МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
____________Л.М. Волосникова
«___»________________2011 г.
Дифференциальная психология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.62 «Психология»
очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»
Автор работы: _______М.В. Богданова
«___» ___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии
«___»__________2011 г.
Протокол №___
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»
Объем ____ стр.
Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко
«___»__________2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики
«___»__________2011 г., протокол № ___
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева
«___»_________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова
«___»__________2011 г.
Богданова М.В. Дифференциальная психология: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 19 стр.
- Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология».
- Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Дифференциальная психология: [электронный ресурс] / Режим доступа: //www.umk.utmn.ru., свободный.
- Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
Ответственный редактор: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.Пс.Н., профессор е.Л. Доценко.
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.
© Богданова М.В., 2011.
Богданова М.В.
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных ...
... «Положением об организации учебного процесса в МУГУ» и утверждены на заседании кафедры психологии. Методические указания по написанию дипломной работы могут быть полезны также преподавателям, осуществляющим руководство ... в которой он обязан самостоятельно принимать решения по разрабатываемой теме, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в ...
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 030300.62 «Психология»
очной формы обучения
Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.
Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________
Издательство Тюменского государственного университета
625003, г. Тюмень, Семакова, 10
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи курса
Цели курса – обеспечить понимание базисных факторов, определяющих индивидуальные и типологические различия между людьми, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении и достижение слушателями необходимого уровня образованности по данной учебной дисциплине.
Задачи курса:
— ознакомить студентов с основными понятиями дифференциальной психологии;
— показать связь дифференциальной психологии с различными дисциплинами как внутри психологической науки, так и вне ее;
— познакомить с основными подходами к определению темперамента, характера и свойств личности в рамках данной дисциплины;
— дать представление о методах дифференциальной психологии и их использовании в практической работе психологов различного профиля.
— подготовить студентов к самостоятельному исследованию и анализу психологических различий с помощью методов дифференциальной психологии, оценке влияния различных индивидуально-типологических факторов на поведение личности.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе
Курс «Дифференциальная психология» относится к разделу Б.3 «Профессиональный цикл (базовая общепрофессиональная часть)», входящему в учебный план направления 030300.62 «Психология».
Дисциплина связана с такими курсами как Теории личности, Психология личности, Психодиагностика; предполагается, что для успешного освоения Дифференциальной психологии необходимо обладать ЗУН приобретенными при освоении данных дисциплин. Как предшествующая Дифференциальная психология является по отношению к таким курсам как: Основы психологического консультирования, Экспериментальная психология, Основы патопсихологии.
1.3 Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ооп впо.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными: способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
Общепрофессиональными: практическая деятельность: способностью и готовностью к: описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
Научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью к: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
— основные категории дифференциальной психологии и ее задачи;
— источники индивидуальности вариаций психики, классические и новейшие типологии индивидуальности;
— различные точки зрения на структуру индивидуальности и содержание её компонентов;
— проявление индивидуальности в различных сферах деятельности.
Уметь:
— анализировать поведение человека на уровне свойств ВНД, конституциональных особенностей, темперамента, характера и личностных свойств;
— проводить диагностику темперамента, характера и связанных с ними личностных свойств;
— оценивать влияние одного или нескольких различных индивидуально-типологических факторов на некоторую обобщенную характеристику деятельности человека.
Владеть:
— понятийным аппаратом дифференциальной психологии для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения индивидуальных особенностей психики, своего влияния на отношения с другими людьми; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины
3. Тематический план
Таблица 2.
Тематический план
№ |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов |
||||
Лекции* | Практические занятия | В т.ч. интерактивные | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Тема 1. Дифференциальная психология как наука. Предмет, история, основные направления и проблемы дифференциальной психологии. |
1-я | 2 | 4 | 2 | — | 5 | 9 |
0-4 |
2. |
Тема 2. Методы дифференциальной психологии. |
2-я | 2 | 2 | 4 | 5 | 13 |
0-6 |
|
3. |
Тема 3. Источники индивидуальных различий. |
3-я | 2 | 2 | — | 5 | 9 |
0-4 |
|
4. |
Тема 4. Структура индивидуальности. |
4-я | 2 | — | — | 5 | 7 |
0-4 |
|
5. |
Тема 5. Биологические основы индивидуально-типологических различий. |
5-я | 2 | 2 | — | 5 | 9 |
0-6 |
|
6. |
Тема 6. Функциональная конституция. |
6-я | 2 | 2 | — | 5 | 9 |
0-6 |
|
|
Всего | 12 | 12 | 2 | 4 | 30 | 58 |
0-30 |
|
|
Модуль 2 |
|
|||||||
1. |
Тема 7. Психология пола. |
7-я | 2 | 2 | — | 5 | 9 |
0-4 |
|
2. |
Тема 8. Возраст и индивидуальность. |
8-я | 2 | — | — | 5 | 7 |
0-6 |
|
3. |
Тема 9. Темперамент как свойство индивидуальности. |
9-я | 2 | 2 | 2 | 5 | 11 |
0-4 |
|
4. |
Тема 10. Психология характера. Место характера в структуре индивидуальности. |
10-я | 2 | 4 | 2 | 4 | 5 | 15 |
0-4 |
5. |
Тема 11. Психология способностей. |
11-я | 2 | 4 | 2 | 4 | 5 | 15 |
0-6 |
6. |
Тема 12. Типологический подход к изучению личности и характера. |
12-я | 2 | 4 | 2 | 5 | 11 |
0-6 |
|
|
Всего | 12 | 16 | 6 | 10 | 30 | 68 |
0-30 |
|
|
Модуль 3 |
|
|||||||
1. |
Тема 13. Психология черт личности. |
13-я | 2 | 2 | 4 | 5 | 13 |
0-6 |
|
2. |
Тема 14. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента. |
14-я | 2 | — | — | 5 | 7 |
0-8 |
|
3. |
Тема 15. Дифференциально-типологические аспекты учебной деятельности. |
15-я | 2 | — | — | 5 | 7 |
0-6 |
|
4. |
Тема 16. Дифференциально-типологические аспекты спортивной деятельности. |
16-я | 2 | — | — | 5 | 7 |
0-6 |
|
5. |
Тема 17. Человек и Другие люди. |
17-я | 2 | 2 | — | 5 | 9 |
0-8 |
|
6. |
Тема 18. Стилевые особенности индивидуальности. |
18-я | 2 | 4 | 2 | — | 5 | 11 |
0-6 |
|
Всего | 12 | 8 | 2 | 4 | 30 | 54 |
0-40 |
|
|
Итого (часов, баллов): | 36 | 36 | 10 | 18 | 90 | 180 |
0-100 |
Таблица 3.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Технические формы контроля |
Информационные системы и технологии |
Итого количество баллов | ||||||||
коллоквиумы |
собеседование |
ответ на семинаре |
лабораторная работа |
контрольная работа |
тест |
реферат |
эссе |
программы компьютерного тестирования |
комплексные ситуационные задания |
электронные практикум |
другие формы |
||
Модуль 1 | |||||||||||||
Тема 1 |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 2. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-6 |
Тема 3. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 4. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 5. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-2 |
0-6 |
Тема 6. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Всего |
— |
— |
0-12 |
0-12 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
0-2 |
0-30 |
Модуль 2 | |||||||||||||
Тема 7. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 8. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-6 |
Тема 9. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 10.. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-4 |
Тема 11. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0-2 |
0-6 |
Тема 12. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Всего |
— |
— |
0-12 |
0-12 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
0-2 |
0-30 |
Модуль 3 | |||||||||||||
Тема 13. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Тема 14. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
0-8 |
Тема 15. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Тема 16. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Тема 17. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
0-2 |
0-8 |
Тема 18. |
— |
— |
0-2 |
0-2 |
— |
— |
0-2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0-6 |
Всего |
— |
— |
0-12 |
0-12 |
— |
— |
0-12 |
— |
— |
0-2 |
— |
0-2 |
0-40 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-100 |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
|
обязательные |
дополнительные |
|||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 2 |
Решение спец.задач |
|
2-я |
5 |
0-2 |
1.2 |
Тема 5 |
Подготовка тестовых заданий |
|
5-я |
5 |
0-2 |
1.3. |
Тема 6 |
|
реферат |
6-я |
5 |
0-2 |
|
Всего по модулю 1: |
|
0-6 |
|||
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 8 |
Решение спец.задач |
|
8-я |
5 |
0-2 |
2.2 |
Тема 11 |
Подготовка тестовых заданий |
|
11-я |
5 |
0-2 |
2.3 |
Тема 12 |
|
реферат |
12-я |
5 |
0-2 |
|
Всего по модулю 2: |
|
0-6 |
|||
Модуль 3 |
|
|
|
|||
3.1 |
Тема 13. |
|
реферат |
13-я |
5 |
0-2 |
3.2. |
Тема 14. |
Решение спец.задач |
реферат |
14-я |
5 |
0-4 |
3.3. |
Тема 15. |
|
реферат |
15-я |
5 |
0-2 |
3.4. |
Тема 16. |
|
реферат |
16-я |
5 |
0-2 |
3.5. |
Тема 17. |
Подготовка тестовых заданий |
реферат |
17-я |
5 |
0-4 |
3.6. |
Тема 18. |
|
реферат |
18-я |
5 |
0-2 |
Всего по модулю 3: |
|
0-16 |
||||
ИТОГО: |
60 |
0-28 |
Примечание: Примерную программу самостоятельной работы студентов см. в Приложение 2 «Положения о самостоятельной работе студентов в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»».
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
||
1. |
Основы психологического консультирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
2. |
Основы патопсихологии | + | + | + | |||||||||||||||
3. | Экспериментальная психология | + | + |
5. Содержание дисциплины
Раздел 1. Предмет, история, методы дифференциальной психологии.
Тема 1. Дифференциальная психология как наука. Предмет, история, основные направления и проблемы дифференциальной психологии. Связь с другими науками. Практическое значение дифференциальной психологии. Этапы развития дифференциальной психологии (донаучный, естественнонаучный и гуманитарный периоды).
Взаимодействие научных парадигм. Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Направления дифференциально-психологических исследований.
Тема 2. Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов (наблюдение, эксперимент, моделирование).
Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы: биографический, дневниковый, автобиография. Психофизиологические методы (ЭЭГ, рефлексометрия и др.).
Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, тестирование, психосемантические и др.
Раздел 2. Биологические основы индивидуально-типологических различий.
Тема 3. Источники индивидуальных различий. Теории формирования индивидуальности (биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории).
Современное понимание роли наследственности и среды в индивидуальных различиях. Структура среды. Модели взаимодействия субъекта и среды.
Тема 4. Структура индивидуальности. Индивид, личность и индивидуальность. Уровни индивидуальности (биологический, предметно-содержательный, духовно-мировоззренческий) и их взаимоотношение. Структура индивидуальности в подходах разных ученых (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Э.А.Голубева и др.).
Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).
Тема 5. Биологические основы индивидуально-типологических различий. Морфологическая конституция. Э. Кречмера, У. Шелдона. Методы оценки конституциональных типологий. Хромосомная конституция и индивидуальные различия. Генетика поведения человека.
Тема 6. Функциональная конституция. Нейродинамическая конституция и темперамент в школе И.П. Павлова, Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Частные и общие свойства нервной системы. Биохимическая и физиологическая конституция. Функциональная асимметрия и особенности индивидуального поведения.
Тема 7. Психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения).
Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса. Половые различия в психологических качествах.
Тема 8. Возраст и индивидуальность. Биологические часы как генетически детерминированные паттерны индивидуальности развития. Ментальные часы – возрастная динамика психических функций. Сенсорно-перцептивная сфера. Когнитивная сфера. Социальные часы. Время личности – «Я» в прошлом, настоящем и будущем.
Раздел 3. Темперамент, характер и способности.
Тема 9. Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории. Конституциональная гипотеза. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, В.М. Русалова. Современные зарубежные теории темперамента (А. Томас и С. Чесс, 1977; А.Басс и Р.Пломин, 1973; М.Ротбарт, 1989; Р.Клонингер, 1987).
Влияние возрастных изменений на формирование свойств темперамента. Динамика изменения силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов. Связь темперамента со свойствами личности. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности. Темперамент, сенсорные и моторные функции. Темперамент и способности. Темперамент и характер человека. Факторные теории темперамента. Значение свойств темперамента для деятельности. Оценка темперамента с точки зрения адаптивных способностей индивида.
Тема 10. Психология характера. Место характера в структуре инди-видуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г.Хейманса—Р.ЛеСенна. Активность, эмоциональность и первичность—вторичность как основания для выделения типов. Характер как ответ личности на фрустрации. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко. Формирование характера.
Тема 11. Психология способностей. Способности в структуре ин-дивидуальности. Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследования ин-теллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли).
Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона.
Раздел 4. Психология личности
Тема 12. Типологический подход к изучению личности и характера. Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К.-Г. Юнгом. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характеров П.Волкова. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая типология Нэнси Мак-Вильямс. Достоинства и ограничения психологических типологий.
Тема 13. Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Теория черт, разработанная Г. Айзенком. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла. Модель Большой Пятерки. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт.
Раздел 5. Дифференциальная психология деятельности
Тема 14. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента. Дифференциально-психологические аспекты становления профессионала. Монотония и типологические особенности. Деятельность в экстремальных условиях и типологические особенности. Стили производственной деятельности и темперамент. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности. Индивидуально-типологические особенности и предрасположенность к артистической интеллектуальной деятельности.
Тема 15. Дифференциально-типологические аспекты учебной деятельности. Типологические особенности и учебная успеваемость. Учет типологических особенностей в педагогической работе с учащимися.Стили педагогической деятельности.
Тема 16. Дифференциально-типологические аспекты спортивной деятельности. Типологические факторы отбора перспективных спортсменов в различных видах спорта. Стили спортивной деятельности. Эффективные режимы соревнований и тренировок лиц с различными типологическими особенностями.
Тема 17. Человек и Другие люди. Ориентации личности и стратегии общения. Стиль общения в структуре индивидуальности. Стили лидерства (автократический, демократический, либеральный).
Стили педагогического общения. Стили родительского воспитания. Социально значимая деятельность и ее вариации. Вариативность отклоняющегося и асоциального поведения. Вариации морального сознания.
Тема 18. Стилевые особенности индивидуальности. Понятие жизненного стиля в психологии. Индивидуальный стиль в отечественной психологии. Иерархическая структура стилевых характеристик. Я-концепция как основа жизненного стиля. Локус контроля и ответ на фрустрации. Понятие психологического преодоления и его вариации. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности. Стиль жизни и самоактуализация.
6. Планы практических занятий.
Занятие 1. Предмет и история дифференциальной психологии
- Предмет дифференциальной психологии.
- Дифференциальная психология и ее соотношение с другими отраслями психологии.
- История развития дифференциальной психологии.
Занятие 2. Основные направления дифференциальной психологии
- Основные направления дифференциальной психологии.
- Понятия «объект исследования» и «качество исследования» в дифференциальной психологии.
Занятие 3. Методы дифференциальной психологии
- Классификация методов дифференциальной психологии.
- Общенаучные методы, применяемые в дифференциальной психологии.
- Классификация психологических тестов.
- Использование исторического метода в дифференциальной психологии.
- Возможности и ограничения методов дифференциальной психологии.
Занятие 4. Источники индивидуальных различий
- Понятие психологии среды.
- Определение «дифференциальной психофизиологии».
- Теории, объясняющие источники индивидуальных различий.
Занятие 5. Наследственность и индивидуальные различия
- Роль наследственности в индивидуальных различиях.
- Современное понимание наследственности и среды.
- Концепция Л.С. Выготского о роли наследственности и среды в формировании индивидуальности.
Занятие 6. Понятие индивидных особенностей человека
- Асимметрия полушарий головного мозга как индивидная особенность человека.
- Асимметрия полушарий и её проявления.
- Понятия церебрального доминирования и доминирования руки.
- Формирование асимметрии в онтогенезе.
- Адаптивная функция межполушарной асимметрии головного мозга.
Занятие 7. Темперамент
- Темперамент в структуре индивидуальности: определение понятия и основные характеристики.
- Представление о темпераменте в психологической науке.
- Отличие темперамента от других индивидуальных особенностей человека.
- Типологии темперамента в психологии.
Занятие 8. Способности
- Понятие «способности человека».
- Классификация способностей.
- Характеристика проявления способностей.
- Исследования интеллектуальных способностей в психологии.
Занятие 9. Понятие одаренности
- Понятия «одаренность» и «гениальность» в психологической науке.
- Психологические исследования одаренности.
- Теории гениальности.
- Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона.
Занятие 10. Типологический подход к изучению личности и характера
- Понятие типологии в дифференциальной психологии.
- Типология личности.
- Классификация как научный метод.
- Психологические типы по К.-Г. Юнгу.
- Психоаналитическая типология характера.
Занятие 11. Психология черт личности
- Понятие «черты личности».
- Преимущества и ограничения типологического и идеографического подходов к описанию личности.
- Понятия «психотизма» и «невротизма».
- Близнецовый метод в исследовании черт личности.
- Теория черт Г. Айзенка.
Занятие 12. Психология пола
- Социальные факторы психологического пола.
- Генетические и культурные факторы психологического пола.
- Пол в структуре индивидуальности.
- Этология пола.
- Гендерные различия в области интеллектуальных способностей, темперамента, черт личности.
Занятие 13. Теории индивидуально-психологических различий
- Теория Н. Мак-Вильямс о психологических особенностях индивидуальности.
- Учение Э. Шпрангера об индивидуально-психологических особенностях личности.
- Концепция Я. Стерляу в системе психологического объяснения индивидуально-психологических различий.
Занятие 14. Понятие индивидуальности в гуманистической школе
- Гуманистические концепции индивидуально-психологических особенностей человека.
- Экзистенциальная психология об индивидуальности.
- Современные теории изучения индивидуальности в психологической науке.
Занятие 15. Характер
- Характер в структуре индивидуальности.
- Работы А.Ф. Лазурского о характере.
- Формирование характера в онтогенезе.
- Типология характера в психологических исследованиях.
- Основные направления патохарактерологического развития личности.
- Соотношение понятий «характер», «личность», «темперамент».
Занятие 16. Понятие акцентуации в дифференциальной психологии
- Определение акцентуации в психологической науке.
- Акцентуация характера по К. Леонгарду.
- Акцентуация характера по А.Е. Личко.
- Соотношение понятий «акцентуация личности» и «пограничная личность» в психологии.
Занятие 17. Стиль общения в структуре индивидуальности.
- Стили лидерства (автократический, демократический, либеральный).
- Стили педагогического общения.
- Стили родительского воспитания.
Тема 18. Понятие жизненного стиля в психологии
- Я-концепция как основа жизненного стиля.
- Локус контроля и ответ на фрустрации.
- Понятие психологического преодоления и его вариации.
- Стиль жизни и самоактуализация.
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)
Тема 1. Практическое изучение индивидных особенностей человека.
1.1 Тест-опросник Г. Айзенка.
Цель: исследовать основные параметры индивидуальности.
1.2 Тест-опросник Я. Стреляу.
Цель: психодиагностика типа ВНД как конституциональной диспозиции личности.
Тема 2. Исследование темперамента.
2.1 Тест «Формула темперамента (тест А.Белого)».
Цель: определить процентное соотношение типов темперамента, присущих данному конкретному человеку.
2.2 Тест-опросник В.М. Русалова.
Цель: психодиагностика структуры темперамента.
Тема 3. Исследование способностей.
3.1 Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Цель: измерить структуру интеллекта индивида.
3.2 Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.
Цель: определить актуальный уровень развития интеллекта человека (коэффициент интеллекта).
3.3 Тест креативности Торранса.
Цель: исследовать творческие способности индивида.
Тема 4. Практическое исследование личности и характера.
4.1 Шестнадцатифакторный опросник Кеттела (16 pf).
Цель: исследовать черты личности.
4.2 Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой.
Цель: изучить мотивационную сферу личности.
4.3 Тест-опросник самоотношения (разработан В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым).
Цель: выявить самоотношение личности.
4.4 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (тест).
Цель: исследовать индивидуальные свойства личности, влияющие на межличностные отношения.
4.5 Диагностика агрессивности (Тест Баса-Дарки)
Цель: определить показатели агрессии и враждебности как характерологических особенностей личности.
4.6 Методика определения уровня тревожности – тест-опросник Спилберга-Ханина.
Цель: определить соотношение ситуационной и личностной тревожности индивидуума.
4.7 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
Цель: исследовать профессиональную направленность личности.
4.8. Методика определения локализации контроля личности (Д. Роттера).
Цель: определить локус-контроля личности.
Тема 5. Определение акцентуации индивида.
5.1 Методика определения преобладающих компонентов в структуре личности Н.Н. Обозова (опросник).
Цель: определить соотношение акцентов (типов поведения) в структуре личности.
5.2 Тест Леонгарда-Шмишека.
Цель: определить акцентуацию поведения человека.
5.3 Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).
Цель: определить типы акцентуации черт характера.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Каждое из заданий выполняется в виде краткого письменного сообщения и сдается на проверку в момент изучения на семинарском занятии соответствующей темы.
- Перечислить и охарактеризовать предпосылки возникновения дифференциальной психологии как научной дисциплины.
- Назвать и проанализировать источники формирования понятия «психологическая норма» в психологии.
- Охарактеризуйте область применения дифференциальной психологии на практике.
- Охарактеризуйте специфику психических феноменов. Какие методологические трудности эта специфика вызывает при исследовании психических процессов индивида и группы?
- Дайте характеристику психологического смысла теории интегральной индивидуальности. Какова практическая ценность данной теории?
- Дайте сравнительную характеристику формально-динамическим и структурно-содержательным особенностям индивидуальной психики.
- Проведите сравнительный анализ темперамента и характера человека.
- Определите соотношение между неврозом и психозом.
- Охарактеризуйте существующие теории гениальности.
- Назовите функции сознания, выделенные К.-Г. Юнгом.
- Дайте характеристику психологической сущности факторов первого и второго порядка в концепции Р.Б. Кетелла.
- Дайте характеристику теориям развития половой идентичности.
- Определите понятие «индивидуальный стиль деятельности».
- Охарактеризуйте жизненные стили, выделенные А. Адлером.
- Проведите содержательный анализ Модели Большой Пятерки при исследовании личности.
- Составьте психологический портрет кого-либо из выдающихся художников знаменитого актера или известного драматурга:
- по тем впечатлениям, которые вы испытали от его творчества;
- по фактам его биографии, используя метод анализа творчества и метод биографии.
- Сравните Ваши заключения, полученные посредством обоих методов.
- Проанализируйте отличие врожденных программ поведения от врожденных качеств.
- Охарактеризуйте адаптивную функцию темперамента.
- Проведите сравнительный анализ интеллекта и личностных качеств человека.
- Дайте сравнительную характеристику стереотипов полоролевого поведения в различных культурах.
- Перечислите и раскройте психологический смысл факторов, связанных с проявлением асоциального поведения.
Темы рефератов
- Общее, особенное и единичное в психике человека.
- Различия между индивидами и между группами.
- Биологическая обусловленность как судьба.
- Близнецы как природный эксперимент.
- Типы нервной деятельности у животных и человека.
- Феномен непризнанного гения.
- Когнитивный стиль и социальное мышление.
- Пол как психологическое явление.
- Эволюция взглядов на жизненное предназначение мужчин и женщин в психологии.
- Особые способности и психика человека.
- Феномен вундеркиндов в различных областях.
- Проблема гениальности и социальной адаптации личности.
- Темперамент и его отражение в этнических стереотипах.
- Строение тела и характер.
- Акцентуация характера и жизненный сценарий человека.
- Представления о «нормальном» характере.
- Характер и субъективное время личности.
- Требования к составлению научной классификации индивидуально-психологических особенностей человека.
- Лидерство в различных жизненных сферах.
- Особенности морального сознания и поведения человека.
- Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.
- Характеристика собственно психологических методов в дифференциальной психологии.
- Общенаучные методы в дифференциально-психологическом исследовании.
- Характеристика понятия «личность».
- Характеристика понятия «индивид».
- Характеристика понятия «индивидуальность».
- Асимметрия полушарий головного мозга.
- Теории темперамента.
- Исследования интеллектуальных способностей.
- Теории черт личности.
- Этология пола.
- Половые различия в психологических качествах.
- Понятие «интегральная индивидуальность».
- Характеристика типов акцентуаций.
9. Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Дифференциальная психология» используются различные образовательные технологии. Аудиторные занятия проводятся в виде: а) лекций разных типов (лекция-диалог, проблемная лекция и др.) с использованием мультимедиа; б) практических занятий (знакомство с различными методами дифференциальной психологии, контрольные работы, обсуждение рефератов, ролевые игры, презентации); в) семинаров (обсуждаются основные проблемы дифференциальной психологии, её концептуальные основы, связь с практикой, проведение встреч с ведущими специалистами г.Тюмени).
Самостоятельная работа слушателей подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации и помощь в написании рефератов); индивидуальную работу студента в компьютерном классе Института психологии, педагогики, социального управления (работа с Интернет-ресурсами), работу в Информационно-библиотечном центре ТюмГУ.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
10.1. Обязательная литература
- Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 2000. ,С. 456.
- Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учеб.пособие. –М., 2003.
- Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. -Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000 .-688 c.
10.2. Дополнительная литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.,: Изд-во ЛГУ. 1969.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.,2006. – 288 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Демина Л.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Новосибирск, 1993.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. — 325 с.
- Западнюк В.И. Влияние адренокортикотропного гормона и кортизона на основные процессы коры головного мозга.//Проблемы эндокринологии и гормонотерапии. — 1958. — Т. 1. — Вып. 2.- С. 3 — 18.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб., 2008, С. 432.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология – СПб., 2002, С. 410.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002, С. 473.
- Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 148—152.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. – М, 2000., С. 206.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Личко А.Е. Подростковая психология, Л., 1985.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.
- Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте – М., 1984. С. 43-52.
- Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб., 1998. — 132 с.
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
- Никитюк Б.А., Дарская С.С. Актуальные вопросы учения о конституции детей и подростков//Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой.- Пермь, 1976.- С. 85-96.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951, Т. 3, кн. 2.
- Пошивалов В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. — Л., 1986.
- Психология конституциональных различий У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 248—261.
- Равич-Щербо И.В. (ред.) Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1998.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко ЕЛ. Психогенетика. — М., 1999. — 445 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. М., 1979. С. 317.
- Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. — М.,1992. — 37 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 267.
- Супрун А.П. (под ред.) «Лабораторные работы по психологии», ч. 1, Барнаул, «Изд-во АГУ», 1985, с. 20 — 30.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М, 1961., С. 534.
- Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы.: Пер. с англ.- М.,:Мир, 1989.-Т.: 1- 3.
- Холлигер В. Человек и агрессия, М., 1975.
- Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992.
10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
//www.psychology-online.net/15/
//www.psychology.ru/library/Vladimir_Nebylicyn/01.stm
//www.childpsy.ru/lib/books/id/8461.php
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Для проведения занятий используются следующее оборудование и программные продукты:
— автоматизированная система «Энцефалан»,
— АПК «Mind Reader»,
— автоматизированная программа «Психофизиолог»,
— комплекты диагностических методик.