СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

Любая научно-исследовательская работа должна включать в себя следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (если в нем имеется необходимость).

Такой же структуры следует придерживаться и при написании курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии.

Титульный лист должен содержать: названия министерства, высшего учебного заведения, кафедры, которую представляет научный руководитель; отметку о допуске выпускной квалификационной работы к защите; фамилию, имя, отчество студента; тему исследования, фамилию, инициалы и академические звания научного руководителя, а также название города, в котором находится данный вуз и год написания работы.

Следующей структурной единицей работы является оглавление. Оглавление имеет сложный характер, т.е. в нем обязательно выделение глав и пунктов. При этом желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого его можно напечатать через меньший, чем весь текст интервал. Необходимо следить, чтобы названия разделов, их страничные указатели в оглавлении соответствовали аналогичным разделам и страницам в тексте выпускной работы.

Особенно тщательным образом регламентирована форма введения. Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее значимость для науки и практики, выдвигается гипотеза, определяются предмет, объект и основная цель работы, формулируются конкретные задачи, с помощью которых доказывается исходная гипотеза.

Всякое научное исследование посвящается изучению какой-либо проблемы или ее отдельной стороны. Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес. Одним из главных при определении проблемы научного исследования является вопрос об его актуальности. Студент должен убедительно показать, почему именно эта проблема в настоящее время является наиболее значимой для теории и практики, почему именно она из числа других должна быть изучена в первую очередь. Иногда студенты, обосновывая актуальность, пишут, что подобная работа ранее никем не выполнялась. Подобное обоснование нельзя считать достаточно корректным.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... Одновременно в этот период обостряются почти все проблемы супружеской жизни. Цель данной работы: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет ... исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе; дать характеристику понятий ...

При выборе и формулировке инициативной темы научной работы студенту следует иметь в виду, что она должна в краткой и концентрированной форме отражать проблему исследования. Также надо обязательно продумать возможности методического решения, обеспечения работы адекватными методами психологического исследования (тестами, психодиагностическими методиками, оборудованием, аппаратурой и др.).

Тема должна быть по охвату проблем достаточно узкой, чтобы была возможность четко выделить объект и предмет исследования, определить обозримый круг задач.

Выбор темы исследования тесно связан с определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимают ту часть объективной действительности, практики, с которой исследователь имеет дело. Предмет — это то, что содержится в границах объекта, то, что исследователь выделяет в объекте с целью более углубленного познания. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Обычно в психологии под объектом понимаются реальные человеческие личности, их деятельность, психические процессы и явления, изучение которых ставит перед исследователем определенные проблемы. Под предметом понимаются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта исследования, которые представляют для исследователя особый интерес в плане изучения поставленной проблемы. Следует иметь в виду, что при правильно сформулированной теме исследования предмет и название темы должны быть близки по звучанию.

С учетом избранной темы, а также определившихся объекта и предмета исследования, студент должен четко и адекватно сформулировать цель и задачи своей работы. Цель — это конечный результат деятельности, то, что студент стремится получить в итоге выполнения дипломной работы. В качестве цели необходимо формулировать в самом сжатом виде тот конечный научный результат, который студент предполагает получить. Четко и ясно определив цель исследования необходимо сформулировать ряд исследовательских задач, которые в своей совокупности дают представление о том, что нужно сделать, какой объем работы выполнить, чтобы поставленная цель была достигнута. Формулировки задач должны быть тщательными и взвешенными, поскольку описание их решения составляет содержание соответствующих глав и параграфов выпускной квалификационной работы. Также следует иметь в виду, что заголовки глав и параграфов формулируются на основе задач исследования.

Существенной методологической характеристикой научной работы по психологии является гипотеза, под которой понимается научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее последующей теоретической, экспериментальной и практической проверки. Гипотеза как бы определяет тот путь, по которому студент должен идти к достижению поставленной цели. Формулирование гипотезы часто представляет определенную трудность и обычно имеет субъективные причины, вызванные тем, что студент не совсем четко представляет себе роль гипотезы, имеет недостаточную методологическую подготовку. Студенту также необходимо знать, что возможна такая ситуация, когда исходная гипотеза может в конце исследования не подтвердиться. И хотя «отрицательный результат в науке есть тоже результат» — этого желательно избегать. В связи с этим целесообразно формулировать многокомпонентную гипотезу, выдвигать несколько вариантов предположений, чтобы во время защиты выпускной квалификационной работы у студента была возможность сказать: такое-то предположение подтвердилось, а другое не подтвердилось, его следует отвергнуть как ошибочное.

7 стр., 3028 слов

Исследование профессиональной направленности студентов на педагогическую ...

... педагогической и научно-исследовательской деятельностивозрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиямне прекращается, ... студентов вновых социально-экономических условиях и новых системах образования(психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов,связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числутаких проблем ...

Во введении также должны быть представлены методы и методики эмпирического исследования, поскольку именно они предрешают достоверность, ценность и эффективность всей работы.

Несомненным достоинством выпускной квалификационной работы является ее апробация в виде публикаций статей, тезисов или выступлений по исследуемой проблеме на студенческих научно-практических конференциях. Информацией об апробации работы и ее структуре завершается введение. Во введении не следует увлекаться ссылками на публикации и цитатами. Его объем не должен превышать 2 – 3 страниц.

За введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения: она делится на теоретическую и практическую (эмпирическую) главы, каждая из которых может подразделяться на параграфы. Желательно, чтобы главы и параграфы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объему. В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается история изучения проблемы, ее сущность, анализируются различные подходы к ней, излагается собственная позиция студента.

Главная цель студента при написании теоретической главы – сделать не просто литературный обзор имеющихся публикаций, а дать их практический анализ, обосновав свои собственные научные позиции, подходы и замыслы. Начинать изучение литературных источников нужно с крупных, общих работ и работ тех ученых, которые внесли наибольший научный вклад в изучение данной проблемы. В теоретической главе студент должен определить круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

Практическая часть выпускной квалификационной работы носит аналитический характер. Обычно она включает описание организации, технологии и условий проведения эмпирического исследования, использованных методов и конкретных психодиагностических методик. Методики для исследования следует тщательно отбирать – они должны быть, во-первых, адаптированными и апробированными, во-вторых, объективными и надежными, и, в-третьих, валидными и адекватными предмету и задачам исследования. Очень важно также руководствоваться принципом дополнительности, т.е. стремиться к тому, чтобы данные, получаемые с помощью одного метода, могли быть дополнены и подтверждены другими методами. Основой любого научного исследования по психологии является опытно-экспериментальное исследование (констатирующий, формирующий эксперимент, другие исследовательские процедуры).

Организация психологического исследования, техника, процедура его проведения и т.п. зависят от специфики решаемых задач, предмета исследования и других обстоятельств – и поэтому требуют специального рассмотрения в рамках конкретной темы. Для «чистого» проведения эксперимента необходимо, чтобы выборка испытуемых, привлекаемых к участию в исследовании, удовлетворяла требованиям репрезентативности: ее общий объем должен составлять не менее 50 человек в экспериментальной группе и столько же в контрольной.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, ... взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы ... изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь ...

Предпочтительно, что состав выборки испытуемых в экспериментальной и контрольной группах должен быть одинаковым по возрасту, полу и другим характеристикам. При количественной обработке опытно-экспериментальных данных желательно пользоваться аппаратом математической статистики. Также во второй главе научной студенческой работы представляется изложение и обсуждение тех материалов, которые студент получил в процессе собственного опытно-эксперименталь­ного исследования, и их качественный анализ. Дается глубокая интерпретация изучаемой проблемы на примере проведенного эмпирического исследования. Здесь же разрабатываются конкретные рекомендации, представляются развивающие, психокоррекционные и другие психологические программы, решения изучаемой проблемы. При написании практической части студент имеет свободу в избрании формы изложения материала, последовательности подачи тех или иных экспериментальных данных. Материал внутри глав должен быть структурирован, т.е. разделен на соподчиненные пункты. Это придает главам и работе в целом большую логическую стройность, улучшает ее восприятие. Желательно соблюдать пропорциональность объема отдельных глав.

Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, которые логически связывают эту главу с последующими. Формулируя выводы, студент должен следовать требованиям:

— выводы должны быть точными и краткими;

— они должны носить форму утверждений;

— нельзя включать в формулировку выводов их обоснование – последнее должно содержаться в самой главе;

— выводы не следует перегружать цифровыми данными и частностями;

— выводы должны быть немногочисленными и отражать самые главные результаты работы.

Выводов по главе может быть несколько. Обычно в них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется главное, существенное как результат исследовательской работы студента.

В заключении суммируются теоретические и практические выводы, предложения и рекомендации, которые были сделаны в результате исследования. Они также должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и эффективности проделанной работы. В заключении обязательно указывается, решены ли поставленные задачи, подтвердилась ли исходная гипотеза, также дается оценка теоретической и практической значимости выполненной работы. Кроме того, полезно указать, как автор видит перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы. Иначе говоря, заключение – это итоговый синтез того существенного, что удалось получить студенту в ходе проведения исследования. Объем заключения должен быть небольшим – не превышать 2-3 страниц.

В научной работе должно быть соблюдено единство академического стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствие с нормами современного русского языка. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я думаю», «я считаю», «я наблюдала», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора курсовой работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «на основе выполненного анализа можно утверждать …», «проведенные исследования подтвердили …» и т.п. В тексте допустимы некоторые сокращения, но они требуют пояснения. При первом их использовании словосочетание пишется полностью, а в скобках указывается сокращение, которое будет использоваться в дальнейшем. Сокращений в тексте не должно быть много, иначе это затрудняет восприятие материала.

10 стр., 4642 слов

Тест психология ад. пов

... что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным Тест психология ад. пов - Стр 2 № Утверждения 1 2 3 4 5 95 Меня ... я обижаюсь на родителей или друзей 4 Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути 5 Окружающие часто ...

Одну из существенных структурных частей работы составляет список литературы. Из него видно, насколько полно студент проработал имеющиеся по теме литературные источники, насколько широко и обстоятельно он ориентируется в них. Библиографический список должен включать не менее 25 источников.

В список использованной литературы не рекомендуется включать те источники, на которые нет ссылок в тексте работы. Также считается некорректным включение в библиографический список энциклопедий, справочников, учебников, научно-популярных книг и газет. Если все же в этом есть необходимость, то можно сделать подстрочную ссылку в тексте.

Последним структурным компонентом работы является приложение. В него включают дополнительные, вспомогательные или такие материалы, которые слишком загромождают текст основной части. Это могут быть копии документов, статистические таблицы, вспомогательные расчеты, компьютерные распечатки, разработанные автором оригинальные материалы, а также тексты и бланки использованных психологических методик. Что конкретно поместить в приложении решает сам автор работы. Приложения под соответствующими номерами оформляются как продолжение работы, причем нумерация страниц должна быть сквозной, т.е. продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке упоминания, появления ссылок на них в тексте. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него страницей, на которой пишется слово «Приложения».

ЭТАПЫ РАБОТЫ,

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе осуществления психологического исследования выделяют четыре основных последовательных этапа: теоретический, методический, опытно-экспериментальный и аналитический. Как и любое психолого-педагогическое исследование, студенческая работа по психологии требует тщательной подготовки и планирования этапов, в ходе которых последовательно применяются методы и психодиагностические методики, адекватные задачам исследования.

1.На теоретическом этапе осуществляется формулировка и уточнение методологических характеристик (проблема, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет исследования и др.), подбор и анализ литературы;

2.В ходе методического этапа разрабатывается схема организации и программа исследования, определяется последовательность процедур опыта, осуществляется подбор и апробация методик психодиагностики, математическое планирование обработки эмпирических данных.

3.Содержанием опытно-экспериментального этапа является получение и сбор научных фактов в ходе психодиагностического обследования испытуемых, проведение серии опытов или процедур эксперимента;

4.Аналитический этап предполагает количественный анализ полученных данных (математико-статистическая обработка), качественный анализ (научная интерпретация полученных результатов), формирование новых научных гипотез, разработку практических рекомендаций.

Приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований. Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. В психологии выделяют четыре основных группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных, методы коррекции и психотерапии.

Группа организационных методов в свою очередь включает сравнительный, метод продольных срезов (лонгитюд), метод поперечных срезов, комплексный метод. Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных групп испытуемых (например, по возрастам, гендерным признакам и др.).

Лонгитюдный метод предполагает длительное изучение одного и того же испытуемого или группы испытуемых. При использовании метода поперечных срезов какое-либо психическое явление изучают сравнительно короткое время, но одновременно у достаточно большого количества испытуемых. Обследование проводится по одним и тем же методикам психодиагностики, с помощью одних и тех же процедур. Комплексный метод предполагает изучение объекта исследования средствами разных наук (социологии, физиологии, медицины и др.).

В психолого-педагогических исследованиях наиболее востребованными являются сравнительный метод и метод поперечных срезов.

Основную и наиболее многочисленную группу методов в психологии представляют эмпирические. К ним относятся: наблюдение, метод эксперимента, психодиагностические методы, праксиологические методы, моделирование и др. Метод наблюдения – старейший метод психологической науки. Он позволяет отслеживать то или иное психическое явление со стороны, в естественных условиях. Наблюдение позволяет установить причинно-следственные связи явлений, недоступных приборам и другим средствам регистрации. Своеобразием экспериментального метода является возможность его использования как средства воздействия на протекание тех или иных психических явлений. В педагогической психологии эксперименты принято подразделять на констатирующие и преобразующие (формирующие).

Констатирующий эксперимент дает материал об уровне развития изучаемого свойства или явления. Преобразующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с целью формирования у него желаемого качества, например, в ходе обучения и воспитания. В этом состоит его несомненное достоинство перед другими методами. Психодиагностические методы – это методы распознавания индивидуальных психологических особенностей человека путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории. К психодиагностическим методам относят метод тестов, метод опроса, метод беседы, контент-анализ, шкалирование и др. Метод тестов (тестирование) является одним из наиболее популярных в современной психодиагностике. Из всех психодиагностических методов именно к тестированию предъявляются самые строгие требования, касающиеся надежности, валидности и однозначности тестов. Метод опроса в психологии имеет два основных варианта: устный – интервью, письменный – анкетирование. При опросе испытуемый отвечает на заранее продуманную систему специально заранее подобранных вопросов. Метод беседы отличается спонтанностью, естественностью и нестандартностью вопросов. Беседа носит доверительный характер. Праксиологические методы изучают трудовую деятельность человека, анализ продуктов деятельности (например, рисунков, поделок, почерка и др.).

Метод контент-анализа позволяет по содержанию различных документов (личных дневников, писем, фотографий, автобиографий и др.) судить о психологии их автора.

Перечисленные выше методы исследования позволяют собрать фактический материал, который, однако, сам по себе еще не вскрывает сущностей, связей и закономерностей изучаемых явлений. Собранные эмпирические факты должны быть подвергнуты обработке. В психологической науке используются два основных метода обработки данных – количественный и качественный анализ. Количественный анализ (математико-статистическая обработка) устанавливает степень достоверности и надежности полученных опытно-экспериментальных данных, наличие или отсутствие причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. При качественном анализе дифференциацию материала, теоретическую интерпретацию и обобщение производят с помощью генетического и структурного методов, которые устанавливают «горизонтальные» и «вертикальные» связи между изучаемыми явлениями.

Психокоррекционные методы – это обширный набор приемов и методов воздействия на поведение испытуемого, используемых в рамках психокоррекционных и психотерапевтических программ (убеждение, суггестия, техники поведенческой терапии, социально-психологический тренинг и др.).

В настоящее время разработано и используется на практике достаточно большое количество методик психодиагностики, которые охватывают все известные науке психические процессы, свойства и состояния человека. Подавляющее большинство психодиагностических методик представлено в виде тестов. Тестами в психологии называют стандартизованные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Существуют три варианта тестов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности вопросов (или утверждений), по ответам на которые, можно судить о психологических качествах личности испытуемого. Сюда относятся личностные опросники, тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций и др. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основании выполнения определенных заданий, по итогам выполнения этих заданий судят о наличии или отсутствии и степени развития у испытуемого диагностируемого качества или свойства, на выполнение которого были предъявлены задания теста. В первую очередь это интеллектуальные тесты, тесты оценки уровня развития когнитивных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а также тесты достижений. Основной недостаток многих тестов – испытуемый может сознательно повлиять на результат, искажая свои ответы. Чтобы избежать сознательных искажений результатов испытуемыми в психологической науке разрабатываются и применяются проективные тесты. Проективные тесты создают ситуации, допускающие множественность различных интерпретаций многозначных объектов: сюжетно-неопределенных картинок, бесформенных пятен, геометрических фигур, незавершенных предложений и др. В основе таких тестов лежит психологический механизм проекции, согласно которому человеку свойственно свои неосознаваемые качества, особенно недостатки, приписывать другим людям.

Существуют определенные правила проведения психодиагностического обследования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:

1.Прежде чем применять ту или иную методику, исследователю необходимо познакомиться с ней и попробовать ее на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, обусловленных недостаточно хорошим знанием нюансов методики.

2.Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли сопровождающую их инструкцию.

3.Во время проведения психологического тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного исказить результаты.

4.Во время проведения тестирования экспериментатор должен быть спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным и уважительным по отношению к испытуемым.

На студента, который проводит психодиагностическое обследование учителей, учащихся и их родителей, других категорий испытуемых в рамках выполнения курсовой или дипломной работы, распространяются требования этического кодекса профессионального психолога. Среди них в первую очередь – это принцип соблюдения тайны, ненанесение ущерба испытуемым, открытость для них результатов исследования, объективность выводов, эффективность и адекватность предлагаемых рекомендаций. Не рекомендуется указывать точные имена и фамилии испытуемых, адрес и полное название учреждения.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

 

Текст работы оформляется в соответствии с требованиями конкретного вуза и согласно действующим стандартам. Однако существуют и универсальные требования, свойственные всем академическим работам. В частности, работа представляется преподавателю на проверку в отпечатанном на компьютере виде. Текст работы нужно набирать в текстовом редакторе Word через полтора интервала, шрифтом Times New Roman. Размер шрифта должен составлять 14 пунктов. Распечатывается текст на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При распечатке следует соблюдать размеры полей: левое – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее и верхнее – 20 мм. Студенческая научная работа, представляемая на кафедру и в ГАК, должна быть переплетена в твердую обложку. Страницы необходимо нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Не проставляются номера на страницах, которые полностью заняты таблицами или рисунками, и текст которых размещен по длине листа. Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы, приложения всегда начинаются с новой страницы, чего нельзя сказать о пунктах. Заголовки и подзаголовки выделяются в тексте сверху и снизу пробелами в два интервала и печатаются полужирными прописными (заголовки) или строчными (подзаголовки) буквами без подчеркивания.

Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах входят в общую нумерацию страниц. Главы, пункты (кроме введения, заключения, списка использованной литературы, приложения) нумеруются арабскими цифрами (например, глава – 1, пункт – 1.1.).

Главы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки глав, слова «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы» располагаются в середине строки без точки в конце.

Цифровой материал целесообразно помещать в виде таблиц, которые нужно нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», название и номер рисунка помещаются под рисунком. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например, см. табл. 1 – смотрите таблицу 1. Таблицы и рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в тексте. Если оставшееся место на странице не позволяет их разместить, то рисунок или таблица размещается на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении. В том случае, когда таблица занимает большую часть страницы и размещается по ее длине, эту страницу следует закреплять таким образом, чтобы при рассмотрении этой таблицы работу можно было бы разворачивать против часовой стрелки. В ситуации, когда таблица не вмещается на одну страницу, ее продолжают на следующей странице. При этом на следующей странице над таблицей указывают: Продолжение табл.1. (Образец оформления таблиц и рисунков см. в Приложениях 2 и 3 соответственно).

В список литературы включают все использованные в работе источники. При оформлении списка литературы целесообразно использовать алфавитный способ группировки авторов и названий книг. Каждая книга библиографического списка выпускной квалификационной работы должна быть описана в соответствии библиографическим описанием документа. Образцы различных библиографических описаний, применяемых при оформлении списка использованной литературы, приведены в Приложении 4.

Готовясь к публичной защите работы, студент составляет тезисы выступления, продумывает ответы на замечания рецензентов. Наглядные материалы (графики, таблицы, диаграммы и т.п. – обычно не более 3–4) должны отражать основные положения выпускной работы. Иллюстративный материал оформляется в виде слайдов (презентации).

Приложение 1

 

Образец оглавления выпускной квалификационной работы

 

  ОГЛАВЛЕНИЕ   ВВЕДЕНИЕ ……………………….……………………………… 3 ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты проблемы внутрисемейных отношений 1.1. Исторические аспекты изучения проблемы внутрисемейных отношений ……………………………………………….7 1.2. Типология внутрисемейных отношений………….…….14 1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений …………………………..….………………………….21 1.4. Психологические особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов ………………………………………………. 28 1.5. Выводы ………………………………………………….. 35 ГЛАВА 2. Сравнение детско-родительских взаимоотношений в семьях здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………. 35 2.1.Организация и методика эмпирического исследовани…35 2.2. Детско-родительские взаимоотношения в семьях со здоровыми детьми ………………………………………………… 42 2.3. Детско-родительские взаимоотношения в семьях с детьми-инвалидами .…………..……………………………………. 47 2.4. Сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях со здоровыми детьми и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья …………..…………………… 52 2.5. Выводы …………………………………………………. 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… 61 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………. 64 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………..……………………………….67

Приложение 2

Образец оформления таблицы

 

Т а б л и ц а 1

Распределение страхов у детей и подростков, %

СТРАХИ МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
дети подростки дети подростки
Боли
Врачей
Нападения
Транспорта
Огня
Войны
Животных
Темноты
Людей
Родителей
Наказания
Опоздать
Одиночества
Высоты
Смерти
Смерти родителей
Неожиданных звуков
Сказочных персонажей
Замкнутого пространства
Открытого пространства

Приложение 3

Образец оформления рисунка

 
 

Рис.1. Влияние пола на самооценку учащихся

Приложение 4

Образцы библиографического описания

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция Российской Федерации. – М. : Юрист, 1994. – 31 с.

2. Положение о психологической поддержке населения в Российской Федерации: постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1186 // Российская газета. – 1996. – №42. – окт. – С. 3.

3. Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер. – СПб., М. : Университетская книга, 1998. – 385 с.

4. Александровская, Э. М. Технология практической работы с подростками в «массовой школе» / Э. М. Александровская, Н. И. Ко­куркина // Журн. практич. психолога. – 1996. – № 2. – С. 3-11.

5. Березовин, Н. А. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование / Н. А. Бе­ре­­­зовин, Я. Л. Коло­мин­ский. – Минск. : Изд-во БГУ, 1975. – 160 с.

6. Богданова, С. Н. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор общения / С. Н. Богданова, Годлинник О. Б. // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974. – Ч.2. – С. 157-167.

7. Болонев, Ф. Ф. Этнопсихология русских крестьян-старожилов юго-восточной Сибири (Семейские Забайкалья): Автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.05. / Ф. Ф. Болонев. – Новосибирск, 1996. – 46 с.

8. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере детей, страдающих энурезом) / А. Я. Варга // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1985. – № 4. – С. 32-38.

9. Вассерман Л. И. Методика «Подростки о родителях»: основные этапы апробации русскоязычной версии / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 5. – С. 86-95.

10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.

11. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии : Пер. с англ. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. – М. : Прогресс, 1976. – 495 с.

12. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. – М. : РИЦ Социальное здоровье России, 1993. – 128 с.

13. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. – Л. : Медицина, 1988. – 248 с.

14. Земба, Т. Глобализация как тенденция мирового развития / Т. Земба. – Режим доступа: http: // www.iatp.md / articles / Zemba / globalisation. htm (15 нояб. 2003).

15. Карнышев, А. Д. Психология деятельности и управления: Учеб. пособие / А. Д. Карнышев, Е. А. Иванова. – Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. – 192 с.

16. Кессиди, Ф. Глобализация и культурная идентичность / Ф. Кессиди // Русский журнал. – Режим доступа: http: russ.ru / politics / 20021223 kes.html (30 дек. 2003).

17. Левкович, В. П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В. П. Левкович, О. Э. Зуськова // Психологический журнал. – 1985. – Т.6, № 3. – С. 126-137.

18. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. – М. : Наука, 1984. – 444 с.

19. Маслова, Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия (Опыт социально-психоло­гического исследования) / Н. Ф. Маслова // Руководство и лидерство : Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Парыгина. – Л., 1973. – С. 45-53.

20. Матейчек, З. Родители и дети : Пер. с чеш. / З. Матейчек. – М. : Просвещение, 1992. – 320 с.

21. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения: Пер. с англ.; Сост. и послесловие И. С. Кона / М. Мид. – М. : Наука, 1988. – 429 с.

22. Новикова, Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского / Е. В. Новикова. – М., 1987. – С. 17-40.

23. Обозов, Н. Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность: психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы. Тез. докл. / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова. – М., 1981. – С. 44-49.

24. Пахальян, В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте : Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / В. Э. Пахальян. – М., 1981. – 179 с.

25. Петровская, Л. А. О понятийной схеме социально-психоло­гического анализа конфликта / Л. А. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. – М., 1977. – С. 126-143.

26. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: Пер с англ. и франц. / Ж. Пиаже. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.

27. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубро­виной. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. –376 с.

28. Снегирева, Т. В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками / Т. В. Снегирева / Вопр. психол. – 1985. — № 5. – С. 61-70.

29. Снежевский, А. В. О нозологии психических расстройств / А. В. Снежневский // Журн. невропат. и психиат. – 1975. – № 1. – С. 138-143.

30. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста : В 2-х т. / Г. Е. Сухарева. – М. : Медицина, 1959. – Т. 2. – 406 с.

31. Толстых, Н. Н. Использование Карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников / Н. Н. Толстых // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога : Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Дубровина. – М., 1989. – С. 142-159.

32. Фрейд, З. Психология бессознательного : Сборник произведений / З. Фрейд / Науч. ред. М. Г. Ярошевский. –М. : Просвещение, 1989. – 448 с.

33. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Мысль, 1979. – 367 с.

34. Шибутани, Т. Социальная психология: Пер. с англ. В. Б. Ольшанского / Т. Шибутани. – Ростов-н/Д. : Изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

35. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы : Материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. г. Иркутск, 26-27 июня 2002 г. / Под общ. ред. Карнышева А. Д. – Иркутск, 2002. – 281 с.

36. Эйдемиллер, Э. Г. Исследование семей подростков с психопатиями и транзиторными нарушениями поведения в связи с задачами семейной психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер // Тезисы III Всеросс. съезда невропатологов и психиатров. – Т.2. – М., 1974. – С. 402-404.

37. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М., 1975. – С. 89-105.

38. Aronoff, M. Personality in the Social Process / М. Aronoff. – N.Y. : Basic Books, 1988. – 180 р.

39. Benjamin, L. S. Structural Analysis of Social Behavior / L. S. Benjamin. // Psychol. Rev. – 1974. – V. 81. – P. 392 – 426.

40. Laing, R. D. Mystifications, Confusion and Conflict / R. D. Laing // Intensive Family Therapy. – Boston : Erlbaum, 1965. – P. 343-364.