Теоретико-методологические основы конфликтологии

Объект и предмет конфликтологии

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки — тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия.
Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии — это сама социальная жизнь, всё бесконечное разнообразие реальных конфликтов, от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.

Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:
— причина конфликтов;
— сущность конфликтов;
— различные формы конфликтов;
— динамика конфликтов;
— поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов.

Исторически предметом научного изучения стали конфликтные ситуации между государственной властью и обществом, определенными социальными группами, либо отдельными личностями и властью. Также событийная канва эпохи и специфика времени потребовали от научной общественности сфокусировать свое внимание на изучении социально-экономических, политических, межнациональных, межгрупповых и межличностных конфликтов, изучавшихся в рамках философских, экономических, политологических, психологических и социальных наук. В различных областях, сферах социальных взаимодействий и социальных группах встречаются люди с противоположными потребностями, интересами, позициями, взглядами, основаниями, что рано или поздно порождает противоречивые ситуации, характеризуемые как конфликтные.
Попадая в подобные ситуации, участники конфликтующих сторон каким-то образом находят из них выход. При этом, психология феномена конфликта, анализ его причин, механизмов формирования, развития и разрешения по-прежнему привлекает научно-практический интерес специалистов различных областей социальных взаимодействий.

Существуют некоторые трудности в процессе изучения конфликтологии. Например, среди учёных нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт — норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество так же немыслимо, как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», «если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие учёные считают, что конфликт — опасная болезнь и от неё раз и навсегда надо избавиться, что впереди общество без конфликтов.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные ... обычаи, мода, мораль, нравы. Предмет социальной психологии (по Г.М. Андреевой): Социальная психология изучает закономерности поведения, ...

 

Теоретико-методологические основы конфликтологии

Конфликтология, как теоретико-прикладная дисциплина, позволяет не только обратить внимание на изучении ее теоретических основ (причин возникновения конфликтов, их основных типов и динамических особенностей их развития), применительно к различным формам социальных отношений (в семье, коллективе, между различными социальными общностями и др.).

Но ипреследует сугубо прагматическую цель – нахождение способов управления конфликтом.
Таким образом, основная цель конфликтологов заключается в возможности, на основе изучения феномена конфликтологии, разработать действенные механизмы и технологии влияния и управления разными областями социальных отношений с присущими им конфликтными процессами, что для сферы медико-социальной экспертизы является чрезвычайно важным.
Далее рассмотрим ключевые теоретические положения, термины и основы конфликтологии, необходимые для изучения специфичных для медико-социальной экспертизы конфликтных ситуаций и разработки стратегий их преодоления.
Итак, исследователи Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. считают, что в основе конфликта всегда лежит некое противоречие.
Для анализа и работы с конфликтами необходимо различать конфликтную ситуацию как противоречивость позиции сторон по одному и тому же вопросу, и собственно конфликт как осознанное противоречие между взаимодействующими субъектами (личностями, социальными группами и общностями либо государством и др.), при наличии попыток урегулирования имеющихся противоречий, сопровождающееся определенным эмоциональным контекстом. Субъектами конфликта могут являться не только «физические лица», но и различные коллективы, гендерные, политические, национально-этнические социальные группы, либо учреждения игосударственные организации.

Собственно объект конфликта – это конкретное противоречие, либо интерес, например, за какой-то ресурс (материальный, духовный или социальный), лежащий в основе разногласий и притязаний обеих противоборствующих и претендующих на него сторон. Наряду с реальной объективно существующей причиной, предметом конфликта может быть ложный (скрытый) объект, зачастую маскирующий истинную причину конфликта, и формирующий повод (инцидент), в дальнейшем провоцирующий сам конфликт.

Современные конфликтологии предлагают следующую формулу возникновения конфликта:


КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ


Этапно конфликт возникает и начинается с конфликтной ситуации, характеризуемой как первоначальная, предконфликтная стадия. В данной формуле наглядно обозначено, что конфликтная ситуация и непосредственно инцидент независимы друг от друга. Конфликт возникает лишь в том случае, если к ситуации, квалифицированной как конфликтная, присоединяется инцидент.
Структурно конфликт может быть представлен тремя этапами:


НАЧАЛО — РАЗВИТИЕ — ЗАВЕРШЕНИЕ


Маркером и внешним проявлением существования конфликтной ситуации является состояние психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях субъектов конфликтующих сторон.


Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1) предконфликтная ситуация (латентный период);
2) собственно конфликт:
— инцидент (старт конфликта),
— эскалация (развитие) конфликта,
— завершение конфликта;
3) постконфликтный период.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ... переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов ...


В прикладном смысле чрезвычайно важно оценивать риски и возможности предконфликтной ситуации, которая, по сути, не являясь в полной мере конфликтом, фактически является возможностью его реализации, развития, либо урегулирования.
Современные конфликтологи считают, что предконфликтная ситуация важный этап в управлении конфликтами, так как представляет собой гипотетическую возможность реализации, а не действительный факт конфликта. Предконфликтный период характеризуется накоплением факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.
В предконфликтной ситуации конфликтующие стороны еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Предконфликтная ситуация либо создает реальную возможность и предпосылку для реализации конфликта, либо дает возможности его мирного (или относительно мирного) разрешения и урегулирования.
Адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала стадии открытого конфликта. Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт, когда наличие противоборства становится очевидным всем, что, например, можно наблюдать в случае затяжного конфликта.


Вопрос №6: Методы изучения конфликтов.

Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.

Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.

Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно-научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно – функциональный;

2) процессуально – динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Вопрос №7: Конструктивное и негативное (деструктивное) воздействие конфликта.

Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности.

Простые патологические формы конфликтности: бойкот; саботаж; травля (преследование); словесная и физическая агрессия.   Сложные: протест; бунт; революция; война  

 

 

Конструктивность, как правило, сужается до понятия «социальной нормы». Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей

· Это такие как:

· неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

· уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

· абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

· представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

· сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

· увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

· смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

· возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

· отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

· подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

· степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

· следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы).

Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Вопрос № 8: Конфликт как вид критических жизненных ситуаций


Конфликт как вид критических ситуаций, является и одним из типичных видов критических ситуаций, и одновременно тесно связан с каждой из них. Конфликты всегда связаны со стрессом, и практически всегда при этом проявляются фрустрированность, неудовлетворенность, стрессовость и кризисность определенного периода либо ситуации в жизни человека. Конфликты являются одновременно и причинами, и предметом, и, наконец, следствием (как позитивным, так и негативным) различных критических ситуаций в жизни человека.

Стресс— неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Фрустрация определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достижения цели (удовлетворения потребностей) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера: физического (лишение свободы), биологического (болезнь, старение), психологического (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурного (нормы, правила, запреты).

С точки зрения нарушений в сфере поведения фрустрация может проявляться в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).

Однако не всякая фрустрация приводит к конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворением потребностей, должны перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий.

Кризис характеризует состояние, порождаемое возникшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкого человека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса и т. п.).

Различают два типа кризисных ситуаций в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в реализации последующей жизни. Кризис первого типа представляет собой серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные цели, планы, оставляя как единственный выход из положения модификацию личности и ее смысла жизни.

Ф. Василюк называет процесс преодоления критических ситуаций переживаниями, наполняя этот термин новым смыслом. До сих пор это понятие связывалось с переживанием—созерцанием, эмоцией, отражающей в сознании субъективное отношение к вызвавшему ее фактору. Он же рассматривает переживание как внутреннюю интеллектуально-волевую работу по восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования («производство смысла») в критической ситуации.

Понятие депрессий

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими на ЦНС), уходит «с головой» в работу.

Причины депрессии

Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идет о реактивной депрессии. Если ее причины недостаточно очевидны, то такая депрессия называется эндогенной. Она связана с нарушениями уровня нейромедиаторов — веществ, близких к гормонам и выполняющих многочисленные существенные функции в мозгу. Наиболее важную роль отводят серотонину, влияющему на сознание и настроение, норадреналину и дофамину.

Считается, что при биполярном аффективном расстройстве в организме появляются излишки натрия (которые выводят, назначая больному соли лития).

Склонность к депрессии бывает обусловлена генетически. Вероятно, острые депрессивные состояния возникают под влиянием составной части гена, ответственного за образование белка, транспортирующего серотонин.

Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы.

Формы депрессии

Депрессии классифицируют по разным критериям. Речь идет, в частности, о зимней, послеродовой и скрытой депрессии, симптомы которой скрыты под различными физическими недомоганиями. Различают монополярное депрессивное и биполярное аффективное расстройства. Второе также определяют как маниакально-депрессивный синдром.

Монополярное расстройство имеет различные степени интенсивности — от пониженного настроения и чувства растерянности до отказа от какой-либо жизненной активности.

При биполярном расстройстве упадок настроения чередуется с эйфорией, иногда с периодами относительного равновесия в промежутках. Мания характеризуется сильным психомоторным возбуждением, чувством всемогущества, необычайной быстротой реакции, лихорадочностью мышления, проявляющейся в говорливости. При маниакальном состоянии у больных отсутствует потребность во сне, иногда понижается аппетит, они не в состоянии реалистично оценивать свои возможности и предвидеть последствия своих поступков. Иногда мания проявляется в форме гипомании, то есть слабовыраженного состояния повышенного настроения, менее вредного для больного и его близких, но более сложного для диагностирования. Мания и гипомания очень редко являются единственными проявлениями болезни.