Место и роль методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Заочное отделение факультета дошкольного образования

Курсовая работа

на тему

«Место и роль методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО»

студентки группы 409-096

Направление: педагогическое

Профиль: дошкольное образование

Челябинск 2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………..…3

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования………………..…..7

1.1 Сущность и этапы профессионального развития педагога ДОО…………7

1.2.Пути профессионального и личностного становления педагога вДОО.10

1.3.Место и роль методической работы в организации процесса

непрерывного образования педагогов ДОО…………………………………23

Выводы по первой главе………………………………………………….……30

Глава II. Прикладные аспекты изучения организации процесса

непрерывного образования педагогов ДОО……………………………..…..31

2.1.Задачи и организация исследования……………………………….……..31

2.2.Анализ результатов исследования…………………………………….…..32

2.3.Разработка проекта организации методического сопровождения

процесса непрерывного образования педагогов в ДОО…………….………41

Выводы по второй главе………………………………………………….……48

Заключение………………………………………………………………..…….50

Библиографический список………………………………………………..….51

Введение

В настоящее время государство и современная система дошкольного

образования предъявляют высокие требования к профессионализму воспитателя детского сада. Самосовершенствование педагога, наращивание

его профессионального мастерства, развитие собственных качеств является

не только личной, но и социальной проблемой.

Интенсивно осуществляемый в последние десятилетия научный поиск

путей решения данной проблемы обусловил дифференциацию такого научного направления, как психология педагогического профессионализма

(Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина и др.) и появление компетентностного подхода (В. А. Адольф, А. И. Зимняя и др.).

Учитывая новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражаемый в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию и самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше, то становится понятным повышенный интерес к изучению процесса становления профессионального пространства воспитателя, интегральных характеристик его личности, включая и такие, как «профессиональное мышление» (Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, А. А. Орлов, М. М. Кашапов, О. М. Краснорядцева и др.), «профессиональная компетентность» (А. А. Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьмина, Э. М. Никитин, В. А. Петровский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. С. Кузьмин, В. А. Адольф, Ю. Емельянов, А. А. Воротникова, Г. Н. Захарова, Е. П. Ухабина, А. Н. Карпова, И. Ф. Димидова и др.).

10 стр., 4515 слов

Профессиональная компетентность социального педагога

... к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога. С учетом анализа ... готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К. Маркова называет ...

Требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в последние десятилетия активно переосмысляются и изменяются (Л. В. Поздняк, М. Л. Палавандашвили, Л. Г. Семушина, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Г. И. Захарова и др.).

Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников; новое видение роли и месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картины мира (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. А. Петровский, В. Т. Кудрявцев и др.).

Профессиональный стандарт педагога задает высокие требования к профессиональной компетентности воспитателя. Это требует повышения квалификации воспитателя, но не в традиционном понимании приращения у него профессиональных знаний, умений и навыков, а расширение профессионального пространства воспитателя как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное развитие в контексте нового профессионального пространства воспитателя ДОУ проявляется в способности педагога к рефлексии своего профессионального уровня, стремлении совершенствовать профессиональные компетенции, выстраивать процесс педагогического непрерывного образования, с также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня — стратегического, тактического, оперативного.

Сложившаяся система организации повышения педагогической квалификации перестает соответствовать новым требованиям к профессиональной компетентности и задачам дошкольного образования, а именно задачам создания такой образовательной среды, которая способствовала бы расширению профессионального пространства работников ДОУ адекватно требованиям ФГОС ДО, современным научным представлениям о процессе развитии ребенка, роли образования и понимания своего места в этих процессах. Решение задач методического сопровождения воспитателей в межаттестационный период, повышения уровня профессиональной компетентности, организации непрерывного образования воспитателей ДОУ как средства профессионального и саморазвития недостаточно обеспечено научно обоснованными рекомендациями, опираясь на которые, можно способствовать профессиональному росту и профессиональной успешности каждого педагога.

Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, практики организации методического сопровождения процесса непрерывного образования педагога ДОО позволил выявить следующие противоречия:

7 стр., 3153 слов

Исследование профессиональной направленности личности студентов ...

... профессиональной направленностью личности студентов химическогофакультета на профессии педагога и исследователя профессий педагога иисследователя . Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет исследования: ... в новых социально-экономических условиях иновых системах образования (психологической, профориентационной), а такжеизучение личностных процессов, связанных ...

– между признанием высокой значимости непрерывного образования педагога в процессе профессионального развития и недостаточной изученностью теоретико-прикладных вопросов методического сопровождения процесса его непрерывного образования;

– между признанием непрерывного образования как эффективного пути и формы повышения профессиональной квалификации и недостаточно грамотным решением задач методического сопровождения этого процесса в ДОО.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в определении места и роли методической работы в процессе поиска путей профессионального развития и непрерывного образования педагогов ДОО.

В рамках данной проблемы была определена тема нашей работы: «Место и роль методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО».

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение места и роли методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО.

Объект исследования – место и роль методической работы в системе непрерывного образования педагогов ДОО.

Предмет исследования – проектирование процесса непрерывного образования педагогов, организуемого методической службой ДОО.

Контингент исследования – воспитатели детей дошкольного возраста в количестве 10 человек.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы и обосновать актуальность проблемы определения места и роли методической работы в процессе поиска путей профессионального развития и непрерывного образования педагогов ДОО.

2. Разработать диагностический инструментарий и выявить особенности организации непрерывного образования педагогов в процессе методического сопровождения в ДОО.

3. Разработать проект организации непрерывного образования педагогов в процессе методического сопровождения в ДОО.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— компетентностный подход к профессиональному становлению педагога (И. Н. Зимняя, В. С. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.)

— теоретические аспекты исследований феномена профессиональной компетентности педагога и путей ее формирования (В. А. Адольф, А. А. Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. С. Кузьмин и др.);

— теоретические аспекты исследований процесса методического сопровождения профессионального непрерывного образования в образовательном учреждении (К. Ю. Белая и др.)

Методы исследования: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, анализ документации, беседа, анкетирование, педагогическое проектирование, качественно-количественный анализ полученных результатов.

База исследования: Детский сад «Солнышко» — структурное подразделение МОУ «Гимназия им. Карла Орфа» с. Варна.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и таблиц.

6 стр., 2718 слов

Семинар Теория и практика образования как источник проблем научного исследования

... Эко) может быть использован в педагогических исследованиях? 3. Составьте кластер практических проблем в современном образовании, которые нуждаются в исследовании. 4. Составьте микротезаурус двух ведущих ... профессионального стандарта педагога. Для этого посмотрите в авторефератах, как формулируются противоречия. 3. Выпишите из авторефератов по теме, близкой вашему исследованию, разные виды гипотез. ...

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования

1.1 Сущность и этапы профессионального развития педагога ДОО

Результатом профессионального становления субъекта педагогической деятельности является его профессиональное мастерство. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии.

Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными умениями навыками. Профессионал – специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также искусством постановки и решения профессиональных задач [18].

Профессиональное развитие педагога – это комплекс системных образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение общими компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития [29].

Профессиональный рост – это целенаправленная деятельность педагога, направленная на приобретение определенных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему реализовать свое педагогическое предназначение и решать стоящие перед ним общественные задачи [30].

Внутренние факторы, которые оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление. Прежде всего, это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактор оказывается стаж работы. Вместе с тем, не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности).

Существуют и внешние факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образовательные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы может быть достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, т.е. те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе расположение образовательного учреждения вблизи места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение и т.п. Рассмотрим этапы, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии…

Заключение

Дошкольное образование рассматривается как педагогическая система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми. Современные требования к педагогу высоки, они определяются ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Профессиональным стандартом педагога. Профессионал – педагог — это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем, способного к проектированию образовательной среды и своего профессионального развития. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия, в то время как в ДОУ на данный момент работают большая часть педагогов — практиков со стажем работы свыше двадцати лет, чья профессиональная подготовка не вполне отвечает современному пониманию профессионально-педагогической компетентности и качества дошкольного образования. Поэтому именно повышение его профессиональной компетентности – одно из условий улучшения качества дошкольного образования.

22 стр., 10803 слов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности ...

... и организационно-управленческом. 22. Отношение педагогов к инновациям в образовании. Готовность педагога к участию в инновационном образовательном процессе. Способность педагога определять перспективы своего профессионального развития в свете инновационных процессов ...

Профессиональное развитие педагога ДОО – длительный процесс, цель которого – становление человека как мастера своего дела, профессионала. Одно из направлений работы методической службы ДОО – непрерывный процесс повышения квалификации педагогических кадров через осуществление кадровой политики, способствующей профессиональному росту и развитию педагогов. Роль методической службы мы видим в активной и содержательной помощи в самоопределении индивидуальной траектории профессионального развития педагога пут?м. При этом важно учитывать профессиональный уровень (достижения и трудности), выявлять профессиональные интересы и потребности педагогов и содействовать их развитию.

Библиографический список

1. Адольф, В.А. «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя» — М.:ТЦ Сфера, 2018.

2. Александрова Е.А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений /Вестник поморского университета, серия «Физиологические и психолого- педагогические науки», 2016, № 3. с. 62-66.

3. Алехина, И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

– М.: Буки-Веди, 2012. – С. 307-310.

4.Атмахова, Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2018. № 4. С. 24 – 31.

5.Башмаков М. Индивидуальная программа. – (Электронный ресурс) — Статья с сайта >6.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2013. -452с.

7. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно- диагностическая функция. М., 2014. 32с.

8. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М., 2010. 80с.

9. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве //Дошкольное воспитание. 2017. — №2 с.25-31.

10. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно- образовательной работы. М., 2018. 76с.

11. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М., 2014.56с.

12 стр., 5566 слов

Педагогика 21

... различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, гомеопата, логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя. 1. Лечебно-оздоровительные мероприятия: медикаментозное лечение, гомеопатия, различные виды массажа, ... руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии ...

12. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2013. 75с.

13. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф. Дисс.кан.пед.наук. -М., 2018. 19 с.

14.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2018.

15.Белая, К.Ю. «Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы». – М.: ТЦ Сфера, 2017.

16.Беликова Е.В., Битяева О.И. Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2018. 159 с.

17.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2016. – Гл. 5.

18.Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

19.Волобуева, Л.М. Организация аттестации педагогов в дошкольном учреждении / Л.М. Волобуева // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – N 3. – С. 4-10.

20.Волобуева, М.В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами» — М.: ТЦ Сфера, 2014.

21.Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2013», 2008.

22.Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2010. – № 4. – С. 35-39.Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 1. С. 15 – 21.

23.Друбецкая Л.А. Развитие креативности педагогов и детей в дошкольных образовательных учреждениях. Начальная школа плюс до и после, № 1, 2010.

24.Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства — М: Просвещение, 2009.-512с.

25. Кабаленова. Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию / Е. Кабаленова, Т. Трошкова // Дошкольное образование. – 2017. – N 22. – С. 7-Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 1. С. 8 – 14.

26.Канн-Калик, В. А. Педагогическое творчество — М: Просвещение, 2010.-207с.

27.Козлов, И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко — М. Просвещение,2018.-189с.

28.Критерии профессионального становления педагога с учетом особенностей личностного и профессионального развития рассматривают в своих научных исследованиях Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. М. Митина, А. К. Маркова, Н. И. Шевандрин.

29.Крупченко, А. К., Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование, № 4, 2015, с. 56.

30.Ляленкова, Н. И., Процесс профессионального роста как научная проблема.// Журнал Среднее профессиональное образование, № 1, 2014.

31.Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория воспитателя — М: Просвещение, 2013.-187с.

32.Львова Л.Т.Организация работы по непрерывному образованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2018.

7 стр., 3347 слов

Педагогика 22

... и процессов, происходящих в сфере образования. Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач: * выяснение закономерностей процесса ... Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа ...

33.Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.

34.Методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010

35.Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.17 / Новицкая Виктория Александровна. – Санкт- Петербург, 2017.

36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. — М.: Издательский центр ?Академия?, 2013. – С. 90-114.

37.Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.

38. Писаренко В. И. Педагогическая этика — Минск народ. Асвента, 2016.-240с.

39.Подласый, И. П. Педагогика — М: изд. Владос, 2016.-432с.

40.Психология профессионального образования: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия» 2013. – 416 с. – ( Сер. Бакалавриат ).

41.Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2011. – 276с.

42.Рогов, Е. И. Личность учителя: Теория и практика — Изд. Феникс Ростов-на-Дону, 2016.-312с.

43.Рыбакова, Н. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Просвещение, 2011-128с.

44.Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – Гл. V.

45.Сласт?нин, В. А. Педагогика — М: Шк. Пресс, 2018.-512с.

46. Сласт?нин, В. А. Профессиональная культура воспитателя — М. Шк. Пресс. 2015.-212с.

47.Смирнов, С. А. Педагогика — М: изд. Академ, 2018.-512с.

48. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – С.20-56.

49. Сухомлинский, В. А. Учитель — методист — наставник — М. Просвещение, 2018.-289с.

50. Харламов, И. Ф. Педагогика — Мн. Университет, 2010.-560с.

51. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 256 с.

52. Якушева, С.Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в становлении личности педагога// «Инновации в науке»: Материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (16 июля 2012 г.); [по ред. Я.А. Полонского]. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 150 с.