26.Игра у животных

  1. Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр.

Игра – очень сложное и многоаспектное поведение, относительно природы которого в научном сообществе еще не сформировалось единого мнения. В зависимости от того, на каком аспекте игры делается акцент, выделяют несколько концепций игрового поведения.

КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

1. При акценте на адаптивной роли игры выделяются две крайние точки зрения:

А. Игра – это адаптивное поведение, т.к. является предварительным упражнением форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности, но без риска и пагубных последствий (К. Гроос).

В. Игра лишена адаптивного значения.

Так, Ф. Ботэндийк считает, что она важна только для самого играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние. Г. Спенсер полагает, что игра – расход некой избыточной энергии (аналог специфической энергии действия Лоренца), которую некуда девать, суррогат ее естественного приложения, азартное выполнение незавершенных, бесполезных, «невыгодных» действий («действие вхолостую» или «вакуумная активность»).

2. При подходе к игре как отдельной форме поведения возникает вопрос о ее природе: это врожденное или приобретенное поведение? Здесь также можно выделить две крайние позиции:

А. Игра – это инстинкт. Так, она включена в перечень форм индивидуального поведения в классификации Д. Дьюсбери. Аргументами этой точки зрения служат наличие поисковой фазы, когда животное активно ищет игровые ситуации и партнеров по игре, а также наличие знаковых стимулов начала и окончания игры (специфические позы, движения и звуки).

В то же время центр игры в мозге не найден, в отличие от других врожденных реакций (обнаружены центры голода, жажды, агрессии и др.).

В. Чаще игра противопоставляется инстинктам. Так, швейцарская исследовательница М. Мейер-Хольцапфель отмечала, что животные играют лишь тогда, когда удовлетворены основные биологические потребности и не проявляются инстинктивные действия. Отечественный детский психолог и педагог Д.Б. Эльконин указывал, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных действий и развивает способности к ориентации в сложных изменчивых условиях среды. Английский зоопсихолог У. Торп считал, что игра служит для приобретения навыков и ознакомления с окружающим миром. С ним согласен американец М. Беков, который определял игру как двигательную тренировку, формирование процессов общения и упражнение познавательных процессов.

12 стр., 5807 слов

Методика обучения поведение тактических действий нападении в баскетболе

... с принятой классификацией тактики баскетбола среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом. Действия игрока без мяча Теоретические предпосылки. Действия игрока без мяча могут ... обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающуюся на площадке ситуацию, быстро ...

Анализ существующих концепций показывает наличие крайне противоречивых представлений об игре.

Известный отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри считал, что основная ошибка всех этих подходов состоит в том, что игра рассматривается как особая форма поведения. Все противоречия снимаются, если считать игру развивающейся психической деятельностью, основным содержанием поведения животных в определенный период постнатального онтогенеза. Таким образом, по Фабри игра – это не особая форма поведения, а сам процесс становления взрослого (адультного) поведения, в котором есть место и адаптивным, и неадаптивным, и врожденным, и приобретенным компонентам.

Движения, входящие в игровое поведение, имеют в своей основе видоспецифические двигательные реакции, входящие в поведенческий репертуар, но отличаются от них по ряду признаков.

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

  1. Это незавершенные последовательности действий.

Примеры:

– игровой репертуар детенышей черных хорьков основан на действиях «охота и умервщление добычи». В этих действиях отсутствуют 4 реакции: две крайние формы нападения: «умервщление укусом в затылок» и «атака из боковой стойки» и два крайних вида реакции страха: «угроза из оборонительной стойки» и «визг».

В игру жеребят входит «галопирование» – короткий галоп, остановка, возвращение назад.

В играх макак-резусов, в основе которых «половая активность» садки осуществляются без интромиссии, причем независимо от пола. При игре «агрессия» – драка челюсти при укусах не сжимаются.

2. Вырабатываются новые комплексы движений.

Эти комплексы специфические для данной игровой ситуации и не имеют функционального значения помимо игры. Например, «сальто» у детенышей барсука, кувыркание у котят.

3. Часто происходит преувеличение отдельных движений.

Примеры:

– преувеличенные прыжки и скачки у котят, у них же «атака из боковой стойки» – самая крайняя форма агрессии, на которую может решиться только взрослая кошка, спасая жизни котят, но не взрослый кот. Котята же эту специфическую форму приближения к «противнику» (боком, вприпрыжку с выгнутой спиной и задранным вверх хвостом) постоянно применяют в играх друг с другом или с человеком.

Сюда же относится многократное повторение отдельных игровых движений при скатывании с горки у белых медвежат, выдрят, росомах.

4. Нередко нарушаются последовательности движений. Например, в играх детенышей хищников сначала происходит имитация нападения и умервщления добычи, а потом – погоня.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ... всякой логике, необдуманно, и сами не можем дать разумного объяснения своему поведению. Такие действия по внутреннему побуждению, без анализа возможных трудностей и видения проблемы в ...

5. Происходит смешение функционально различных типов поведения. Как правило, у животных разных видов преобладают игры, имитирующие ту или иную активность, чаще всего пищедобывательную, половую и агонистическую («нападение» – «бегство»).

Например, у мангустов в играх смешиваются элементы охотничьего и полового поведения, у макак-резусов – агрессивного и полового, у копытных – агрессивного и оборонительного.

ВИДЫ ИГР

1. Локомоционные – подвижные игры, при которых постоянно меняется положение тела (беготня, прыжки, барахтанье, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей).

В этих играх, с одной стороны, проявляются видоспецифические локомоционные особенности.

Примеры:

– у детенышей домовой мыши на 10-15 день жизни появляются «блошиные « прыжки; у детенышей мыши-малютки – «акробатические этюды» на стеблях растений.

С другой стороны, у филогенетически не родственных видов в играх наблюдаются сходные элементы. Например, выдрята и телята часто демонстрируют резвые побежки с внезапными поворотами на бегу, высоким подбрасыванием зада и взбрыкиванием (т.н. «телячий восторг»).

В играх могут встречаться элементы поведения предковых форм. Сюда можно отнести, например, попытки тигрят залезать на деревья сразу же, как только научатся ходить (на 20-30 день после рождения).

С двухлетнего возраста молодые тигры прекращают эти попытки, хотя родственные виды кошачьих прекрасно лазают по деревьям и во взрослом состоянии. С другой стороны, домашние кошки, в отличие от крупных кошачьих никогда не нападают на добычу крупнее себя, а при овладении жертвой применяют «смертельный укус», ориентируясь по ложбинке на шее сверху. Однако в играх с крупными партнерами, например, с собакой, иногда демонстрируют прием, который применяют их большие «родственники» т.е. обхватывают передними лапами и челюстями шею снизу и имитируют удушение. Лоренц назвал такой прием «удушение буйвола» (см. «Человек находит друга»).

2. Манипуляционные – игры с различными предметами, не обязательно с использованием передних конечностей (manus (лат.) – рука), но и задних, и зубов, и хвоста. Вобще, манипулирование – любые воздействия на предмет. Например, акт еды: захват пищи, ее обработка, расчленение, обкусывание, жевание и т.д. Также рытье нор, гнездостроение, очищение тела, защита от врагов и пр.

Манипуляционные игры делятся на:

А) некомпенсаторные – с биологически значимыми объектами (игра котят с мышью);

В) компенсаторные – с биологически нейтральными объектами, имеющими знаковые стимулы биологически значимых (игра котят с клубком – маленьким, подвижным, мягким).

Наиболее распространены компенсаторные игры.

Как локомоторные, так и манипуляционные игры могут быть и одиночными, и групповыми.

3. Социальные игры – только групповые, наблюдаются у животных с общественным образом жизни, связаны с установлением иерархического ранга. Это так называемые «престижные игры», в которых победитель получает возможность наглядно продемонстрировать свое «особое» положение с помощью неких символов «высокого ранга». Выделяют следующие виды таких игр:

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

... выбрать и письменно обосновать те заявления, которые необходимо разрешить в сторону студента. /Командам может объявляться или не объявляться кол-во необходимых выбранных ... из которых необходимо отнести к заявлениям, которые необходимо разрешить в сторону студента, с письменным объяснением решения. Приложение 3 Из них: ... Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование ...

А) «Король на холме» (или «царь горы») – борьба за определенное место, чаще всего возвышенное. Например, у щенков сталкивание друг друга с верхней ступени крыльца. Похожие игры отмечены у других хищных, копытных, приматов. Тот, кто отстаивает «высокую позицию», действует агрессивнее.

В) «Трофейные игры» – борьба за определенный предмет. Начинаются такие игры с провоцирующих действий одной стороны. Например, отмечен случай, когда серая крыса « приглашала» играть человека – тянула платок, ему принадлежащий. Кроме грызунов такие игры отмечены у детенышей копытных (дикие козлята таров играют в «перетягивание каната» с куском веревки, дикие поросята коллективно играют с монетой).

Особенно развиты у хищных и приматов.

NB! Как только другие участники игры прекращают ее, победитель тут же покидает завоеванное место или трофей, т.е. они имеют лишь символическое значение.