ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Государственное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

 

СОГЛАСОВАНО* Декан заочного обучения _____________Рудаков О.Б. «______» _________________2011 г. УТВЕРЖДАЮ Декан _______факультета ___________ Ф.ИО. «______ »_______________________2011 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

«Основы менеджмента»

 

Направление подготовки270800 Строительство

Профиль (Специализация) Экспертиза и управление недвижимостью

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр.

Нормативный срок обучения4 года/5лет

Форма обученияОчная/Заочная

Автор программы_к.э.н. доцент Власов В.Б. (уч. степень, уч. звание)

Программа обсуждена на заседании кафедры _________________

«___»__мая(июня)____2011 года Протокол № ________

Зав. кафедрой______________________ Ф.И.О.

Воронеж 2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Цели дисциплины: Целями изучения данной дисциплины является: формирование устойчивых знаний об эволюции управленческой мысли и современных концепциях менеджмента; ориентация студентов в проблемном и предметном поле теории организации, изучение основных концепций и подходов к пониманию феномена организации в исторической перспективе; знания различных подходов к объяснению взаимодействия организации с внешней средой в рамках организационной теории; формирование целостного представления об особенностях поведения человека в организации.

_____

 

1.2. Задачи освоения дисциплины:

ознакомление с содержанием основных школ управления; выработка умений сравнительного анализа различных теоретических подходов к управлению; обоснование современных тенденций развития теории менеджмента; выявление причинно-следственных связей формирования и функцио- нирования организаций; раскрытие принципиальных особенностей систем организационно- экономического типа; комплексный анализ основых коммуникаций в организации; выявление закономерностей организационного развития; сравнительный анализ различных организационных структур управ- ления; ознакомление с основными подходами к изучению организационного поведения; ознакомление с психологическими методами распознавания тех или иных особенностей поведения; овладение понятийным аппаратом, описывающим поведение человека на индивидуальном, групповом, организационном уровнях; приобретение опыта построения психологических профилей лично- сти, группы, команды; приобретение опыта анализа поведения персонала в организации в пе- риоды ее развития, роста, изменений, культуры.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «Основы менеджмента» относится к дисциплинам по выбору студентов вариативной части математического естественнонаучного цикла учебного плана.

Теоретической основой изучения данного курса являются положения эконо- мической теории, исторической науки, философии.

Дисциплина «Основы менеджмента» является предшествующей для дисциплины «Инновационный менеджмент».

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Основы менеджмента» направлен на формирование следующих компетенций:

— Владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

— готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);

— умением использовать нормативно-правовую документацию в своей деятельности (ОК-5);

— стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

— осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

— способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ПК-4);

— владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-5);

— знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-14);

— владением методами организации производства, эффективного руководства работой людей в целях качественного управления производственным подразделением (ПК-15);

— способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: сущность и содержание основных этапов эволюции управленческой мысли, их периодизацию; ученых, внесших наиболее заметный вклад в формирование теории менеджмента; содержание основных управленческих концепций; современные направления развития теории менеджмента; основные подходы к пониманию поведения людей в организации; особенности группового характера, механизмы формирования команды.

______________________________________________________________

Уметь: правильно определять наиболее существенные причинно- следственные связи между основными концепциями менеджмента и этапами их появления; определять сходные и специфические характеристики основных кон- цепций менеджмента; соотносить конкретные концепции менеджмента с типами и школами управления; делать выводы о степени применимости зарубежных концепций менеджмента в условиях России; определять особенности поведения в команде; выявлять причины сопротивления изменениям на различных уровнях: индивидуальном, групповом, организационном; определять типы командных ролей; классифицировать конфликтогенные факторы

_____________________________________________________________

Владеть: навыками сравнительного и ретроспективного анализа; понятийно-категорийным аппаратом теории менеджмента; умениями формулировать результирующие выводы по результатам анализа этапов и стадий эволюции управленческой мысли; механизмами формирования различных психологических установок; способами разрешения конфликтных ситуаций; приемами моделирования организационной культуры.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Общая трудоемкость дисциплины «____________» составляет ___ зачетных единиц.

Общая трудоемкость дисциплины «____________» составляет ___ зачетных единиц.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
4/6 ___    
Аудиторные занятия (всего) 54/14 54/14 -/-    
В том числе:          
Лекции 18/4 18/4 -/-    
Практические занятия (ПЗ) -/- -/- -/-    
Лабораторные работы (ЛР) 36/10 36/10 -/-    
Самостоятельная работа (всего) 54/94 54/94 -/-    
В том числе:          
Курсовой проект -/- -/- -/-    
Контрольная работа -/- -/-      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачёт/зачёт зачёт/зачёт -/-    
Общая трудоемкость час зач. ед. __    
__    

Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

С обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. История. + +            
2. Философия. + +       +    
3. Социология в строительной сфере.         + +    
4. Психология.         + +    
5. Экономика.     +          
6. Основы маркетинга.   + + + + +    
7. Инновационный менеджмент.     + + + + + +

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. СРС Все-го час.
1. Введение в курс «Основы менеджмента»     8/11
2. Становление и развитие менеджмента 2/2   14/11
Менеджмент и экономика.   12/11
Характеристика организации как системы   4/2 12/11
Принципы и функции менеджмента. 4/2   12/2 26/13
Мотивация труда.   4/2 12/11
Формы организации системы менеджмента.   4/2 12/13
Типы организаций.   4/2 12/13

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час)
1. Порядок определения издержек при принятии финансовых решений 4/2
2. 5;8 Определение границ и размеров организации. 4/2
3. Использование расчетов внутрифирменных финансовых потоков для организационного проектирования фирм.
4. 2; 3;4;5; 6; 7; 8. Биндер «Игры». 18/4
5. 3; 5. Деловая игра «Искусство ведения переговоров»
6. Деловая игра «Расчет бизнес-операции»
7. Деловая игра «Расчет предпринимательского риска» 2/2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий Трудо-емкость (час)
1.      

Не предусмотрены.

 

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1 Вопросы для подготовки к зачету:

1. Понятие менеджмента.

2. Цели и задачи менеджмента.

3. Классификация менеджеров.

4. Функции менеджера.

5. Эволюция управленческой мысли.

6. Мотивация труда: понятие, основные теории мотивации.

7. Теории мотивации Альдерфера, Мак-Грегори.

8. Теории мотивации Мак-Клелланда и Герцберга.

  1. Школы менеджмента. Школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления.
  2. Теория ожиданий Врума.
  3. Теория справедливости Адамса.
  4. Модель Портера-Лоулера.
  5. Теория постановки целей Локка.
  6. .Школы менеджмента (школа научного управления, классическая или административная школа).
  7. .Российская специфика развития менеджмента в экономике страны.
  8. Экономические основы управления.
  9. Управление и экономика.
  10. .Управление и собственность.
  11. Теория партисипативного управления.
  12. Понятие организации как системы.
  13. Организация как большая открытая система.
  14. Факторы эффективности работы технологической системы.
  15. Модераторы.
  16. Свойства больших открытых систем (неаддитивность, эмерджентность, синергичность, мультипликативность, устойчивость и д.т.)
  17. Эффективность работы организации. Масштаб управляемости.
  18. Департаментализация. Специализация и разделение труда, коммуникации и координация. Распределение прав и ответственности, соотношение дифференциации и интеграции.
  19. Внутренняя и внешняя среда организации.
  20. Понятие стратегического управления организацией, этапы стратегического управления.
  21. Конфликты: понятие, виды конфликтов, причины возникновения конфликтов.

30. Ресурсы, необходимые для управления организацией.

  1. Новые типы организаций.
  2. Методы управления конфликтами.

33. Эталонные стратегии развития организации. 32.Методы преодоления сопротивлений в конфликтных ситуациях.

34. Адаптивное управление.

35. Оперативное управление.

  1. Стресс, причины стресса.
  2. Организация взаимодействий.
  3. Полномочия и власть.
  4. Типы организаций: основные определения (субъект хозяйствования, фирма, компания и т.д.).
  5. Принципы менеджмента.
  6. Четыре научных подхода к управлению организацией.
  7. Типы организаций по взаимодействию подразделений.
  8. Типы организаций по методам работы и приспособляемости к условиям внутренней и внешней среды.
  9. Типы организаций по отношению к человеку.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

Не предусмотрены.

9.3 Тесты контроля качества усвоения дисциплины:

Вопросы тестов.

 

 

Вопрос 1. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку?

 

  • В XVIII веке;
  • В первой половине XIX века;
  • Во второй половине XIX века;
  • В XX веке;
  • В конце XX века.

 

Вопрос 2. Кто относится к менеджерам?

 

  • Руководители организаций;
  • Руководители организаций и их заместители;
  • Категория людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями персонала для достижения цели;
  • Руководители организаций и их первые заместители;
  • Все сотрудники органа управления.

 

Вопрос 3. Что является главным фактором, который необходимо учитывать в менеджменте?

 

  • Люди;
  • Технологии;
  • Методы работы;
  • Уровень развития техники;
  • Финансовые ресурсы.

 

Вопрос 4. Понятие “менеджмент” идентично понятию –

 

  • Орган управления;
  • Управление;
  • Ресурсы;
  • Методы работы;
  • Стиль руководства.

 

 

Вопрос № 5. Что является частью среды на которую направлен конкретный управленческий процесс?

 

  • Объект управления;
  • Орган управления;
  • Аппарат управления;
  • Система управления;
  • Субъект управления.

 

Вопрос № 6. Что является направителем управленческого процесса?

 

  • Система управления;
  • Объект управления;
  • Функция управления;
  • Средства ЭВТ;
  • Субъект управления.

 

Вопрос № 7. В чем состоит суть организационного управления?

 

  • В осуществлении долгосрочных целей;
  • В постановке конкретных задач;
  • В создании системы управления и формировании механизма ее функционирования;
  • В обеспечении объекта управления ресурсами;
  • В контроле за результатами.

 

 

Вопрос № 8. Чем наделяются физические лица для осуществления управленческой деятельности?

 

  • Правами;
  • Правами, обязанностями;
  • Ответственностью;
  • Обязанностью, ответственностью;
  • Правами, обязанностями, ответственностью, необходимыми материальными условиями.

 

Вопрос № 9. Чем определяется тип управленческой структуры?

 

  • Количеством работников;
  • Характером деятельности организации;
  • Квалификацией органа управления;
  • Сырьевыми ресурсами;
  • Объемом выпускаемой продукции.

 

Вопрос № 10. Что понимается под полномочиями?

 

  • Совокупность прав и обязанностей;
  • Права сотрудников;
  • Права и ответственность;
  • Обязанности и ответственность;
  • Права руководителей.

 

 

Вопрос 11. Какие виды распорядительных полномочий?

 

  • Линейные и штабные;
  • Матричные и функциональные;
  • Административные и организационные;
  • Линейные и функциональные;
  • Административные и штабные.

 

Вопрос 12. По каким параметрам регламентируются функциональные полномочия?

 

  • По объему;
  • По масштабу;
  • По объему, содержанию и масштабу;
  • По объему и масштабу;
  • По содержанию и масштабу.

 

Вопрос 13. Кто обычно несет общую ответственность?

 

  • Исполнитель;
  • Орган управления;
  • Весь коллектив организации;
  • Руководитель и его заместители;
  • Руководитель.

 

Вопрос 14. В какой стране наиболее ярко практикуется морально-этический менеджмент?

 

1. В США;

2. В России;

3. В Японии;

4. В ФРГ;

5. В Западной Европе.

 

Вопрос 15. Что является целью стабилизационного менеджмента?

 

1. Получение максимальной прибыли;

2. Поддержание параметров объекта в определенных пределах;

3. Нанесение ущерба другим элементам рыночной системы;

4. Максимизация загрузки оборудования;

5. Максимизация количества выпускаемой продукции

 

Вопрос 16. Как классифицируется планирование по периоду упреждения?

 

1. Стратегическое, оперативное;

2. Оперативное, текущее;

3. Календарное, оперативное;

4. Стратегическое, текущее;

5. Перспективное, текущее, оперативно-календарное.

 

 

Вопрос 17. Что конкретизируется и уточняется при оперативно-календарном планировании?

 

1. Задания по месту и периоду времени;

2. Задания по соответствующей нормативной базе;

3. Задания по месту и соответствующей нормативной базе;

4. Задания по месту, периоду времени и соответствующей нормативной базе;

5. Задания по объему выпускаемой продукции.

 

Вопрос 18. Какие лица чаще всего занимаются внутренним менеджментом?

 

1. Руководитель организации;

2. Все сотрудники организации;

3. Органы управления организации;

4. Функциональные руководители;

5. Заместители первого лица организации.

 

Вопрос 19. Какие виды аспектов характеризуют организационный менеджмент?

 

1. Институциональный, функциональный, процессуальный;

2. Технологический, функциональный;

3. Последовательный, параллельный;

4. Адаптивный, механический;

5. Централизованный, децентрализованный.

 

Вопрос 20. В чем заключаются особенности проявления производственного менеджмента?

 

1. В количестве выпускаемой продукции;

2. В финансовых ресурсах;

3. В функциях, структуре системы управления, технологиях разработки управленческих решений;

4. В централизации управления;

5. В децентрализации управления.

 

Вопрос 21. Что располагается в строках таблицы сравнительного анализа методических особенностей типов менеджмента?

 

1. Факторы внешней среды;

2. Факторы внутренней среды;

3. Ресурсы организации;

4. Типы менеджмента;

5. Тип структуры управления.

 

 

Вопрос 22. Что располагается в столбцах таблицы сравнительного анализа методических особенностей типов менеджмента?

 

1. Факторы менеджмента;

2. Элементы внешней среды;

3. Элементы внутренней среды;

4. Этапы принятия решения;

5. Подходы построения концепции практического менеджмента.

 

Вопрос 23. В каких случаях возникает особая значимость в выборе типа менеджмента?

 

1. В условиях стабильной экономики;

2. В условиях переходной экономики;

3. В условиях кризиса экономики;

4. В условиях увеличения объема производства;

5. В условиях уменьшения объема производства.

 

Вопрос 24. Какие методы управления предприятиями необходимо применять в переходный период?

 

1. Рыночные;

2. Административные;

3. Административные и рыночные;

4. Воспитательные;

5. Политические.

 

Вопрос 25. Что лежит в основе практического применения ситуационного подхода в управлении?

 

1. Теория систем;

2. Теория больших чисел;

3. Теория анализа;

4. Теория синтеза;

5. Теория векторного исчисления.

 

Вопрос 26. Что является центральным моментом ситуационного подхода в управлении?

 

1. Синтез;

2. Анализ;

3. Функция;

4. Решение;

5. Ситуация.

 

Вопрос 27. Какие функции составляют в замкнутый цикл управления?

 

  • Принятие решения, реализация решения, контроль.
  • Стратегическое планирование, текущее планирование, учет.
  • Планирование, контроль, учет.
  • Планирование, организация, контроль.
  • Организация, регулировка, анализ, учет.

 

Вопрос 28. Сколько разделов включает план предприятия?

 

  • Пять.
  • Семь.
  • Девять.
  • Двенадцать.
  • Двадцать.

 

Вопрос 29. Каких видов бывают управленческие отношения субординации?

 

  • Централизованные, децентрализованные.
  • Простые, сложные.
  • Линейные, функциональные.
  • Горизонтальные, вертикальные.
  • Центробежные, центростремительные.

 

Вопрос 30. Какой основной недостаток линейно-штабной схемы?

 

  • Перегрузка руководителя.
  • Нескоординированные решения специалистов.
  • Большое количество связей.
  • Большое количество подчиненных звеньев.
  • Отсутствие специалистов.

 

Вопрос 31. Какой основной недостаток линейно-функциональной системы?

 

  • Нескоординированные решения специалистов.
  • Перегрузка руководителя.
  • Отсутствие горизонтальных связей.
  • Подрыв принципа единоначалия.
  • Сложность руководителя.

 

Вопрос 32. При линейно-функциональной схеме (концентрированное руководство) распоряжения вышестоящего штаба доводятся до:

 

  • Нижестоящего штаба.
  • Нижестоящего руководителя.
  • Линейному руководителю своего уровня.
  • Функциональному руководителю своего уровня.
  • Непосредственно исполнителям.

 

 

Вопрос 33. Какие существуют виды обратной связи?

 

  • Прямая и косвенная.
  • Последовательная и параллельная.
  • Централизованная и децентрализованная.
  • Простая и сложная.
  • Вербальная и невербальная.

 

Вопрос 34. Какие существуют типы коммуникационных сетей для групп из трех человек?

 

  • «Кружок», «цепочка», «альфа».
  • «Колесо», «Цепочка х».
  • «Альфа», «Кружок» ? Y.
  • Y, «Альфа», «Кружок».
  • «Колесо», «Всеканальная», «Вертушка».

 

 

Вопрос 35. Как называются люди, характеризующиеся коммуникационным стилем «замыканием в себе»?

 

  • Холерики.
  • Интраверты.
  • Меланхолики.
  • Флегматики.
  • Пессимисты.

 

Вопрос 36. Что относится к основным типам невербальной коммуникации?

 

  • Движение тела, речь.
  • Распорядительные полномочия.
  • Стратегические решения.
  • Контрольные полномочия.
  • Блокирующие полномочия.

 

Вопрос 37. Что такое коммуникационная сеть?

 

  • Структура.
  • Функция.
  • Соединение индивидов с помощью информационных потоков.
  • Передача сигналов.
  • Кодирование и раскодирование сигналов.

 

 

Вопрос 38. Сколько индивидов может быть включено в коммутационную сеть?

 

  • Три.
  • Пять.
  • Один.
  • Два и более.
  • Более десяти.

 

Вопрос 39. Из каких видов связей состоит коммутационная сеть?

 

  • Формальные и неформальные.
  • Вертикальные, горизонтальные и диагональные.
  • Централизованные, децентрализованные.
  • Простые и сложные.
  • Прямые, обратные.

 

Вопрос 40. Какова численность людей в коммуникационной сети типа «Альфа»?

 

  • Двое.
  • Трое.
  • Четверо.
  • Пятеро.
  • Десять.

 

Вопрос 41. Чем характеризуется коммуникационный стиль «защита себя»?

 

  • Низкий уровень открытости, высокий уровень обратной связи.
  • Низкий уровень открытости и обратной связи.
  • Высокий уровень открытости и обратной связи.
  • Высокий уровень открытости, низкий уровень обратной связи.
  • Умеренный уровень открытости и обратной связи.

 

 

Вопрос 42. Сколько можно выделить этапов процесса принятия решения?

 

  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.
  • Семь.

 

Вопрос 43. Сколько существует групп методов управления?

 

  • Две.
  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.

 

Вопрос 44. Какая функция процесса управления считается центральной?

 

  • Планирование.
  • Организация.
  • Активизация.
  • Координация.
  • Контроль.

 

Вопрос 45. К какому количеству этапов можно свести процесс контроля?

 

  • К трем.
  • К двум.
  • К четырем.
  • К пяти.
  • К семи.

 

 

Вопрос 46. Какой подход к составу основных функций управления относит планирование, организацию, контроль, мотивацию?

 

  • Третий.
  • Второй.
  • Первый.
  • Четвертый.
  • Пятый.

 

Вопрос 47. Что называется властью в управленческой литературе?

 

  • Возможность управлять людьми.
  • Подчинение большинства одной личности.
  • Руководство в рамках полномочий.
  • Способность оказывать влияние на поведение людей.
  • Атрибут руководителя.

 

Вопрос 48. Что такое авторитет?

 

  • Власть на формальной основе.
  • Власть на неформальной основе.
  • Власть денег.
  • Безраздельное влияние личности на коллектив.
  • Власть либо на формальной либо на неформальной основе.

 

Вопрос 49. Какие источники составляют личностную основу власти?

 

  • Содержание пунктов 3 и 4.
  • Экспертная власть, власть примера и потребность во власти.
  • Власть информации и право на власть.
  • Потребность во власти и право на власть.
  • Содержание пунктов 2 и 3.

 

 

Вопрос 50. Сколько форм власти существует по классификации Френча и Рейвена?

 

  • Две.
  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.

 

Вопрос 51. Что такое «баланс власти»?

 

  • Разумное использование власти.
  • Власть достаточная для достижения цели.
  • Равновесие власти руководителя и подчиненных.
  • Равновесие желаний и возможностей.
  • Разумное подчинение лидеру.

 

Вопрос 52. Что такое влияние менеджера на подчиненного?

 

  • Разумное использование авторитета.
  • Баланс интересов.
  • Целевое давление.
  • Баланс потребностей.
  • Зависимость поведения одного индивида от поведения другого

 

Вопрос 53. Укажите основные способы влияния менеджера на подчиненных.

 

  • Эмоциональные, рассудочные.
  • Приказ, угрозы.
  • Просьбы, убеждения.
  • Подражание, авторитет.
  • Зарождение, подражание.

 

Вопрос 54. Сколько основных источников авторитета руководителя существует?

 

  • Один.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Два.
  • Три.

 

 

Вопрос 55. Определите состав признаков управленческой команды.

 

  • Состав команды меняется от задачи к задаче.
  • Психологическая совместимость, взаимопонимание, знание друг друга.
  • Полная ответственность каждого члена команды.
  • Роль лидера в организации и координации совместной работы.
  • Содержание всех вышеперечисленных пунктов.

 

Вопрос 56. Из какого количества человек состоит «кружок качества»?

 

  • 2— 5.
  • 6—12.
  • 4— 8.
  • 11— 15.
  • 3— 5.

 

Вопрос 57. За что отвечают целевые группы?

 

  • За прогнозирование и контроль.
  • За выработку решения.
  • За реализацию решения и разработку плана.
  • Содержание пунктов 1 и 2.
  • За обеспечение деятельности.

 

Вопрос 58. Какой метод наиболее часто применяется для прогнозирования?

 

  • Метод Гибсона.
  • Метод Э. Старобинского.
  • Метод Дельфи.
  • Метод переменных.
  • Метод Рубика.

 

Вопрос 59. Какой метод в принятии решения применяется когда дело неспешное?

 

  • Метод мозговой атаки.
  • Метод вопросника.
  • Метод разложения по частям.
  • Метод целевых обсуждений.
  • Метод коллективного блокнота.

 

 

Вопрос 60. Сколько стилей руководства существует?

 

  • Два.
  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.

 

Вопрос 61. Чем оценивается эффективность избранного менеджером стиля руководства?

 

  • Балансом интересов.
  • Потребностями организации.
  • Конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.
  • Процентом выполнения поставленных задач.
  • Текучестью кадров.

 

Вопрос 62. Сколько стилей лидерства выделял психолог Ренсинс Лайкерт?

 

  • Два.
  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.

 

Вопрос 63. От чего зависит выбор стиля руководства?

 

  • От стоящих задач.
  • От желаний руководителя.
  • От желаний организации.
  • От конкретной ситуации.
  • От возможностей руководителя.

 

Вопрос 64. Сколько стилей руководства включает управленческая сетка Роберта Блейка и Джейна Мутона?

 

  • Два.
  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Шесть.

 

 

Вопрос 65. Определите главные роли менеджера.

 

  • Обеспечение и проектирование.
  • Разработка стратегии и представительская роль.
  • Информационная роль и руководство.
  • Роль по принятию решения, информационная роль, роль руководителя.
  • Ответственность, контроль и руководство.

 

Вопрос 66. Определите набор способностей менеджера.

 

  • Концептуальность, оперативность.
  • Способность к административным решениям и аналитичность.
  • Коммуникационность, коммуникабельность, обладание определенным уровнем знаний.
  • Содержание пунктов 2 и 3.
  • Содержание пунктов 1, 2, 3.

 

Вопрос 67. Сколько выделяют потенциальных ограничений в деятельности руководителя?

 

  • Пять.
  • Шесть.
  • Четыре.
  • Одиннадцать.
  • Восемь.

 

Вопрос 68. Что понимается под «имиджем»?

 

  • Положительная оценка со стороны.
  • Образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус.
  • Деятельность человека в группе.
  • Поведение респектабельного человека.
  • Творческое лицо.

 

Вопрос 69. Что понимается под «суггестией»?

 

  • Это свойство и умение человека влиять на других людей.
  • Уверенность в себе.
  • Энергетика человека.
  • Творческий порыв.
  • Имидж личности.

 

Вопрос 70. Определите состав элементов модели включения человека в организационное окружение.

 

  • Организационное окружение, стимулирующее воздействие, человек.
  • Реакция на стимулирующее воздействие, действия, поведение, результаты работы.
  • Содержание пунктов 1 и 2.
  • Организационное окружение, стимулирующее воздействие. Результаты работы.
  • Человек, его действия поведение.

 

Вопрос 71. Что является выходом новой организации?

 

  • Действия.
  • Процессы.
  • Поведение.
  • Продукт, услуга.
  • Решение проблемы.

 

Вопрос 72. Определите состав типов адаптации человека в организации.

 

  • Отрицание, конформизм.
  • Мимикрия, адаптивный индивидуализм.
  • Трансформизм и инерция.
  • Содержание пунктов 1, 2 и 3.
  • Содержание пунктов 1 и 2.

 

 

Вопрос 73. К какому типу связей относятся связи между отдельными личностями, независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице?

 

  • Двусторонние.
  • Формальные.
  • Канонические.
  • Неформальные.
  • Репродуктивные.

 

Вопрос 74. Определите, к какому из основных вариантов схем первичных групп относится структура вида:

 

  • Диада.
  • Триада.
  • Квартет.
  • Квинтет.
  • Цепочка.

 

Вопрос 75. Какие обстоятельства объективного и субъективного характера влияют на восприятие человека?

 

  • Ситуация.
  • Уровень и глубина видения ситуации.
  • Личностные и социальные характеристики.
  • Анкетные данные и стереотипы.
  • Содержание пунктов 1, 2, 3,4.

 

Вопрос 76. На чем основывается путь формирования рабочих коллективов из круга лиц, связанных между собой системой предпочтений?

 

  • На консолидации.
  • На взаимном сближении.
  • На социографических методах.
  • На стабилизации.
  • На интеграции.

Вопрос 77. Что является одним из факторов, порождающих конфликты при осуществлении роли?

 

  • Материальное стимулирование.
  • Неопределенность.
  • Перегрузка роли.
  • Изменение работы.
  • Изменение статуса.

 

Вопрос 78. Чем задается содержание роли?

 

  • Правами.
  • Обязанностями.
  • Статусом.
  • Правами и обязанностями.
  • Обязанностями и статусом.

 

Вопрос 79. Определите основные типы групп.

 

  • Поведенческие и ситуационные.
  • Функциональные и целевые.
  • Общественные и трудовые.
  • Формальные и неформальные.
  • Постоянные и временные.

 

Вопрос 80. Определите основные группы факторов, порождающих конфликты.

 

  • Общественные и производственные.
  • Социальные и экономические.
  • Коллективные и индивидуальные.
  • Основные и второстепенные.
  • Организационные и эмоциональные.

Вопрос 81. К какому типу отношений в коллективе следует отнести отношения, основанные на соперничестве?

 

  • Дружеская кооперация.
  • Равновесие.
  • Кооперация антагонистов.
  • «Авторитеты».
  • «Безответные»

 

Вопрос 82. Какое явление определяет безоговорочное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособление к ним, нежелание и неумение критически мыслить?

 

  • Внутригрупповое давление.
  • Функционализм.
  • Рационализм.
  • Конформизм.
  • Пропорциональность.

 

Вопрос 83. Какая главная функция руководителя в мирное время?

 

  • Экспертно-инновационная.
  • Стратегическая.
  • Административная.
  • Воспитательная.
  • Политическая.

 

Вопрос 84. Что входит в суть понятия «топ-менеджмент» с точки зрения уровней управления?

 

  • Тип менеджеров.
  • Работа с кадрами.
  • Планирование.
  • Высшее руководство фирмы.
  • Низшее руководство фирмы.

 

 

Вопрос 85. Как называется процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности?

 

  • Административное давление.
  • Неформальное лидерство.
  • Формальное лидерство.
  • Утверждение.
  • Становление.

 

 

Вопрос 86. Определите черты эффективного лидерства.

 

  • Гибкость, оперативность.
  • Давление, определенность, гибкость.
  • Знание, умение, навык.
  • Трудолюбие и целеустремленность.
  • Коммуникация, доверие, видение, гибкость.

 

Вопрос 87. Сколько качеств характеризуют лидера по Ральфу Стогдиллу?

 

  • Пять.
  • Шесть.
  • Четыре.
  • Три.
  • Два.

 

Вопрос 88. Определите состав интеллектуальных способностей лидера.

 

  • Гибкость, бдительность, честность, смелость.
  • Ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, знание дела, речевая развитость, любопытство, интуитивность.
  • Независимость, самоуверенность, уравновешенность, энергичность, настойчивость.
  • Содержание пунктов 1 и 3.
  • Содержание пунктов 2 и 3.

 

Вопрос 89. Определите методы разрешения организационных конфликтов.

 

  • Структурные и межличностные.
  • Коллективные и индивидуальные.
  • Объективные и субъективные.
  • Первичные и вторичные.
  • Сложные и простые.

 

Вопрос 90. Чем определяется стиль поведения любого человека в конфликте?

 

  • Мерой удовлетворения собственных интересов.
  • Активностью или пассивностью действий.
  • Мерой удовлетворения интересов другой стороны.
  • Индивидуальными или собственными действиями.
  • Содержанием пунктов 1, 2, 3, 4.

 

Вопрос 91. Какой из перечисленных ниже стилей побуждает войти в положение другой стороны?

 

  • Стиль компромисса.
  • Стиль приспособления.
  • Стиль конкуренции.
  • Стиль сотрудничества.
  • Стиль уклонения.

 

Вопрос 92. Определите разновидности внутриорганизационного конфликта.

 

  • Вертикальный.
  • Горизонтальный.
  • Линейно-функциональный.
  • Ролевой.
  • Содержание пунктов 1, 2, 3, 4.

 

 

Вопрос 93. Определите характерные черты конфликта.

 

  • Противоречивые позиции сторон.
  • Противоположные цели, интересы.
  • Различие в средствах достижения целей.
  • Содержание пунктов 1, 2 и 3.
  • Содержание пунктов 2 и 3.

 

Вопрос 94. Может ли конфликт обеспечить производственные организации?

 

  • Может.
  • Не может.
  • Может решать отдельные задачи.
  • Может привести к гибели организации.
  • Может, если он управляем.

 

Вопрос 95. Как называется конфликт, который обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия решений?

 

  • Функциональный.
  • Дисфункциональный.
  • Внутриличностный.
  • Межличностный.
  • Межгрупповой.

 

Вопрос 96. Сколько основных типов (уровней) конфликтов существует?

 

  • Три.
  • Четыре.
  • Пять.
  • Два.
  • Шесть.

 

Вопрос 97. Определите состав причин конфликтов.

 

  • Распределение ресурсов, различие в целях.
  • Взаимозависимость задач, неудовлетворительные коммуникации.
  • Различия в представлениях и ценностях.
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте.
  • Содержание пунктов 1, 2, 3, 4.

 

 

Вопрос 98. Как на практике чаще всего определяется эффективность управления?

 

  • Сопоставлением.
  • Степенью достижения цели.
  • Ритмичностью работы.
  • Приростом качества.
  • Аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов.

 

Вопрос 99. Какие требования учитывают общественные системы при задании цели?

 

  • Четкость формулировки.
  • Актуальность.
  • Избегать излишней детализации, излишней лаконичности и нечеткости.
  • Учет обстановки.
  • Учет мнения коллектива.

 

Вопрос 100. Какие возможные подходы к заданию цели управления существуют?

 

  • Детальный и оперативный.
  • Коллективный и системный.
  • Интегральный и дифференциальный.
  • Поэтапный и системный.
  • Декомпозиционный.