Специфика выпускной квалификационной работы по психологии

Содержание

Цели выпускной квалификационной работы и задачи,

решаемые в процессе ее выполнения………………………………………4

Специфика выпускной квалификационной работы по психологии….5

Виды выпускных квалификационных работ……………………………..7

Методика выполнения выпускной квалификационной работы……….8

Методика самостоятельной работы над литературой по теме…………11

Основные требования к выпускной квалификационной работе………13

Оценка выпускной аттестационной работы………………………………18

Библиографический список………………………………………………….18

Приложения…………………………………………………………………….19

 

Цели выпускной квалификационной работы и задачи,

Решаемые в процессе ее выполнения

Выпускная квалификационная работа по психологическим проблемам представляет собой самостоятельное исследование, выполняемое студентами психологического факультета под непосредственным научным руководством преподавателей университета.

Эта работа имеет целью углубление теоретических знаний по определенной научной проблеме и формирование умений использовать эти знания для анализа или практического решения частных вопросов, связанных с практической работой психолога в социально-экономической, психолого-коррекционной и клинической сферах.

Выпускная квалификационная работа занимает ответственное место в общей системе образования психолога. Работа выполняется на выпускном и включает углубленной изучение проблемы в процессе производственной и преддипломной практик, в ходе которых студенту приходится применять полученные психологические знания в реальной практической работе.

Задачи выпускной квалификационной работы можно обозначить следующим образом:

1. Расширение и углубление знаний, формирование профессиональной компетентности психолога в интересующей его проблематике.

2. Выработка умений применять свои теоретические знания при решении конкретных практических вопросов.

3. Овладение умениями и навыками самостоятельной исследовательской работы (работать с научной литературой, исследовать факты, анализировать психологические и педагогические явления или данные эксперимента, использовать методы психологической диагностики).

 

Специфика выпускной квалификационной работы по психологии

 

Выпускные квалификационные работы по психологии отличаются рядом специфических особенностей. Прежде всего, это связано с содержанием самого предмета психологической науки, который включает явления, издавна признаваемые как особые, наиболее интересные и притягательные — психические явления, проявления внутренней человеческой жизни, психологических свойств и состояний человека, его способностей, качеств личности и т.п.

4 стр., 1986 слов

Руководство выпускной квалификационной работой. Федеральное государственное бюджетное учреждение

Федеральное государственное бюджетное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения Российской Федерации       «УТВЕРЖДАЮ»   _______________________   Директор института им. В.М. Бехтерева, д.м.н., профессор, Н.Г. НЕЗНАНОВ   ПОЛОЖЕНИЕ О подготовке и защите выпускной ...

В отличие от других форм учебной работы, работа над выпускной квалификационной позволяет студенту факультета удовлетворить свой интерес именно в той области психологических знаний и умений, которая его наиболее привлекает. В этой связи сразу отметим, что темы выпускных квалификационных работ по психологии, рекомендуемые преподавателем не закрывают слушателю возможность избрать и обсудить с научным руководителем тему, не включенную в предлагаемый перечень, но его интересующую.

Другая особенность выпускных квалификационных работ по психологии и педагогике определяется экспериментальным характером этих дисциплин: решение многих психологических вопросов в современной науке предполагает экспериментальное изучение, то есть разработку соответствующей экспериментальной процедуры, проведение измерений и наблюдений, различные формы обработки результатов, в том числе математической обработки и использования ЭВТ, анализ данных эксперимента и их интерпретация с точки зрения выдвигаемых гипотез и т.п. Все это развивает исследовательские навыки в области изучения человеческих качеств, состояний, свойств, отношений, способностей человека и т.д.

С этим связана и еще одна особенность работы над выпускной кевалификационной работы. Проведение научно-исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы по психологии предполагает соответствующие контакты исследователя с людьми — учащимися, испытуемыми, группами людей и т.д. Это предъявляет особые требования к экспериментатору и его умению общаться с людьми, соблюдать в этом общении соответствующие этические нормы, в том числе нормы профессиональной психологической этики. Это особенно важно, когда экспериментатор изучает с помощью тестов уровень способностей испытуемого, степень развития его интеллекта, тех или иных черт характера, темперамента, исследует вопросы, связанные с положением испытуемого среди сверстников, отношения его к сверстникам или сверстников к нему. Все эти вопросы тонкие, щепетильные, и исследователь берет на себя ответственность за достоверность результатов и способы их представления испытуемым.

11 стр., 5067 слов

РАЗДЕЛ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

... выпускной квалификационной работы и прикрепление научного руководителя 15 декабря   Разработка научного аппарата исследования до 15 декабря   Защита обоснования выпускной квалификационной работы, ... заявления на закрепление темы выпускной квалификационной работы и прикрепление научного руководителя 15 декабря Самостоятельно, согласовав с научным руководителем и соруководителем Заполнение ...

Непременным требованием к выпускным квалификационным работам по психологическим проблемам является творческая самостоятельность студентов в суждениях и выводах, глубина проникновения в существо изучаемого вопроса, научная добросовестность и соблюдение профессиональной этики.

Ценность выпускной квалификационной работы в том, что ее выполнение приобщает будущего специалиста к практикоориентированной науке, развивает его творческое мышление, формирует профессиональную компетентность, в целом поднимает качество профессиональной подготовки в системе профессионального обучения.

 

Методика выполнения выпускной квалификационной работы

Студент факультета знакомится с темами выпускных квалификационных работ и выбирает одну из них (обязательно в соответствии с выбранной специализации), либо, если на это есть серьезные основания / давно интересуется, уже много читал и т.п./, предлагает на обсуждение с научным руководителем свой вариант темы. До уточнения и обсуждения темы работы на первой встрече с научным руководителем студент знакомится с краткими рекомендациями по теме и с предложенной по теме основной литературой. Затем начинается работа в непосредственном сотрудничестве с научным руководителем. Эта работа может проходить по следующим этапам:

 

Первая консультация. Во время первой консультации уточняется тема /именно для этого необходимо первичное самостоятельное ознакомление студента с основной литературой по теме/, которая затем утверждается научным руководителем и регистрируется в деканате факультета. Окончательно тема выпускной квалификационной работы утверждается на заседании кафедры психологии и в головном вузе.

Обсуждается план работы, решается вопрос о виде выпускной квалификационной работы — теоретическая, экспериментальная; намечается план выполнения работы.

3 стр., 1465 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 23

... апреля проводится предзащита выпускных квалификационных работ: для бакалавров – на кафедре научного руководителя работы; для магистрантов – на выпускающей для данной магистерской программы кафедре. Окончательно выпускная квалификационная работа оценивается Государственной аттестационной ...

Кроме этих организационных вопросов, на первой консультации идет работа и по содержанию темы: разбирается существо проблемы, возможные направления исследования, дается оценка современного состояния вопроса в науке, трудности и противоречия в данной проблеме и другие. Это помогает студенту определить собственное отношение к проблеме, легче войти в ее содержание.

Наиболее важным содержательным компонентом первой консультации является определение круга чтения студента по теме выпускной квалификационной работы, то есть подробного и полного списка литературы с указанием, что из него подлежит обязательному изучению.

Первым этапом самостоятельной работы студента по теме выпускной квалификационной работы является чтение и проработка рекомендованной литературы, подготовка на этой основе необходимых материалов / выписок, цитат, сносок и т.п./ для теоретического анализа по теме.

 

Вторая консультация. Обсуждение характера экспериментальной работы по теме, ее направлений, возможных методов исследования и т.п. вопросов, относящихся к опытно-экспериментальной работе по теме. Обсуждение плана и содержания теоретической части работы на основе прочитанной литературы по проблеме.

Вторым этапом самостоятельной работы студента является проведение намеченной экспериментальной работы, сбор необходимых материалов и работа над теоретической частью выпускной квалификационной работы. После этого необходима третья консультация.

 

Третья консультация. На ней обсуждается полученный экспериментальный материал, выбираются способы его обработки и анализа, направления использования этих данных.

На третьем этапе самостоятельной работы студент проводит обработку и анализ экспериментального материала, планирует возможное содержание практической части своей работы.

 

Четвертая консультация. Обсуждаются итоги экспериментальной работы, выводы на основании результатов исследования, обсуждается текст выпускной квалификационной работы в полном объеме.

На четвертом этапе работы слушатель осуществляет литературное оформление теоретической и экспериментальной частей работы, ее выводов и рекомендаций, списка использованной литературы /возможно в черновиках/, которые затем на последующих консультациях обсуждаются с научным руководителем, а на последующих этапах деятельности оформляются в окончательном варианте.

 

Работа сдается научному руководителю для рецензирования.

Таков примерный план выполнения выпускной квалификационной работы экспериментального характера. Выполнение теоретической работы также предполагает не менее 4 консультаций с научным руководителем.

 

Функции научного руководителя выпускной квалификационной работы заключаются:

1 — в оказании регулярной (не менее 4 консультаций за весь период выполнения работы) консультативной помощи студенту;

2 — в определении общего направления и характера исследования;

3 — в контролировании хода выполнения курсовой работы на каждом ее этапе;

4 — в оценке успешности деятельности студента по выполнению выпускной квалификационной работы.

Для решения вопросов оценки работы, руководитель привлекает рецензентов из числа других преподавателей института.

Итоговая оценка выставляется при защите выпускной квалификационной работы членами Государственной экзаменационной комиссии.

 

 

Основные требования к выпускной квалификационной работе

По содержанию работа должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Глубина, полнота, методологическая обоснованность теоретических и экспериментальных результатов работы, достоверность сделанных выводов, практическая значимость рекомендаций.

2. Профессиональная направленность. В работе должно быть ясно, какое значение для будущей деятельности автора имеет изучение и разработка данной проблемы.

3. Научная ценность работы. Рассмотрение любого вопроса должно отвечать современным требованиям психологической науки и отражать ее современное состояние. Научный анализ должен проводится на должном уровне, с высокой научной добросовестностью.

По оформлению выпускная квалификационная работа должна отвечать следующим требованиям

1.Объем работы — не менее 5 печатных листов, что составляет 80 стандартных машинописных страниц текста. При этом предпочтительно, чтобы выпускная квалификационная работа оформлялась в машинописном варианте.

2.Текст набирается в соответствии с правилами компьютерного набора с одной стороны белого листа бумаги стандартного формата (А 4)

Текст статьи набирается шрифтом Times New Roman, кегль 14; межстрочный интервал полуторный; выравнивание по ширине; отступ первой строки 1,25 см. Все поля – 2 см.

 

3 Страницы должны быть автоматически пронумерованы сквозной нумерацией страниц, начиная со страницы 3. При этом первой страницей считается титульный лист, на второй странице оформляется план работы или оглавление.

4. Для логической разметки и выделения текста рекомендуется использовать курсив и подчеркивание. Аббревиатуры (кроме общепринятых) должны быть расшифрованы.

5. Рисунки и таблицы. К рисункам и таблицам должны быть четкие отсылки в тексте работы. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а рисунки – подписями, например: «Таблица 1. Основные этапы подготовки выпускной экзаменационной работы», «Рис. 1. Функциональная модель системы информационного обеспечения образовательного процесса». Условные обозначения в рисунках и таблицах, если они есть, должны быть расшифрованы.

Рисунки. Принимаются только выполненные при помощи компьютера. Использование полутонов и штриховок нежелательно. Ширина рисунка — от 100 до 165 мм, высота не более 230 мм (вместе с подписью).

Рисунки могут быть представлены в графическом формате, совместимом с Word.

Таблицы. Ширина таблицы должна составлять 165 мм; она устанавливается в меню ТаблицаСвойства таблицывкладка ТаблицаРазмер. Текст в ячейках таблицы – Times New Roman, кегль 12, без абзацного отступа, межстрочный интервал одиночный. Толщина границ таблицы 0,5 пт. Таблицы могут быть представлены как в тексте , так и в приложении с наименованием по тому же принципу, что и рисунки.

Сокращения слов в тексте, как правило, не допускаются. Иллюстрации (схемы, графики, фотографии и пр.) размещают так, чтобы их можно было рассматривать без переворота страниц работы. Схема, графики, рисунки подписываются, например:

Таблица 16

Изменения показателей в тренинговой группе, выявленные по опроснику «Социально-психологические характеристики субъекта общения»

  № Показатели
ЭР СП ОО НВ УО
До тренинга после тренинга до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга
9,5 11,5 17,5
12,5 12,5
9,5 9,5 10,5 15,5 10,5
11,5 12,5 10,5
10,5 18,5 13,5
14,5 12,5 17,5
12,5 14,5 11,5 15,5 12,5
13,5 9,5 10,5
11,5 9,5 8,5 16,5 11,5
15,5 10,5 11,5 10,5 17,5
8,5 10,5 8,5 16,5
8,5 12,5 7,5 7,5 10,5

 

Из представленной таблицы можно сделать вывод о том, что у каждого испытуемого, прошедшего тренинговые занятия по психокоррекции трудностей в общении показатели индивидуальной, а следовательно, и групповой чувствительности к негативным чертам общения снизились…

6. Текст выпускной квалификационной работы пишется от третьего лица, в изъявительном наклонении, употребляя глаголы неопределенной формы. Например, “Во введении рассматриваются…”.

Листы выпускной квалификационной работы переплетаются или оформляются в скоросшиватель.

7. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенным на следующей странице методички \ см. Приложение 1\ по следующей форме:

— полное название вуза;

— название факультета;

— обозначение документа (выпускная квалификационная работа);

— название работы;

— фамилия слушателя;

— научный руководитель;

— рецензент;

— город, год.

8. Содержание. Здесь излагается план работы с точным названием глав, параграфов, разделов и т.п. и указанием страниц рукописи. В качестве традиционного плана написания выпускной квалификационной работы можно привести следующий:

Введение, в котором объясняется выбор темы, раскрывается ее актуальность и значимость, указываются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, научная гипотеза, методология исследования, теоретическое и практическое значение работы.

Глава первая, куда включается обзор и анализ литературных источников, теоретическая постановка проблемы.

Глава вторая, которая содержит описание методики работы, процедуры опытов, результаты опытной работы. Методика исследования должна излагаться подробно, с обоснованием его выбора. Если в работе применялись общеизвестные методики, их описания подробно излагать не следует, при этом даются ссылки на соответствующие источники информации.

Глава третья, в которой формулируются выводы, рекомендации, заключения, дается оценка теоретических и практических результатов, подводятся итоги работы.

9.Библиографический список к выпускной квалификационной работеоформляется в соответствии с принятыми стандартами. Библиографический список помещается в конце работы после подзаголовка.

Список оформляется в алфавитном порядке и каждый источник снабжается соответствующим номером. Указываются фамилия и инициалы автора, заглавие книги (статьи), место издания, год издания, количество страниц. Требования к списку литературы оформляются в соответствии с ГОСТ (см. приложение 2).

Сноски и ссылки оформляются в работе следующим образом: заимствованные формулировки (цитаты) оформляются кавычками, и по окончании цитаты в квадратных скобках указывается номер источника, под которым он включен в список литературы, и указание на страницу книги или статьи, например [5, с. 19], цитаты должны быть тщательно выверены по тексту источника. Если заимствуется положение автора без сохранения точной формулировки, то кавычки не используются, но ссылка на источник оформляется, хотя возможно и без указания страницы. Из текста выпускной квалификационной работы должно быть совершенно ясно, что заимствуется студентом из литературных источников, а что является его собственными мыслями, примерами, выводами.

Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на последующих страницах или в виде отдельного тома. Каждое приложение начинается с новой страницы, их нумеруют последовательно арабскими цифрами. Например, “Приложение 1”.

Оценка выпускной аттестационной работы

При оценке выпускной аттестационной работы учитываются:

1. Ценность исследования.

2. Системность изложения.

3. Теоретическая компетентность: умение сформулировать цели и задачи своей деятельности, глубина анализа, достоверность выводов.

4. Адекватное использование диагностического и методического инструментария, умение обрабатывать результаты, оформлять заключения и рекомендации, делать выводы по работе.

5. Характер и регулярность выполнения работы в течение всего учебного периода.

6. Качество написания и оформления работы: последовательность и внутренняя непротиворечивость, грамотность, стиль, наглядность и т.п.

 

Библиографический список:

1.ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

2. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

3. ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»

4. ГОСТ 7.82-2001 “Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»

 

 

Приложение 1

 

Образец оформления титульного листа

 

 

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Психологический факультет

 

Выпускная квалификационная работа

 

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ

 

Студент________________

_______________________

  Рекомендуется к защите Решение кафедры психологии от _______________________ Зав. каф. психологии, профессор УРАО НФ Г.В. Сорокоумова  

Научный руководитель
_______________________

Рецензент______________

______________________

 

 

Н. Новгород, 2011

Приложение 2

1.Библиографическое описание книг

книга одного автора

Орельская, О. В. Святослав Агафонов: Возродившй кремль [Текст]: / О. В. Орельская. — Н. Новгород : Промграфика, 2001. — 192 с. : ил. — (Мастера нижегородской архитектуры).

Гельфонд, А. Л. Деловой центр как новый тип общественного здания [Текст] : монография / А. Л. Гельфонд ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород : ННГАСУ, 2002. — 131 с. : ил.

книга 2-3-х авторов

Емельянов, Е. Н. Психология бизнеса [Текст] : учебник / Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына. — М.: АРМАДА, 1998. – 511 с.

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина ; Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.. : Юристъ, 2002. – 542 с. – (Institutiones ; т. 221).

или

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с. – (Institutiones ; т. 221).

книга 4-х авторов

Экономический анализ воздействий на окружающую среду [Текст] : пер. с англ. / Д. Диксон, Л. Скура, Р. Карпентер, П. Шерман. — М. : Вита-Пресс, 2000. – 272 с.

книга 5-ти и более авторов

Финансы предприятий [Текст] : учеб. для вузов / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 447 с.

книга коллективного автора

Ректоры России [Текст] / Ассоц. рос. вузов. — М. : Соврем. ун-т, 2000. – 256 с. : ил. — (Интеллектуальный фонд России).

Объединенная Германия: десять лет [Текст] = United Germany: ten years : проблем.-темат. сб. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : ИНИОН, 2001. — 273 с. : ил. – (Актуальные проблемы Европы) (Серия «Европа. ХХI век»).

2.Библиографическое описание сборников

непериодические сборники

Российская Федерация. Президент. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства).

– М. : [б. и.], 2001. – 46 с.

Проблемы истории, теории и практики русской и советской архитектуры [Текст] : межвуз. темат. сб. / Ленингр. инженер.-строит. ин-т ; отв. ред. В. И. Пилявский. — Л. : Изд-во ЛИСИ, 1978. — 162 с. : ил.

Воспитательный процесс в высшей школе России [Текст] : межвуз. науч.-практ. конф., 26-27 апр. 2001 г. / редкол. : А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.

Диссертации

Копосов, Е. В. Методология обеспечения экологически безопасного освоения природных ресурсов закарстованных территорий [Текст] : дис. …

д-ра техн. наук : 11.00.11 : защищена 26.05.2000 / Е. В. Копосов ; науч. рук.

В. В. Найденко ; выполнена и защищена в Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород, 2000. — 320 с. : ил.

автореферат диссертации

Ляховецкая, С. С. Социокультурные ценности городского центра [Текст] : автореф. дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 / С. С. Ляховецкая ; Новосиб. гос. архитектур.-худож. акад. — Екатеринбург, 2001. — 23 с.

или

Ляховецкая, С. С. Социокультурные ценности городского центра [Текст] : автореф. дис. … канд. архитектуры / С. С. Ляховецкая. — Екатеринбург, 2001. — 23 с.

3.Библиографическое описание электронных ресурсов

Нижегородский регион XXI [Электронный ресурс] : электрон. база данных. — Н. Новгород : Центр маркетинга Нижегор. обл., 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Московский Кремль [Мультимедиа] : мультимед. путеводитель. — М. : КОМИНФО, 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

От заката до рассвета [Видеозапись] : триллер / реж. Р. Родригес ; в гл. ролях : К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни. – М. : Премьер-видеофильм, 2000. – 1 вк.

электронные книги

Бердникова, Т. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Т. Б. Бердникова [и др.]. – М. : ИНФРА-М, [200-?]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

– (Электронная библиотека Термики).