Сравните понятия человек и личность
Сравните методы опроса и наблюдения
Сравните методы анализа док-тов и соц эксперимента
Сравните методы наблюдения и соц эксперимента
Сравните методы социометрического опроса и соц эксперимента
Сравните методы анализа док-тов и опроса
Сравните методы анализа док-тов и наблюдения
Сравните методы анкетирования и интервьюирования
Сравните содержательные и функциональные вопросы
10. Сравните кол-ные кач-ные исследования
Сравните понятия общество и общность
Сравните понятия соц связь и соц отношения
Сравните понятия соц роль и соц статус
Сравните теории функционализма и конфликтов
Сравните теории обменя и соц драмматургии
теория обмена:
Сравните теории сим. интеракционизм и обмена
Сравните теории справедливости и соц драмматургии
Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги
19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие
Сравните понятия аффектное и традиционное действие
Сравните понятия коллектив и группа
Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации
Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.
Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
Сравните понятия мобильность и маргинальность общества
Сравните понятия высший, средний и низший класс общества
Сравните понятия аграрная волна и индустриальная волна развития цивилизации
Сравните понятия ролевые ожидания и соц нормы
Сравните понятия конвенциальные и меличностные роли
Сравните теологическую, метафизическую и научную стадии развития человечества
Сравните понятия соц статика и соц динамика
36. Сравните понятия «общество индустриального типа» и «общество военного типа»
Сравните понятия механическая и органическая солидарность
Сравните понятия морфологические и духовные факты.
Сравните понятия культура и цивилизация
Сравните понятия политика и власть
Сравните понятия рынок труда и мотивация труда
Сравните понятия руководство и лидерство
Сравните понятия культура и организационная культура
Сравните понятия религия и атеизм
Сравните понятие вера и суеверие
Сравните понятия моральность и религиозность
Сравните понятия коллективизм и конформизм
Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт
Сравните понятия компромисс и конфронтация
Сравните понятия культура и национальная культура.
Сравните понятия культура и молодежная культура
Сравните понятия человек и личность
Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом. (объект деят-ти)
Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации
... комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений. В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной ... организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.). Категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления ...
Личность – конкретный человек, носитель сознания и самосознания, обладатель соц статуса, исполнитель соц роли.
Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.).
Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Сравните методы опроса и наблюдения
Наблюдением — непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию соц-ных процессов.
Преимуществом метода наблюдений является его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосредственно в момент его протекания и проявления конкретных связей в реальном времени.
Недостатками метода наблюдения являются: — трудоёмкость его осуществления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследователей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ограничивается временем совершения события, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозможностью повторения ситуации.
Опрос (интервью) позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.
Методы анализа причин травматизма
... электрическими, электромеханическими, фотоэлектрическими, радиационными и др. Сигнализирующие устройства. Эти устройства дают информацию о работе технологического оборудования и об изменениях в течение процесса, ... условиях взаимодействия его с потенциально опасными объектами можно рассматривать два основных метода: 1. Обеспечение недоступности к опасно действующим частям машин и оборудования; ...
Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде опросного листа, вопросника.
Сравните методы анализа док-тов и опроса
Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое исследование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации.
Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письменные икографические, фонографические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.
Различают два способа анализа документальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материалах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализованный метод. Приёмом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.
Опрос (интервью) позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.
Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета — упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде опросного листа, вопросника.
Сравните методы анализа док-тов и наблюдения
Наблюдением — непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию соц-ных процессов.
Преимуществом метода наблюдений является его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосредственно в момент его протекания и проявления конкретных связей в реальном времени.
Недостатками метода наблюдения являются: — трудоёмкость его осуществления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследователей высокой квалификации; — использование метода наблюдения ограничивается временем совершения события, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения; — исследования осложнены невозможностью повторения ситуации.
Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...
... метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован при определении структуры ... составляет диалектическая теория познания и общенаучные методы, а именно такие как: логико - юридический, формально - логический, метод системно-структурного анализа, статистический метод, ...
Анализ док-тов. Любое конкретное социологическое исследование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации.
Различают документы: официальные и неофициальные; вербальные, статистические, письменные икографические, фонографические; Специальные и косвенные; Первичные и вторичные; Личными и безличные.
Различают два способа анализа документальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материалах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализованный метод. Приёмом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.
Сравните понятия соц роль и соц статус
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – модель поведения, объективно заданная соц.статусом личности, ее положением в системе общественных отношений
Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Каждый человек одновременно исполняет несколько социальных ролей: члена семьи, участника трудового или учебного процесса, пассажира, покупателя, зрителя, слушателя, члена партии.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС— это положение человека в обществе, устанавливаемое через систему прав, обязанностей, привилегий и свобод.
Сравните теории функционализма и конфликтов
Осн. Положения теории функционализма:
1) общество – система частей, объединенных в одно целое.
2) Обществ. система сохраняет устойчивость, поскольку существуют такие ее элементы как суд и правоохранит. органы.
3) Дисфункции существуют, однако с течением времени они или преодолеваются сами по себе, или укореняются в обществе.
4) Развитие общества происходит эволюционным, а не революционным путем.
5) Связывающим элементом, гарантом стабильности общества явл. единая система ценностей, признанная большинством.
Осн. Положения теории конфликтов:
1) осн. отличительными чертами любого общества явл. господство, конфликт, подавление.
2) Общественная система построена на власти одних групп людей над другими.
3) У каждой из таких групп есть общие интересы, не зависимо от того, осознают их входящие в группу или нет.
Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.
... история переживает такой период, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Обыденному мышлению представляется, ... и «землю», т.е. высокое и низкое; Западная философия конца XIX – XXв. - иррационалистические теории обратили внимание на то, что воля к жизни и воля к власти, ...
4) Как только входящие в группу окончательно осознают общий интерес, они образуют класс.
Классовый конфликт обостряется, если:
— почти вся власть в обществе принадлежит одной группе людей
— лишенные власти не имеют возможности ее получить.
— в стане разрешена деятельность политических партий.
Сравните теории обменя и соц драмматургии
теория обмена:
1) в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.
2) Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами
Закономерности поведения:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
2) Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.
3) Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.
4) Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.
Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.
Сравните теории сим. интеракционизм и обмена
сим. интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.
теория обмена:
— в поведении чел преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться к получению выгод.
— Процесс соц-ного взаимодействия – постоянный обмен между людьми различными выгодами
— Закономерности поведения:
— чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
— Если вознаграждение зависит от каких-то условий, чел-к готов воссоздать их для получения желаемого.
— Если вознаграждение велико, чел-к готов приложить больше усилий для его получения.
— Если потребности чел-ка близки к насыщению, чел-к прилагает меньше усилий ради их удовлетворения.
Сравните теории справедливости и соц драмматургии
Теория справедливости явл продолжением теории обмена.
1) из множества факторов, влияющих на процесс обмена, наиб значение имеет фактор справедливости.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ТЕОРИИ МУЗЫКИ
... еще раз подчеркнем факт специфичности и сравнительно большой автономности теории музыки. Разумеется, тщательное, глубокое исследование ... методология", ведутся обсуждения достоинств и недостатков музыкально-теоретических понятий, самокритика музыкознания поддерживается критикой со стороны. В ... писателями, так и учеными, а также повествование о человеке — главном объекте не только литературы, но ...
3 аксиомы справедливости:
— люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения что они вкладывают и что получают взамен.
— неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, усиление психического напряжения. Недооценка – чувство обиды, переоценка – чувство вины.
— люди, не удовлетворенные своими взаимоотношениями, стремятся восстановить справедливость.
3 пути восстановления справедливости:
— уменьшая свой вклад
— требуя увеличить вознаграждения
— разрыв отношений
Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.
Сравните теории символический интеракционизм и соц драмматурги
Символический интеракционизм: сущность символическиго интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Наша ответная реакция определяется символом, который выступает в качестве стимула. Символом явл все, чему мы придаем смысл, что для нас значимо.
Теория соц драматургии: каждая жизненная ситуация – драматический спектакль в миниатюре. Осн стремление чел-ка – регулировать поведение др людей, особенно их ответную реакцию. Это осуществляется путем влияния на понимание ситуации др людьми. Классическим примером такой теории, явл рекомендации Д.Карнеги.
19. Сравните понятия Целерациональное и Ценностно—рациональноедействие
Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, возможной реакции других людей.
Ценностно—рациональное действие основывается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Сравните понятия аффектное и традиционное действие
Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т. е. бессознательного психологического импульса или чувства.
Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.
Сравните понятия коллектив и группа
Коллектив – это формальная группа на производстве, или относительно компактная группа людей, занятых решением конкретной производственной задачи.
Группа – это совокупность людей, кот. определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе и считаются её членами сточки зрения других людей.
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; ... устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно- ...
Сравните понятия открытая и закрытая система стратификации
Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и открытая. Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты перехода из одной страты в другую. Примером такой стратификации является кастовый строй в Индии, касты в странах Африки. Кастовый строй не типичен для современного общества. Открытая кастовая стратификация не знает формальных ограничений перехода из одной страты в другую, запрета смешанных браков, запрета на занятие той или иной профессией и т. д. С развитием современного общества растет социальная мобильность, т. е, активизируется переход из одних страт в другие.
Сравните понятия открытые и закрытые вопросы
В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
Веер возможных ответов должен исчерпывать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а также ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.
Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
— «да — нет»;
— альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
— вопросы-меню, позволяющие респонденту выбирать одновременно несколько ответов.
Выбор ответа из веера предложенных вариантов предполагает возможность одновременного сотрудничества в нескольких названых формах.
Сравните понятия функционально-психологические и контактные вопросы.
Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сломать лёд».
Функционально – психологические вопросы задаются для снятия напряжения и перехода от одной темы к другой.
Сравните понятия контрольные вопросы и вопросы-фильтры
Назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.
Сравните понятия религия и атеизм
АТЕИЗМ — система научно обоснованных взгляд отвергающих веру в сверхъестественное. Быть атеистом значит не признавать никакой религии. Развитие определяется уровнем материального производства общественных отношений, его теоретической основой служат материализм и наука. Религия – это сложная соц. ма, в которую входят рел.сознание, рел.культ и организация. Соединение человека с богом осуществлявл. через веру, под которой имеется в виду не толь убеждения в существовании бога, но и особенный х-р подчинения жизни верующего соответствующим догмат и заповедям данной религии. Религия является тем, что дает человеку, при соблюдении правил духовной жизни возможность соединения с источником жизни; истины блага-Богом.
150 вопросов с ответами по Философии
... влияние объекта на субъект. - представление субъективного образа действительности. Вопрос 32. Понятие – это: - первая форма рационального мышления. - ... представлений о мире. - мысли о бытии. Вопрос 8. Философия и религия являются близкими по основаниям: - близки ... учение, исключающее Бога из картины мира? - атеизм. - теизм. - деизм. - монизм. Вопрос 17. Какая основная черта русской философии: - ...
Сравните понятия «религия» и «атеизма». Современный человек окружен большим количеством разнообраэтх вер и идеологий, но все они могут бытобъединены вокруг двух основных мнровоззренийрелигии и атеизма.
Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теориибытия (или небытия) Бога, в которых применяют соответствующие научные и иные критерии: налнч!
подтверждающих факторов н возможное;
экспериментальной проверки основных положений тюри Система, не отвечающая этим критериям, может рас сматриваться только как гипотеза.
В таком научном контексте религия и атеизм предстаютв следующем виде. Религия предлагает огромно количество таких фактов, которые свидетельствуют уществовании мира сверхъестественного,
нематериального, существовании высшего Разума {Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений.
Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытиеБога и мира духовного. При бесконечности познания миря и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бог не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества
Второе и не менее важное для атеизма — ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедится в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соответствующее знание.
Понятие о религии. Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере Непонятной для очень многих людей.
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной рештаки.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хота бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукт ее распада, деградации, извращения.
Другим важнейшим элементом, присущий религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существа От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «репитере», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять».
Понятие религиозного опыта в современной психологии
... кто или что считается Богом [21]. Источник религии, по Джеймсу, эмоциональная сфера психики человека. Поэтому он и обращается к разработке понятия религиозного опыта, выражающего субъективные ... КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Понятие религиозного опыта в современной психологии В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, ...
Немаловажно отметить, что религия -это не средство особой терапии человека отзаболеваний физических, нервных, психических и тд. Ее цель одна- исцелить его от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих.
О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать весьма немногое в силу того, что это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте.
РЕЛИГИЯ (набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
АТЕИЗМ (безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Сравните понятие вера и суеверие
Вера – позиция разума, кот принимает то, что логически недоказуемо, но необходимо человеку для обоснования моральной установки и деятельности. Это мировоззренческая и психологическая установка
Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта
Сравните понятия моральность и религиозность
«моральность» означает нечто вроде «уровня морали» — при этом признается, что есть некая норма морали как целостного явления, то есть что мораль целиком имеет некие закреплённые рамки.
Сравните понятия коллективизм и конформизм
Трудовой коллектив – компактная соц группа, объединяющая людей, занятой решением конкретной общественной задачи.
Признаки: единство цели; демократизм; наличие руководящих органов; дисциплина; сотрудничество.
Принципы формирования: 1) принцип технологической взаимозависимости, 2) общей экон-кой заинтересованности в конечном рез-те, 3) ценностно-мировозренческой и психологической совместимости.
Конформизм – полное подчинение личности соц.системе, деформирующее ее хар-р и поведение.
Причины: иллюзия правоты большинства; возрастающая специализация всех сфер жизни.
Виды конформистов: 1) конформист, сориентированный на других, 2) ситуативный конформист, 3) конформист-нигилист.
Нонконформисты быв 2 видов: 1) творец-созидатель, 2) разрушитель.
Сравните понятия внутриличностный и межличностный конфликт
Внутриличностный конфликт происходит на уровне индивидуального сознания; межличностный — между двумя и более людьми одной или нескольких групп.
Сравните понятия компромисс и конфронтация
КОМПРОМИСС — соглашение на основе взаимных уступок.
Конфронтация — это пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами.
КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов).
Сравните понятия культура и национальная культура.
КУЛЬТУРА — уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию соц-ной ориентации в обществе.
Национальная культура имеет двунаправленное содержание, предполагающее осознание личностью своей принадлежности к нации и признание нацией причастности личности к ней. Нация выступает как исторически индивидуализированное выражение общечеловеческих начал культуры. Национальная культура возникает одновременно с другими национальными культурами.
Потребность в осознании своей личной принадлежности к культуре решается в современных условиях на уровне не только народа в целом, но и па уровне каждого гражданина.