Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса

ФГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИМ. В. Я. ГОРИНА

Кафедра профессионального обучения и психолого-педагогических дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

на тему: «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса»

Выполнил: студент экономического факультета

26ПО группы

Белгород 2015г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………7

1.1. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении….7

1.2. Технологии организации индивидуально-дифференцированного обучения………………………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………18

2.1. Проведение исследования…………………………………………………..18

2.2. Анализ преимуществ и недостатков индивидуально-дифференцированного обучения……………………………………………………………………………23

2.3. Рекомендации по совершенствованию работы преподавателей в реализации индивидуально-дифференцированного подхода обучения…………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………29

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………31Приложение 1………………………………………………………………………32

Приложение 2………………………………………………………………………33

Приложение 3………………………………………………………………………38

Приложение 4………………………………………………………………………39

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуально — дифференцированного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех детей одинаковый. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... Объект - аналитико-синтетический метод обучения письму, индивидуально-дифференцированные программы обучения, нарушения письменной речи. Цель - определить взаимосвязь, целесообразность выбора метода обучения и индивидуальных особенностей дефекта речи обучения младшего школьника, и эффективность данной ...

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.

Отсюда следует, что перед каждым преподавателем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

Анализ степени научной разработанности исследования. Проблема индивидуальных различий учащихся и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Самые первые высказывания о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся и использование индивидуального подхода к ним сделаны еще Я. А. Коменским .

За последние годы проблеме индивидуализации и проблемы применения дифференциации в обучении">дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ. Так, вопросам индивидуализации учебных заданий посвящены исследования И.Э.Унт, педагогические основы индивидуализации учебной деятельности школьников обосновываются А.А.Кирсановым, С.Д. Шевченко .

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов. Например, работа А.Н.Конева о дифференциации обучения с учётом особенностей нервной системы; работа В.П. Беспалько о педагогических технологиях. Вопросы, связанные с индивидуальным стилем деятельности отражены в исследованиях Е.А. Климова, М.Н. Скаткина .

Таким образом, к настоящему времени в современной отечественной педагогической теории оказались подробно изученными многие общие и частные проблемы в рамках дидактических и организационно-педагогических аспектов индивидуализации обучения. В то же время, проведённый нами анализ позволяет сделать вывод о том, что не в полной мере рассмотрены педагогические условия успешности осуществления индивидуализации в процессе обучения.

15 стр., 7023 слов

Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов

... роль генотипа и среды в формировании индивидуальной вариабельности психологических и психофизиологических функций у человека должна быть специальным предметом исследования. МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ Какими же методами может ... линий” лабораторных животных по обучаемости сама по себе не означает генетической обусловленности обучения у человека и т. д. Вo-вторых, наличие социальной преемственности (Давиденков, ...

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью индивидуального подхода и дифференциации процесса обучения, с одной стороны, и отсутствием теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении возможности индивидуального подхода и дифференциации обучения, и определении условий его реализации в педагогическом процессе.

Объектом исследования является педагогический процесс.

Предметом исследования является процесс реализации индивидуального и дифференциального подходов в педагогическом процессе.

Цель исследования: изучить особенности реализации индивидуального и дифференциального подходов при обучении школьников и разработать систему рекомендация по совершенствованию процесса индивидуально-дифференцированного обучения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность индивидуально-дифференцированного обучения и технологию его организации.

2. Исследовать условия эффективности индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

3. Разработать система рекомендаций по совершенствованию работы преподавателей в реализации индивидуально-дифференцированного обучения.

4. Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения современной отечественной философии и психологии о сущности личности и индивидуальности; теория личностно-ориентированного подхода (В.В.Сериков, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская ).

Методы исследования:

1. Теоретические: системный анализ, синтез, обобщение, анализ философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение.

Эмпирическая база исследования: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года, научные статьи , диссертации .

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1-я посвящена сущности индивидуально-дифференцированного обучения и технологиям его организации, во 2-й главе речь пойдет об условиях эффективности индивидуализации и дифференциации процесса обучения. В заключении сформулированы основные выводы об исследовании.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении

Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средства преодоления несоответствия между требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными возможностями ребенка. Поэтому учёт индивидуальных особенностей воспитанника, осуществляемый на всех этапах обучения, является необходимым условием полноценного становления личности ребенка.

Сегодняшний уровень развития нашего общества требует от образования обеспечения условий для самопроявления личности сообразно ее психофизическим возможностям. Но прежде чем перейти к характеристике индивидуально-дифференцированного обучения, необходимо рассмотреть индивидуальный и дифференцированный подходы как психолого-педагогическое понятие.

16 стр., 7851 слов

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении ...

... индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. Проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения ... исследования, посвященные проблеме индивидуального подхода в обучении ... реализации индивидуального подхода в обучении ...

В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение: «Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательского процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка» .

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей. Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полностью вовлечь его в овладение знаниями, умениями и навыками, развить его способности.

Необходимость реализации принципа индивидуально-дифференцированного обучения связана с объективными противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей и т.п. Такого же рода объективные противоречия существуют между целями, содержанием, формами воспитания и индивидуальными склонностями, способностями, интересами ребёнка.

В ходе написания курсовой работы по теме исследования нами были получены следующие результаты:

22 стр., 10725 слов

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного ...

... библиографического списка (48 источников). Глава 1 Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников 1.1 Понятие "индивидуализация" обучения В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это ...

1. Выявлена сущность индивидуально-дифференцированного обучения и технология его организации.

2. Исследованы условия эффективности индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

3. Разработана система рекомендаций по совершенствованию работы преподавателей в реализации индивидуально-дифференцированного обучения.

Для решения первой исследовательской задачи мы рассмотрели индивидуальный и дифференцированный подходы как психолого-педагогическое понятие, выявили предпосылки успешной реализации индивидуального подхода в обучении, его элементы, выяснили, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна, выяснили, что осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения – его разделением, появлением в нем различий, рассмотрели виды дифференцированного обучения, выделили этапы технологии организации дифференцированного обучения и основные составляющие.

Для решения второй задачи мы провели исследование на базе МБОУ «СОШ с. Ездочное Чернянского района Белгородской области» методом анкетирования. Анкетирование проводилось среди учеников 9 класса и педагогического состава школы. В анкетировании приняли участие 25 человек: 15 учеников в возрасте 14-15 лет и 10 педагогов в возрасте 33-62 лет. Исследование показало, что уровень владения технологией индивидуально-дифференцированного обучения и применения ее на практике у преподавателей МБОУ «СОШ с. Ездочное Чернянского района Белгородской области» достаточно высок. Все опрошенные преподаватели используют данную технологию в процессе обучения школьников; некоторые учащиеся, отвечая на уроках, испытывают отрицательные эмоции, такие как страх и тревожность, что мешает им усваивать и обрабатывать полученную информацию, следовательно, учителю необходимо уделять повышенное внимание таким ученикам, учитывая их индивидуальные особенности, и организовывать учебный процесс в соответствии с их особенностями. Также исследование показало, что преподаватели отдают предпочтение дифференцированному обучению перед индивидуальным, объясняя это тем, что очень трудно организовать индивидуальное обучения в условиях большого количества учащихся в классах.

Для решения третьей задачи нами была разработана система рекомендаций по совершенствованию работы преподавателей в реализации индивидуально-дифференцированного обучения на основе анализа проведенного исследования и анализа преимуществ и недостатков индивидуально-дифференцированного обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуально-дифференцированное обучения детей позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. — Новосибирск: НГПУ, 2003, — 243 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В.П. Беспалько — М.: Проспект, 2001.

3. Буров К.С. Направленность методической работы в школе на индивидуализацию образования учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08/ К.С. Буров. – Челябинск, 2003. – 181с.

4. Винклер Р. / Дифференциация . Функции , формы и проблемы. Регенсбург. 1978

3 стр., 1132 слов

Кейс № 36 Индивидуальные психологические особенности ребенка ...

... обучения по нескольким различным учебным планам и программам (классы, школа). 2. Внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы. 3. Прохождение учебного курса в индивидуально ... идеи индивидуализации обучения в рамках «переформирования контингента учащихся». Дифференцированное обучение по ... интересов. Основные варианты индивидуализации. 1. Дифференциация обучения, т. е. группировка ...

5. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование : [монография] / Э. Ф. Зеер ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Акад. проф. образования. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2006.

6. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности: Автореф. дис. к-ра пед.наук. Л., 1983

7. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. /Е.А. Климов. — Казань, 1969

8. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников// Советская педагогика. 1968. №6

9. Коменский Я.А. Великая дидактика: гл. XII М.: Педагогика, 1982. — т. 2.

10. Конев, А.Н. Индивидуально — типологические особенности школьников как основа дифференцированного обучения./ А.Н. Конев М., 1968.

11. Кухаренко Е.В., Раковец Н.С. Индивидуализация обучения: теория и практика / Кухаренко Е.В., Раковец Н.С. // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11).

– С. 171 – 173.

12. Об образовании в РФ: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – 22 декабря.

13. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, — 137 с.

14. Росина Н.Л. Индивидуализация вузовского обучения: проблемы и возможности/ Росина Н.Л. // Высшее образование в России. – 2011. — № 10. – С. 123-128.

15. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. В.В. Давыдова — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 608 с.

16. Рыбникова Е.В. Дифференциация и индивидуализация обучения предметам естественно-научного цикла с учетом когнитивно-стилевых особенностей обучающихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Рыбникова – Ярославль, 2008. – 265с

17. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии : монография / В.В. Сериков. — Волгоград : Перемена, 1994

18. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982

19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.

21. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1982. – 308с.

22. Шевченко. С. Д. Школьный урок: как научить каждого– М. 2007

23. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996