Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….5

1 Теоретические основы исследования коммуникативных способностей сотрудников организации…………………………………………………………………9

1.1 Понятие коммуникативных способностей личности в психологии…………9

1.2 Структура и развитие коммуникативных способностей……………………13

1.3 Сущность и содержание социально-психологического тренинга, как

метода изменения коммуникативных способностей………………………………….16

1.4 Выводы…………………………………………………………………………32

2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных

способностей сотрудников организации………………………………………………34

2.1 Организация и методы экспериментальной работы………………………..34

2.2 Анализ результатов психологического исследования влияния тренинга

на коммуникативные способности……………………………………………………..45

2.3 Рекомендации сотрудникам организации……………………………………55

2.4 Выводы…………………………………………………………………………57

Заключение……………………………………………………………………………….59

Глоссарий…………………………………………………………………………………62

Список используемых источников……………………………………………………..64

Приложение А……………………………………………………………………………68

Приложение Б……………………………………………………………………………79

Приложение В……………………………………………………………………………81

Приложение Г……………………………………………………………………………83

Приложение Д……………………………………………………………………………85

Приложение Е……………………………………………………………………………87

Приложение Ж……………………………………………………………………………88

Приложение З……………………………………………………………………………90

Приложение И……………………………………………………………………………92

Приложение К……………………………………………………………………………94

Приложение Л……………………………………………………………………………96

Приложение М……………………………………………………………………………98

Приложение Н…………………………………………………………………………..100

Введение

В XXI веке понимание человека, как социального существа, совершенствуется и наполняется новым содержанием, а так как численность населения на планете возрастает и уже преодолен рубеж в 6 млрд. человек, то увеличивается число повседневных межличностных контактов. Увеличение количества контактов между людьми повышает в свою очередь роль психологических знаний об эффективных способах взаимодействия в обществе. Значительное возрастание интереса, в том числе и научного, к проблемам взаимодействия между людьми привело к разработке и открытию определенных направлений в психологической науке, в русле которых рассматриваются как общие вопросы взаимодействия между людьми — социальная психология (Г.М.Андреева (1997) А.Л. Свенцицкий(1997) и др.), так и частные: психология общения (А.А.Леонтьев (1972), А.А.Бодалев (1983), Б.Д.Парыгин (1971) и др.), психология экспрессивного невербального общения (А.А.Ухтомский, В.А.Лабунская (1986) и др.), социально-перцептивные особенности личности (В.Н.Мясищев (1970), Р.О.Агавелян (1998), и др.), физиогномика (В.А.Кузнецова, В.В.Куприянов, Г.В.Стовичек (1998) и др.), имиджелогия (В.М.Шепель (1997) С.В.Баныкина (1997) и др.), соционика (Е.С.Филатова (1998) В.Д.Ермак (1991) и др.).

7 стр., 3372 слов

Совершенствование коммуникативных сетей в организации на примере KFC International Holdings

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Сочинский государственный университет" Филиал в г. Нижний Новгород Нижегородской области Факультет: Менеджмента, туризма и физической культуры Кафедра: Социально-гуманитарных дисциплин Дисциплина: Коммуникативный менеджмент Курсовой проект ...

Научные разработки в области межличностных взаимодействий находят свое отражение в содержании различных курсов в высших учебных заведениях — «Психология управления», «Социально-психологический тренинг эффективного взаимодействия», «Психология взаимодействия в малых группах» и т.д. Рассмотрение данных вопросов в современной психологии является актуальным при овладении студентами различных профессий. Кроме того, на современном отечественном рынке труда все более востребованы специальности, слабо представленные в советское время – менеджеры, психологи, юристы и т.д. В основе данных профессий лежит тесное взаимодействие с другими людьми, группами и т.п.

Необходимо отметить, что изменение социально-экономической ситуации становления российского общества (возникновение рыночных отношений, изменение идеологии, появление безработицы) требует более внимательного подхода к рассмотрению вопросов взаимодействия между сотрудниками различных предприятий. То есть, можно говорить о формировании нового общественного заказа в психологической науке, реализация которого позволит решить ряд практически направленных задач:

1. Необходимость повышения культуры взаимодействия между людьми.

2. Возможность улучшения психологически-эмоционального комфорта в малой группе рабочего коллектива и обеспечение адекватных условий труда на рабочем месте.

3. Формирование условий для самореализации и самосовершенствования сотрудников в интересах повышения эффективности труда.

В ходе изучения и анализа психологической литературы мы установили, что человек, вступая во взаимодействие с другими людьми, постепенно приобретает знания, вырабатывает умения, навыки наиболее удачливого, с его точки зрения, общения. Исследователи взаимодействия людей А.А.Леонтьев (1972), Л.А.Петровская (1982) показали, что обучение эффективному взаимодействию людей можно активизировать при помощи проведения тренинговых занятий.

8 стр., 3896 слов

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов Формировать коммуникативные навыки у сотрудников педагогического коллектива, одновременно развивая позитивную «Я-концепцию» у каждого из участников тренинга на основе группового взаимодействия. Задачи: .отработать навыки убеждения .отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции .развить умение находить подход к людям .подчеркнуть важность ...

Теоретические и эмпирические исследования в этой области показывают, что формирование и развитие наиболее важных коммуникативных навыков и умений возможно с помощью социально-психологического тренинга, который в процессе обучения формирует профессиональную компетентность в общении, содействует повышению психологической культуры. То есть социально-психологический тренинг, с одной стороны, воздействует на психические образования его участников, а, с другой, влияя на социальную среду (в рамках нашего исследования – на персонал организации), развивает коммуникативные способности сотрудников.

Малая изученность коммуникативных способностей в современной психологии и большая практическая значимость определили выбор темы исследования, её объект и предмет.

Объект исследования: коммуникативные способности сотрудников организации.

Предмет исследования: социально-психологический тренинг и его влияние на коммуникативные способности сотрудников организации.

Цель исследования: изучение особенностей влияния социально-психологического тренинга на коммуникативные способности личности сотрудников организации.

Задачи исследования:

1. рассмотреть структуру и содержание понятия коммуникативные способности;

2. провести социально-психологический тренинг в организации;

23 стр., 11036 слов

Воспитательная работа учителя с трудновоспитуемыми учащимися как объект социально-педагогического исследования

... учащимися как объект социально-педагогического исследования. Лазарева Оксана Андреевна. ... тревоги; развитие способности расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие ... социальной, педагогической, медицинской психологии. То есть речь идет ... консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она ... их обязанность. Поэтому нормализация учебы "трудных" школьников имеет ...

3. проанализировать возможные изменения, произошедшие после тренинга.

Гипотеза исследования: предполагается, что социально-психологический тренинг позволяет эффективно развивать коммуникативные способности сотрудников. В структуре коммуникативных способностей значимым является общение.

Положения выносимые на защиту:

1. Эффективность социально-психологического тренинга может быть повышена на основе использования информации о коммуникативных, профессионально-личностных и познавательных особенностях сотрудника.

2. Развитие коммуникативных способностей сотрудника в социально-психологическом тренинге осуществляется с опорой на выделенный комплекс условий, способствующий самореализации личности.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследовательская работа проводилось в «Центре пожарной безопасности» города Серпухова Московской области. Выборка составила 30 мужчин и женщин в возрасте 25-35 лет; социальная принадлежность – сотрудники организации.

Обработка результатов исследования проводилась на IBM PC с помощью программы Excel.

Методы исследования: для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, обусловленных предметом исследования и его задачами. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, анализ документов, социально-психологический тренинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, анализом научных публикаций по проблематике исследования, последовательностью изучения его предмета, сопоставлением полученных данных, разнообразием применяемых исследовательских методик, репрезентативностью выборочной совокупностью респондентов.

Теоретическая значимость: изучена структура коммуникативных способностей включающих в себя: речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние. Обоснован метод развития коммуникативных способностей в социально-психологическом тренинге.

6 стр., 2847 слов

Психология социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя — женщины

Содержание: Введение………………………………………………………………………….......3 Глава 1.История социально - психологических условий формирования имиджа успешного руководителя – женщины…………………………………………........6 1.1. Понятие и сущность имиджа…………………………………………………...6 1.2. Участие женщин в сфере управления………………………………………...13 Глава 2. Формирование имиджа…………………………………………………..28 2.1.Технология формирования имиджа успешного ...

Практическая значимость: выявлен наиболее эффективный комплекс упражнений и заданий которые развивают общение, значимо повышая коммуникативные способности сотрудников организации;

в процессе социально-психологического тренинга в пределах 2-х месяцев формируется устойчивая тенденция к коммуникативным способностям;

в экспериментальной части исследования особое внимание уделялось:

определению результата в социально-психологическом тренинге;

проведению корреляционного анализа.

Работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения и заключения. В ней также представлен список используемой литературы и приложения.

………….

Список использованных источников

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. Питер 2006. – С.41

2. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика.Упражнения. Игры. – СПб, Социально-психологический центр, 1996. – С.69

3. Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных свойств личности. Труды училища. Вып. 2. – Свердловск, 1973. – С.36

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 3-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – С.42

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «общ.психология»: Учеб.пособие. – М.: Просвещение,1986. – С.154

6. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга.-П.,1983. – С.210

7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие – Л.: ЛГУ,1989. — С.154

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. – 2-е изд., ТетраСистемс,2000. – С.38

9. Краткая философская энциклопедия. – М.: Изд-ая группа «Прогресс» — энциклопедия», 1994. – С.207.

10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. – С. 256

11. Лидерс А.Г. Социально- психологическая характеристика классного коллектива. Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — С.49

4 стр., 1828 слов

Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii задания по педагогике и психологии для педагогической практики студент

задания по педагогике и психологии для педагогической практики студентов IV курса Конспект проведенного урока. Самоанализ проведенного урока. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника). ...

12. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека// Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991.- 129

13. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.6

14. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С. 8

15. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.103

16. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.114-115

17. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.135

18. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.187

19. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.167

20. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.169-170

21. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.171

22. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 2003. – С.345

23. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

24. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.320

25. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

26. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.320

27. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

8 стр., 3672 слов

Лекция 1. Введение в методологию профессионального образования

14 План лекции 1.1 Понятие о методологии и методологии образования 1.2 Понятие о педагогической деятельности. Деятельность продуктивная и репродуктивная 1.3 Философско-психологические основания методологии 1.4 Формы организации деятельности 1.1 Понятие о методологии и методологии образования Методология (от метод и логия) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах ...

28. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М. Андреевой. – М.: Издательство Московского университета, 1997. – С. 9

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой, М.: Русский язык, 1988. – С.39.

30. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы Социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1989. — С.208

31. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд-ий центр «Акад