Развитие коммуникативных способностей в ходе социально-психологического тренинга

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….5

1 Теоретические основы исследования коммуникативных способностей сотрудников организации…………………………………………………………………9

1.1 Понятие коммуникативных способностей личности в психологии…………9

1.2 Структура и развитие коммуникативных способностей……………………13

1.3 Сущность и содержание социально-психологического тренинга, как

метода изменения коммуникативных способностей………………………………….16

1.4 Выводы…………………………………………………………………………32

2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных

способностей сотрудников организации………………………………………………34

2.1 Организация и методы экспериментальной работы………………………..34

2.2 Анализ результатов психологического исследования влияния тренинга

на коммуникативные способности……………………………………………………..45

2.3 Рекомендации сотрудникам организации……………………………………55

2.4 Выводы…………………………………………………………………………57

Заключение……………………………………………………………………………….59

Глоссарий…………………………………………………………………………………62

Список используемых источников……………………………………………………..64

Приложение А……………………………………………………………………………68

Приложение Б……………………………………………………………………………79

Приложение В……………………………………………………………………………81

Приложение Г……………………………………………………………………………83

Приложение Д……………………………………………………………………………85

Приложение Е……………………………………………………………………………87

Приложение Ж……………………………………………………………………………88

Приложение З……………………………………………………………………………90

Приложение И……………………………………………………………………………92

Приложение К……………………………………………………………………………94

Приложение Л……………………………………………………………………………96

Приложение М……………………………………………………………………………98

Приложение Н…………………………………………………………………………..100

Введение

В XXI веке понимание человека, как социального существа, совершенствуется и наполняется новым содержанием, а так как численность населения на планете возрастает и уже преодолен рубеж в 6 млрд. человек, то увеличивается число повседневных межличностных контактов. Увеличение количества контактов между людьми повышает в свою очередь роль психологических знаний об эффективных способах взаимодействия в обществе. Значительное возрастание интереса, в том числе и научного, к проблемам взаимодействия между людьми привело к разработке и открытию определенных направлений в психологической науке, в русле которых рассматриваются как общие вопросы взаимодействия между людьми — социальная психология (Г.М.Андреева (1997) А.Л. Свенцицкий(1997) и др.), так и частные: психология общения (А.А.Леонтьев (1972), А.А.Бодалев (1983), Б.Д.Парыгин (1971) и др.), психология экспрессивного невербального общения (А.А.Ухтомский, В.А.Лабунская (1986) и др.), социально-перцептивные особенности личности (В.Н.Мясищев (1970), Р.О.Агавелян (1998), и др.), физиогномика (В.А.Кузнецова, В.В.Куприянов, Г.В.Стовичек (1998) и др.), имиджелогия (В.М.Шепель (1997) С.В.Баныкина (1997) и др.), соционика (Е.С.Филатова (1998) В.Д.Ермак (1991) и др.).

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

... в организации основано на том, что в период становления личности человек усваивает определенные ценности и ожидания. В процессе взаимодействия людей ... Такая регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным. В структуре личности Фрейд выделяет 3 ... Психологические теории поведения человека в организации 1. Бихевиоризм как поведенческая концепция ...

Научные разработки в области межличностных взаимодействий находят свое отражение в содержании различных курсов в высших учебных заведениях — «Психология управления», «Социально-психологический тренинг эффективного взаимодействия», «Психология взаимодействия в малых группах» и т.д. Рассмотрение данных вопросов в современной психологии является актуальным при овладении студентами различных профессий. Кроме того, на современном отечественном рынке труда все более востребованы специальности, слабо представленные в советское время – менеджеры, психологи, юристы и т.д. В основе данных профессий лежит тесное взаимодействие с другими людьми, группами и т.п.

Необходимо отметить, что изменение социально-экономической ситуации становления российского общества (возникновение рыночных отношений, изменение идеологии, появление безработицы) требует более внимательного подхода к рассмотрению вопросов взаимодействия между сотрудниками различных предприятий. То есть, можно говорить о формировании нового общественного заказа в психологической науке, реализация которого позволит решить ряд практически направленных задач:

1. Необходимость повышения культуры взаимодействия между людьми.

2. Возможность улучшения психологически-эмоционального комфорта в малой группе рабочего коллектива и обеспечение адекватных условий труда на рабочем месте.

3. Формирование условий для самореализации и самосовершенствования сотрудников в интересах повышения эффективности труда.

В ходе изучения и анализа психологической литературы мы установили, что человек, вступая во взаимодействие с другими людьми, постепенно приобретает знания, вырабатывает умения, навыки наиболее удачливого, с его точки зрения, общения. Исследователи взаимодействия людей А.А.Леонтьев (1972), Л.А.Петровская (1982) показали, что обучение эффективному взаимодействию людей можно активизировать при помощи проведения тренинговых занятий.

Теоретические и эмпирические исследования в этой области показывают, что формирование и развитие наиболее важных коммуникативных навыков и умений возможно с помощью социально-психологического тренинга, который в процессе обучения формирует профессиональную компетентность в общении, содействует повышению психологической культуры. То есть социально-психологический тренинг, с одной стороны, воздействует на психические образования его участников, а, с другой, влияя на социальную среду (в рамках нашего исследования – на персонал организации), развивает коммуникативные способности сотрудников.

3 стр., 1067 слов

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность

... из контакта. Таймменеджмент. Стрессоустойчивость. Уверенное поведение. Итак, социально-психологическая (коммуникативная) компетентность предполагает: способность понимать самого себя, других людей, взаимоотношения людей, способность прогнозировать межличностные ситуации и это, несомненно, является ...

Малая изученность коммуникативных способностей в современной психологии и большая практическая значимость определили выбор темы исследования, её объект и предмет.

Объект исследования: коммуникативные способности сотрудников организации.

Предмет исследования: социально-психологический тренинг и его влияние на коммуникативные способности сотрудников организации.

Цель исследования: изучение особенностей влияния социально-психологического тренинга на коммуникативные способности личности сотрудников организации.

Задачи исследования:

1. рассмотреть структуру и содержание понятия коммуникативные способности;

2. провести социально-психологический тренинг в организации;

3. проанализировать возможные изменения, произошедшие после тренинга.

Гипотеза исследования: предполагается, что социально-психологический тренинг позволяет эффективно развивать коммуникативные способности сотрудников. В структуре коммуникативных способностей значимым является общение.

Положения выносимые на защиту:

1. Эффективность социально-психологического тренинга может быть повышена на основе использования информации о коммуникативных, профессионально-личностных и познавательных особенностях сотрудника.

2. Развитие коммуникативных способностей сотрудника в социально-психологическом тренинге осуществляется с опорой на выделенный комплекс условий, способствующий самореализации личности.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследовательская работа проводилось в «Центре пожарной безопасности» города Серпухова Московской области. Выборка составила 30 мужчин и женщин в возрасте 25-35 лет; социальная принадлежность – сотрудники организации.

Обработка результатов исследования проводилась на IBM PC с помощью программы Excel.

Методы исследования: для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, обусловленных предметом исследования и его задачами. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, анализ документов, социально-психологический тренинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, анализом научных публикаций по проблематике исследования, последовательностью изучения его предмета, сопоставлением полученных данных, разнообразием применяемых исследовательских методик, репрезентативностью выборочной совокупностью респондентов.

Теоретическая значимость: изучена структура коммуникативных способностей включающих в себя: речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние. Обоснован метод развития коммуникативных способностей в социально-психологическом тренинге.

Практическая значимость: выявлен наиболее эффективный комплекс упражнений и заданий которые развивают общение, значимо повышая коммуникативные способности сотрудников организации;

21 стр., 10009 слов

Часть I. Разработка методологических оснований социально-психологического ...

... которая вносит значительный вклад в изучение феномена организационной культуры и последовательно формирует социально-психологическое направление организационно-культурных исследований. ... теория организаций, менеджмент, организационно-управленческое консультирование, бизнес-журналистика. Ключевую роль в данной междисциплинарной кооперации труда играет социальная психология, ...

в процессе социально-психологического тренинга в пределах 2-х месяцев формируется устойчивая тенденция к коммуникативным способностям;

в экспериментальной части исследования особое внимание уделялось:

определению результата в социально-психологическом тренинге;

проведению корреляционного анализа.

Работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения и заключения. В ней также представлен список используемой литературы и приложения.

………….

Список использованных источников

1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. Питер 2006. – С.41

2. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика.Упражнения. Игры. – СПб, Социально-психологический центр, 1996. – С.69

3. Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных свойств личности. Труды училища. Вып. 2. – Свердловск, 1973. – С.36

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 3-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – С.42

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «общ.психология»: Учеб.пособие. – М.: Просвещение,1986. – С.154

6. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга.-П.,1983. – С.210

7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие – Л.: ЛГУ,1989. — С.154

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. – 2-е изд., ТетраСистемс,2000. – С.38

9. Краткая философская энциклопедия. – М.: Изд-ая группа «Прогресс» — энциклопедия», 1994. – С.207.

10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. – С. 256

11. Лидерс А.Г. Социально- психологическая характеристика классного коллектива. Учебное пособие.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — С.49

12. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека// Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991.- 129

13. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.6

14. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С. 8

15. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.103

16. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.114-115

17. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.135

18. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.187

19. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.167

20. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.169-170

21. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. – СПб.: «Образование»,1997. – С.171

6 стр., 2631 слов

Феномен личности в психологии. Теория личности

... личности, ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую ... людьми. Исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. При этом в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, ...

22. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. – М.: просвещение: ВЛАДОС, 2003. – С.345

23. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

24. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.320

25. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

26. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.320

27. Немов Р.С. Учеб.для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2003. – С.319

28. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М. Андреевой. – М.: Издательство Московского университета, 1997. – С. 9

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой, М.: Русский язык, 1988. – С.39.

30. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы Социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1989. — С.208

31. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд-ий центр «Акад