Организация экспериментального исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста с учетом социально-психологических факторов

Содержание

Глава 2. Организация экспериментального исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста с учетом социально-психологических факторов 3

2.1. Организация исследования 3

2.2. Программное содержание формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста 24

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25

Выводы по Главе 2 32

Заключение 34

Список литературы 37

Приложение 38

Глава 2. Организация экспериментального исследования само-оценки детей старшего дошкольного возраста с учетом социально-психологических факторов

2.1. Организация исследования

Исследование проводилось на базе МДОУ № 444 г. Челябинска.

В исследовании приняли участие 50 воспитанников подготовительных групп в возрасте 6−7 лет, их мамы в возрасте 23−38 лет (50 чел.) и воспитатели. Среди обследованных дошкольников 23 мальчика и 27 девочек.

Цель экспериментального исследования — изучить самооценку старших дошкольников с учетом социально-психологических факторов.

Гипотеза исследования: адекватность самооценки детей старшего до-школьного возраста зависит от типа детско-родительских отношений, стиля педагогической деятельности и положения в коллективе сверстников.

Для реализации задач исследования и подтверждения гипотезы использовались методы психодиагностики (тестирование).

Исследование включало несколько этапов. На предварительном этапе исследования проводилась беседа с матерями дошкольников и воспитателями с целью их информирования о цели исследования, формирования у них мотивации к участию в исследовании и для получения от них добровольного информированного согласия на проведение исследований с их детьми.

16 стр., 7784 слов

Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста 2

... памяти у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является познавательный процесс память. Предметом курсовой работы является диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно ...

На основном этапе исследования проводились наблюдения за детьми в их повседневной деятельности и тестирование их с помощью психодиагностических методик: методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур), проективный тест «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) и методика социометрического измерения Дж. Морено. Также проводилось тестирование их матерей с помощью методики «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и воспитателей — с помощью «Методики диагностики стиля взаимодействия» (В.Л. Симонов).

На этапе формирующего эксперимента проводилась коррекционная работа по составленной нами программе, направленной на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В контрольной группе подобного экспериментального воздействия не производилось.

На завершающем этапе (после завершения коррекционной программы) проводилось контрольное исследование самооценки у старших дошкольников, результаты которого сопоставлялись с данными первичного исследования, на основе анализа и интерпретации выявленных различий самооценки дошкольников формулировались выводы и заключение.

Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г. Щур) основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств: хороший, умный, красивый, добрый, смелый, сильный, старательный [4]. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание и предлагают на ней отметить фишками уровень развития у него указанных качеств. Также ему предлагают отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников (одногруппников), воспитателя и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, по-слушные — чем выше, тем лучше (показывают: „хорошие“, „очень хорошие“, „самые хорошие“).

23 стр., 11464 слов

Развитие компетентности родителей детей раннего возраста

... среди родителей детей раннего возраста на сайте www.my.mail.ru, в сообществах «МАМА+ПАПА ... учиться. [25] Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ... грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! • Методика Николая Зайцева Выдающийся педагог-новатор из ... здоровиться или у него плохое настроение. Разговаривайте с ребенком как можно больше обо ...

А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже („плохие“, „очень плохие“, „самые плохие“).

На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «красивый — некрасивый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «старательный — небрежный». Необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Характерные особенности выполнения задания детьми с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

1. Неадекватно завышенная самооценка: Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, так мама сказала» .

2. Завышенная самооценка: После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

3. Адекватная самооценка: Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

4. Заниженная самооценка: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. ... требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; 2. повышенной тревожностью самих родителей; 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4. предъявлением ребенку ...

Методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку [2]. Текст опросника представлен в Приложении 1.

Опросник состоит из 5 шкал:

Шкала «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс шкалы — родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается понять его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

3 стр., 1128 слов

Игры, направленные на формирование у детей навыков взаимодействия и сотрудничества. Сущность понятий «сотрудничество» и «взаимодействие»

... взаимодействия и сотрудничества детей в группе…………………………………………………………………………….14 6. Заключение………………………………………………………………..22 7. Литература………………………………………………………………...23 8. Приложение……………………………………………………………….24 Введение В последнее время педагоги и родители ... общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность ...

Шкала «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении взрослого имеются стремления инфантилизировать ребенка. приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель относится к ребенку как к маленькому, не учитывая его реальный возраст. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспеш-ность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.

При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

— отвержение;

— кооперация (заинтересованность в делах ребенка);

— симбиоз;

— гиперконтроль, авторитаризм;

— инфантилизация (инвалидизация).

Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова предназначена для выявления ведущего стиля взаимодействия воспитателя с детьми: авторитарного, демократического или либерального. Опросник содержит 50 групп вопросов, каждый из которых указывает на один из видов педагогического общения. Текст опросника представлен в Приложении 2.

16 стр., 7909 слов

Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка

... необходимо в условиях дома ребенка. Для полноценного становления личности ребенка необходим опыт непрерывающегося и гибкого взаимодействия с одним или ... и поведение. Таким образом, третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как ... из четырех колец»; .«Парные картинки: четыре»; .«Цветные кубики (красный, желтый, зеленый, синий)»; .«Разрезные картинки из трех частей»; ...

Обработка результатов проходит в два этапа: вначале подсчи-тываются «сырые» баллы по каждому виду педагогического взаимодействия. Далее баллы переводятся в проценты. На последнем этапе для каждого воспитателя составляется иерархия его стилей взаимодейст-вия.

Методика «Два дома» И. Вандвика и П. Экблада предназначена для диагностики сферы общения у детей 3,5−6 лет — определения круга значи-мых лиц ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы [4].

Материал и оборудование: красный и черный карандаши; лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой — поменьше, черного цвета. Стимульный материал к данной методике представлен в Приложении 3.

Исследование проводится индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя красивый красный дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка).

А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом — черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... внешнему миру и себе самому. Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, ... среди других процессов развития. Многие психологи изучали связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как ... прежде всего, от социальной культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, ...

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов: Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

Методика социометрического измерен…

Список литературы

1. Лебедева Е.И., Ежов Д.И. Тренинг эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. — СПб., 1993.

2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.

3. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. — Ч. 2. — СПб., 1993.

4. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001. — 688 с.

5. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Автор-составитель Е.Е. Данилова; Под редакцией И.В. Дубровиной. М., 1999.

6. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

7. Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. — СПб., 1995.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector