Основной психофизический закон и модификация его выражения.
Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.
Предметом исследования сенсорной психофизики являются закономерные связи между рядами физических и психических процессов.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величины раздражителя. Единой формулы основного психофизического закона нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной (Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.), тангенциальная, арктангенциальная и проч. Наибольшую степень обобщения имеет закон Забродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные между ними.
Наиболее информативно эти связи представлены в случае метрических психофизических шкал. Обобщение этих шкал приводит к формулировке основного психофизического закона. Этот закон по существу является формальным выражением эмпирического психического отображения, т. е. он выражает отношения между величиной физической стимуляции и интенсивностью вызываемого ею ощущения, а еще точнее — функциональную зависимость величины ощущения от величины физического стимула.
Свой вклад в разработку закона внесли Г. Фехнер, Ж. Плато, ф. Брентано, Д. Гилфорд, П. Лазарев, Г. Фаллертон, Д. Кеттелл, С. С. Стивенс, Ю. М. Забродин и др. Однако наибольшую известность получили логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.
Современное состояние экспериментальной психологии
Современное состояние прикладной математики позволяет разрабатывать модели сложных нелинейных, многомерных объектов, а современное состояние экспериментальной психологии позволяет проводить детальный анализ психических явлений и верификацию предложенных моделей. Методы и модели математической психологии должны обеспечивать реализацию главных принципов синергетического подхода: целостности, соответствия, эволюции.
Тема 1. Основные этапы развития и современное состояние психологии как науки
... nbsp; Содержание Тема 1. Основные этапы развития и современное состояние психологии как науки 4 Тема 2. Психика и организм. Познавательные ... Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает a) количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения b) конституционально - генетически обусловленную ...
Современное состояние экспериментальной психологии позволяет поставить проблему соотношения понятий памяти и мнемических способностей в узком и широком смыслах. В узком понимании соотношение памяти и мнемических способностей — это проблема психических средств (орудий) и психических содержаний (информации), взятых в аспекте запоминания, сохранения и воспроизведения. В широком смысле это проблема соотношения (взаимосвязи, взаимообусловленности) способностей и интеллекта, а также способностей и личности.
Анализ общей ситуации в науке показывают, что в России существует неплохой потенциал развития экспериментальной психологии, который, однако, нуждается в серьезной поддержке.
· Требуется продуманная модернизация, значительное расширение материально-технической базы российской психологии и повышение её качества.
· Необходимо не только усилить аппаратурную составляющую, информационное обеспечение и разработку инновационных методов экспериментального исследования, но и создать разветвленную инфраструктуру, обеспечивающую их появление и развитие, а также внедрение новейших технологий в практику подготовки и переподготовки профессиональных психологов.
· Крайне желательно создание сети исследовательских и образовательных центров экспериментальной психологии в высшей школе, связанных как с академической наукой (прежде всего РАН и РАО), так и с практическими организациями (особенно в промышленности, на транспорте, в передовых отраслях экономики).
· Целесообразно наладить внутриотраслевую кооперацию – продуктивно использовать аппаратурную и методическую специализацию лабораторий (центров), формировать базы данных широкого доступа, создавать возможности обмена промежуточными результатами исследований и др.
· Важнейшую роль в развитии отрасли должна сыграть подготовка психологов, владеющих современной техникой, программированием, новейшими методами обработки данных и моделирования психических явлений.
· Требуется активное привлечение в психологию специалистов из смежных областей науки и техники, а также глубокое освоение зарубежного опыта.
· Нуждаются в организации процессы стихийной консолидации экспериментаторов и структурирования интеллектуальной среды, содействующей развитию экспериментально-психологического метода.
На сегодняшний день развитие экспериментально-психологических исследований в России, особенно аппаратурного эксперимента, выступает в качестве приоритетной стратегической задачи. От эффективности её решения зависит будущее отечественной науки и её вклад в совершенствование российского общества.
С сожалением приходится констатировать, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы (широкого использования и разработки тестов, тренингов, психотерапевтических техник, активного обращения к идеографическим и экспириентальным процедурам) доля лабораторного эксперимента, с которым связаны значительные достижения русской и советской психологии в прошлом, зримо сократилась. В данном пункте отставание отечественной науки от европейской и американской особенно ощутимо.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. С ... то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Аналитическое мышление - это вид ...
Перспективы и актуальные задачи экспериментальной психологии
Основу современных экспериментально-психологических исследований составляют информационные и телекоммуникационные технологии. Показателем прогресса является использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер.
Постоянно совершенствуются периферийные технические устройства. Прежде всего те из них, которые формируют (с заданными параметрами) информационную среду человека или, в более специальных терминах, потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое др. Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практических любого визуального стимульного материала. Использование цифровых форматов записи и воспроизведение звука позволяет оперативно создавать требуемые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека. На новый качественный уровень поднято оборудование, предназначенное для регистрации состояний испытуемого и систем его организма (особенно полиграфия, окулография, магнитоэнцефолография и др.).
Наконец, прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей, начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдения и средствами аудиозаписи.
Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление многокачественности и динамизма психических явлений, а также роли «вторичных», или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.
Результатом технологического переоснащения стала реорганизация всей инструментальной базы психологии. Роль и значение отдельных методов изменились. Так, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз человека (айтрекинг) считалась грубым, очень трудоемким и малоперспективным средством исследования. Сегодня, благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов, это – один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрной видеокамеры (субкам) на голове или очковой оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно-разнесенных камер. Возник новый метод исследования – полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни.
VIII. Данные лабораторных исследований
... отрицательны. Сопутствующие заболевания: Гиртусизм, жировой гепатоз печени, ожирение IV степени. VIII. Данные лабораторных исследований 1) Общий анализ крови от 21.09.2016: Эритроциты 4.40 *1012 /л Гемоглобин ... Относительная плотность – 1016 2. Химические свойства: Белок – нет Глюкоза – отр. 3. Микроскопическое исследования: Эпителий плоский 0-1 в п/зр Лейкоциты 1-3 в п/зр Заключение: ...
Конечно, не каждый психологический эксперимент требует современного оборудования и «высоких технологий». Более того глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости исследований. Речь идет о достигнутом уровне развития экспериментального метода и профессиональной культуре его использования. Эффективный инструментарий существенно расширяет горизонт выполняемых исследований и обеспечивает готовность использования экспериментального метода в решении актуальных практических задач.