Способности как индивидуально-типологические особенности личности. Интеллект

Природной основой способностей являются задатки. Задатки -это индивидуальные особенности строения и функционирования голов­ного мозга, нервной системы, органов чувств и органов движений, по­средством которых осуществляется определенный вид человеческой деятельности. Задатки являются лишь предпосылкой проявления спо­собностей и они заранее не предопределяют какой вид способностей будет присущ тому или иному индивиду. Это объясняется тем, что за­датки многозначны и на основе одних и тех же задатков могут прояв­ляться разные способности.

Задатки могут быть врожденными и приобретенными. Врожден­ные задатки даны человеку от природы, приобретенные — формируют­ся в процессе деятельности и специальных упражнений. Так, например, природной основой музыкальных способностей является врожденный абсолютный слух. При наличии абсолютного слуха могут проявляться способности музыканта исполнителя, дирижера, композитора. Однако, отсутствие врожденного абсолютного слуха не является препятстви­ем для развития музыкальных способностей, так как посредством спе­циальных упражнений можно выработать целый ряд сенсорных качеств, которые начинают выполнять функции абсолютного слуха. Нейрофи­зиологической основой этих новых качеств, на основе которых мо­гут проявляться способности, являются, так называемые, функцио­нальные органы, которые формируются у человека прижизненно в процессе активной деятельности.

Способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого-либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности человек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации, может ос­воить любую деятельность и приобрести соответствующие на­выки и умения. Но у одного они могут осуществляться на высо­ком уровне, а у другого — на низком. С точки зрения житейской психологии иногда полагают, что у первого есть способности, а у второго — нет. Но это не совсем верно, конечно, способности связаны с навыками и умениями, но их не следует отождеств­лять, так как способности — это психические свойства личности, а уме­ния и навыки — это автоматизированные приемы и способы выполнения деятельности.

Наличие или отсутствие способностей можно определить только по динамике усвоения навыков и умений. Если они фор­мируются быстро и без особых усилий, то у человека есть спо­собности, если медленно и с большим трудом, то они в данный момент отсутствуют. Но это не значит, что у данного человека скорее всего, говорит о том, что у него отсутствуют врожденные за­датки, способствующие быстрому усвоению навыков и умений. Но, если этот человек настойчиво прилагает все усилия, чтобы овладеть ими, у него формируются соответствующие задатки и развиваются способнос­ти, необходимые для успешного выполнения данной деятельности.

7 стр., 3311 слов

Направления профессиональной деятельности студента- выпускника ...

... исследовательская инновационной управление социальными проектами, программами, процессами   Направления профессиональной деятельности студента- выпускника в процессе преддипломной практики Социально-технологическая: разработка и ... учреждения социальной сферы как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной защиты населения; ...

Способности и интересы

Высокий интерес не означает способность человека к данной деятельности. В результате своего интереса человек стремится к данной деятельноси и может достигнуть больших успехов, чем другие дети, но это не означает счто человек способен к данной деятельности. Наши желания — предчувствие наших способностей 9интерес стимулирует занятия, способности приводят к продолжению занятий)

Признаки способностей: (Теплов):

· Индивидуально-психологические особенноти, по которфым люди различаются.

· Особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельностит (не любые индивидуаьные особенности)

· Не сводятся к ЗУНам

 

Основой способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенноси человека, в частности, типологические особенности свойств Н.С., психические процессы и функции, органов чувств, двигательного аппарата человека.

Например, задаток – инертность Н.С., а способность (только в деятельности) – к запоминанию большого объема информации.

Для специальных способностей задатков не существует, но при развитии они обретают функциональный орган

Функциональный орган – прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, аналитически и физиологически обеспечивающие функционирование и

Условия успешной деятельности человека (основа способностей) (Лейтес)

· Психическая активность

· Саморегуляция – способность создать программу деятельности, на основе котрой управлять своими состояниями и свойствами.

 

Развитие способностей:

Созревание органических структур. Формирование функциональных органов (созревают до 5-6 лет – потом дети идут в школу т.к. их мозг созрел.

Становление специальных способностей (более тонкая дифференцировка – подростковый возраст необходимы игры, занятия ля развития.

 

Требования к деятельности, в которую включен ребенок для развития способностей:

· Высокий уровень мотивации

· Положительный эмоциональный настрой

· Оптимальный уровень трудности

· Творческий характер (изобретение новых вариантов решения0

В отечественной психологии способности – понятие динамическое (никогда не достигает оптимального уровня развития, может всегда совершенствоваться).

 

Современные исследования свидетельствуют, что психическое развитие ребенка очень сильно влияет на умственное развитие (плохое питание матери во время беременности приводит к недостаточной массе мозга, следовательно, даже при попадании ребенка в очень благоприятные условия, наследственность будет оказывать свое влияние, способный ребенок, живущий в деревне не получит пищи для размышлений).

 

Подходы к трактовке интеллекта. Тестология

 

В переводе с латинского – воспринимать, понимать, мыслить.

Впервые об интеллектуальных различиях говорил Ф.Гальтон (19-20 век).

Он считал, что талант наследуем и что различия в интеллекте можно измерить. Он измерял различные виды чувствительности и пытался сделать выводы об интеллекте, приписывая ему природную онову.

1905 г.

Французские психологи Симон и Бине создали первый тест интеллекта, разработав батарею тестовых заданий и распределив их по годам (возрасту) Предложили показатель IQ (коэффициент интеллекта)

IQ=умственный возраст/хронологический возраст * 100%

Если IQ > 100%, то интеллект развит хорошо.

 

В современной науке интеллект рассматривается как:

– Общая способность к познанию и решению проблем (определчяет успешность деятельности)

– Совокупность всех познавательных способностей (ощущения, восприятие, память. Мышление)

– Способность к обучению

– Способность выделить главное, существенное

– Приспосабливаться к новой среде

– Способность к оперированию абстрактными символами, отношениями

В отечественной психологии Голубева, Теплов, Небылицын под интеллектом понимают общие способности и их психофизиологические задатки.

Проблема изучения интеллекта:

Долгое время понятие интеллекта прорабатывалось в рамках тестологии на Западе. Под интеллектом понималось то, что измеряют тесты интеллекта.

Существуют 2 основные линии в исследовании интеллекта (трактовки природы интеллекта)

Монофакторная модель Интеллект как множество умственных способностей
Спирмен: наличие единойц способности (фактор G) – сущность интеллекта, умственная энергия, которая наследуется. Выделил так же специфический фактор –S , который играет роль при выполнении конкретной, специфической деятельности. Терстоун: выделил 7 первичных умственных способностей: · Пространственные способности · Вычислительный интеллект · Способности восприятия · Вербальное понимание · Беглость речи · Память · Логическое рассуждение В результате можно выделить профиль уровня развития первичных способностей.
Кеттелл: Интеллектуальные различия зависят от чего-то общего. 2 стороны G фактора: · кристаллизованный интеллект – результат образования и различных влияний культуры, ЗУН, приобретенные в процессе обучения. · текучий интеллект – то, что дают человеку гены; устанавливает верхние границы способностей.   Гилфорд: Можно выделить 3 измерения для рассмотрения способностей: · Содержание материала (буквы, цыфры, значения слов и пр.) · Тип умственных операций (оценка, память и пр.) · Конечный продукт, результат (единицы объектов, классы) В результате можно каждую умственную способность рассмотреть по этим критериям (запоминание ряда цифр и пр.) Всего выделил 120 таких способностей.

 

В настоящее время тесты подвергаются критике т.к. они измеряют не интеллект, а знания человека. Поэтому были созданы тесты, свободные от культур (задания даны в невербальной ворме)

Сткрнберг выделил 3 формы интеллектуального поведения ( в результате опроса большого количества человек)

ü Вербальный интеллект ( запас слов, беглость чтения, эрудиция, умение понимать прочитанное)

ü Способность решать проблемы ( принимать решения, строить планы)

ü Практическая форма интеллекта

 

Компоненты интеллектуального действия:

1. Понимание сущности проблемы

2. Выбор стратегии решения задачи (зависит от опыта, уровня развития способностей)

3. Способность распределять свои умственные ресурсы (темп деятельности, стиль, особенности Н.С.)

( все это необходимо для успешного решения проблем)

4. контроль за процессом решения

5. способность справиться с новизной (ЗБР по Выготскому)

6. способность к автоматизированной обработке информации

 

Интеллект – сложное комплексное понятие, объединяющее способность человека к суждению, умозаключению, выделению главного, второстепенного, накоплению знаний, практическому применению их, творчество.

Патология интеллекта (слабоумие) : врожденная (олигофрения ) или приобретенное (деменция)

 

Понятие одаренности

Юркевич Одаренность – высокий уровень нормы (качества обычных детей в усиленной форме)

Одаренность

Общая Специальная
Интеллектуальная + творческая В определенных видах деятельности

Концепции одаренности:

Рензулли 1984 г.

Компоненты одаренности:

§ Интеллект выше среднего

§ Высокая мотивация, увлеченность задачей

§ Креативность

Критерии одаренности (теория Стенберга)

§ Превосходство (максимальные результаты по тестам)

§ Редкость (необычные проявления для данной среды)

§ Продуктивность ( человек реально действует, применяя знания)

§ Демонстративность ( -достижения проявляются множество раз)

§ Ценности (социокультурный аспект – нужность обществу)

Виды одаренности (Ховард, Гарднер)

Множественность видов одаренности:

§ Лингвистическая

§ Музыкальная

§ Логико-математическая

§ Пространственная

§ Телесно-кинестетичекая

§ Социальная (относительно окружающих – понимание их мотивов, потребностей; касательно самого человека и способности управлять собой, своими эмоциями)

Концепция Холодной.

a) Интеллект выше 135-140 «сообразительные»

b) Блестящие ученики с высокой академической успеваемостью (хорошо запоминают, перерабатывают информацию)

c) Креативы

d) Компетентные – особая форма организации знаний (множество информации, которая хорошо организована и отрефлексирована)

e) Талантливые – экстраординарные интеллектуальные достижения, нашедшие воплощение в общепризнанных формах (талант всегда социален)

f) Мудрые – экстраординарные интеллектуальные способности, анализ, предсказание совпадений обыденной жизни.

 

Особенности одаренных детей:

Матюшкин

– Высокая избирательность и чувствительность к новизне

 

– Проблемность (сами ищут противоречия)

– Проблему воспринимают как свою личную.

§ Отличная способность к сосредоточению внимания (поглощенность идеей – перебивают, ничего не слышат)

§ Быстрота мыслительных процессов (предвосхищают информацию)

§ Высокий уровень анализа, синтеза

§ Высокая продуктивность деятельности (любят графики, схемы, обнаруживают скрытые закономерности)

§ Высокий уровень развития памяти , может вести к формализму знаний (усваивают форму, а не содержание)

§ Высокий познавательный интерес (отсутствие игровых интересов – трудности взаимодействия со сверстниками)

§ Неравномерность интеллектуального, физического, социального развития – необходимо подтягивать личность до уровня развития интеллекта.