Санкт-Петербургский Государственный Институт 5

Антрополог. 3 кредита

Психологии и Социальной Работы

Кафедра Общей, возрастной и дифференциальной психологии

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по учебной работе,

профессор

______________Н.М. Платонова

«___» ___________20___

Рабочая программа дисциплины

Антропология

по образовательной программе 37 03 01. психология

Разработчик: к.б.н. Никольский А.В. __________________________________

Согласовано: зав. кафедрой, к.пс.н. Щукина М.А.______________________

Санкт-Петербург

2015 г.

РАЗДЕЛ 1. Учебно-методический раздел рабочей программы дисциплины

  1. Цель и задачи обучения по дисциплине.

Цель изучения дисциплины. Основная цель учебного курса — дать студентам систему

теоретических знаний и представлений об основных направлениях развития

антропологии, как науки о проблемах происхождения, становления и специфике

адаптации человека, для использования этих знаний в профессиональной сфере и

расширения профессионального сознания психолога.

Задачи курса — создание целостного представления о специфике адаптивности человеческой природы, этапах антропогенеза и становления человека в применении к задачам современной психологии

5 стр., 2072 слов

Разделы курса

... практике.   II. Содержание лекционного курса.   Разделы курса. 1. Введение. “Личность” и “ ... расстройств". Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс читается для старшекурсников, прослушавших курсы «Психология личности», «Основы ... и трансферентный психоз. Клинические иллюстрации. Основные цели и средства психоаналитической диагностики личностных расстройств. ...

дать представления о концепциях человека, сложившихся в различных областях знания, показать пути синтеза этих знаний и возможности их использования (применения) в психологии

сформировать навыки комплексного подхода к изучению человека в различных сферах жизнедеятельности;

способствовать формированию у студентов потребности в философском анализе полученных профессиональных знаний;

В случае успешного освоения дисциплины студенты должны знать:

  • основные понятия и категории человекознания, теоретические подходы к проблемам человека, как объекта знания, сложившиеся в русле гуманитарного и естественно-научного знания;
  • механизмы самоорганизации и саморегуляции человека, факторы, влияющие на активность человека;
  • концепции включения человека в социальные структуры, процессы самореализации и самоутверждения человека, сценарии девиантного развития человека;
  • антропологические основания психологии.

уметь:

  • выявлять трудности и проблемные ситуации в развитии человека на основе понимания его видовых программ.

иметь навыки:

  • выявления детерминант самореализации и активности человека;
  • анализа причин саморазрушающего поведения.

1.2. Язык обучения

Язык обучения — русский.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по образовательной программе (перечень компетенций в соответствии с ФГОС)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (перечень компетенций по дисциплине)

Математический и естественнонаучный цикл

ОК-2,ОК-3, ОК-4, ОК-5,ОК-9,ОК-10,ОК-11,ОК-12, ПК-2,

ОК 2- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных общественных наук, культурологии

ОК-3- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

  1. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Антропология» относится к обязательным дисциплинам математического иестественнонаучного цикла

Для освоения дисциплины «Антропология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Современные концепции естествознания»; «Анатомия ЦНС»;

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, а также дисциплин по выбору студента и прохождения практики

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу

Общий объем дисциплины

Объем в академических часах

Контактная работа обучающегося с преподавателем

Объем часов на самостоя-тельную работу

В кредитах

В академ. часах

Всего

Занятия лекцион-ного типа

Занятия семинарского типа

Всего

Из них интерактивные формы

Очная форма обучения

3

108

48

18

30

10

80

Очно-заочная форма обучения

3

108

34

14

20

6

100

Заочная форма обучения

3

108

12

4

8

2

128

1.6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретико-методологической основой курса «Антропология» является проблема специфики адаптивных возможностей человека. Наиболее значимыми проблемами изучения данной дисциплины являются: развитие представлений об основных философских и научных проблемах происхождения человека; этапы формирования научного человекознания, и развития антропологической науки в России. Основной акцент в курсе строится на проблеме происхождения социальных качеств человека, и проблемах специфики развития человека в плане реализации потенциальных возможностей психологического здоровья. В курсе рассматриваются вопросы антропологии применительно к практической деятельности психолога, направленные на расширение профессионального сознания.

Основными принципами изучения данной дисциплины являются: — принцип развивающего и воспитывающего обучения; - принцип научности и связи теории с практикой; - принцип систематичности; - принцип наглядности; - принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения.

1.7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В процессе обучения предполагается использование аудио-видеотехники, а также информации из сети «Интернет», для чего обеспечивается доступ студентов к интернет-ресурсам. Для преподавания дисциплины необходим доступ к электронному каталогу библиотеки института, а также оборудование для мультимедийных презентаций.

1.8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (оборудование для мультимедийных презентаций).

Раздел 2. Структура и содержание дисциплины

2.1. Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины

(указывается номер темы, название)

Общее количество аудиторных часов

Общее кол-во часов на занятия лекционного типа

Общее кол-во часов на занятия семинарского типа

Всего

Из них интерактивные формы

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой.

4

2

2

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира

4

2

2

2

Тема 3. Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения

4

2

2

2

Тема 4. Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.

Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens.

8

2

4

2

Тема 5 Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика.

6

2

4

2

Тема 6. Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора.

8

4

4

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека

8

2

4

2

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека

6

2

4

Итого:

48

18

30

10

Очно-заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины

(указывается номер темы, название)

Общее количество аудиторных часов

Общее кол-во часов на занятия лекционного типа

Общее кол-во часов на занятия семинарского типа

Всего

Из них интерактивные формы

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой.

4

2

2

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира

4

2

2

Тема 3. Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения

4

2

2

Тема 4. Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.

Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens.

4

2

2

2

Тема 5 Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика.

4

4

2

Тема 6. Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора.

4

2

2

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека

4

2

2

2

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека

6

2

4

Итого:

34

14

20

6

Заочная форма обучения

Тема (раздел) дисциплины

(указывается номер темы, название)

Общее количество аудиторных часов

Общее кол-во часов на занятия лекционного типа

Общее кол-во часов на занятия семинарского типа

Всего

Из них интерактивные формы

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой.

2

2

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира

Тема 3. Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения

Тема 4. Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.

Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens.

2

2

2

Тема 5 Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика.

2

2

Тема 6. Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора.

2

2

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека

2

2

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека

2

2

Итого:

12

4

8

2

  1. Краткое содержание тем (разделов) дисциплины.

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой

Человек как предмет познания в философии и других науках. Значение исторического подхода к проблеме познания человека. Антропология как наука о людях, их происхождении и их специфических адаптационных возможностях. Сравнительно — морфологические основы антропогенеза. Антропология в системе наук о человеке, связь с практикой.

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира.

Общебиологический подход к проблеме происхождения человека. Человек как примат. Биологические особенности приматов. Исследования психологических возможностей антропоидов. Критерии человека. Морфологические, биохимические и генетические характеристики в вопросе о критериях.

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 3. Динамика первобытного стада. Абсолютный геологический возраст.

Ледниковый и межледниковый периоды. Ископаемые гоминиды. Основные биолого-социальные тенденции переходного периода от ископаемых гоминид до появления родового строя. Древнейшие остатки человеческой культуры. Каменный век и его подразделения. Половые отношения как механизм регулирования в историческом плане

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 4. Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.

Род Homo. Палеоантропы и мустьерская культура. Эволюция средств общения и общественных форм поведения. Предтрудовая предметная деятельность ископаемых антропоидов. Проблема зарождения речи, общественных отношений и сознания. Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens. Развитие культуры в антропогенезе.

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 5. Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования

Гипотезы о происхождении Homo sapiens. Гипотезы о географии возникновения Homo, моно и полицентрические гипотезы.

Многообразие и единство вида. Структура внутривидовой изменчивости Homo sapiens, механизмы стабилизирующего и рассеивающего отбора. Человек позднего палеолита, основные находки. Понятие расы, кардинальное и основное различие конституционального типа и расы. Географическая изменчивость человека и основные экологические правила. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования. Роль генетики в вопросах расоэтногенеза. Современные представления об общем эволюционном древе предков Homo sapiens

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 6. Проблема развития цивилизации.

Биологические и социальные предпосылки развития цивилизации. Биологические предпосылки социальных качеств человека. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Тип отношений между полами и отбор социальных качеств. Генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе.

Влияние на развитие психики человека социально- исторических факторов. Культурно — историческая концепция Л.С. Выготского. Искусство как продукт эволюции. Искусство как одна из форм общественного сознания, значение искусства- образа и искусства — ритма для человека.

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека

Некоторые вопросы эволюционной генетики в применении к эволюции человека и проблемам психического развития. Феномен акселерации и процесс ретардации. Пределы адаптивности генетической структуры человека. Перспективы развития человечества.

Основная литература

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

Дополнительная литература.

  1. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

  1. Описание занятий семинарского типа

Семинарское занятие № 1.

Тема: Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира

Цель: Основное внимание в этом разделе следует уделить исторической традиции в понимании человеческой природы. Необходимо сопоставить разные подходы в понимании человека в современной антропологии.

Понятийный аппарат: антропогенез, синтетическая теория происхождения, приматы, эволюционная генетика

Вопросы для обсуждения

  1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека.
  2. Человек как примат. Биологические особенности приматов. Исследования психологических возможностей антропоидов.
  3. Морфологические, биохимические и генетические характеристики в вопросе о критериях.

Литература.

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира. Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада

Цель: В этом разделе основное внимание уделяется вопросам происхождения человека. Особое внимание студентов должно быть направлено на тот факт, что многие науки о человеке, рассматривая собственный предмет исследования, тем не менее, приходят к выводу о животном происхождении человека.

Понятийный аппарат: морфология человека, первобытное стадо, методы определения родства, таксономия человека

Вопросы для обсуждения

1. Абсолютный геологический возраст.

2. Ледниковый и межледниковый периоды.

3. Работы каких известных ученых посвящены вопросам происхождения человека?

4.Современные методы определения родства человека и животных.

5.Основные критерии человека

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007.- 232 с.

Семинарское занятие № 3.

Тема: Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе

Цель: Студенты должны хорошо знать конкретные формы гоминид, сменивших друг друга и их хронологию. Необходимо также ориентироваться в географических и климатических условиях жизни предков человека.

Понятийный аппарат: палеоэкология, противоречия развития, родовой строй, культура

Вопросы для обсуждения

  1. Основные биолого-социальные тенденции переходного периода от ископаемых гоминид до появления родового строя.
  2. Преодоление основных противоречий развития
  3. Древнейшие остатки человеческой культуры.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Семинарское занятие № 4.

Тема: Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика

Цель: В данном разделе важно обратить внимание на преодоление биологических и социальных противоречий в развитии человека. Особенное внимание уделить современным представлениям о факторах расообразования, прежде всего, генетическим.

Огромное значение имеет также проблема происхождения речи, как основа формирования высших психических функций человека.

Понятийный аппарат: раса, эволюционная генетика, географическая изменчивость, расоэтногенез

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие расы, кардинальное и основное различие конституционального типа и расы.
  2. Географическая изменчивость человека
  3. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования.
  4. Роль генетики в вопросах расоэтногенеза.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Семинарское занятие 5.

Тема: Проблема развития цивилизации.

Цель: Основное внимание в этом разделе необходимо уделить видовым качествам человека, поскольку любые изменения и преобразования человека возможны в рамках видовых характеристик. Особое внимание уделить невозможности развития «надприродных» качеств

Понятийный аппарат: высшие психологические функции, эстетические эмоции, эволюционной генетики

Вопросы для обсуждения

  1. Скорости эволюции в антропогенезе
  2. Вопросы эволюционной генетики в применении к эволюции человека и проблемам психического развития.
  3. Эволюционная генетика в развитии высших психических функций.
  4. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

Семинарское занятие 6.

Тема: Роль искусства в антропогенезе

Цель: Основное внимание рекомендуется обратить на биологический смысл развития искусства. Проанализировать роль искусства в жизни предка и современного человека. Основное внимание рекомендуется обратить на динамику понятий «культура» и «цивилизация». Проанализировать роль искусства в жизни предка и современного человека, акцентировав внимание на биологическом значении искусства.

Понятийный аппарат: Групповой отбор, социальное и биологическое, искусство, альтруизм

Вопросы для обсуждения

  1. Социальные и биологические определяющие искусства
  2. Групповой отбор на стремление к познанию.
  3. Эволюционная генетика человеческих качеств.
  4. Групповой отбор на альтруизм

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

Семинарское занятие № 7.

Тема: Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.

Цель: В этом разделе рассматриваются проблемы, современного человека, применительно к вопросам его психологического здоровья. Основное внимание необходимо уделить программным механизмам человека, которые он унаследовал от далеких предков и то, как эти механизмы проявляют себя в современных условиях жизни.

Понятийный аппарат: психология здоровья, генетика социального, акселерация, ретардация.

Вопросы для обсуждения

1.Влияние на развитие психики человека социально- исторических факторов.

2. Культурно — историческая концепция Л.С. Выготского

3. Феномен акселерации и процесс ретардации.

4. Перспективы развития человечества.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

2.4. Описание занятий в интерактивных формах

Интерактивное занятие к теме 2 «Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира», объем 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Презентации и обсуждения групповых исследовательских работ студентов— такая форма интерактивных занятий предполагает подготовку на занятии или в рамках самостоятельной работы индивидуальных или групповых работ, с последующей презентацией результатов; задания должны носить исследовательский характер.

Интерактивное занятие к теме 3 «Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения», объем 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Презентации и обсуждения групповых исследовательских работ студентов— такая форма интерактивных занятий предполагает подготовку на занятии или в рамках самостоятельной работы индивидуальных или групповых работ, с последующей презентацией результатов; задания должны носить исследовательский характер.

Интерактивное занятие к теме 5 «Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика», объем 4 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика Презентации и обсуждения групповых исследовательских работ студентов— такая форма интерактивных занятий предполагает подготовку на занятии или в рамках самостоятельной работы индивидуальных или групповых работ, с последующей презентацией результатов; задания должны носить исследовательский характер.

Интерактивное занятие к теме 6. «Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора», объем 2 академических часа

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика «Дебаты и дискуссии»— интеллектуальные игры для обучающихся, представляющие собой особую форму обсуждений, которые ведутся по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить третью сторону (жюри) в своей правоте.

Интерактивное занятие к теме 7 «Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека», объем 2 академических часа.

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика «Дебаты и дискуссии»— интеллектуальные игры для обучающихся, представляющие собой особую форму обсуждений, которые ведутся по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить третью сторону (жюри) в своей правоте.

2.5. Планирование встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и участие специалистов в учебных занятиях.

В курсе «Антропология» планирование встреч с представителями зарубежных компаний, государственных организаций, проведение мастер — классов и участие специалистов в учебных занятиях не предусмотрено.

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Антропология» является одним из базовых компонентом обучения, она может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности студентов, как их личностных качеств. В самостоятельной работе активноприобретаются общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные в компетентностно-ориентированнным учебном плане и рабочей программе учебной дисциплины. В процессе самостоятельной работы студенты проявляют свои творческие качества, что обеспечивает получение нового знания, систематизацию и углубление имеющихся знаний, формирование у студентов профессиональных умений.

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

— конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

— работа со словарями;

— проработка учебного материала по конспектам опорных лекций,

— анализ и аннотирование учебной и научной литературы

— подготовка докладов на семинарах и практических занятиях

Оформление самостоятельной работы:

1. Титульный лист

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ruраздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

  • параметры страницы (210×297 мм) А4;
  • интервал полуторный;
  • шрифт 12, Times New Roman;
  • поля страницы: левое — 2 см, правое — 1,5 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см.
  • все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

3.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Общее количество часов отведенных на выполнение самостоятельной работы для очной формы обучения — 60 часов, для очно-заочной формы обучения — 74 часа, для заочной формы обучения -96 часов.

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой (для очной формы обучения — 5 часов, для очно-заочной формы обучения — 9 часов, для заочной формы обучения — 9 часов)

Задания к разделу

1. Сравнить несколько определений понятия «антропология», взятых из словарей.

2. Найти общее и различающееся в этих определениях и синтезировать собственное.

3. Составить схему — модель связанных с антропологией дисциплин. Продумать, как обозначить близость и значимость каждой такой связи.

4. Ознакомится с рекомендованной литературой по теме, понять особенности и возможности указанных литературных источников.

5. Ответить на вопрос, в чем специфика отношения к антропологии как науке в российской традиции и на западе.

Литература

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира (для очной формы обучения — 6 часов, для очно-заочной формы обучения — 10 часов, для заочной формы обучения — 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Подготовить сообщение по теме «Современные методы определения родства человека и животных», используя указанную литературу.
  2. Продумать тему об основных критериях человека. То, как в истории разрабатывалась данная проблема, какие этапы можно отметить.
  3. Составить таблицу по теме «Биологические особенности приматов», выбрав в качестве параметров основные характеристики приматов.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2009. — 240 с.

Тема 3. Динамика первобытного стада. Абсолютный геологический возраст (для очной формы обучения — 5 часов, для очно-заочной формы обучения — 9 часов, для заочной формы обучения — 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Составить представление (по словарям, или другой литературе) о третичном и четвертичном геологических периодах. Составить хронологическую схему названий этих периодов.
  2. Ознакомится по литературным источникам с характеристиками гоминидной триады. Составить представление о том, как в истории антропологии формировалось это понимание. Ответить на вопрос: — «Почему человеку (как исследователю) так близка „теория постепенного формирования“ этих признаков»?
  3. Составить схему «Место человека в зоологической систематике», описав основные характеристики таксономии: Т-К-О-С-Р-В.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 4. Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе (для очной формы обучения — 7 часов, для очно-заочной формы обучения — 9 часов, для заочной формы обучения — 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Основной вопрос данного раздела: разобраться в понятиях «биологическое» и «социальное» в человеке. Эти понятия стали своеобразным «штампом» в психологической литературе. Как антропологический подход может помочь разобраться в этих, на деле, непростых отношениях?
  2. Продумать вопрос и написать небольшое эссе на тему, как орудийная деятельность связана с происхождением высших психических функций человека.
  3. Составить представление о том, что такое «прогресс» развития человека. Как происходит развитие? Как преодолеваются основные биологические и социальные противоречий в антропогенезе.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 5. Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования (для очной формы обучения — 10 часов, для очно-заочной формы обучения — 10 часов, для заочной формы обучения — 12 часов)

Задания к разделу.

  1. Ознакомится по литературным источникам с разными гипотезами о происхождении человека. Дать собственную оценку каждой гипотезе. Ответить на вопрос: какую роль играет здесь психологический фактор?
  2. Рассмотреть по литературным источникам гипотезы моноцентризма и полицентризма. Дать собственную оценку каждой гипотезе.
  3. Заострить внимание на том, какую роль играют данные генетики в понимании вопросов расоэтногенеза. Выписать основные, с Вашей точки зрения, выводы в отношении этой роли, для последующего обсуждения в группе.
  4. Ответить на вопрос: в чем суть специфики развития адаптивных способностей человека.

Литература.

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. -232 с.

Тема 6. Проблема развития цивилизации (для очной формы обучения — 10 часов, для очно-заочной формы обучения — 10 часов, для заочной формы обучения — 14 часов)

Задания к разделу.

  1. Обосновать представление об особенностях развития психики в антропогенезе, и качественных характеристиках человека, которые позволили развивать цивилизацию.
  2. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии «цивилизация». Выписать разные формулировки для последующего обсуждения в группе
  3. Продумать и составить собственный перечень биологических и социальных характеристик, способствующих развитию предпосылок развития цивилизации
  4. Особое внимание уделить гипотетическим характеристикам архаического мышления и интеллектуальным возможностям кроманьонца. Обосновать известными примерами эти доводы.

Литература

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе (для очной формы обучения — 10 часов, для очно-заочной формы обучения — 10 часов, для заочной формы обучения — 13 часов)

Задания к разделу.

1. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии «искусство». Выписать все доступные функции искусства в истории общества для последующего обсуждения в группе. Обосновать основные характеристики роли искусства в эволюции человека, особое внимание обращая на биологическую и психологическую сторону этого явления.

2.Составить схему развития искусства, используя модель «антропологических культур» (олдувайская, шельская, ашельская, мустьерская).

Отметить какие артефакты характеризуют ту, или иную эпоху. Постараться понять психологические особенности этих артефактов. Ответить на вопрос, как происходило развитие искусства в антропогенезе.

3.. Используя словари и литературные источники, составить представление о понятии шаманизма. Подготовить небольшое эссе о роли шаманизма как выражения первобытной культуры, ответить на вопрос: какие функции выполняет шаман в первобытном племени, какие жизненно важные задачи при этом решаются?

Литература

  1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  2. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека (для очной формы обучения — 7 часов, для очно-заочной формы обучения — 7 часов, для заочной формы обучения — 12 часов)

Задания к разделу.

1. Основной вопрос данной самостоятельной работы сводится к определению перспектив развития общества в современном мире. Прежде всего, обсуждается тема, какие реальные и научно обоснованные проблемы стоят перед современным человеком.

2. Подготовить выступление к семинарскому занятию по теме «основные экологические и психологические проблемы современности, как я их вижу»

3. Подготовиться к дискуссии о принципах решения этих проблем. Обосновать подходы о принципиальных возможностях (или невозможности) решения этих задач. Учитывать при этом полученные на лекциях и почерпнутые в литературе знания о скорости эволюционного процесса, особенностях развития нервной системы человека в антропогенезе, и пределах адаптивности генетики человека.

Литература.

1. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.

3.3. Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

— 30 баллов — самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

— 25 баллов — самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

— 20 баллов — самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

— 10 баллов — самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

— 0 баллов — самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к опросу по предыдущей теме на очередном аудиторном занятии, а также подготовки к нему. При этом актуализируются имеющиеся знания, создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Функции практических занятий: закрепление теоретических знаний на практике, формирование исследовательских умений, применение теоретических знаний для решения практических задач, самопознание и саморазвитие студента.

Типичными заданиями для практических занятий являются:

  1. индивидуальные задания;
  2. групповые задания;
  3. групповая дискуссия;

План практического занятия может включать в себя следующие пункты:

  1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
  2. проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;
  3. обсуждение темы занятия, презентация рефератов;
  4. выполнение практических заданий;
  5. обсуждение итогов выполненной работы;
  6. оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами, соответствующими умениями.

Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый

Раздел 4. Фонд оценочных средств

4.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, в том числе описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

К основным формам контроля, определяющим процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Антропология» относится рубежный контроль, (тест минимальной компетентности, или контрольная работа), промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплине.

Критериями и показателями оценивания компетенций на различных этапах формирования компетенций являются:

— знание терминов, понятий, категорий, концепций и теорий по дисциплине;

— понимание связей между теорией и практикой;

— сформированность аналитических способностей в процессе изучения дисциплины;

— знание специальной литературы по дисциплине.

Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования включает следующие критерии:

— полное соответствие;

— частичное соответствие;

— несоответствие.

4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

Тема (раздел) дисциплины

Компетенции по дисциплине

Тема 1. Антропология как наука. Место антропологии в системе наук о человеке, связь с практикой.

Тема 2. Антропогенез, сравнительно — морфологические основы. Место человека в системе животного мира

ОК-2 — пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных общественных наук, культурологии

Тема 3. Абсолютный геологический возраст. Динамика первобытного стада. Половые отношения как механизм регулирования поведения

ОК- 2

Тема 4 Социально — биологическая природа человека. Преодоление основных противоречий развития в антропогенезе.

Специфика развития адаптивных способностей. Понятие биосоциальной природы Homo sapiens.

ОК- 2 ,

ОК-3 — владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

Тема 5 Происхождение Homo sapiens. Процесс расообразования. Раса и язык, раса и психика.

ОК-2

Тема 6. Проблема развития цивилизации. Эволюционная генетика восприимчивости к прекрасному. Высшие эстетические эмоции как следствие естественного отбора.

ОК-3

Тема 7. Роль искусства в антропогенезе. Групповой отбор на стремление к познанию. Эволюционная генетика человеческих качеств. Групповой отбор на альтруизм Пределы адаптивности генетики человека

ОК-2

Тема 8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека

ОК-2,

ОК-3

4.3. Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости

Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института.

Рубежный контроль (текущий контроль успеваемости) проводится в середине семестра и может осуществляться в следующих формах:

— устного ответа; эссе;- коллоквиума;- контрольной работы;- тестирования.

Конкретная форма проведения оценки уровня знаний студентов по данной дисциплине определяется преподавателем и доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине.

Обязательным требованием для объективнойоценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.

Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.

По дисциплине «Антропология» текущий контроль проводится в середине 1 семестра в форме контрольной работы (тестирования).

Вопросы к контрольной работе

  1. В чем суть исторического подхода в проблемах человекознания.
  2. Специфика отношения к антропологии как науке в российской традиции и на западе.
  3. Основные критерии человека.
  4. Биологические особенности приматов
  5. Современные методы определения родства человека и животных.
  6. Характеристика гоминидной триады.
  7. Условия жизни австралопитековых.
  8. Половые отношения как механизм регулирования поведения
  9. Абсолютный геологический возраст.
  10. Место человека в зоологической систематике

Промежуточная аттестацияпо дисциплине является итоговой проверкой знаний и компетенций, полученных студентом в ходе изучения дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями Положения об аттестации учебной работы студентов института.

4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Впросы к экзамену

  1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека.
  2. Антропология как наука, этапы развития, связь с другими науками
  3. Сравнительно-морфологические основы антропогенеза.
  4. Место человека в зоологической систематике
  5. Человек как примат, биологические особенности приматов
  6. Философский и антропологический подходы в проблеме критериев человека.

7 Пределы адаптивности генетики человека

  1. Эволюционный процесс и тупиковые пути развития
  2. Геологическое время и вопросы происхождения человека
  3. Гоминидная триада как исходная форма эволюции гоминид
  4. Специфика развития адаптивных способностей человека.
  5. Проблема определения абсолютного геологического возраста человека и его предков
  6. Археологическое деление четвертичного периода
  7. Понятие био-социальной природы Homo sapiens.
  8. Современные методы определения родства человека и животных.
  9. .Динамика первобытного стада
  10. Виды австралопитековых.
  11. Переходные формы от австралопитеков к виду Homo
  12. Неандертальцы и мустьерская культура.
  13. Кроманьонцы.
  14. Преодоление основных биологических и социальных противоречий в антропогенезе.
  15. Гипотеза моноцентризма.
  16. Гипотеза полицентризма.
  17. Гипотезы о географии возникновения Homo
  18. Многообразие и единство вида Homo sapiens
  19. Экологические закономерности расообразования (правила Бергмана, Аллена и др.)
  20. Процесс расообразования
  21. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования
  22. Роль генетики в понимании вопросов расоэтногенеза
  23. Акселерация. Гипотезы о причинах акселерации.
  24. Роль мясной пищи в антропогенезе.
  25. Биологическая эволюция и тип отношений между полами.
  26. Биологические предпосылки развития социальных качеств человека.
  27. Роль искусства в эволюции человека.
  28. Развитие искусства в антропогенезе.
  29. Особенности развития психики кроманьонца
  30. Особенности архаического мышления.
  31. Шаманизм как выражение первобытной культуры.
  32. Внутривидовой отбор и проблема агрессивности.
  33. Проблема происхождения трудовой деятельности.
  34. Проблема происхождения речи.
  35. Основные этапы развития речи и языка
  36. Концепция Выготского о происхождении сознания.
  37. Проблема происхождения сознания.
  38. Скорости эволюции в антропогенезе
  39. Биологические предпосылки социальных качеств человека.
  40. Формы половых отношений как регулятор выживания
  41. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.
  42. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации
  43. Проблема неотении и эволюция человека
  44. Проблема происхождения альтруизма

Раздел 5. Информационное сопровождение дисциплины

5.1. Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  1. Ермаков В.А. Антропология: учебное пособие / В.А. Ермаков. — М.: ЕАОИ, 2011. — 112 с.
  2. Лукьянова И.Е. Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко. — М.: Инфра-М, 2014. — 240 с.
  3. Тегако Л.И. Современная антропология / Л.И. Тегако. — Минск: Белорус. Навука, 2011. — 263 с.

5.2 Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для основания дисциплины

  1. Добреньков В.И. Социальная антропология / В.И. Добреньков. — М.: Инфра- М, 2009.
  2. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. — СПб./: Изд- во СПбГУ, 2008.
  3. Козлова М.С. Эволюция человека / М.С. Козлова. — М.: Наука, 2005.
  4. Лебедев А.С. Философская антропология / А.С. Лебедев — М.: ЮНИТИ, 2010.
  5. Лурье С. В. Психологическая антропология: История, современное состояние, перспективы: учебное пособие / С. В. Лурье. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 624 с.
  6. Хасанова Г. Б. Антропология: учеб. пособие / Г. Б. Хасанова. — М.: КноРус, 2007. — 232 с.
  7. Хомутов А.Е. Антропология: учебное пособие / А.Е. Хомутов. — Ростов- на- Дону: Феникс, 2006. — 384 с.

5.2.Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

Antropolog.ru: электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.antropolog.ru/

Антропология и смежные науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

Антропология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://antropologic.ru/

Раздел 6. Глоссарий

1. Абсолютный геологический возраст. Геологический возраст тех, или иных отложений в абсолютных единицах. Возраст остатков скелетов можно определить по возрасту слоя, в котором они погребены. Возраст определяется по скорости радиоактивного распада тех элементов, которые находятся в костях.

2. Австралопитековые подсемейство ископаемых гоминид, обитавших на территории Африки и Азии примерно в интервале 5 — 1 млн. лет назад. Включает два рода: грациальные и массивные. Объем мозга 450 — 700 см³. Орудия не изготавливал, огнем не пользовался.

3. Адаптация — процесс, с помощью которого организм меняется и приспосабливается к условиям окружающей среды. Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими или поведенческими.

4. Акселерация «вековая тенденция». В пределах относительно неизменной организации вида Хомо, наблюдающаяся на протяжении 1,5 веков изменчивость биопсихических и морфофункциональных особенностей ряда поколений людей. Наряду с акселерацией соматического развития отмечено ускоренное развитие некоторых компонентов психоэмоциональной сферы, но социальное развитие отстает. Гипотезы о причинах: экзогенные, эндогенные и генетические

5. Антропогенез (или антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека. Антропогенез сосредотачивает своё внимание на тех изменениях, которое претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода.

6. Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

7. Антропология культурная — область исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. Антропология культурная концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.

8 Америнды (индейцы, американская раса).

Населяют обе Америки. Учитывая, что заселение Америки началось более 20 тысяч лет назад, эта раса старше предыдущей, поэтому считать америндов ветвью монголоидов некорректно. Среди множества вариантов выделяют северную группу (высокие, с крупным носом, отсутствием эпикантуса) и южную группу (низкорослые, с усилением монголоидных черт).

9 Австралоиды (австрало-океанийская раса).

Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара).

Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую.

10 Белый человек Древнее человечество, представленное ранними тропическими популяциями Номо, было, вероятно, темнопигментированным. Темную кожу, волосы и глаза имели также мигранты из Африки, давшие начало основной части современного человечества вида Номо сапиенс.

11 Биологические особенности приматов Специфическая форма передвижения, приспособленная для лазания, противопоставленный палец, развитие передних конечностей, как органов исследования, изменения в органах чувств, развитие мозга, изменения в строении черепа, сокращение числа одновременно рождаемых детенышей.

12. Брахиация. Особый тип локомоции. Перемещение по деревьям с помощью удлиненных рук. Противопоставляется четвероногому или двуногому хождению по ветвям

13. Вид — таксономическая, систематическая единица, реально существующая совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками и объединённых возможностью скрещивания друг с другом. Вид формирует систему популяций, которые в природных условиях образуют общий ареал.

14. Гоминизация — процесс очеловечения обезьяны, начало которому положило формирование первых специфических человеческих особенностей, а завершением было появление человека современного типа.

15. Гоминиды представители семейства «гоминиды», двуногие, прямоходящие приматы, в число которых входят современные люди и вымершие виды Хомо и австралопитеков.

16. Дарвинизм Концепция, утверждающая, что движущей силой эволюции является естественный отбор, в результате которого возникает адаптация и происходит видообразование. Элементарным материалом естественного отбора является наследственная изменчивость. Элементарной эволюционной единицей является популяция.

17. Европеоиды (кавказоидная раса).

Распространённая ошибка — считать, что это «белые люди». На самом деле около миллиарда автохтонных европеоидов имеют черные глаза, волосы и очень смуглую кожу (население Индостана, Северной Африки).

Природный ареал европеоидов — Европа до Урала, Северная Африка, Юго-западная Азия и Индостан

18. Америнды (индейцы, американская раса).

Населяют обе Америки. Учитывая, что заселение Америки началось более 20 тысяч лет назад, эта раса старше предыдущей, поэтому считать америндов ветвью монголоидов некорректно. Среди множества вариантов выделяют северную группу (высокие, с крупным носом, отсутствием эпикантуса) и южную группу (низкорослые, с усилением монголоидных черт).

19. Австралоиды (австрало-океанийская раса).

Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара).

Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую.

20. Капоиды (бушмены, койсанская раса).

Природный ареал — Южная Африка. Низкорослые, с инфантильными чертами лица. Имеют самые короткие и закрученные волосы. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Это параллельно возникшие приспособления к жизни в сходных условиях полупустынь.

21. Монголоиды (азиатская раса).

Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь. Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные прямые и черные волосы.

22. Негроиды (африканоидная раса).

Природный ареал — Центральная, Западная и Восточная Африка. Характерные отличия — спиральные волосы, темная кожа, расширенные ноздри, крупные губы и др. Выделяется восточная подгруппа (нилотский тип, высокорослый, узкосложенный) и западная подгруппа (негрский тип, круглоголовый, среднего роста).

Особняком стоит группа пигмеев (негрилльский тип).

23. Раса — внутривидовая общность, выделяемая на основании генетического родства, общего ареала, сходства морфологии и иных особенностей биологии, поведения и экологии.

24. Расоведение — раздел антропологии, изучающий человеческие расы.

Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.

25. Развитие мозга в антропогенезе Основные морфологические изменения, связанные с увеличением мозга: увеличение переднего мозга, Увеличение числа борозд в коре неопаллиума, Увеличение затылочной доли, Усложнение прецентральной коры, усложнение мозжечка и тех областей, которые связывают с двигательными центрами, редукция обонятельного мозга.

26. Третичный периодначался примерно 62 миллиона лет тому назад. Третичный период подразделяется на палеоген и неоген. Палеоген (ранний третичный период) продолжался около 38 млн., в нем выделяются три этапа: палеоцен, эоцен и олигоцен. Неоген (поздний третичный период) продолжался 24 млн. и его принято делить на миоцен и плиоцен.

27. Физиогномика — наука или, скорее, искусство разгадывать по лицу и телу свойства и качества человека.

28. Хомо абелис Самый ранний из известных видов рода Хомо. Похож на грациальных австралопитеков. Первая находка в Олдувайском ущелье. Изготавливал орудия из гальки, явно не прагматического свойства. Жил не более 3 млн. лет назад, объем мозга ок.800 см3.

29. Хомо эректус — потомок Хомо абелис, от которого его отличали более крупный череп и мозг и более толстые кости. Сильно выражен гребень (саггитальный валик) и скулы. Надглазничный валик толстый и выступающий, крупные выступающие челюсти и лицо (прогнатизм).

Типичная культура каменных орудий (ашельская).

Распространен в Африке и Евразии. Первая находка на Яве. 1, 5 — 2 млн. лет назад, объем мозга 1000 см³.

30. Хомо сапиенс неандерталенсис один из двух подвидов Хомо сапиенс, исчезнувший около 30 000 лет назад. Мозг поздних неандертальцев крупнее, чем у современного человека, лоб более плоский, клювовидные лобные доли мозга, череп шире, с узкой передней и широкой задней частью. Был приспособлен к холодному климату предледниковых территорий.

31. Четвертичный периодсамый короткий период в истории Земли, насчитывающий 2 млн. лет. Иногда четвертичный период именуют антропозоем, «временем человека». Он подразделяется на плейстоцен и голоцен. Плейстоцен складывается из трех частей (нижний, средний, верхний).

Для этого времени характерно чередование холодных ледниковых периодов (гляциалов) и более теплых межледниковых периодов

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector