Общество как предмет исследования. Социальная реальность и социальное познание

Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а так же исторически конкретный тип социальной системы (буржуазное общество и др.).

С философской т.з., общество — универсальная человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т.д. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений, изучение конкретных типов общества, изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе с тем общество — специфический предмет философского анализа. Дело в том, что, выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира, — таких, как религия, искусство, нравственность, — исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, т.е. общество как определённую целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, направлении, произведения искусства, мы уже устанавливаем его место внутри социально го целого.

Исследуя природу власти, мы прежде всего рассматриваем власть как способ регуляции системы совместных человеческих действий. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное — все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства. Общество как целостная система — многоаспектное, «многоизмеримое» образование; невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель общества, исходя из какого-то одного его «измерения». Более того, такие попытки ведут к неизбежному упрощению и искажению социальных процессов. Можно обратиться к «социальной динамике», попытаться определить причины социальных изменений, их направленность, выделить этапы социальных изменений. Можно рассматривать «социальную статику» — рассмотреть структуру общества, закономерности его функционирования. Подход к обществу как структурно-функциональному единству также м.б. различным. Общество можно исследовать как совокупное человеческое существование, как сумму индивидов, объединённых в определённые группы (семью, коллектив, партию, класс, нацию) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями).

13 стр., 6109 слов

Раннее материнство как объект социального изучения

... организаций. Предмет исследования - раннее материнство как объект социального изучения. Цель исследования - выявление основных причин, мотивов раннего ... матери. 1.2 Социокультурный, психологический и философский подход к определению материнства Изучение материнства в настоящее время становится ... качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и ...

Общество можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных), которые складываются и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, «узник совести», как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, — «загадка мироздания» ( Кант И.).

Такой подход часто называют «институциональным» («социальный институт» — система устойчивых, постоянно воспроизводящихся связей м. людьми, как правило, организационно оформленных).

Другие исследователи несколько по-иному формулируют сущность данного аспекта исследования, выделяя в качестве основной «единицы» исследования сферу общественной жизни. Общество может также изучаться как система общих структур человеческой деятельности, т.е. как совокупность целей, норм, функций, образцов, технологий, принципов, правил. В истории социально-философской мысли сложились два подхода к пониманию общества. Один из них Поппер К. назвал методологическим психологизмом или методологическим индивидуализмом. Общество в рамках такого подхода рассматривается как продукт «человеческой природы». Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается «первичным» по отношению к обществу. Жизнь общества определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощённые в планы, программы. Общество в этом случае рассматривается лишь как совокупное человеческое существование: «соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое» (Дж.Ст.Милль).

Такой подход развивается в работах философов Просвещения в основном в рамках теории «общественного договора». Такая теория признаёт существование «досоциальной» личности. Во втором случае общество рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Такую позицию часто называют «холизмом» (греч. holos — целый).

Холистическая концепция общества развивалась в рамках эволюционизма Спенсера Г., идеи холизма присутствуют в теории американского социолога и философа Парсонса Т. Попытка объединить эти два подхода была предпринята в марксизме, в концепции Вебера М.

 

Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта. Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

7 стр., 3393 слов

Психология социального познания

... тера­пии) и др. 3. Социальное познание как основа социальной адаптации человека в современном обществе В основе социального познания лежат три аспекта социального взаимодействия личности с окружающим миром: ... общения с требованиями морали и культуры общества и данной социальной группы, в частности. Изучением проблемы социального познания, формирования социального опыта человека на разных возрастных ...

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие «социальное познание» употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: » Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием»

Основная задача социального типа знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.

социальное познание — это огромный мир, богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.

И действительно, это — особый мир со своими проблемами, методами, подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших глазах.

 

16. Социальная динамика:модели, закономерности, перспективы

Термин «социальная динамика» как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. В современной западной социологии разработка проблемы социальной динамики связана с именем П.Сорокина, полагавшего, что «подобно физиологии человеческого организма, которая изучает основные физиологические процессы, повторяющиеся в человеческих организмах, «социальная физиология», или динамика, концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп» . Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором — циклические. В нашей литературе понятию «социальная динамика» до последнего времени отказывалось в статусе научной категории. Более того, в специальных справочных изданиях подчеркивалось, что данный термин сохранил свой смысл лишь в исследованиях по истории и социологии. Между тем понятие «социальная динамика» отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом.

Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие «социальная динамика» вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне — направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В общественной жизни широко распространены циклические процессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены к случайным и кратковременным явлениям в наступательном движении общества, к частичным «отклонениям» от основной восходящей линии, как это нередко представляется в рамках сугубо прогрессистского подхода к интерпретации социального развития.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом. Развитие взглядов на социальную помощь в европе и америке Как известно, XVIII в. для ... предложений в органы государственной власти и местного самоуправления. Основные направления (виды) социальной работы. ✓ социальный диагноз; ✓ социальная терапия; ✓ реабилитация; ✓ профилактика; ✓ контроль: ✓ страхование; ✓ обслуживание; ✓ попечительство и ...

Можно выделить два класса циклических изменений — системно-функциональный и исторический. Системно-функциональный цикл отражает социальные изменения в рамках одного качественного состояния, причем конечный результат серии изменений становится исходным пунктом новой серии аналогичных изменений. В результате разрешения в рамках данного качества возникающих противоречий происходит неоднократное чередование подъемов и упадков, повторение одних и тех же фаз функционирования социальной системы. Следует подчеркнуть, что воспроизводство социального качества в неизменном виде не означает полного содержательного тождества начала и конца цикла, и, таким образом, системно-функциональные циклы в действительности суть квазициклические, якобы круговые процессы. Развитие общества в порядке социально-функциональных циклов свидетельствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности (этносы, классы, страты); воспроизводятся устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе; воспроизводятся политические, общественные и иные институты. Таким образом осуществляется саморегуляция общества. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние — происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования и сохранения общества, и особенно наглядно это обнаруживается в обществах, относительно замкнутых по отношению к внешнему миру.

Исторический цикл является единством процессов генезиса, расцвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет определенный срок жизни, по истечении которого прекращает свое существование. Разумеется, исчезновение социального организма не происходит абсолютно бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь с ним возникших на его месте образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных государств, которые в эпоху Возрождения и Новое время обогатили многие унаследованные достижения Римской культуры. Но в этом случае правомерно говорить уже об исторических циклах вновь образовавшихся государств. Чрезвычайно большое место в исторической действительности занимают линейные процессы. При этом сущность линейного типа социальной динамики не исчерпывается линейным прогрессом — другой исторической формой его реализации выступает линейный регресс, как нисходящая линия в развитии общества, когда происходит процесс сужения функциональных возможностей социальной системы, приводящий в конечном счете к тупиковым ситуациям в общественном развитии. Линейный прогресс и линейный регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль.

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... сил. Личность включает три структуры: эго (все, что человек осознает), личное бессознательное (хранит подавленный, вытесненный из сознания материала, скопления связанных между собой мыслей и чувств = ... одной проекции – личность как субъект деятельности. А.Н.Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности – на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального ...

Рассматривая соотношение линейного прогресса и линейного регресса, обратим внимание на следующее обстоятельство. Их понимание как разнонаправленных векторов исторического развития нередко приводит к значительному смещению этого акцента во времени. И если линейный прогресс рассматривается направленным в будущее, то линейный регресс воспринимается чуть ли не как движение вспять даже во времени, как своего рода «прогресс наоборот». В действительности же линейный регресс не должен трактоваться как простое повторение в обратном порядке ранее пройденных стадий и фаз. На новом временном этапе социального развития существуют иные условия, иная общественная среда, и поэтому повторение старого возможно лишь прежде всего в отношении формы, хотя, разумеется, в известной степени это касается и содержания. Старые общественные институты невозможно реанимировать в их первозданном облике, ибо в новых исторических условиях они оказываются неспособными выполнять прежние свои функции. В этой связи правомерно говорить об ассиметричной направленности линейного прогресса и линейного регресса.

Отличительной чертой линейной динамики является ее кумулятивный характер, выражающийся в том, что каждое новое явление есть не механическое добавление к старому, а генетическое его продолжение.

Спиралевидный тип социальной динамики отражает совокупность генетически связанных процессов, отрицающих друг друга, и обнаруживается при суммировании большого количества данных на сравнительно длительных этапах исторического развития. В ходе каждого отрицания явление переходит не только в другое качественное состояние, но и в свою противоположность. В ходе последующих отрицаний явление вновь превращается в свою противоположность и одновременно как бы возвращается в свое исходное состояние, но возврат этот к якобы старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. В плане социально-онтологическом данный тезис можно проиллюстрировать на примере витка спирали, связанного с отрицанием первобытной общественной собственности частной, которая сегодня, в свою очередь, отрицается процессами обобществления и социализации. В плане социально-гносеологическом можно сослаться на такой виток: античная диалектика — многовековое господство метафизики в философии и естествознании — возвращение к диалектике. Вполне понятно, что в обоих случаях перед нами лишь якобы возврат, совершающийся на качественно новом уровне.

соц.реальность всегда находится в изменении движении и развитии.

-в древнем египте – миром управляют боги. Боги не познаны,сл-но движение мира не предсказуемо.

-в др.греции –анропоморфные сл-но будущее можно как то предсказать.

— ср.века – на все божья воля. У чел истории есть начало и конец. Власть, испытания – все от бога.

— восточ. Мировоз. – миром правит принцип, управляя изнутри (Дао).

3 стр., 1240 слов

16. Психика, мышление, сознание

... мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности. Сознание человека отличается от сознания внешних животных. • большей глубиной; • рефлексией, ... конфету». Лишь позднее она ска­жет: «Дайте мне конфету». Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена. Сознание — это психика человека, достигшая ...

Модели соц. динамики. 1.соц. динамики нет. Движется все по кругу (библия).

2.динамика цеклична. 3.в соц. реальности существуют линейные модели: — общество однократно проходит ч/з определенные этапы, движение не обратимо. –идея регресса (к худшему, Ж-Ж русо) – идея прогресса (э. просвещения).

–спиралевидная модель развития. На первом витке спирали происходит отказ от определенного качеств, но на новом витке оно возрождается на более высоком уровне.

Синергическая модель соц. динамики: 1.существует не одна единственная возможность соц. развития, но вместе с тем этих возможностей существует бесконечное количество. 2. В любой соц. системе присутствует и хаос и порядок, но в разных пропорциях. Хаос-условия порождающий новый порядок (войны).

3. Изменения в соц. системах происходит волнообразно (теория Чежевского) 4. Соц. система развивается не линейно, по типу бифуркаций – развилка.

 

Проблема сущности человека в философии.

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-«в здоровом теле-здоровый дух»; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека).

В средневековой философии: образ человека-теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека-А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы. Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени-механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.Проблема становления человека в условиях развития — проблема антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество. Проблема человека — есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек — ручное животное. Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда. Человек — Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек уникален — он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

10 стр., 4584 слов

Проблема человека в современном гуманитарном знании

...   Желаем успехов!   ПРОГРАММА КУРСА «Социальная психология личности» Проблема человека в современном гуманитарном знании Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность в системе социальных ...

Классификация:

· Субъективистский подход: человек — его внутренний субъективный мир.

· Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования.

· Синтезированный подход: субъективный и объективный.

Психосоциогенез сознания. Сознание и сфера бессознательного.

Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и пр.Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал причину своего скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются из-за какого-нибудь пустяка — уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознавая этой причины. Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету градациями и уровнями, начиная от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученый насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить. Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая — сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают, например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного перспективного значения того, что он сделал. Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления. Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают. Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их. Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...

... времени, месте нахождения, которое выясняет уровень сознания (ясное, омраченное, исключенное), адекватность самооценки, наличие нарушений восприятия, мышления. Экспериментально психологические методы исследования больных ... часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и ...

20. Мышление: его сущность и основные формы.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает в трех основных формах: — ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (цвета, формы, запаха, вкуса); — восприятие — это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств; — представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

26 стр., 12516 слов

Развитие и взаимосвязь речи и мышления

... возможно познание нового закона или явления. Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае -- выражает ли ... Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие -- обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных ...

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек стремиться установить причины явлений, приникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного, чувственного отражения. Так осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Итак, мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений — такова сущность человеческого мышления. Основные особенности мышления: — мышление отражает действительность в обобщенных образцах. В отличии от чувственного познания — мышление абстрагируется от единичного, выделяя в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы;

— мышление — процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника; — мышление неразрывно связанно с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы; — мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности. Однако как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления. Рассмотрим основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, — как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий).

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Где объем — это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание — это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется и расширяется.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение — форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между ними. Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что — либо утверждается или отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается).

Так, в суждении «закон не имеет обратной силы» предикатом является «не имеет обратной силы». В суждении выражаются не только знание о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления»).

Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения. Умозаключение — вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи между явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Перейдем к видам мышления. Одним из генетически ранних видов мышления является наглядно-действенное мышление, в котором преимущественное значение приобретают действия с предметами. Ребенок, как и наши предки, действует с предметами, расчленяя и объединяя их, наглядно соотнося отдельные части. На основе наглядно-действенного мышления возникает наглядно-образное мышление. Если рассматривать уже выше приведенный пример, то постепенно ребенок после наглядного соотношения отдельных частей, начинает действовать с образами этих предметов в уме. Для этого вида мышления характерно оперирование наглядными образами, а не реальными предметами. Высшей степенью развития мышления является абстрактное мышление, мышление в форме понятий и рассуждений (например, установление причин явления при помощи умозаключения).

Мышление отдельных взрослых людей также можно разделить на преимущественно образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный вид. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления.