Признание за животными способности к психическому отображению действительности и к соответствующей регуляции поведения необходимо конкретизировать, ибо речь идет о предыстории человеческой психики. Первый вопрос, который возникает, — о том, когда же именно и в связи с чем животные обрели психику. Второй вопрос — о стадиях или уровнях развития психики в филогенезе, т.е. об основных качественных изменениях психики как продукта эволюции животного мира. Выделяются две функции психики: отражение действительности (ориентировка в ней) и регуляция поведения в соответствии с отражаемым. Ответить на поставленные вопросы нам поможет концепция развития психики А. Н. Леонтьева (1903—1979).
На первом плане в этой концепции — стадии психического отражения действительности.
Допсихическое отражение. Представим себе одноклеточное животное амебу в сосуде с водой. Вообразим также, что рядом упала капля кислоты. Наше животное начинает активно двигать своими ложноножками, чтобы подальше убраться от разрушающего организм воздействия. Оно устремляется к более благоприятной химической среде. Как прокомментировать это событие в контексте категории отражения?
Животное отразило движением воздействие предмета, непосредственно разрушающего организм. Данная активность получила название «таксис» (или «тропизм»).
Эти тропизмы многообразны. Побеги растений тянутся к свету (фототропизм), их корни пробивают себе путь к влажным участкам почвы (акватропизм), амеба движется к более благоприятной химической среде (хемотропизм), клоп устремляется к источнику тепла (термотропизм) и т.д. Во всех случаях отчетливо выступает существенный признак активности организма — реагирование движением на биологически значимый раздражитель, т.е. на воздействие, непосредственно способствующее воссозданию или разрушению организма. Рассматриваемый уровень отражения действительности называется раздражимостью.
Раздражимость основывается на автоматических процессах, которые происходят в организме в результате физико-химических реакций. Эти процессы обеспечивают определенный уровень саморегуляции живой системы. Подчеркнем, что речь идет о биологической форме отражения действительности, к которой надо отнестись как к высшей допсихической форме отражения.
Стадия элементарной сенсорной психики. Когда насекомое попадает в паутину, оно начинает вырываться и этим самым создает вибрацию. Паук, соединенный нитями паутины с сетью, выползает из укрытия, устремляется к насекомому, опутывает, парализует его и питается веществом его тела. Поставим вопрос: «Что «включает» поведение паука?» По описанной нами картине — вибрация. Следующий вопрос: «Будет ли паук сыт от самой вибрации?» Конечно, нет. «Почему же он на нее реагирует?» Тут-то мы и подойдем к самому важному, если скажем, что вибрация — это не непосредственно биологически значимый раздражитель, а сигнал биологически значимого предмета. Реагирование на такой сигнал и означает появление психического отражения действительности. Происходит же это реагирование потому, что вибрация находится в устойчивой связи с веществом тела насекомого, от которого паук будет сыт.
8 стр., 3527 слов
Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. ...
... других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности. Вопрос 7. Сознание, его сущность, структура и ... внутренней программы ("видового опыта" организма) в столкновении с внешней средой. Психическое отражение (психика животных) - активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ...
В качестве таких сигналов всегда выступают отдельные свойства предметов. Не только вибрация, но и цвет, запах, форма, звук и др. Действительно, надо прореагировать на рык хищника или его запах, потому что реагировать, находясь в его зубах, уже поздно. Способность отражать отдельные свойства предметов получила название чувствительность, или ощущение. Наличие ощущения позволяет нам представить первую стадию психического отражения действительности — стадию элементарной сенсорной (чувствительной) психики.
На этой стадии развития психики, по А.Н.Леонтьеву, находятся насекомые, черви, ракообразные. Причина появления этой стадии — переход от однородной среды существования к среде дискретных (конечных) предметов.
Стадия перцептивной психики. Начнем с примера, пополняющего наши знания о предыдущей стадии, т.е. стадии элементарной сенсорной психики. Два сомика, живущие в аквариуме, научились обходить марлевую перегородку на пути к пище. Поведение рыбок, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) запах пищи (сигнал свойства предмета, на который направлена активность); б) преграда (условия, в которых дан предмет).
Исследователи убирают перегородку. И что же? Рыбки продолжают совершать обходное движение. Лишь постепенно оно исчезает.
Теперь вообразим, что мы долгое время кормили млекопитающее животное так, что оно на пути к пище должно было обходить препятствие. Однажды препятствие ликвидируется. Будет оно по-прежнему совершать обходной путь? Определенно нет. Что стоит за этим различием в поведении животных?
У рыбок воздействие, вызывающее обходное движение (преграда), сливается с воздействием пищи (запахом).
Пища и преграда не отражаются как разные «узлы» свойств, как разные предметы. Отражение действительности остается слитным. Что касается млекопитающего, то оно отражает каждый предмет (пища и преграда) отдельно, как разные «узлы» свойств. Вот и получается: если есть преграда на пути к пище, то ее надо обойти, если ее нет, то и обходить нечего. Отражение, при котором предмет отражается в целом, в совокупности его свойств и есть главный признак стадии перцептивной (воспринимающей) психики. Это отражение называется восприятием.
Данная стадия психического отражения присуща земноводным, пресмыкающимся, птицам, млекопитающим. Появление этого уровня связывается с переходом позвоночных к наземному образу жизни.
Основные этапы развития психики животных
... качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев ... выделял две основных стадии развития психики элементарную сенсорную и перцептивную. ...
Стадия интеллекта животных. Некоторые животные поднимаются еще на одну ступень. А.Н.Леонтьев иллюстрирует эту стадию отражения действительности опытами немецкого исследователя В. Келера (1887—1967) с человекообразными обезьянами. Обратимся к одному из его опытов. Представим себе вольер, внутри которого находится обезьяна шимпанзе. Между животным и сеткой лежит палка, по ту сторону сетки — привлекательный фрукт, например банан. Какова типичная картина поведения животного? Сначала обезьяна активно совершает всякие попытки достать банан с помощью передних конечностей. Безуспешно. Наконец уставшее животное прекращает свои действия, спокойно озирает ситуацию, вдруг берет палку, начинает с ее помощью приближать к себе плод и схватывает его.
Что же на этот раз отразило животное, если принять во внимание, что на предыдущей стадии отражался предмет в целом? Оно отразило отношение, связь между предметами в ситуации зрительного поля. Упоминание зрительного поля очень важно, ибо если бы палка была за спиной животного, оно бы никогда задачу не решило. Обезьяна остается рабом своего зрительного поля. Этот уровень отражения действительности получил название зачатки мышления. Эти зачатки и есть самое главное в том уровне психического развития, который называют интеллектом животных. Факт внезапного отражения указанной связи закреплен В. Келером в понятии «инсайт», которое он определил как внезапное переструктурирование зрительного поля в соответствии с проблемной ситуацией. Этот термин сегодня широко применяется в психологии мышления для обозначения всякого внезапного понимания отношений, вовсе необязательно связанных со зрительным полем.
Причиной появления рассматриваемой стадии считается переход к разнообразному рациону питания, вызвавший необходимость в тех масштабах обследовательской активности, которые несвойственны животным, находящимся на предыдущих стадиях психического развития. Рацион питания у диких шимпанзе включает в себя более 80 «блюд». Это фрукты, листья, семена, цветы, стебли, насекомые, мелкие животные и т.д. (Задача 3.)
У животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, ведущим способом регуляции поведения является инстинкт. Термином инстинкт обозначаются генетически закрепленные, наследственные формы поведения животных. Они обеспечивают наиболее важные жизненные функции для существования животного и продолжения вида. Многие инстинктивные формы поведения животных настолько сложны, что умиляют исследователей и читателей. Однако, несмотря на кажущуюся целесообразность, они остаются в основном некоторой структурой безусловных рефлексов. Инстинкты играют свою роль в самых различных формах активности врагов, размножение (брачные обряды), выращивание потомства.
С появлением перцептивной психики поведение во все большей степени зависит от опыта особи, приобретенного ею при жизни. Речь идет о формах поведения, которым животное научается. Результат такого научения фиксируется в понятии «навык». Навык — автоматизированное поведение, сформировавшееся в многократных повторениях (в упражнении).
Если насекомое появляется на свет с почти полным набором поведенческих программ, то что может новорожденный щенок? Мало что. Он может найти материнский сосок и припасть к нему. А ведь взрослая собака считается весьма «умным» животным. Это само по себе означает, что она очень многому научается при жизни. В основе прижизненно приобретаемого поведения лежит условный рефлекс.
Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...
... определенностью и однозначностью. Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности ... интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а ...
Первая его разновидность — классический условный рефлекс, который изучался И.П.Павловым (1849—1936), его сотрудниками и последователями. Так, если неоднократно сочетать кормление животного (пища — безусловный раздражитель) со звонком (условный раздражитель, первоначально безразличный по отношению к пищевой потребности), то через некоторое время звонок становится стимулом, вызывающим пищевую реакцию без предъявления пищи. Таким образом, животное научается осуществлять «старое поведение в новых условиях».
Другой тип условного рефлекса — оперантный (или инструментальный) рефлекс. Закономерности его образования изучались преимущественно американскими исследователями, в частности Б.Скиннером (1904—1990).
Формирование условного рефлекса осуществляется в подкреплении спонтанно возникающей у особи реакции (а не стимула, как в образовании классического условного рефлекса).
Сначала голодное животное, находящееся в ограниченном пространстве, может только случайно осуществить некоторое движение (например, наступить на педаль), ведущее к появлению пищи (подкреплению).
Далее это движение обнаруживает тенденцию учащаться — и так до образования навыка.
Животное научается осуществлять «новое поведение в новых условиях».
В одной из популярных телепередач по зоопсихологии наглядно показывалось, что поведение стервятника, кидающего камень на яйцо, снесенное другим животным, обусловлено как инстинктом (сама суть поведения — кидать камень на яйцо), так и научением (кидать так, чтобы попасть).
С этой же точки зрения интересен феномен (необычайное, исключительное явление) импринтинга — особой формы научения на самых ранних этапах жизни животных, которая носит характер непосредственного запечатления. Эту форму научения специально изучал австрийский зоопсихолог К. Лоренц (1903—1989).
Новорожденные утята, вылупившиеся из яйца, как известно, следуют за матерью-уткой. Оказалось, что если исследователь заменяет мать-утку движущимся комом тряпья, то утята следуют за комом и после этого уже не идут за матерью. Удивительным было то, что импринтинг — это научение с первого раза. Оказалось, что исследователь имел дело с прижизненной достройкой инстинкта. Инстинктивной программой предусмотрено следование за движущимся предметом, но сам предмет в программе не «записан».
Интеллектуальное поведение животных. Оно основывается на отражении связи между предметами в ситуации зрительного поля и имеет самые различные проявления. Оказывается, приматы способны решать и более сложные задачи, например короткой палкой достать длинную и уже этой длинной приблизить к себе банан. (Задача 4.)
Рассматривая поведение животных до сих пор, мы, сосредоточившись на стадиях развития психики в животном мире, отвлеклись от важной реальности — взаимодействия животного с себе подобными. Между тем совместное поведение животных характеризуется рядом черт, на некоторые из них мы здесь укажем. Это кооперация (по добыванию пищи, по «быту», по выведению и сохранению потомства, по борьбе с врагами), иерархия (бывает двух- и многоступенчатой), коммуникация (звуковая; «язык» поз, движений и касаний; сигнализация с помощью запахов).
Совместное поведение животных, как и их поведение вообще, обусловлено инстинктами, навыками и «интеллектом». Но в их «языке» нет средств долговременной и символической фиксации прижизненного опыта, которые были бы основой его развития и передачи следующим поколениям.
Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...
... основных понятий: высшей психической функции, культурного развития поведения и овладения собственными процессами поведения. В т о р о й вариант представлен, например, в работе "Орудие и знак в ... развитии ребенка", где намечены следующие четыре аспекта концепции ...
Каждая более высокая стадия развитие психики в животном мире зарождается в недрах предыдущей. Но каждая последующая стадия ассимилирует достижения предшествующего развития, перестраивает их, поэтому инстинктивное поведение человекообразных обезьян отличается от инстинктивного поведения животных, находящихся на более низких стадиях развития. Инстинкты приматов более гибкие, более чувствительны к изменениям условий существования. Наряду с этим обезьяны легче переносят приобретенные навыки в новые условия, чем другие животные. В целом же концепция А.Н.Леонтьева убеждает в том, что в мире нет поведения, которое было бы целиком инстинктивным или полностью приобретенным. (Задачи 5, 6, 7.)
ФОРМЫ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
В процессе эволюции у животных сформировались различные физиологические и поведенческие механизмы, позволяющие им лучше адаптироваться к окружающей среде. Какие приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных существуют? От чего они зависят?
Приспособительное поведение животных Поведением называются действия, направленные на взаимодействие с окружающим миром. Оно характерно для всех животных существ и является одним из главных инструментов адаптации. Принципы поведения животных могут изменяться под действием внешних и внутренних факторов. Для существования организмов важными являются все факторы окружающей среды – климат, почва, свет и т. д. Изменения хотя бы одного из них может отразиться на способе их жизни. Приспособительные особенности поведения животных помогают им адаптироваться к новым условиям, а значит, повышают шансы на выживаемость. Отвечать на раздражители среды способны даже элементарные формы жизни. Простейшие, например, могут перемещаться, чтобы снизить негативное влияние какого-либо фактора. У высокоорганизованных организмов поведение более сложное. Они способны не только воспринимать информацию, но и запоминать и обрабатывать ее, чтобы использовать в дальнейшем для самосохранения. Этими механизмами управляет нервная система. Некоторые действия заложены у животных изначально, например, инстинкты, безусловные рефлексы, другие обретаются в процессе научения и приспосабливания.
Репродуктивное поведение. Воспроизводство потомства заложено в природе каждого живого организма. Приспособительное поведение проявляется при половом размножении, когда животным необходимо найти партнера, образовать с ним пару. При бесполом размножении такой потребности не возникает. Ухаживание сильно развито у высших организмов. Чтобы завоевать партнера, животные исполняют ритуальные танцы, издают различные звуки, например, крики, трели, пение. Подобные действия подают противоположному полу сигнал, что особь готова к спариванию. Олени в брачный период издают специальный рев, а при встрече с потенциальным соперником устраивают борьбу. Киты касаются друг друга плавниками, слоны гладят хоботами. Приспособительное поведение проявляется и в родительской заботе, которая повышает шансы молодых особей на выживание. В основном она характерна для позвоночных и заключается в сооружении гнезда, высиживании яиц, вскармливании и обучении. Моногамия и прочные пары преобладают у видов, где детеныши требуют длительного ухода.
6 стр., 2912 слов
Поведение как психофизиологический феномен
... процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение как акт состоит из нескольких этапов: формирование потребности развитие мотивации, ...
Питание. Приспособительное поведение, связанное с питанием, зависит от биологических особенностей животного. Распространенной является охота. Она осуществляется при помощи слежки (у кальмаров), ловушек (у пауков) или простого выжидания (у богомолов).
Для экономии усилий и времени некоторые виды используют кражу. Например, пчелы-кукушки не строят собственных ульев, зато смело проникают в чужие. Они убивают матку, откладывают в колонии свои личинки, которых кормят ни о чем не подозревающие рабочие пчелы. Койоты адаптировались за счет всеядности. Так они значительно расширили ареал обитания. Они могут обитать в пустынной, горной местности, даже приспособились к жизни вблизи городов. Едят койоты все, что угодно, вплоть до падали.
Одним из способов приспосабливания является запасание пищи. Насекомые запасаются для пропитания личинок. Для многих грызунов это часть подготовки к неблагоприятному сезону. Хомяки к зиме запасают около 15 килограмм еды.
Защита. Различные оборонительные реакции животных оберегают их от врагов. Приспособительное поведение в этом случае может выражаться пассивно или активно. Пассивная реакция проявляется прятаньем или бегством. Некоторые животные выбирают другую тактику. Они могут притвориться мертвыми или неподвижно замереть на месте. Зайцы убегают от опасности, запутывая при этом свои следы. Ежи предпочитают свернуться клубком, черепаха прячется под панцирь, улитка — в раковину. Виды, живущие стаями или стадами, стараются плотнее прижаться друг к другу. Так хищнику сложнее напасть на отдельную особь, и есть вероятность, что он откажется от своего намерения. Активное поведение характеризуется яркой демонстрацией агрессии противнику. Определенная поза, положение ушей, хвоста и других частей должны предупредить о том, что к особи не стоит приближаться. Например, кошки и собаки показывают клыки, шипят или рычат на врагов.
Общественное поведение. При взаимодействии животных друг с другом приспособительное поведение отличается у разных видов. Оно зависит от особенностей развития и способа жизни отдельной особи и направлено на создание благоприятных условий проживания и облегчение существования. Муравьи объединяются, чтобы строить муравейники, бобры – для построения плотин. Пчелы формируют ульи, где каждая особь выполняет свою роль. Детеныши пингвинов объединяются в группки и находятся под наблюдением взрослых, пока их родители охотятся. Совместное проживание многих видов обеспечивает им защиту от хищников и групповую оборону в случае нападения. Сюда можно отнести и территориальное поведение, когда животные помечают собственные владения. Медведи царапают кору деревьев, трутся о них или оставляют клоки шерсти. Птицы подают звуковые сигналы, некоторые животные используют запахи.
Особенности строения. На приспособительные особенности строения и поведения животных сильное воздействие имеет климат. В зависимости от степени влажности воздуха, плотности окружающей среды, колебания температур у них исторически сформировались разные формы тела. Например, у подводных обитателей — это обтекаемая форма. Она помогает быстрее передвигаться и лучше маневрировать. Характерным примером адаптации строения к условиям проживания является размер ушей у лисиц. Чем холоднее климат, тем уши меньше. У песцов, обитающих в тундре, они небольшие, а вот у фенека, проживающего в пустыне, уши достигают до 15 см в длину. Большие уши помогают фенеку охлаждаться в жару, а также улавливать малейшее движение. Пустынным обитателям негде спрятаться от врага, поэтому у одних в наличии хорошее зрение и слух, у других имеются сильные задние конечности для быстрого передвижения и прыжков (страусы, кенгуру, тушканчики).
Родительское поведение животных.Родительское поведение животных ...
... Издательство МГУ,1981 7. Тимберген Н. Социальное поведение животных 8. Хайнд Р. Поведение животных, под редакцией Зориной А. и ... Похоже, что гормоны синхронизируют появление детенышей и развитие родительского поведения. Социобиологические перспективы. Поскольку каждый индивид, следуя ... себя роды, вскармливание детеныша, уход за его телом, строительство логова, переноску детенышей и их защиту, ...
Быстрота также спасает их от соприкосновения с горячим песком. Жители севера могут быть более медлительны. Основными приспособлениями для них является большое количество жира (до 25 % всего тела у тюленей), а также наличие волосяного покрова.
Особенности окраски. Немаловажную роль играет цвет тела и шерсти животного. От него зависит терморегуляция. Светлый окрас позволяет избежать воздействия прямых солнечных лучей и предотвратить перегрев организма. Приспособительные особенности окраски тела и поведения животных тесно связаны друг с другом. Во время брачного периода яркий окрас самцов привлекает самок. Особи с наилучшим рисунком получают право на спаривание. У тритонов появляются цветные пятна, у павлинов присутствуют разноцветные перья. Окрас обеспечивает животным защиту. Большинство видов маскируется под окружающую среду. Ядовитые виды наоборот могут иметь яркую и вызывающую расцветку, предупреждающую об опасности. Некоторые животные расцветкой и узором только имитируют ядовитых собратьев.
Заключение. Приспособительные особенности строения, окраски и поведения животных во многом являются результатом эволюции. Различия во внешнем виде и образе жизни иногда заметны даже в пределах одного вида. Главным фактором для формирования отличия послужила окружающая среда. Каждый организм максимально приспособлен для обитания в пределах своего ареала. В случае, когда условия меняются, может изменяться тип поведения, окрас и даже строение организма.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ КАК ВЫСШЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой для развития мозга человека, расширяло его кругозор, приводило к дифференциации передних и задних конечностей. Освобождение передних конечностей от выполнениятолько функции опоры и передвижения создавало возможность использовать их для захвата предметов, манипулирования ими. Манипуляция предметами приводила к формированию мелких, скоординированных движений, что совершенствовало центры мозга, которые управляли подобными движениями. Рассматривание предмета с различных сторон, восприятие таких свойств как форма, вес, характер поверхности, степень твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки мозга.
Стадный образ жизни обезьян предполагал совместную жизнедеятельность, в процессе которой дифференцировались обязанностимежду отдельными представителями стада. Совместная деятельность при дифференциации обязанностей порождала необходимость общения. Необходимость общения формировала систему сигналов, послужившую основой для зарождения членораздельной человеческой речи. Зарождение и развитие речи приводило к совершенствованию голосового аппарата, к усложнению и развитию сложнейшей речевой системы мозга, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление словесным и абстрактным. Значительным изобретением человечества, оказавшим влияние на развитие людей стали знаковые системы. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Благодаря языку человек стал носителем общественного сознания. Если вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Историческое развитие человеческого сознания
... творили людей, как люди создавали эти обстоятельства. Чем больше люди узнавали окружающий мир и совершенствовали орудия своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами. Историческое развитие человеческого сознания оказался ...
Итак, вертикальное положение тела, стадный образ жизни – все это биологические предпосылки возникновения сознания. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание человека, явился труд. Именно изготовление орудий труда и является показателем появления разумного человека (homo sapiens).
Таким образом, ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств. Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. Создаваемые людьми предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать. Из этого следует, что кроме пищевой, оборонительной, половой и других имеющих чисто биологический характер, у человека зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно для человека и принципиально отличает его от животного мира. Следовательно, человека от животных отличает способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем.
!!! Таким образом, главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. В результате психика человека не только освобождается от тех черт, которые характерны для психики животных, но и начинает в большей степени подчиняться законам общественно-исторического развития, а не только и не столько законам биологического развития.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. Прана – жизненный принцип, нераздельный от всех проявлений ...
СОЗНАНИЕ – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.