Конфликты и пути их решения

Содержание

стр.

Введение

2

I Эволюция представлений о конфликтах

1.1 Социологический подход

1.1.1 Школа социал-дарвинизма

3

1.1.2 Функциональная  модель устройства общества

4

1.1.3 Конфликтная модель социального устройства

4

1.2 Психологический подход

1.2.1. Интрапсихические теории

8

1.2.2 Ситуационные подходы

12

1.2.3 Когнитивные подходы

12

II Понятие и феномен конфликта

2.1 Определение понятия конфликта

14

2.2 Типология конфликта

14

2.3 Методы изучения конфликта

16

2.4 Виды конфликтов

17

2.5 Структура конфликта

19

2.6 Динамическая характеристика конфликта

22

2.6.1 Возникновение объективной конфликтной ситуации

22

2.6.2 Осознание ситуации как конфликтной

23

2.6.3 Выбор стратегии реагирования

23

2.6.4 Конфликтное взаимодействие

26

2.7 Завершение конфликта

28

Заключение

31

Список литературы

33

Введение

Конфликты – неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Огромный интерес к проблемам возникновения и разрешения конфликтов проявляют психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административно-управленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.

Сегодня существуют разные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Одни авторы придерживаются теории бесконфликтного гармоничного развития социальных групп, другие признают конфликты явлением естественным, неизбежным и даже необходимым.

Интерес к конфликтам в основном связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью различных общественных структур и отдельных людей в практической помощи в их разрешении. Глубокие преобразования в экономических и политических отношениях в нашей стране неизбежно сопровождаются многочисленными конфликтами. Ослабление и частичное разрушение прежних механизмов социального контроля приводит к эскалации прежде скрытых очагов социальной напряженности. Социальное расслоение общества, безработица, межнациональные конфликты, беженцы, задержка выплаты зарплат, пенсий и пособий, конкуренция, распространение терроризма, стали частью нашей жизни.

Целью данной работы является рассмотрение понятия «конфликта» в историческом аспекте, а также изучение его сущности и феномена.

I Эволюция представлений о конфликтах

1.1 Социологический подход

 Изучение конфликтных явлений с давних пор привлекало внимание зарубежных ученных. Родоначальником теории конфликтов в некоторых исследованиях назван Гераклит, нередко встречаются ссылки на Сократа и Платона. Большое значение придается философии Гегеля, его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Формирование теории конфликта как определенной системы взглядов на природу общества, его устройство и развитие началось, по признанию многих экспертов, с работ К. Маркса.

Наряду с Марксом, начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых-социологов в начале XX века: немецкого –            Г. Зиммеля, австрийских – Л. Гумпловича и Г. Ратцегофера и американских – А. Смола и У. Самнера.

1.1.1 Школа социал-дарвинизма

Исследования конфликтов в рамках школы социал-дарвинизма сводятся к объяснению природы человеческого общества, его структуры и функционирования, исходя из идеи универсальности законов живой природы. Эта школа описывала в основном расовые и межэтнические конфликты, сводя к ним все остальные. Изучение социальных процессов в обществе с точки зрения борьбы за существование стало основанием возникновения школы социал-дарвинизма.

Основными представителями этого направления  являются:

Австрийский социолог Л. Гумплович (1838 — 1910) строит свои представления о конфликтах на гипотезе о происхождении человека от множества независимых друг от друга приматов. Кровное родство, по его мнению, вызывает чувства взаимного тяготения сородичей, привязанности к «своим» а различие по крови находит свое выражение в чувствах непримиримости, ненависти к «чужакам». Положительные чувства вызывают групповую солидарность, а отрицательные — межгрупповой антагонизм. История человечества изображается как история войн, подчеркивается их положительная роль в развитии общества.

Австрийский фельдмаршал Г.Ратценгофер (1842 -1904) считал конфликт основным фактором исторического прогресса, но в отличие от Гумпловича, на первое место ставил не расовые противоречия, а различия в интересах людей. Социальный конфликт, в его понимании, — это, прежде всего столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей.

Американский исследователь У.Самнер (1840 — 1910) основной причиной всей человеческой деятельности считал стремление к удовлетворению потребностей в пище, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Нравственные и правовые нормы поведения, обычаи и привычки людей Самнер пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование.

Американский социолог А.Смолл (1854 — 1926) постулировал универсальность конфликтных процессов, но утверждал, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в общественное согласие. При этом социальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации».

1.1.2 Функциональная  модель устройства общества

Функциональная или «равновесная» модель устройства общества основана на представлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Позиция функционализма впервые была сформулирована Гербертом Спенсером, а затем развита Эмилем Дюркгеймом и до сих пор продолжает находить своих последователей.

В основе «равновесной» модели лежит принцип системного строения общества, предположение о функциональном единстве, то есть гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы. Социальный конфликт, нарушающий общественный порядок, считается патологией в существовании социальных систем. Возникновение рассогласований и конфликтов возможно лишь в том случае, если по тем или иным причинам внутренняя гармония социальной системы нарушается. Основоположником этого направления был Т. Парсонс (1902 – 1979) считал конфликт деструктивным, дисфункциональным, разрушительным явлением, свидетельствующим о кризисе социальной системы. По его мнению, желательно не допускать конфликтов, а если они возникли — ликвидировать. Такую функцию выполняют системные механизмы саморегуляции — социальные институты. Кроме того, Парсонс предполагал, что значительную роль в уменьшении социальных отклонений могут играть психоаналитики и другие специалисты по психическому здоровью.

Таким образом, для функционалистов общество — это целостная система, состоящая из многих взаимосвязанных элементов. Интеграция в обществе опирается на систему норм и согласие людей в отношении общих ценностей. Представители теории равновесия считали, что при более правильном и разумном устройстве общества конфликты должны и могут быть полностью исключены из жизни.

1.1.3 Конфликтная модель социального устройства

Тот факт, что отклонения от равновесия в жизни общества встречаются слишком часто, чтобы считать их досадным исключением из правил, привел некоторых ученых к пониманию неизбежности и закономерности возникновения конфликтов. Поэтому на смену идеям «социального равновесия» и «функционального единства» общества пришла идея «социального изменения», которую также часто называют «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта». Развитие этой теории некоторое время сдерживалось тем, что теория «равновесия» представлялась большинству ученых эмоционально более привлекательной. При этом интересы их  были в основном сосредоточены на поиске возможностей избегания конфликтов, а не на их изучении.

Наиболее известными сторонниками конфликтной модели общественного устройства считаются Карл Маркс (1818 – 1883) и Георг Зиммель (1858 — 1918), представления, которых фактически заложили основание современной конфликтологии.

Основные идеи Маркса оказали существенное влияние на формирование теории конфликта, поскольку утверждали неизбежность классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделённости на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых).

Классовая борьба при таком понимании выступает как главная движущая сила истории. Противоположность интересов социальных групп влечет за собой конфликты, которые возникают в отношениях собственности и ее распределения.

Зиммель ввел в науку термин «социальный конфликт» и рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Одной из основных идей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», то есть факторе, содействующем сближению и объединению людей. В ходе противоборства происходит сличение, сравнение, в результате чего возникает как идентификация людьми своих особых интересов, так и осознание ими противоположности интересов.

Зиммель утверждал, что возникающие внутри группы враждебные чувства и конфликты наиболее вероятны, если люди ощущают общую стабильность своего положения, уверены в своей безопасности. Однако, если взаимоотношения таковы, что члены группы опасаются их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытеснять враждебные чувства, что ведет к сдерживанию конфликта. Эффективным средством сдерживания конфликтов Зиммель считал сопоставление сил противоборствующих сторон в ходе самого конфликта. По его мнению, конфликт может менять свою остроту и вследствие этого иметь разные последствия для социального целого. Новизна представлений Зиммеля привела к существенному продвижению в развитии представлений о конфликте.

Первые современные концепции конфликтов, выдвинувшие принцип постоянных социальных изменений, стали появляться в 50-е годы XX века. Начало нового подхода к анализу общества и социальных процессов было положено трудами Р.Дарендорфа и Л.Козера, явившихся продолжением исследований Маркса и Зиммеля. Их концепции легли в основу современной парадигмы конфликта. Нередко к становлению современной конфликтологии считают причастными и таких ученых как  М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Боулдинг.

Р.Дарендорф развивает идеи К.Маркса и придерживается диалектической теории конфликта. Он предлагает окончательно отказаться от позитивной методологии в форме структурно-функционального анализа и рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений, приобретающих различные формы, в том числе и форму конфликта. Изучение постиндустриального общества привели ученого к заключению, что основное противоречие социальных систем перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается, связан с перераспределением власти. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и приходит к выводу, что конфликты в силу неизбежного различия интересов являются постоянными спутниками изменений социальных систем. По его мнению, не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным,

Конфликтный функционализм Л.Козера, развивающий идеи Зиммеля, строится, как и учение Дарендорфа, на критике концепции структурно-функционального анализа и, прежде всего, взглядов Т.Парсонса. Однако Козер выступает не против стабильности и социального порядка, желательность которых отмечает Парсонс, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Успех теории Козера — в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Подвергая критике подход Парсонса, Козер говорит о неизбежности социальной напряженности, порождаемой противоречиями и столкновениями интересов людей, и доказывает, что конфликты — это продукт внутренних изменений в обществе, результат взаимодействия различных элементов социальной системы. Идею «социального равновесия» сменяет идея динамических социальных изменений.

Козер исследует условия и факторы возникновения конфликтов, их остроту и длительность, выявляет их функции. Именно функции конфликтов заняли центральное место в теоретической системе Козера, получившей название «конфликтного функционализма».

Идеи Дарендорфа и Козера подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии, признающей закономерность и неизбежность конфликтных явлений, возможность их протекания в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, а также возможность управления конфликтами.

В конце 50-х — начале 60-х годов XX века начинает складываться наука конфликтология как особая междисциплинарная область, сочетающая концептуальные и методологические подходы к изучению конфликтов и практику работы с ними. Это наиболее интенсивный период развития исследований в области конфликтов.

В 1957 году обсуждение проблем конфликтов было проведено в Париже социологической ассоциацией ЮНЕСКО. Результаты его были опубликованы в сборнике «О природе конфликтов». Это послужило импульсом к проведению конференций по теме конфликтов, созданию ряда организаций и центров, выпуску специальных журналов по этим проблемам.

В 1970 году в США при разведывательных организациях был создан ряд исследовательских центров по разработке проблем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был открыт институт изучения конфликтов.

Интенсивность исследования возросла, объектами изучения стали коллективы производственных компаний, взаимоотношения с коллегами по работе, с руководством, в семье. В 70-80-е годы в США получило распространение движение под названием «альтернативное решение споров» (вместо судов).

Практическая конфликтология стала профессией. Начали создаваться небольшие фирмы по разрешению мелких споров и разногласий. Специалисты этих центров, менеджеры по конфликтам не давая своей оценки событиям, не высказывая открыто рекомендаций, способствовали анализу ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек зрения, поиску возможных решений и преодолению последствий конфликтов. Нередко такие специалисты-конфликтологи оказывают содействие в разрешении конфликтов по заказам различных организаций, даже правительств и ООН.

Судьба конфликтологии в нашей стране оказалась тесно связанной с проблемами идеологии и состоянием советского обществознания, в силу чего не могло осуществиться последовательное развитие идей Маркса, касающихся конфликтной проблематики. Конфликт как проявление диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей стал жертвой чисто идеологических представлений о невозможности обострения противоречий и конфликтов в социалистическом обществе.

Игнорирование существующих проблем и противоречий создавало иллюзию бесконфликтности, которая переносилась с макросоциального, общественного уровня на области внутриорганизационного и внутригруппового взаимодействия, в сферу межличностных отношений. Это существенно тормозило развитие теоретической мысли и практической работы с конфликтами в нашей стране, назначение которых ограничивалось решением задач педагогики и оптимизации психологического климата в конкретных коллективах.

Конфликтная проблематика актуализировалась в последнее время в связи с резким обострением противоречий в жизни общества. На макроуровне это проявилось, прежде всего, в нарастании межнациональных и межрегиональных конфликтов; на межгрупповом и межличностном уровне — в целом комплексе проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями; наконец, на внутриличностном уровне возросла напряженность из-за неуверенности в завтрашнем дне, утраты чувства безопасности и т. д.

Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии привело к выводам о стихийном, эмоциональном, неуправляемом характере происходящих е стране конфликтов и об отсутствии в обществе институтов и механизмов их регулирования.

1.2 Психологический подход к исследованию конфликтов

Традиция психологического изучения конфликтов является наиболее развитой из всех научных дисциплин, изучающих эти явления. Проблема конфликтов для психологии является фундаментальной и во многих теоретических подходах лежит в основе объяснительных моделей личности.

История психологической науки демонстрирует эволюцию представлений о конфликтах. Различные, часто противоположные точки зрения на природу человека и его взаимоотношения с окружающим миром выявляют и разные измерения конфликтный явлений.

Психологические теории, обращавшиеся к проблематике конфликтов, с некоторой долей условности можно разделить на три группы:

• интрапсихические (внутриличностные) теории (З.Фрейд,            А. Адлер, К.Хорни, К. Роджерс, Э.Фромм, А.Маслоу),

• ситуационные подходы (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура, М.Дойч,М.Шериф),

• когнитивистские интерпретации (К.Левин, Ф.Хайдер, Т.Ньюком, У.Клар.

1.2.1. Интрапсихические теории

Представление о конфликте как столкновении противоположно направленных тенденций внутри личности наиболее ярко представлено в психодинамических теориях, берущих свое начало в психоанализе. Согласно традиционной психоаналитической концепции, человек имеет конфликтную природу. Конфликт рассматривается как интрапсихическое, т.е. внутреннее психологическое явление и представляет собой не случайное, а сущностное состояние человека.

Интрапсихическая традиция основывает свое понимание личности и ее развития на противоречиях между различными сферами личности. Начало такому пониманию конфликтных явлений положил основатель психоанализа, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939).

Он утверждал, что человеческая жизнь связана с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием.

Изучая причины невротических нарушений, З.Фрейд предложил структурную модель личности, состоящую из трех инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. Оно представляет собой область безраздельного владычества бессознательного, содержит в себе полюс влечений в личности и руководствуется в своих проявлениях принципом удовольствия. Я является носителем интересов личности в целом и придерживается принципа реальности. Сверх-Я рассматривается в качестве вместилища усвоенных личностью в процессе ее становления родительских требований и запретов, как инстанция суда и критики. Я старается остаться в добром согласии с Оно, изображая видимость повиновения последнего, затушевывает конфликты между Оно и реальностью, а, где возможно, и конфликты со Сверх-Я, часто поддается искушению стать угодливым и лживым. Таким способом обеспечивается иллюзия безопасности. Когда бессознательные конфликты из-за недостаточной эффективности и ограниченного набора защитных механизмов становятся слишком интенсивными, появляются невротические симптомы, которые в свою очередь можно рассматривать в качестве защитных реакций, только значительно более грубых и примитивных.

Однако, по мнению З.Фрейда, такая ситуация не безнадежна. Путем психоаналитической терапии до сознания больного доводится истинная причина заболевания, он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению З.Фрейда, «катарсис» (внутреннее очищение, освобождение), вследствие чего наступает выздоровление.

В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. Различие между нормальной и невротической личностью — это в большей мере вопрос степени. Наряду с карающими функциями, Сверх-Я способно выполнять и спасательную, защитную роль, выступая заместителем Отца-Защитника, Провидения, Судьбы. Да и само Я располагает мощными ресурсами для осуществления контроля над стихийной энергией Оно.

Из сказанного следует, что в итоге речь идет не о разрешении конфликта, а об усовершенствовании контроля и снятии переживания, связанного с существованием внутреннего противоречия. Кроме того, представление об основной движущей силе развития личности как о биологической потребности, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, не отражает всей полноты внутреннего мира человека. Поэтому в середине XIX века появляется новое представление о внутриличностных конфликтах в теориях неофрейдизма: аналитической психологии К.Юнга, индивидуальной психологии А.Адлера, в теориях К.Хорни и Г.Салливена.

Альфред Адлер (1870 — 1937), начиная свою научную деятельность как психоаналитик, резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер не соглашался с расчленением личности на три инстанции (Оно, Я и Сверх-Я) и утверждал, что структура ее едина. Основной движущей силой развития человеческой личности он считал внутренний конфликт между стремлением к превосходству и чувством собственной неполноценности. Чувство неполноценности может возникать из-за дефекта развития телесных органов или из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию. Это особая форма реакции на свою неполноценность. Умение выработать гиперкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные поступки. Более того, в такой гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творческой активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона: считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.

Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы и социальные девиации следует рассматривать как неудавшиеся способы разрешения внутреннего конфликта.

Центральным понятием теоретической системы немецко-американского психоаналитика Карен Хорни (1885 -1952) является понятие «базальной тревоги». Младенец, выходя из чрева матери, начинает чувствовать себя неуютно и переживает чувство беспокойства. Оно окрашивает и всю его дальнейшую жизнь. С первых секунд существования человек начинает ощущать враждебность мира. Тревога вызывает стремление к безопасности. Противоположной потребностью человека является стремление к удовлетворению своих желаний. Обе эти тенденции часто противоречат друг другу, и тогда возникает внутренний конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные стратегии поведения.

Немецкий психолог Эрик Фромм (1900 — 1980) так же, как и К.Хорни, видел причины возникновения внутреннего конфликта в капиталистическом устройстве общества, с его всеобщей конкуренцией и отчуждением, пронизывающими все сферы и уровни развитого капитализма. Фромм подчеркивает двойственную природу человека. С одной стороны, он стремится к независимости, а с другой — хочет избежать этой независимости, так как она приведет к отчуждению. Научно-техническая революция и технический прогресс, урбанизация способствуют и отчуждению людей друг от друга. Конкуренция, борьба за власть, престиж и статус противопоставляют человека человеку и обществу в целом. Эти отношения проникают в семью, разрушая ее изнутри.

Человек в условиях рыночной экономики вынужден действовать по принципу маркетинга: главное состоит в умении «подать себя» и подороже продать, важно, чтобы на тебя был спрос, и не важно, кто ты есть на самом деле, по своей сущности. Личность его при этом раздваивается, утрачивает самоидеитичность. Этот разрыв между ощущением своих истинных способностей и возможностей, с одной стороны, и необходимостью соответствовать требованиям рынка, с другой, и лежит в основе внутриличностного конфликта, конфликта между сущностью и существованием личности.

Дальнейшее развитие представлений о внутриличностном конфликте мы можем найти в гуманистической психологии. Основным компонентом структуры личности, по  мнению Карла Роджерса (1902 — 1987), является «Я-концепция» — представление личности о самой себе, формирующееся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. Формирование «Я-концепции» не проходит без конфликта. Человек стоит перед дилеммой: принять оценку других или остаться при своей. Иными словами обесценить либо себя, либо других. В процессе социализации ребенок отказывается от индивидуального оценочного механизма и подчиняет свое поведение системе оценок окружающих, чтобы не потерять их любовь. Он учится недоверчиво относиться к собственным ощущениям и желаниям, перенося источник оценок на других людей. Роджерс считает, что таким образом многие люди получают ценностные образы, зачастую крайне противоречивые, так как порождаются они огромным количеством источников. Присваивая эти ценности, не вникая в свои внутренние ощущения и реакции на эти образы, человек уходит все дальше от истинной самооценки. Именно это противоречие между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне характеризует незрелую личность, страдающую от невозможности самоактуапизации. При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своём осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Преодолеть этот внутренний конфликт может помочь предложенная Роджерсом психотерапия, «центрированная на клиенте», цель которой — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту.

Таким образом, и у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией, социальная среда играет лишь роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления. Внутренние конфликты, согласно его теории, никак не отражают объективные трудности, с которыми сталкивается личность, реально действуя в своей социальной среде.

Согласно концепции одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908 — 1968), мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

— физиологические потребности;

— потребность в безопасности;

— потребность в любви;

— потребность в уважении;

— потребность в самоактуализации.

Самая высшая — потребность в самоактуализации, то есть в реализации возможностей, способностей и талантов человека. Однако человеку не всегда удается быть тем, кем он мог бы стать. Это несоответствие между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и составляет основу внутреннего конфликта.

1.2.2 Ситуационные подходы

Невозможность объяснения всего многообразия конфликтных явлений, исходя только из внутриличностных причин, привела к появлению психологических теорий, которые сосредоточили свое внимание на ситуационных и поведенческих закономерности человеческой жизни.

Ситуационные подходы, в противоположность интрапсихическим, занимались исследованием конфликта как реакции на внешнюю ситуацию. Акцент был перенесен на внешние причины и условия возникновения конфликтных явлений. Начало такому изучению конфликтов было положено бихевиористами, изучающими поведение человека.

Утверждая принципиальную невозможность изучения, каких бы то ни было субъективных факторов психической жизни человека, бихевиоризм (от англ. behevior — поведение) признавал в качестве предмета психологии только то, что поддается объективному описанию. Таким объектом бихевиористы считали поведение человека, поэтому их интерес ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами (в основном межличностными и межгрупповыми).

Бихевиористский принцип изучения поведения предполагает поиск связи между внешними воздействиями и ответной поведенческой реакцией.

Первыми в этой области были работы по изучению агрессии, которые провела в 30 — 50-х годах XX века группа ученых из Йельского университета (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура и др.).

Результатом этих исследований стала теория фрустрации. Психологической причиной агрессивного поведения признается реакция на фрустрацию (препятствие в достижении желаемого).

Бихевиоризм выдвигает теорию социального научения, в соответствии с которой понять поведение человека можно, обратившись к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения. Следовательно, ключ к пониманию поведения человека, следует искать в ситуативных, внешних факторах. Согласно основным представлениям бихевиористов, патология поведения — это следствие научения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению.

Экспериментальные исследования М.Дойча в области интерперсональных конфликтов были посвящены влиянию кооперации и конкуренции на групповые процессы. Теория кооперации и конкуренции Дойча строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое — с типом действий этих людей.

1.2.3 Когнитивные подходы

Когнитивный подход, возникший в качестве оппозиции ситуационному объяснению конфликтных явлений, предполагает рассмотрение внешней ситуации с позиции субъекта, поведение которого исследуется. С точки зрения когнитивистов, конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, что становится основой оценки ситуации как конфликтной. Конфликт — это не свойство ситуации, а скорее выводы, делаемые на основе ее восприятия.

Когнитивистская традиция, берущая свое начало в теории психологического поля К.Левина была продолжена такими учеными как Ф.Хайдер, Т.Ньюком, У.Клар и др. и привела к описанию нового измерения в понимании конфликтов — когнитивного пространства.

В отличие от представителей ситуационного и интрапсихического подходов, немецкий психолог Курт Левин (1890 — 1947) не противопоставлял индивида внешней реальности, а исследовал человеческую личность в контексте так называемого «жизненного пространства». Тем самым Левин преодолел противоречие между внутренним и внешним в интерпретации источников поведения человека. Жизненное пространство, по Левину, это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Поведение и развитие

Теория баланса Т.Хайдера посвящена анализу согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Сущность социально-психологического конфликта, по мнению Хайдера, — это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей. Идеи Хайдера были в дальнейшем развиты Т.Ньюкомом. Изучение им процесса коммуникации показало, что участники взаимодействия хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными. Ситуация дисбаланса возникает, например, тогда, когда некто, к кому субъект взаимодействия относится положительно, совершает действие, вызывающее отрицательное отношение данного субъекта.

Изучение механизмов формирования когнитивных схем и влияние их на восприятие реальной ситуации стимулировало дальнейший поиск возможностей управления конфликтами.

Различные психологические подходы не просто способствовали выявлению различной феноменологии конфликтов, предложили разное понимание их природы, но и, исходя из своих концептуальных построений, исследовали различные измерения данного явления. Интрапсихический подход изучал в основном аффективные аспекты, связанные с внутренними переживаниями людей; ситуационный — работал с поведенческой составляющей; когнитивный подход добавил к этому когнитивные факторы формирования как аффективного, так и поведенческого параметра и более полно раскрыл понимание конфликта как субъективного феномена.

Теоретические построения породили соответствующие направления в практической работе с психологическими проблемами: психоаналитическая практика, транзактный анализ, рационально-эмотивная и гештальттерапия, различные групповые тренинги и др. Каждый из объяснительных принципов классической психологии оказывается эффективным в определенной области, в работе с определенными видами конфликтных явлений.

II Понятие конфликта

2.1 Определение понятия конфликта

Понятие конфликта (от латинского conflictus — столкновение) активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Конфликтом называют военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

Однако проблема создания общепринятого определения конфликта до сих пор не решена. Существует множество определений этого термина. Понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний. При этом возникает необходимость выделения таких признаков или критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования этого понятия.

Анализ различных определений конфликта обнаруживает их сходство. Практически неизменным компонентом значения этого понятия является столкновение оппозиционных начал, чаще всего двух. Каждый конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Таким образом, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу начал. То есть неотъемлемым свойством конфликта является его биполярность, означающая одновременно и взаимосвязанность и взаимопротивоположность этих начал.

Обязательным свойством конфликта выступает активность его сторон, направленная на преодоление противоречия.

Конфликт предполагает осознанную активность его сторон, то есть наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Следовательно, конфликт — это «человеческое», социальное явление.

Таким образом, при первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами).

2.2 Типология конфликтов

Проблема, связанная с отсутствием общепринятого определения понятия конфликта, ведет за собой и трудности систематизации конфликтных явлений. Существует достаточное количество различных классификаций конфликтов в зависимости от выбранного основания.

В зависимости от формы взаимодействия субъектов (А. Раппопорт):

— конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

— конфликты типа «дебатов», где возможны маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс;

— конфликты типа «игр», где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений».

По способу из разрешения — негативные и позитивные.

По социальным последствиям — деструктивные и конструктивные.

Кроме того, существует деление конфликтов на антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические конфликты — полное разрушение всей структуры взаимоотношений конфликтующих сторон, исключают возможность частичного выигрыша, какого-либо согласования своих целей или достижения компромисса. Возможен только односторонний полный выигрыш и полный отказ противоположной стороны от достижения своих целей.

Неантагонистические конфликты — такие конфликты предполагают не столь драматические исходы, как конфликты первого типа. Здесь возможны более разнообразные разрешения: компромиссы, а иногда и конструирование общей (глобальной) цели.

В зависимости от причин конфликта (К.Боулдинг):

— действительные конфликты (существующие объективно в определенной социальной подсистеме);

— случайные конфликты (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызвавшим конфликт);

заместительные конфликты (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

— конфликты, основанные на плохом знании (являющиеся результатом неумелого управления);

— скрытые, латентные конфликты (участники по различным причинам не могут перейти к открытой борьбе);

— фальшивые конфликты (не имеющие объективных основ, базирующиеся на субъективных факторах).

В зависимости от  предмета конфликта (Я.Штумски)

— экономические конфликты (связанные с разделением труда и возникающими на этой почве различиями между людьми в материальной и социальной сфере);

— социальные конфликты (связанные с противоречиями между различными социальными слоями общества; предметом конфликта может оказаться все, что угрожает существованию социального слоя);

— классовые конфликты (связанные с разделением общества на классы и проявляющиеся в экономической, политической и идеологической областях);

— политические конфликты (связанные с различными причинами классового, международного и межгосударственного характера);

— идеологические конфликты (предметом их могут являться различные идеологические ценности, лежащие в основе определенной социальной группы);

— культурные конфликты (связанные с различиями между духовными ценностями различных культур);

— аксиологические конфликты (социальные конфликты, связанные с противоположными ценностями различных социальных групп, а также внутриличностные конфликты, вызванные проблемой согласования противоположных ценностей и целей);

— позиционные конфликты (возникающие вследствие противоположных интересов людей, занимающих определенные позиции в структуре организационных отношений (например, конфликт между контролером и проверяемым лицом).

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;

потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;                      

истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

— конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

— случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

— смешенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

— неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту. 

С некоторой долей условности конфликты можно разделить с точки зрения сторон конфликтной ситуации на социальные, психологические (интрасубъектные, или внутриличностные), и интерсубъектные (межличностные и межгрупповые).

Изучение различных видов конфликтов оказалось поделенным между различными областями научного знания. Социальные конфликты относятся к сфере интересов социологии, внутриличностные конфликты принадлежат к общепсихологической проблематике и описываются в рамках психологии личности, а межличностные и межгрупповые являются предметом социальной психологии.

2.3 Функции конфликта

 Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

— разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

—  информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

—  сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

—  стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

—  снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

—  диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

—  большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

—  исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

—  уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

—  неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;

—  утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

2.4 Методы изучения конфликта

Разнообразие подходов к пониманию конфликта и сложность самого этого явления определяют разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликтных явлений.

В конфликтологии применяются как методы описания естественно возникающих конфликтов, так и методы экспериментального изучения этих явлений. Экспериментальные методы, в свою очередь разделяются на лабораторные и проводящиеся в естественных условиях взаимодействия людей. Кроме того, часто используются различные опросные методы: интервью, анкеты и т. д.

1) Описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций (В литературе встречается немало примеров, описывающих конкретные случаи конфликтов (в области межличностных, межгрупповых, международных отношений и др.);

2) Исследование конфликта в лабораторных условиях (Изучение конфликта в лабораторных условиях предполагало возможность создания конфликтов «извне», с помощью организации определенной внешней ситуации.);

3) Изучение конфликта в естественных условиях (Изучение конфликтов в естественных условиях может осуществляться при помощи создания в них конфликтных ситуаций. Наиболее известны такого рода построения в исследованиях межгрупповых конфликтов М.Шерифа. Эксперимент Шерифа состоял в том, что в летнем лагере группа ранее незнакомых подростков делилась на две подгруппы, в каждой из которых шла своя жизнь. Вскоре мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы с сильным чувством групповой принадлежности своих членов. Наследующей стадии эксперимента между группами создавалась конкурентная ситуация, например, разнообразные соревнования со строгим соперничеством. В результате одна группа объявлялась победительницей, а другая — проигравшей. Объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, как и предполагал Шериф, вызывала конфликт между ними. Искусственно преобразуя ситуацию конкуренции в ситуацию кооперации с помощью постановки перед враждующими группами общих объединяющих целей, Шериф наблюдал заметное уменьшение неприязни между членами первоначально враждовавших групп);

4) Аналоги и модели реальных конфликтов (Ограниченность возможностей описательных и экспериментальных процедур, далеких от практических вопросов регулирования конфликтов, привела к попыткам рассмотрения определенных специфических ситуаций взаимодействия людей в качестве аналогов или моделей реальных конфликтов. Так, например, изучалось взаимодействие людей на театральной сцене (П.М.Ершов), в условиях шахматной игры (Н.В.Крогиус), в различных ситуациях судебной практики (В.Л.Васильев);

5) Опросные методы (В связи с интересом исследователей к изучению и разрешению реальных конфликтов в семье, на работе и др. наибольшее распространение получили опросные методы. Применительно к тем или иным конкретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разрабатывают анкеты, опросники, направленные на диагностику межличностного, ролевого, семейного, внутриличностного конфликта.

Существует также большое количество собственно психологических диагностических методик, направленных на изучение взаимоотношений, психологического климата и на выявление таких особенностей личности как агрессивность, тревожность и др., которые также применимы к исследованию поведения людей в конфликтных ситуациях. Однако в строгом смысле слова такие методики не являются методами изучения самого конфликта.

2.5  Виды конфликтов

Разделение конфликтов на отдельные виды, хотя и является общепринятым, все же достаточно условно и совершенно не означает наличия жестких границ между ними. Конфликты различного уровня могут переходить друг в друга. Любой конфликт как сложное явление проживается субъектом на разных уровнях своего существования.

В связи с возможностью переноса конфликта с одного уровня на другой возникает проблема адекватности проявления конфликта уровню его возникновения. Поэтому в практике разрешения конфликтов оптимальной является системная точка зрения, предполагающая внимательное изучение причин конфликта на всех уровнях этого процесса: индивидуально-психологическом, групповом, межгрупповом, социальном.

1) Социальный конфликт. В понятие «социальный конфликт» входят явления и процессы, разворачивающиеся на уровне макроструктур: между этническими группами, классами, государственными образованиями и т.д. Изучение социальных конфликтов относится к сфере социологии, но в то же время предполагает обращение к психологическим факторам и закономерностям взаимодействия людей, выявляемым социальной психологией.

В отечественной науке принято следующее определение: «Конфликт социальный — это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития».  К социальным конфликтам относятся военные, этнические, экономические и политические конфликты.

В научной литературе традиционно различают два основных вида социальных конфликтов: конфликты ценностей и ресурсные конфликты (или конфликты интересов).

Конфликты интересов затрагивают цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу (соседствующие страны ведут спор о территориальных границах; Российское правительство настаивает на монетизации льгот, а население заинтересовано в их сохранении).

Ценностные конфликты происходят в ситуациях, из которых разногласие между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Система ценностей отражает то, что является для людей наиболее значимым, смыслообразующим. Ценности могут касаться мировоззрения, нравственности, религиозных взглядов и т.п. Различия в ценностях не обязательно приводят к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно сотрудничать. Конфликты могут происходить и по той причине, что люди начинают посягать на ценности друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения.

2) Внутриличностный конфликт. Участвуя в любом из конфликтов (межличностном, групповом, семейном, политическом и др.), личность может являться одной из конфликтующих сторон. Но в то же время, личность и сама является носителем своих внутренних конфликтов. Конфликты этого вида в психологии обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, психологические интрасубъектные, интраперсональные. Все эти понятия употребляются как синонимы.

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

3) Межличностные конфликты. Это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

4) Межгрупповыми называют конфликты между собственно группами людей, но принято также относить к межгрупповым и конфликты между отдельными представителями различных групп, и конфликтные ситуации, в которых стороны взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.

2.6 Структура конфликта

Изучение конфликтов включает в себя не только определение их видов, функций, исследование закономерностей их протекания, но и феноменологическое описание, включающее анализ структуры и динамики конфликтов.

Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами и представляют собой его составные части.

5 структурных элементов конфликта:

— стороны (участники) конфликта;

— условия конфликта (включают условия его возникновения и условия его протекания);

— предмет конфликта;

— действия участников конфликта;

— исход (результат) конфликта.

1) Стороны (участники) конфликта. Чаще всего участники конфликта обозначаются как противостоящие стороны или оппоненты, реже как конкуренты или соперники. Если конфликт протекает в острой форме, их называют противниками. Описываются участники сторон чаще всего в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется взаимодействие в данной ситуации («начальник» — «подчиненный», «родители» — «дети» и т.п.).

2) Условия возникновения и протекания конфликта. Под условиями возникновения конфликта обычно понимают объективные особенности внешней ситуации и субъективные факторы, связанные с взаимоотношением людей и их отношением к происходящему.

В качестве непосредственной причины конфликта могут выступать различные факторы:

— информационные (неприемлемость информации, дезинформация, несвоевременность информации и т.д.),

 поведенческие (неуместность, грубость, бестактность, эгоистичность и т.д.),

— факторы отношений (неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами),

ценностные факторы (принципы, предрассудки, предпочтения, приоритеты, нравственные ценности и т.д.),

— структурные факторы (относительно стабильные объективные обстоятельства, трудно поддающиеся изменению, например, власть, право собственности и т.д.).

Таким образом, причины возникновения конфликта связаны с каким-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами.

3) Предмет конфликта. Предмет (или объект) конфликта — это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон, предметом споров, борьбы и переговоров участников взаимодействия. Это может быть конкретный объект (например, материальный предмет один на двоих), конкретная возможность (например, одна должность, на которую претендуют несколько человек) или некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, это может быть соблюдение или несоблюдение каких-то правил и т.д. Предмет конфликта обычно связан с целями конфликтующих сторон, однако не все цели участников конфликта связаны с его предметом.

4) Действия участников конфликта. Взаимонаправленность и взаимообусловленность действий участников конфликта заставляет рассматривать их не как действия отдельных людей, а как целостный процесс взаимодействия. Конфликт представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию. Таким образом, действия участников можно рассматривать, с одной стороны, как структурный элемент конфликта, а с другой стороны — как его динамическую характеристику.

5) Исход конфликта. В качестве структурной составляющей исход представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у его участников. Это идеальное представление и определяет направленность самого конфликта. Далеко не всегда все цели сторон осознаются и формулируются в терминах достижения конкретных результатов, тогда как образ желательного исхода становится регулятором конкретных действий участников конфликта.

2.6 Динамическая характеристика конфликта

Конфликт можно рассматривать не только как структуру, но и как процесс, протекающий во времени. К динамическим характеристикам относятся стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях, а также — регуляторы взаимодействия.

Знание периодов и этапов развития конфликта позволяет разрабатывать более эффективную программу по урегулированию конфликта.

Развитие конфликта включает следующие этапы:

— возникновение объективной конфликтной ситуации или предконфликтной ситуации;

— осознание ситуации как конфликтной;

— конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

— разрешение конфликта.

Динамические характеристики конфликта описывают процесс возникновения конфликта из некоей совокупности внешних условий, о протекании конфликтного взаимодействия и о разрешении или каком-либо ином его завершении.

2.6.1 Возникновение объективной конфликтной ситуации.

Среди множества объективных ситуаций, в которых оказывается человек на протяжении всей своей жизни, можно выделить те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации, требующие разрешения или преодоления. Такие ситуации не могут быть преодолены привычным способом и требуют поиска нового решения.

При описании разнообразных трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний психология использует такие понятия как стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

В обыденном языке для описания критических жизненных ситуаций часто используется понятие стресса. Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Стресс может быть вызван и физическими или иными кратковременными воздействиями (например, посещение стоматолога), тогда как более или менее длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами, переживаются обычно в таких формах, как конфликты и кризисы.

Таким образом, конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, воспринимаемые им как сложная психологическая проблема, требующая своего разрешения.

2.6.2 Осознание ситуации как конфликтной.

Иногда, кажется, что конфликт возникает и развивается без видимых причин. В то же время, наличие целого ряда конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.

Современные подходы настаивают на диалектическом понимании объективно-субъективной природы конфликтов, предполагающем не только наличие объективных условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации.

Развитием представления о значимости субъективного восприятия ситуации явились выводы американского социолога У.Томаса, которые он сформулировал в так называемой теореме Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям».

Классическим примером, подтверждающим выводы теоремы Томаса, является случай, описанный Р.Мертоном под характерным названием «Самовыполняющееся пророчество». Реальная ситуация биржевого краха в Нью-Йорке в 1929 году, с которой началась Великая Депрессия 30-х годов, была вызвана тем, что люди все одновременно стали забирать свои деньги из банков. Проведенное исследование показало, что в банках были наличные деньги, но люди этому не поверили, определили ненастоящую ситуацию как истинную. В результате банки один за другим обанкротились.

Таким образом, согласно теореме Томаса, ситуация становится конфликтом, если человек определяет как ее конфликтную, поскольку в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения и оценивая определенным образом действия партнера. Установка, формирующаяся каждый раз в процессе определения ситуации, выполняет положительную функцию, снижая у субъекта дискомфорт от чувства неопределенности. В подтверждение теоремы Томаса можно вспомнить модель описания конфликта как когнитивной схемы: если ситуация определяется как конфликтная, будут избирательно восприниматься доказательства, подтверждающие эту схему.

На восприятие внешней ситуации как конфликтной оказывают влияние три группы факторов:

— объективные факторы (определенные свойства самой ситуации);

—        принадлежность человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою;

— индивидуальные особенности человека (индивидуально-психологические особенности, склонность к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях, возраст, пол).

2.6.3 Выбор стратегии реагирования

Конфликтное взаимодействие начинается с выбора стратегии реагирования, направленной на преодоление противоречия в ситуации, которая воспринимается человеком как конфликтная. Точнее, в большинстве случаев речь идет о фактически немедленной реакции индивида вследствие мгновенной оценки ситуации. Здоровой реакцией человека на противоречие или дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление к преодолению дисгармонии и напряжения.

Выделяют 5 традиционных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, хотя и описывают их в различных терминах:

— доминирование (конкуренция, соперничество, борьба, напористость);

— уход (избегание, игнорирование);

— уступчивость (иногда описывается как приспособление);

— сотрудничество (кооперация, интеграция);

— компромисс (некоторые считают компромисс формой сотрудничества).

Каждая из этих стратегий может быть эффективной и иметь преимущества перед другими при определенных условиях, но ни одна из них не может считаться наилучшей или универсальной.

а) Уход от конфликта

Уход от травмирующих воздействий имеет физиологические корни. Естественной реакцией на сильный стресс у человека является включение физиологического механизма охранительного торможения. Индивид может впадать в таких ситуациях в «ступор», оцепенение или полностью отключаться от стрессогенной реальности, упав в обморок. Уход от травмирующей ситуации может быть как функциональным, так и дисфункциональным. Так, например, застывание на месте перед несущимся на человека автомобилем может оказаться гибельным для него, в то же время, оцепенение часто спасает людей от нападения змеи.

В психологии известно, что уход от конфликта может быть как сознательным, так и бессознательным. Бессознательный уход от проблемы наиболее полно описан в психоанализе. Включение защитных механизмов (вытеснения, замещения, сублимации, рационализации, регрессии и др.) призвано осуществлять охрану психики с помощью бессознательных психических процессов. Ту же функцию выполняют и более сложные поведенческие формы «ухода», например, «бегство в болезнь», которое Фрейд рассматривал как способ регрессивного реагирования на неудовлетворительную ситуацию. Психоанализ признает стратегию ухода от конфликта неконструктивной.

В поведенческих теориях стойкая тенденция уходить от конфликта считалась результатом научения. В этом плане показательна теория «выученной беспомощности» М.Селигмана. Согласно этой теории, закрепившийся в поведении субъекта опыт невозможности повлиять на события собственной жизни приводит к его пассивности даже в тех ситуациях, благоприятный исход которых однозначно зависит от его действий.

Механизмом ухода от противоречия в когнитивных подходах признавалась переинтерпретация возникшей проблемы таким образам, что она перестает восприниматься как проблема, требующая разрешения. Однако не всегда переинтерпретация означает желание уйти от проблем, часто она помогает человеку реально пересмотреть свое отношение к ситуации и найти верное решение.

В обыденном сознании закрепилось представление о желательности избегания конфликтов: «Худой мир лучше доброй ссоры». Естественно, что человек не хочет терять свои связи с другими людьми, и поэтому стремится избегать конфронтации. В конфликтологии принято считать уход от конфликта рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации: либо принесет ему успех без особых усилий, либо, улучшив расстановку сил в его пользу, предоставит ему более выгодные возможности.

В межличностном взаимодействии уход от конфликта может реализоваться в двух основных стратегиях поведения: избегании и уступчивости. Избегание, уход от конфликта или уступчивость могут иметь негативные последствия, если проблема является значимой для человека. В то же время, такие стратегии поведения оптимальны, когда нецелесообразно растрачивать силы на борьбу за ненужные человеку блага или шансы что-либо улучшить, близки к нулю. Однако уступчивость не может считаться оправданной, если за ней стоит неспособность или нежелание решать свои проблемы.

б) Борьба (Соперничество).

Борьба с самим собой или с другим человеком является попыткой разрешить внутри- или межличностное противоречие путем подавления одной из сторон конфликта. Такая стратегия включает различные приемы давления на партнера с целью ослабления его позиции и соответствующего усиления собственной. В результате это может привести либо к принятию противостоящей стороной предлагаемой ей позиции, либо, по крайней мере, к отказу от своей позиции и выходу из ситуации.

В интерперсональном взаимодействии подавление другого выступает в форме доминирования — стратегии, ориентированной на свои собственные интересы при пренебрежении интересами партнера и его позицией. Такая стратегия может обеспечить человеку возможность тактического выигрыша в какой-то конкретной ситуации, однако вызывает негативную реакцию окружающих и постепенно приводит к осложнению отношений с ними. Впоследствии такой человек начинает испытывать трудности в решении проблем, зависящих от других. С этим и связана общая оценка, которую дают конфликтологи стратегии доминирования. Чем более долговременные отношения связывают участников взаимодействия (семья, совместная работа и т.п.), тем более важным является сохранение их отношений, а не получение выигрыша за счет подавления партнера.

в) Диалог.

Собирательным понятием диалога могут быть объединены стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего.

Отечественные исследователи в своих трудах опираются на концепцию диалога, разработанную М.М. Бахтиным. Диалог — это не всякий разговор с самим собой или с другим человеком. В диалоге обе смысловые позиции получают равное право выражения. Диалог противопоставляется монологу, в котором выражена лишь одна смысловая позиция. При таком понимании монолог сопоставим со стратегией доминирования, поскольку предполагает преимущественное воздействие одной, более активной стороны на другую.

Будучи вовлечен в межличностный конфликт, субъект нередко ведет воображаемый диалог с партнером, приводя аргументы в пользу своей позиции, высказывая свое мнение по поводу его точки зрения. Кроме того, в такой ситуации он может вести внутренний диалог и с самим собой.

Диалог многие современные авторы признают стратегией, в наибольшей степени способствующей конструктивному преодолению противоречий при решении проблем. Особенную ценность приобретают диалоговые стратегии при долговременных отношениях партнеров, когда залогом конструктивного разрешения будущих противоречий становится взаимопонимание и сохранение доброжелательности.

2.6.4 Конфликтное взаимодействие

Поскольку решающее значение в конфликтном взаимодействии имеют стратегии, развиваемые конфликтующими сторонами, важной задачей становится возможность выявления влияния этих стратегий на исход конфликта. Внимание ученых сосредоточено в основном на двух типах взаимодействия в конфликте: конкурентном и кооперативном, которые в реальной ситуации могут переходить друг в друга. Так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон. Неудачи силового решения вынуждают участников к возобновлению переговоров.

Выбор стратегии взаимодействия в свою очередь зависит от ситуационного контекста взаимоотношений сторон, который обусловлен:

характером ситуации (конкурентным или кооперативным: кооперативные отношения порождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем);

прежним опытом отношений сторон (позитивный
опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором, а негативный опыт — отрицательным фактором, влияющим на развитие нового конфликта; на основе прежнего опыта отношений формируются установки сторон на тот или иной тип взаимодействия
с партнером);

наличием благоприятных и неблагоприятных условий, в том числе «третьих сил», заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта;

поведением партнера в ситуации.

Важнейшими регуляторами взаимодействия сторон являются образы конфликтной ситуации, включающие отражение происходящего, образы участников конфликта и их интерпретацию, независимо от своей истинности.

Существует нормативная регуляция конфликта, обусловленная:

— стремлением участника конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действий;

— существованием правил конфликтного взаимодействия;

— культурными и этическими нормами конфликтного взаимодействия.

Участники конфликтного взаимодействия могут иметь тенденцию к противопоставлению себя и другого. Образы противостоящей стороны пристрастны. В восприятии преобладает тенденция к возложению на «другого» ответственности за конфликт и к приписыванию ему отрицательных качеств. Таким способом производится обесценивание позиции противника и усиление собственной. В условиях конфликта может также наблюдаться явление «двойного стандарта». Оно проявляется в существовании разных нормативов «для себя» и «для другого», приписывание одним и тем же действиям разного смысла: собственное поведение интерпретируется как вынужденное, предопределенное в большей мере ситуативными факторами и действиями противоположной стороны, в то время как действия «другого» интерпретируются как преднамеренные.

Критерием морального обоснования своей позиции для участников конфликта служит понятие справедливости. Однако представление о справедливости само зависит от позиции участника взаимодействия и потому не может выступать реальным критерием в регуляции отношений

Конфликтное взаимодействие происходит по «правилам», которые могут иметь скрытый характер и приниматься участниками взаимодействия как «нечто само собой разумеющееся» и потому не всегда осознаются ими. «Правила» взаимодействия могут изменяться в зависимости от особенности ситуации (например, для ситуации взаимодействия с начальником, коллегой и подчиненным могут существовать разные правила).

В конфликтном взаимодействии участники либо стараются оказать одностороннее влияние на противоположную сторону, либо стремятся выстроить с партнером диалог. С точки зрения этики, конфликт может вестись по правилам «честной» или «нечестной» игры (партнер может рассматриваться как средство достижения цели или, наоборот, помеха на пути к ней, то есть противника пытаются либо использовать, либо нейтрализовать).

Существуют определенные виды психологического влияния (воздействия на мотивы, ценности партнера, на его представления о сложившейся ситуации, эмоциональные состояния и т. д.): убеждение, внушение, заражение, просьба, принуждение, игнорирование, манипуляция и др. Большая часть видов влияния имеет амбивалентный характер, то есть может носить как конструктивный характер, так и деструктивный, в зависимости от целей партнеров и особенности ситуации.

Выделяют три модели развития конфликта в зависимости от прежнего опыта отношений конфликтующих сторон. Прежний опыт разрешения конфликтов задает определенную установку участников на тот или иной тип взаимодействия. Установки в свою очередь начинают определять такие характеристики конфликта как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, объем предметы разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него. В соответствии с этим выделяются:

модель сотрудничества,

модель кооперации,

модель конкуренции.

Сотрудничество ориентировано на сохранение позитивных отношений и поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Такая модель развития конфликта приложима к взаимоотношениям в стабильной семье или между близкими друзьями. Используемые при этом стратегии разрешения конфликта можно определить как диалог.

Кооперация предполагает стремление участников конфликта «решить проблему». Такая модель описывает взаимодействия сторон с опытом прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта «недоговоренности». Кооперация — это стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон. Такую стратегию можно считать уходом от разрешения конфликта.

Конкуренция как тип взаимодействия характеризуется отсутствием у участников желания разрешить возникшее между ними противоречие. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной. Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшим негативные эмоциональные компоненты — неприязнь, враждебность и т.д. Такой тип взаимодействия может быть описан как борьба.

2.7 Завершение конфликта

Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта — это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие:

1)  полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе;

2)  прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;

3) ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон;

4) трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию;

5) постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения;

6) механическое уничтожение конфликта;

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта:

1) установление действительных участников конфликтной ситуации;

2) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;

3) изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;

4) определение истинной причины возникновения конфликта;

5) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Урегулирование конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Для урегулирования конфликта необходимо прежде всего проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые действия:                      

а)  выяснить причины, а не поводы конфликта;

б)  определить зоны конфликта, т.е. включенность определенных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон);

в)  выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки, объяснения причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к невозможности урегулирования конфликта);

г)  при анализе конфликтных ситуаций необходима беспристрастность;

Урегулирование конфликтов предполагает:

•  повышение открытости и взаимного доверия конфликтующих сторон;

•  налаживание их прямых контактов друг с другом;

•  организацию открытого, непредвзятого обсуждения и совместного анализа сложившейся ситуации или же (в крайнем случае) прекращение всех контактов оппонентов друг с другом;

•  воздействие на конфликтующие стороны в интересах урегулирования конфликта.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.

Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Заключение

То, что конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание. Изучение этого сложнейшего и интереснейшего явления складывалось в психоаналитической и социологической школах, и включало в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

Конец 19 – начала 20 веков можно обозначить как эпоху «конфликтобоязни», когда исследователи в области социологии считали наличие конфликта в обществе – отклонением. И интересы их были сосредоточенны на поиске возможности  избегания конфликтов, а не на  их изучении. Страх перед конфликтом, как и любой другой страх — плохой советчик. И если опираться на него как на главное основание исследований и практики конфликта, то понятно, почему  за много веков так называемого культурного бытия мы по-прежнему имеем в качестве самого убедительного аргумента в любом споре — демонстрацию или применение силы. Все искусство конфликта  сводится к умению победить противника. Способность к эффективному поведению в конфликтах не подразумевает способности эффективно осуществлять сотрудничество. Такая неравномерность в распределении научных усилий и ресурсов порождает умение более успешно вести войну, чем вершить мирные дела.

Однако поворот произошел несколько в другую сторону: стала активно оформляться так называемая конфликтная модель устройства общества. Ее последователи рассматривали конфликт — как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. В это время были раскрыты условия, факторы возникновения конфликта, их острота, длительность и функции.

Более глубокое исследование феномена конфликта представляет психологическая наука. История психологической науки демонстрирует эволюцию представлений о конфликтах. Различные, часто противоположные точки зрения на природу человека и его взаимоотношения с окружающим миром выявляют и разные измерения конфликтный явлений.

Конфликтом, в самом что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон. Однако жизнь доказывает, что конфликты сопровождают все наше существование в тех или иных формах, и полностью от них избавиться вряд ли представляется возможным. Следовательно, необходимо изучить и освоить своего рода «технику безопасности», применение правил которой если и не позволит полностью избегать конфликтов, то хотя бы уменьшить их количество и напряженность и вовремя умело их разрешать, приходя в процессе совершения последовательных миротворческих действий к взаимоприемлемым результатам. Нужно учиться мирному улаживанию проблем, дабы не вываливать собственный душевный мусор на головы ближних. Более того, существует необходимость признать ежедневные конфликты с самими собой, поскольку они приносят в жизнь хаос, который порождает внутренние проблемы, в дальнейшем проецируемые на окружающих, приписывая им свои собственные страхи и страсти. Надо признать, тот факт, что конфликты неизбежно ведут к саморазрушению самих конфликтующих. Дело даже не в физических или эмоциональных столкновениях. Само подсознание неизбежно разворачивает все обвинения на самого их выразителя. Нарушения коммуникации, обязательные при конфликтах, дорого обходятся участникам столкновения. Поэтому искусство разрешения конфликтов можно считать одним из жизненно необходимых, подобно искусству разговаривать или лечить.

Как ни странно, осознанный анализ конфликтов и поиски путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон существенно продвигает человека по пути самопознания и помогает разобраться во многих хитросплетениях внутренней жизни. Обычно люди весьма поверхностно относятся к большим, а тем более к малым столкновениям повседневности, потому редко достигают понимания истинных причин конфликтов. Однако для каждого желающего интенсивно трудиться и испытывать подлинную радость от жизни необходимо настойчивое и усердное овладение искусством умело и конструктивно общаться, для того, чтобы тебя понимали; чтобы знать, чего ты на самом деле хочешь. Последнее же достижимо при согласии на время занять позицию собеседника и рассмотреть ситуацию с его точки зрения. Причем это необходимо произвести не только сердечно, но и интеллектуально, что уже само по себе является важнейшим признаком высокой психологической культуры.

Стремление к полной бесконфликтности и жажда любой ценой оградить себя от любых столкновений представляет собой опаснейшею иллюзию. Без напряжений и преодолений жизнь попросту немыслима. Противоречия совершенно естественны и необходимы. Однако психологически культурный человек умеет разрешать их без битв и катастроф: посредством активного поиска общего знаменателя, объединяющего внешне столь непохожие одна на другую точки зрения.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. – Учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2006 – 363 с.

Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте. – учебное пособие/ Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – 2 е изд. – СПб: Питер, 2004. – 224 с.

Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные  пособия»).

Ростов-Н/Д: «Феникс», 1998.— 480с.

Крысько. В Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

Моргунов Е. Бизнес-конфликтология / Евгений Моргунов, Надежда Рязанова/ Управление персоналом. -2005. – № 16. с. 9 – 72

Цой Л.Н.  Практическая конфликтология. Книга первая — М 2001 —   с 233.