МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
СОГЛАСОВАНО* Декан заочного обучения _____________Рудаков О.Б. «______» _________________2011 г. | УТВЕРЖДАЮ Декан _______факультета ___________ Ф.ИО. «______ »_______________________2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
«Основы менеджмента»
Направление подготовки270800 Строительство
Профиль (Специализация) Экспертиза и управление недвижимостью
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр.
Нормативный срок обучения4 года/5лет
Форма обученияОчная/Заочная
Автор программы_к.э.н. доцент Власов В.Б. (уч. степень, уч. звание)
Программа обсуждена на заседании кафедры _________________
«___»__мая(июня)____2011 года Протокол № ________
Зав. кафедрой______________________ Ф.И.О.
Воронеж 2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели дисциплины: Целями изучения данной дисциплины является: формирование устойчивых знаний об эволюции управленческой мысли и современных концепциях менеджмента; ориентация студентов в проблемном и предметном поле теории организации, изучение основных концепций и подходов к пониманию феномена организации в исторической перспективе; знания различных подходов к объяснению взаимодействия организации с внешней средой в рамках организационной теории; формирование целостного представления об особенностях поведения человека в организации.
_____
1.2. Задачи освоения дисциплины:
ознакомление с содержанием основных школ управления; выработка умений сравнительного анализа различных теоретических подходов к управлению; обоснование современных тенденций развития теории менеджмента; выявление причинно-следственных связей формирования и функцио- нирования организаций; раскрытие принципиальных особенностей систем организационно- экономического типа; комплексный анализ основых коммуникаций в организации; выявление закономерностей организационного развития; сравнительный анализ различных организационных структур управ- ления; ознакомление с основными подходами к изучению организационного поведения; ознакомление с психологическими методами распознавания тех или иных особенностей поведения; овладение понятийным аппаратом, описывающим поведение человека на индивидуальном, групповом, организационном уровнях; приобретение опыта построения психологических профилей лично- сти, группы, команды; приобретение опыта анализа поведения персонала в организации в пе- риоды ее развития, роста, изменений, культуры.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Основы менеджмента» относится к дисциплинам по выбору студентов вариативной части математического естественнонаучного цикла учебного плана.
Теоретической основой изучения данного курса являются положения эконо- мической теории, исторической науки, философии.
Дисциплина «Основы менеджмента» является предшествующей для дисциплины «Инновационный менеджмент».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Основы менеджмента» направлен на формирование следующих компетенций:
— Владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
— готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
— способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
— умением использовать нормативно-правовую документацию в своей деятельности (ОК-5);
— стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
— осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
— способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ПК-4);
— владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-5);
— знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-14);
— владением методами организации производства, эффективного руководства работой людей в целях качественного управления производственным подразделением (ПК-15);
— способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-16).
—
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: сущность и содержание основных этапов эволюции управленческой мысли, их периодизацию; ученых, внесших наиболее заметный вклад в формирование теории менеджмента; содержание основных управленческих концепций; современные направления развития теории менеджмента; основные подходы к пониманию поведения людей в организации; особенности группового характера, механизмы формирования команды.
______________________________________________________________
Уметь: правильно определять наиболее существенные причинно- следственные связи между основными концепциями менеджмента и этапами их появления; определять сходные и специфические характеристики основных кон- цепций менеджмента; соотносить конкретные концепции менеджмента с типами и школами управления; делать выводы о степени применимости зарубежных концепций менеджмента в условиях России; определять особенности поведения в команде; выявлять причины сопротивления изменениям на различных уровнях: индивидуальном, групповом, организационном; определять типы командных ролей; классифицировать конфликтогенные факторы
_____________________________________________________________
Владеть: навыками сравнительного и ретроспективного анализа; понятийно-категорийным аппаратом теории менеджмента; умениями формулировать результирующие выводы по результатам анализа этапов и стадий эволюции управленческой мысли; механизмами формирования различных психологических установок; способами разрешения конфликтных ситуаций; приемами моделирования организационной культуры.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Общая трудоемкость дисциплины «____________» составляет ___ зачетных единиц.
Общая трудоемкость дисциплины «____________» составляет ___ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
4/6 | ___ | ||||
Аудиторные занятия (всего) | 54/14 | 54/14 | -/- | ||
В том числе: | |||||
Лекции | 18/4 | 18/4 | -/- | ||
Практические занятия (ПЗ) | -/- | -/- | -/- | ||
Лабораторные работы (ЛР) | 36/10 | 36/10 | -/- | ||
Самостоятельная работа (всего) | 54/94 | 54/94 | -/- | ||
В том числе: | |||||
Курсовой проект | -/- | -/- | -/- | ||
Контрольная работа | -/- | -/- | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачёт/зачёт | зачёт/зачёт | -/- | ||
Общая трудоемкость час зач. ед. | __ | ||||
__ |
Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
С обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1. | История. | + | + | ||||||
2. | Философия. | + | + | + | |||||
3. | Социология в строительной сфере. | + | + | ||||||
4. | Психология. | + | + | ||||||
5. | Экономика. | + | |||||||
6. | Основы маркетинга. | + | + | + | + | + | |||
7. | Инновационный менеджмент. | + | + | + | + | + | + |
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | СРС | Все-го час. |
1. | Введение в курс «Основы менеджмента» | 8/11 | ||||
2. | Становление и развитие менеджмента | 2/2 | 14/11 | |||
Менеджмент и экономика. | 12/11 | |||||
Характеристика организации как системы | 4/2 | 12/11 | ||||
Принципы и функции менеджмента. | 4/2 | 12/2 | 26/13 | |||
Мотивация труда. | 4/2 | 12/11 | ||||
Формы организации системы менеджмента. | 4/2 | 12/13 | ||||
Типы организаций. | 4/2 | 12/13 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (час) |
1. | Порядок определения издержек при принятии финансовых решений | 4/2 | |
2. | 5;8 | Определение границ и размеров организации. | 4/2 |
3. | Использование расчетов внутрифирменных финансовых потоков для организационного проектирования фирм. | ||
4. | 2; 3;4;5; 6; 7; 8. | Биндер «Игры». | 18/4 |
5. | 3; 5. | Деловая игра «Искусство ведения переговоров» | |
6. | Деловая игра «Расчет бизнес-операции» | ||
7. | Деловая игра «Расчет предпринимательского риска» | 2/2 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий | Трудо-емкость (час) |
1. |
Не предусмотрены.
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1 Вопросы для подготовки к зачету:
1. Понятие менеджмента.
2. Цели и задачи менеджмента.
3. Классификация менеджеров.
4. Функции менеджера.
5. Эволюция управленческой мысли.
6. Мотивация труда: понятие, основные теории мотивации.
7. Теории мотивации Альдерфера, Мак-Грегори.
8. Теории мотивации Мак-Клелланда и Герцберга.
- Школы менеджмента. Школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления.
- Теория ожиданий Врума.
- Теория справедливости Адамса.
- Модель Портера-Лоулера.
- Теория постановки целей Локка.
- .Школы менеджмента (школа научного управления, классическая или административная школа).
- .Российская специфика развития менеджмента в экономике страны.
- Экономические основы управления.
- Управление и экономика.
- .Управление и собственность.
- Теория партисипативного управления.
- Понятие организации как системы.
- Организация как большая открытая система.
- Факторы эффективности работы технологической системы.
- Модераторы.
- Свойства больших открытых систем (неаддитивность, эмерджентность, синергичность, мультипликативность, устойчивость и д.т.)
- Эффективность работы организации. Масштаб управляемости.
- Департаментализация. Специализация и разделение труда, коммуникации и координация. Распределение прав и ответственности, соотношение дифференциации и интеграции.
- Внутренняя и внешняя среда организации.
- Понятие стратегического управления организацией, этапы стратегического управления.
- Конфликты: понятие, виды конфликтов, причины возникновения конфликтов.
30. Ресурсы, необходимые для управления организацией.
- Новые типы организаций.
- Методы управления конфликтами.
33. Эталонные стратегии развития организации. 32.Методы преодоления сопротивлений в конфликтных ситуациях.
34. Адаптивное управление.
35. Оперативное управление.
- Стресс, причины стресса.
- Организация взаимодействий.
- Полномочия и власть.
- Типы организаций: основные определения (субъект хозяйствования, фирма, компания и т.д.).
- Принципы менеджмента.
- Четыре научных подхода к управлению организацией.
- Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- Типы организаций по методам работы и приспособляемости к условиям внутренней и внешней среды.
- Типы организаций по отношению к человеку.
Вопросы для подготовки к экзамену
Не предусмотрены.
9.3 Тесты контроля качества усвоения дисциплины:
Вопросы тестов.
Вопрос 1. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку?
- В XVIII веке;
- В первой половине XIX века;
- Во второй половине XIX века;
- В XX веке;
- В конце XX века.
Вопрос 2. Кто относится к менеджерам?
- Руководители организаций;
- Руководители организаций и их заместители;
- Категория людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями персонала для достижения цели;
- Руководители организаций и их первые заместители;
- Все сотрудники органа управления.
Вопрос 3. Что является главным фактором, который необходимо учитывать в менеджменте?
- Люди;
- Технологии;
- Методы работы;
- Уровень развития техники;
- Финансовые ресурсы.
Вопрос 4. Понятие “менеджмент” идентично понятию –
- Орган управления;
- Управление;
- Ресурсы;
- Методы работы;
- Стиль руководства.
Вопрос № 5. Что является частью среды на которую направлен конкретный управленческий процесс?
- Объект управления;
- Орган управления;
- Аппарат управления;
- Система управления;
- Субъект управления.
Вопрос № 6. Что является направителем управленческого процесса?
- Система управления;
- Объект управления;
- Функция управления;
- Средства ЭВТ;
- Субъект управления.
Вопрос № 7. В чем состоит суть организационного управления?
- В осуществлении долгосрочных целей;
- В постановке конкретных задач;
- В создании системы управления и формировании механизма ее функционирования;
- В обеспечении объекта управления ресурсами;
- В контроле за результатами.
Вопрос № 8. Чем наделяются физические лица для осуществления управленческой деятельности?
- Правами;
- Правами, обязанностями;
- Ответственностью;
- Обязанностью, ответственностью;
- Правами, обязанностями, ответственностью, необходимыми материальными условиями.
Вопрос № 9. Чем определяется тип управленческой структуры?
- Количеством работников;
- Характером деятельности организации;
- Квалификацией органа управления;
- Сырьевыми ресурсами;
- Объемом выпускаемой продукции.
Вопрос № 10. Что понимается под полномочиями?
- Совокупность прав и обязанностей;
- Права сотрудников;
- Права и ответственность;
- Обязанности и ответственность;
- Права руководителей.
Вопрос 11. Какие виды распорядительных полномочий?
- Линейные и штабные;
- Матричные и функциональные;
- Административные и организационные;
- Линейные и функциональные;
- Административные и штабные.
Вопрос 12. По каким параметрам регламентируются функциональные полномочия?
- По объему;
- По масштабу;
- По объему, содержанию и масштабу;
- По объему и масштабу;
- По содержанию и масштабу.
Вопрос 13. Кто обычно несет общую ответственность?
- Исполнитель;
- Орган управления;
- Весь коллектив организации;
- Руководитель и его заместители;
- Руководитель.
Вопрос 14. В какой стране наиболее ярко практикуется морально-этический менеджмент?
1. В США;
2. В России;
3. В Японии;
4. В ФРГ;
5. В Западной Европе.
Вопрос 15. Что является целью стабилизационного менеджмента?
1. Получение максимальной прибыли;
2. Поддержание параметров объекта в определенных пределах;
3. Нанесение ущерба другим элементам рыночной системы;
4. Максимизация загрузки оборудования;
5. Максимизация количества выпускаемой продукции
Вопрос 16. Как классифицируется планирование по периоду упреждения?
1. Стратегическое, оперативное;
2. Оперативное, текущее;
3. Календарное, оперативное;
4. Стратегическое, текущее;
5. Перспективное, текущее, оперативно-календарное.
Вопрос 17. Что конкретизируется и уточняется при оперативно-календарном планировании?
1. Задания по месту и периоду времени;
2. Задания по соответствующей нормативной базе;
3. Задания по месту и соответствующей нормативной базе;
4. Задания по месту, периоду времени и соответствующей нормативной базе;
5. Задания по объему выпускаемой продукции.
Вопрос 18. Какие лица чаще всего занимаются внутренним менеджментом?
1. Руководитель организации;
2. Все сотрудники организации;
3. Органы управления организации;
4. Функциональные руководители;
5. Заместители первого лица организации.
Вопрос 19. Какие виды аспектов характеризуют организационный менеджмент?
1. Институциональный, функциональный, процессуальный;
2. Технологический, функциональный;
3. Последовательный, параллельный;
4. Адаптивный, механический;
5. Централизованный, децентрализованный.
Вопрос 20. В чем заключаются особенности проявления производственного менеджмента?
1. В количестве выпускаемой продукции;
2. В финансовых ресурсах;
3. В функциях, структуре системы управления, технологиях разработки управленческих решений;
4. В централизации управления;
5. В децентрализации управления.
Вопрос 21. Что располагается в строках таблицы сравнительного анализа методических особенностей типов менеджмента?
1. Факторы внешней среды;
2. Факторы внутренней среды;
3. Ресурсы организации;
4. Типы менеджмента;
5. Тип структуры управления.
Вопрос 22. Что располагается в столбцах таблицы сравнительного анализа методических особенностей типов менеджмента?
1. Факторы менеджмента;
2. Элементы внешней среды;
3. Элементы внутренней среды;
4. Этапы принятия решения;
5. Подходы построения концепции практического менеджмента.
Вопрос 23. В каких случаях возникает особая значимость в выборе типа менеджмента?
1. В условиях стабильной экономики;
2. В условиях переходной экономики;
3. В условиях кризиса экономики;
4. В условиях увеличения объема производства;
5. В условиях уменьшения объема производства.
Вопрос 24. Какие методы управления предприятиями необходимо применять в переходный период?
1. Рыночные;
2. Административные;
3. Административные и рыночные;
4. Воспитательные;
5. Политические.
Вопрос 25. Что лежит в основе практического применения ситуационного подхода в управлении?
1. Теория систем;
2. Теория больших чисел;
3. Теория анализа;
4. Теория синтеза;
5. Теория векторного исчисления.
Вопрос 26. Что является центральным моментом ситуационного подхода в управлении?
1. Синтез;
2. Анализ;
3. Функция;
4. Решение;
5. Ситуация.
Вопрос 27. Какие функции составляют в замкнутый цикл управления?
- Принятие решения, реализация решения, контроль.
- Стратегическое планирование, текущее планирование, учет.
- Планирование, контроль, учет.
- Планирование, организация, контроль.
- Организация, регулировка, анализ, учет.
Вопрос 28. Сколько разделов включает план предприятия?
- Пять.
- Семь.
- Девять.
- Двенадцать.
- Двадцать.
Вопрос 29. Каких видов бывают управленческие отношения субординации?
- Централизованные, децентрализованные.
- Простые, сложные.
- Линейные, функциональные.
- Горизонтальные, вертикальные.
- Центробежные, центростремительные.
Вопрос 30. Какой основной недостаток линейно-штабной схемы?
- Перегрузка руководителя.
- Нескоординированные решения специалистов.
- Большое количество связей.
- Большое количество подчиненных звеньев.
- Отсутствие специалистов.
Вопрос 31. Какой основной недостаток линейно-функциональной системы?
- Нескоординированные решения специалистов.
- Перегрузка руководителя.
- Отсутствие горизонтальных связей.
- Подрыв принципа единоначалия.
- Сложность руководителя.
Вопрос 32. При линейно-функциональной схеме (концентрированное руководство) распоряжения вышестоящего штаба доводятся до:
- Нижестоящего штаба.
- Нижестоящего руководителя.
- Линейному руководителю своего уровня.
- Функциональному руководителю своего уровня.
- Непосредственно исполнителям.
Вопрос 33. Какие существуют виды обратной связи?
- Прямая и косвенная.
- Последовательная и параллельная.
- Централизованная и децентрализованная.
- Простая и сложная.
- Вербальная и невербальная.
Вопрос 34. Какие существуют типы коммуникационных сетей для групп из трех человек?
- «Кружок», «цепочка», «альфа».
- «Колесо», «Цепочка х».
- «Альфа», «Кружок» ? Y.
- Y, «Альфа», «Кружок».
- «Колесо», «Всеканальная», «Вертушка».
Вопрос 35. Как называются люди, характеризующиеся коммуникационным стилем «замыканием в себе»?
- Холерики.
- Интраверты.
- Меланхолики.
- Флегматики.
- Пессимисты.
Вопрос 36. Что относится к основным типам невербальной коммуникации?
- Движение тела, речь.
- Распорядительные полномочия.
- Стратегические решения.
- Контрольные полномочия.
- Блокирующие полномочия.
Вопрос 37. Что такое коммуникационная сеть?
- Структура.
- Функция.
- Соединение индивидов с помощью информационных потоков.
- Передача сигналов.
- Кодирование и раскодирование сигналов.
Вопрос 38. Сколько индивидов может быть включено в коммутационную сеть?
- Три.
- Пять.
- Один.
- Два и более.
- Более десяти.
Вопрос 39. Из каких видов связей состоит коммутационная сеть?
- Формальные и неформальные.
- Вертикальные, горизонтальные и диагональные.
- Централизованные, децентрализованные.
- Простые и сложные.
- Прямые, обратные.
Вопрос 40. Какова численность людей в коммуникационной сети типа «Альфа»?
- Двое.
- Трое.
- Четверо.
- Пятеро.
- Десять.
Вопрос 41. Чем характеризуется коммуникационный стиль «защита себя»?
- Низкий уровень открытости, высокий уровень обратной связи.
- Низкий уровень открытости и обратной связи.
- Высокий уровень открытости и обратной связи.
- Высокий уровень открытости, низкий уровень обратной связи.
- Умеренный уровень открытости и обратной связи.
Вопрос 42. Сколько можно выделить этапов процесса принятия решения?
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
- Семь.
Вопрос 43. Сколько существует групп методов управления?
- Две.
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
Вопрос 44. Какая функция процесса управления считается центральной?
- Планирование.
- Организация.
- Активизация.
- Координация.
- Контроль.
Вопрос 45. К какому количеству этапов можно свести процесс контроля?
- К трем.
- К двум.
- К четырем.
- К пяти.
- К семи.
Вопрос 46. Какой подход к составу основных функций управления относит планирование, организацию, контроль, мотивацию?
- Третий.
- Второй.
- Первый.
- Четвертый.
- Пятый.
Вопрос 47. Что называется властью в управленческой литературе?
- Возможность управлять людьми.
- Подчинение большинства одной личности.
- Руководство в рамках полномочий.
- Способность оказывать влияние на поведение людей.
- Атрибут руководителя.
Вопрос 48. Что такое авторитет?
- Власть на формальной основе.
- Власть на неформальной основе.
- Власть денег.
- Безраздельное влияние личности на коллектив.
- Власть либо на формальной либо на неформальной основе.
Вопрос 49. Какие источники составляют личностную основу власти?
- Содержание пунктов 3 и 4.
- Экспертная власть, власть примера и потребность во власти.
- Власть информации и право на власть.
- Потребность во власти и право на власть.
- Содержание пунктов 2 и 3.
Вопрос 50. Сколько форм власти существует по классификации Френча и Рейвена?
- Две.
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
Вопрос 51. Что такое «баланс власти»?
- Разумное использование власти.
- Власть достаточная для достижения цели.
- Равновесие власти руководителя и подчиненных.
- Равновесие желаний и возможностей.
- Разумное подчинение лидеру.
Вопрос 52. Что такое влияние менеджера на подчиненного?
- Разумное использование авторитета.
- Баланс интересов.
- Целевое давление.
- Баланс потребностей.
- Зависимость поведения одного индивида от поведения другого
Вопрос 53. Укажите основные способы влияния менеджера на подчиненных.
- Эмоциональные, рассудочные.
- Приказ, угрозы.
- Просьбы, убеждения.
- Подражание, авторитет.
- Зарождение, подражание.
Вопрос 54. Сколько основных источников авторитета руководителя существует?
- Один.
- Четыре.
- Пять.
- Два.
- Три.
Вопрос 55. Определите состав признаков управленческой команды.
- Состав команды меняется от задачи к задаче.
- Психологическая совместимость, взаимопонимание, знание друг друга.
- Полная ответственность каждого члена команды.
- Роль лидера в организации и координации совместной работы.
- Содержание всех вышеперечисленных пунктов.
Вопрос 56. Из какого количества человек состоит «кружок качества»?
- 2— 5.
- 6—12.
- 4— 8.
- 11— 15.
- 3— 5.
Вопрос 57. За что отвечают целевые группы?
- За прогнозирование и контроль.
- За выработку решения.
- За реализацию решения и разработку плана.
- Содержание пунктов 1 и 2.
- За обеспечение деятельности.
Вопрос 58. Какой метод наиболее часто применяется для прогнозирования?
- Метод Гибсона.
- Метод Э. Старобинского.
- Метод Дельфи.
- Метод переменных.
- Метод Рубика.
Вопрос 59. Какой метод в принятии решения применяется когда дело неспешное?
- Метод мозговой атаки.
- Метод вопросника.
- Метод разложения по частям.
- Метод целевых обсуждений.
- Метод коллективного блокнота.
Вопрос 60. Сколько стилей руководства существует?
- Два.
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
Вопрос 61. Чем оценивается эффективность избранного менеджером стиля руководства?
- Балансом интересов.
- Потребностями организации.
- Конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.
- Процентом выполнения поставленных задач.
- Текучестью кадров.
Вопрос 62. Сколько стилей лидерства выделял психолог Ренсинс Лайкерт?
- Два.
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
Вопрос 63. От чего зависит выбор стиля руководства?
- От стоящих задач.
- От желаний руководителя.
- От желаний организации.
- От конкретной ситуации.
- От возможностей руководителя.
Вопрос 64. Сколько стилей руководства включает управленческая сетка Роберта Блейка и Джейна Мутона?
- Два.
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Шесть.
Вопрос 65. Определите главные роли менеджера.
- Обеспечение и проектирование.
- Разработка стратегии и представительская роль.
- Информационная роль и руководство.
- Роль по принятию решения, информационная роль, роль руководителя.
- Ответственность, контроль и руководство.
Вопрос 66. Определите набор способностей менеджера.
- Концептуальность, оперативность.
- Способность к административным решениям и аналитичность.
- Коммуникационность, коммуникабельность, обладание определенным уровнем знаний.
- Содержание пунктов 2 и 3.
- Содержание пунктов 1, 2, 3.
Вопрос 67. Сколько выделяют потенциальных ограничений в деятельности руководителя?
- Пять.
- Шесть.
- Четыре.
- Одиннадцать.
- Восемь.
Вопрос 68. Что понимается под «имиджем»?
- Положительная оценка со стороны.
- Образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус.
- Деятельность человека в группе.
- Поведение респектабельного человека.
- Творческое лицо.
Вопрос 69. Что понимается под «суггестией»?
- Это свойство и умение человека влиять на других людей.
- Уверенность в себе.
- Энергетика человека.
- Творческий порыв.
- Имидж личности.
Вопрос 70. Определите состав элементов модели включения человека в организационное окружение.
- Организационное окружение, стимулирующее воздействие, человек.
- Реакция на стимулирующее воздействие, действия, поведение, результаты работы.
- Содержание пунктов 1 и 2.
- Организационное окружение, стимулирующее воздействие. Результаты работы.
- Человек, его действия поведение.
Вопрос 71. Что является выходом новой организации?
- Действия.
- Процессы.
- Поведение.
- Продукт, услуга.
- Решение проблемы.
Вопрос 72. Определите состав типов адаптации человека в организации.
- Отрицание, конформизм.
- Мимикрия, адаптивный индивидуализм.
- Трансформизм и инерция.
- Содержание пунктов 1, 2 и 3.
- Содержание пунктов 1 и 2.
Вопрос 73. К какому типу связей относятся связи между отдельными личностями, независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице?
- Двусторонние.
- Формальные.
- Канонические.
- Неформальные.
- Репродуктивные.
Вопрос 74. Определите, к какому из основных вариантов схем первичных групп относится структура вида:
- Диада.
- Триада.
- Квартет.
- Квинтет.
- Цепочка.
Вопрос 75. Какие обстоятельства объективного и субъективного характера влияют на восприятие человека?
- Ситуация.
- Уровень и глубина видения ситуации.
- Личностные и социальные характеристики.
- Анкетные данные и стереотипы.
- Содержание пунктов 1, 2, 3,4.
Вопрос 76. На чем основывается путь формирования рабочих коллективов из круга лиц, связанных между собой системой предпочтений?
- На консолидации.
- На взаимном сближении.
- На социографических методах.
- На стабилизации.
- На интеграции.
Вопрос 77. Что является одним из факторов, порождающих конфликты при осуществлении роли?
- Материальное стимулирование.
- Неопределенность.
- Перегрузка роли.
- Изменение работы.
- Изменение статуса.
Вопрос 78. Чем задается содержание роли?
- Правами.
- Обязанностями.
- Статусом.
- Правами и обязанностями.
- Обязанностями и статусом.
Вопрос 79. Определите основные типы групп.
- Поведенческие и ситуационные.
- Функциональные и целевые.
- Общественные и трудовые.
- Формальные и неформальные.
- Постоянные и временные.
Вопрос 80. Определите основные группы факторов, порождающих конфликты.
- Общественные и производственные.
- Социальные и экономические.
- Коллективные и индивидуальные.
- Основные и второстепенные.
- Организационные и эмоциональные.
Вопрос 81. К какому типу отношений в коллективе следует отнести отношения, основанные на соперничестве?
- Дружеская кооперация.
- Равновесие.
- Кооперация антагонистов.
- «Авторитеты».
- «Безответные»
Вопрос 82. Какое явление определяет безоговорочное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособление к ним, нежелание и неумение критически мыслить?
- Внутригрупповое давление.
- Функционализм.
- Рационализм.
- Конформизм.
- Пропорциональность.
Вопрос 83. Какая главная функция руководителя в мирное время?
- Экспертно-инновационная.
- Стратегическая.
- Административная.
- Воспитательная.
- Политическая.
Вопрос 84. Что входит в суть понятия «топ-менеджмент» с точки зрения уровней управления?
- Тип менеджеров.
- Работа с кадрами.
- Планирование.
- Высшее руководство фирмы.
- Низшее руководство фирмы.
Вопрос 85. Как называется процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности?
- Административное давление.
- Неформальное лидерство.
- Формальное лидерство.
- Утверждение.
- Становление.
Вопрос 86. Определите черты эффективного лидерства.
- Гибкость, оперативность.
- Давление, определенность, гибкость.
- Знание, умение, навык.
- Трудолюбие и целеустремленность.
- Коммуникация, доверие, видение, гибкость.
Вопрос 87. Сколько качеств характеризуют лидера по Ральфу Стогдиллу?
- Пять.
- Шесть.
- Четыре.
- Три.
- Два.
Вопрос 88. Определите состав интеллектуальных способностей лидера.
- Гибкость, бдительность, честность, смелость.
- Ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, знание дела, речевая развитость, любопытство, интуитивность.
- Независимость, самоуверенность, уравновешенность, энергичность, настойчивость.
- Содержание пунктов 1 и 3.
- Содержание пунктов 2 и 3.
Вопрос 89. Определите методы разрешения организационных конфликтов.
- Структурные и межличностные.
- Коллективные и индивидуальные.
- Объективные и субъективные.
- Первичные и вторичные.
- Сложные и простые.
Вопрос 90. Чем определяется стиль поведения любого человека в конфликте?
- Мерой удовлетворения собственных интересов.
- Активностью или пассивностью действий.
- Мерой удовлетворения интересов другой стороны.
- Индивидуальными или собственными действиями.
- Содержанием пунктов 1, 2, 3, 4.
Вопрос 91. Какой из перечисленных ниже стилей побуждает войти в положение другой стороны?
- Стиль компромисса.
- Стиль приспособления.
- Стиль конкуренции.
- Стиль сотрудничества.
- Стиль уклонения.
Вопрос 92. Определите разновидности внутриорганизационного конфликта.
- Вертикальный.
- Горизонтальный.
- Линейно-функциональный.
- Ролевой.
- Содержание пунктов 1, 2, 3, 4.
Вопрос 93. Определите характерные черты конфликта.
- Противоречивые позиции сторон.
- Противоположные цели, интересы.
- Различие в средствах достижения целей.
- Содержание пунктов 1, 2 и 3.
- Содержание пунктов 2 и 3.
Вопрос 94. Может ли конфликт обеспечить производственные организации?
- Может.
- Не может.
- Может решать отдельные задачи.
- Может привести к гибели организации.
- Может, если он управляем.
Вопрос 95. Как называется конфликт, который обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия решений?
- Функциональный.
- Дисфункциональный.
- Внутриличностный.
- Межличностный.
- Межгрупповой.
Вопрос 96. Сколько основных типов (уровней) конфликтов существует?
- Три.
- Четыре.
- Пять.
- Два.
- Шесть.
Вопрос 97. Определите состав причин конфликтов.
- Распределение ресурсов, различие в целях.
- Взаимозависимость задач, неудовлетворительные коммуникации.
- Различия в представлениях и ценностях.
- Различия в манере поведения и жизненном опыте.
- Содержание пунктов 1, 2, 3, 4.
Вопрос 98. Как на практике чаще всего определяется эффективность управления?
- Сопоставлением.
- Степенью достижения цели.
- Ритмичностью работы.
- Приростом качества.
- Аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих элементов.
Вопрос 99. Какие требования учитывают общественные системы при задании цели?
- Четкость формулировки.
- Актуальность.
- Избегать излишней детализации, излишней лаконичности и нечеткости.
- Учет обстановки.
- Учет мнения коллектива.
Вопрос 100. Какие возможные подходы к заданию цели управления существуют?
- Детальный и оперативный.
- Коллективный и системный.
- Интегральный и дифференциальный.
- Поэтапный и системный.
- Декомпозиционный.