Психология профессионального образования

ПРОГРАММА

Государственного экзамена по

Психологии профессионального образования

Для студентов всех форм обучения

Специальности 50 706.65 Педагогика и психология

(31 000)

Екатеринбург 2010

Программа государственного экзамена по психологии профессионального образования для студентов всех форм обучения специальности 50 706.65 Педагогика и психология. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 25 с.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом специальности 50 706.65 Педагогика и психология.

Составители: профессор кафедры педагогической психологии, кандидат педагогических наук О.Н. Шахматова, доцент кафедры педагогической психологии, кандидат психологических наук И.В. Воробьева.

Рецензенты: директор Института психологии, доктор психологических наук, профессор С.А. Минюрова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Н.О. Садовникова.

Программа обсуждена на заседании кафедры педагогической психологии 10.02.2010. Протокол № 6.

Заведующий кафедрой _____________________ О.Н. Шахматова

Программа одобрена методической комиссией факультета психологии РГППУ «10» февраля 2010 г. Протокол № 6.

Председатель методической

комиссии ИПс ___________________ Н.О. Садовникова

Программа рекомендована к печати учебно-методическим советом «17» марта 2010 г. Протокол № 6

Председатель учебно-методического

Совета РГППУ _____________________ В.Б. Полуянов

© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 20101.

Психология профессионального образования

Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, воспитательной деятельности, способствующей личностному, нравственному и социальному развитию обучающихся.

7 стр., 3231 слов

Кафедра Гуманитарных наук

... Неэкспериментальные методы. Неэкспериментальные методы изучения психологии профессиональной деятельности оцениваются как наиболее надежные, ... кафедре _______________________ ___________ ________ (Ф.И.О.) (подпись) (дата) Минск 2013 Содержание 1 Методы исследования в психологии ... И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального ...

Будущий специалист — выпускник Российского государственного профессионально-педагогического университета подготовлен для работы в образовательных учреждениях преимущественно начального профессионального образования. В его профессиональные функции входит: формирование оптимальных условий социализации и развитие общей и психологической культуры личности, осознанного выбора и освоения образовательных программ; охрана прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; гармонизация социальной сферы образовательного учреждения; разработка развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом особенностей личности; психологическая диагностика различного профиля и предназначения и необходимая психолого-педагогическая коррекция; осуществление психологической поддержки творчески одаренных учащихся.

Государственный экзамен для аттестации знаний студентов, обучающихся специальности 50 706.65 Педагогика и психология (31 000), носит интегративный характер. Этому требованию наиболее соответствует такая дисциплина, как «Психология профессионального образования». Ее теоретической основой являются «Общая психология», а также отрасли психологической науки — «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психологическая служба в образовании».

Предметом психологии профессионального образования являются психологические закономерности обучения и воспитания, а также психология деятельности и личности педагога. Отличительной особенностью профессионального образования от общего является ориентация на профессию. Отсюда следуют принципиально новые задачи исследования профессионального становления личности: формирование профессиональных намерений, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация и мастерство.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами и т.д. (ПК-9); способен обсуждать профессиональные ... круга покупателей Тематика рефератов Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как ...

Педагогический процесс в общеобразовательной и профессиональной школе существенно отличаются по своей направленности, содержанию образования, применяемым технологиям обучения. Отличия предмета и объекта педагогической психологии и психологии профобразования обуславливают правомерность их дифференциации.

Психология профобразования как отрасль психологической науки является содержательной основой проектирования аналогичной учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, психология профобразования призвана сформировать у будущих педагогов профессиональной школы психологические знания и умения, а также качества, необходимые для продуктивного выполнения педагогической деятельности.

Профессиональное образование характеризуется многовероятными событиями уникальными по своему сценарию, психологическим характеристикам участников, времени прохождения и эмоциональному переживанию. Поэтому содержание курса «Психология профобразования» представляет собой интеграцию научных и опытно-практических знаний.

Цель государственного экзамена— определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Задачи государственного экзамена:

· актуализировать у студентов знания и умения необходимые для продуктивного выполнения профессиональной деятельности педагога-психолога;

· интегрировать содержания психолого-педагогических дисциплин и профессионально ориентированного опыта будущего педагога-психолога;

· стимулировать самостоятельный поиск путей решения психолого-педагогических задач с опорой на ведущие теоретико-методологические подходы;

· сформировать основу для процесса дальнейшего профессионального развития самосовершенствования;

· способствовать развитию психологической культуры и самореализации студентов в будущей профессиональной деятельности.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... другие. Развитие воли: Упражнение, Самодисциплина, Добрые привычки, Значение принципов в деле выработки воли, Религия, как источник этих принципов. 13.Психические состояния и образования. ... психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, содержание, структура Психика ( ...

Государственный экзамен является одним из этапов государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. Прием государственного экзамена осуществляет комиссия из 5−6 человек, председатель комиссии — приглашенный представитель внешней органзации. На подготовку студентам выделяется 1 астрономический час (60 минут), после чего они должны раскрыть 2 вопроса, поставленных в билете. Вопросы в билетах государственного экзамена формулируются на основании представленной программы.

Содержание дисциплины

Наименование тем и их содержание

Методологические проблемы психологии

Определение методологии науки. Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии. Взаимосвязь предмета и метода. Понятие метода в узком и широком смысле. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Понятие методологического подхода. Функции методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.

Основные принципы психологии

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического. Конкретизация философского принципа детерминизма в частно-научных положениях об общественно-исторической обусловленности психики (принцип историзма); об отражательной природе психики (принцип отражения); о роли внутренних детерминант (принцип активности) и др.

Принцип развития в психологии. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов в уровни и др. Иллюстрация общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики. Сущность генетического метода в психологии.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы ... взаимоотношения с др. людьми. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психология – это наука, изучающая факторы, ... способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности). Наблюдение – один из основных методов сбора ...

Предпосылки возникновения системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др. Уровни системного описания объекта. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальт-психологии, принцип системного строения высших психических функций (Л.С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже), и др. Системный характер научного психологического знания и понимание самой психики как системного качества. Деятельность как система. Условия целесообразности и плодотворности применения системного подхода в психологии.

Предмет и методы психологии профессионального образования

Краткая история становления психологии профобразования. Вопросы психологии профобразования в трудах отечественных и зарубежных психологов. Психология профобразования как новая отрасль отечественной психологической науки и как учебная дисциплина. Задачи психологии профессионального образования. Ее связи с другими психологическими дисциплинами.

Методы исследования

Понятие «метода научного исследования». Классификация методов исследования. Исследование и диагностика. Классификация методов исследования психологии профессионального образования. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос и его виды. Наблюдение. Эксперимент и его виды. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности. Неэкспериментальные (профконсультационная беседа, профессиональное наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); экспериментальные (лабораторный, констатирующий и формирующий эксперимент); диагностирующие (тесты профотбора и определение профпригодности, тесты профессиональной мотивации и достижений, профессионально-ориентированные опросники и др.) Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте: формируется осознание необходимости ... объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само ...

Требования к методикам и пользователям. Требования к методикам. Определение цели, цели и области применения методики. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных. Задание процедуры проведения диагностики в виде однозначного алгоритма. Включение в обработку статистически обоснованного метода подсчета и стандартизации тестового балла. Проверка надежности и валидности в заданной области применения.

Этические нормы психодиагностической деятельности. Соблюдение международных профессионально-этических стандартов, принятых в психодиагностической работе: 1) ответственности, 2) компетентности, 3) этической и юридической правомочности, 4) квалифицированной пропаганды психологии, 5) конфиденциальности, 6) благополучия клиента, 7) профессиональной кооперации, 8) морально-позитивного эффекта исследования.

Возрастные особенности становления личности

Теории психического развития. Становление личности в онтогенезе. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Факторы, детерминирующие психическое развитие. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности. Характеристика процесса присвоения общественно-исторического опыта. Условия присвоения общественно-исторического «опыта: адекватная активность ребенка в общении со взрослым. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.

Психическое развитие в младенчестве. Психическое развитие в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология ранней юности. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога. Основные новообразования каждого возраста.

11 стр., 5301 слов

15) Особенности развития и основные психологические новообразования дошкольного возрастного периода

... психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития ... таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность. Особенности развития и основные психологические новообразования ...

Психология подростка. Социальная ситуация развития подростка. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Формирование личности подростка: самооценка, идентичность потребностей и уровня притязаний. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. «Чувство взрослости». Особенности развития характера. Дружба. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения. Психологические особенности учебной деятельности. Развитие познавательных процессов, формирование профессиональных интересов, трудности выбора подростком профессии.

Психология ранней юности. Социальная ситуация развития. Особенности учебно-профессиональной деятельности. Интеллектуальное развитие. Нравственное самоопределение. Профессиональная направленность как ведущее новообразование личности. Профессиональное самоопределение. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

Цели и задачи профориентационной работы. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.

Формирование личности в профессиональной школе. Интеллектуальное развитие. Повышение уровня самостоятельности и взрослости. Потребность в самоутверждении и самовыражении. Ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни девушек и юношей. Формирование воли. Развитие нравственности, этических и эстетических взглядов.

Формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Жизненные планы выпускников профессиональной школы. Профессиональная адаптация молодых специалистов.

Психологические особенности учащихся с отклонениями в психологическом развитии. Норма и отклонения в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Общее понятие о патологии в психическом развитии учащихся и ее причины. «Аномальный ребенок» и особенности его развития. Дизонтогенез. Учащиеся с нарушениями функций слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Психопатии и акцентуации характера. Психологические особенности асоциального поведения и механизмы коррекции. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Государственная система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

Психология молодости. Особенности социальной ситуации развития, социальная и профессиональная активность. Психологические аспекты профессионализации личности.

Психология зрелого возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Особенности интеллектуального развития. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Особенности сверхнормативной профессиональной активности; вершинные достижения профессионализма. Профессиональные деструкции личности: стагнация и деформации. Пути их преодоления.

Геронтопсихология. Понятие геронтогенеза. Биохимические и функциональные изменения в организме человека. Особенности речемыслительной функции в пожилом возрасте. Роль трудовой профессиональной деятельности. Творческая деятельность как фактор противостоящий инволюционному процессу. Психологические особенности пожилого возраста и старчества: основные потребности, ведущая деятельность и психологические новообразования.

Социальная психология личности и группы

Социально-профессиональные характеристики личности

Методологические предпосылки представлений о личности. Многозначность понятия личности в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности. Предварительные представления о структуре личности. Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Понятие социализации. Социализация и адаптация. Необходимость комплексного подхода к исследованию процесса социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона. Трактовка закономерностей социализации в трансактном анализе Э. Берна. Общая характеристика методов психодиагностики и коррекции личности на различных этапах социализации.

Психологические механизмы регуляции социально-профессионального поведения личности. Потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки и их роль в психологической регуляции социального и профессионального поведения личности. Идеалы. Социальные установки личности. Традиции и этапы изучения социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (феномен Лапьера).

Объяснительные возможности понятия аттитюдов в интерпретации регуляции профессионального поведения.

Малая группа: основные параметры и структуры. Дефиниции малой группы. Классификация малых групп. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой. Социально-психологические особенности малой группы и межличностный отношений. Методы исследования групповых феноменов. Проблема нормообразования в группе (М. Шериф, Т. Ньюком и др.).

Феномены межгруппового взаимодействия. Воздействие в процессе общения. Способы и механизмы группового воздействия. Характеристики, отражающие положение личности в группе. Ролевой конфликт личности.

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Межличностные отношения. Вербальная и невербальная коммуникация. Структура речевого поведения. Межличностное восприятие и взаимопонимание. Структура и механизмы взаимопонимания. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности.

Учет индивидуальных свойств темперамента в педагогическом общении и межличностном взаимодействии. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Современные представления о типах высшей нервной деятельности человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Я. Стреляу).

Индивидуально психологические свойства личности, способствующие позитивному общению: толернатность, эмпатия, аттракция, ассертивность и др.

Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений.

Психология профессионального обучения

Сущность процесса обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Виды обучения: традиционное, проблемное, коррекционное, программированное. Психологические основы развивающего обучения. Мотивы учения. Мотивы учебно-профессиональной деятельности. История и современное состояние психологии мотивационных процессов. Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Историческая природа потребностей человека. Онтогенетическое и ситуативное развитие мотивации. Мотивы и установки. Основные подходы к изучению мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации. Особенности эстетической и нравственной мотивации, их развитие в онтогенезе. Результаты исследований мотивации труда и учебной деятельности. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффилиации, помощи, власти, агрессии.

Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Явления научения и учения. Учебная деятельность. Психология учебно-профессиональной деятельности. Соотношение обучения и воспитания.

Условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения.

Ощущение и восприятие. Психология внимания. Внимание. Общие представления о внимании. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями и процессами. Виды внимания. Непроизвольное (первичное) внимание. Поисковый и исследовательский виды деятельности — формы непроизвольного внимания. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание.

Произвольное (вторичное) внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, психологические механизмы произвольного внимания. Усилие при произвольном внимании. Опосредствованный характер произвольного внимания. Организация произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Практическое, педагогическое значение послепроизвольного внимания.

Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на равные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Внимание и деятельность. Внимание — важнейшее условие любой деятельности. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение и внимание. Рассеянность и способы ее преодоления.

Психология памяти. Память.Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и личность.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.

Непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко).

Влияние характера материала (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала) на процесс запоминания. Роль упражнения. Влияние уровня научения на эффективность запоминания.

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в запоминании. Отношение субъекта к задаче. Эффект В. Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память.

Забывание. Изменение объема памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проективное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действие (летотехника).

Возрастные особенности взаимосвязи генетических форм памяти. Пути развития генетически различных форм памяти.

Мышление. Понятие о мышлении. Мышление и познание. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление как самостоятельная деятельность. Общефилософские основы исследований мышления.

Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Проблемы понятийного мышления. Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Специфика психологического изучения понятий Основные линии формирования понятий; описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Сравнение научных и житейских понятий и путей их развития.

Особенности теоретического и эмпирическою мышления. Диалектическое мышление как наиболее сложная форма теоретического мышления. Практический и теоретический интеллект. Логическое и интуитивное мышление. Произвольное и не произвольное мышление. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления.

Техническое мышление, его структура, особенности и пути формирования. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обучаемости и специальности.

Когнитивная психология. Познание и отражение. Опосредование в познавательной деятельности. Методы исследования познавательных процессов.

Общая характеристика эмоциональных процессов. Эмоции и чувства. Общая характеристика психологии эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Соотношение эмоций с процессами познания. Предметность эмоций.

Функции эмоций. Зависимость решения этого вопроса от принятого критерия эмоционального. Функции оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы.

Динамика эмоций и закономерности протекания эмоционального процесса. Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Проблема устойчивых эмоциональных состояний, их экспериментальное изучение. Понятие стресса в биологии и психологии (Г. Селье).

Психология воли. Воля и произвольность.Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и отдельных действиях.

Психологические механизмы волевой регуляции. Роль различных психологических процессов в волевой регуляции.

Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли.

Активное социально-психологическое обучение. Виды активного обучения. Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Методы психологического воздействия. Эффекты воздействия.

Тренинговые формы деятельности педагога-психолога. Виды тренинга. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Социально-психологический тренинг сензитивности. Психолого-педагогический тренинг. Использование различных видов тренинга. Этапы тренинга. Технология построения и ведения.

Концентрированное обучение. Цель концентрированного обучения, сущность концентрированного обучения. Структура концентрированного обучения. Модели реализации концентрированного обучения. Методическое обеспечение концентрированного обучения.

Стимулирование творчества активными методами обучения. Технология и эффекты групповой дискуссии.

Игровые технологии обучения: ролевая учебная играя, имитационно-моделирующая игра, деловая и оргдеятельностная игра. Сущность, характерные черты игровой ситуации в профессиональном обучении. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.

Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога.

Психологическая служба. Деятельность психолога в системе образования. Психологическая служба, ее цели и задачи. Роль психологической службы в образовании. Основные направления деятельности психологической службы. Специфика и содержание деятельности психологической службы в системе образования. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Направления деятельности педагога-психолога. Виды психологической помощи: психопрофилактика, психодиагностика, психологическое просвещение, психологическая консультация, психотерапия. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. Документация психологической службы. Специализированные психологические службы.

Психологическое консультирование. Теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техники и методы консультирования. Этика практического психолога. Личностно-деятельностный подход как методологическая основа психологического консультирования. Профессиональная позиция и опыт профконсультанта. Психологическое интервью. Групповые и индивидуальные формы работы. Индивидуальная профконсультация в условиях выбора профессии.

Психолого-педагогическая коррекция. Теоретические основы и основные направления психолого-педагогической коррекции. Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции: психодинамическое, поведенческое, когнитивное, трансактное и гештальт-направление. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции. Психокоррекционная программа и принципы ее построения. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.

Литература

Основная

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов [Гриф МО РФ]. М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с.

Общая психология. Учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. М.: Академический Проект, 2009. 288 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [Гриф УМО]. М.: «Академия», 2007. 240 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология [Гриф МО РФ]. М.: Логос-М, 2008. 384 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Учебник для вузов [Гриф УМО]. М.: Гардарики, 2009. 360 с.

Дополнительная

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: «Академия», 1994. 237 с.

Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. М.: ВЛАДОС, 2008. 315 с.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во МПСИ, 2008. 432 с.

Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009. 688 с.

Асмолов А.Г. Психология личности: Ученик. М.: «Речь», 1990. 367 с.

Безличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Смысл», 1994. 222 с.

Беспалько В.П. Педагогика и профессиональноные технологии обучения. М.: Наука, 1995. 336 с.

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: «Академия», 1995. 64 с.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2000. 448 с.

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: «Социально-психологический центр», 1994. 316 с.

Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1994. 88 с.

Бухарова Г. Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие [Гриф УМО]. М.: «Академия», 2009. с. 336.

Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Наука, 2000. 152 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учеб. пособие. Свердловск: СИПИ, 1987. 80 с.

Дубровина И.В. Практическая психология в образовании. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 592 с.

Зеер Э.Ф., Гордеева Н.Н., Реньш М.А., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание студентов / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. 56 с.

Изард К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

Ильин В.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

Ильин В.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

Ильин В.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. 784 с.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Академия», 1994. 222 с.

Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Наука, 1984. 480 с.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Логос, 1989. 255 с.

Крайг Г. Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2010. 944 с.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: Питер, 2010. 800 с.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы).

М.: «Дело», 1994. 216 с.

Новиков А.М. Профессиональное образование России. М.: Смысл, 1997. 254 с.

Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Логос, 1994. 272 с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Наука, 2001. 490 с.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. М.-Ростов-на-Дону, 1994. 544 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж: Наука, 1996. 176 с.

Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 584 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розупм С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникас, 1996. 512 с.

Роджерс К. О становлении личности. М.: Логос, 1991. 256 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 720 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2006. 384 с.

Социальная психология /Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. СПб.: Питер, 2004. 767 с.

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Проспект, 1987. 224 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).

СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 541 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector