Сводная ведомость оценок за практику

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОПК-4: владеет знаниями различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

ОПК5: организует различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

ОПК-6: организует совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

Социально-педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений и социальных учреждений различного типа.

Задания на практикуОбязательный блок1. Составить индивидуальный план работы на период практики, план должен быть подписан социальным педагогом или психологом2. Дать краткую характеристику учреждению, где проходит практика (общие сведения об учреждении, круг проблем, решаемых в учреждении, основные направления работы.3. Изучить ребенка, нуждающегося в социально-педагогической, психологической помощи, условия его семейного воспитания, воспитательные возможности семьи; провести психолого-педагогическую диагностику ребенка и составить психолого-педагогическую характеристику и методические рекомендации родителям, учителям, самому ребенку по преодолению выявленных трудностей.4. Подготовить и провести воспитательное мероприятие по профориентации

5. Подготовить и провести психологическое занятие (по выбору практиканта или по программе педагога-психолога)

6. Написать отчет по педагогической практике Вариативный блок 1. Выполнение поручений классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога2. Работа по инициативе самого студента (проведение занятий кружка, факультатива и т. п.)3. Познакомиться, с профилактическими программами, реализуемыми в учреждении, охарактеризовать содержание профилактической работы4. Подготовить выступление на родительское собрание по социально-педагогической или психолого-педагогической проблеме, при возможности выступить 5. Присутствовать на методических совещаниях в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся Отметка за практику ставится: А) если выполнен только обязательный блок — возможные оценки хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Б) Оценку отлично студент получает, если качественно выполняет обязательный и вариативный блоки

18 стр., 8613 слов

Проблемы педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении

... конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность педагога в области психологических особенностей ... среды дошкольного учреждения. Так как дошкольное образовательное учреждение - это особое учреждение, которое ... профессиональной культуре общения становится роль социально-психологических характеристик речи, таких ... пользуются взрослые. Исследования, проведенные в нашей стране и за ...

Содержание заданий

(Под буквой В — задания вариативной части практики)

Задание Коды компетенций Способы проверки Результата (форма отчетности) Оценка в баллах
1.Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре. Определить основные направления деятельности социального педагога, педагога-психолога в данном учреждении, познакомиться с их должностными обязанностями. ОПК4 В дневнике педпрактики отразить направления деятельности СП, ПП, их должностные обязанности и специфику деятельности в данном учреждении 0−3
2.Составить индивидуальный план работы на период практики ОПК4 План работы 0−2
3. В беседе с социальным педагогом, педагогом-психологом выявить, с какими категориями детей, родителей организуется работа ОПК4 Зафиксировать в дневнике педпрактики сведения: — о детях, с которыми ПП или СП работает, об их индивидуальных, возрастных и психологических особенностях развития; -об основных проблемах детей; 0−3
4.Выбрать ребенка, нуждающегося в социально-педагогической или психолого-педагогической помощи помощи, изучить его ОПК4 В дневнике привести результаты наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, во взаимодействии с другими детьми и т.

п.; сведения о ребенке от специалистов, с ним работающих

0−5
5. Изучить условия семейного воспитания ребенка, воспитательные возможности семьи. ОПК6 Отразить результаты в дневнике, заполнить социальный паспорт семьи 0−5
6. На основании изучения документов и в процессе общения с ребенком провести диагностику: — уровня развития эмоционально-познавательной сферы; - позитивных и нежелательных качеств личности; - уровня освоения основных социальных ролей: член семьи, член коллектива, друг, гражданин. ОПК6 Представить результаты диагностической работы. Сделать выводы по результатам диагностики 0−5
7. Изучить психологические особенности ребенка и составить психолого-педагогическую характеристику, отразив в ней результаты изучения и наблюдения за ребенком в том числе: — поведение по отношению к другим людям; - поведенческие проявления по отношению к самому себе; - поведение в психологически значимых ситуациях; - поведение в основной деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).

ОПК6 Результаты диагностики и Психолого-педагогическая характеристика ребенка 0−5
8.Разработать методические рекомендации родителям, учителям, самому ребенку по преодолению выявленных трудностей ОПК5 Методические рекомендации 0−5
В.9. Узнать, какие профилактические программы реализуются в учреждении. Охарактеризовать содержание профилактической работы ОПК4 Характеристика профилактической работы, проводимой в учреждении, заключение о ее целесообразности и эффективности 0−4
В.10.Подготовить выступление на родительское собрание по социально-педагогической или психолого-педагогической проблеме, при возможности выступить ОПК5,опк6 Текст выступления 0−5
11.Подготовить и провести воспитательное мероприятие по профориентации ОПК5,ОПК6 Конспект и самоанализ воспитательного мероприятия 0−5
12. Подготовить и провести психологическое занятие (по выбору практиканта или по программе педагога-психолога) ОПК5, ОПК6 Представить в дневнике методическую разработку занятия 0 — 5 баллов 0−5
В.13.

Оказывать помощь социальному педагогу, педагогу-психологу, выполнять их поручения

ОПК6 Перечень заданий и информация об их выполнении 0−5
В. 14. Присутствовать на методических совещаниях в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся В ОПК5,6 Представить анализ посещенных мероприятий 0−3
15. Написать отчет о социально-педагогической практике по установленной форме ОПК6 Отчет о педпрактике 0−5
16.Сбор эмпирического материала для ВКР Отчет руководителю ВКР

Сводная ведомость оценок за практику

Содержание деятельности Высший балл Оценка
1. Изучение специфики работы социального педагога, педагога-психолога
Описание категорий детей, с которыми работают СП, ПП
Индивидуальный план работы
Наблюдения за ребенком
Изучение семьи
Результаты диагностики
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Методические рекомендации
Характеристика профилактической работы
Выступление на родительском собрании
Воспитательное мероприятие по профориентации
Психологическое занятие
Выполнение поручений социального педагога, педагога-психолога
Участие в методических совещаниях
1. Отчет о педпрактике
2. Максимальное количество баллов

Оценка за практику

Оценка за педагогическую практику является объективным показателем уровня методической подготовки специалиста, его данных как педагога-психолога, социального педагога, показателем степени профессиональной подготовки будущего специалиста.

Оценка за педагогическую практику осуществляется на основе оценок выполнения всех заданий практики. Уровни выполнения заданий указаны в содержании практики. За выполнение каждого задания выставляется определенное количество баллов (от 0 до5 баллов).

Оценка «отлично» выставляется при 85% от максимальной суммы баллов; «хорошо» — 75%; «удовлетворительно» — 60%; «неудовлетворительно» — менее 60%.

Используемые критерии оценок студента-практиканта в одинаковой степени относятся к следующим сторонам его деятельности в период прохождения практики:

· диагностической (умение анализировать педагогическую ситуацию, выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка);

· прогностической (умение прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное развитие ребенка, выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов);

· конструктивной (умение планировать свою деятельность);

· организаторской (реализация плана работы);

· коммуникативной (установление контакта с ребенком, группой).

Итоговая оценка за педагогическую практику утверждается факультетским руководителем педагогической практики

.

Отлично — 55−65 баллов

Хорошо — 54 — 44 балла

Удовлетворительно — 43 — 33 балла

Менее 33 — неудовлетворительно

Приложения

1. Примерное положение о социальном педагоге

Социальный педагог — педагог, основная деятельность которого — работа, направленная на помощь школьникам в их личностном развитии.

Основные задачи и направления деятельности социального педагога:

— изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития;

— помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья;

— создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников;

— помощь в личностном развитии школьников, развитие способностью быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовать свои позитивные качества);

— помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности).

Основные формы работы социального педагога:

— индивидуальная работа со школьниками;

— организация коллективной деятельности и общения;

— организация воспитывающей среды;

— организация повседневного быта учащихся;

— координация действий по помощи в развитии школьника в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами.

Основное содержание работы социального педагога:

*Работа с отдельными школьниками:

— изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника;

— помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях;

— непосредственное общение со школьниками;

— помощь школьникам в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе;

— координация информационных интересов школьника (чтение, кино, видео).

*Работа с классными руководителями:

— организация творческих и коллективных совместных дел школьников;

— воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия;

— организация развивающих коллективных мероприятий. Экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.;

— выработка общественного мнения через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем и ситуаций классной жизни.

· Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта:

— выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его;

— совместно с родителями и школьниками эстетизация среды классного коллектива;

— организация самообслуживания, текущих трудовых дел, дежурства;

— регулировка школьного питания учеников.

· Координация воспитательных воздействий:

— родителей; учителей; руководителей школьных и внешкольных кружков, объединений;

— с врачом, психологом;

— с библиотекарем.

Права социального педагога:

*Право на помощь в работе со стороны врача, психолога, библиотекаря, учителей, администрации школы.

*Право привлекать родителей школьников к своей работе.

* Право присутствовать на уроках.

Помощь социальному педагогу:

— со стороны врача, психолога, библиотекаря — в изучении школьников, консультировании социального педагога по различным аспектам его работы, в проведении отдельных дел и мероприятий;

— со стороны учителей: информирование об учебной работе школьников, совместный анализ их учебных трудностей, помощь в проведении отдельных дел и мероприятий;

— со стороны заместителя директора по воспитательной работе — методическая и организованная помощь.

Режим работы социального педагога:

· Пятидневная рабочая неделя со средним недельным временем работы в школе и вне школы 36 часов.

· Распределение времени работы по дням варьируется в зависимости содержания и форм работы.

· Примерное распределение рабочего времени в течении недели:

Вид деятельности Время, ч.
  1. Помощь школьникам в учебе
  2. Индивидуальное общение со школьниками
  3. Подготовка и проведение коллективных дел
  4. Работа с родителями
  5. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа
  6. Методические совещания, семинары
  7. Работа с другими педагогами
  8. Оформление документации
  9. Научно-методическая работа
  10. Разное
  1. Учебная или другая нагрузка
до 9 ч в неделю

Ответственность за общую организацию работы социального педагога и контроль за его деятельностью возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, меж­дународными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Минис­терства образования РФи региональных департаментов обра­зования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практи­ки, а также находящихся в компетенции представителей дру­гих специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практи­ческой психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетент­ными лицами, не обладающими соответствующей профес­сиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ре­бенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогичес­ким коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением пол­ноценного психического развития детей, обеспечением ин­дивидуализированного подхода к детям. Оказывать необхо­димую и возможную помощь детям в решении их индивиду­альных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспита­телей. В решении всех вопросов учитывать конкретные об­стоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключаю­щих возможность нанесения вреда здоровью, чести, досто­инству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, кон­сультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педа­гогического, медицинского, социального или другого ас­пекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-вос­питательных учреждений о задачах, содержании и резуль­татах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по уста­новленной форме.

Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагно­за, адекватность используемых диагностических, развива­ющих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение прото­колов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направле­ние работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т, п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руково­дителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех слу­чаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т. п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиаг­ностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологи­ческие обследования и эксперименты для исследователь­ских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в на­учных и научно-популярных журналах и других изданиях, вести работу по пропаганде психолого-педагогичес­ких знаний путем лекций, выступлений и пр.

11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соот­ветствии с базовым образованием и психологической ква­лификацией.

12. Обращаться в случае необходимости через руководст­во службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведом­ства по вопросам защиты прав и интересов детей.

3.Методические рекомендации по выполнению заданий

Индивидуальный план работы студента на период педпрактики

Сроки Содержание деятельности Выполнение

План подписывает педагог-психолог или социальный педагог

Наблюдения за ребенком оформляются как дневник педагогических наблюдений, важно наблюдать ребенка систематически (ежедневные записи в течение недели) и в разных видах деятельности и общения.

Изучение семьи — изучить условия семейного воспитания ребенка, диагностировать характер отношений в семье, оценить воспитательные возможности семьи и факторы социального риска. Заполнить социальный паспорт семьи (см. Приложение)

Результаты диагностики — на основании изучения документов и в процессе общения с ребенком провести диагностику: — уровня развития эмоционально-познавательной сферы; - позитивных и нежелательных качеств личности; - уровня освоения основных социальных ролей: член семьи, член коллектива, друг, гражданин; - статус, положение в классе. Дать комментарий и сделать выводы на основе полученных результатов диагностики.(В Приложении даны некоторые диагностические методики)

Психолого-педагогическая характеристика ребенка — в характеристике отразить уровень его социального развития, степень готовности к освоению общественных отношений, уровень самооценки, его референтные и ценностные ориентации, поведение по отношению к другим людям; поведенческие проявления по отношению к самому себе; поведение в психологически значимых ситуациях; поведение в основной деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).

Методические рекомендации родителям, учителям, самому ребенку по преодолению выявленных трудностей — учитывается полнота, конкретность и обоснованность рекомендаций

Выступление на родительском собрании — тема выступления должна быть актуальна для конкретного класса, студент должен показать свою подготовленность, умение быть убедительным, умение публичного выступления.

Конспект и самоанализ воспитательного мероприятия социально-педагогической направленности

Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия:

1. Обоснование выбора формы, цели и темы мероприятия.

2. Где, с кем, когда проводится мероприятие.

3. Подготовительная работа (распределение поручений, контроль за их выполнением, оформление и др.)

4. Список использованной литературы.

5. План проведения мероприятия.

6. Описание всех этапов мероприятия.

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

1.Тема и цель мероприятия (актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам детей. Целесообразность выбранной формы. Участие детей в выборе темя мероприятия).

2. Подготовка мероприятия (наличие и продуманность плана мероприятия, его соответствие методическим требованиям. Качество оформления: содержательность, эмоциональность. Участие детей в подготовке мероприятия).

3. Проведение мероприятия (организованность начала, четкость, соответствие программе, его завершение, отступления от плана и их обоснованность, продолжительность мероприятия).

4. Содержание мероприятия (педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам детей, связь с жизнью, соответствие формы мероприятия его содержанию).

5. Поведение студента и детей (участие детей в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручениям, самостоятельность, заинтересованность, инициативность, ответственность. Организаторские умения студента, стиль его работы, находчивость, решительность, четкость, педагогический такт и т. д.).

6.Общие выводы (достижение цели, степень подготовленности студента к проведению данной формы работы с детьми, предложения по усовершенствованию работы студента).

Выполнение поручений социального педагога и (или) классного руководителя или педагога-психолога — оценивается готовность и желание студента работать с детьми, умение включаться в учебно-воспитательный процесс. Заполнить таблицу.

Число Наименование выполненной работы Какими умениями и навыками овладел студент

Подпись социального педагога, педагога-психолога или классного руководителя

Отчет о педагогической практике

Примерная схема отчета:

1. Общее впечатление от учреждения, его педагогического и детского коллективов.

2. Что особенно удалось в проведении социально-педагогической, воспитательной работы?

3. Какие встретились трудности, как они преодолевались?

4. Какие навыки социально-педагогической деятельности Вами приобретены во время педагогической практики?

5. Какие отношения сложились с социальным педагогом, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?

6. Какие пробелы в своих знаниях по педагогике, психологии, социальной педагогике Вы обнаружили?

7. В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.

4.Образцы документов, заполняемых социальным педагогом, педагогом-психологом

Социальный паспорт класса

(заполняется один раз в год классным руководителем или социальным педагогом на основании данных, полученных в ходе изучения семьи.)

Всего детей_________________________________________

2 Количество многодетных семей:____________________________________________

_______ в них детей__________________________________

_______ учатся в школе_______________________________

_______ находятся в дошкольном уч.____________________

3Дети — инвалиды:_____________________________________

_____ из них больны сахарным диабетом___________________

4Семьи — беженцы:______________________________________

__ в них детей__________________________________________

3.Семьи, родители которых безработные___________________

Семьи, пострадавшие от стихийных бедствий______________

7.Семьи-переселенцы из зон, где проживание невозможно_____

8Количество малообеспеченных семей:__________________________________________________

__детей в школе_______________________________________

___в дошкольных учреждениях___________________________

__ из них получают бесплатное питание____________________

9Количество детей, оставшихся без попечения родителей_____

10Родители в заключении_________________________________

11 Неполные семьи_______________________________________

12 Матери — одиночки_____________________________________

13Неблагополучные семьи_________________________________

__ в них детей_________________________________________

___ стоят на учете в ПППН_________________________________

___ стоят на учете в школе_________________________________

14Родители уклоняются от воспитания_______________________

15Родители, лишенные родительских прав____________________

16Количество девиантных детей_____________________________

__ стоят на учете в инспекции по делам несоверш._________________________________________________

__ стоят на учете в школе__________________________________

СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

№ п / п ФИО Адрес, телефон

СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

__________________________, ученик (ца)___________класса

Дата рождения_________________________________________

Адрес________________________________телефон________________

С кем проживает ученик:

С родителями

С матерью

С другими родственниками

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ИЛИ ЛИЦАХ, ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ

Мать Отец
Место работы
Должность
Образование
Рабочий телефон

СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ДЕТЯХ В СЕМЬЕ

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

20__\__ УЧ. ГОД 20__\__ УЧ. ГОД
I II III IV год I II III IV год
УСПЕВАЕМОСТЬ
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С УЧЕНИКАМИ

Другие сведения

20__/__ уч. год 20__/__уч.год
Состояние здоровья
Интересы, увлечения
Вредные привычки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

__________________________________________________________

Дневник посещений учащихся на дому

ДАТА ФАМИЛИЯ РЕЗУЛЬТАТ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА_______ КЛАССА

20__/__ учебный год

1. Количество детей в классе_____________________________________________

2. Количество семей:__________________________________

А) полных____________________________________________

Б) неполных_________________________________________

3 Количество родителей_________________________________

4 Образовательный уровень родителей___________________

а) имеющих высшее образование________________________

б) среднее специальное________________________________

в) 11 классов_________________________________________

г) 9 классов__________________________________________

д) меньше 9 классов___________________________________

1. Количество детей в семье:

А) более 3_х чел._______________________________________

Б) 3 чел._____________________________________________

В) 2 чел.____________________________________________

Г) 1 чел_____________________________________________

2. Работают на государственных предприятиях_____________

3. В частных организациях_____________________________

4. Не работают нигде_________________________________

5. Количество семей, имеющих нормальные_жилищные условия_____________________________________________

10 Количество семей, не имеющих нормальных жилищных условий______________________________________________

11. Материально обеспечены___________________________

12 Материально не обеспечены__________________________

13 Количество родителей, имеющих разносторонние интересы_________________________________________________

14 Не интересуются ни чем_______________________________

15 Наличие домашней библиотеки_________________________

16. Количество пьющих родителей:________________________

а) матерей_____________________________________________-

б) отцов_______________________________________________

17 Оказывают помощь в подготовке уроков__________________

18 Не оказывают помощи в подготовке уроков___________________________________________________

19 Отношение родителей к дальнейшему образованию ребенка__________________________________________

А) получение высшего образования_______________________

Б) среднего специального________________________________

В) среднего_____________________________________________

Г) профессионально — технического_______________________

Д) достаточно 9 классов_______________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО СЕМЬИ

__________________________________________

фамилия

__________________________________________

имя, отчество

____________________________________

дата рождения

№ школы_______________________

класс___________________________

классный руководитель___________________________

___________________________

дата заполнения паспорта

Характеристика учащегося. Учебная деятельность.

Отношение к учебе:___________________________________

— заинтересованность;

— увлечение;

— безразличное;

— отрицательное.

Формы выполнения учебной работы:_____________________

— старательность;

— аккуратность;

— организованность.

Уровень развития внимания:____________________________

— высокая;

— средний;

— низкий.

Запоминание учебного материала:_________________________________

— быстрое;

— медленное;

— не запоминает.

По каким предметам испытывает Причины затруднений:

существенные трудности:

_____________________ ____________________

_____________________ ____________________

Выполнение школьного режима и правил поведения на уроке: _______________________________________________________

Реакция на критические замечания учителя и на оценки:

— спокойная;

— заинтересованная;

— пассивная;

— агрессивная;

— непредсказуемая.

Реакция на собственные неудачи в учебе:

— переживание;

— подъем активности;

— спад активности;

— пассивность;

— равнодушие.

Способность учащегося к самооценке своих способностей, успехов и неудач в учебе:

— завышена;

— занижена;

— адекватна.

Творческие способности:

общие: специальные:

__________________________ ____________________________

Предметы, вызывающие Причина интереса:

повышенный интерес учащегося:

_______________________________________________

__________________________________________________________________

Какая область знаний вызывает повышенный интерес учащегося, почему?

__________________________________________________________________

Рекомендации Проведенная работа. Дата. Результат.

Характеристика учащегося.

Межличностное общение.

Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?

(благожелательно, серьезно, болезненно, равнодушно, враждебно).

Стиль отношений со сверстниками: спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный.

Пользуется ли авторитетом в коллективе: большинства учащихся; только мальчиков; только девочек; небольшой группы; не пользуется авторитетом.

Имеет ли друзей: только в своем классе; вне класса; и в классе и вне класса; сверстников; старше себя; младше себя; ни с кем не дружит.

В качестве кого участвует в школьных мероприятиях: инициатор; организатор; активный участник; пассивный исполнитель; дезорганизатор; не участвует.

Как выполняет общественные поручения: с удовольствием; хорошо; удовлетворительно; плохо; уклоняется от поручений.

С кем чаще всего бывают конфликты: с одноклассниками; учащимися других классов; учителями; родителями и родственниками.

Рекомендации Проведенная работа. Дата. Результат.

Социально-демографический паспорт семьи

Домашний адрес:____________________________________

Телефон:___________________________________________

Мать:_____________________________________________

Место работы:______________________________________

Должность:________________________________________

Образование:_______________________________________

Рабочий телефон:___________________________________

Отец:______________________________________________

Место работы:______________________________________

Должность:_________________________________________

Образование:________________________________________

Рабочий телефон:____________________________________

С кем проживает учащийся

С родителями:_______________________________________

С матерью:__________________________________________

С отцом:____________________________________________

С другими родственниками:____________________________

(сведения о них)

Сведения о других детях в семье:________________________

(степень их родства, возраст)

_____________________________________________________

Бытовые условия жизни учащегося:_________________________

(общие условия, условия для занятий, отдыха)

____________________________________________________

Круг интересов членов семьи (хобби):_________________________

_________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями и другими

членами семьи:

— атмосфера в семье дружная, теплая;

— отношения близкие, доверительные;

— отношения отчужденные;

— взаимопонимание ребенка с родителями;

— нет взаимопонимания.

Особенности семейного воспитания:

— строгий контроль за поведением ребенка;

— ограничение самостоятельности;

— большая самостоятельность ребенка;

— родители сотрудничают с учителями;

— вступают в противоречие с учителями.

Формы участия членов семьи в жизни класса, школы:__________

_______________________________________________________

Серьезные поступки и нарушения

Когда совершен Причина Какая комиссия, совет рассматривали Решения

Работа с родителями

Дата С кем проводилась встреча, беседа Какие вопросы обсуждались

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

Оценка воспитанности учащихся

Уровень проявления воспитан. Критерии Оценки Высокий (всегда) «5» Хороший, средний (в большинстве случаев) Низкий (всегда) «2»
«4» чаще по типу «3» чаще по типу
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий. Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т. п.)
Общение, речь Вежливые, деликатные, уважительные Общение глубокое, речь крикливая, употребление ругательств
Отношение к ребятам Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией Заносчивое, барское, издевательское
Отношение к учителям Вежливое, уважительное, почтительное Неуважительное, с элементами грубости, хамства
Отношение к другим сотрудникам школы Вежливое, уважительное Неуважительное, грубое, хамское
Дисциплинированность (выполнение указаний учителя) Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить) В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т. п.
Отношение к школьному имуществу, к труду Бережное Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр.

ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Возраст Диагностика познавательных процессов Диагностика личности, межличностных отношений
Младшие школьники Внимания: «Определение продуктивности и устойчивости внимания» «Оценка точности и продуктивности» «Оценка распределения внимания» «Оценка переключения внимания» «Определение объема внимания» «Корректурная проба» Памяти: «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» «Оценка оперативной зрительной памяти» «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» «Оценка оперативной слуховой памяти» «Диагностика опосредованной памяти» «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» Мышления: «Оценка вербально-логического мышления»; «Формирование понятий» «Матрицы Равенна» Воображения: «Вербальная фантазия (речевое воображение)» «Рисунок» «Скульптура» Речи: «Определение понятий» «Выяснение пассивного словарного запаса» «Определение активного словарного запаса» «Изучение мотивации достижения успехов» «Детский вариант личностного теста Р. Кеттела» Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант)" «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» «Социометрия»
Подростковый возраст Внимания: «Оценка распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц» «Оценка переключения и концентрации при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы» «Корректурная проба» Мышления: «Логико-количественные отношения» «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» «Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления» Тест Векслера Школьный тест умственного развития (ШТУР) «Опросник Г. Айзенка» (на тип темперамента) «Акцентуации характера» Тест Филлипса (на тревожность) Определение уровня агрессивности (Басса-Дарки) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия Изучение коммуникативных и организационных склонностей
Юношеский возраст «Интеллектуальная лабильность» «Тест Айзенка» Тест интеллекта Амтхауэра Стиль мыслительной деятельности (Рогов В.И.) «Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)» Фрустрационный тест Розенцвейга (взрослый вариант) Акцентуации характера Опросник Кеттелла (юношеский вариант) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Социометрия

Примерная анкета для родителей

Анкетирование проводится в начале учебного года.

Цель: обратить внимание на пробелы в воспитании их детей и наметить пути ликвидации недостатков.

1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком (подчеркните):

— все свободное время;

— от случая к случаю;

— не общаюсь вообще.

В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, совместная работа по хозяйству, чтение книг, поездки за город и т. п. (подчеркните).

2. Как проводит свободное время ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

— предпочитает находиться в компании друзей;

— избегает общения со сверстниками;

— затрудняюсь ответить.

3. Нравится ли вашему ребенку общаться с вами, находиться дома?

4. Чем увлекается ваш (а) сын (дочь) (подчеркните):

— спорт, чтение художественной литературы, коллекционирование, уход за домашними животными, музыка, рисование и др.

5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания своего ребенка (подчеркните):

— да

— нет

6. Наблюдали ли вы случаи проявления жестокости вашим ребенком по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?

7. Что преобладает в характере вашего ребенка (подчеркните):

— стремление к лидерству, властность;

— скептицизм, упрямство, негативизм;

— уступчивость, кротость, пассивность;

— доверчивость, конформность, зависимость;

— несамостоятельность;

— отзывчивость, бескорыстие, жертвенность.

8. Отношение вашего ребенка к школе (подчеркните):

— положительное;

— отрицательное;

— безразличное.

9.Что вам не нравится в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе?

6. Каким бы вы хотели видеть обучение в нашей школе?

Тест для родителей

Цель: выявить стиль воспитания ребенка в семье.

1. ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается:

а) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс — 3 очка;

б) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный день его шалости могут ему дорого обойтись, — 0;

в) вообще не обращаете на него внимания, пусть все делает сам — 5.

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны:

а) вы разговариваете с их родителями — 2 очка;

б) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них — 5;

в) объясняете своему ребенку, в чем состоят его недостатки его друзей, что они для него плохой пример, — 0.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:

а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать — 0 очков;

б) отказываетесь играть с ним. Пока он будет так болезненно воспринимать поражение, — 3;

в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой ребенок научился бы проигрывать, — 5.

4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он не хочет идти спать:

а) вы объясняете, как важен сон — 3 очка;

б) позволяете, чтобы ребенок ложился, когда захочет, но утром заставляете вовремя — 5 очков;

в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного — 0 очков.

5. Детских телепередач ребенку уже недостаточно, он хочет смотреть телевизор целый день:

а) после детской программы ребенок ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он уснул, — 1 очко;

б) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, — 2 очка;

в) выбираете для него некоторые передачи — 3 очка;

г) определяете, сколько часов ребенок может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что смотреть, — 5 очков.

6. ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:

а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это строго осудят — 5 очков;

б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание — 0 очков;

в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, — 3 очка.

7. Вашему ребенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):

а) оставляете все, как есть, — 3 очка;

б) пытаетесь пересечь детскую влюбленность, если она появляется, — 0 очков;

в) по-деловому объясняете. Что такое любовь, и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, — 5 очков.

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним:

а) учите его давать сдачи — 5 очков;

б) разговариваете с родителями этих детей — 3 очка;

в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, — 0 очков.

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестренку):

а) вы в присутствии младшего ребенка призываете его к благоразумию — 5 очков;

б) уделяете сыну (дочери) больше внимания, независимо от того, что он (она) старше — 3 очка;

в) вообще не вмешиваетесь — 1 очко.

10. ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:

а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение — 0 очков.

б) стремитесь оказать ему больше внимания, чем до сих пор, — 5 очков.

в) запрещаете ему смотреть фильмы, где показывают насилие и убийства, — 2 очка.

Результативность

От 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению.

От 19 до 35 очков. Подготовка вашего ребенка к самостоятельной жизни недостаточна. Вы слишком слабо развиваете в нем самостоятельность мышления, уверенность в себе. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что он не сможет в достаточной мере выработать собственные взгляды.

От 35 до 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором царят доброта и справедливость, ценится инициатива, а эгоизм осуждается. В мире, где уважают ум, независимое мышление, откровенность, собственное мнение.

Методика изучения социализированности личности учащегося

Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.

15. стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух. Но меньше трех, то это свидетельство о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух балов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимися предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. в нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector