Религиозные учения о конфликте

Отражение конфликта в философии, религии, искусстве и СМИ

История обсуждения конфликта, его анализа и интерпретации насчитывает тысячелетия. Конфликт – постоянный спутник человека, это лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас раскрываться в борьбе с оппонентом. Если спор между людьми — достаточно цивилизованная форма конфликта, отходом от поведения животных, то драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения гораздо больше напоминают поведение животных по принципу «стая на стаю». Т.е. конфликтпостоянный спутник человечества и всего живого на земле.

Первые обсуждения конфликта стали возможны лишь на определенном этапе развития человечества (законы Хаммурапи, Библия, Одиссея).

Конфликт лежит в основе философской системы Китая, где провозглашается постоянное противоборство положительных и отрицательных сторон материи (инь и ян).

Конфуций – поиск и достижение гармонии – сердцевиной учения является «учение о середине» (баланса сил).

В древних законах царя Хаммурапи содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. В Индии во многих философских трактатах описываются и излагаются способы решения конфликтов.

Конфликтологические вопросы поднимались философами Древней Греции. В Древней Греции единство взглядов не наблюдалось по проблемам конфликта. Ряд философов считали, что конфликт органически присущ всем явлениям. Другие отрицательно оценивали конфликт. Аристотель – политическое устройство полисов. Цицерон в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на справедливое и несправедливое и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

 

8.08

Философские учения о конфликте

495 г. пала Римская Империя; Средневековье – теологическое мировоззрение (Августин Блаженный «О граде Божием» — «те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а лишь хотят другого мира, который отвечал бы их желаниям»,т.е. решающим является не сам процесс конфликта, а сама цель; Фома Аквинский);

«Те, которые разрушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят другого, который будет соответствовать его желаниям», т.е., по мнению Аврелия Августина, решающим является не сам процесс конфликта, а его цель.

Эпоха венецианского возрождения: Николо Маккиавели. Он считал конфликт универсальным признаком общества, объясняя это природной предрасположенностью человека. Эразм Роттердамский (1469-1536): «война сладка для тех, кто ее не знает».

15 стр., 7302 слов

Конфликты и их причины

Содержание Введение 1. Сущность конфликтов 1.1. Понятие и виды конфликтов 1.2 Причины конфликтов и способы их разрешения 2. Конфликты, существующие на зао "пинскдрев" и способы их разрешения 2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 2.2 Конфликты на ЗАО "Пинскдрев" и способы их разрешения 3. Предложения по предотвращению конфликтов и способов их разрешения Заключение Список ...

Френсис Бэкон представил анализ причин социальных конфликтов. Томас Гоббс «Левиафан» (так он назвал государство): государство – некое единое существо (анализ Карла Шмидта – «Левиафан: учение о государстве Томаса Гоббса»).

Показано дополитическое состояние человека и общества, оно характеризуется: «война всех против всех», «человек человеку – волк». Чтобы прекратить это состояние, люди заключили общественный договор (договор между властвующими и подвластными, власть берет на себя обязательство обеспечивать безопасность).

Война всех против всех прекращается внутри государства с его образованием, но государства между собой по-прежнему остаются в состоянии этой войны.

Теорию общественного договора больше развил Жан Жак Руссо («Об общественном договоре») – как разрешается состояние конфликта. Адам Смит «Исследования о причинах богатства народов». Иммануил Кант: «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние, последнее, наоборот, есть состояние войны, то есть если и не беспрерывные враждебные, то постоянная угроза, следовательно, состояние мира должно быть установлено».

Георг Гегель, Фридрих Ницше – рассматривают состояние войны.

Религиозные учения о конфликте

Христианство: отношение к конфликтам в христианстве противоречиво, а в некоторых аспектах – неразрешимо.

Институт стратегических оценок и анализа (isoa.ru) – вооруженный конфликт в Северной Осетии, там есть заявление патриарха Алексия II и Ильи II.

Контент-анализ текста Библии (Анцупов, Колаев, Шипилов) показал, что из 12.407 понятий и категорий 1.909 отражают проблему насилия (боле 15%).

Наиболее часто в группе «насилие» употребляется категория наказание и производные от нее (почти 26%).

В этой же группе призывы убивать составляют более 20%. Среди категорий группы «мир и согласие» наиболее часто употребляется группа слов со значением «помощь, поддержка».

Ислам: позиция ислама в вопросе конфликтов также противоречива. С одной стороны, ненасилие проповедуется как идеал социальной жизни, с другой – приветствуется борьба за расширение пространства ислама. В Коране читаем следующее: «а если пожелал твой господь, то он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить.»

5 стр., 2165 слов

Измененные состояния сознания: психологический анализ

Дрёмов С.В., Семин И.Р. Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методом исследования был метод интроспекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, ...

Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны. Они не приемлют насилия, в классическом буддизме нет даже понятия «зло». Несмотря на войны, представители буддизма по-прежнему категоричны в том, что необходимо жить в любви к ближнему: «ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она».

Искусство так или иначе является зеркалом отражения человеческой истории, где отражены конфликты и отношение к ним. Курьезный показательный факт: в 1948-52 гг в журнале «Театр» шла масштабная дискуссия по целесообразности рассмотрения конфликтов в художественном произведении. Результатом дискуссии был вывод: «Конфликту – быть!».

15.09 Конфликт в СМИ

Общий анализ русских пословиц и поговорок показывает, что более 900 из них посвящены проблеме насилия и согласие. Из них в более 40% случаев насилие одобряется. В более 43% одобряется согласие.

СМИ реагируют на конфликты более оперативно, нежели искусство, наука, религия, философия. Более того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, влияют на процесс их развития, а иногда и прекращают их.

Норман Шварцкопф после операции «Буря в пустыне» в 1991 году: «Мы не побеждаем до тех пор, пока CNN не говорит, что мы побеждаем».

1992 год, миротворческая операция в Сомали, несколько американских рейнджеров в центре Сомали (их послали за упавшим вертолетом).

При освобождении пилотов сбитого вертолета погибло около 20 рейнджеров, при этом из противоборствующей группировки Айдида погибло около 400 человек (треть формирования), при этом погибло 1200 мирных жителей. Соотношение потерь более 1:20. После демонстрации кадров глумления над трупами американских военнослужащих, правительство США приняло решение о выводе войск из страны. После этого в обиход вошло понятие «фактор CNN». С помощью этого понятия характеризуется роль СМИ в современной политике.

Поэтому вполне правомерно утверждать, что войны и конфликты сегодня выигрываются прежде всего информационно. «Когда хвост влияет собакой».

Косачев – председатель совета гос. Думы по международным отношениям.

Воздействие СМИ на сознание человека и повышение уровня конфликтности и тревожности общества замечено давно. До сих пор программы, содержащие сцены насилия и описания трагических происшествий, считаются наиболее ценными с точки зрения повышения рейтинга. Насилие превалирует в 8 из 10 передач, по подсчетам, в среднем за час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть около 100 000 сцен насилия. Проводимые исследования показывают стойкую зависимость между просмотром сцен насилия по телевиденью и агрессивным поведением 8-летних мальчиков. После повторного исследования через 3 года, было установлено, что те, кто в детстве больше видел сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель разрешения конфликтов. Кроме того, было выявлено, что просмотр телепередач со сценами насилия ведет и к росту агрессивности у части зрителей, и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлениями агрессии в повседневной жизни.

30 стр., 14756 слов

Анализ социального конфликта

... (нами) отвергаемого" (Цит. по: Зайцев А.К. Парадигмы насилия и ненасилия в конфликтологии // Социальный конфликт, 1999, № 4, с. 4). Галтунг исследовал также такой ... , как и сами конфликты. Например, авторы различают иррациональное и рациональное насилие (См.: Зайцев А.К. Парадигмы насилия и ненасилия в конфликтологии. Указ. изд., с ...

Тем самым, СМИ:

1. оказывают мощное воздействие на формирование у людей установок относительно их поведения в конфликтных ситуациях

2. влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями и политиками

3. помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия

Становление конфликтологии

1. История отечественной конфликтологии

2. Характеристика основных этапов зарубежной конфликтологии

Первые отечественные публикации по проблеме конфликта появились в начале 20-х годов. В них впервые проблема конфликта выделяется самостоятельно, в названиях появляется слово «конфликт» и его производные.

В отечественной конфликтологии принято выделять несколько периодов:

1. до 1924 года: конфликтные идеи зарождаются и развиваются как практическое знание принципов, правил, приемов поведения в реальных конфликтах. Накапливаются первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в разных науках, но не выделяется как самостоятельное явление.

2. 1924-1990 гг: период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление скачала в рамках двух наук (правоведение и социология), а к концу этого периода наук было уже 11. Интенсивность исследования конфликтов постоянно увеличивается. Этот период включает в себя 4 этапа:

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные возмож- ...

a. 24-34 годы: первая волна публикаций в правоведении, социологии и социобиологии

b. 35-48 годы: практически полное отсутствие публикаций, вследствие войны и обстановки в стране в целом

c. 48-72 годы: ежегодно публикуются работы, защищаются 25 кандидатских диссертаций по исследованию конфликта как самостоятельного объекта по философии, педагогике, истории.

d. 73-89 годы: рост количества публикаций и исследований, защищаются первые докторские диссертации

3. 1990 – по настоящее время: появляются междисциплинарные исследования; конфликтология выделается в самостоятельную дисциплину; резкое увеличение ежегодного количества публикаций с нескольких десятков до нескольких сотен; появляются центры, группы и проч. по исследованию и урегулированию конфликтов.

Ведущие позиции в исследовании конфликта имеет психология, с большим отрывом следуют социология и политические науки, общая дол других наук составляет не более 7%, т.е. проблема конфликта имеет ярко выраженный междисциплинарный характер.

Как и в России, за рубежом основной вклад внесли социологи, психологи и политологи. Отличия от отечественной конфликтологии:

1. теории конфликта стремились создать в XIX веке

2. более широкий спектр подходов, только в США конфликтами занимаются десятки центр исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах

3. подготовка бакалавров и магистров по конфликтологии ведется с конца 60х годов

4. главное отличие – преимущественно прикладной характер

Психология: на рубеже 50-60 гг. появились исследования, где интерес обращен непосредственно к самому конфликту. Направления: психоанализ, этология (от слова этос, социальное поведение животных, их взаимоотношения в сообществах), теория групповой динамики, поведенческое направление, социометрическое, теория игр, организационных систем.

Социология: Г. Спенсер (вторая половина XIX века), марксистская теория конфликта, функциональная теория Георга Зиммеля (1908), М. Вебер («Политика как призвание, профессия»), Т. Парсонс, Р. Дарендорф («класс и классовый конфликт в индустриальном обществе»).

Политология: В. Парето (концепция элиты)

Как конфликты рассматриваются в рамках западной политологии

9 стр., 4366 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

... из принципов Гарвардского проекта по переговорам.   Перечень примерных вопросов к экзамену 1. Предмет, объект, задачи конфликтологии. 2. Причины межличностных конфликтов. 3. Типология конфликтов. 4 ...

22.09

Политология: Вильфредо Поредо («Концепция элиты»).

Политика конфликтна изначально, т.к. политическая сфера жизни возникла именно потому, что на определенном этапе развития общества возникли непримиримые противоречия, которые надо было решать.

Сан Эстебан «Основы политической науки», Карл Шмидт «Понятие политического». Гаэтано Моска, Франц Оппенгеймер, ученые Истон «теория политической стабильности». Ряд политических ассоциаций участвует в разработке программ мира и содействует ООН в разрешении конфликтов. В виду того, что в нашей стране политическая наука оформилась намного позже, чем за рубежом, политическая конфликтология России испытывает сильное влияние западных и зарубежных идей.

Конфликт как основная категория конфликтологии. Конфликтология как наука

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействий и заключающийся в противодействии субъектов конфликта. Конфликт обычно сопровождается негативными эмоциями.

Необходимыми достаточными условиями возникновения конфликта являются:

1. Наличие у субъектов взаимодействия, противоположных мотивов или суждений

2. Наличие состояния противоборства между ними.

Если субъекты противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (или переживают, но не проявляют их), такие ситуации называют предконфликтными.

Конфликты разворачиваются в трёх сферах: общении, поведении, деятельности.

Существует три типа конфликта:

• Внутриличностный

• Социальный

• Зооконфликты

В рамках социального конфликта выделяют: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Центральным объектом в конфликтологии в сфере массовой информации и коммуникации (и журналистики) являются социальные конфликты и межличностные.

Эволюция конфликтов:

В структуре психики выделяется несколько уровней:

1. Бессознательное

2. Подсознание

3. Сознание

4. Надсознание

Бессознательный уровень представлен инстинктами (самосохранение, продолжение рода, смерти), развит 500 млн лет назад. При удовлетворении инстинкта самосохранения начинает функционировать второй, т.е. появляется стремление к продлению рода. Примерно 50 млн назад развилось подсознание.

Сознание присуще только человеку и возникло естественным эволюционным путем 500 тыс лет назад. Надсознание – такие психические образование, которые человек может развить при помощи тренировок, развиты 5 тыс лет назад.

11 стр., 5302 слов

Тема 1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов

Темы докладов и сообщений, рассматриваемых на семинарских занятиях: 1. Конфликтология как наука. Место конфликтологии в системе наук. 2. Характеристика концепций социального конфликта в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля. 3. Современные концепции конфликта на Западе: конфликт в структурном функционализме Т.Парсонса, теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера, конфликтная модель ...

Бессознательное и подсознательное играют в жизни человека очень значимую роль. В стрессовых и конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознательного заметно возрастает.

13.10 Объект, предмет, цели и задачи конфликтологии

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. В большей степени конфликтологию интересуют два типа конфликтов: с участием человека и зооконфликты. Среди конфликтов с участием человека принято выделять внутриличностные и социальные. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты. Ядром социальных конфликтов являются межличностные.

Исследование межличностных конфликтов может вскрыть причины конфликтного взаимодействия в целом, процессы, связанные с конфликтным поведением человека, и прогнозировать их последствия. Считается, что межличностные конфликты менее сложны для исследования.

Предмет конфликтологии – см. определение конфликтологии. Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов.

Найти определения:

Социальный конфликт –конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Внутриличностный конфликт –это состояние, в котором у человека есть противоречивые взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.

Методологические принципы конфликтологии

Принцип междисциплинарности. Конфликт – явление междисциплинарное. Опираясь на знания только одной науки (психологии, социологии и др.) невозможно его глубоко изучить и, тем более, регулировать, т.е. междисциплинарный подход ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.

Принцип преемственности. Этот принцип требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Особенно важным здесь является знание специфики отечественной конфликтологии.

Принцип эволюционизма. Ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании.

Принцип личностного подхода. Связан с выявлением и учетом отдельных личностных особенностей конкретных людей, которые выступают центральным звеном в конфликтах всех без исключения уровней.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов. Принцип ориентирует на познание скрытых глубинных конфликтов.

Общенаучные принципы исследования конфликтов

Самостоятельное изучение:

· Принцип развития

· Принцип всеобщей связи

· Принцип соблюдения законов диалектики (единство и борьба противоположности, отрицания отрицания, перехода количества в качество)

· Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики

· Принцип системного подхода

· Принцип конкретно-исторического подхода

· Принцип объективности

Универсальная понятийная схема описания конфликта

Конфликт:

1. сущность

2. классификация

3. структура

4. функции

5. динамика

6. эволюция

7. генезис

8. системно-информационное описание

9. предупреждение

10. завершение

11. исследование и диагностика

Виды системного анализа конфликта

Конфликт:

· системно-структурный анализ (основной вид системного анализа): рассмотрение конфликта как целого, состоящее из системы подструктур

· системно-функциональный анализ (основной вид системного анализа): направлен на выявление характера и способов воздействия одних элементов и структур конфликтов на другие

· междисциплинарный анализ

· системно-информационный анализ (основной вид системного анализа): направлен на анализ закономерностей и информационного обмена между подструктурами конфликта

· системно-содержательный анализ

· системно-генетический анализ (основной вид системного анализа): предполагает раскрытие обусловленности конфликтов факторами макро и микро среды. Он предполагает и учет субъективного мира участников конфликта

· системно-ситуационный анализ

Цели и задачи конфликтологии в сфере массовой информации и коммуникации

Цели:

1. исследование конфликтов, связанных с деятельностью специалиста в области СМИ и СМК

2. организация системы практической работы по прогнозированию, предупреждению и регулированию конфликтов

Актуальные задачи:

1. преодоление низкого уровня конфликтологических знаний в профессиональной среде

2. создание системной базы эмпирических данных, включая результаты ситуационного анализа

3. разработка методики и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах деятельности специалиста

03.11 Типология конфликтов. Причина возникновения и структура

Классификация необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый конфликт имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

Четыре группы причин конфликтов

Объективные

Организационно-управленческие

Социально – психологические

Личностные

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановке. Причины могут быть реальнымиили мнимыми, то есть только поводом, искусственно придуманным человеком. Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или неконфликтного пути ее решения. Тот или иной вариант поведения человек выбирает в соответствии со своими индивидуальными особенностями (темперамент, характер).

В одном и том же конфликте субъективные и объективные причины иногда сложно развести. Кроме того, необходимо учитывать, что агрессивность человека может быть результатом агрессивной среды, в условиях которой он сформировался. К числу частных объективных причин можно отнести следующие:

1. естественное столкновение материальных и духовных интересов людей

2. слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем

3. недостаток значимых материальных и духовных благ

Организационно-управленческие:

· структура организации не соответствует виду деятельности, которой она занимается (структура создается под задачи).

Идеального соответствия структур решаемым задачам достичь практически невозможно. Как правило, допускаются две ошибки.

 

10.11

2 ошибки:

1. ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач

2. непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией

Функционально-организационные причины вызываются:

1. неоптимальность функциональной связи организации с внешней средой

2. между структурными элементами организации

3. между отдельными работниками

Личностно-организационные причины связаны:

1. с несоответствием работника по своим качествам занимаемой должности

2. отсутствием мотивации

Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения конкретны задач.

Социально-психологические причины:

1. потеря и искажение информации в процессе коммуникации

2. несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (необоснованное занятие участником взаимодействия роли, которой он не соответствует)

3. непонимание людьми того, что, при обсуждении проблемы, несовпадение позиций может быть вызвано не расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон

4. выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга

5. предпочтение членов своей группы представителям других групп

6. стремление к власти

7. психологическая несовместимость

Личностные причины обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека при взаимодействии его с другими людьми и окружающей средой. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения партнера по взаимодействию. Варианты могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Если поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается без конфликта, если нет, то оно либо прерывается, либо входит в конфликтную фазу.

Структура конфликтов

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

Объективное содержание конфликтной ситуации.

Участники конфликта: ими могут быть частные лица, официальные лица, юридические лица. Могут образовывать различные группировки.

Степень участия в конфликте может быть различной, от непосредственного взаимодействия дно опосредованного влияния. Поэтому выделяют:

· основные участники

· группы поддержки

· другие участники

17.11

Объективное содержание конфликтной ситуации:

1. Участники конфликта. Ими могут быть частные лица (семейные конфликты), официальные лица или юридические лица. Участники конфликта могут образовывать различные группировки. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Поэтому выделяют:

1.1. Основные участники (оппоненты) – часто их называют противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые совершают активные действия друг против друга. Иногда используются понятие «оппонент». В переводе с латинского оно означает «возражающий» или «противник в споре». Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. В конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия, то есть инициатора конфликта. В длительных затяжных конфликтах определить инициатора бывает сложно. Часто выделяют такую характеристику оппонента как его ранг (уровень возможностей оппонента по реализации своих целей).

1.2. Группа поддержки – присутствует всегда в любом конфликте, поскольку за оппонентами стоят силы, представленные теми или иными индивидами или группами. Они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход активными действиями или же простым присутствием и молчаливой поддержкой.

1.3. Другие участники – те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы, посредники, судьи, медиаторы.

2. Предмет конфликта – ядром любого конфликта является противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. Предмет конфликта – это существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, это противоречие из-за которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта – им может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта и желание полностью владеть им.

4. Макро- и микросреда – это условия, в которых действуют участники конфликта. Микросреда – это ближайшее окружение сторон, а макросреда – это социальные группы представители которого являются сторонами конфликта.

Субъективная сторона конфликта:

Это устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также восприятие ими конфликтной ситуации. По сути это информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты строят свое поведение.

Мотивы сторон: побуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента. В конфликте бывает сложно выявить мотивы оппонентов, поскольку в большинстве случаев они их скрывают, открыто предъявляя мотивы, которые отличаются от истинных.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Основные принципы: концентрация сил, координация усилий, нанесение ударов по наиболее уязвимому месту у оппонента, экономия сил и времени.

Стратегии поведения в конфликте – это установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегии выделяются на основе концепции «о силовом поле мотивации» и ориентации либо на человека, либо на прибыль. Поэтому выделяются пять стратегий:

1. Соперничество (заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения)

2. Сотрудничество (позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворило бы обе стороны)

3. Компромисс (предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны)

4. Приспособление (основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента)

5. Избегание (участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению)

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, или может доминировать одна из них. Например, в конфликтах по вертикали (руководитель – подчиненный) оппоненты могут менять стратегию поведения в зависимости от изменения обстановки. Причем подчиненные идут на это примерно в 1,5 раза чаще, чем руководители.

Тактики в конфликте (стратегии реализуются через тактики):

· Тактика захвата и удержания объекта

· Тактика физического насилия (нанесение ущерба)

· Тактика психологического насилия (вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь): оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, клевета, дезинформация, обман, унижение, диктат (часто применяется в межличностных конфликтах, особенно когда уровень образования и культуры у оппонентов невысокий)

· Тактика давления: требования, угрозы, ультиматумы, предъявление компромата, шантаж (в конфликтах по вертикали эта тактика применяется в 2 из 3 случаев)

· Тактика демонстративных действий (с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне) : голодовки, попытки суицида, транспаранты, плакаты, лозунги

· Санкционирование

· Тактика коалиций

· Тактика фиксации своих позиций (использование фактов и логики, используется в 80% конфликтов): убеждение, просьбы, критика

· Тактика дружелюбия

· Тактика сделок

24.11 Информационные модели конфликта

Информационная модель конфликта формируется у каждого участника с учетом субъективной картины ситуации, в которой он находится. Эта картина включает в себя:

1. представление оппонентов о самих себе, своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и тд.

2. представление о противостоящей стороне, о ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и тд.

3. представление каждого участника о том, как другой воспринимает его

4. представление о среде, в которой складывается конфликтное отношение

То есть человек не просто реагирует на ситуацию, но определяет ее и определяет себя в ней, тем самым создавая (конструируя) конфликтную ситуацию.

Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Поэтому выделяют 4 случая:

1. конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается и не воспринимается участниками, т.е. конфликта как социально-психологического явления нет

2. объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (т.е. конфликт воспринимается неадекватно)

3. объективная конфликтная ситуация отсутствует, но, тем не менее, отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта)

4. конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками (адекватно воспринимаемый конфликт)

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью неопределенности и искаженности. В конфликтной ситуации восприятие изменяется. Искажение ситуации – непостоянная величина, могут быть как сильные искажения, так и незначительные. В кратковременных конфликтах эти отклонения могут быть очень незначительными, а в трудных ситуациях могут достигать значительных масштабов.

Искажения конфликтной ситуации

Искажение конфликтной ситуации в целом:

· ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются и упускаются и не анализируются

· в ситуации выявляются лишь некоторые основные связи и отношения

· уменьшается перспектива восприятия ситуации, предпочитается принцип «здесь и теперь», а последствия не просчитываются

· восприятие ситуации происходит в полярных оценках (белое или черное)

· фильтрация информации и ее интерпретация идут с учетом собственных предпочтений или предубеждений

Искажение мотивов поведения:

· собственная мотивация, т.е. себе приписывается социально одобряемые мотивы (восстановление справедливости, защита демократии), собственные замыслы и цели оцениваются как благородные и возвышенные

· мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (карьеризм, обогащение)

· искажения восприятия действий, высказываний, поступков

Собственная позиция, фиксируется ее обоснованность и целесообразность (я прав, поэтому должен победить): я все делаю правильно, я вынужден, по-другому невозможно поступить, он сам виноват, что приходится так действовать

Позиция оппонента, она рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно неподкрепленная (он должен уступить): это подлые поступки, это удар ниже пояса, он намеренно так поступает

· Искажение восприятия личностных качеств: восприятие самого себя (выдвигается постулат: хорошие люди совершают хорошие поступки), происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств противника, формируется образ врага

Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление и упрощает восприятие. Высокий уровень негативных эмоций идет к резкому искажению. Чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный образ врага. Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, и их оценки носят крайний характер. Неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов. Увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения. Доминирование в сознании оппонента концепции агрессивной сред предопределяет ошибочное восприятие конфликта. Негативная установка на оппонента, сложившаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению. Ограниченность во времени и ускоренное развитие конфликта искажают восприятие

08.12 Функции динамики конфликтов

мне широко было видно о том, что… ну значит там, знаете там

Функции конфликтаимеют двойственный характер, один и тот же конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль для конфликтующих сторон. Он может быть конструктивен и деструктивен и тд.

По отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.Конструктивные функции:

1. конфликт полностью или частично устраняет противоречия, возникающие из-за несовершенства организации деятельности, ошибок управления и тд. При разрешении конфликтов более чем в 65% случаев, удается полностью или частично решить противоречия, лежащие в их основе.

2. Конфликт позволяет более полно оценить индивидуальные особенности людей, участвующих в нем. Он высвечивает ценностные ориентации, силу мотивов, устойчивость к стрессовым факторам в стрессовой ситуации. Конфликт способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Примерно в 10-15% ситуаций отношения оппонентов после завершения конфликтов, становятся лучше, чем были до него.

3. Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, и приводит к снижению уровня отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис.

4. Конфликт служит источником развития личности и межличностных отношений. При конструктивном разрешении, конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия. Человек приобретает важный опыт решения трудных ситуаций.

5. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали, качество деятельности руководителя поднимается около 28% случаев, а качество деятельности подчиненного, наоборот, чаще ухудшается.

6. При отстаивании целей повышается статус одного из участников, и улучшается отношение коллег к нему. Независимо от результатов конфликта, это происходит в 4 раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

7. Межличностные конфликты служат средством социализации человека и способствуют самоутверждению личности.