РП конфликтология 2015 заочка

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

УТВЕРЖДАЮ Ректор НОУ ВПО СИБУП

______________ В.Ф. Забуга «02» __03___2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.39 КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки: 37.03.01 Психология Направленность (профиль, специализация): психология управления; юридическая психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: заочная Кафедра: психологии

г. Красноярск, 2015г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО (ГОС ВПО) по направлению подготовки 37.03.01 Психология

Рабочую программу составил:

доцент кафедры психологии, к.б.н., доцент ВАК, Король Людмила Геннадьевна.

Рабочая програма обсуждена на заседании кафедры психологии __________________

_______________________________________________________________________________

«27» ___02_____2015г., Протокол №_6_

Рабочая программа рассмотрена и одобрена научно-методическимсоветом направления факультета психологии

«02» ___03_____2015г., Протокол №_07_

Председатель НМС: кандидат психологических наук, доцент, Арышева А.П.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Конфликтология» предназначен для изучения студентами, обучающимися по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Для осуществления эффективной профессиональной деятельности психологу необходимо владеть обширным комплексом теоретических знаний и богатым арсеналом конкретных технологий, методов и приѐмов профилактики и разрешения конфликтов. Это позволит будущему бакалавру психологии строить свою работу в зависимости от типа конфликта, его причин и структурно-динамическиххарактеристик, предупреждать возникновение конфликтов, поддерживая благоприятный психологический климат. Для повышения эффективности работы с конфликтами, психологу также необходимо знать и психологические характеристики участников конфликта, особенно индивидуальные характеристики трудных или конфликтных личностей.

8 стр., 3756 слов

Рабочая программа 25

... педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № _1_ ... их результатов; - совершенствование навыков по подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по ... доцент кафедры психологии и педагогики РГСУ Филиал в г. Чебоксары Баранова Э.А., доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и специальной психологии ...

Изучение учебного курса «Конфликтология» помогает распознавать конфликты, раскрывать их природу, приобретать навыки анализа и толкования действий клиента с позиций теорий конфликта, принимать меры для их урегулирования и профилактики. Это дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить оптимальные способы поведения в конфликтных ситуациях, и воздействовать на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

Изложение материала в рамках учебного курса носит проблемно — дискуссионный характер и предполагает обсуждение феномена конфликта с разных позиций, имеющих место в современной научной мысли, а также анализ существующих форм работы с ним с точки зрения их практической применимости и востребованности в практической деятельности психолога.

Изучение курса «Конфликтология» не ограничивается аудиторной работой, посещением студентами лекций и участием в обсуждении проблем на семинарских занятиях. Необходимым условием успешного освоения студентом учебного материала курса является его самостоятельная работа, направленная на ознакомление с научной литературой по темам, указанным в программе, выполнение предложенных заданий, подготовку рефератов.

Промежуточный контроль знаний по завершению изучения курса осуществляется в форме экзамена, до сдачи которого допускаются студенты своевременно и успешно прошедшие текущий и рубежный контроль по изучаемым модулям курса. Фонд оценочных средств и критерии оценивания представлены в Приложении 2 настоящей рабочей программы

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении студентов с основными понятиями и закономерностями конфликтологии как отрасли научного знания, современными представлениями о конфликте, его роли и значимости в развитии социума, с практикой управления конфликтами, с выработкой толерантного мышления и поведения.

Задачи:

1.Освоение основных теоретических понятий;

2.Изучение природы и специфики протекания конфликтов различных уровней

3.Выявление структурно-динамическихвзаимосвязей конфликтов;

3.Формирование умения применять психологические знания по конфликтологии на практике (умение наблюдать и анализировать собственное поведение и поведение других людей в условиях конфликта и конфликтной ситуации).

10 стр., 4696 слов

Курс лекций 2 –го курса по дисциплине «Психология»

... изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами. Гуманистическая ... соц.организованной группе Социально психологическая организация малых групп Модификация индивидуального поведения соц.групп Общение как средство соц.взаимодействия Психология боьших соц.групп Психология ...

4.Овладение навыками конструктивного и успешного поведения в условиях конфликта

иего эффективного предупреждения.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Освоение образовательной программы по дисциплине «Конфликтология» способствует достижению следующих результатов образования (РО):

— знания – структуры социального конфликта и динамики его развития; источников и причин возникновения социальных конфликтов; функций социального конфликта в общественном развитии; способов диагностики конфликта, выявления позиций сторон и конфликтной установки; основных способов локализации, нейтрализации, урегулирования и предупреждения социальных конфликтов; последствий различных конфликтов и связанных с ними проблем.

умения теоретические – правильно определять типы социальных конфликтов; анализировать функции конфликта, определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны.

умения практические – точно и полно диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон; умение наблюдать и анализировать собственное поведение и поведение других людей в условиях конфликта и конфликтной ситуации.

навыки — вырабатывать и применять на практике адекватные ситуации стратегии конструктивного поведения в ходе конфликтного взаимодействия; выполнять функции посредника при переговорах конфликтующих сторон, правильно использовать приемы урегулирования и предупреждения конфликтов; использовать методы психологической самозащиты и психологического воздействия на противостоящую сторону, общаться в условиях острого противоборства и экстремальных ситуаций.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

Профессиональных:

ПК-13— способность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

3.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дисциплина «Конфликтология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин и является важной составной частью предметов социально-психологическогоцикла.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание закономерностей развития и функционирования психики, особенностей протекания психических процессов, структурных компонентов и свойств личности, основных условий и факторов развития социальных групп, механизмов социального развития личности и общества, механизмов и факторов социального взаимодействия;

умения находить факторы, влияющие на протекание психических процессов, а также взаимосвязь разных элементов в структуре, выделять факторы и условия социального поведения человека;

владение представлениями о методах и методиках изучения человека и общества.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Общая психология», «Социальная психология» и основой для последующего освоения дисциплин:, «Педагогическая психология», «Психология труда», «Управление человеческими ресурсами», «Организационная психология».

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Виды учебной работы

 

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные занятия.

Всего:

16

16

В том числе:

лекции

6

6

В т.ч. лекции в интерактивной форме

практические занятия, семинары

10

10

В т.ч. практические занятия, семинары в

4

4

интерактивной форме

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Всего:

119

119

В том числе: контрольная работа

10

10

Другие виды самостоятельной работы

109

109

Вид итогового контроля (экзамен)

9

9

4.1 Лекции

 

 

 

Объем

 

 

 

Формы

 

 

Объем

часов в

Тема лекции, кратк6ое

Раздел

инновационного

часов

инновац

содержание

п/п

дисциплины

занятия

 

ионной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форме

 

 

 

 

 

I Общая

 

 

Конфликт

как

социальный

 

1

теория

2

0

феномен. Общие характеристики

 

 

конфликта

 

 

конфликта

 

 

 

 

II

 

 

Конфликты в сферах экономики,

 

2

Особенности

2

0

политики

и

национальных

 

 

конфликтных

отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

III Управление

 

 

 

 

 

 

3

конфликтами и

2

0

Управление

конфликтами и их

 

технологии их

профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

разрешения

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

6

0

 

 

 

 

4.2.Практические занятия

Наименование

Объем

 

 

 

 

Используемая

Тема практического занятия

 

интерактивная форма

п/п

раздела дисциплины

часов

 

 

 

 

 

обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

I Общая

теория

2

Проблема

консенсуса

и

 

 

конфликта

 

конфликта в истории науки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь

 

 

 

 

 

2

II Особенности

2

внутриличностных

 

и

 

 

конфликтных

 

 

межличностных конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ситуаций

 

2

Проблемы

группового

и

Обучение команде

 

 

 

межгруппового взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

 

способов

Обучение

на основе

 

III Управление

2

урегулирования конфликтов

 

опыта,

контекстное

 

 

 

 

 

 

обучение

 

3

конфликтами и

 

 

 

 

 

 

 

Стили и

тактики

ведения

 

 

 

технологии их

 

 

 

 

2

переговоров

в

условиях

 

 

 

разрешения

 

 

 

 

конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

10

В т.ч. в

интерактивной

 

4

 

 

форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.Лабораторные работы – учебным планом не предусмотрены.

4.4.Самостоятельная работа студента

Раздел

Вид СРС

Трудоемкость,

дисциплины

п/п

часов

 

 

 

 

 

I Общая теория

 

Подготовка к терминологическому опросу

12

1

Выполнение заданий для самостоятельной работы 1-2

12

конфликта

 

Подготовка к дискуссии

12

 

 

 

 

Подготовка к терминологическому опросу

13

II Особенности

 

Подбор в периодических изданиях описаний конфликтов в

 

конфликтных

2

различных сферах (в соответствии с темами) и анализ их

18

ситуаций

 

структурных и динамических характеристик

 

 

 

Выполнение заданий для самостоятельной работы 3-11

18

III Управление

 

Подготовка к терминологическому опросу

12

конфликтами и

 

3

 

 

технологии их

Выполнение заданий для самостоятельной работы: 12-16

12

 

разрешения

 

 

 

 

 

4

Подготовка контрольной работы

10

 

 

Итого:

119

4.5.Темы контрольных работ

1.Конфликт как свойство социальных систем;

2.Изменение представлений о сущности конфликта в истории науки;

3.Системные характеристики конфликтов;

4.Роль внутреннего конфликта в формировании личности;

5.Поведение личности в конфликте;

6.Социально-психологическиепроблемы взаимодействия людей в группе;

7.Проблемы межгруппового взаимодействия. Межгрупповые конфликты;

8.Супружеские конфликты: причины и способы разрешения;

9.Конфликты в сфере детско-родительскихотношений;

10.Нововведение как организационная проблема;

11.Организационные конфликты;

12.Трудовые конфликты: факторы конфликтности и согласия;

13.Конфликты в системе государственного и муниципального управления;

14.Межэтнические конфликты: источники возникновения и способы урегулирования;

15.Конфликты в сфере экономики;

16.Военные конфликты: причины возникновения и пути разрешения;

17.Межкультурные конфликты;

18.Переговоры в конфликтных ситуациях;

19.Методы управления конфликтами;

20.Медиация в современном мире.

4.6.Курсовые работы по дисциплине – учебным планом не предусмотрены.

5.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ИФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Перечень компетенций в зависимости от этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенция

Этап формирования

 

 

ПК-13

начальный

 

 

 

 

 

 

5.1. Формы контроля

Текущий контроль проводится в следующих формах: терминологический опрос; участие в дискуссии;

выполнение письменных домашних заданий (выполнение заданий для самостоятельной работы, подбор описаний конфликтных ситуаций, составление схем анализа конфликта).

Рубежный контроль производится в виде защиты контрольной работы;Промежуточный контроль осуществляется по завершению изучения курса в конце

семестра в форме экзамена, сдача которого происходит в режиме устного собеседования по контрольным вопросам курса.

5.2. Фонд оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают

в себя:

комплект заданий для самостоятельной работы — приведены в методических указаниях к семинарским занятиям и самостоятельной работе, находятся в библиотеке;

требования к выполнению контрольных работ и их тематический список – приведены

вметодических указаниях к выполнению контрольных работ, находятся в библиотеке;

комплект электронных презентации — находится в каталоге электронных презентаций.

комплект вопросов к экзамену — приведены в Приложении 2 к рабочей программе;

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1.Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2007;

2.Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М: Академический проект, 2010;

3.Ворожейкин, И.Е. Конфликтология [Текст] / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. — М.:ИНФРА-М,2005;

4.Зеленков, М.Ю. Конфликтология [Текст] / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и Ко, 2012;

5.Козырев, Г.И. Основы конфликтологии. [Текст] / Г.И. Козырев. — М.: Форум,

ИНФРА, 2007;

6.Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. [Текст] / Н.И. Леонов. – Спб.:

Питер, 2005;

7.Светлов, В. А. Конфликтология [Текст] / В.А. Светлов, В.А. Семенов. — СПб.: Питер,

2011.

б) дополнительная литература:

1. Атоян, А.Д. Конфликтология. Конспект лекций [Текст] / А.Д. Атоян. — М.:А-Приор,

2010;

2.Александрова, Е.В. Социально-трудовыеконфликты: пути разрешения [Текст] / Е.В.Александрова. — М.: Луч, 1999;

3.Арокс, К. Развод: крах или новая жизнь? [Электронный ресурс] / К. Арокс. —

http://www.razym.ru/audiobook/samorau/75560-konstanciya-arons-razvod-krax-ili-novaya-zhizn.html;

4.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э.Берн. – Минск: Попурри, 2005;

5.Бесемер, Х. Медиация: посредничество в конфликтах [Текст] / Х.Бессемер. – М.: Духовное познание, 2004;

6.Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст] / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: МЗПресс, 2001;

7.Дружинин, В.М. Психология семьи [Текст] / В.М. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006;

8.Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов — СПб.:

Питер, 2003;

9.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект — Пресс, 1996;

10.Зигерт, В. Руководить без конфликтов [Электронный ресурс] / В. Зигерт, Л. Ланг. – http://www.biznesbooks.com/2010-01-07-17-47-28/2378-zigert-v-lang-l-rukovodit-bez-konfliktov;

11.Зырянова, Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.В.Зырянова., Е.В. Екжанова, Е.И. Артамонова. – М.: Academia, 2006;

12.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004;

13.Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты [Текст] / Т.Н. Кильмашкина. – М.: Юнити-Дана,2012;

14.Кузьмина, Т.В. Конфликтология. Ответы на вопросы [Текст] / Т.В. Кузьмина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010;

15.Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2000;

16.Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

[Электронный ресурс] / У.Мастенбрук. — http://psychologi.net.ru/books_uprav/mastenbruk.html;

17.Мета, Г. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями [Текст] / Г. Мета, Г. Похмелкина. – М.: VERTE, 2004;

18.Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры [Текст] / О.А. Митрошенков. — М.: Весь мир, 2000;

19.Прикладная конфликтология [Текст]: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2003;

20.Решетникова, К.В. Организационная конфликтология [Текст] / К.В. Решетникова. —

М.: ИНФРА-М,2009;

21.Сысенко, В.А. Супружеские конфликты [Электронный ресурс] / В.А. Сысенко. — http://nashaucheba.ru;

22.Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения [Электронный ресурс]

/Р.Фишер, У.Юри. – http://www.psyinst.ru/library.

23.Цыбульская, М.В. Конфликтология: учебно-практическоепособие [Текст] / М.В. Цыбульская. – М.: Евразийский открытый институт, 2010;

24.Шамликашвили, Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров [Текст] /

Ц.А.Шамликашвили. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2006;

25.Шапошников, Е. A. 1000 + 1 совет семейного психолога [Текст] / Е.А. Шапошников.

М.: АСТ. 1999;

26.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002;

27.Юнг, К.Г. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. — М.: Канон, 1997.

в) электронные библиотечные системы:

Znanium.com

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ноутбук),

комплект электронных презентаций к лекциям; рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;

рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде по темам курса в рамках самостоятельной работы по дисциплине;

пакеты программного обеспечения: стандартные офисные пакеты программ.

8. ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины «Конфликтология»

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Конфликтология» является дисциплиной подготовки студентов по направлению 030300.62 Психология. Дисциплина реализуется на факультете психологии НОУ ВПО СИБУП кафедрой психологии.

Дисциплина нацелена на формирование у выпускника следующих компетенций: — общекультурной компетенции

ОК-8— способность и готовность к нахождениюорганизационно-управленческихрешений в нестандартных ситуациях и ответственности за них.

— профессиональных компетенций ПК-8— способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или

специалиста-психологапри осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности;

ПК-22— способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных со структурой социального конфликта и динамикой его развития; источниками, причинами и функциями конфликтов, способами диагностики конфликта, а также с основными способами их локализации, нейтрализации, урегулирования и предупреждения.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельная работа студента, индивидуальные консультации студентов и консультации перед сдачей экзамена.

При проведении семинаров применяются интерактивные методы обучения – лекциявизуализация, групповая дискуссия, контекстное обучения, обучение в сотрудничестве (команде) и обучение на основе опыта.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: 1) текущий контроль успеваемости в форме терминологического опроса, подготовки к дискуссии, выполнения заданий для самостоятельной работы, подбора и анализа описаний конфликтов, 2) рубежный контроль в форме подготовки и защиты контрольной работы, а также 3) итоговый контроль в форме экзамена(устное собеседование).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия 6 часов, практические занятия 10 часов (из них 4часа в интерактивной форме) и самостоятельная работа студента 119 часов.

РП конфликтология 2015 заочка — Стр 2

Приложение 2 к рабочей программе дисциплины «Конфликтология»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета психологии

______________ Арышева А.П.

(подпись)

(И.О. Фамилия)

«02» ___03____2015г.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Б1.Б.39 КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки: 030300.62 Психология Направленность (профиль, специализация): психология управления; юридическая психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения:заочная Кафедра: психологии

Красноярск, 2015

1.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1.1.Критерии оценивания видов учебной работы в рамках текущего контроля освоения содержания модулей дисциплины:

1) Терминологический опрос в рамках изученных тем:

«зачтено» — студент полностью или частично раскрывает содержание более 50% предложенных терминов;«не зачтено» — студент полностью или частично раскрывает содержание менее 50 %

предложенных терминов, либо совсем не раскрывает их содержания.

2) Подготовка и участие в дискуссии

«зачтено» — студент участвует в дискуссии, способен аргументировано изложить свою точку зрения, сделать выводы по обсуждаемому вопросу или ситуации«не зачтено» — студент занимает пассивную позицию во время дискуссии, не высказывает

свое мнение по обсуждаемому вопросу, либо высказывает, но без аргументации.

3) Выполнение заданий для самостоятельной работы

«зачтено» — студентом представлен анализ предложенной ситуации, даны ответы на большинство предложенных вопросов, с аргументацией собственной позиции.

«не зачтено» — студентом не представлен, либо представлен в ограниченном объѐме анализ предложенной ситуации, даны ответы только на некоторые вопросы, нет аргументации собственной позиции.

4) Подбор и анализ описаний конфликтов в соответствии с изучаемыми темами (модуль 2)

«не зачтено» — работа не выполнена или выполнена не в соответствии с изучаемой темой, либо с отсутствием самостоятельного анализа структуры и динамики конфликта;«зачтено» — работа выполнена в соответствии с изучаемой темой, присутствует самостоятельный анализ структуры и динамики конфликта.

Студент допускается к сдаче экзамена только при наличии положительной оценки («зачтено)» не менее, чем по двум видам учебной работы в рамках текущего контроля.

1.2. Критерии оценивания видов учебной работы в рамках рубежного контроля по итогам изучения модулей дисциплины:

В качестве формы рубежного контроля по дисциплине предусмотрена подготовка и защита контрольной работы.

Объем контрольной работы – не менее 15 стр. Обязательно использование не менее 5 источников, опубликованных за последние 5 лет.

Процедура защиты реферата – устное выступление с основными положениями контрольной работы с последующим обсуждением в группе. Выполнение контрольной работы и еѐ защита оцениваются по следующим параметрам:

«зачтено» — контрольная работа имеет чѐткую и ясную структуру; содержание соответствует заявленной теме, полученные в результате исследования выводы логично проистекают из представленных данных. При защите студент демонстрирует логичность и последовательность в изложении материала, способность к анализу и обобщению информации.

«не зачтено» — контрольная работа имеет нечѐткую структуру, изложение материала хаотично, содержание частично, либо вообще не соответствует заявленной теме. Нарушена логичность выводов, которые слабо связаны с результатами исследования. При защите нарушается последовательность изложения материала.

Студент допускается к сдаче экзамена только при наличии положительной оценки («зачтено)» в рамках прохождения рубежного контроля.

1.3. Критерии оценивания видов учебной работы в рамках промежуточного контроля по дисциплине.

В качестве формы итогового контроля по дисциплине предусмотрен экзамен. Экзамен проходит в виде устного собеседования.

Критерии оценки ответа студента на экзамене:

«1» – студент не владеет основными понятиями и категориями курса, не умеет дать им определение и пояснить содержание;

«2» – студент оперирует материалом по предмету на основе житейских суждений, не умеет соотнести их с категориальным аппаратом дисциплины;

«3» – студент в целом ориентируется в предмете изучения дисциплины, владеет основными категориями, умеет их пояснить и привести типовые примеры для иллюстрации;

«4» – студент владеет основными понятиями дисциплины, способен выполнить анализ явлений с точки зрения конфликтологии, способен сопровождать свои рассуждения собственными примерами;

«5» – студент способен анализировать конфликты с точки зрения классических и современных конфликтологических концепций, достаточно свободно владеет понятиями дисциплины, умеет соотнести материал курса с задачами и ситуациями своей профессиональной деятельности и иных сфер жизни человека.

2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1 . Предпосылки возникновения конфликтологии как науки. Объект, предмет и области исследования конфликтологии.

2 . Основные социологические теории конфликта (Вебера, Дарендорфа, Дюркгейма, Парсонса, Смелзера).

3 . Конфликтология на современном этапе. Место конфликтологии в системе наук. 4 . Виды конфликтов, их характеристика (на примере различных классификаций).

5 . Структура конфликта (характеристика всех структурных компонентов).

6 . Энергетика конфликта (характеристика факторов, побуждающих людей вступать в конфликт и влияющих на баланс сил).

7 . Процесс развития конфликта (характеристика стадий).

8 . Функции конфликта.

9 . Стратегии поведения людей в конфликте

10 . Факторы, способствующие установлению сотрудничества

11 . Внутриличностные конфликты, причины возникновения 12 . Уровень притязаний, самооценка и самоуважение личности.

13 . Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Характеристика защитных механизмов, способствующих снятию внутреннего напряжения.

14 . Последствия внутриличностных конфликтов.

15 . Причины межличностных конфликтов. Рефлексия в межличностном восприятии. 16 .Роль стереотипов и установок в межличностном восприятии.

17 .Виды межличностных конфликтов, их характеристика.

18.Взаимосвязь межличностных конфликтов с внутриличностными и групповыми.

19. Варианты исхода межличностного конфликта.

20. Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.

21. Роль групповых норм в регуляции внутригруппового общения.

22. Причины внутригрупповых конфликтов.

23. Последствия внутригрупповых конфликтов.

24 .Особенности межгрупповых конфликтов.

25 . Организационные конфликты и их классификация.

26 . Причины и последствия организационных конфликтов.

27 .Методы предупреждения и управления организационными конфликтами. 28 . Конфликты в сфере экономики, причины возникновения.

29 .Особенности политических конфликтов.

30.Конфликты тоталитарного и демократического режимов управления

31. Типы политических конфликтов и причины их возникновения.

32. Урегулирование политических конфликтов.

33. Особенности межэтнических конфликтов.

34. Классификации межэтнических конфликтов.

35. Возможности предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов.

36. Особенности межкультурных конфликтов.

37.Психологические проблемы межкультурной адаптации.

38. Профилактика межкультурных конфликтов.

39.Теории, объясняющие природу агрессивности в обществе

40. Факторы, способствующие формированию агрессивной личности.

41. Способы самостоятельного завершения конфликта.

42. Способы разрешения конфликта с помощью третьей стороны.

43. Варианты исхода конфликтов.

44. Переговоры в конфликтной ситуации. Переговорные стили.

45. Управление конфликтами и их профилактика.

46. Направления групповой и индивидуальной работы конфликтолога.

47. Виды и методы тренинговой практики в конфликтологии.

48. Применение технологии психодрамы в конфликтологии.

49. Применение логотерапии в конфликтологии.

50.Развитие профессионального мастерства конфликтолога и достижение профессиональной зрелости.

Приложение 1 Результаты обучения (в формате компетенций) на данном этапе их формирования

 

Показатели, содержащие

 

Компетенции

критерии и шкалы

Оценочные средства

 

оценивания

 

 

Терминологический

см. ФОС

ПК-13

диктант

 

Анализ ситуаций

см. ФОС

 

 

Участие в дискуссии

см. ФОС