Модель функционирования социально-психологической службы вуза (на примере государственного гуманитарного университета)

Введение……………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА…………….……………….7

1.1. Анализ современных концепций развития психологической службы образования………………………………………..……………………………………7

1.2. Психологическое сопровождение как процесс в деятельности психологической службы вуза…………………………

1.3. Психолого-педагогическая поддержка как процесс в деятельности психологической службы вуза………………

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ……34

2.1. Постановка проблемы……………………………………………………………34

2.2. Содержательный аспект элементов психологической системы деятельности………………………

2.3. Модель функционирования социально-психологической службы Нижневартовского государственного гуманитарного университета ………………66

Заключение…………………………………………………………………………………76

Список литературы…………..…………………………………………………………..79

Приложение………………………………………………………………..……………..85

Актуальной задачей высшего образования является создание условий для готовности студента к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, к мобильному реагированию на изменения, происходящие в социально-профессиональной среде.

Создать такие условия может важный элемент образовательного пространства – социально-психологическая служба вуза.

Для эффективного построения социально-психологической службы вуза необходимо учитывать насколько данная служба будет востребована, и какова специфика вуза.

Гуманитарный вуз имеет ряд существенных отличий от технического: это и особенности образовательного процесса (преобладание дисциплин, связанных с гуманитарными науками, преобладает творческая организация учебной деятельности) и гендерный состав (значительное численное превосходство студентов и преподавателей женского пола).

Студенту необходимо научиться работать самостоятельно, осуществлять самостоятельный поиск и обобщение информации. В качестве особенностей студентов, создающих им проблемы и трудности в учебе, следует назвать такие, как недостаточная социальная компетентность, невысокий уровень социальной зрелости, узость круга познавательных интересов, неумение самостоятельно организовать свою учебную деятельность, узкая направленность познавательных интересов.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической ...

... опыт социально-педагогической и психологической работы своего УВО. - работа по защите законных прав и интересов обучающихся. Деятельность вузов по ... психологическая поддержка в экстренных случаях. В случае запроса на психотерапевтическое консультирование педагог-психолог учреждения образования выполняет диспетчерскую функцию, направляя к соответствующим специалистам. Сведения о специалистах служб ...

Первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А. Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы дошкольного и школьного образования, изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов. [25]

Изучению проблемы организации психологической службы посвящены работы многих исследователей в различных областях: дошкольном образовании (А.Л. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Ф. Бауэр, Дж. Брунер и др.), школьном образовании (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, В.В.Рубцов, Ж.Л. Бардон, Р. Беннет и др.), вузовском образовании (Н.М. Пейсахов, В.А. Кручинин, Н.В. Калтаева, В.И. Седин, Д.В. Тырсиков, А.А. Осипова, И.Н. Меньшикова, И.Н. Елшанский).

[6, с. 6]

Именно социально-психологическая служба должна выступать как система, объединяющая субъектов образовательной среды вуза.

Проведенный сравнительный анализ регионального опыта организации и функционирования психологической службы вузов Тюменской области, показал, что в большинстве вузов социально-психологическая служба представлена не как система, а лишь как отдельные функции службы.

Среди разнообразных видов деятельности социально-психологической службы вуза необходимо выделить те, которые могут быть системообразующими. Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты воспитательной системы. Не всякая совместная деятельность является системообразующей – она должна быть творческой и личностно значимой.

Модель социально-психологической службы необходимо организовать в Нижневартовском государственном гуманитарном университете

Цель исследования:

Задачи исследования:

Предмет:

Объект:

Методологической основой исследования служили:

Общенаучные: Концепция деятельности (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н. Мясищева, Г.В. Суходольского, Е.Б. Старовойтенко) в русле психологии труда (К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, В.П. Зинченко, А.А. Крылова, В.А. Пономаренко, В.П. Дружинина, Е.А.Климова).

Для построения модели в рамках заявленной проблемы были использованы принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

Принцип системности предполагал изучение многообразия элементов (внешней и внутренней) среды, в которой самоопределяется и развивается личность студента.

Принцип развития позволил установить взаимосвязь между моделью и оптимизацией образовательного процесса, становление личности студента в вузе не единовременно, а как процесс, протяженный во времени, как развитие личности, последовательно проходящей периоды своего становления.

Конкретнонаучные: Изучению проблемы организации психологической службы посвящены работы многих исследователей в различных областях: дошкольном образовании (А.Л. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Ф. Бауэр, Дж. Брунер и др.), школьном образовании (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, В.В.Рубцов, Ж.Л. Бардон, Р. Беннет и др.), вузовском образовании (Н.М. Пейсахов, В.А. Кручинин, Н.В. Калтаева, В.И. Седин, Д.В. Тырсиков, А.А. Осипова, И.Н. Меньшикова, И.Н. Елшанский).

6 стр., 2509 слов

Психологические особенности реализации функции организации в управлении

... организации. Эффективное управление предполагает минимизацию воздействия. Избыточность применения любых методов управления не только не выгодна экономически, но и чревата организационными и психологическими ... информационного обеспечения. Можно выделить три группы психологических эффектов, наблюдаемых в рамках управленческого взаимодействия ... исследование аппарата управления, констатировал его ни

Теоретическая значимость исследования: В единстве с системой образования психологическая служба должна создавать условия для развития учащегося в учебном заведении, как личности и субъекта деятельности – то есть развития интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности к себе и самопринятия, позитивному отношению к миру и принятия других, самостоятельности, мотивации учения, автономности, мотивация самоактуализации, самосовершенствования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что модель функционирования психологической службы может быть использована в организации психологической службы в вузе.

База исследования: государственный гуманитарный университет.

………….

1. Антипова М.П. Наставничество как метод для управления компетентностью // Материалы II Международной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России – 2008. – том 3. – с. 101 – 102.

2. Арапов А.А. Теория организации и системный анализ / А.А. Арапов – М. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003. – 74 с.

3. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина; под ред. Ю.П. Ветрова. – М.: Книголюб, 2004. – 352 с.

4. Богданович, Г.А. Социально-воспитательная работа / Г.А. Богданович // Высшее образование в России. – 2009. — №6. – C. 86-90.

5. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. перераб. и доп. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.

6. Быков, А.В. Теоретические основы психологической службы в системе социально-педагогических учреждений /: автореф. дис. … канд.психол.наук: 19.00.07. А.В. Быков. – Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области. – М., 2001. – 13 с.

7. Васильева, Н.Л. Использование экологической модели в психолого-социальном сопровождении [Электронный ресурс]. Электрон. журнал «Письма в Эмиссия. Оффлайн.». 2009. №1. Режим доступа: , свободный.

8. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 464 с.

9. Волгина, Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения [Электронный ресурс]. – Электрон. научн. Журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – Омск, 2007. – Режим доступа: http: www/omsk/edu, свободный.

10. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. – Спб.: Питер, 2009. – 400 с.

6 стр., 2892 слов

Социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами.Методологические ...

... востребованности человека в организации. Таким образом, человеческие ресурсы организации будут складываться из ресурсов конкретных личностей (персонала предприятия), социально-психологических ресурсов и духовных ресурсов (организационной культуры). Объектом управления будет выступать ...

11. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: время реформ [Электронный ресурс]. – Электрон. статья журнала «Профессия психолог. 2005. № 2(3).

Режим доступа: http: //www.rospsy.ru/files/file/2-2005-30-57.pdf, свободный.

12. Дятченко, Л.Я. Социальный результат выполнения инновационной образовательной программы / Л.Я. Дятченко// Высшее образование в России. – 2008. — №7. – С. 63-68.

13. Евдокимова, Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов / Я.Г. Евдокимова // Психологическая наука и образование. – 2007. — № 5. – C. 71-80.

14. Елшанский, С.П. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза / С.П. Елшанский, И.В. Федоров, В.М. Абдулаева // Вопросы психологии. – 2009. — № 3. — С. 27-36.

15. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

16. Ильин, Г. Педагогические проблемы современного образования // Альма Матер. – 2005. — № 11. – С. 35-41.

17. Концептуальное метамоделирование функционирования системного элемента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rtile_mes908.html, свободный.

18. Кручинин, В.А. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента / В.А. Кручинин, М.В. Калтаева // Высшее образование в России. – 2009. — № 1. — С. 129-132.

19. Лаборатория социальных, психолого-педагогических исследований Югорского государственного университета // [Электронный ресурс] Режим доступа: , свободный.

20. Ложкина, Л.И. Социально-психологическая адаптация как психолого-педагогическая проблема / Л.И. Ложкина // Актуальные проблемы психологического знания: сб. науч. ст. / под ред. Л.Б. Шнейдер.-М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – (вып. 1) – С. 113-120.

21. Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства //Университетское управление.-2004.-№5-6.-С.104-106.

22. Математическое моделирование системных элементов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ht