как подготовительный этап к

качественным переменам Нового времен;

в. специфика религиозной этики и культуры и их влияние на деятельность людей;

г. этика Нового времени: новые идеи и основные течения.

Основные термины и понятия: этика, мораль, нравственность, наука, добро, зло, долг, ответственность, честь, достоинство, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье, культура, свобода, социальный институт, гражданское общество.

Основная литература

  1. Бачинин, Владислав Аркадьевич. Этика: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. CC. 9-10, 13, 30-31, 46,50,63, 89, 114-123,146,156,211,233, 240,270.
  2. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — 2-е изд., испр. — М. : Флинта [и др.], 2007. – СС. 9-17,40-49, 62-73,123-129, 136-144, 170-206,300-329.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2007. – СС. 10-36, 54-62, 77-107, 110-151, 241-278, 295-306, 336-342.
  4. Дубко, Елена Леонидовна. История европейской этики : учеб. пособие для вузов / Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2007. – СС. 132, 161-190
  5. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. — М.

    : Омега-Л, 2007. – 7-59, 148-254.

Дополнительная литература

  1. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Античная этика : [Учебное пособие] / А. А. Гусейнов; Ин-т философии РАН. Фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Гардарики, 2003. — 270 c
  2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Краткая история этики [Текст] / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. — М. : Мысль, 1987. — 589, [3] с.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Великие пророки и мыслители : Нравственные учения от Моисея до наших дней / А. А. Гусейнов ; [Ин-т философии РАН]. — М. : Вече, 2009. — 493, [1] c.
  4. Голубева, Галина Александровна. Этика : учебник / Г.А. Голубева ; Моск. акад. экономики и права. — М. : Экзамен, 2007. — 318, [1] с.
  5. Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ», 2005. — 412, [1] с.
  6. Канке, Виктор Андреевич. Этика ответственности. Теория морали будущего / Канке. — М. : Логос, 2003. — 351 c
  7. Разин, Александр Владимирович.

    Этика : учебник для вузов / А.В. Разин. — М. : Академ. Проект, 2006. — 622, [1] с.

  8. Рыбин, Виктор Александрович. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. — М. : Логос, 2004. — 269, [2] с.
  9. Разин, Александр Владимирович. Этика : учебник для вузов / А.В. Разин. — М. : Академ. Проект, 2006. — 622, [1] с.
  10. Тарасов, Юрий Николаевич. Этика. Эстетика : учебное пособие / Ю.Н. Тарасов ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. — М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. — 279, [1] с.
  11. Хвостов, Вениамин Михайлович. Этика человеческого достоинства : Критика пессимизма и оптимизма / В. М. Хвостов. — Изд. 3-е. — М. : КомКнига, 2007. — 168 c.
  12. Шишкин, Александр Федорович. Человеческая природа и нравственность : Историко — критический очерк / А. Ф. Шишкин. — М. : Мысль, 1979. — 266, [2] с.
  13. Швейцер А. Этика и культура. М. 1992.
  14. Шрейдер Ю. Этика. М., 1998.
  15. Этика : [учебник / А.А. Гусейнов [и др.] ; под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2006. — 493 c.
  16. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
 

Занятие № 2 Семинар – 1 час

Тема: «Профессиональная этика и специфика этики управления»

Вопросы:

1. Профессиональная этика и этапы ее развития.

2. Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики.

3. Идеологизированные системы как элемент общей культуры общества.

4. Специфика управления внутри идеологизированной системы и влияние ее на

этику управления.

5. Переход в управленческой этике от бюрократической «этики» к этике саморегулирующихся систем.

Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая «этика», культура управления, коррупция.

Основная литература:

   

1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций «Этика и культура управления») / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы» в г. Выборге (Ленингр. обл.).

— Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 5-16.

2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. — М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55.

3. Ардашев В. Н. Формирование профессиональной чести современного специалиста // Проблемы современной экономики. — 2007. — N. 1. — С. 295-297

4 .Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // СОЦИС (Социологические исследования).

— 2005. — N. 8. — С. 3-13

5. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие /А.И. Ионова. — М. : Флинта [и др.] , 2005. – СС, 30-36, 51-57, 62.

6. Профессиональная этика : учеб. пособие для вузов / [М. Н. Росенко [и др.]. — СПб. : Петрополис, 2006. – СС. 8-11, 20-27, 39-41, 48-52, 65-69.

Дополнительная литература

1.Административная этика : Учебное пособие / [Е.В. Охотский и др.] ; под общ. ред. В.Л.Романова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М. : Изд-во РАГС, 1999. — 302 c

2. Ахметова Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции // Власть. — 2009. — N. 6. — С. 106-109

3. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. М.- Р-н-Д., 2004.

4. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002.

5. Государственная служба. Культура поведения и деловой этикет. М., 1999.

6. Государственная служба: организация, кадры, управление. М. Изд-во: РАГС,1997.

7. Громова Л. Этический кодекс как ресурс эффективного PR // PR-диалог. — 2002. N. 3. — С. 73-74

8. Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.

9. Ионова, Алла Ивановна. Этика и культура государственного управления : учебное пособие / А.И. Ионова ; под общ. ред. [и с предисл.] Г.В. Атаманчука ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — 2-е изд. — М. : Флинта [и др.], 2005. — 174, [1] с., 2003. —

10. Корпоративная этика и ценностный менеджмент: Сб. ст. по материалам международной конференции «Корпоративная этика и ценностный менеджмент» 20-21 ноября 2002 г / [М. Ингенлат, П. Шихирев, В. Якимец и др.; Сост.: Е. Лерман, К. Костюк]; Фонд Конрада Аденауэра, Акад. «Гражданское общество», Ин-т городского управления Правительства Москвы. — М. : КноРус:ЭПИцентр:Интеграл — Информ, 2003. — 232 c. :

11. Оболонский, Александр Валентинович. Мораль и право в политике и управлении / А. В. Оболонский ; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. — М. : ГУ ВШЭ, 2006. — 261, [2] с.

12.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М. : Ленанд , 2006. — С. 320-368

13.Старобинский Э.В. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.1994.

14.Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000.

15.Тайные общества и секты. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск: Литература, 1996.

16.Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор,
Г. Форд. — М., 1992.

17.Шацкий Е. Утопия и традиция. /Пер. с польск.-М.,1990..

18.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / [В. В. Власенков [и др.] ; под ред. Дубова ; Моск. ун-т МВД РОссии. — М. : Щит-М, 2007. — 523 c.

 

Занятие №3 Семинар – 1 час

Тема: «Основные тенденции в развитии морали в начале ХХ1 века»»

Вопросы:

1.Основные тенденции в развитии морали в начале ХХI века.

2.Социальные конфликты в Новейшем времени.

3. Этика самоограничения и этика ненасилия.

4.Традиции и новации в культуре и этике управления.

Основные термины и понятия: право, урбанизация, унификация, массовая культура, экология, самоограничение, ненасилие, традиция, утопия.

Основная литература:

1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — 2-е изд., испр. — М. : Флинта [и др.], 2007.-СС. 337-368.

2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2007. – СС. 455-459

3. Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : ИЦ «МарТ», 2005. – СС. 402-411.

4. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. — М. : Омега-Л, 2007. – СС. 320-348.

Дополнительная литература

1. Библер Н.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах.) /Этическая мысль. Научно-публицист. чтения. -М., 1990.

2 .Вебер М. Избранные произведения./Пер. с нем.-М.,1990.Ч.1.

3. Ганди М. Моя вера в ненасилие. — Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. — Гусейнов А.А. Этика ненасилия. //Вопросы философии, 1992, №3.

4. Гусейнов А.А. Мораль и насилие. //Вопросы философии. 1990. №5.

5. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романом Ч .Айтматова) //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991.

6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003.

7. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002.

общества: традиции и современность

8. Принципы ненасилия: классическое наследие.-М.,1992.

9. . Роулс Дж. Теория справедливости. Гл.1.Справедливость как честность. //Вопросы философии. 1994, №10.

13. Сиванян Г.Г.Апостол ненасилия. //Философские науки. 1991. №8.

14. Философские науки. 1991, №12. Раздел: Этика ненасилия

10. Шацкий Е. Утопия и традиция. //Пер. с польск.-М.,1990.

11. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. — М., 1991. Раздел: Нравственная жизнь

12. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. — М., 1992. Разделы: Этическая мысль в странах запада. Этика ненасилия.

13. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991. Разделы: Этическая мысль в странах Запада (концепция Д. Роулса и Д. Белла).

Занятие №4 CЕМИНАР – 1 час

Тема: » Этика государственной службы, ее сущность и особенности формирования «

Вопросы:

1. Служебная этика, административная этика, этика государственной службы — определение понятий, сущность и содержание.

2. Специфика формирования этики государственной службы.

3. Особенности развития этики государственной службы в условиях постиндустриальной цивилизации:

а) тенденции сближения этических норм государственной службы в развитых государствах, причины этих процессов и следствия их;

б) современные кодексы государственной службы;

в) основные направления реформирования государственной службы в развитых государствах и влияние процессов реформирования на мораль служащих государственного аппарата.

4. Основные причины формирования негативных тенденций в этике служащих государственного аппарата.

Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, административная этика, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая этика, культура управления, коррупция, постиндустриализм, тенденция, унификация, этические кодексы.

Основная литература:

1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций «Этика и культура управления») / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования «Сев.-Зап. акад. гос. службы» в г. Выборге (Ленингр. обл.).

— Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 12-16, 22-67.

2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. — М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55.

3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы : история, теория, закон, практика. — М. : Изд-во РАГС , 2008. — 312 c.

4.Белов С. Президент указал чиновникам на их поведение // Российская газета. — 2009-07-17. — С. 1;2 Об изменениях в подписанном 12 августа 2002 года Указе «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

5.Гражданская служба : нравственные основы, профессиональная этика : учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И. Турчинова. — М. : Изд-во РАГС [и др.] , 2006. – Раздел 1. СС. 37-48, Раздел П. СС.49-72, Раздел Ш, СС.108-175.

6.Имидж государственных служащих / О. Г. Селивоненко [и др.] ; Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации [и др.]. — Орел : Изд-во ОРАГС, 2005. – СС. 20-49, 87-96.

Дополнительная литература

1.Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих. Социологические исследования // Социология власти: Информационно-аналитич. бюллетень N 4-5. — М. : Изд-во РАГС , 1997. — С. 10-21

2.Государственная служба за рубежом [Текст] : Реферативный бюллетень … / [Н.П. Арапова [и др.] ; отв. ред. Г.И. Иванов] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М. : Изд-во РАГС, 1999 — .. … N 3 (49) 2003 : Этика государственного служащего . — 2003 . — 183 c.

3.Государственная служба: культура поведения и деловой этикет/Под общей ред.Е.В.Охотского // М. : Изд-во РАГС , 1999

4.Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.

5.Имидж государственных служащих / под общ. ред. Ф. И. Шаркова. — Орел : Изд-во ОРАГС , 2005. — 144 c.

6.»Кодекс поведения государственных служащих» в Госдуме : первое чтение // Чиновникъ. — 2002. — N. 3. — С. 4-6

7.Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС.Вып.1.Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Тематический выпуск. — М. : Изд-во РАГС , 2004. — С. 96-115

8.Кох И.А. Нравственные аспекты коррупции // Чиновникъ. — 2000. — N. 1. — С. 50-55

9.Кравцова Т. В. Основные аспекты формирования этики служебного поведения государственного гражданского служащего // Государственная служба. Вестник. — 2007. — N. 2. — С. 30-41

10. Лавриненко В.Н.Психология и этика делового общения.М.,2006.

11.Нравственные основы деятельности и этикет государственного служащего // Корпоративная этика:Учеб. пособие/Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. — М. : Изд-во деловой и учеб. лит. , 2003. — С. 119-138

12″Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации : [сборник / Сергей Пчелинцев [и др.] ; под ред. К. Плоккер, М. Николаева]. — М. : Ленанд, 2006. — 405 c. :

13.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. — М. : Ленанд , 2006. — С. 320-368

14.Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». М. 2004.

15.Этика государственного служащего в условиях социальной трансформации российского общества // Государственное управление в условиях социальной трансформации российского общества: учеб.-метод. пособие / отв. ред. В. П. Торукало. — М. : Изд-во РАГС , 2009. — С. 267-278

Конфликтные ситуации
для разбора на групповом занятии

Вопросы, на которые надо ответить:

1.Варианты возможных действий.

2.Причины, влияющие на выбор вариантов действий.

3.Положительные и негативные возможные следствия предлагаемых вариантов.

 

Ситуация №1

Руководитель подразделения входит неожиданно в кабинет своих подчиненных и становиться свидетелем того, что один из подчиненных грубо разговаривает с посетителем, необоснованно отказывает в разъяснении и т.п.

Ситуация №2

Руководитель органа государственной службы невольно, вне рамок службы (на отдыхе, в гостях, в транспорте и т.п.) становиться свидетелем или даже участником разговора, при котором крайне нелестно отзываются о его подчиненных (возможно обвиняют в вымогательстве, хамстве, проволочках намеренных и т.п.).

вариант 1: участвующим в разговоре известен статус руководителя (сам представился, узнали по прессе и т.д.)

вариант 2: позиция руководителя остается инкогнито во все время разговора для собеседников.

Следует обсудить поведение руководителя в процессе данной ситуации, а также его дальнейшее поведение в рамках своих должностных полномочий.

Ситуация №3

Между подразделениями, представителями различных подразделений назревает моральный конфликт по поводу оценок качества и сложности их труда со стороны руководства (возможно в связи с состоявшимся, либо ожидаемым премированием)

вариант 1: руководителю стало известно о складывающейся ситуации со стороны;

вариант 2: руководитель стал невольным свидетелем перебранки, разговора на повышенных тонах в помещениях своего органа власти из которых понял суть назревающего конфликта.

Ситуация №4

Подразделение органа государственной службы связано по роду деятельности с большим числом представительских мероприятий. Каковы возможные варианты выбора участвующих в этих мероприятиях, каковы критерии отбора.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ НА ЗАЧЕТЕ

I. Знание обязательного понятийного аппарата

Этика, мораль, нравственность, нравы, благо, добро, зло, долг, достоинство, ответственность, польза, справедливость, совесть, счастье, честь, аскетизм, гедонизм, нигилизм, утилитаризм, цинизм, эвдемонизм, культура, субкультура, ценности культуры, управление, моральный выбор, моральный конфликт, этикет.

II. Навыки и умения

  1. Уметь давать определения основных категорий и понятий курса.
  2. Иметь навыки изложения этических проблем по изученным темам.
  3. Уметь сравнивать и применять этические теории и различные научные подходы к анализу конкретных нравственных ситуаций.
  4. Уметь письменно изложить содержание той или иной этической теории, основных категорий и понятий.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Предмет науки этики, ее структура.
  2. Мораль и ее роль в жизни общества.
  3. Происхождение морали в истории человеческой цивилизации.
  4. Система моральных ценностей и религиозная культура.
  5. Моральный выбор как ключевой акт нравственной деятельности личности.
  6. Роль морального выбора в этике управления.
  7. Нравственный конфликт, роль ценностей и мотивов в формировании линии поведения.
  8. Социальный конфликт и этика управления.
  9. Страсти и конфликты как факторы индивидуализации морального сознания.
  10. Сущность, структура и функции морали.
  11. Добро и зло — основополагающие категории этики.
  12. Долг и ответственность, их специфика и сущность.
  13. Профессиональный долг и ответственность — ключевые категории профессиональной морали.
  14. Совесть, честь и достоинство личности, их содержание и место в индивидуальном поведении личности.
  15. Основные тенденции в развитии морали на пороге ХХI века.
  16. Основные тенденции в развитии культуры и этики управления.
  17. Особенности моральных норм у различных социальных групп (классов, народов, профессиональных общностей) и значение их для этики управления.
  18. Смысл и задачи моральной прогностики.
  19. Воспитание и самовоспитание как ключевые моменты формирования культуры управления.
  20. Мораль и политическая жизнь общества.
  21. Мораль и право.
  22. Этические аспекты глобальных проблем современности.
  23. Этика и культура управления в периоды социальных катастроф.
  24. Этика античности.
  25. Этические основы раннего христианства.
  26. Особенности этических доктрин католицизма, православия и протестантизма.
  27. Этика и культура протестантизма как основа современной деловой этики.
  28. Основные этические идеи Нового времени и их значение в этике управления.
  29. Этика И. Канта.
  30. Этика самоограничения, этапы ее развития.
  31. Этика ненасилия.
  32. Культура управления и организационная культура.
  33. Профессиональная этика и этапы ее развития.

34. 106.Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики.

  1. Идеологизированные системы как элемент общей культуры общества.
  2. Переход в управленческой этике от бюрократической «этики» к этике саморегулирующихся систем.
  3. Урбанизация и ее воздействие на традиционную нравственность.
  4. Роль этики управления и культуры в регулировании общественных отношений.
  5. Государственная служба как социальный институт и как вид профессиональной деятельности.
  6. Этика государственной службы, ее специфика и структура.
  7. Основные причины, влияющие на формирование и содержание этики государственной службы.
  8. Основные причины сближения этических норм государственной службы в различных странах в условиях индустриальной цивилизации.
  9. Основные причины, определяющие трансформацию норм этики государственной службы на пороге ХХI века.
  10. Основные группы нравственных требований к представителю государственной службы.
  11. Основные причины формирования негативных тенденций в рамках профессиональной морали государственной службы..
  12. Основные направления воздействия этики идеологизированных систем на нравственность государственных служащих.
  13. Нравственная культура общества и этикет.
  14. Деловой этикет и имидж управленца.
  15. Культура поведения и этикет.
  16. Специфика культуры организаций и этикета в государственной службе.
  17. Общий этикет поведения и особенности профессионального этикета.
  18. Специфические черты этикета государственного служащего.

53.Моральные кодексы (религиозные, профессиональные и т.п.) как своды основных добродетелей.

 

Cловарь терминов и персоналий

Авторитет- форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации.

Аксиология (этическая) – теория , рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм — моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.

Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради духовного, нравственного самосовершенствования.

Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

Буддизм- одна из мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Основателем буддизма считают Будду (с санскрита – просветленный)- царевича Сиддхартха Гаутаму (он же – шакьямуни, т.е. «мудрец и рода шакьев»).

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина (виновность) –положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом.

Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного воспитания наряду с трудовым, бытовым, эстетическим и др. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий, справедливости, добра, зла и т.п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека. С тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия(Самоконтроль), а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительное, презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

Гедонизм ( с греч. – наслаждение)– широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании др. людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение(Выдержка), в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм (лат. – человечный) – принцип мировоззрения (в т.ч. нравственности) в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствовании., требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии Д. люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным.

Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.

Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. Авторитетного лица.

Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств.

«Золотое правило» – в этике так принято называть правило, сформулированное во всех мировых религиях и светских этических доктринах, которое обычно приводится в двух формулировках:

  1. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
  2. Делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе.

Ислам (арабское-покорность) – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммад (ок.570-632).

Источники: Коран –(араб. – чтение) и сунна (собрание текстов, содержащих высказывания Мухаммада на различные темы).

Из предписаний и запретов, содержащихся в Коране, был образован шариат – канонический закон, т.е. закон, регулирующий поведение верующих.

Категории этики – основные понятия этики, отражающее наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Ислам – одна из мировых религий, возникшая в VII веке нашей эры на арабском востоке. Основатель Мухаммад (ок. 570-622).

Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать).

Кодекс моральный (лат. –книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной номы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Личность (моральная) – субъект нравственной деятельности, Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (Самовоспитание).

Макиавеллизм – понятие, употребляемое для характеристики образа действия человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в т.ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей.

Манеры (фр.- прием, образ действия) – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом.

Мораль (лат.) – предмет изучения этики; форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Норма моральная (лат.- правило, образец) – одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений (обычай , пример, общественное мнение, дисциплина) и как форма морального сознания ( правила, заповеди).

Нравственная культура — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемы в обществе посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.

Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

Общественное мнение – средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений.

Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах.

Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с т .зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Принципы (моральные)- (лат. — основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно (например: эгоизм, альтруизм, догматизм. фанатизм и т.д.).

Профессиональная этика (или профессиональная мораль)– так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Самовоспитание – одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

Традиция –(лат. – передача) – разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Христианство – одна их трех основных мировых религий, возникшая в 1 веке н.э. на территории Палестины. В настоящий момент представлено тремя конфессиями: католицизм, православие и протестантизм.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Эвдемонизм (греч.-счастье) – Исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков.

Эпикуреизм – направление в истории этики и моральных учений, а также нравственный принцип; разновидность гедонизма.

Этика (греч.- обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этикет (фр.- ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Персоналии

Аристотель – (384- 322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый- энциклопедист, создатель науки этики.

Бентам Иеремия – (1748-1832)- английский теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма.

Бердяев Николай Александрович – (1874-1948)- русский религиозный философ, пулицист. По свои взглядам – религиозный экзистенциалист.

Ганди Мохандас Карамчанд (1869- 1948) — один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения, один из создателей этики ненасилия. Исходным принципом Ганди считал воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель нем. классической философии. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности растворено в общем содержании «Философии права» (1821).

У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро).

Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в которых протекает нравственная деятельность человека.

Гельвеций Клод Адриан (1715-71) – французский философ-материалист. В трудах Г. «Об уме» и «О человеке» рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы.

Гоббс Томас (1588-1679) – англ философ- материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политическим учением. Г. развил положение Ф.Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе.

Демокрит (ок.460-ок.370 до н.э.) – древнегреч. философ, представитель этики эвдемонизма.

Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник нем. классической философии. Кант многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т.ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. Мораль по Канту, есть область должного (Требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив, Равенство).

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)- русский философ, сторонник позитивизма. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности К., трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы.

Лютер Мартин (1483-1546) – религиозный реформатор, основоположник лютеранства, одного из трех течений в протестантизме.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский мыслитель, государственный деятель, историк, писатель. Макиавелли признавал, ч то в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.. для спасения страны от захватчиков).

Платон (428/7-348/7 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма.

Сократ (470/469-399 до н.э.) – древнегреч. философ, развивавший учение «моральной философии».

Швейцер Альберт (1875-1965) – нем.-фр. Мыслитель. Главное содержание мировоззрения Ш. составляют этические взгляды, исходный принцип которых – благоговение перед жизнью.

Эпикур (341-270 до н.э.)– древнегр. Философ – создатель эпикуреизма.