Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Челябинский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧИ УрАГС
_____________С.Г. Зырянов «_29_» __августа____ 2010 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Для очного и заочного отделения
специальностей 080105.65 – Финансы и кредит, 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 030501.65 «Юриспруденция»,
080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,
080103.65 – «Национальная экономика»
Составитель: кандидат психологических наук, доцент Н.И. Иоголевич кандидат педагогических наук доцент Е.К. Шибанова
Челябинск
2010
Психология делового общения: Рабочая программа / Составители: Н.И. Иоголевич, Е.К. Шибанова. – Челябинск, 2010. – 21 с.
Рабочая программа предназначена для занятий по курсу «Психология делового общения» для слушателей очной и заочной формы обучения, обучающихся по Специальностям 080105.65 – Финансы и кредит, 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 030501.65 «Юриспруденция», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080103.65 – Национальная экономика
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «История и фило-
софия» от 29.08.10. Протокол № 1.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
1.1. Содержание программы
1.2. Список рекомендованной учебной литературы и периодических изданий
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Введение
2.2. Структура учебной дисциплины
2.3. Тематический план учебной дисциплины
2.4. Содержание лекционного курса
Рабочая программа дисциплины общая психология 2
... к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм. Литература Основная Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение ... навыками публичного выступления. Структура и содержание дисциплины Наименование разделов, тем Формы текущего контроля по теме, разделу Количество часов по учебному плану Максимальная нагрузка студ- ...
2.5. Планы семинарских занятий
2.6. Требования и примерные темы рефератов Самостоятельная работа
2.8.Темы для самостоятельного изучения
2.9.Перечень вопросов для подготовки к зачету
4
4
6
7
7
10
14
17
19
20
3
1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
1.1.Содержание программы
Формирование коммуникативной компетентности – важнейшее направление в современном психологическом образовании тех, чья работа предполагает взаимодействие с населением, а также разными государственными службами и органами. В рамках своей деятельности специалист должен уметь налаживать и поддерживать длительные деловые отношения как со своим руководством, так и с коллегами по работе. Для этого ему необходимо не только знать техники и технологии организации эффективных коммуникаций, но и владеть ими. Поэтому дисциплина «Психология делового общения» является неотъемлемой частью подготовки
Программа содержательно дополняет дисциплины Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 060500 «Бухучет, анализ и аудит» и 060400 «Финансы и кредит»..
1.2. Список рекомендованной учебной литературы и периодических изданий
Основная литература:
1.Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. – М.: Гардарика, 2010. – 335 с.
2.Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.:
3.Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.:
4.Психология и педагогика / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с.
5.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
6.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. КД Университет, 2009.
7.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Дополнительная литература:
1.Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №
Психология профессионального образования
... психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психологическая служба в образовании». Предметом психологии профессионального образования являются психологические закономерности обучения и воспитания, а также психология деятельности и личности ... постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии. Взаимосвязь предмета и метода. ...
2.Об утверждении федеральной программы образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №
3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: Высшая школа, 2000.
4.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.
5.Андреева Г.С. Социальная психология. М.: АспектПресс, 2001.
6.Басова Н.В. Педагогическая и практическая психология. Ростов н/Д, Феникс, 2000.
4
7.Волков Б.С. Методы исследований в психологии. М.: Российское Педагогическое Агентство, 2002.
8.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Педагогика, 1999.
9.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Российское Педагогическое Агентство, 2001.
10.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Юрайт, 2010.
11.Зимняя И.А. Комментарий к Закону «Об образовании». М.: Юрид. лит.,
2000.
12.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос,1999.
13.Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
14.Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
15.Кияшенко Н.И. Эстетическое образование, как способ формирования личности. Вопросы
16.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2002.
17.Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека. // Вопросы философии.-
18.Психология личности: Хрестоматия в 2 т. Самара: Издательский дом «Бахрах», 2009.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009.
20.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2009.
21.Степанова М.А. Психологическая наука и философия в сфере образования: современное сосотояние и актуальные задачи // Вопросы
22.Штеренберг М.И. Кризисы и проблемы воспитания // Вопросы философии.-
5
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Введение
Цель курса: повышение коммуникативной компетентности, как важного условия эффективности профессиональной деятельности экономиста.
Задачи курса:
познакомить с психологическими закономерностями общения и взаимоотношения с другими людьми.
изучить современные концепции и технологии коммуникаций.
научить вырабатывать эффективную стратегию и тактику поведения в процессе межличностного общения.
Требования к уровню усвоения содержания курса
Иметь представление:
о сущности коммуникаций в организации;
об основных стратегиях коммуникаций;
о целях и задачах делового общения;
о роли руководителя в организации и управлении общением;
о коммуникативной компетентности менеджера.
Знать:
основные психологические закономерности, влияющие на эффективность общения;
основные стратегии и тактики коммуникаций.
Уметь:
формулировать цели и задачи делового общения;
анализировать предмет общения;
вести беседу, собеседование, деловой разговор, дискуссию, деловое совещание, переговоры, торги и т.д.
корректировать поведение подчиненных, используя коммуникативные техники.
Владеть навыками:
пассивного и активного слушания;
постановки вопросов и ответов;
доказательств и обоснований, аргументации и убеждения;
достижения соглашений и решений;
оценивания своего уровня развития коммуникативной компетентности и индивидуальных психологических особенностей, влияющих на эффективность общения.
6
Достижению отмеченных дидактических целей программы курса «Психология делового общения» способствуют структура и логика изучения учебной дисциплины. Они предполагают систематичность и последовательность освоения учебного материала, оптимальность перехода от простых проблем к более сложным. Для повышения действенности достижения конечных целей обучения при изучении курса используются активные формы проведения практических занятий.
2.2. Структура учебной дисциплины
Очное отделение
Специаль- |
Базовое |
Всего |
Ауд. |
Лекции |
Сем., |
СРС |
Форма |
ность |
образование |
практ. |
отчетности |
||||
ФК |
среднее |
90 |
54 |
38 |
16 |
36 |
зачет |
ГМУ |
среднее |
80 |
54 |
38 |
16 |
26 |
экзамен |
Заочное отделение
Специаль- |
Базовое |
Всего |
Ауд. |
Лекции |
Сем., |
СРС |
Форма |
|
ность |
образование |
практ. |
отчетности |
|||||
|
Высшее, |
|
|
|
|
|
|
|
БУ, ФК, Ю |
ср. профес. |
90 |
10 |
8 |
2 |
80 |
зачет |
|
|
среднее |
|
|
|
|
|
|
|
ГМУ |
Высшее, |
80 |
10 |
8 |
2 |
70 |
экзамен |
|
ср. профес., |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
ГМУ |
Среднее |
80 |
16 |
14 |
2 |
64 |
экзамен |
|
|
Высшее, |
|
|
|
|
|
|
|
НЭ |
ср. профес. |
135 |
14 |
12 |
2 |
121 |
зачет |
|
|
среднее |
|
|
|
|
|
|
Небольшой объем аудиторных занятий предполагает необходимость самостоятельной работы в межсессионный период в соответствии с тематическим планом изучения курса.
2.3.Тематический план учебной дисциплины
Специальности ФК Очная форма обучения
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
2 |
— |
2 |
4 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
2 |
— |
2 |
4 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
4 |
2 |
4 |
10 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
8 |
2 |
8 |
18 |
7
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
4 |
— |
4 |
8 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
2 |
— |
4 |
6 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
4 |
— |
6 |
10 |
|
Итого по разделу |
12 |
2 |
16 |
30 |
|
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
6 |
4 |
4 |
14 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
6 |
4 |
4 |
14 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
6 |
4 |
4 |
14 |
|
Итого по разделу |
18 |
12 |
12 |
42 |
|
Всего по дисциплине |
38 |
16 |
36 |
90 |
|
Специальности ГМУ |
|
|
|
|
|
Очное форма обучения |
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
2 |
— |
2 |
4 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
2 |
— |
2 |
4 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
4 |
2 |
4 |
10 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
8 |
2 |
8 |
18 |
|
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
4 |
— |
2 |
6 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
2 |
— |
4 |
6 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
4 |
— |
4 |
8 |
|
Итого по разделу |
12 |
2 |
12 |
26 |
|
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
6 |
4 |
2 |
12 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
6 |
4 |
2 |
12 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
6 |
4 |
2 |
12 |
|
Итого по разделу |
18 |
12 |
6 |
36 |
|
Всего по дисциплине |
38 |
16 |
26 |
80 |
|
Специальности ГМУ |
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (среднее образование) |
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
2 |
— |
6 |
8 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
1 |
1 |
6 |
8 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
4 |
1 |
18 |
23 |
|
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
1 |
— |
4 |
5 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
1 |
|
8 |
9 |
8
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
1 |
— |
8 |
7 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Итого по разделу |
4 |
|
26 |
30 |
|
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
2 |
|
6 |
8 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
2 |
1 |
8 |
11 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
2 |
|
6 |
8 |
|
Итого по разделу |
6 |
1 |
20 |
27 |
|
Всего по дисциплине |
14 |
2 |
64 |
80 |
|
Специальности ГМУ |
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения |
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
1 |
— |
8 |
9 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
1 |
1 |
8 |
10 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
3 |
1 |
22 |
26 |
|
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
|
— |
6 |
6 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
1 |
|
8 |
9 |
|
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
|
— |
8 |
8 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Итого по разделу |
2 |
|
28 |
30 |
|
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
1 |
|
6 |
7 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
1 |
1 |
8 |
10 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
1 |
|
6 |
7 |
|
Итого по разделу |
3 |
1 |
20 |
24 |
|
Всего по дисциплине |
8 |
2 |
70 |
80 |
|
Специальности БУ,ФК,Ю |
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения |
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
1 |
— |
8 |
9 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
1 |
— |
8 |
9 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
1 |
1 |
10 |
12 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
3 |
1 |
26 |
30 |
|
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
1 |
|
8 |
9 |
|
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
|
— |
8 |
8 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
1 |
— |
6 |
7 |
|
Итого по разделу |
3 |
|
28 |
31 |
9
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
1 |
|
8 |
9 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
|
1 |
10 |
11 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
1 |
|
8 |
9 |
|
Итого по разделу |
2 |
1 |
26 |
29 |
|
Всего по дисциплине |
8 |
2 |
80 |
90 |
|
Специальность НЭ |
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения |
|
|
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Лек- |
Прак- |
Сам. |
Всего |
|
ции |
тикум |
работа |
часов |
||
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1. Природа общения |
|
|
|
||
Тема 1.1. Сущность и цели делового общения |
2 |
— |
10 |
12 |
|
Тема 1.2. Переменные коммуникативного процесса |
1 |
— |
10 |
11 |
|
Тема 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их |
1 |
— |
12 |
13 |
|
преодоления |
|||||
|
|
|
|
||
Итого по разделу |
4 |
|
32 |
36 |
|
Раздел 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности |
|||||
Тема 2.1. Трансактный анализ общения |
1 |
— |
12 |
13 |
|
Тема 2.2. Техники слушания в деловом общении |
1 |
1 |
10 |
12 |
|
Тема 2.3. Техника постановки вопросов и ответов |
1 |
— |
10 |
11 |
|
Тема 2.4. Невербальные средства коммуникации |
1 |
— |
16 |
17 |
|
Итого по разделу |
4 |
1 |
48 |
53 |
|
Раздел 3. Формы устных коммуникаций |
|
|
|||
Тема 3.1. Публичное выступление |
2 |
— |
15 |
17 |
|
Тема 3.2. Деловое совещание |
1 |
— |
12 |
13 |
|
Тема 3.3. Деловые переговоры |
1 |
1 |
14 |
16 |
|
Итого по разделу |
4 |
1 |
41 |
46 |
|
Всего по дисциплине |
12 |
2 |
121 |
135 |
2.4. Содержание лекционного курса Раздел 1. ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 1.1. Сущность и цели делового общения
Роль общения в современной жизни. Общение как социальнопсихологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Вербальные и невербальные средства общения. Задачи и функции общения.
Литература
2.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
3.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
4.Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – Новосибирск: НГАЭиУ; 1997.
10
РПУД Психология делового общения — Стр 2
5.Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.
6.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1990.
ТЕМА 1.2. Переменные коммуникативного процесса
Общение как процесс. Элементы коммуникативного процесса: коммуникатор, кодирование, сообщение, среда, расшифровка, получатель, обратная связь. Направления коммуникативного процесса.
Литература
1.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, 1996.
2.Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М.
2001.
3.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
4.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
5.Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М.: Знание, 1988.
6.Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. (Методическое пособие для менеджера).
– М.: НТК «Менеджер», 1989.
ТЕМА 1.3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
Коммуникативные барьеры. Прошлый опыт. Селективное восприятие. Ценностные суждения. Достоверность источника. Семантические проблемы. Внутригрупповой язык. Различия в статусе. Поведение на дистанции. Недостаток времени. Коммуникативная перегрузка. Улучшение общения в организации.
Литература
1.Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М.
2001.
2.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
3.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
4.Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – Новосибирск: НГАЭиУ; 1997.
5.Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. (Методическое пособие для менеджера).
– М.: НТК «Менеджер», 1989.
6.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… — Минск.: Выш. шк.,
1986.
7.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1990.
Раздел 2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 2.1. Трансактный анализ общения
11
Литература
1.Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск.: Выш. шк., 1996.
2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, 1996.
3.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
4.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
ТЕМА 2.2. Техники слушания в деловом общении
Сущность профессионального слушания. Роль слушания в деловом общении. Техника пассивного слушания: правила возможности применения. Техники пассивного слушания: прояснение, перефразирование, эмпатия, выражение сопереживания. Правила и возможности использования техник активного слушания. Техника
Литература
1.Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск.: Выш. шк., 1996.
2.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело ЛТД, 1993.
3.Мелибруда Е. Я – ТЫ – МЫ. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
4.Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Дело, 1998.
5.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
6.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1990.
7.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
8.Филонович С.Р. Управление развитием организации: Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. Лидерство и практические навыки менеджера. –
М.: ГУУ, 2000.
ТЕМА 2.3. Техника постановки вопросов и ответов
Вопросы и их классификация. Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов. Закрытые вопросы. Открытые вопросы. Альтернативные вопросы. Наводящие вопросы. Обоснованные вопросы. Вопросы на уточнение.
Литература
1.Крижанская Ю.С., Третьяков В.Ф. Грамматика общения. – Л.: ЛГУ, 1990.
2.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело ЛТД, 1993.
12
3.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
4.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
5.Филонович С.Р. Управление развитием организации: Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. Лидерство и практические навыки менеджера. –
М.: ГУУ, 2000.
6.Шнаппауф Рудольф А. Практика продаж. Справочное пособие по всем ситуациям в сбыте. – М.: Интерэкспорт, 2000.
ТЕМА 2.4. Невербальные средства общения
Экспрессивное поведение собеседника. Законы доверия. Средства Невербальной коммуникации. Кинесика. Просодика и экстралингвистика. Такесика. Проксемика.
Литература
1.Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Дело, 1998.
2.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
3.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992.
4.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
5.Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт, 1996.
6.Филонович С.Р. Управление развитием организации: Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. Лидерство и практические навыки менеджера. –
М.: ГУУ, 2000.
13
Раздел 3. ФОРМЫ УСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ТЕМА 3.1. Публичное выступление
Подготовка выступления. Цель, аудитория. Основная часть: центральная идея, подтверждающие материалы, последовательность. Введение и заключение. Представление речи. Ответы на вопросы после выступления. Психологическая подготовка к выступлению.
Литература
1.Крижанская Ю.С., Третьяков В.Ф. Грамматика общения. – Л.: ЛГУ, 1990.
2.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело ЛТД, 1993.
3.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.:
4.Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. (Методическое пособие для менеджера).
– М.: НТК «Менеджер», 1989.
5.Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М.
2001.
6.Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2002.
7.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
8.Филонович С.Р. Управление развитием организации: Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. Лидерство и практические навыки менеджера. –
М.: ГУУ, 2000.
9.Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М.: Класс, 1996.
ТЕМА 3.2. Деловое совещание
Роль совещаний в профессиональной деятельности. Дни время проведения совещаний. Участники совещаний. Повестка дня и длительность совещания. Подготовка ведущего совещания. Подготовка помещения. Проведение совещания. Руководство дискуссией. Роль регламента. Использование ортехники. Принятие решения и протокол организация выполнений решений.
Литература
1.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело ЛТД, 1993.
2.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.:
3.Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. (Методическое пособие для менеджера).
– М.: НТК «Менеджер», 1989.
4.Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М.
5.Мелибруда Е. Я – ТЫ – МЫ. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
6.Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2002.
14
7.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
8.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
ТЕМА 3.3. Деловые переговоры
Переговоры как вид делового общения. Позиции участников переговоров. Принципиальное ведение переговоров (Гарвардский метод).
Позиционный торг. Манипулятивное воздействие в переговорном процессе. Стратегии противостояния манипуляции. Меры контрманипулирования. Подготовка переговоров. Проведение переговоров. Анализ результатов переговоров.
Литература
1.Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело ЛТД, 1993 Гришина Н.В. Давайте договоримся. – СПб.: Питер, 1992.
2.Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей).
–
3.Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. (Методическое пособие для менеджера).
– М.: НТК «Менеджер», 1989.
4.Мелибруда Е. Я – ТЫ – МЫ. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
5.Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Дело, 1998.
6.Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2002.
7.Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – Новосибирск: НГАЭиУ; 1997.
2.5. Планы семинарских и практических занятий
Практическое занятие 1. Природа общения. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
Цель занятия: изучение действия коммуникативных барьеров в процессе межличностного общения.
Задачи.
1.Выявить влияние коммуникативных барьеров на процесс передачи информации.
2.Развить умение оценивать собственные коммуникативные качества и коммуникативные качества собеседника.
3.Развить наблюдательность в процессе межличностного общения.
Упражнения «Водоросли», «Любезный, свободный, ответственный», «Глухой телефон» из
15
Литература
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – Минск.: Новое издание, 2001.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. –
Практическое занятие 2. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности. Техники слушания в деловом общении.
Цель занятия: изучение основных приемов рефлексивного (активного) слушания.
Задачи.
1.Отработка навыков рефлексивного (активного) слушания.
2.Развитие эмпатии и рефлексии.
Упражнения «Активное слушание», «Эмпатийное слушание», «Все равно ты молодец, потому что…», «Сильные стороны» из
ЮУрГУ, 2003, С,
Литература
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – Минск: Новое издание, 2001.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, 1996.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В,. Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
Филонович С.Р. Управление развитием организации: Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.:
ГУУ, 2000.
Практическое занятие
Цель занятия: изучить приемы привлечения внимания и установления контакта со слушателями в начале публичного выступления.
Задачи.
1.Научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.
2.Развить умение:
установления эмоционального контакта с разными категориями слушателей;
начинать и заканчивать выступление.
16
Тренировочные упражнения по отработке умений приветствовать аудиторию, начинать и заканчивать выступление, определять цель и главную идею, отвечать на вопросы, обсуждение выступлений из
ЮУрГУ, 2003, С.
Литература
1.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – Минск: Новое издание, 2001.
2.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
3.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. –
Практическое занятие
Цель занятия: изучение основных аспектов проведения дискуссии.
Задачи.
1.Формирование навыков эффективной коммуникации: выражать мысли вслух, внимательно слушать партнера, аргументировано вести полемику, формулировать и задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы и т.п.
2.Развитие навыков саморегуляции участников дискуссии.
3.Развитие эмпатии и рефлексии.
Упражнения «Ролевая структура», «Правила ведения дискуссии», деловая игра «Совещание на тему «С чего начинать свое дело?» из учебносправочного пособия Иоголевич Н.И., Мошкина Л.Д. Психология коммуникаций.
– Челябинск, ЮУрГУ, 2003, С.
Литература
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – Минск.: Новое издание, 2001.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб: Питер, 2001.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, 2003. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:
17
Практическое занятие
Цель занятия: изучить индивидуальные различия в стиле ведения переговоров.
Задачи.
1.Формирование навыков эффективной коммуникации: выражать мысли вслух, внимательно слушать партнера, аргументированно вести полемику, формулировать и задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы и т.п.
2.Развитие умения отстаивать свои интересы (целеполагания) во время обсуждения разногласий.
3.Развитие навыков саморегуляции в процессе переговоров.
Один из тренингов ведения переговоров (на выбор) из
ЮУрГУ, 2003, С.
Литература
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб: Питер, 2001.
Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. – М.: Институт Психотерапии, 2001.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, 2003. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь,
2001.
2.7. Требования и примерные темы рефератов Методические указания по подготовке рефератов:
Реферат по курсу «Психология делового общения» необходимый элемент самостоятельной работы студентов, и является обязательным для допуска к зачету
Работа должна быть посвящена углубленному анализу одной из изучаемых тем, причем важно обратить внимание на прикладной аспект выбранной тематики, то есть теоретический материал необходимо подкреплять экспериментальными данными, практическими ситуациями, примерами.
Содержание реферата ни в коем случае не должно воспроизводить или повторять содержание соответствующей лекции или глав учебника, а должно являться их продолжением и развитием. Выбирая тему реферата, исходите из своих личных научных интересов и потребностей, а также из реальных возможностей найти и получить соответствующую литературу. Поощряются творчество в выборе темы реферата и самостоятельный поиск соответствующей литературы, при этом все же выбранная тема по содержанию не должна выходить за рамки учебного курса «Психология делового общения». Рефераты по иной тематике не засчитываются.
18
Собирая материал по выбранной теме, целесообразно делать выписки, заметки нужной информации. После того, как нужный материал будет собран, структурируйте его и напишите план. Его помещают на второй странице сразу после титульного листа под названием «Содержание».
Реферат должен состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.
Введение начинается с третьей страницы и должно освещать следующие вопросы:
Актуальность выбранной проблемы.
Постановка проблемы, освещаемой в основной части реферата. Формулировка темы реферата.
Определение цели и задач данной работы.
Материал основной части целесообразно разделить на три примерно равные по объему части, но при этом в плане желательно отразить внутреннюю структуру каждой части, т.е. выделить в пунктах плана подпункты. Эти части должны иметь названия, зафиксированные в «Содержании» с отметкой соответствующей страницы, с которой начинается данная часть материала. Материал должен быть изложен строго по плану.
Восновной части реферата излагается предмет, которому посвящена тема работы. Она должна быть построена связно, последовательно раскрывая основные вопросы, касающиеся предмета исследования. Желательно, чтобы конкретные примеры, иллюстрирующие теоретический материал, представляли российский опыт.
После определений, раскрытия научных теорий, приведения статистических данных, необходимо делать ссылки на первоисточники сразу по тексту, после приведения соответствующей информации. Ссылку помещают в квадратные скобки, в которых стоит число, означающее порядковый номер данного источника в общем списке используемой литературы. Если Вы приводите цитату, то после номера первоисточника, необходимо указывать номер страницы, с которой взята данная цитата.
В«Заключении» необходимо обобщить информацию, изложенную в основной части; сделать выводы, возможно, предложить свои рекомендации по улучшению тех или иных технологий и техник коммуникаций.
Список используемой литературы, оформленный в соответствии с существующими библиографическими стандартами, в алфавитном порядке помещается в конце реферата под названием «Список литературы».
Для написания реферата необходимо использовать материал
Монография– книга, посвященная какой либо психологической теме и отличающаяся полнотой и системностью изложения материала. В целом для подготовки реферата должно быть использовано не менее пяти литературных источников.
Общий объем реферата не должен быть менее 25 листов рукописного текста (написанного разборчивым почерком) или 20 страниц машинописного текста (через
19
Примерные темы рефератов
1.Виды общения у животных.
2.Виды общения у человека.
3.Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
4.Деятельность и общение.
5.Общение как обмен информацией.
6.Общение как взаимодействие.
7.Социальная перцепция.
8.Как создать и сохранить собственный имидж.
9.Психолингвистическая модель речевого воздействия.
10.Радио- и телевизионная речь как вид общения.
11.Особенности общения по радио и телевидению.
12.Стратегия письменных коммуникаций.
13.Технологии внушения в бизнесе.
14.Агрессивность в межличностных отношениях.
15.Психологические способы воздействия в процессе общения.
16.Психологические аспекты технологии продаж.
17.Стратегии и тактики ведения переговоров.
18.Самопрезентация.
19.Как убедить собеседника в своей правоте.
20. Психология манипуляций.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
2.8.Темы для самостоятельного изучения
1.Предмет науки кинесики, ее проблематика.
2.Практическое назначение науки кинесики.
3.Язык пространства, вторжение в чужое пространство.
4.Пространство и личность.
5.Маски людей.
6.Мир прикосновений.
7.Безмолвный язык любви.
8.Позиции, пункты, позы.
9.Жесты рук и их декодирование.
10.Как понять иностранца без слов.
11.Информация подмигивания и кивков.
12.Кинесические особенности невербального общения.
13.Жесты и их разновидности.
14.Мимика в практике взаимодействия.
15.Проксемические особенности (дистанция) человека.
16.Размещение участников общения в условиях рабочего кабинета.
17.Визуальный контакт.
18.Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия.
19.Паралингвистические особенности невербального контакта.
20.Полисенсорная природа невербального контакта в кинесике.
20
РПУД Психология делового общения — Стр 3
21.
22.Хеморецепция как невербальная экстралингвистическая коммуникация.
23.Позы, позиции, пространство животных.
24.Кинесический портрет человека по особенностям его голоса.
25.«Детектор лжи» поведения человека как отображение невербальных смыслов.
2.9.Перечень вопросов для подготовки к зачету
1.Сущность и цели делового общения. Понятие «общение».
2.Соотношение понятий «коммуникация» и «общение».
3.Вербальные и невербальные средства общения. Задачи общения.
4.Виды общения. Роль общения в профессиональной деятельности.
5.Стороны общения. Функции общения.
6.Общение как процесс. Модель общения. Направления коммуникативного процесса.
7.Коммуникативные барьеры. Улучшение общения в организации.
8.Трансактный анализ общения.
9.Профессиональное слушание. Техника пассивного слушания.
10.Техники активного слушания: Схема
11.Вопросы и их классификация. Основные критерии классификации вопросов.
12.Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.
13.Виды и правила формулирования ответов. виды ответов. Правила формулирования ответа.
14.Невербальные средства коммуникации. Законы доверия.
15.Средства невербальной коммуникации. Кинесика.
16.Просодика и экстралингвистика.
17.Средства невербальной коммуникации. Такесика. Проксемика.
18.Публичное выступление. Подготовка выступления. Ответы на вопросы после выступления.
19.Публичное выступление. Представление речи. Психологическая подготовка к выступлению.
20.Деловое совещание. Классификация совещаний.
21.Подготовка совещаний. Проведение совещания. Организация выполнения решений.
22.Деловые переговоры. Позиции участников переговоров.
23.Сущность принципиального ведения переговоров (гарвардский метод).
Позиционный торг.
24.Манипулятивное воздействие в переговорном процессе. Стратегии противостояния манипуляции. Меры контрманипуирования.
25.Подготовка переговоров. Проведение переговоров. Анализ результатов переговоров.
Программа обсуждена и утверждена в протоколе № 11 от 24.06.2010
21