С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие.- М. КНОРУС, 2010. -440 с.
2.6. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ:
СУГГЕСТИЯ, КОНФОРМИЗМ, НОНКОНФОРМИЗМ . С. 46-52.
Социальное влияние — форма межличностного взаимодействия, в результате которого повторный ответ человека на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом. Таким образом, поведение одного человека становится подобным поведению других людей.
Механизмами, реализующими социальное влияние, являются: суггестия, конформизм и нонконформизм.
Суггестия (внушаемость) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.
Конформизм — сознательная уступчивость человека мнению большинства группы во избежание конфликта с ней. В подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин в целом конформизм выше, чем у мужчин. Различают: а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов!.
Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?
1. Прежде всего влияют особенности самого человека: возраст, пол, профессия и др. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины проявляют себя менее конформно, чем мужчины. Уровень конформности высок у музыкантов из оркестра (70%), у военных выше, чем у инженеров.
Влияют характеристики самой проблемы, стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.
Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что его увеличение приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3 — 7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т.е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.
Влияние социальных сетей на взаимоотношения подростков в классе
... чувства, тогда это становится зависимостью. Влияние социальных сетей на человека - Плюсы: Социальные сети дают нам безграничные ... влияние социальных сетей. Прeдмeт иccлeдoвaния: влияние социальных сетей на взаимоотношения подростков в уcлoвиях oбщeoбрaзoвaтeльнoй cрeды шкoлы. Цeль иccлeдoвaния: изучeниe влияния социальных сетей на взаимоотношение подростков в классе в различных возрастных группах. ...
Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала).
Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены давлению лидеров индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий в большей мере способны сопротивляться групповому давлению.
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Л. Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться).
С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, откуда ветер дует, в угоду сильным мира сего. По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в условиях повышенного уровня конформизма.
Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.
Нонконформизм — опровержение человеком мнения большинства, протест подчинению, кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.
Классификация групп людей
... которых возможен социально-психологический анализ группы - это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура ... с разных точек зрения. 2/ Психологические особенности преступных групп Преступная группа - это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде ...
Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от их соответствия убеждениям человека.
По психологическим характеристикам различают:
- группы членства;
- референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они являются источником положительных и негативных образцов, а также норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих туда, т.е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой — каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т.е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку не только индивид адаптируется к социальной среде, но и наоборот; адаптирует среду к своим взглядам.
При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства? Сами по себе они бывают разными:
- меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной;
- позиция меньшинства противостоит позиции большинства.
Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным; во- вторых, имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутри- групповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют „их» говорить „не то»?»
Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т.е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реальное жизненное подтверждение правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их на сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции второго была подтверждена вескими реальными аргументами. Если меньшинство получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.
Группа и личность
... сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. 2. Группа 2.2. Определение группы Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают ... общения, складывающиеся в группе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. И как каждая личность несет на себе печать своей группы, так и каждая группа несет на себе ...
Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказание для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?
В экспериментах американского психолога С. Милграма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?
При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:
- автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит;
- человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, включенного в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.
Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.
Глава 2. Анализ структуры делового общения
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Слово «коммуникация» в переводе с латыни означает:
а) частное, не разделяемое ни с кем;
б) общее, разделяемое со всеми;
в) целое, не делимое на части;
г) особенное, не похожее на других.
- Стилистический барьер общения возникает:
а) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
б) из-за невнятной речи;
в) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;
г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору.
- Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций — это:
а) стереотипы;
Психологическая структура личности и практика делового общения 2
... личности Дж.Келли, А. Бандуры и теории социального научения Дж. Роттера. В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида ... определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый ... механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола и идентификации и стереотипизации. ...
б) предвзятые представления;
в) пренебрежение фактами;
г) все вышеперечисленное.
- Установление сходства одного человека с другим — это:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) стереотипизация;
г) идентификация.
- Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека называется:
а) рефлексией;
б) эмпатией;
в) идентификацией;
г) стереотипизацией.
- Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, — это:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация.
- Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств, называется:
а) эффектом ореола;
б) эффектом проецирования;
в) эффектом первичности;
г) эффектом последней информации.
- Форма межличностного взаимодействия, которая снимает агрессию людей и удовлетворяет на минимальном уровне потребность в признании, — это:
а) игра;
б) уход;
в) ритуальное взаимодействие;
г) привязанность.
- Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы — это:
а) суггестия;
б) конформизм;
в) нонконформизм;
г) самоопределение.
- Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом, называется:
а) малой;
б) членства;
в) большой;
г) референтной.
ГЛАВА 3
ЛИЧНОСТЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
3.1. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ
Для анализа личности в деловом общении следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид — это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность — это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», ...
... Общее: Индивид определяет личные качества человека. Личность также определяет человека как совокупность его социальных качеств. Личность свидетельствует об индивидуальности человека. 2.Проблема личности в психологии. Психологи надеются понять человека, как целое – совокупность различных ...
Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.
Напротив, личность — это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность — совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт, которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).