Тема 2. Я как будущий психолог

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Авторы: Слепкова В.И., Степанова Л.Г.,

Фурманова Н.В.

Психологический тренинг: самостоятельная работа студентов

Практические рекомендации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. тренинг личностного роста 5

II. социально-психологический тренинг общения 15

III. релаксационный тренинг 23

ЛИТЕРАТУРА 33

Введение

Тренинговая форма обучения, моделирующая ключевые содержательные и функциональные моменты деятельности практического психолога, позволяет использовать активные методы обучения для становления профессионального самосознания, развития профессионально-личностных качеств будущих специалистов.

Личностная зрелость, состояние психического здоровья психолога являются системообразующими факторами его профессиональной позиции, инструментами эффективности его профессиональной деятельности. Профессиональное взаимодействие психолога с другим человеком опирается на личностный опыт самопознания, самораскрытия.

Творческий характер тренинговой формы работы, насыщенность тренинга личностно-значимыми событиями, организация безопасного, поддерживающего взаимодействия с другими обеспечивают наиболее короткий и эффективный, с точки зрения временных затрат, путь приобретения личностного опыта, организация личностно-профессионального роста будущих психологов.

Цель психологического тренинга: актуализация их творческого потенциала студентов, наполнение профессиональной деятельности личностным смыслом.

Задачи:

— исследование участниками групп различных сторон собственной личности;

— осознание и получение опыта переживаний существующих различий между внутренним Я и ролевым поведением;

— развитие эмпатии и аутентичности;

6 стр., 2904 слов

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

... Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов 10 баллов (черезмерно отлично) – заслуживает студент, который показал всесторонние ... средствами познания, обучения, самокнтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции; - ... 191 с. 20. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации ...

— повышение социально-психологической компетентности участников;

— развитие профессионального самосознания и Я-концепции будущих психологов;

— приобретение умений проведения релаксационных процедур.

Представленные в пособии задания предназначены для самостоятельного выполнения студентами заочной формы обучения в межсессионный период.

Задания 1 раздела «Тренинг личностного роста» и 2 раздела «Социально-психологический тренинг» выполняются студентами в письменном виде в форме рефлексивного дневника и предоставляются преподавателю.

Задания 3 раздела «Релаксационный тренинг» предполагают изучение теоретического материала (литература указана в пособии).

В данном разделе также содержатся упражнения, требующие индивидуального выполнения и описания полученного опыта в рефлексивном дневнике.

I. Тренинг личностного роста

Тема 1. Моя будущая профессия.

Задание 1.

Напишите 5 вопросов, которые вы бы задали психологу.

Прочтите их.

Ответьте, какими качествами должен обладать человек, что он должен знать и уметь, чтобы ответить на эти вопросы.

Задание 2.

Представьте себя в роли рекламного агента психологической службы.

Ваша задача: составить рекламный листок об услугах психологической службы.

Придумайте девиз рекламируемой вами организации, который бы отражал ее миссию.

Задание 3.

Проанализируйте предложения, приведенные ниже. По каждому из них напишите свое мнение

  1. Психолог работает только с психически больными людьми.
  2. Психолог все знает и насквозь видит человека.
  3. Психолог может решить все проблемы.
  4. Женщина-психолог — не психолог, мужчина-психолог — не мужчина.
  5. У самого психолога нет проблем.
  6. Психолог должен быть психологом всегда и везде.
  7. Психолог устроен таким образом, что получает удовольствие от бесплатного выслушивания всех и каждого.
  8. Психолог — развлечение для богатых людей.
  9. Психолог может зомбировать окружающих, внушать им свои мысли, поэтому к нему следует относиться настороженно, и т. п.

Тема 2. Я как будущий психолог

Задание 1. Кто Я, какой Я.

9 стр., 4393 слов

Задания для самостоятельной работы 3

... запишите. 3 балла – студент провел исследование своей личности и своих профессиональных позиций в соответствии с инструкцией ... позицию. 0 баллов – студент не выполнил задание. Задание 2. Количество часов – 2 (максимальная ... в системе непрерывного образования / Е. Емельянова // Школьный психолог. - 2010. - № 22. - C. 17 ... совету старших полезно прислушиваться». Далее написаны ти­пичные фразы учителей и ...

Задание выполняется в три этапа.

Этап 1. Инструкция: «Возьмите листок бумаги и напишите вверху 2 вопроса: „Кто Я? Какой Я?“. Ответы запишите в столбик. Это могут быть слова, фразы, предложения. Не оценивайте их. Пишите то, что приходит в голову. Таких характеристик-ответов должно быть не менее 15».

Этап 2. Инструкция: «Прочтите еще раз то, что вы написали о себе, теперь из 15 определений выберите 5−6 наиболее важных, тех, которые наиболее характерны для вас. Подумайте, может быть, некоторые ваши характеристики вы сможете объединить в одну общую. Запишите их».

Этап 3. Инструкция: «А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что наступила волшебная ночь. За эту ночь исчезли все препятствия на вашем пути. Все стало возможным, дости­жимым. Какими вы видите себя? Откройте глаза и запишите 5−6 своих характеристик из воображаемого будущею. Итак, какими бы вы ста­ли, если бы все было возможно?»

После выполнения всех шагов задания опишите, как выполнялись вес 3 этапа упражнения, какие возникали чувства, мысли.

Задание 2. Карта будущего.

Инструкция: «Вам предстоит составить карту своего будущего. Для этого подумайте и напишите самые важные и актуальные для вас цели, к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. На карте обозначьте промежуточные „пункты-цели“, „транспортные средства“, при помощи которых вы будете достигать поставленных целей. Нарисуйте улицы и дороги, по которым вы будете идти».

10 стр., 4543 слов

Практическое задание № 9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... обозначены буквами – а, б, в) и записать соответствующий балл в протокол. Рекомендуется следующая шкала оценки: ... соревнованиях; б) систематическое выполнение всех намеченных упражнений (заданий) в течение тренировочного занятия, посещение дополнительных занятий, ... успешное преодоление неблагоприятных представлений и мыслей, возникающих в связи с высоким результатом соперника (особенно если это ...

Опишите:

  1. Как вы будете добираться к своим целям?
  2. Какие препятствия вам предстоит преодолеть?
  3. На какую помощь вы можете рассчитывать?
  1. Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?
  1. Как сочетаются цели друг с другом?
  2. Какие чувства у вас вызывает ваша карта?

Задание 3. Каким должен быть психолог?

Инструкция: «Представьте, что вы — комиссия, которой предстоит создать и утвердить список качеств и личностных характеристик, которыми должен обладать психолог-консультант, а также характеристик, являющихся противопоказаниями к этой работе».

Все личностные качества и характеристики запишите в два столбца: в один — необходимые, в другой — нежелательные.

Подумайте и отметьте те качества, которые у вас присутствуют, от каких хотелось бы избавиться, а какие развить.

Тема 3. Мои сильные и слабые стороны.

Задание 1. Утраченные иллюзии.

Инструкция: «Каждый из нас на протяжении всей жизни сталкивается с задачей создания адекватной картины мира, которая помогала бы жить с радостью и оптимизмом и приносить пользу.

Представления о мире у всех очень разные, и если наш созданный нами образ входит в конфликт с реальностью, мы испытываем нега­тивные чувства. Поэтому целесообразно работать над тем, чтобы наши представления не расходились с реальностью. Для этого иногда необ­ходимо расстаться с определенными иллюзиями.

Любой из нас может назвать множество иллюзий, от которых он избавился в ходе своей жизни. И вполне возможно, что наша картина мира с течением времени становится яснее и реалистичнее. Учиться — это значит, помимо всего прочего, уметь от чего-то отказываться. И когда мы осознаем, от чего мы уже смогли отказаться, у нас прибавля­ется энергии для личностного развития.

4 стр., 1943 слов

Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая психология»

... записать замечание в дневник, позвонить родителям и пр.; в) Обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий ... себя жестко: опоздавших не пускать, но предложить им написать контрольную работу на дополнительном занятии. 16 Задача В классе ... позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей — вчера и сегодня, показав им неожиданные ...

Составьте перечень своих утраченных иллюзий, относясь к ним с уважением. Запишите их на отдельном листе бумаги".

Напишите:

  1. О своих чувствах по поводу расставания с иллюзиями.
  2. Какой новый опыт вы получили?

Задание 2.

Закончите приведенные ниже начала предложений. Отвечайте самой первой пришедшей на ум фразой, не оценивая ее.

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мне очень трудно забыть, но я…

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

Мне бывает стыдно, когда я…

Особенно меня раздражает то, что я…

Мне особенно приятно, когда меня…

Иногда люди не понимают меня, потому что я…

Когда я был (а) маленьким (ой), я часто…

Мои родители…

Мои друзья…

Наступит тот день, когда…

Скоро я…

Я не могу забыть…

Бывало, что я…

Самый радостный день в моей жизни…

Моя мечта…

Больше всего я хотел быв жизни…

Смерть…

Жизнь…

Когда я думаю о будущем…

Самый грустный день в моей жизни…

Раньше я…

Мои планы…

Если б я мог (ла)…

Меня беспокоит…

Мне интересно…

Однажды меня напугало то, что…

Я всегда хотел (а)…

Скрываю…

Я мог (ла) бы быть очень счастливым, если бы…

Дома…

Моя семья…

Я радуюсь…

Напишите, какие фразы особенно вас взволновали?

Задание 3. Без маски

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... — преимущественно на поле нозологии, но не в жизни здорового человека. В 1994 — 1995 годах по заданию Совета безопасности группа медицинских экспертов (профессор Д ... общей культу­ры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спор­та ...

Инструкция: «Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой колонке заполните графу «мои слабые стороны». В правой ко­лонке соответственно «мои сильные стороны». Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами в настоящее время на занятии. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству. Вы должны их обязательно найти.

Напишите:

  1. Какую из колонок было легче заполнять? Почему?
  2. Какую запись хотелось бы продлить?
  3. Как вы думаете, почему это происходит?

Тема 5. Я глазами других

Задание 1. Запомните, что такое «обратная связь» и каковы правила ее использования.

Обратная связь — это сообщение партнеру по общению того, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какой отклик вызывает у тебя его пове­дение.

Обратная связь — это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек. Это в большей мере информация о тебе в связи с этим человеком.

При подаче обратной связи соблюдай правила:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;
  2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в форме вопроса спросить, что он смог бы при желании в себе изменить;
  1. Не давай оценок;
  2. Не давай советов;
  3. Используй технику «Я-высказываний» вместо «Ты-высказываний».

Пример 1. Обратная связь в виде «Ты-высказывания»: «Мне кажет­ся, ты обращаешь слишком большое внимание на „минусы“ и не ви­дишь положительных возможностей, которые есть у каждого челове­ка…»

Пример 2. Обратная связь в виде «Я-высказывания»: «Я расстраи­ваюсь, когда вижу, как человек все свое внимание обращает на „мину­сы“, не видя своих положительных возможностей или „плюсов“. Мне кажется, нам надо срочно учиться искать эти „плюсы“ и в себе, и в си­туации…»

8 стр., 3529 слов

1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства,

... значимые поступки. В общении выделяются следующие аспекты: Цель. Содержание. Средства. Цель общения - это то, ... 1. Психологическая сущность общения: понятие, мотивы, цели, средства, содержание, функции. Подходы к пониманию общения Общение - сторона деятельности ( ... удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели установления, расширения и укрепления межличностных ...

Напишите несколько примеров «Я-Высказываний» и «Ты-высказываний».

Тема 5. Возвращение в детство.

Задание 1. Ваше имя.

Напишите, как так случилось, что вас назвали вашим именем.

Что обозначает ваше имя?

Как вас называли в детстве родители, друзья, знакомые?

Вспомните свои детские клички и прозвища.

  1. Какое из ваших имен, кличек, прозвищ было самым любимым?
  2. Какое не нравилось?
  3. Изменилось ли отношение к имени теперь?

Задание 2. Любимая игрушка детства.

Напишите рассказ о своей любимой детской игрушке.

1. Как она появилась у вас?

2. Как вы обращались с ней? Сохранилась ли она?".

3. Какие чувства вызвали это воспоминание.

Задание 3.

Есть такое выражение: «Все мы родом из детства».

Подумайте и запишите те ваши качества, личностные характеристики, которые сохранились у вас и в настоящее время. Как вы к ним относитесь?

Тема 6. История семьи

Задание 1. Семейная метафора.

«Вся жизнь человека проходит в семье. Если вам уда­ется увидеть, услышать и/или прочувствовать отношения, сложившие­ся в родительской семье, то вы можете гораздо более успешно продвигаться в своем личностном развитии, более эффективно строить собственные семейные отношения. В течение 2−3 минут представьте отношения в родительской семье в виде метафоры (название сказки, посло­вица, поговорка, притча, басня, слова из песни и т. д.)».

Запишите ответ на следующий вопрос.

Хотелось бы вам сохранить и перенести данную метафору на собственные семейные отношения (предполагаемые, либо уже существующие) или, напротив, хотелось бы что-то изменить?

Тема 7. Значимые события и значимые другие

Задание 1. Круг влияний.

Начертите небольшой круг в центре листа. Впишите в него свое имя. Расположите вокруг людей, которые оказали влияние на ваше взросление и воспитание до 18 лет. Их воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Проведите линии к этим людям от ваше­го круга. Чем их влияние больше, тем соединительные линии должны быть толще и короче. Чем влияние меньше, тем линия длиннее и тоньше.

Напишите:

  1. Имена этих людей.
  2. Их роль по отношению к Вам (мать, отец, друг, учитель и т. д.)
  3. Прилагательное или короткую фразу, описывающую ваши взаимоотношения с ними.

Запишите:

  1. Какие чувства у вас возникали во время выполнения упражнения?
  2. Каково место родителей среди значимых других?

Были ли какие-то открытия?

Задание 2. Благодарность духовным родителям.

Инструкция: «У каждого из нас в жизни есть люди, которые нас под­держивали и помогали нам развиваться. Они любили нас, ценили и учили, были внимательны к нашим успехам и провалам. Таких людей можно назвать духовными родителями, и не так важно, сколько им лет. Некоторые из них, возможно, были членами вашей семьи, другие нет. С одними вы общались подолгу, с другими — встречи были кратковременными. От них вы перенимали те или иные качества, их глазами смот­рели на мир. Запишите имена, которые вам вспоминаются… Теперь выберите из них несколько человек и напишите им слова благо­дарности. В этих кратких посланиях выразите то, что вам хотелось бы сказать им сегодня. Кем вы стали? Чем они вам помогли?»

Напишите:

  1. Что дают человеку духовные родители?
  2. Представьте, что в вашей жизни не было таких людей. Каким бы вы стали? Что могло бы быть?

Тема 7. Жизненные стратегии и жизненные перспективы

Задание 1. Мои потребности.

Запишите вопрос: «Без чего я не мыслю своей жизни?» Далее перечислите то, отсутствие чего в жизни сделает ее невыносимой (1, 2, 3…).

После выполнения задания запишите свои мысли и чувства, которые вызвало выполнение этого задания. Обратите внимание на то какое место занимает в вашем списке ваша профессиональная деятельность и подготовка к ней.

Задание 2. Жизненные перспективы.

Возьмите листок бумаги, разбейте его на 4 колонки и озаглавьте их: 1 — «Мои цели», 2 — «Их важность для меня», 3 — «Мои действия», 4 — «Мои ресурсы».

Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течение недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, например, чего бы вы хотели до­стичь через 5, 10 лет.

Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые).

В третьей колонке обозначьте те действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели.

В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного.

Сформулируйте утверждение о самой важной цели. Утверждение — это краткое заявление о том, чего хочет человек. Чтобы быть эффективным, утверждение должно быть:

— конкретным;

— кратким;

— сформулированным позитивно;

— включать собственные действия, собственные качества, необхо­димые изменения в вас самих, а не в других людях;

— написано в настоящем времени, как реально существующее.

Задание 3. Закончите следующие предложения:

1. Выполнение домашних заданий было для меня…

2. Самым трудным для меня было…

3. Самым неприятным для меня было…

4. Самым приятным для меня было…

5. Самым интересным для меня было…

6. В результате выполнения домашних заданий произошли (не произошли) изменения…

7. Думаю, что мне удалось преодолеть…

8. В процессе выполнения упражнений я осознал (а)…

II. Социально-психологический тренинг общения

Тема 1. Я в общении. Стили общения.

Задание 1. Наблюдение и анализ стилей общения.

  • Выберите кого-то из ваших знакомых и попробуйте описать его характерный стиль в ситуации делового и личного общения.
  • Сравните их стили общения с вашим. Чем они похожи? В чем основные различия?
  • Какими преимуществами, помогающими достичь цели в общении, обладаете вы?
  • Определите ваши труд­ности и ошибки в межличностном взаимодействии с другими.
  • В какой ситуации: делового или личного общения вы чувствуете себя наиболее комфортно?

Задание 2. Определение трудностей и ошибок в межличностном взаимодействии.

А).

Попросите вашего друга или одногруппника побеседовать с вами в течение приблизительно 6 минут. Первые 1,5 минуты беседуйте, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты — сидя лицом друг к другу.

Опишите:

1. Какое положение было для вас наиболее комфортным, а какое наименее комфортным для общения?

2. Почему для установления и поддержания контакта в общении важно сохранение равенства позиций участников разговора?

Б).

Побудите другого человека что-либо сделать за вас.

Для этого мысленно поставьте себя на его место. Например, на место одного или нескольких ваших одногруппников. Подумайте, как бы вы могли обратиться к каждому, учитывая его личностные особенности. Запишите все возникающие варианты, а затем обсудите их с реальными людьми. В ходе обсуждения составьте перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Напишите:

  1. Удалось ли понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора?
  2. Был ли установлен эмоциональный контакт?
  3. Были ли вы уверены в себе и достаточно открыты для беседы?
  4. Насколько четко вы изложили причины побуждения?
  5. Запишите в свой дневник основные ошибки и трудности, которые вы обнаружили в общении. Определите на основании их зоны ближайшего развития.

Тема 2. Средства общения

Задание 1. Развитие невербальных средств общения.

Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом.

Опишите:

1. Легко ли вам удалось выполнить задание?

2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание?

3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта?

4. Какие индивидуально-психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения?

5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения?

6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации?

7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?

Тема 3. Виды слушания.

Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника.

Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный.

Опишите поведение каждого участника диалога.

1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас?

2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога?

3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога?

4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон?

5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы?

6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?

Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.

Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.

Напишите:

1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы?

2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?

3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей со­беседника)?

4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения.

Тема 4. Обратная связь в общении.

Задание 1. Развитие перцептивных и сензитивных способностей.

Оцените свои способности давать обратную связь по 10-балльной шкале по следующему списку правил ее предоставления.

Обратная связь:

1. относится к поведению, а не личности адресата;

2. формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента;

3. дается по поводу происходящего «здесь и теперь» в группе, а не «там и тогда», в прошлой жизни участников группы;

4. используется в виде «Я-высказываний» вместо «Ты-высказываний»;

5. предоставляется непосредственно адресату, а не через третье лицо;

6. исключает советы;

7. предоставляется сначала с «положительным» содержанием, и толь­ко потом — с «отрицательным».

Напишите:

  1. С какими правилами вы согласны в большей степени?
  2. Какие не принимаются?
  3. Можно ли пополнить перечень этих правил?
  4. Каков ваш опыт использования этих знаний в жизни, в межличностном общении в группе?

Тема 5. Эмоции и чувства в общении

Задание 1. Развитие умений и навыков вербализации чувств, восприятия и понимания эмоциональ­ного состояния партнера по общению.

Вспомните любую ситуацию, в которой вы переживали сильные чувства.

Назовите эти чувства. Опишите свое поведение, включая мимику, жесты, телесные ощущения при его переживании. Как вы ведете себя, когда переживаете злость, раздражение, гнев? Какие наиболее характерные телесные позы, мимику, жесты вы используете при этом? Как переживаются вами стыд, вина, смущение, грусть, волнение, радость, интерес и т. п. Выражение каких чувств вам проще всего понять при наблюдении за другим человеком? При выражении каких чувств вам сложнее всего находиться рядом с другими людьми (в ситуации, когда вы сами их испытываете и когда их испытывают другие), например, когда вы злитесь или другой человек злится на вас (на других).

Какие чувства вы испытываете при переживании другими стыда, грусти, нежности, зависти и т. п. Всегда ли вам понятно эмоциональное состояние вашего собеседника? Что вы делаете, чтобы его понять?

Задание 2 Осознание влияния эмоций на поведение человека.

Напишите небольшое эссе на тему «Зачем мне нужны разные чувства?»

1. Какие чувства мы чаще всего скрываем от других людей?

2. Почему так важно переживать разные чувства? Для чего они нужны?

3. Почему необходимо некоторые чувства сдерживать и не демонстрировать другим людям или в определенных обстоятельствах?

Задание 3. Осознавание и вербализация своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние и осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это состояние (упражнение выполняется перед зеркалом).

Постарайтесь описать свое состояние как можно детальнее. Сделайте это вслух или на бумаге.

Подумайте некоторое время и скажите, какие у этого состояния цвет, форма, объем. Нарисуйте его.

Опишите, почему вы выбрали этот цвет и форму изображенного переживания.

Задание 4. Развитие сензитивности в общении.

Вспомните любое событие, которое вы наблюдали или в котором вы непосредственно участвовали и человека, чье эмоциональное состояние вас потрясло или удивило. Опишите его поведение.

  • Какое эмоциональное состояние он переживал?
  • Легко или сложно вам было понять это?
  • На какие вербальные и невербальные способы выражения вы ориентировались?
  • Какое впечатление на вас это произвело?
  • Какие чувства других людей вам сложно переносить?
  • Какие чувства вы сами обычно не демонстрируете другим?

Задание 5. Развитие эмоциональной чувствительности и эмпатиии.

Вспомните кого-то из близких вам людей и его состояние в последнюю вашу встречу. Подумайте, какой цвет вы бы присвоили его эмоциональному переживанию. С каким цветом чаще всего ассоциируются окружающие вас люди?

Напишите небольшое эссе на тему «Как понимание чувств других людей влияет на ваши отношения»

Тема 6. Проблемы в общении.

Задание 1. Овладение основными понятиями: конфликтная ситуация, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт.

Опишите основные разногласия сторон в наблюдаемой вами когда-либо конфликтной ситуации, участником которой вы не были.

  • Как вели себя участники конфликта?
  • Какие эмоции они выражали, а какие сдерживали при выяснении отношений?
  • Удалось ли им урегулировать конфликт?
  • За счет чего (кого?) это удалось сделать?

Напишите им свои пожелания, которые, на ваш взгляд, помогли бы им в дальнейшем эффективно разрешать межличностные конфликты.

1. Чем межличностный конфликт отличается от внутриличностного?

2. Какой из них труднее урегулировать?

3. Как может помочь психолог человеку, испытывающему внутриличностный конфликт?

Задание 2. Осознание индивидуальных стратегий поведения в конфликтной ситу­ации.

Напишите:

1. Что такое конфликт «отцов и детей»?

2. Почему его порой сложно решить?

3. Какие установки мешают обеим сторонам?

4. Что вам мешает/помогает договориться с вашими родителями?

5. Опишите наиболее популярные стратегии поведения в конфликтной ситуации, которые используете вы?

6. Какими стратегиями чащу всего пользуются ваши родители?

7. Помогают они решать или усугублять конфликт?

8. Что бы вы посоветовали самому себе изменить в стратегии поведения?

Задание 3. Осознавание ресурсного поведения в конфликтной ситуации.

Вспомните любую конфликтную ситуацию, участником которой были вы.

Напишите:

  1. Какие стратегии решения конфликта вы использовали?
  2. Помогло ли это разрешению конфликтной ситуации?
  3. Какие способы решения конфликта и какое поведение вы никогда не используете?
  4. Легко ли вас уговорить согласиться с мнением другого человека даже, если вам оно не выгодно?
  5. Часто ли вам приходится ругать себя за «мягкотелость» или, наоборот, за чрезмерные напористость и агрессивность после того, как конфликт уже произошел?
  6. Что бы хотели изменить в своем поведении во время конфликта?

Тема 7. Коммуникативная компетентность в профессиональном взаимодействии

Задание 1. Оцените собственные результаты развития социально-психологической ком­петентности.

Напишите:

1. Чего вам еще не достает, чтобы считать себя компетентным в общении?

III. Релаксационный тренинг

Тема 1. Теоретические основы релаксационного тренинга

  1. Рассмотрите понятие «релаксация». Определите цель и задачи релаксационного тренинга.
  2. Рассмотрите поведенческую психотерапию как методологическую базу релаксационного тренинга.
  3. Изучите историю применения методов релаксации в психологической и психиатрической практике.
  4. Изучите физиологические основы процесса релаксации.
  5. Рассмотрите показания и противопоказания к занятиям релаксационного тренинга.
  6. Изучите метод произвольного самовнушения по А. Куэ (историческая справка о создании метода; применение метода в современных условиях; характеристики метода; анализ типичных ошибок при составлении формул активного самовнушения).
  7. Опишите области применения релаксационного тренинга, в том числе и в практике психолога.

Литература

  1. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. — М., 1981. — С. 13−29.
  2. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. — Минск, 1999. — С. 22−54.
  3. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 12−56.
  4. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона: психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. — Минск, 1996. — С. 7−26.
  5. Федоров, А.П. Методы поведенческой психотерапии / А.П. Федоров. — Л., 1987. — С. 21−43.

Тема 2. Введение в релаксационный тренинг

  1. Изучите основные позы для выполнения релаксационных упражнений («кучер на дрожках», поза смерти (шавасана) и ее разновидности).
  2. Опишите свой опыт их использования. Удалось ли вам сосредоточить мысли и внимание на каком-либо одном представлении, расслабиться? Были ли на моменты, когда вы ощущали дискомфорт, переживали неприятные или неожиданные для вас чувства и состояния?

Литература

  1. Бокатов, А. Детская йога / А. Бокатов, С. Сергеев. — Киев, 1999. — С. 56−72.
  2. Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов / В.Г. Верещагин. — Минск, 1982. — С. 22−39.
  3. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г. Е. Мазо. — Минск, 1987. — С. 34−62.
  4. Клейнзорге, Х. Техника релаксации / Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. — М., 1966.
  5. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 24−51.
  6. Мазо, Г. Е. Аутогенная тренировка в режиме труда / Г. Е. Мазо. — Минск, 1992.
  7. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007.
  8. Руководство по психотерапии; под ред. В.Е. Рожнова. — Ташкент, 1985. — С. 29−52.
  9. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. — Кишинев, 1990. — С. 19−37.
  10. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. — М., 1999. — С. 24−95.

Тема 3. Прогрессивная мышечная релаксация по э. Джекобсону

  1. Изучите концептуальные основы метода прогрессивной мышечной релаксации.
  2. Рассмотрите показания и противопоказания к применению.
  3. Изучите детский вариант прогрессивно-мышечной релаксации, особенности его проведения.
  4. Проведите технику прогрессивной мышечной релаксации самостоятельно и опишите свой опыт. Удалось ли вам достигнуть произвольного расслабления мышц в покое? Удалось ли вам путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у вас наиболее всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страх, тревога, волнение, смущение)?

Литература

  1. Ахмедов, Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания (история, теория, практика) / Т.И. Ахмедов, М.Е.Жидко. — М.; Харьков, 2003. — С. 616−618.
  2. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г. Е. Мазо. — Минск, 1987.
  3. Клейнзорге, X. Техника релаксации / X. Клейнзорге, Т. Клюмбиес.- М., 1965.
  4. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. — М., 1981.
  5. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. — Минск, 1997. — С. 98−100.
  6. Мазо, Г. Е. Аутогенная тренировка в режиме труда / Г. Е. Мазо. — Минск, 1992.
  7. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона: психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. — Минск, 1996. — С. 31−58.
  8. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007.
  9. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. — Кишинев, 1990. — С. 29−45.
  10. Эверли, Дж.С. Стресс: природа и лечение / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд; пер. с англ. В.В. Храмелашвили. — М., 1985.

Тема 4. Произвольная регуляция дыхания

  1. Какова цель произвольного регулируемого дыхания?
  2. Изучите четвертую ступень Хатха-йоги (пранаяма).
  3. Какие существуют рекомендации по выполнению дыхательных упражнений?
  4. Изучите три основных типа дыхания.
  5. Проведите следующие упражнения:
  • Упражнение «Волны гравитации»: закройте глаза, почувствуйте, как в ритме дыхания тело становится легче и легче, а на выдохе мышцы наливаются тяжестью, оттягивая вниз.
  • Упражнение 2. Закройте глаза и все свое внимание обратите на брюшную стенку, при этом руки положите на живот. Фиксируйте свое внимание на движении брюшной стенки.
  • Упражнение 3. Закройте глаза и про себя считайте вдохи и выдохи по возрастающей, а потом по нисходящей.

Опишите свой опыт.

Литература

  1. Бокатов, А. Детская йога / А. Бокатов, С. Сергеев. — Киев, 1999. — С. 56−72.
  2. Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов / В.Г. Верещагин. — Минск, 1982. — С. 22−39.
  3. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г. Е. Мазо. — Минск, 1987. — С. 34−62.
  4. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 24−51.
  5. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. — Кишинев, 1990. — С. 19−37.

Тема 5. Медитативные техники релаксации

  1. Рассмотрите понятие о медитации (древнеиндийская система йоги, дао (Китай), дзад-зен (Япония)).
  2. Изучите виды медитации (медитация на мантрах, медитация на янтрах (зрительная концентрация), сосредоточение на физических действиях (дыхательные упражнения), решение парадоксальной задачи, медитация-визуализация (образная релаксация)).
  3. Какие общие правила техники медитации вы знаете?
  4. Изучите основные позы для занятий медитацией (позы для сидения: поза полулотоса (ардхападмасана), поза лотоса (падмасана); поза лежа — поза смерти (шавасана)).
  5. Проведите следующие упражнения:
  • Упражнение «Шар» с целью развития и улучшения способности сосредотачиваться.
  • Упражнение 2. Медитация на мантре: каждый раз на выдохе скажите про себя слово «раз» (р-а-з) или слово «покой» (по-кой), не двигая губами (время выполнения — 1 минута).
  • Упражнение 3. Медитация на зрительном образе («пляж»).

Опишите свой опыт.

Литература

  1. Ахмедов, Т.И. Медитация: путь к себе / Т.И. Ахмедов. — М; Харьков, 2005.
  2. Ахмедов, Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания (история, теория, практика) / Т.И. Ахмедов, М.Е.Жидко. — М.; Харьков, 2003. — С. 665−668, 660−714.
  3. Бокатов, А. Детская йога / А. Бокатов, С. Сергеев. — Киев, 1999. — С. 73−89.
  4. Верещагин, В.Г. Физическая культура индийских йогов / В.Г. Верещагин. — Минск, 1982. — С. 40−54.
  5. Дыхательная методика Кацудзо Ниши. Практика и комментарии. — СПб, 2005.
  6. Клейнзорге, Х. Техника релаксации / Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. — М., 1966.
  7. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. — М., 1981.
  8. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. — Минск, 1997. — С. 101−116.
  9. Левис, Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс / Ш. Левис, Ш. К. Левис. — СПб: Питер Пресс, 1996.
  10. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 52−71.
  11. Маршак, М.Е. Регуляция дыхания у человека / М.Е. Маршак. — М., 1961.
  12. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейнуотер. — М., 1992.
  13. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007.
  14. Федоров, А.П. Методы поведенческой психотерапии / А.П. Федоров. — Л., 1987.
  15. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. — Кишинев, 1990. — С. 38−45.

Тема 6. Аутогенная тренировка по и.Г. Шульцу

  1. Изучите историю создания метода и эффекты АТ.
  2. Рассмотрите понятие об аутогенном состоянии, условия его возникновения, уровни аутогенного погружения, а также показания и противопоказания.
  3. Опишите свой опыт использования аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу 1-ой ступени (воздействие на шесть сфер: мускулатура; кровеносные сосуды; сердце; органы дыхания; органы брюшной полости; голова).

    Удалось ли вам мысленно повторять формулы самовнушения без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения?

  4. Опишите свой опыт использования аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу 2-ой ступени (медитация на образах; медитация на эмоциональном состоянии; упражнения по аутогенной модификации; упражнение по аутогенной нейтрализации).
  5. Опишите свой опыт использования модификации аутогенной тренировки 1-ой ступени (модификация Клейнзорге-Клюмбиеса; психотоническая тренировка по Мировскому-Шогаму; психотоническая тренировка по Алексееву; аутогенная тренировка и обратная биологическая связь).

Литература

  1. Ахмедов, Т.И. Психотерапия в особых состояниях сознания: (история, теория, практика) / Т.И. Ахмедов, М.Е.Жидко. — М.; Харьков, 2003. — С. 618−622, 622−629.
  2. Водейко, Р.И. Как управлять собой / Р.И. Водейко, Г. Е. Мазо. — Минск, 1987. — С. 52−69.
  3. Кермани, К. Аутогенная тренировка / К. Кермани. — М., 2002. — С. 61−83.
  4. Клейнзорге, Х. Техника релаксации / Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. — М., 1966. — С. 85−98.
  5. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. — Минск, 1997. — С. 116−120, 120−129.
  6. Линдеман, Х. Аутогенная тренировка / Х. Линдеман. — М., 1980. — С. 121−147.
  7. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 72−96.
  8. Мазо, Г. Е. Аутогенная тренировка в режиме труда / Г. Е. Мазо. — Минск, 1992. — С. 32−74.
  9. Филатов, А.Т. Аутогенная тренировка / А.Т. Филатов. — Киев, 1979. — С. 56−98.
  10. Фурдуй, Ф.И. Стресс и здоровье / Ф.И. Фурдуй. — Кишинев, 1990. — С. 46−63.
  11. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц. — М., 1985. — С. 74−95.

Тема 7. Систематическая десенсибилизация по и. Вольпе

  1. Изучите историческую справку о создании метода И. Вольпе.
  2. Рассмотрите основные положения, лежащие в основе метода систематической десенсибилизации.
  3. Изучите последовательность и содержание этапов процедуры систематической десенсибилизации (1 этап — обучении релаксации, 2 этап — составление иерархии ситуаций, провоцирующих страх, 3 этап — собственно десенсибилизация человека к стимулам и ситуациям, вызывающих страх и тревогу).
  4. Опишите свой опыт использования систематической десенсибилизации по И. Вольпе.

Литература

  1. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко. — Мн., 1999.
  2. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 97−138.
  3. Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона: психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. — Минск, 1996.
  4. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007.
  5. Руководство по психотерапии; под ред. В.Е. Рожнова. — Ташкент, 1985.
  6. Федоров, А.П. Методы поведенческой психотерапии / А.П. Федоров. — Л., 1987. — С. 105−165.

Тема 8. Методика проведения релаксационного тренинга

  1. Изучите методические рекомендации к проведению занятий релаксационного тренинга (количественный состав тренинговой группы, принципы отбора участников, продолжительность каждого занятия, построение программы тренинга).
  2. Изучите особенности речи ведущего релаксационного тренинга, ее суггестивный характер. С целью освоения звуковой стороны суггестивной речи проведите упражнение «Счет» в паре (участники образуют пары: один занимает место в кресле, другой должен его расслабить посредством счета).

    Опишите свой опыт.

  3. Изучите принципы подбора музыкальных произведений для проведения релаксационного тренинга. Подберите музыкальное сопровождение (фонотека) для проведения релаксационного тренинга и проведите сеанс релаксации под музыкальное сопровождение. Опишите свой опыт.

Литература

  1. Клейнзорге, Х. Техника релаксации / Х. Клейнзорге, Г. Клюмбиес. — М., 1966. — С. 99−127.
  2. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.Я. Решетников. — Л., 1986. — С. 140−186.
  3. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007.
  4. Руководство по психотерапии; под ред. В.Е. Рожнова. — Ташкент, 1985.
  5. Федоров, А.П. Методы поведенческой психотерапии / А.П. Федоров. — Л., 1987. — С. 105−165.
  6. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. — М., 1999.

Тема 9. Роль тренинга в личностном и профессиональном становлении психолога

  1. Каково влияние индивидуальных особенностей участников тренинга на процесс развития их личности и на жизненный путь в целом?
  2. Что было самым трудным, приятным и неприятным, интересным в процессе заполнения рефлексивного дневника?
  3. Какие изменения произошли (не произошли) в результате выполнения домашних заданий?
  4. Оцените собственные результаты личностного и профессионального становления в процессе психологического тренинга.
  5. Чему вы научились в процессе участия в тренинге, и чем вам был полезен психологический тренинг в целом?

Литература

  1. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. Вачков. — М., 2000.
  2. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. — Екатеринбург, 1998.
  3. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейнуотер. — М., 1992.

  1. Атватер, И. Я вас слушаю… / И. Аватер. — М., 1988. — 112 с.
  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Э. Берн. — СПб.: 1992. — 400 с.
  3. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии общения / А.Б. Добрович. — М., 1987. — 357 с.
  4. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — М.: МГУ, 1990. — 98 с.
  5. Мелибруда, Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  6. Методические рекомендации к практикуму по педагогическому общению (для студентов всех факультетов педагогического института).

    — Брест, 1990. — 82 с.

  7. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. — М.: Знание, 1991.-48с.
  8. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейнуотер. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
  9. Релаксационный тренинг: учебно-методич. пособие; авт.-сост. Т.И. Юхновец, Е.В. Коян. — Минск: БГПУ, 2007. — 47 с.
  10. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  11. Свистун, М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы) / М.А. Свистун. — М., 1991. — 28 с.

Тренинг профессионально-личностного роста психолога: учебно-методическое пособие; под ред. В.И. Слепковой, Н.И. Олифирович. — Минск: БГПУ, 2001.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector