Курс лекций 2 –го курса по дисциплине «Психология»

Темы:

1. Предмет, задачи и методы психологии.

2. Становление и развитие соц.психологии как науки.

3. Общение. Социальные и межличностные отношения.

4. Общение.

5. Коммуникативная сторона общения.

6. Перцептивная сторона общения.

7. Проблема личность и в соц.психологии. Социализация.

8. Психология соц.рулевого поведения личности.

9. Соц.психологическая компетентность личности.

10. Структура личности.

11. Стихийные группы.

12. конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации.

13. Экстремальная ситуация как соц.психологический феномен.

14. Социальная напряженность

15. Лидерство и руководство.

1. Предмет, задачи и методы психологии.

План:

1. Предмет и задачи психологии.

2. методы психологии.

3. Понятие о психике человека.

1) Человек – существо социальное и формируется только в обществе. Человек деятельно взаимодействует с окруж. миром он стремится познать и целенаправленно преобразовать действительность. Если бы ведение животных предопределяется врожденными интеллектами, то поведение человека обусловлено внутренним психически – социально сформированным миром. Человек – существо сложное и многогранное, его изучают многие науки. Исследование внутреннего мира человека общих закономерностей его взаимодействия с окруж. миром осущ. Специальная наука- психология.

Предметомпсихологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики.

Основами общепсихологических знаний должен владеть каждый человек, познать себя не менее важно чем различные сферы окруж. действительности. Психологические знания необходимы человеку для организации во взаимоотношении с людьми, для личного самосовершенствования, для того чтобы понять состояние и поведение другого человека и на основе этих знаний предугадать его действия.

Современная психология все все глубже познает закономерности психологической деятельности человека, регуляции его поведения, выявляет и средства оптимизации человеческой деятельности.

2) Основными методами психологии являются:

  • Лабораторный и естественный эксперимент
  • Научные наблюдения и методы анализа продукта психической деятельности
  • Метод моделирования
  • Биографический метод исследования личности
  • Сравнительно генетический метод – способ изучения психических возможностей по средствам сравнения отдельных фаз психического развития человека.

3) Психика – субъективная сигнальная соц. обусловленная отражение действительности в системе идеальных образов на основе которых осущ. взаимодействие человека со средой. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, которая является высшим этапом развития психики. Психика человека формируется в его активной деятельности и последовательной работой мозга. Психические явления имеют опред. структуру и системную организацию, они подразделяются на 3 группы:

4 стр., 1593 слов

Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности

... Ориентированное на человека проектирование. М.. 1995 Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988 Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993. Маркова А.К. Психология труда учителя. ...

1. психологические процессы

2. психологическое состояние

3. психологические свойства личности

Псих. процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности, они подразделяются на: познавательные, волевые и эмоциональные.

Псих. деятельность – совокупность познавательных волевых и эмоциональных процессов.

Псих. состояния – временное своеобразие психич. деятельности определяемое ее содержанием и отношением человека к этому, они подразделяются на:

  • Мотивационные (желания, интересы)
  • Состояние организованности сознания (внимательность)
  • Эмоциональные (настроение, стресс)
  • Волевые состояния (решительность)

Различают программные психические состояния психопатия, невроза, состояния задержанности псих. развития.

Псих. свойства личности – свойства типичные для данного человека особенности реализации его сих. процессов. К псих. свойствам личности относят: темперамент, характер, способности, направленности личности.

2. Становление и развитие соц.Психологии как науки

План:

1. Соц.психология в системе научного знания

2. Предмет соц.психологии.

3. Основные этапы развития соц.психологии.

1) Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.

  1. Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.
  2. Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе
  3. Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.

Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.

Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.

2) соц.психология– отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.

Структура соц.психологии определяется системой ее основных критерий:

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... В психологии направленность личности устанавливают в виде системы константных идеалов, интересов, потребностей - всего, чего желает человек. Направленность - это основа главных установок поведения. Человек ... на самом деле. Направленность личности. Направленность - самое важное свойство личности, в котором осуществляется выражение значимых тенденций поведения человека, динамики его развития как ...

  • Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация
  • Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе
  • Социально психологическая организация малых групп
  • Модификация индивидуального поведения соц.групп
  • Общение как средство соц.взаимодействия
  • Психология боьших соц.групп
  • Психология соц.управления
  • Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.

Методы соц. сих. Исследования:

  • Лабораторный и естественный эксперимент
  • Наблюдения
  • Изучение и анализ документации
  • Опрос в форме анкетирования и интервью
  • Тестирование
  • Метод экспортной оценки
  • Метод подстановки групп

3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.Писхологии относят:

  • Идеи Платона об иррациональности поведения масс
  • Идея Аристотеля об общественных инстинктах
  • Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности
  • Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности

Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.

Основные этапы развития соц.психологии:

  1. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.
  2. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.
  3. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.

Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.

Первые теорит.разработки в области соц.психологии:

  1. Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:

язык

— миф

— обычаи

Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.

б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека

в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.

Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.

Школы:

13 стр., 6044 слов

Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми

... межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, ... – проявление межличностной аттракции на отношениях между людьми. Гипотеза: полагаю, что для получения достоверной информации о влиянии межличностной аттракции на отношения между людьми, состоящими в ...

  • Функционализм – в данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.
  • Бихевиоризм – изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных
  • Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.
  • Гуманистическая психология – вопросы исследования источников соц.активности человека
  • Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.
  • Интеракционизм – исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.

3. Общение. Соц.И межличностные отношения

План:

1. Общие понятия о соц.и межличностных отношениях.

2. Место и природа межличностных отношений.

3. Личность и общение в системе межличностных и общественных отношений.

4. Единство общение и деятельности.

1)Понятия соц.отношений фиксирует факт взаимодейтсвия предстваителей различных соц.групп и общностей, различных соц.типов представляющие эти общности соц.отношения можно рассматривать на 3-х уровнях:

— на уровне соц.общностей

— на уровне групп занятых той или иной совместной деятельностью

— на уровне взаимосвязей людей в группе.

Соц.отношения строятся не на основе отношений симпатии и антипатии, а на основе опред.положения занимаемого в обществе.

Люди в системе общественных отношений вступают во взаимодействие и общение где индивидуальные характеристики проявляются как межличностные отношения. Это выражается в характеристике людей и способов взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности или общения.

Межличностные отношения – это система установок ориентаций ожиданий стереотипов через которые люди воспринимаются и оценивают друг друга.

2) По средствам межличностных отношений безличные соц.отношения реализуется в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Каждая сторона в системе межличностных отношений связана с ообеностями правами и обязанастями, для этого вводится понятие «межличностная роль», которая фиксирует положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личности.

Соц.роли стандартизованы и безличны, права и обязанности остаются теми же, независимо от того кто их исполняет. А права и обязанности в межличностных ролях зависят от индивидуальных особенностей их исполнения.

Природа межличностных отношений значительно отличается от природы общественных гл.чертой которых является эмоциональная основа. Чувства и эмоциональные проявления людей можно свести к 3 –м большим группам:

  • Чувства сближающие людей – конъюктивная
  • Чувства разделяющие людей – дизъюнктивная
  • Нейтральные чувства

3) Существует органическая связьмежду личностью и межличностными отношениями, само развитие личности пронизано системой межличностных отношений. И общественные и межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении, в не общения немыслемо человеческое общество. Общение существует одновременно как реальность общественных и межличностных отношений. Совместная жизнедеятельность людей, заставляет их общаться в разнообразных межличностных отношениях.

4) В психологии имеет место идея «единства общения и деятельности» предполагает что люди включаясь в различные формы совместной деятельности общаются друг с другом таким образом общаются всегда деятельный человек. Его деятельность пересекается с деятельностью др.людей, это перекрещение создает опред.отношения с людьми. Деятельность о средствам общения обогащается, в ней возникают новые связи, взаимоотношения между людьми.

4. Общение.

План:

1. Понятие общения. Функции и средства.

2. Виды общения.

3. Уровни общения.

4. Особенности общения в современном мире.

5. Структура общения.

1) Общение – соц.взаимодействия между людьми посредством знаковых систем в целях передачи опыта культурного наследия и организации совместной деятельности.

Именно в ходе общения происходит психическое развитие человека и самореализация личности содержания общения многообразию, его цели связаны функциями. Можно выделить 4 функции:

— информационно – коммуникативная

— Регулятивно – коммуникативная

— Перцептивно – регулятивная

— Эффективно – экспрессивная

Ключевыми словами в понимании общения понимается следующее: «контакт», «связь», «взаимосвязь», «обмен», «речь», «язык».

2) В зависимости от используемых средств общения может быть: непосредственное и аппоследовательное.

Формы общения:

  • Деловое
  • Светское
  • Бытовое
  • Манипулитивное

Различают технику общения:

  • Установление психических контактов
  • Использование различных приемов псих. воздействия на партнера
  • Использование различных средств общения

3) Уровни общения:

  • Фактичектический
  • Информационный
  • Личностный
  • Духовный

Типы общения:

  • Диалогическая
  • Монологическая

4) Особенности общения в мире связаны с ценностями которые сложились в опред.группе или обществе в целом. Если несколько веков назад преобладаю непосредственное общение, то последнее столетие сделано доминирующим массовое и опоследовательное.

Увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Последнее время широкое распространение получили информационные технологии, внедрение которых способствует устранению непосредственного общения, многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, это так называемое квазиобщение.

5) Структура общения

Общение

Коммуникация – обмен информацией между общающимися

Инктерация – взаимодействие между общающимися

Перцепция – процесс восприятия и познание друг друга

5. Коммуникативная сторона общения.

План:

1. Понятие коммуникации.

2. Средства коммуникации:

— вербальная

— не вербальная

3. Коммуникативные барьеры.

1) Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия по средствам передаваемой и воспринимаемой информации.

Обмениваясь информацией люди воздействуют друг на друга. Гл. целью межличностной коммуникацией является достижение соц.общности. Человек который передает информацию называется коммуникатором, человек который принимает информацию реципиентом.

В последнее время информационный обмен проник во все аферы нашей жизни и вышел за приделы просто межличностного общения.

2) ——Существует несколько знаковых систем которые используются в коммуникативном процессе, выделяют: вербальную и не вербальную.

Вербальная, использует человеческую речь и естественный звуковой язык. Речь является самым простым средством коммуникации. Информацией в виде речи, меньше всего теряет смысл.

При помощи речи осуществляется кодированием и декодированием информации.

Кодирование – это высказывание, декодирование – раскрытие смысла и принятия информации.

Речь говорящего называют экспрессивной, речевая деятельность называется аудированием.

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции.

Манеры речи, общения, показывают интеллектуальные возможности образованность показывают внутреннюю культуру человека.

——Невербальные средства общения включают:

  • Классические средства
  • Средства общения связанные с голосом
  • Тактические средства
  • Проксемические средства

К невербальным средствам относят:

  • Просодика
  • Экстралингвистика

Тактические средства общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Проксемические характеристики –ориентация партнеров в момент общения дистанция между ними.

Проксимика учитывает так еж ориентацию на угол общения.

В структуру средств общения входят:

  • Мимика
  • Взгляд
  • Поза
  • Жест
  • Походка

Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка.

Коммуникативные барьеры:

  • Информационно – дефицитный барьер – механический обрыв информации.
  • Замещающий – искажающий барьер – придание информации другого значения
  • Фонетическое непонимание – разные языки
  • Семантический барьер – различие в системе значений участников общения.
  • Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения
  • логический барьер – логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна либо кажется не верной
  • Диспозиционно – статусный барьер – соц., полит., духовные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора.

Интеракция– взаимодействие людей связанная с организацией их совместной деятельности.

Общение всегда сопровождает взаимную деят. и продуктивно на нем сказывается. В истории соц.психологии существует несколько описаний структур взаимодействия:

  • Теория действия
  • Описание ступеней его развития
  • Транс активный анализ описание стилей взаимодействия

Трансакция– это единица общения с точки зрения транс актного анализа каждый участник взаимодействует находясь или занимая одну из 3 – х позиций который условно можно обозначить как родителей, взрослый и ребенок.

Взаимодействие:

  • Соперничество которое может быть представлено в 2 – х видах: конкуренции и соревнование
  • Стратегия сотрудничества
  • Индивиды с менее активной позицией выбирают стратегию приспособления и избегания.

6. Перцептивная сторона общения

План:

1. Сущность соц.перцепции.

2. Механизм соц.перцепции.

3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

1) Перцепция– это образное восприятие человеком самого себя других людей и соц.явлений окруж. мира.

Образ как результат и форма описания предметов и явлений является ключевым условием восприятия. Образ существует на уровне чувств и мышлений

Соц. перцептивный процесс имеет 2 стороны: объективную и субъективную.

2) Выделяют следующие механизмы перцепции:

  • Эмпатия
  • Аттракция (формирование позитивного чувства)
  • Механизм каузальной атрибуции
  • Индентификация
  • Соц.рефлекция

3) Передаваемый и воспринимаемый образ не всегда совпадают.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

Фактор превосходства – действует при неравенстве партнеров. Превосходство может проявляться во внешнем оформлении и манере поведения. Под действием фактора превосходства возможна недооценка или переоценка партнера.

Фактор привлекательности –склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать привлекательного.

Привлекательность –не только индивидуальное впечатление, но и соц.атрибутивные т. к. знаки привлекательности применяются в различных соц.этапах, соц.и эмоциональных г8руппах. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более учеными, добрыми, поощрительными, чем не красивые.

Фактор относящийся к нам -люди хорошо к нам относящиеся, оценивают выше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в соглашении или не соглашении с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к нашему собственному.

7. Проблема личности в соц.Психологии. Социализация.

План:

1. Соц.психологический подход к пониманию личности

2. Специфика соц. психологической проблематики.

3. Социализация, понятие, этапы, институты и агенты социализации.

1) В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:

  • Биологический
  • Социологический; личность – это продукт культурно исторического развития
  • Индивидуально психологический
  • Социально психологический

Социологическая структура личности – включает ценностную смысловую сферу, мотивизационную сферу, когнитивную сферу, самооценку, соц.психологическая характеристика, компетентность личности, эмоционально психологическое состояние и соц.психологическое чувство личности.

Существуют различные соц.психологические теории личности:

  • Американская европейская
  • Восточная
  • Отечественная

В числе отечественных теорий можно выделить:

  • Психодинамический
  • Бихеовистский
  • Когнитивные
  • Гуманистические
  • Теория зеркального Я
  • Экзистенциональная

2) Соц.психология – выясняет каким образом, в каких конкретных группах личность с одной стороны усваивает соц. влияние на нее, а с другой каким образом в каких конкретных группах она реализует свою соц.сущность.

Соц.психология считает для себя важным выявить особенности формирования соц. типеских черт. Почему в одних условиях процесс формирования личности проявляется во всей полноте в других имеют место отклонения или в др. группах формируются соц.психологические черты вопреки принадлежности личности к определенной среде.

Соц.психология уделяет внимание изучению регуляторов поведения и деятельности личности.

Соц.психология исследует взаимоотношение личности с группой выявляет закономерности которым подчиняется поведение и деятельность человека для нее является важным выяснить каким образом посредством каких групп общество осуществляет влияние на личность ее развитие.

3) Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом соц.опыта осуществляемого в общении, деятельности, поведении.

В содержание понятия социализации входят:

  • Усвоение соц.норм, умений, стереотипов
  • Формирований соц.установок или убеждений
  • Вхождение индивида в соц. сферу
  • Приобщение индивида к системе соц. связей
  • Самоактуализация
  • Соц. обучение принятого в обществе форм поведения.

Особенности социализации в современном обществе:

  1. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от соц. экономически психологических факторов данных этапов. Современная социализация имеет свою специфику обусловленную быстрыми темпами развития науки и технологии, которые влияют на все сферы жизни человека.
  2. Особенности современной социализации является ее длительность. Современное общество лишено стабильности и усвоенный опыт быстро устаревает, поэтому человеку необходимо специализироваться всю жизнь
  3. Опред. Роль в социализации принадлежит образованию и на современном этапе отводится приобретению профессии.
  4. Особенности современной социологии человека определяется требованиями общества и особенностями психического развития каждого человека.

Объекты и субъекты предпосылки социализации.

Объективные предпосылки. Каждый человек с момента рождения является членом общества, в этом обществе осуществляют свои требования, запреты, ограничения и многое другое, все то что называется соц. нормами.

Соц. норма – официальное или не официальное предписание, правила кодекса которые регламентируют поведение или действие людей.

В зависимости от сферы жизнедеятельности индивида основные соц.нормы бывают следующими:

  1. организационно административные
  2. экономические нормы
  3. правовые
  4. технологические моральные нормы общественных объединений и движений
  5. нормы информационных групп и объединений

В зависимости от степени жесткости соц.нормы подразделяются:

  1. нормы – рамки
  2. нормы – права
  3. нормы – обязанности
  4. нормы – запреты

Субъективные предпосылки социализации. Любые соц. нормы нуждаются в псих. освоении индивидом и превращения их из внешних результатов поведения во внутренние. На основании соц. психологических норм влияют след.соц. психологические факторы:

  • внутреннее убеждение индивида в том что эти нормы убеждать следует
  • самовоспитание, личностный рост
  • осознание общественной значимости соблюдения норм и сознательное подчинение ее требованиям
  • выработанная привычка стериотип поведения
  • соблюдение групповых требований; конформизм – не желание быть белой вороной
  • подражание авторитета

Факторы препятствующие усвоению соц. норм:

  • негативное отношение индивида к создателю норм
  • неприязненные межличностные отношения
  • расхождение к пониманию норм
  • двойная мораль
  • противоречивость личностных и групповых интересов

Асоциализация — процесс получения знаний, навыков усвоения ролей носящих негативный характер противостоящие одобряемым в обществе нормам и ценностям.

Диоциализация – процесс отвыкания от ранее усвоенных норм, стереотипов поведения и т. д.

Ресоциализация –процесс усвоения новых норм навыков в замен устраненных или возвращенных но забытым.

Выражением и результатом успешной социализации является сформированной активной жизненное позиции личности.

Жизненная позиция личности – состоит из совокупности типичных поведенческих актов устойчивого поведения, убеждений, умений, ценностных ориентаций в некоторых реализуется отношение человека к окружающему миру.

8. Психология соц.Рулевого поведения личности

План:

1. Соц. дифференциация.

2. Соц.статус.

3. Соц.роль.

4. Ролевые отношения и поведение личности.

1) Соц.дифференциация – это групповой процесс определяющий положения, статус членов данной общности.

Система соц.дифференциации отличается по степени их стабильности в относительно в относительно устойчивых общностях, соц. дифференциация более менее ясно определена и прозрачна. В изменяющемся обществе трудно предсказуема. Поведение личности во многом определяется фактором соц.неравенства который стратифицируется по основаниям: деньги, власть, образование.

2) Соц.статус – это положение субъекта к системе межличностных отношений определяющих его обязанности права и привилегии. Иными словами, статус – это признанные группы расс индивида в соц.группе.

Человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами определяющими поведение людей данной категории.

Соц. психологии отмечают, что индивид весьма существенно реагирует на тех кто составляет эго эталонную группу.

Субъекта отличает высокая чувствительность к символам статуса, соц. статусы находят отражение во внешнем поведении и облике.

Каждый статус и дает возможность выполнять различные соц.роли.

3) Соц.роль – это соц.функция личности соответствующая принятым нормам и способам поведения людей в зависимости от их статуса.

ИЛИ

— это набор ожидаемых поведенческих стереотипов связанных с выполнением той или иной функции.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей возможен рулевой конфликт.

Различные роли осваиваются в процессе социализации.

Различают:

— соц.роли

— межличностные роли

4) Ролевые отношения определяют межличностные отношения и характеризуются следующими признаками:

  • обусловленность поведения ролевыми обязанностями
  • трудная совместимость соц.ролей
  • вживаемость в роль субъекта

Любая организация сталкивается с тем что называется ролевой проблемой к их числу относят:

— ролевой конфликт

— ролевая неопределенность

— ролевая перегрузка

9. Соц.Психологическая компетентность личности.

План:

1. Понятие и факторы определяющие соц.псих. компетентность личности.

2. Соц. псих. Компетентность как ведущие средства профессионала.

1) Компетентность – досканальное знание в какой – либо области.

Обычно понятие «компетентный человек» связывают с квалификацией специалиста имеющего исчерпывающие знания в какой – либо сфере.

Соц. – психологическая компетентность личности – это совокупность знаний в обществе, политике, экономике и т.д. Она позволяет личности ориентироваться в любой ситуации, принимать верные решения, достигать цели.

Соц. псих. компетентность – явление многомерное, оно проявляется:

  • в коммуникативной компетентности т.е. в свободном владении вербальной и не вербальной коммуникации.
  • Перцептивная компетентность, проявляется в степени сформулированности стереотипов, сформулированности знаний.
  • Интерактивная компетентность в области взаимодействия людей

Соц. псих. компетенция делится на:

— житейское

— профессиональное

Житейское – результат социализации, адаптации к современным условиям. В основе ее народная мудрость которая находит свое отражение фольклоре, обычаях, поговорках, одним словом в менталитете (умении жить).

Профессиональная соц. компетентность — складывается из профессиональных знаний, знаний о мире и обществе.

Профессиональная соц. компетентность имеет особое значение для представителей властных структур, соц. работников. Педагогов в сфере услуг.

Факторы определяющие соц. псих. компетенцию:

  • Индивидуальные особенности
  • Психическое состояние
  • Эффективность социализации
  • Влияние культурных различий
  • Специально – психологическая подготовка
  • Когнитивная сложность личности т.е. как человек воспринимает мир.

2) Соц. псих. компетенцию следует отличать от профессионального мастерства, т.к. она включает в себя не только знания и представления стереотипов но и навыки как из профессиональной сферы так и из различных сфер жизни общества.

10. Структура личности

План:

1. Темперамент

2. Направленность личности

3. Способности

4. Характер.

1) Под структурой псих. структуры личности подразумевается система психических качеств индивида.

Псих — ие качества – это взаимодействие и взаимосвязь психических свойств.

Темперамент – это комплекс психодинамических свойств человека, природно — обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляется чувствительность индивида к внешним воздействиям эмоциональность поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость.

Выделяют 4 типа:

  • Сангвиник – его отличает легкое приспособление к изменяющимся условиям жизни, общительность, продуктивность деятельности. Способен к быстрому переключению внимания, его чувства легко возникают и быстро сменяются. Подходит деятельность которая требует быстрых реакций значительных усилий и распределения внимания.
  • Холерик; для них характерна повышенная эмоциональная активность, отличается быстрой резкостью в движении, легко и быстро раздражаются, ему присуща резкая сена настроения, иногда возможно проявления вспыльчивости и агрессивности.
  • Флегматик; спокойный, ровный, устойчивый, упорный в достижении цели, реакции замедленные, настроение устойчивое, эмоциональная сфера малоподвижна, в сложных ситуациях остается спокойным и выдержанным, правильно рассчитывает свои силы, способен довести дело до конца, переключение внимания замедленное. Достигает наибольшего успеха в тех видах деятельности которые требуют внимания, усидчивости и большого терпения.

11. Стихийные группы.

План:

1. Общее понятие стихийных групп и классификация

  • Толпа
  • Масса
  • Публика

1) Стихийные группы – кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшимися вместе по какому либо поводу.

Такая условная группа может в определенной степени быть кем – то организована, но может быть и стихийно спонтанно собравшиеся.

Толпа – временно неорганизованное скопление людей непосредственно контактирующие между собой на ситуационной основе.

Этапы формирования толпы:

  • Образование курса толпы
  • Циркулярная толпа
  • Активизация индивида через возбуждение среди собравшихся выделяют, зачинщиков – это могут быть не зрелые политически и экстремально настроенные личности.

Классификация толпы:

  • По управляемости:
  • Стихийная толпа
  • Ведомая толпа
  • Организованная
  • По характеру поведения:
  • Конвенциональная
  • Экспрессивно – экстатическая
  • Агрессивная
  • Паническая
  • Повстанческая

Масса – более стабильное образование с довольно не четкими границами.

Масса может выступать не обязательно как кратковременное образование, оно может быть более организовано. В деятельности массы более четко продуманы цели, тактика, поведение.

Но масса не однородна, поэтому ее существование так же не устойчиво.

Публика – кратковременное собрание людей для современного время проведения.

Стихийность публики выражена еще слабее чем в массах, она более управляема, но все равно остается массовым собранием людей и в ней действует правило массы.

Способы воздействия реализуемые в стихийных группах:

  • Зарожение
  • Внушение
  • Подражание

Зарожение – особый способ воздействия с помощью которого индивид получает соответствующий импульс от других людей и входит в определенное психическое состояние.

Внушение -целенаправленное не аргументированное воздействие человека на другого или группу лиц. При внушении осуществляется процесс передачи информации основанные на ее не критическом восприятии.

Подражание –способ воздействия людей друг на друга в том числе в условиях массового поведения.

Поведение индивидов в толпе. Поведение людей в толпе обладает рядом особенностей:

  • Происходит деиндивидуализация личности
  • Доминирует примитивная, эмоционально – импульсивная реакция
  • Резко активизируется подражательная деятельность людей
  • В условиях толпы люди преувеличиваются правомерность своих действий
  • Притупляется чувство ответственности
  • На фоне общего эмоционального состояния людей быстрее поддаются психическому заражению
  • Возникают совместные ритмические действия, марши, лозунги
  • Толпа страшна, даже возживленные добром.

12. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации

План:

1. Понятие и сущность конфликта.

2. Структура и динамика конфликта.

3. Классификация и причина конфликта.

4. Стратегия поведения конфликтной ситуации.

1) Конфликт– столкновение противоположных направлений не совместных друг с другом в сознании отдельно взятого индивида межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях как индивидов так и групп людей.

Сущность конфликта – это межгрупповое или межличностное противоборство которое основано на столкновении принципов, идей оценок, характеров.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация которая зарождается во взаимоотношениях и назревает в практической деятельности и выражается в начале в скрытом а затем и открытом противоборстве.

2) Каждый конфликт имеет структуру:

  1. Объект конфликтной ситуации
  2. Цели
  3. Оппоненты или конкретные участники
  4. Повод столкновения

Стадии протекания конфликта или его динамика:

  1. Потенциальное формирование противоречивых ценностей, норм
  2. Переход потенциального конфликта в реальный
  3. Конфликтная деятельность
  4. Снятие или разрешение конфликта

3) Причины конфликта:

  1. Не продуктивные отношения между людьми
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству
  3. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной
  4. Чувства обиды, неудовлетворенность, плохое настроение
  5. Стремление добиться победы любой ценой

4) Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте – партнерство т. е. ориентация на учет интересов и потребностей партнера, стремление к согласию.

Напористость- реализация собственных интересов стремление к достижению собственных целей, эгоизм в поведении.

В нутрии этих стратегий существуют 5 основных тактик:

— приспособление

— сотрудничество

— компромисс

— избегание и конфрактация

Разрешение конфликта– процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы имеющую личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию отношений.

13. Экстремальная ситуация как соц.Психологический феномен.

План:

1. Понятие и типы экстремальной ситуации

2. Личностно ориентированное поведение в экстремальной ситуации

3. Формы соц. поведения в экстремальной ситуации.

1) Экстремальная ситуация- это изменения необычные и не привычные условия существования человека которым его психофизнологическая организация не готова.

По источнику возникновения экстремальной ситуации выделяют:

  • Природные
  • Бытовые
  • Промышленно – технологическое

На содержательном уровне:

  • Бытовое бедствие
  • Стихийные бедствия
  • Криминальная ситуация
  • Эпидемия
  • Политический перевороты
  • Массовые беспорядки
  • Военные действия

Психические состояния в экстремальных ситуациях:

  1. Состояние психической анестезии (отсутствие чувства боли 5 – 10 мин)
  2. Гитермобилизация
  3. Паника – потеря сознательного контроля
  4. Нарушение сознания, нарушение ориентации во времени
  5. Сильное и относительно коротковременное возбуждение
  6. Эффективная реакция возникшая в ответ на угрозу жизни; проявляющаяся в форме беспокойства, тревоги, потери целенаправленного действия
  7. Сенсорная изоляция
  8. Социальная изоляция
  9. Невротическое состояние
  10. Патология развития личности

2) Личностно ориентированное поведение:

  • Расстройство психики возникшее с одномоментным инетнсивно воздействующей психотравмирующей ситуации. Наиболее распространенная форма невроза.
  • Суицид
  • Апатия
  • Аутизм
  • Немативируемая бдительность
  • Общая тревожность
  • Принципы ярости

14. Соц.Напряженность.

План:

1. Понятие и проявление соц. напряженности.

2. Ситуация соц. напряженности.

3. Источники.

4. Разновидности стресса.

Соц. напряженность – острое противопоставление личностных и межгрупповых интересов.

Она проявляется:

  • Состоянием острого недовольства обстоятельствами жизни
  • В сфере психологического беспокойства и тревоги
  • В сильной степени эмоционального возбуждения
  • В усиленной агрессивно враждебных, в рамках межличностных отношений
  • В условии отклонения поведения
  • В при обладании демонструктивного состояния психологического над конструктивными.

2) Ситуация соц. напряженности:

  1. длительное психологическое напряжение, которые вызывает усталость или атрофирование ситуационной адаптации человека
  2. повышенная ответственность с постоянно развивающимся ощущением внутренней тревоги
  3. ситуация с преобладанием понижением настроения, которое вызывает у человека чувство недовольства собой
  4. ситуация: когда систематически не удовлетворяются базовые потребности
  5. острая агрессивная направленность межличностных отношений

3) Источники соц. напряженности– безработица, рост цен, рост стоимости жизни, рост преступности, недоступность квалифицированного образования, медицинского обслуживания.

4) Выделяют 2 понятия: физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический стресс– вегетативно – соматическая реакция индивида на ситуацию соц.напряженности или экстремальную ситуацию. Он проявляется в изменениях привычных для организма ритмах речи, движения, повышение давления.

Психический стресс- не специфическая реакция организма на предъявление ему требований.

Существует элемент состояния личности в условиях стресса так называемый тревожный ряд:

  • ощущение внутренней напряженности
  • нарастание тревоги
  • появляется страх
  • ощущение надвигающейся катастрофы
  • дезорганизация сознания, поведения, деятельности

Стратегия поведения человека в условиях соц.напряженности связывают с понятиями психическая и психологическая защита.

Психическая защита – совокупность бессознательных психологических процессов обеспечивающих охрану психики в целом от негативных и деконструктивных воздействий внешней среды.

15. Лидерство и руководство.

План:

1. Лидерство и руководство: основные различия и понятия

2. Теория и стили лидерства

3. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

1) Лидерство и руководство в соц.психологии рассматриваются как групповые процессы, связанные с соц.властью в группе. В соц. психологии смысл лидерства и руководства – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действие индивида, выполняющие функции лидерства и руководителя группы.

Не смотря на то, что по своей психологической сумме лидерство и руководство схожи, они имеют и различают:

1. Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формально ролевые

2. Лидер – это представитель своей группы, элемент микросферы в которой он находится.