ПЕДАГОГИКА
Учебная программа для специальностей
1-02 03 08 «Иностранный язык (немецкий язык)», «Иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык (французский язык)».
Факультеты английского, немецкого, французского языков | |
Кафедра педагогики | |
Курс – II, III | |
Семестр – IV — V | |
Лекции – 14 часов | зачет – IV семестр |
Семинарские занятия – 12 часа | экзамен – V семестр |
Самостоятельная работа – 132 часа | |
Всего аудиторных часов по дисциплине – 26 часов | |
Всего часов по дисциплине – 194 часов | Форма получения образования – заочная |
2009 г.
Учебная программа составлена на основе ОСРБ 1-21 06 01-01-2008 Образовательный стандарт РБ. Высшее образование. Первая ступень. Специальность – 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки (преподавание).
Квалификация – лингвист, преподаватель иностранных языков. – Дата введения 01.09.2008. – Минск: НИО, 2008. – 50 с.
Рецензенты:
кафедра педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ имени М.Танка;
Кабуш В.Т., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования».
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики 1 июля 2009г. (протокол № 12).
Заведующий кафедрой
____________________ В.В. Пашкевич
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского государственного лингвистического университета
« » ____________ протокол №
Председатель
___________ П.К. Бабинская
Тематический план учебной дисциплины «Педагогика»
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | ||
Лекции | Семинарские занятия | СР | ||
1. | Общие основы педагогики | |||
1.1 | Педагогика в системе наук о человеке | |||
1.2 | Воспитание и развитие личности в мировой педагогике | |||
1.3 | Целеполагание в педагогике | |||
1.4 | Педагогический процесс как система и целостное явление | |||
1.5 | Современные тенденции в развитии образования | |||
1.6 | Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь | |||
2. | Дидактика | |||
2.1 | Содержание образования | |||
2.2 | Процесс обучения | |||
2.3 | Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование | |||
2.4 | Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике | |||
2.5. | Организация процесса обучения: формы и системы | |||
2.6 | Педагогическая диагностика | |||
2.7 | Современные дидактические идеи | |||
3. | Теория воспитания | |||
3.1 | Процесс воспитания | |||
3.2 | Содержание воспитания | |||
3.3 | Организация процесса воспитания в современной школе | |||
3.4 | Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика | |||
3.5 | Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика | |||
3.6 | Основы педагогики общения | |||
4. | Профессиональная деятельность педагога | — | ||
4.1 | Учитель как личность и профессионал | |||
4.2 | Управление современной школой | |||
ИТОГО: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»
В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к базовым дисциплинам общепрофессионального и специального цикла на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию социально-профессиональной компетентности специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.
Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научных знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.
Задачамикурса являются:
1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;
2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;
3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.
В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.
Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.
Требования к освоению учебной дисциплины
В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:
- основные понятия и категории педагогики, методологические основы педагогической науки и методы педагогических исследований;
· сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном поликультурном мире;
· сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов, основные закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, формы и средства их организации;
· нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования и воспитания в Республике Беларусь;
· особенности обучения и воспитания в различных возрастах и типах учебных заведений в Республике Беларусь и способы диагностики качества учебно-воспитательного процесса;
· требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально-педагогического мастерства.
В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:
· изучать педагогический процесс с применением научных методов;
· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;
· стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся/ студентов и развивать их самостоятельность;
· планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с использованием современных методов и технологий;
· рефлексировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности;
· осуществлять анализ и оценку собственной педагогической деятельности, проектировать самосовершенствование.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:
· владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:
▫ теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;
▫ методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;
▫ прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания блаприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения;
· владеть системным и сравнительным анализом педагогических явлений и процессов, исследовательскими навыками в педагогической деятельности;
· уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи;
· владеть междисциплинарным подходом при решении педагогических проблем, обладать способностью к интеграции знаний;
· обладать способностью соотносить понятийный аппарат педагогики с реальными фактами и явлениями педагогической действительности.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:
· быть способным к социальному взаимодействию;
· уметь работать в команде;
· иметь гражданскую позицию;
· быть способным к критике и самокритике;
· иметь гуманистическую направленность личности;
· быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
в организационно-управленческой деятельности:
· работать с педагогической литературой, нормативными, нормативно-правовыми и законодательными документами в области образования и воспитания в Республике Беларусь;
· изучать педагогический процесс с применением научных методов;
· составлять педагогическую документацию, а также отчетную документацию по установленным формам;
· осуществлять психолого-педагогическую диагностику, анализировать и оценивать собранные данные;
· готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами;
· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;
в преподавательской деятельности:
· владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля образовательного процесса;
· владеть нормами педагогического общения;
· рефлексировать процесс и результат педагогического процесса;
· осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности, проектировать профессиональное и личностное самосовершенствование;
в воспитательной деятельности:
· владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование общей культуры, патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, социальной толерантности, интереса и уважения к иным культурам;
· учитывать закономерности и принципы возрастного и индивидуального развития личности в воспитательном процессе;
· владеть формами, методами и технологиями воспитательной деятельности;
в учебно-методической деятельности:
· осуществлять отбор материала для учебных занятий по педагогике;
· разрабатывать дидактические, учебные и рабочие материалы для организации собственной учебной деятельности;
· планировать, конструировать, осуществлять, стимулировать и контролировать самостоятельную работу по педагогике;
· разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения знаний по педагогике;
в научно-исследовательской деятельности:
· ориентироваться в основных направлениях педагогических исследований;
· владеть методологической и теоретической базой научно- педагогического исследования;
· пользоваться научной и справочной литературой;
· готовить научные рефераты, доклады, тезисы выступлений;
· интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;
в инновационной деятельности:
· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным педагогическим технологиям;
· использовать современные информационные ресурсы в обучении и воспитании;
· осваивать современные методы обучения и воспитания;
· изучать педагогические системы авторских школ;
· развивать в себе потребность к творчеству и инновациям.
Технологии обучения
Основными технологиями обучения, отвечающими целям изучения курса, являются:
– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);
– интерактивные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, “круглый стол” и др.);
– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры);
– рефлексивные технологии (сочинения-эссе, портфолио).
На изучение курса «Педагогика» всего отводится 194 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 132 часа на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (IV семестр) и экзамена (V семестр).
Содержание учебной дисциплины «Педагогика»
Тема 1.5. Современные тенденции в развитии образования
Роль образования в современном мире. Образование как социокультурный феномен, механизм развития личности и общества, средство разрешения глобальных проблем человечества.
Понятие о концепции и системе образования. Анализ состояния образования в современном мире и основные тенденции его развития: массовость, непрерывность, учет национальных особенностей, интернационализация, стандартизация, гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, индивидуализация, информатизация.
Характеристика современных зарубежных образовательных систем: общее и особенное. Болонский процесс как направление в интеграции систем высшего образования европейских стран.
Требования к компетентности:
· знать и уметь обосновать сущность образования как процесса, результата, системы; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения реализации основных функций образования;
· знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов;
· знать и уметь интерпретировать особенности интеграционных процессов в системах высшего образования европейских стран;
· понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира.
Тема 1.6. Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь
Национальная система образования Республики Беларусь и ее нормативно-правовая база. Принципы государственной образовательной политики Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране. Стратегия совершенствования систем среднего и высшего образования. Диалектика традиций и инноваций в образовании.
Различные типы учебных заведений в дошкольном, общем среднем, профессиональном среднем и высшем образовании Республики Беларусь. Основные направления развития образования в стране.
Требования к компетентности:
· знать основные принципы государственной образовательной политики в Республике Беларусь и стратегию ее совершенствования; понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы;
· знать нормативно-правовую базу и компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности, типы учреждений образования на всех уровнях; уметь использовать эти знания для решения педагогических задач и самореализации себя как гражданина, профессионала, семьянина;
· знать и понимать основные тенденции развития высшего и послевузовского образования в стране, использовать эти знания для профессионального саморазвития и самосовершенствования;
· уметь выделять в образовательной сфере проблемы, в разрешение которых можно внести личный вклад; быть готовым к участию в государственно-общественном управлении системой образования.
Раздел 2. Дидактика
Содержание образования
Понятие о содержании образования и его стандартах. Источники и научные основы определения содержания образования. Исторические и современные теории формирования содержания образования.
Структура содержания образования. Общечеловеческий и национальный аспекты в содержании образования. Формирование гуманистического типа мышления и гуманитаризация образования.
Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, определяющие содержание образования: учебный план, учебная программа. Отражение содержания образования в учебниках и учебных пособиях.
Требования к компетентности:
· знать сущность понятия «содержание образования», его источники, научные основы формирования и структуру; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;
· знать и уметь анализировать нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы Республики Беларусь, определяющие содержание образования;
· владеть дидактическими основами планирования педагогического процесса на основе требований государственного стандарта, учебного плана, учебной программы и учебной литературы.
Тема 2.2. Процесс обучения
Понятие о дидактике и процессе обучения. Процесс обучения и процесс научного познания. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, развивающая; их взаимосвязь.
Структура процесса обучения. Преподавание и учение. Деятельность учителя: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль и анализ результатов. Деятельность ученика: принятие учебных задач, осуществление учебных действий, регулирование учебной деятельности и самоанализ результатов. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, развивающее.
Психологические основы процесса обучения. Учение как процесс усвоения и его этапы: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Уровни усвоения учебного материала.
Закономерности и принципы процесса обучения: наглядность, научность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность, прочность, связь теории с практикой. Система дидактических принципов.
Индивидуализация и дифференциация как способы организации процесса обучения. Учет личностных и социальных характеристик ученика. Уровни и средства реализации дифференциации обучения в системе образования. Профильное обучение.
Требования к компетентности:
· знать сущность процесса обучения и его отличительные признаки; знать и уметь формулировать основные функции процесса обучения; уметь использовать эти знания для решения педагогических задач;
· знать структуру процесса обучения; владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления и контроля процесса обучения;
· знать этапы и уровни усвоения учебного материала; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;
· знать наиболее распространенные виды обучения, уметь соотносить с ними педагогическую действительность и использовать эти знания для решения педагогических задач;
· знать закономерности и принципы процесса обучения, уметь обосновать их значение и владеть способами их системной реализации в педагогическом процессе;
· знать сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, уметь анализировать уровни и средства их реализации в образовательной системе; владеть дидактическими основами их организации в педагогической практике.
Тема 2.3. Мотивация учебно-познавательной деятельности
И ее формирование
Понятие мотивации деятельности. Потребности, мотивы, цели, интересы, эмоции, отношения в структуре мотивационной сферы человека. Учебная мотивация и ее влияние на успешность учебной деятельности. Подходы к классификации учебных мотивов. Осознаваемые и неосознаваемые, внешние и внутренние, социальные и познавательные мотивы учения, их характеристики. Познавательный интерес как основа мотивации учения школьника.
Формирование учебной мотивации как создание условий для появления устойчивых, осознанных, действенных, положительно окрашенных мотивов учения. Методы и приемы стимулирования учебной мотивации. Возрастные особенности формирования мотивации учения. Диагностика уровня развития мотивационной сферы школьника.
Требования к компетентности:
· знать сущность мотивации деятельности и основные компоненты мотивационной сферы человека; уметь использовать эти знания для решения профессионально-личностных задач;
· знать специфику учебной мотивации и особенности ее влияния на учебно-познавательную деятельность личности в разных возрастах; уметь создавать условия для ее реализации в педагогическом процессе;
· уметь диагностировать и анализировать мотивационную сферу обучаемого и использовать эти знания для стимулирования его учебной деятельности;
· знать методы и приемы стимулирования учебной мотивации личности и уметь использовать их для решения педагогических задач.
Как фактор развития личности ученика
Школьная среда как фактор воспитания. Ученический коллектив как высокоорганизованная группа, его основные признаки и функции. Проблемы формирования ученического коллектива: этапы, методы и средства, сущность педагогического руководства на каждом этапе.
Ученик и классный коллектив. Статус ученика в коллективе и развитие его личности. Ученическое самоуправление и его роль в личностном развитии. Общественные молодежные объединения в воспитании школьников.
Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе, его основные функции и содержание деятельности. Диагностика воспитанности личности и классного коллектива. Диагностирование воспитательного процесса.
Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции. Психолого-педагогические основы воспитания в семье. Роль отца и матери в семейном воспитании. Нравственно-психологический климат в семье. Общение родителей и детей, семейные традиции и образ жизни.
Проблемы современной семьи. Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания детей в семье. Взаимодействие школы и семьи.
Требования к компетентности:
· знать особенности школьной среды как фактора воспитания; понимать и уметь обосновать роль ученического коллектива для развития личности; уметь создавать благоприятную атмосферу в коллективе;
· знать механизмы социализации личности в коллективе и уметь анализировать реальность с учетом стадий формирования коллектива, системы его ценностей;
· знать педагогически целесообразные пути формирования ученического коллектива, уметь практически реализовать их в будущей профессиональной деятельности;
· понимать роль общественных молодежных объединений в воспитании школьников и уметь анализировать состояние их работы;
· знать функции и содержание деятельности классного руководителя, осознавать его роль в воспитательном процессе; уметь планировать воспитательную работу с учащимися класса с опорой на возрастные и индивидуальные особенности, уровень развития ученического коллектива;
· уметь осуществлять диагностику воспитательного процесса, уровня воспитанности личности и классного коллектива; уметь использовать ее результаты для решения воспитательных задач;
· знать сущность семьи как первичного воспитательного института, ее типы, психолого-педагогические основы воспитания в семье; уметь обосновать основные функции семьи, роль отца и матери в семейном воспитании;
· понимать сущность педагогической культуры родителей и условия ее обогащения в течение жизни человека; знать различные формы взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей и уметь использовать эти знания для решения педагогических задач.
Проблема формирования положительной Я-концепции
Личности ученика
Понятие «Я-концепции» личности: ее сущность, структура, функции. Роль семьи и школы в формировании Я-концепции личности. Формирование положительной Я-концепции личности учащегося – основная задача педагогов и родителей.
Пути и средства формирования позитивной Я-концепции личности школьника. Педагогическая поддержка самовоспитания учащихся. Влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника.
Требования к компетентности:
· знать сущность и структуру «Я-концепции» личности, понимать ее роль в жизни человека; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью и использовать для решения педагогических задач;
· знать пути и средства формирования положительной Я-концепции личности школьника; владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля воспитательной работы с учащимися по формированию их положительной Я-концепции;
· осознавать влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования.
Основы педагогики общения
Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения и способы их реализации. Речевое поведение учителя. Способы коммуникативного воздействия на ученика: требование, убеждение, перспектива, внушение.
Структура педагогического общения, его этапы. Коммуникативное обеспечение урока. Стиль педагогического общения, его виды и условия эффективного использования. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.
Педагогические конфликты и их преодоление. Стратегии конструктивного разрешения педагогических конфликтов и условия их эффективного использования. Культура педагогического общения. Педагогический такт учителя.
Требования к компетентности:
· знать функции, структуру и роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;
· знать стили педагогического общения, уметь выбирать оптимальный стиль педагогического общения в зависимости от сложившихся условий;
· знатьпричины возникновения педагогических конфликтов в разных возрастах и уметь определять рациональные способы их разрешения в учебно-воспитательном процессе;
· знать составляющие культуры педагогического общения; уметь выбирать адекватные вербальные и невербальные средства для установления и развития контактов между участниками педагогического взаимодействия.
Раздел 4. Профессиональная деятельность педагога
Учитель как личность и профессионал
Характеристика педагогической деятельности, социальные требования к ней, ее творческий характер. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Профессионально значимые качества учителя. Педагогическое мышление. Культура восприятия ребенка.
Педагогическое мастерство как показатель профессионализма педагога. Структура педагогического мастерства. Гуманистическая направленность личности учителя. Профессиональные знания и педагогические способности учителя, их развитие. Саморегуляция учителем своего психического состояния. Педагогическая техника.
Педагогическая акмеология. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство. Роль самообразования и самовоспитания учителя в достижении вершин профессионального роста.
Требования к компетентности:
· знать особенности педагогической деятельности, требования к личности и профессиональной компетентности педагога; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;
· знать сущность и структуру педагогического мастерства учителя и уметь его определять в профессиональной деятельности;
· знать ступени профессионального роста педагога и акмеолого-педагогические основы профессионального совершенствования его личности; уметь адекватно оценивать себя и результаты своей педагогической деятельности с этих позиций;
· понимать значение рефлексии и самоконтроля для личностного и профессионального роста; уметь осуществлять процедуры рефлексии и самоконтроля в педагогической деятельности;
· знать сущность и способы самообразования и самовоспитания, уметь реализовать их в учебной и профессиональной деятельности.
Управление современной школой
Система управления образованием. Уровни и органы управления системой образования и современной школой в Республике Беларусь.
Структура управленческих органов в школе и основные принципы их руководящей деятельности. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Требования к руководителю образовательного учреждения.
Методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителя. Основные формы организации методической работы в школе. Педагогическое самообразование учителя.
Аттестация педагогических кадров. Основные критерии оценки качества педагогического труда.
Требования к компетентности:
· знать сущность управления системой образования и современной школой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;
· знать структуру управленческих органов в школе, функциональные обязанности должностных лиц и принципы их работы; уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;
· понимать роль методической работы в профессиональной деятельности педагога, знать ее основные формы и методы; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования;
· понимать значение аттестации педагогических кадров в повышении качества образования; знать основные критерии оценки качества педагогического труда; уметь адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность с позиций этого знания.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Общие основы педагогики
1. Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.
3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
4. Цель и целеполагание в педагогике.
5. Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.
6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогического процесса.
7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
8. Система образования Республики Беларусь.
9. Современные тенденции развития образования в мире.
10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере отдельной страны).
Дидактика
11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
12. Процесс обучения, его структура и функции.
13. Виды обучения.
14. Система дидактических принципов.
15. Системы и формы организации обучения.
16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
18. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.
19. Методы обучения и их классификация.
20. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
22. Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности.
23. Индивидуализация и дифференциация в обучении.
24. Формирование мотивации учения школьников.
25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
Теория воспитания.
26. Процесс воспитания, его особенности и структура.
27. Принципы воспитания.
28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
30. Формирование мировоззрения школьников.
31. Умственное воспитание школьников.
32. Нравственное воспитание школьников.
33. Эстетическое воспитание школьников.
34. Физическое воспитание в школе.
35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
37. Экологическое воспитание школьников.
38. Технологии и формы воспитательной работы.
39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.
40. Формирование положительной Я- концепции ученика.
41. Методы воспитания и их классификация.
42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.