Рейтинг-план по учебной дисциплине «Общая психология, экспериментальная психология и психология развития»

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование; квалификация (степень) «бакалавр»

Форма обучения заочная

Курс 1 (3,5-летнее обучение), семестр 1 2011-2012 гг.

Количество зачетных единиц по учебному плану 3

Количество часов по учебному плану __108_, в т.ч. аудиторная работа 10 (лекций 6, практических занятий 4), самостоятельная работа __80_.

Преподаватель: Лебедева О.В., кандидат психологических наук, доцент

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Мин.

Макс.

ДЕ 1: Общая психология как наука. Основные направления зарубежной и отечественной психологии. Основные закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе. Познавательные, эмоционально-волевые психические процессы, психические состояния. Проблема личности в психологии.

Текущий контроль

10

16

1.Выполнение домашнего задания аналитического характера (тема: «Сравнительный анализ основных направлений отечественной и зарубежной психологии»)

4

1

3

4

2.Работа с учебной и научной литературой (темы: «Понятие общения в психологии», «Понятие деятельности в психологии»)

4

2

4

8

3.Выполнение кратких письменных работ (темы: «Формы проявления психики в фило- и онтогенезе»»)

4

1

3

4

Промежуточный (рубежный) контроль

10

14

1.Подготовка реферата (темы: «Проблема соотношения биологического и социального в психике человека», «Иллюзии восприятия», «Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности человека»)

6

1

4

6

2. Тестирование по данному разделу

8

1

6

8

ДЕ 2: Экспериментальная психология как наука. Структура психологического исследования. Этапы исследования. Классификация методов исследования. Экспериментальные исследования в различных областях психологического знания.

Текущий контроль

4

8

1. Работа с учебной и научной литературой (темы: «Классификация методов исследования», «Экспериментальная выборка»)

3

2

3

6

2. Выполнение краткой письменной работы (тема: «Этапы развития экспериментальной психологии как науки»)

2

1

1

2

Промежуточный (рубежный) контроль

4

6

1.Подготовка реферата (темы: «Естественный эксперимент в школе А.Ф.Лазурского», «Вклад Л.С.Выготского в отечественную экспериментальную психологию»)

6

1

4

6

ДЕ 3: Психология развития как наука. Общие закономерности развития психики в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Психологические особенности развития человека в разные возрастные периоды.

Текущий контроль

6

10

1. Выполнение домашнего задания аналитического характера (тема: «Сравнительный анализ периодизаций психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии»)

4

1

3

4

2. Работа с учебной и научной литературой (темы: «Концепция возрастного развития Л.С.Выготского», «Ведущая роль общения со взрослым в психическом развитии ребенка»)

3

2

3

6

Промежуточный (рубежный) контроль

11

16

1. Творческая работа (темы: «Симптоматика и сущность кризиса трех лет», «Причины слабой школьной успеваемости в младшем школьном возрасте», «Проблемы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте», «Кризис среднего возраста», «Проблема одиночества пожилого человека»)

8

1

5

8

2.Тестирование по данному разделу

8

1

6

8

Итого

45

70

Поощрительные баллы

1.Активная работа на практических занятиях

0,5

6

+3

Штрафные баллы

1.Пропуски занятий без уважительной причины

0,5

6

-3

ФПА (с оценкой)

Итоговая работа за семестр

(дифференцированный зачет)

10

30

Итого

55

100

55-70 баллов – «удовлетворительно»

71-85 баллов – «хорошо»

86-100 баллов – «отлично»

Утверждено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии

Протокол №____ от «____» _______________ 20__ г.

Зав. кафедрой _______________ (_____________)

Преподаватель __________________________

Вопросы к экзамену по курсу «Общая психология, экспериментальная психология и психология развития» (заочное отделение дошк.)

Составитель: доцент Лебедева О.В.

Вопросы по общей психологии:

  1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Связь психологии с другими науками. Структура психологической науки. Основные методы психологического исследования. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы психологического изучения человека. Методы объяснительной и описательной психологии.

  2. Основные направления зарубежной психологии (психоанализ, когнитивная психология, теория конвергенции, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология).
  3. Основные направления отечественной психологии (культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория деятельности С.Л.Рубинштейна, теория установки Д.Н.Узнадзе, теория отношений В.Н.Мясищева).
  4. Вклад в отечественную психологию Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, В.В.Давыдова, Б.Г.Ананьева.
  5. Понятие о психике. Основные функции психики. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга. Учение о блоках мозга. Функциональная асимметрия мозга. Проблема возникновения психики. Раздражительность и чувствительность. Развитие психики в филогенезе.
  6. Понятие о сознании. Сознание как высшая форма проявления психики. Проблема возникновения сознания в филогенезе. Формы проявления психики у человека. Психологическая характеристика самосознания.
  7. Проблема бессознательного в психологии. Проблема взаимосвязи сознания и бессознательного в психике человека. Система психологической защиты человека. Характеристика основных видов психологической защиты.
  1. Понятие деятельности в психологии. Деятельность и активность. Деятельностный подход в психологии. Сущность процессов интериоризации и экстериоризации. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности.
  2. Понятие общения в психологии. Основные средства общения. Основные стороны общения: коммуникативная, межличностная, перцептивная. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
  3. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений. Краткая характеристика основных видов ощущений. Свойства ощущений. Понятие о чувствительности. Общие закономерности ощущений.
  4. Понятие о восприятии. Психологические закономерности перцептивной деятельности человека. Основные свойства восприятия. Классификация восприятия. Характеристика основных видов восприятия. Наблюдательность. Иллюзии восприятия.
  5. Общие представления о памяти и ее роли в жизни человека. Основные теории памяти. Основные подходы к классификации памяти. Виды памяти человека. Характеристика основных процессов памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание).

    Явление реминисценции. Эффект «Зейгарник. Проблема развития памяти.

  6. Понятие о мышлении, его специфика и роль в жизни человека. Особенности мыслительной деятельности. Основные виды и формы мышления. Характеристика мыслительных процессов (операций).

    Логические формы мышления. Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления. Проблема развития мышления человека.

  7. Понятие о воображение как специфически человеческом познавательном психическом процессе. Значение воображения в жизни человека. Основные виды воображения. Аналитико-синтетический характер воображения. Приемы воображения. Проблема развития воображения.
  8. Подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека. Виды внимания. Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность и ее виды. Проблема развития внимания человека.
  9. Понятие о речи, ее роль в психическом развитии человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи. Виды речи и проблема их развития.
  10. Понятие о чувствах и эмоциях. Основные функции чувств. Физиологические основы чувств. Связь чувств с органическими процессами человека. Формы выражения чувств. Психологические теории чувств. Основные качества чувств. Формы переживания чувств. Высшие социальные чувства человека.
  11. Понятие о воли в психологии. Значение воли в жизни человека. Важнейшие функции воли. Физиологические основы воли. Характеристика основных теорий воли. Психологическая структура воли. Волевая мотивация. Критерии воли. Индивидуальные особенности воли. Проблема воспитания воли.
  12. Общее представление о психических состояниях. Роль и место психических состояний среди других психических явлений. Основные функции психических состояний. Классификация психических состояний (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные).

    Характеристика некоторых психических состояний.

  13. Понятие и проблема личности в психологии. Индивид, индивидуальность, личность. Особенности взаимодействия биологического и социального в развитии личности. Типологии личности (типологии Гиппократа, У.Шелдона, Э.Кречмера, К.Г.Юнга, Г.Ю.Айзенка, К.Леонгарда, А.Е.Личко).
  14. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы. Типы темперамента. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента. Связь темперамента со свойствами личности. Темперамент и способности.
  15. Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт. Структура характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Истоки характера человека. Механизмы формирования характера. Проблема перевоспитания характера человека.
  16. Определение способностей. Виды способностей у человека. Связь способностей с успешностью выполнения деятельности. Понятие об одаренности. Общее представление о задатках. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей. Факторы, благоприятно влияющие на развитие способностей.
  17. Общее представление о направленности личности. Понятие мотивации. Мотив, потребность, цель. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

Вопросы по экспериментальной психологии:

  1. Введение в экспериментальную психологию, предмет и объект экспериментальной психологии. История становления экспериментальной психологии как науки.

  2. Научное исследование, его принципы и структура, постановка проблемы, формулирование гипотез.
  3. Структура и логика психологического исследования. Этапы исследования. Классификация методов исследования. Эмпирические методы в психологическом исследовании. Неэкспериментальные методы.
  4. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Экспериментальная выборка. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Психологическое измерение. Виды психологических измерений. Интерпретация и представление результатов.
  5. Экспериментальные исследования в различных областях психологического знания. Эксперимент в общей психологии. Проблемы изучения сознания, памяти, эмоций. Экспериментальные исследования в гештальт-психологии. Экспериментальное исследование эмоций. Экспериментальное исследование в социальной психологии. Изучение социальных групп, социализации личности.
  6. Особенности эксперимента в возрастной и детской психологии. Естественный эксперимент в школе А.Ф. Лазурского. Вклад идей Л.С. Выготского в отечественную экспериментальную психологию.

Вопросы по психологии развития:

  1. Психология развития как наука, или предмет психологии развития. Связь с другими науками. Методы психологии развития.

  2. Общие закономерности развития психики в онтогенезе. Основные условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека. Роль субъективной активности в процессе психического развития.
  3. Общие закономерности развития психики в онтогенезе. Роль наследственности, врожденных особенностей и процессов созревания в психическом развитии ребенка.
  4. «Присвоение» общественного опыта – специфическая особенность развития человека. Обучение как необходимое условие развития психики ребенка. Взаимосвязь обучения и развития.
  5. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Основные виды деятельности в онтогенезе.
  6. Проблема периодизации психического развития. Характеристика зарубежных теорий периодизации (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон).
  7. Концепция возрастного развития (по Л.С.Выготскому).

    Структура возраста. Значение кризисных периодов в развитии психики ребенка.

  8. Концепция Д.Б.Эльконина о периодизации психического развития.
  9. Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте. Ведущая роль общения со взрослыми в психическом развитии ребенка. Особенности развития восприятия, предпосылки овладения речью. Развитие хватания и манипулирования.
  10. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Особенности речевого развития. Развитие личности ребенка. Симптоматика и сущность кризиса трех лет.
  11. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущий вид деятельности. Развитие познавательных процессов. Становление личностной сферы ребенка.
  12. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Готовность ребенка к школьному обучению.
  13. Психологические особенности деятельности учения в младшем школьном возрасте. Причины слабой школьной успеваемости. Развитие познавательных процессов. Особенности формирования личности младшего школьника.
  14. Отрочество. Особенности общения. Специфика развития познавательных процессов в период отрочества. Развитие самосознания, становление системы ценностных ориентаций. Проблемы отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
  15. Юность. Процессы формирования мировоззрения и нравственного самоопределения. Особенности профессионального самоопределения. Вопросы полоролевой идентификации.
  16. Особенности развития психики в период ранней взрослости.
  17. Особенности развития психики в период средней взрослости.
  18. Особенности развития психики в период поздней взрослости.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) основная литература

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2003.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2003
  4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
  6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2006.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.
  8. Общая психология. Курс лекций/ Под ред. Е.И.Рогова. М., 1998.
  9. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана. М., 2002.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
  11. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология. Практический курс. М., 2002.

Б) дополнительная литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М., 2003.
  4. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб., 1991
  5. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. №2.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  8. Общая психология/ Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.
  9. Психология/ Под ред. А.А.Крылова. М., 1998.
  10. Психология 21 века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №1, №2.
  11. Семенова Л.Э., Лебедева О.В., Конева И.А. Общая психология. Учебно-методическое пособие. Н.Новгород, 2006.
  12. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С.Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н. Новгород, 2001.
  13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2003.

Основные положения культурно-исторической теории развития высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским:

  • все психические функции человека возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка;
  • отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, системность, осознанность, произвольность; они формируются прижизненно, они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества (различными знаковыми системами);
  • основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности);
  • развитие высших психических функций у детей связано с обучением и воспитанием, оно не может проходить иначе, нежели как в форме усвоения заданных образцов, поэтому развитие проходит ряд последовательных стадий;
  • в процессе интериоризации возникает новый тип строения личности и деятельности, те психические новообразования возраста, которые в «основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Многие положения теории Л.С.Выготского были развиты его последователями.

А.Н.Леонтьев углубил идею Л.С.Выготского об определяющем значении обучения и воспитания в развитии психики, конкретизировал положение общего генетического закона психического развития, понятие «зона ближайшего развития». Фундаментом современной концепции психического развития человека служат положения А.Н.Леонтьева, связанные с понятиями «присвоение», «воспроизведение», «ведущий тип (воспроизводящей) деятельности».

А.Р.Лурия в исследовательской деятельности разрабатывал проблемы социально-исторической природы сознания и проблемы речи как одной из наиболее развитых коммуникативных и знаковых систем. Им много сделано в аспекте изучения нейропсихологических механизмов психики человека и социальной обусловленности их становления в онтогенезе.

А.В.Запорожец продолжил линию Л.С.Выготского, связанную с идеей единства аффекта и интеллекта (теория развития произвольных движений, сензитивных периодов их развития, социальной природы развития эмоциональной сферы ребенка).

Д.Б.Эльконин конкретизировал подходы Л.С.Выготского о периодизации психического развития ребенка, закономерностях становления игровой деятельности дошкольников, учебной деятельности младших школьников, общения подростков.

Теорию возрастного формирования основных социально-нравственных качеств ребенка как субъекта деятельности создала Л.И.Божович на основе понятия Л.С.Выготского о социальной ситуации развития.

В.В.Давыдов в процессе разработки теории развивающего (опережающего) обучения конкретизировал положение Л.С.Выготского о роли обучения в психическом развитии ребенка, указывая на необходимость строить обучение, нацеленное на развитие разных видов деятельности (а не просто «привитие» детям психических новообразований), осуществление которых приводит к воспроизведению детьми соответствующих способностей.

Теории развития психики в онтогенезе

В рамках биогенетического подхода выделяются:

  • теория рекапитуляции Э.Геккеля – человек в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека.
  • Теория рекапитуляции С.Холла – если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
  • Этологическая теория Конрада Лоренца – человеческое поведение как одна из форм поведения животных вообще. Жизнь человека принципиально не отличается от жизни рыб, птиц, млекопитающих; развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов. Аналогично тому, как вылупившиеся утята с рождения подготовлены следовать за первым увиденным объектом.
  • Психоаналитическая теория З.Фрейда – в основе теории лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни и смерти, и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Психическая жизнь разворачивается на трех уровнях – либидо, эго и суперэго. Взаимодействие между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы.
  • Теория привязанности Джона Боулби и Марии Эйнсворт – одна из наиболее популярных в настоящее время в западной психологии. Центральное место занимают отношения с близкими взрослыми. Опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития. Привязанность обусловлена врожденными механизмами, мать выполняет и у животных, и у человека роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды.
  • Теория когнитивного развития Ж.Пиаже – очень важна для детской психологии. Как и З.Фрейд, он опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития и на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей действительности. Ж.Пиаже рассматривал умственное развитие как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Им выделены стадии развития мышления: сенсомоторный период, период конкретных операций, период формальных операций.

В рамках социогенетического подхода выделяются:

  • бихевиоризм (поведенческая теория) и теория социального научения – Дж.Уотсон начал научную революцию с лозунга «Хватит изучать то, что человек думает; давайте изучать то, что человек делает!». Механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями положен в основу формирования человеческого поведения. В американскую психологию вошла идея строго научного эксперимента (объективность, точность, доступность).

    Б.Скиннер ввел понятие инструментального научения (определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением (собаке дают кусочек сахара каждый раз, когда она «танцует». Родители хвалят ребенка за хорошее поведение, что рассматривается как положительное подкрепление, которое закрепляет желаемые формы поведения).Отождествлялось научение и развитие. Механистическая трактовка поведения человека вылилась в идею построения «технологии поведения».

В конце 19 века возникла

— теория конвергенции, или теория двух факторов, В.Штерна – психическое развитие является результатом слияния внутренних данных с внешними условиями (детская игра: окружающая среда доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает проблема выяснения относительной роли наследственности и среды в развитии ребенка. Такой метод найден в психогенетике – близнецовый метод. Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наследственностью, живущие в одинаковых условиях, должны быть абсолютно одинаковыми. Однако этого не происходит.

Во многих странах, в том числе, в Америке, развивается направление гуманистической психологии, яркими представителями которой являются Карл Ренсом Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Анна Фрейд. Одним из центральных понятий концепции гуманистической психологии Маслоу считает термин «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность». Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Однако его стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Отступая перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, личность останавливает свой рост, накапливая невротические тенденции.

— Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах Маслоу и Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие – результат собственного выбора, сделанного человеком. Смысл самоактуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека.

Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях

Психологи

ход развития

условия

источники

Форма развития

Специфика развития

Движущие силы развития

Ст.Холл

К Бюлер

Э.Торндайк

В.Штерн

К Коффка

З.Фрейд

Ж.Пиаже

А.Бандура и др.

Э.Эриксон

От индивиду-ального к со-циальному

(социализа-ция)

Наследст-венность и среда

внутри индивида: в его природе

Приспо-собление

Разные формы концепции рекапитуля-ции:

1.теория повторения

2.теория полезности

3.теория соответствия

Преформизм

Конвергенция двух факторов

Л.С.Выготский

А.Н.Леонтьев

Д.Б.Эльконин

П.Я.Гальперин

В.В.Давыдов

От социаль-ного к инди-видуальному

(закон разви-тия высших психических функций)

морфо-физиоло-гические особенности мозга и общение

Вне индивида:

среда

Присвое-ние

Развитие реб-енка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов

Обучение

Деятель-ность

Психические состояния человека

Психические состояния – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д.Левитов).

1) эмоциональные состояния

Стресс – это состояние, внушаемое ситуацией сильного или длительного напряжения, которое может проявляться как в возбуждении, так и в торможении организма.

Стадии, свойственные любому адаптационному процессу: 1) стадия чрезвычайных трудностей, 2) стадия адаптации, 3) стадия истощения.

Принято разделять стресс на два вида: системный или физиологический и психический.

Шесть основных симптомов хронического стресса: бессонница, грудная боль, кашель или покашливание, сексуальная неудовлетворенность, перепады настроения, ярко выраженная усталость.

Причины стресса: личностные противоречия, профессиональные и финансовые затруднения, взаимоотношения со значимыми людьми.

Психический стресс подразделяется: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс возникает в связи с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.п. Чаще в стрессовой ситуации информационный и эмоциональный стрессоры неразделимы.

Фрустрация – это специфическое эмоциональное состояние, которое возникает в тех ситуациях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.

Фрустраторы могут быть следующих видов:

— пассивное внешнее сопротивление,

— активное внешнее сопротивление,

— пассивное внутреннее сопротивление,

— активное внутреннее сопротивление.

Немецкий психотерапевт Беттхер выделил две группы возможных реакций на фрустрацию:

— конструктивное поведение (препятствие усиливает мотивацию действия; препятствие вынуждает пересмотреть ситуацию, скорректировать первоначальную цель или изменить средства ее достижения);

— неконструктивное поведение (агрессия, перенос, рационализация).

Наиболее частой реакцией в состоянии фрустрации является агрессивное поведение в отношении источника фрустрации.

При изменении по каким-либо причинам жизненных стереотипов чаще всего происходит нарушение удовлетворения привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций.

Тревога – это психическое состояние, являющееся результатом возникновения фрустрации или ее ожидания и считающееся первичным психологическим проявлением стресса. Тревога характеризуется как выраженное переживание диффузного опасения, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддается предсказаниям.

Ф.Б.Березин выделил ряд адаптивных состояний «тревожного ряда»:

-ощущение внутренней напряженности,

— гиперестезические реакции,

— собственно тревога,

— страх (причины тревоги человек начинает усматривать в конкретных внешних обстоятельствах),

— ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы,

— тревожно-боязливое возбуждение (полная дезорганизация поведения).

Гиперестезические реакции связаны с наличием особых ситуаций, когда тревога уже порождается комплексом различных стимулов, ранее совершенно безобидных, начинающих концентрироваться вокруг центрального значимого раздражителя.

Паника – это особое эмоциональное состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженного чувства страха, охватывающего человека или группу людей, и неудержимого, неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

По масштабам паника бывает:

— индивидуальная,

— групповая (от 2 до нескольких сотен человек),

— массовая (тысячи и более людей или паника большинства людей в замкнутом пространстве).

Динамика массовой паники: 1) стимул, 2) реакции отдельных индивидов, 3) эмоциональное заражение, 4) паническое движение.

По глубине охвата (степень панического заражения сознания):

— легкая (человек почти полностью сохраняет самообладание);

— средняя (снижение критичности, возрастание страха);

— паника на уровне полной потери сознательного контроля за своим поведением.

По длительности:

— кратковременная (до нескольких минут);

— достаточно длительная (десяток минут, часы);

— пролонгированная (до нескольких недель и более).

По деструктивным последствиям:

— без материальных и психических деформаций;

— с разрушениями, физическими и психическими травмами;

— с человеческими жертвами, материальными разрушениями.

Депрессия — это эмоциональное состояние, характеризующееся общим отрицательным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения.

Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелый и мучительные переживания (подавленность, тоску, отчаяние).

Для поведения характерны замедленность, безынициативность, утомляемость, что приводит к снижению продуктивности дуятельности.

Типы депрессии:

— реактивные (служат ответом на внешние трудности, на творческое перенапряжение);

— классическая (проявляет себя не только эмоциональным путем, снижаются также мышечная активность, работоспособность);

— невротическая (бывает обусловлена неправильным формированием характера в детском возрасте посредством болезненных привязанностей к отцу, матери);

— эндогенная (более характерны для людей пожилого возраста и проявляются в идеях самоуничижения, виновности, желания собственной смерти);

— скрытая (на первый план выходят психосоматические заболевания).

Радость

Основные переживания и выражение радости предположительно являются универсальными для всего человечества. Они ассоциируются с улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия (окружающими), уверенностью в себе и спокойствием, а также ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Результатом комбинации возбуждения и радости является смех, а также состояние счастливого, радостного возбуждения.

В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в счастливом расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Многие эксперименты показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность придти на помощь другим.

В той же мере, в какой голод могут утолить различные виды пищи, так и ощущение радости может принести самая разнообразная деятельность. При этом не следует забывать, что у разных людей могут быть разные источники ощущения наивысшей радости: для одних это церковь, для других музыка, спорт, работа и т.д. Согласно мнению психологов, умение занять себя приятной и полезной деятельностью, культурные проведение досуга как раз и являются главными источниками удовлетворения и радости.

Связанное с активизацией снижение тревожности является источником радости, даже эйфории, например, в результате приземления после прыжка с парашютом.

Печаль

«При печали обеднел и опустел мир, при меланхолии – само «я».

Нам никогда не приходит в голову рассматривать печаль как болезненное состояние и предоставить ее врачу для лечения, хотя она влечет за собой серьезные отступления от нормального поведения в жизни.

В определенных условиях и при определенных обстоятельствах печаль выступает как единственно адекватная реакция. Печаль является реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т.п.

Тяжелая печаль — реакция на потерю любимого человека – отличается таким же страдальческим настроением, потерей интереса к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, потерей способности выбрать какой-нибудь новый объект для любви, что значило бы заменить оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к памяти умершего.

В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться вокальным компонентом – плачем или рыданием. Мимическое выражение печали гораздо менее продолжительно, чем ее переживание.

Печаль переживается человеком как грусть, уныние, хандра («тяжело на сердце»).

В печали мы часто ощущаем вокруг себя мрак и пустоту, жизнь кажется нам лишенной красок и тепла. Переживание печали включает в себя комплекс чувств, которые сопровождаются конкретными образами, мыслями, воспоминаниями.

Интенсивное переживание печали доставляет человеку боль (спазмы лицевых мышц, болезненные ощущения в груди).

2) активационные состояния

Вдохновение – это состояние творческого подъема, которое объективно переживается как особая готовность, внутренняя мобилизованность на создание творческих продуктов.

В широком смысле вдохновение – это всякое состояние творческого подъема, вдохновенный труд. В узком смысле – это состояние творческого подъема, которое характеризуется легкостью протекания творческого процесса.

Характерные черты:

— сознание легкости творчества;

— исключительная концентрация внимания на объекте творчества;

— активация наблюдательности и мышления;

— эмоциональный подъем (радость творчества);

— переживание «одержимости».

Вдохновение есть результат предварительного труда: «Вдохновение – гостья, которая не любит посещать ленивых»; «Вдохновение – награда за каторжный труд».

Скука и апатия относятся к психическим состояниям, при которых понижается внимание и интерес к деятельности. Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения.

Причины:

— объективные (однообразное повторение каких-либо несильных раздражителей);

— субъективные (неподготовленность к определенным впечатлениям, их непонятность; потеря смысла и интереса к жизни; подвижность нервных процессов).

Характерно для скуки:

— сознание неинтересности, ненужности, незначительности того, что человек воспринимает и делает;

— незнание того, когда это неинтересное закончится;

— чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности;

— слабость или поверхностная подвижность внимания.

Состояние апатии близко к состоянию скуки, однако снижение общего тонуса и равнодушие вызываются не только однообразием впечатлений, но и гораздо чаще их чрезмерным количеством (пресыщением).

При апатии человек безразличен к происходящему и окружающему его, в то время как скучая, человек открыто или про себя протестует против тех условий, которые вызывают скуку.

Характерно для апатии:

— снижение познавательной деятельности,

— отсутствие любознательности,

— безынициативность,

— утомляемость,

— монотонность действий,

— снижение аппетита, головные и сердечные боли.

Монотония

Е.П.Ильин отмечает при исследовании механизмов развития монотонии, что скука и апатия как непременные спутники однообразной работы возникают вследствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т.е. происходит снижение силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.

У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы состояние монотонии наступает значительно раньше, чем в учебные дни.

3) тонические состояния

Состояние бодрствования – это состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность.

Состояние бодрствования не является однородным, в нем выделяют активное и спокойное бодрствование. В процессе активного бодрствования человек либо занят физической деятельностью, либо чувственным восприятием окружающего мира. Базовая часть программы активного бодрствования создается во время сна.

Процессы сна-бодрствования привязаны к определенному времени суток, однако на эти процессы оказывают влияние и другие факторы внешней среды: алиментарные (вещества, поступающие в наш организм с едой и питьем) и стрессорные (например, неосторожно сказанное слово, услышав которое, человек теряет сон на всю ночь)

Состояние сна – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности.

Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Установлена следующая потребность во сне людей разных возрастных групп: ребенку до одного года требуется 16 часов; трехлетнему ребенку — 13 часов; в 5 лет – 12 часов; в 7 лет – 11 часов, в 10-12 лет – 10 часов; в 16 лет – 8 часов; в 17 лет и старше – 8 часов в стуки. Взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни.

Сон обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Сопровождающее сон состояние общего покоя способствует восстановлению, в первую очередь, нервной системы. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости.

Утомление, переутомление

В системе понятий психологии труда утомление есть закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Чрезмерная интенсификация приводит либо к снижению качества труда, либо к повышению утомляемости, а чаще к тому и другому одновременно.

Различают три вида утомления и переутомления: физическое (пилка дров, земляные работы и т.д.), умственное (бухгалтерская работа, проверка тетрадей учеников и т.д.) и эмоциональное (работа актера, летчика), хотя чаще они бывают комбинированными.

В сенсорной сфере под влиянием утомления отмечается падение чувствительности различных анализаторов. Снижается ночное зрение, электрочувствительность глаза, слуховая чувствительность, обонятельная чувствительность и мышечная. Очень характерный симптом утомления — сонливость днем и расстройство сна ночью.

Специфическим вопросом гигиены труда является профилактика утомления. В психологии труда для разработки психогигиенических мероприятий важно различать основной, дополнительные и способствующие факторы наступления утомления и переутомления.

Усталость – психическое явление, переживание, вызываемое утомлением и близкое по своей природе переживаниям боли, голода, жажды. Степень усталости и утомления может не совпадать за счет положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности, однако усталость является чутким «натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении.

4) тензионные состояния

Сенсорная депривация

В измененных условиях нехватка афферентных, идущих от органов чувств импульсов для нормального функционирования мозга начинает осознаваться и переживаться как потребность. Нехватка сенсорной информации, особенно в детском возрасте, приводит к деформации и даже атрофированию соответствующих мозговых отделов (А.Р.Лурия).

Во время длительных автономных походов на подводных лодках, по самонаблюдениям и по наблюдениям за моряками, четко возникало ощущение голода по впечатлениям внешнего мира. Эмоциональная напряженность в первые двое суток в условиях изоляции и сенсорной депривации объективно выражалась в показателях электроэнцефалограммы, кожно-гальванического рефлекса, частоты пульса, дыхания, а также в нарушении восприятия времени. Наблюдаются значительные колебания эмоционального фона, люди чувствуют себя подавленными и усталыми.

С увеличением продолжительности сенсорной депривации происходит ослабление внимания и интеллектуальных процессов («путаются мысли», «невозможно на чем-либо сосредоточиться»).

Видимо, к компенсаторным реакциям в ответ на сенсорный голод следует отнести появление каждую ночь обильных и ярких сновидений.

Одиночество – один из видов трудных состояний. Они вызываются недостатком внешней стимуляции физического и социального характера.

Общение человека с самим собой особенно обостряется в условиях одиночества. Этот фактор весьма существенно влияет на психическое состояние, о чем свидетельствуют самонаблюдения людей, находящихся в условиях одиночества. Длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности. Особенно жесткие условия индивидуальной изоляции – полная тишина, темнота, постоянная оптимальная температура и т.п. – вызывают довольно серьезные отклонения в психических процессах, вплоть до галлюцинаций.

Врач А.Бомбар, переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан, заключает: «Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок.!»

Декабрист Зубков: «Изобретатели виселицы и обезглавливания – благодетели человечества; придумавший одиночное заключение – подлый негодяй; это наказание не телесное, но духовное».

Состояние одиночества в естественных условиях существенно отличается от индивидуальной изоляции в строгом эксперименте. Так, например, в условиях относительного одиночества протекают многие виды профессиональной деятельности, когда общение с другими людьми осуществляется лишь эпизодически (летчики-истребители, водители автотранспорта, космонавты и т.п.)

Замечено, что одиночество легче переносят люди, хорошо информированные о возможных психических состояниях, «ориентирующиеся» в реакциях организма и самочувствии в условиях изоляции, знающие способы самоорганизации жизнедеятельности в этих условиях. Рациональное использование избытка свободного времени в вынужденном одиночестве позволяет сохранять на вполне приемлемом уровне даже биологические функции организма. Другим видом преодоления монотонии в условиях одиночества, изоляции является творчество (очень часто литературное), обращение к искусству.

Одиночество как обязательное условие, очищающая процедура или даже стиль жизни – отшельничество, было весьма распространенным явлением в ряде религий. Одиночество, форма, так сказать, социального голода, как и дозированное физиологическое голодание, может быть полезно и необходимо человеку как средство лечения души, восстановления себя, своей самости, средство самосовершенствования.

Личность, индивид, индивидуальность

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек paзумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

О понятии «личность» мы также в повседневной жизни говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценив таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Мы выделяем прежде всего цельность человека, его способность занять только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, высокий уровень его развития. Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов).

«Личность,- подчеркивал А.Н.Леонтьев,- есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «другие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально эначимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

По мнению Б.Г.Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности), и вторичные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические потребности), результаты взаимодействия которых представлены в темпераменте и задатках.

Личность, по мнению Б.Г.Ананьева — это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками являются статус, роли, внутренняя позиция личности, ценностные ориентации, которые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта — качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта — это структура потенциалов, способностей человека. Центральное место в структуре свойств субъекта занимает интеллект, понимаемый Б.Г.Ананьевым как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека».

Основные понятия:

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональ­ной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представ­лений человека о самом себе.

Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).