Требования к работе педагога-психолога

ПРОГРАММА

ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

для студентов 4 курса ОЗО

по специальности 050706.65 Педагогики и психология

(поступивших в 2009 и 2010 гг.)

 

Составители: Касимова З.Ш.,

к.п.н., доцент Салимова Р.М.,

к.п.н., доцент Чипсанова С.Г.

к.психол.н., стар.преп. Долгова Н.Ю.

 

 

Стерлитамак 2012

Введение

 

Профессиональная психолого-педагогическая практика является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в вузе. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих педагогов-психологов с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях, где в непосредственном контакте с обучающимися, будущие педагоги-психологи обретают практические умения и навыки, накапливают коммуникативные умения, отрабатывают приемы и способы педагогического воздействия, изучают личность и коллектив и т.д.

Целью педагогической практики является углубление знаний, формирование умений, навыков и приобретение опыта работы, необходимых для профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога.

Психолого-педагогическая практика в системе профессиональной подготовки педагога-психолога выполняет следующие функции:

Обучающую (актуализация, углубление и применение теоретических знаний по психолого-педагогическим знаниям, приобретение гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, исследовательских умений, профессионального анализа педагогических явлений).

Развивающую (развитие познавательной и творческой активности педагога-психолога, развитие педагогического мышления).

Воспитывающую (формирование социальной активности, профессионально-педагогических качеств педагога-психолога).

Диагностическую (проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к будущей профессиональной деятельности).

В соответствии ГОС ВПО, где предусмотрен данный вид педагогической практики, студенты заочного отделения на 4 курсе проходят практику в школе, на базе учреждений среднего общего образования продолжительностью в 10 недель.

Задачи практики в школе:

— формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

— овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;

— исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;

6 стр., 2892 слов

Отчёт о результатах психолого-педагогической практики

... работы и задания, выполняемые в процессе практики Во время психолого-педагогической практики я выполняла следующие работы и задания: ... специалисту. Освоение профессиональной этики. Развитие профессионального мышления. 1. Общая характеристика базы практики Место прохождения практики: 1.1.1. Общая ... велась в соответствии с Планом. Основной состав педагогов лагеря постоянный, с опытом работы от ...

— психолого-педагогический анализ урока.

Студенты 4 курса проходят практику в качестве школьного психолога-педагога, помощников классного руководителя.

Требования к работе педагога-психолога

Согласно «Общей характеристике специальности 050706.65 Педагогика и психология основными видами деятельности являются:

Коррекционно-развивающая:

• диагностика уровня психического развития детей;

• разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе:

• разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

• психологическая поддержка творчески одаренных детей;

• проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

• психологическая поддержка учителей в образовательно-воспитательном процессе.

Учебно-воспитательная деятельность:

• психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

• организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

• использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

• воспитание у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

Социально-педагогическая деятельность:

• проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

• организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

• проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

• индивидуальное консультирование участников образовательного процесса.

Научно-методическая деятельность

• выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

• анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Культурно-просветительная деятельность:

• формирование обшей культуры учащихся;

• организация культурного образовательного пространства образовательного учреждения.

Организация управленческой деятельности:

• рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

• управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

• организация контроля за результатами обучения и воспитания;

• ведение школьной документации.

Требования к работе классного руководителя

В процессе педагогической практики у студентов формируются профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Требования, предъявляемые к работе классного руководителя, определены в нормативных документах. В тарифно-квалификационной характеристике выделены следующие направления его деятельности:

· содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка;

· вносить необходимые коррективы в систему его воспитания;

· осуществлять изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов;

5 стр., 2260 слов

Изучение инновационных подходов организации образовательного процесса в ДОУ

... подходов в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. На 3 этапе - заключительном - проанализированы полученные результаты и сформулированы выводы исследования. Курсовая работа состоит из ... несколько значений нововведения: - механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику); - динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и ...

· создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося;

· способствовать развитию общения;

· помогать ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

· направлять самовоспитание и саморазвитие личности;

· осуществлять помощь обучающимся в учебной деятельности;

· содействовать получению дополнительного образования обучающимся через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства;

· в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы);

· соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье, безопасность в период образовательного процесса;

· совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

· работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

Классный руководитель должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию, психологию взаимоотношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков; возрастную физиологию; школьную гигиену; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы; организацию свободного времени обучающихся; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

I. Организация и содержание педагогической практики

 

1.1. Организация педагогической практики

1. Практика в школе проводится по договоренности с общеобразовательными учреждениями. Студенты заочного отделения самостоятельно определяют место прохождения психолого-педагогической практики.

2. Установочная и заключительная конференции проводится согласно учебному расписанию.

3.Учебно-воспитательную работу студента-практиканта курируют преподаватели-методисты по педагогике и психологии, проводят консультации для студентов, проверяют и оценивают планы-конспекты воспитательных мероприятий, планы работ, проводят их анализ и оценивают прохождение практики студентов на основе изучения отчетной документации.

 

1.2. Обязанности преподавателя-методиста:

1.Организует и участвует в проведении установочной и итоговой конференции.

2.Проводит инструктажи, консультации.

3.Оценивает работу студента на основе организации работы в классе, анализа этой работы и представленной документации, учитывается оценка психолога школы, классного руководителя. Оценка выставляется в отдельной ведомости.

 

I.3. Обязанности студента-практиканта

В период прохождения профессионально-педагогической практики он обязан:

1.Соблюдать правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, трудовую дисциплину.

2.Находиться в школе не менее шести часов. В случае болезни практикант должен уведомить администрацию школы и представить соответствующий медицинский документ.

2 стр., 976 слов

Этика психологической работы педагога психолога.

... к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми. Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность - ... в психологической практике / В.В. Горбунова. // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 4. - С. 113 - 119. 8. Федоренко, А.В. Особенности адаптации педагога-психолога к профессиональной ...

4.Каждый студент проводит зачетные воспитательные мероприятия индивидуально, а не в паре с сокурсником.

 

II. Содержание педагогической практики студентов

1 — неделя:

1. 3накомство с общеобразовательным учреждением: с администрацией, психологами, социальными педагогами, учителями, классными руководителями.

2. Изучение организации учебно-воспитательной работы в средних общеобразовательных учреждениях (посещение уроков, классных часов, их анализ).

3. Ознакомление с работой школьного психолога, изучение нормативно-правовых документов.

4. Ознакомление с перспективным планом работы школьного психолога и составление фрагмента плана на период практики.

5. Ознакомление и описание оборудования кабинета психолога.

6. Ознакомление с документацией классного руководителя (учебный журнал, план воспитательной работы, и т.д.).

7. Знакомство с коллективом класса.

8. Составление плана воспитательной работы в период психолого-педагогической практики.

 

Последующие недели:

1. Индивидуальные беседы со школьниками, изучение учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей и уровня познавательной сферы одного ученика и составление его полной психолого-педагогической характеристики (по схеме из методического пособия – С.18-22) и представление психолога для школьного консилиума.

3. Организация и проведение одного пробного и одного зачетного внеклассного воспитательного мероприятия.

4. Психолого-педагогический анализ плана работы классного руководителя.

5. Анализ плана работы и основных видов деятельности педагога-психолога.

6. Составление отчета о прохождении практики и оформление документов по педпрактике.

 

Итоги практики.

По окончании практики студент представляет методистам соответствующую документацию (см. раздел 2):

1. Дневник по педагогической практике студента, где представлены:

А) Характеристика на студента, подписанная школьным психологом, классным руководителем с дифференцированной оценкой.

Б) Отчет-анализ проделанной работы.

В) План работы на период практики.

Методисту психологии:

· план работы школьного психолога на период практики с его анализом,

· полная характеристика одного ученика,

· представление психолога на ребенка для школьного консилиума,

· описание оборудования кабинета психолога,

 

Методисту педагогики:

· план-конспект воспитательного мероприятия

· психолого-педагогический анализ плана работы классного руководителя

 

III. Методические материалы

 

3.1. Требования к дневнику

· Титульный лист (ФИО студента)

· Место прохождения, класс, ФИО администрация, классный руководитель, школьный психолог.

· Расписание звонков, уроков, классных часов, список класса (с выделением объекта наблюдения)

· Методисты (ФИО преподавателей по психологии и педагогике)

· Планы работы психолога и воспитательной работы

· Описание оборудования кабинета психолога

· Отчет о проделанной работе (см. Приложение № 2.3)

· Характеристики школьного психолога и классного руководителя с рекомендуемой оценкой и подписями (см. Приложение № 2.2)

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... обусловило выбор темы исследования: «Психологическая компетентность специалиста по социальной работе в организации социального обслуживания пожилых людей». Цель исследования: Раскрыть структуру и содержание ... подготовки невозможно установить, что определяет состояние пожилого человека. Так как деятельность специалиста широка, от него требуется оперативность, инициативность, сообразительность в ...

· Итоговая оценка методистов

3.2. Требования к характеристике студента

Характеристика должна отражать отношение студента к работе (степень систематичности работы, самостоятельности, творчества), взаимоотношение с учениками, учителями; анализ проведенных мероприятий; положительные стороны в деятельности студента, на что необходимо обратить его внимание для дальнейшей работы с детьми, замечания и предложения и ставится дифференцированная оценка за практику.

3.3. Отчет-анализ проведенной работы:

1. Место прохождения практики.

2. Психолого-педагогическая характеристика возраста, анализ проведенной работы, что дала практика, чему научились.

3. Трудности и недостатки в процессе практики.

4. Выводы, предложения по организации и проведении практики.

 

3.4. Схема плана-конспекта воспитательного мероприятия.

1. Тема мероприятия.

2. Форма проведения.

3. Время проведения.

4. Возраст учащихся.

5. Цель мероприятия, задачи, психологическое обоснование мероприятия (указать какие знания, привычки, чувства, мотивы, способности, убеждения формирует, развивает и укрепляет мероприятие).

6. Методы воспитания, используемые в ходе мероприятия.

7. Оформление, оборудование мероприятия.

8. План подготовки и проведения мероприятия.

9. Описание хода мероприятия (его текст).

10. Используемая литература.

Примечание:

Конспект утверждается перед проведением классным руководителем, преподавателем-методистом кафедры педагогики.

 

3.5. Планирование воспитательной работы в классе

В психолого-педагогическом анализе содержания выделить соответствие плана примерным требованиям к плану работы классного руководителя.

Планирование помогает правильно определить содержание воспитательной работы на определенный период времени, отобрать наиболее рациональные способы, методы, приемы для решения выдвинутых воспитательных задач.

При составлении плана соблюдают ряд требований:

1. Целеустремленность плана

2. Разнообразие содержания, форм, методов, приемов воспитательной работы в классе

3. Обеспечение преемственности, систематичности и последовательности в воспитании учащихся

4. Реальность плана

5. Конкретность

6. Знание учителем своих возможностей и уровня развития класса, возрастных, индивидуальных особенностей учащихся.

Классный руководитель составляет перспективный план работы на год, являющийся основным рабочим документом и одновременно формой отчета и самоанализа. План содержит следующие обязательные разделы:

1. Введение. В нем отмечается особенность и своеобразие данного учебного года, отражающие главные педагогические идеи.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса (количественные и качественные характеристики состава учащихся и родителей, уровень развития коллектива, лидеры, группы по интересам, традиции, коллективные привычки, ученики, требующие особого внимания).

3. Основные цели и задачи, вытекающие логически из введения и характеристики класса.

4. Основные направления и формы деятельности классного коллектива (например, гражданское воспитание: патриотическое, правовое, политическое, экономическое, интернациональное воспитание с развитием национального самосознания; нравственное воспитание; воспитание здорового образа жизни: профилактика наркомании, токсикомании, курения, антиалкогольное, половое, физическое, экологическое воспитание; трудовое воспитание и профориентация; эстетическое воспитание).

5. Взаимодействие с учителями, работающими в классе.

6. Работа с родителями, родительским комитетом класса.

Программа практики в педколледже утверждена на заседании кафедры

протокол № 7 от 27.11.2012.

 

Зав. кафедрой ___________Салимова Р.М.

Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: исполнительское творчество — вокальное исполнительство; образование музыкальное — музыкальная педагогика в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях; организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений, музыкальное руководство творческими коллективами.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

музыкальные произведения различных эпох и стилей;

музыкальные инструменты;

творческие коллективы;

образовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), профессиональные образовательные организации;

образовательные программы, реализуемые в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;

слушатели и зрители театров и концертных залов;

театральные и концертные организации;

организации культуры, образования.

Виды профессиональной деятельности и компетенции

Артист-вокалист, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:

Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность (в качестве артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках).

Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях).

Требования к результатам освоения ППССЗ

Артист-вокалист, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

 

Артист-вокалист, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях концертной организации и театральной сцены.

ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Осваивать сольный, ансамблевый, хоровой исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.

Педагогическая деятельность.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания вокальных дисциплин, анализировать особенности отечественных и мировых вокальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

 

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

Содержание и организация образовательного процесса регламентируется следующими документами, которые являются приложениями к ППССЗ по специальности 53.02.04 Вокальное искусство:

— учебный план на учебный год;

— календарный учебный график;

— рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

— программы учебной и производственной практик;

— программы государственной итоговой аттестации;

— фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам

и междисциплинарным курсам.

 

Учебный план

Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 N 1381, зарегистрированным в Минюсте России от 28.11.2014 N 34985.

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

 

Общеобразовательный учебный цикл 39 нед.
Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика 104 нед.
Производственная практика (по профилю специальности) 5 нед.
Производственная практика (преддипломная) 1 нед.
Промежуточная аттестация 13 нед.
Государственная итоговая аттестация 4 нед.
Каникулы 33 нед.

Недельная аудиторная нагрузка распределяется следующим образом: 36 недель на I, II и III курсах, 35 недель – на IV курсе. График учебного процесса предполагает 16 недель в нечетных семестрах и 20 недель в четных семестрах (в 8-м семестре – 19 недель).

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю.

Продолжительность учебной недели составляет 6 дней. Для всех видов аудиторных занятий академический час установлен продолжительностью 45 минут.

Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 10 — 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

Учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов:

· общеобразовательного;

• общего гуманитарного и социально-экономического;

• профессионального;

и разделов:

• учебная практика;

• производственная практика (по профилю специальности): производственная (исполнительская) практика и производственная (педагогическая) практика;

• производственная практика (преддипломная);

• промежуточная аттестация;

• государственная итоговая аттестация.

Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Обучающиеся, поступившие на базе среднего общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных организациях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл состоит из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит несколько междисциплинарных курсов.

Профессиональный модуль «Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:

МДК.01.01 «Сольное камерное и оперное исполнительство»

МДК.01.02 «Ансамблевое камерное и оперное исполнительство»

МДК.01.03 «Фортепиано, чтение с листа»

МДК.01.04 «Сценическая подготовка»

МДК.01.05 «Хоровое исполнительство и хоровое сольфеджио»

Профессиональный модуль «Педагогическая деятельность» представлен следующими междисциплинарными курсами:

МДК 02.01 «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»

МДК 02.02 «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса»

При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и профессиональная практика (по профилю специальности).

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

— оценка уровня освоения дисциплин;

— оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Результаты освоения ППССЗ оцениваются по 10-балльной шкале.

Обязательная часть профессионального цикла углубленной подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.

Часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы для подгрупп девушек будет использовано на освоение основ медицинских знаний.

В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.

Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки за счет внеаудиторных занятий (спортивные секции).

Дисциплина проводится на протяжении всего периода обучения: с 1 по 4 семестр в цикле базовых учебных дисциплин; 5-8 семестр в разделе общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Итоги успеваемости студентов оцениваются каждый семестр в форме недифференцированного зачета.

Консультации для обучающихся в очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования. Формы проведения консультаций -групповые, индивидуальные, письменные, устные.

 

Производственная практика является обязательным разделом учебного плана. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Производственная практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения (6 недель).

Производственная практика состоит из двух этапов:

Ÿ производственная практика (по профилю специальности) – 4 нед.;

Ÿ производственная практика (педагогическая) – 1 нед.;

Ÿ производственная практика (преддипломная) – 1 нед.

 

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в форме аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы, и состоит из следующих дисциплин:

УП.01 Сценическая речь

УП.02 Сценическая подготовка

УП.03 Сценическое движение

УП.04 Мастерство актера

УП.05 Хоровое исполнительство

УП.06 Методика преподавания вокальных дисциплин (педагогическая работа)

Производственная практика включает в себя исполнительскую и педагогическую практики.

Производственная практика исполнительская представляет собой самостоятельную работу обучающихся по подготовке концертных выступлений

(выступления на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах, в том числе проводимых учебным заведением).

Производственная практика педагогическая проводится рассредоточено по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой обучения пению.

Базой педагогической практики является сектор педагогической практики колледжа.

Преддипломная практика проводится рассредоточено в течение
VII – VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятиям по МДК, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.

 

Формы проведения государственной итоговой аттестации

 

Государственная итоговая аттестация включает:

1. подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа) — «Исполнение сольной программы».

2. государственные экзамены:

· «Ансамблевое камерное и оперное исполнительство» по междисциплинарному курсу «Ансамблевое камерное и оперное исполнительство»;

· государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».

Тематика (репертуар) выпускной квалификационной работы «Исполнение сольной программы» должна охватывать произведения различных жанров и стилей.

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, охватывает минимальное содержание данного модуля, установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и является основанием для присвоения выпускнику квалификации «преподаватель».

Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» включает: ответы на вопросы билетов по вопросам методики и педагогики, теории, истории и практики музыкального искусства. Государственный экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету отводится не более 1 часа. Теоретические вопросы, практические задания и профессиональные задачи должны иметь комплексный (интегрированный) характер.

При прохождении государственной итоговой аттестации выпускник должен

продемонстрировать:

Ÿ владение (или практический опыт владения) достаточным набором художественно-выразительных исполнительских средств для осуществления профессиональной деятельности в качестве артиста-вокалиста; спецификой ансамблевого исполнительства; сценическим артистизмом.

Ÿ умение создавать интерпретацию исполняемого музыкального произведения разных стилей и жанров, в том числе и для ансамблевых составов; согласовывать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения в ансамбле.

Ÿ знание сольного репертуара, включающего произведения зарубежных и отечественных композиторов разных исторических периодов (от периодов барокко и классицизма до конца ХХ века), стилей и жанров, репертуара для различных ансамблей.

В области педагогической деятельности выпускник должен продемонстрировать:

умение:

Ÿ делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

Ÿ использовать теоретические знания в области психологии общения в педагогической деятельности;

Ÿ пользоваться специальной литературой;

Ÿ подбирать репертуар с учетом индивидуальных особенностей ученика;

знание:

Ÿ основ теории воспитания и образования;

Ÿ психолого-педагогических особенностей работы с детьми школьного возраста;

Ÿ требований к личности педагога;

Ÿ основных исторических этапов развития музыкального образования в России и за рубежом;

Ÿ основных положений законодательных и нормативных актов в области образования, непосредственно связанных с деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, прав и обязанностей обучающихся и педагогических кадров;

Ÿ творческих и педагогических вокальных исполнительских школ;

Ÿ современных методик обучения пению;

Ÿ педагогического репертуара детских музыкальных школ и детских школ искусств;

Ÿ профессиональной терминологии.

Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний доводятся до сведения студентов, не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Объем времени на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации установлен осваиваемой образовательной программой среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) – 4 недели, из них:

подготовка выпускной квалификационной работы — 1 неделя;

защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа) – «Исполнение сольной программы» – 1 неделя;

государственные экзамены по видам инструментов – 1 неделя;

государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» — 1 неделя.

Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения производственной практики.

Срок проведения государственной итоговой аттестации определяется колледжем в соответствии с рабочими учебными планами.

Сдача государственного экзамена и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из колледжа. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее

государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный колледжем самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается колледжем не более двух раз.

Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя — его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве колледжа.

 

Приложение 1