Внимание
1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
3. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
4. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
5. Предлагайте детям: повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;
неоконченные фразы, которые нужно закончить;
вопросы , на которые нужно ответить.
6. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
7. Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
8. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
· анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
· осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
· классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
· устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.
4. Использовать игры и упражнения для развития памяти при организации досуга.
В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
Воображение
Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.
Мышление. Речь.
Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
1. Играя со своим ребенком используйте задания на:
· сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
· классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;
· нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
· складывание целого из частей (разрезные картинки);
· последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
· осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
· задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
· после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
· развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
· упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
· учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет
... зарубежной литереатуре. .Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет. . Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет. . Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет. Методы исследования: ... идей» [22, с. 36]. И. Кант отыскивает связь памяти с рассудком, с воображением, излагает свое деление памяти на «механическую», «символическую» и «систематическую». Ряд психологов: ...
· катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
· разминать пальцами пластилин;
· запускать пальцами мелкие волчки;
· сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
· делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
· двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
· показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее три, четыре, пять;
· барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
· махать в воздухе только пальцами;
· кистями рук делать «фонарики»;
· хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
· собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
· нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
· наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
· завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
· застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки
ключиком.
Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.
Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников.
Уважаемые родители, дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
... другие формы девиантного поведения среди подростков. Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как можно выражать ... этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта). Но такие ...
Рекомендации для родителей по развитию восприятия: Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. Учить соотносить предметы по величине. Учить способам распознающего наблюдения. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Формировать умение составлять из частей целое. Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией. Различать основные признаки разных времен года. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана — схемы. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формирование сенсорных эталонов формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и упражнения на развитие восприятия: «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану — схеме).
«Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
«Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
«Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
«Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
«О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
«Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
«Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).
9ВНИМАНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ ПРИ ПОЗНАНИИ РЕБЕНКОМ МИРА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАПРАВЛЕННОСТИ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ ПСИХИКИ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ. ИЗ ОГРОМНОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ, НЕПРЕРЫВНО ИДУЩЕЙ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, БЛАГОДАРЯ РАБОТЕ ВНИМАНИЯ РЕБЕНОК ВЫБИРАЕТ ТУ, КОТОРАЯ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА, ЗНАЧИМА И ВАЖНА ДЛЯ НЕГО.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ: Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»).
Игры — головоломки. Загадки. «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета». «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них ...
«Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
ИГРЫ «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ», «НАЙДИ ПАРУ»
ИГРЫ «НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ», «НАЙДИ ОДИНАКОВЫХ МЕДВЕЖАТ»
ПАМЯТЬ Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.) «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
«Следопыт» (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
Возрастные особенности детей 3 – 6 лет
... найдена, когда он примет Господа Иисуса Христа своим Спасителем. 2. Ребенок заинтересован участвовать вместе со взрослыми в служении. Они способны сидеть тихо и слушать Слово Божье. ... мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы». Предлагаем: Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя» (Ис.65:5), ...
«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
МЫШЛЕНИЕ — ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБОБЩЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВАЖНЫМ ПРОЦЕССОМ ПОЗНАНИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ: Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью. Составлять группу из отдельных предметов. Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам. Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. Учить сравнивать предметы. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами. Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Побуждать детей делать самостоятельные выводы. Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения. Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. Учить ребенка устанавливать причинно — следственные связи. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи. Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ: «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
«Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый — легкий», «сильный -слабый», «легкий — тяжелый и др.).
«Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы. Загадки.
ВООБРАЖЕНИЕ — ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРЕДМЕТА ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ. Как развивать воображение у дошкольника: Использовать заменители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3-4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.
Развитие творческой личности ребенка
... выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход. Воображение - психический процесс, выражающийся в построении ...
Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов. Пространственное воображение Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве. Создание и реализация плана задуманного. Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.